дидактические материалы для 9 класса по русскому языку

Федорова Екатерина Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Вставьте пропущенные буквы, выделите корни, поставьте ударение. Расставьте запятые.

  1. Средь п....лей необозримых в небе ходят без сл....да обл....ков неул....вимых в...л....книстые стада.
  2. Т.....мленье страшное разлуки мой стон м....лил не прерывать.
  3. Р....скошной Грузии д....лины к....вром раскинулись вдали.
  4. Необозримое поле бл....стит мокрой з...л...нью и расст.....лается до самого г....ризонта в него уп...рается линия (ярко)з....леной межи.
  5. Меня проб....рала дрожь и нач....нало кл....нить ко сну.
  6. М....лодые деревья р....сли очень тесно ничей топор еще не к.....снулся их стройных стволов.
  7. Мать тщательно соб....рала кусочки разорванных черновиков прокламаций и сж....гала их.
  8. Три дня у Ниловны  др....жало сердце зам....рая каждый раз как она вспоминала что в дом придут какие-то чужие люди.
  9. П....рою Софья гибко накл....няясь срывала п....левой цветок и легким прик....сновением тонких быстрых пальцев любовно гладила др....жащие л.....пестки.
  10. Владимир возвр....тился – ключ лежал на столе.

Вставьте пропущенные буквы, выделите корни, поставьте ударение. Расставьте запятые.

  1. Средь п....лей необозримых в небе ходят без сл....да обл....ков неул....вимых в...л....книстые стада.
  2. Т.....мленье страшное разлуки мой стон м....лил не прерывать.
  3. Р....скошной Грузии д....лины к....вром раскинулись вдали.
  4. Необозримое поле бл....стит мокрой з...л...нью и расст.....лается до самого г....ризонта, в него уп...рается линия (ярко)з....леной межи.
  5. Меня проб....рала дрожь и нач....нало кл....нить ко сну.
  6. М....лодые деревья р....сли очень тесно ничей топор еще не к.....снулся их стройных стволов.
  7. Мать тщательно соб....рала кусочки разорванных черновиков прокламаций и сж....гала их.
  8. Три дня у Ниловны  др....жало сердце зам....рая каждый раз, как она вспоминала, что в дом придут какие-то чужие люди.
  9. П....рою Софья гибко накл....няясь срывала п....левой цветок и легким прик....сновением тонких быстрых пальцев любовно гладила др....жащие л.....пестки.
  10. Владимир возвр....тился – ключ лежал на столе.



Предварительный просмотр:

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки, подчеркните грамматические основы предложений.

  1. Жгло южное солнце трудно было дышать от пыли.
  2. Конец шпаги Лермонтова переломился тогда противники взяли пистолеты. Барант пром…хнулся Лермонтов выстр…лил в сторону.
  3. Шумит тр…пинка милая шумит высокий клен.
  4. В воздух поднялись тучи пыли взл…тели тревожно каркая с бл…жайших деревьев вороны и галки.
  5. Победно шла весна все цвело березы стояли в зеленом дыму верба уже осыпала свои сере…ки легли ландыши подымались травы.
  6. В открытые окошки возка вл…вается летняя теплынь одуряюще  пахнет (свеже) скоше(н,нн)ым сеном.
  7. Г…рели костры жарилось мясо в котлах больно секла лицо высокие мертвые травы шуршали по ветру.
  8. Вот (вот) бурно начнут сходить снега полезут из земли тюльпаны на краткий срок пр…вр…щая степь в (пестро)цветный восточный ковёр. Начнется весе(н,нн)ий перелёт птиц над становьем по ночам с курлыканьем потянутся журавлиные и лебединые стаи.
  9. Все так(же) светит солнце текут облака волнуется море.
  10. Смеркалось гряды сплошных облаков синели холодели дышали зимою.
  11. Ночью лил дождь  мокро шумело по крыше сад то и дело бледно но широко, сказочно оз…рялся.
  12. День был теплый  пасмурный нав….лило много свежего снега.
  13. Солнце садилось свет его был красноватый летела мелкая розовая листва по алле… дул холодный ветер.



Предварительный просмотр:

Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

  1. Мое утро понедельника всегда начинается одинаково пищит будильник я бью его ладонью (никогда не промахиваясь) и переворачиваюсь на другой бок.
  2. Я широко раскрыл глаза посреди поляны мирно пощипывали траву два (светло)серых теленка.
  3. Мгновение все опять потонуло во мраке.
  4. «Герой нашего времени»  это грустная дума о поколении 30-х годов 19 века.
  5. Пока доедем стемнеет.
  6. Он засмеется все хохоч…т; нахмурит брови все молчат.
  7. День пригреет возле дома пахнет позднею травой.
  8. Комары запищали запасайся плащами.
  9. И мирное майское солнце освещало все это и хлеб на маленьких полях и красную черепицу крыш и добродушно раскланивающихся по утрам хозяев.
  10. Оно и всегда так серьезная работа старого мастера молодит, юнца мужает.
  11. Познай, где свет поймешь, где тьма.
  12. Сказала что(то) я он начал хохотать.
  13. Не успеешь оглянуться минул уже год.
  14. Он не мог слышать о чем говорят плотно закрытые рамы пропускали только общий речевой фон отдельных слов нельзя было разобрать.
  15. Я сидел у дороги поджидая своего спутника  и нервничал время шло а так мало было еще сделано.
  16. Смотреть на солнце уже было не больно окутанное вечереющим небом оно утратило ослепительный свет.



