подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Федорова Екатерина Геннадьевна

задания к ЕГЭ 2014 года досрочный период. Материал взят с сайта ФИПИ. Также использованы материалы Н.А.Сениной, С.В.Гармаша

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Критерии оценивания ответа на задание С1

Баллы

I

Содержание сочинения

 

К1

 Формулировка проблем исходного текста

 

 

Экзаменуемый  (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.

 Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет

1

 

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.
 

0

К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

 

 

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста,  в комментариях нет

2

 

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста,  или  прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента,  или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста
 

0

К3

Отражение позиции автора исходного текст

 

 

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика)  исходного текста по прокомментированной проблеме.
Фактических ошибок,  связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет

1

 

Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,  или позиция автора исходного текста не сформулирована
 

0

К4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

 

 

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме,  поставленной автором текста  (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)

3

 

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме,  поставленной автором текста  (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов,  опираясь на знания,  жизненный опыт),  или  привёл только 1  аргумент из художественной, публицистической или научной литературы

2

 

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме,  поставленной автором текста  (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт

1

 

Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста  (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов,  или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально  (например:  «Я согласен / не согласен с автором»),  или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе
 
 

0

II

Речевое оформление сочинения

 

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью,  речевой связностью и последовательностью изложения: 
– логические ошибки отсутствуют,  последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текст

2

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка,  и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1

 

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки,  и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста 
 

0

K6 

Точность и выразительность речи

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.
*Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10

2

 

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли

1

 

Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи

 

0

III

Грамотность

 

K7

Соблюдение орфографических норм

 

 

орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

3

 

допущено не более 2-х ошибок  

2

 

допущено 3–4 ошибки

1

 

допущено более 4-х ошибок
 

0

K8

Соблюдение пунктуационных норм

 

 

пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

3

 

допущено 1–3 ошибки

2

 

допущено 4–5 ошибок

1

 

допущено более 5-и ошибок
 

0

K9

Соблюдение языковых норм

 

 

грамматических ошибок нет

2

 

допущено 1–2 ошибки

1

 

допущено более 2-х ошибок
 

0

K10

Соблюдение речевых норм

 

 

допущено не более 1 речевой ошибки

2

 

допущено 2–3 ошибки

1

 

допущено более 3-х ошибок
 

0

K11

Соблюдение этических норм

 

 

этические ошибки в работе отсутствуют

1

 

допущены этические ошибки (1 и более)
 

0

 К12.

 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

 

 

фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

1

 

допущены фактические ошибки (1  и более)  в фоновом материале
 

0

 

Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12)

23

 

При оценке грамотности  (К7–К10)  следует учитывать объём сочинения.  Указанные в таблице    нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов.

Если в сочинении менее 70  слов,  то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным.

При оценке сочинения объёмом от 70  до 150  слов число допустимых ошибок четырёх видов  (К7–К10) уменьшается.

2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:

  • К7 – орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка);
  • К8 – пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка).

1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

  • К7 – допущено не более 2-х ошибок; 
  • К8 – допущено 1–3 ошибки;
  • К9 – грамматических ошибок нет;
  • К10 – допущено не более 1 речевой ошибки.

Высший балл по критериям К7–К12  за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1−К12) оценивается нулём баллов.

Если в работе,  представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст,  содержатся фрагменты текста экзаменуемого,  то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому.  Работа,  написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.



Предварительный просмотр:

Теоретический материал

Н-НН в наречиях, прилагательных и причастиях, полных и кратких

1. С одной буквой н пишутся:

1. Прилагательные с непроизводной основой: красныйюныйсиний. Суффикса в таких прилагательных нет. Буква н входит в состав корня.

2. Отымённые прилагательные с суффиксом 
зимний (от: зима), летний (от: лето).  

3. Отымённые прилагательные с суффиксами
-ан-янпесчаныйсеребряный (прил. со значением "название материала, вещества"), и-инмышиныйворобьиный (прил. со значением "принадлежности").

   Исключение:  

 деревянный, оловянный, стеклянный  пиши с двумя буквами нн.

 4.  Отглагольные прилагательные, если нет приставки и пояснительного слова: жареное мясо .

Исключение:

Пиши с двумя буквами нн  слова из списка: 
данный, чванный, брошенный, желанный, купленный, виденный, деланный, жеманный, пленённый, лишенный, священный, читанный, отчаянный, чеканный, окаянный, неслыханный, невиданный, нечаянный, негаданный                                   

Не путай:

В список исключений не входят слова непрошеныйнезваныйназваный, которые созвучны данным выше. Пиши их в соответствии с правилом: непрошеный советнезваный гость, названый брат.