Предварительный просмотр:

Зачетная работа.

Виды придаточных предложений.

1 вариант.

Теория.

  1. Назовите виды придаточных предложений.
  2. Какие придаточные предложения называются определительными,  обстоятельственными времени, уступительными, сравнительными.

Практика.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания.  Определите вид придаточных.

        

        Особенно мне запомнилось как Евгения Лаврентьевна рассказывала о великом химике Бутлерове. Восьмилетнего Сашу Бутлерова отдали в пансион в городе Казани. Там он увлекся химией. И вот когда ему было десять лет он в своей тумбочке возле кровати устроил (не)большую лабораторию. И когда дети однажды играли во дворе вдруг раздался оглушительный взрыв. Воспитатель побежал в помещение и вытащил оттуда Сашу Бутлерова у которого были обожжены брови и волосы. Эксперимент закончился (не)удачей. Бутлерова решили наказать. В этом пансионе где он учился детей не секли розгами хотя в других учебных заведениях розги были в большом ходу, и вот Бутлерова за его «преступление» посадили в темный карцер а из карцера его несколько раз выводили в общий обеденный зал с черной доской на груди на которой крупными буквами было написано: «Великий химик». Они это написали желая поиздеваться над мальчиком но оказалось что они предсказали его будущее. Потому что он действительно стал великим химиком.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа

Сложносочиненное предложение

1 вариант

Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте пропущенные запятые, подчеркните грамматические основы. Сделайте полный синтаксический разбор выделенных предложений.

  1. Все пришло в движение и хоть бы кто(нибудь) мог что(либо) понять.
  2. Огромная птица бесшумно парила над лугом что(то) высматривая и ветер от крыльев пр…гибал ст…лил могучие травы.
  3. Солнце погасло за горами и только широкое (кроваво) золотое зарево весеннего заката великолепно пылало и медленно гасло на пр…чудливых облаках.
  4. (По)прежнему было тепло и чувствовалась близость к земле и (по)прежнему медленно двигались в небе серые тучи не угр…жая дождем.
  5. Вокруг все благоговейно безмол…ствовало и гнев его мало(по)малу начал остывать.
  6. У нее были прекрасные, густые (светло)каштановые волосы вьющиеся от природы и серые глаза бл…стевшие каким(то) стальным и твердым блеском и в них как бы навсегда осталось суровое и (пугливо) настороженное выражение.
  7. Сердцевина дерева была темно(бурого) цвета и ок…ймлялась почти белым наружным слоем.
  8. Кусты шиповника уже отцвели и теперь ярко(оранжевые) плоды красиво выделялись на зеленом фоне.
  9. Дорога лежала большею частью по голой степи и кое(где) лишь ныряла в холмы и перелески.
  10. Целый день лил дождь и волей(неволей) мы весь день просидели дома4.
  11. Откуда(то) доносилось мычание коров и горласто с разных сторон пели петухи4.
  12. Где(то) очень далеко загудел ветер и медле…но(медле…но) на маленьком столике у окна зашевелился светлый круг от свечи4.


Предварительный просмотр:

Контрольная работа

Сложносочиненное предложение

2 вариант

Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте пропущенные запятые, подчеркните грамматические основы. Сделайте полный синтаксический разбор выделенных предложений.

  1. Они пошли по улице огороже…ой стенами складов и свернули к реке.
  2. Вечерело и с наступлением сумерек пустели улицы города.
  3. Туман не пр…пускал лучей солнца и контуры судна всплывали очень медленно.
  4. Узкая тропинка изв…ваясь и петляя вьется по лесу и покрывающая ее трава кажется золотистой от лучей утреннего солнца.
  5. В ветреные дни деревья вдоль тропинки встревоже…о ра…качиваются и на тропинку л…жатся темные кудрявые тени.
  6. Скоро покажутся на тропинке идущие за грибами местные жители с плетенными из прутьев корзинами или пробегут за ягодами юные румяные девушки.
  7. Мать хотела еще что(то) сказать но на улице зала…л Дружок и она выбежала из избушки.
  8. Укутала меня мамка как девчонку а я вовсе не простыл.
  9. Может Санька и врал про домовых но все равно страшно было его слушать.
  10. Деду было холодно в горах и он с вершины сухой лиственницы глухо просил голосом филина шубу.
  11. Дед долго засыпал и успокаивался. Гасла его трубка и остывало небо за горой4. Дед дышал и на реку выползали легкие полосы тумана4.
  12. Тогда лучи уже догорали и на море туман густел4.
  13. То сам себя не понимал я то мир меня не понимал.