5. Краткие прилагательные в форме мужского рода единственного числа: совет ценен - ( м.р.), а также краткие прилагательные во всех других формах, если они образованы от полных прилагательных с одной буквой н: красна  девушка (от полной формы с одной буквой н: красный), красно солнышко, красны девушки. 

6. Наречия на и , образованные от прилагательных с одной буквой нветреноаккуратно.

 

 2. С двумя буквами нн пишутся:

1. Отымённые прилагательные с суффиксом , если корень существительного оканчивается на букву н:осеннийвесеннийсонный.

2. Отымённые прилагательные с суффиксами -енн, -онн: буквенный, порционный.

Исключение:

ветреный человекветряная мельницаветряная оспа, но безветренный день, подветренная сторона.

3. Отглагольные прилагательные с суффиксом -нн : корчеванный участокбракованная вещь
Разберись, как образовано слово:  бракованный
браковать + нн . 
Суффикс 
-нн пиши в отглагольных прилагательных, образованных от производящей основы с суффиксами: -ёва//-ова, -ева: корчёванныйкорчевать, образованныйобразовать.

Проще запомнить так: прилагательные на  ёва+нн+ый,ова+нн+ыйева+нн+ый.  

4. Прилагательные-исключения из пунктов:

1.3. Исключение: деревянныйоловянныйстеклянный  пиши с двумя буквами - нн .
1.4.
 Исключение: данныйчванныйброшенныйжеланныйкупленныйвиденныйделанныйжеманныйпленённыйлишенныйсвященныйчитанныйотчаянныйчеканныйокаянныйнеслыханныйневиданныйнечаянныйнегаданный.       

5. Страдательные причастия прошедшего времени, если есть приставки или пояснительные слова: написанное сочинение, вязанные (кем?) бабушкой варежки, а также причастия и отглагольные прилагательные, образованные от глаголов совершенного вида без приставок: купленный, брошенный, данный (последние  включены в список слов для запоминания в п. 5 наряду с другими примерами). 

6. Краткие прилагательные, образованные от полной формы с двумя буквами нн (кроме формы м.р. ед.ч., в которой всегда одна буква н):  ночь безлуннасоветы ценны.

7. Наречия на  и , образованные от прилагательных с двумя буквами ннискреннеобдуманнобезветренно.

 



Предварительный просмотр:

             Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ – 2015г. (ВАРИАНТ 1)    

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий.

Часть 1 содержит 24 задания, часть 2 содержит 1 задание.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).

Ответами к заданиям 1–24 являются число, слово, словосочетание или последовательность чисел и слов.

Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

А

Б

В

Г

Д

5

2

6

1

3

Ответ

                                                                           

Задание 25 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту.

Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.

Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

                                                            Желаем успеха!

        ЧАСТЬ 1

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)В Арктике и Антарктике – полярных областях нашей планеты, а также высоко в горах поверхность Земли постоянно покрыта льдом и снегом. (2)Здесь распространены многолетние скопления льда – ледники, которые образуются в (…) местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять. (3)…Ледниковый лед содержит мало примесей, и при таянии из него получается самая чистая вода, которую сейчас все чаще используют в лечебных целях.

1

В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная  информация, содержащаяся в тексте?

1) Ледники образуются в тех местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять, – в Арктике и Антарктике, а также высоко в горах.

2) Высоко в горах поверхность Земли постоянно покрыта льдом и снегом, который содержит мало примесей и используется в различных целях.

3) Чистую воду можно получить только изо льда, который образуется в тех местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять, то есть в полярных широтах.

4) В Арктике, Антарктике и высоко в горах находятся ледники – многолетние скопления содержащего мало примесей льда, при таянии которого получается чистейшая вода, используемая в лечебных целях.

5) В Арктике и Антарктике – полярных областях нашей планеты, а также высоко в горах поверхность Земли постоянно покрыта льдом и снегом.

                                                Ответ: ___________________________.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

тех                           необычных

этих                           разных

некоторых

                                                  Ответ: ___________________________

3

 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЛАСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

область , -и, мн. -и, -ей, ж.
1). Часть страны, государственной территории (или территорий). Южные области России. Северные области Европы.
2). Крупная административно-территориальная единица. Автономная область. Московская область.