Предварительный просмотр:

Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Укажите, чем они выражены.

1.Погода уже три дня стояла тихая и теплая. На улицах (не) было видно н... клочка снега и грязное место зам....нилось бл...стящей мостовой и быстрыми ручьями. С крыш уже ст...кали последние капли и в пал...саднике на деревьях надувались поч...ки. На дворе была сухая дорожка около крыльца между камнями з...ленела мшистая трава. Был тот особе(н,нн)ый  период весны который сильнее всего действует на душу человека яркое солнце, ручьи и протал...нки, п....хучая св...жесть в воздухе и нежно (голубое) небо.

        Все предметы были освещ...(н,нн)ы ярко и комната пов...селела. Какое (то) новое для меня чу...ство проникло мне в душу. Мокрая земля по которой кое (где) выб...лись (ярко)зеленые иглы травы бл...стящие на солнце ручьи пахучий сырой воздух и радостное солнце все мне говорило про красоту счастье и добродетель.

2. Бодро хорошо идти по земле ра...им утром. Воздух еще (не)ставший знойным пр...ятно осв....жает гортань и грудь. Солнце еще (не)вошедшее в силу гре...т бережно и ласко...о. Под косыми лучами утре...него света все кажется рельефнее выпуклее ярче и мостик через канаву и деревья подножия которых еще затопле....ны тенью а верхушки важно поблеск...вают румя...ые и яркие. Даже (не) большие (не)ровности по дороге и по сторонам ее бросают свои маленькие тени чего уж (не)будет в (пол)день.

        В лесу то и дело поп...дают...ся болотца черные и глянцевитые. Тем зеленее трава р...стущая возле них. Иногда из глубины леса прибежит ручеек. Он перес...кает дорогу и торопливо скрывается в лесу. А в одном месте к нашим ногам выполз из лесного мрака словно гиган...ский удав сочный пышный (не)стерпимо яркий поток мха. В середине его почти (не)естестве(н,нн)ой зелени струился кофейно(коричневый) ручеек.



Предварительный просмотр:

Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните написание причастий и прилагательных.

  1. Участники эксперимента были ограниче…ы во времени. – Необразова…ые люди часто бывают невежестве…ы и ограниче…ы.
  2. Стрелка на циферблате колебалась, потому что весы были еще не уравновеше…ы.  Моя подруга вспыльчива и неуравновеше…а.
  3. Ученые были озабоче…ы результатом опытов. – Туман сгущался, и лица летчиков были серьезны и озабоче…ы.
  4. Для проведения вступительных экзаменов  была образова…а приемная комиссия.  Выпускники университета культурны и образова…ы.
  5. Зрители были взволнова…ы игрой артистов. Игра актера была проникнове…а и взволнова…а.
  6. Идеи русской литературы прекрасны и возвыше…ы. – Придворные поэты были обласка…ы государем и возвыше…ы.
  7. Предъявленные обвинения скоропалительны и необоснова…ы. – С научной точки зрения выводы вовсе не обоснова…ы.
  8. Исполненная таланта, игра актера глубока и сдержа…а. Обещание сдержа…о.



Предварительный просмотр:

Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск. Я беспощадно погонял измученного коня, который, храпя и весь в пене, мчал меня по каменистой дороге.

Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно. Я скакал, задыхаясь от нетерпенья. Мысль не застать уже ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! — одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ее руку... Я молился, проклинал, плакал, смеялся... нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья! Бог знает, какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей... И между тем я все скакал, погоняя беспощадно. И вот я стал замечать, что конь мой тяжелее дышит; он раза два уж спотыкнулся на ровном месте... Оставалось пять верст до Ессентуков, казачьей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь.

Все было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на десять минут! Но вдруг, поднимаясь из небольшого оврага, при выезде из гор, на крутом повороте, он грянулся о землю. Я проворно соскочил, хочу поднять его, дергаю за повод — напрасно; едва слышный стон вырвался сквозь стиснутые его зубы; через несколько минут он издох; я остался в степи один, потеряв последнюю надежду. Попробовал идти пешком — ноги мои подкосились; изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал.

И долго я лежал неподвижно, и плакал, горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие — исчезли, как дым. Душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся.

Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно. Чего мне еще надобно? — ее видеть? — зачем? не все ли кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться.

Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок.

Все к лучшему! это новое страдание, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию. Плакать здорово; и потом, вероятно, если б я не проехался верхом и не был принужден на обратном пути пройти пятнадцать верст, то и эту ночь сон не сомкнул бы глаз моих.

(428 слов) (М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени)

Перескажите отрывок из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» от первого лица. Ответьте на вопрос: «Что вы можете сказать о характере Печорина на основании данного текста?»
Перескажите текст сжато.
Ответьте на вопрос: «Какие особенности лермонтовской прозы проявились в данном тексте?»