Начальство из области (из областного центра; разг.).
3). чего или какая. Пределы, в которых распространено какое-н. явление, зона, пояс.

Область вечнозеленых растений. Озерная область.
4). чего или какая. Отдельная часть организма, участок тела.

Боли в области печени. В грудной области.
5). перен., чего. Отрасль деятельности, круг занятий, представлений. Новая область
науки. Отошло в область преданий (больше не существует; книжн. и ирон.).
 - В
области чего, предлог с род. п. - в чем-н., в сфере чего-н.
Специалист в
области математики. Работать в области народного образования.

                                                   Ответ: ___________________________.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.  Выпишите это слово.

грАжданство                давнИшний

позвонИм                           жалюзИ

рвалА

                                                  Ответ: ___________________________.

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

В школе я посещал ДРАМАТИЧЕСКИЙ кружок.

Теперь 7 ноября в России - БУДНИЙ день.

Белоруссия, по мнению многих российских политиков, одна из самых ДРУЖЕСКИХ стран.

С равнины тянуло горьким миндальным запахом БОЛОТНЫХ цветов. 

Дорога скоро вывела из рощи на поляну, и они сразу услыхали КОНСКИЙ топот и ржание.

                                      Ответ: ___________________________.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

молодые БУХГАЛТЕРЫ                                           ЛЯГТЕ на пол

В ТЕЧЕНИЕ тридцати пяти минут                         ИЗ ПОЛТОРА метров материи

несколько ПОЛОТЕНЕЦ

                                                   Ответ: ___________________________.

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

          ПРЕДЛОЖЕНИЯ                                                                                           ГРАММАТИЧЕСКИЕ  ОШИБКИ

А)  Самый способнейший студент обучается                  1) нарушение связи между подлежащим и            

     на нашем факультете.                                                           сказуемым

Б) Одному из героев романа, ищущим смысл                2) смешение прямой и косвенной речи.

жизни, открывается путь к внутренней свободе.  

В) Читая статью, всегда делаются пометки.                   3) неправильное употребление падежной

                                                                                             формы существительного с предлогом

Г) Выставка-просмотр открыто  ежедневно.                 4) нельзя соединять формы сравнительной и

                                                                                                 превосходной степени, простые и составные                

                                                                                                 формы обеих степеней сравнения.

Д) Базаров говорит Аркадию, что твой                               5) нарушение в построении предложения с

     отец - человек  отставной                                                несогласованным  приложением

                                                                                             6) Неверное построение предложений с  

                                                                                                 деепричастным оборотом

                                                                                          7) нарушение в построении предложения с                  

                                                                                                 причастным   оборотом

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

А

Б

В

Г

Д

                Ответ

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная

корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

     опт..мизм                               ок…зался

      г..рящий                                          пр..чудливый

      пред..стеречь

                                                        Ответ: ___________________________

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.

Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..чудливый,   пр..красный                              

бе..конечный,   бе..донный                              

пр..бабушка,    пр..бежка

пре..почтение,  в..карабкаться

о..бросить,    о..дать

                                             Ответ: ___________________________

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

         находч..вый                              достра..вать

фасол..вый                                насмешл..вый.

наста..вать              

                                           Ответ: ___________________________

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

расскаж..шь                     обижа..шь

          успоко..нный                   омыва..мый

          откле..ваться                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                        Ответ: ___________________________

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

                               Раскройте скобки и выпишите это слово.

Известный библиограф П.Н. Петров высказывает мнение, что Баранщиков Василий - лицо (не)вымышленное, а реальное.

Пруд в саду (не)глубокий, а рыба в нем, как ни странно, водится.

Человек, следующий логике выгоды, (не)склонен обращать внимание на уколы совести.

Он часто натыкался на гнезда птиц в лесу, но никогда  (не)разорял их.  

Горький в романе «Мать « рисует (не)определённую личность, а устоявшийся социальный тип.

                          Ответ: ___________________________.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Все ТА(ЖЕ) дверная ручка замка ТАК(ЖЕ) слабо отворялась.

Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.

ЧТО(БЫ) там ни говорили, никуда от себя не деться, И(ТАК) будет продолжаться до тех пор,  пока ты сам не решишься на поступок.

Мне приходилось (ПО)ДОЛГУ ждать своего брата у проходной завода, ЗА(ТО) я успел

познакомиться с интересными собеседниками.

Закрыв глаза и (НЕ)СМОТРЯ себе под ноги, старик медленно шел мне (НА)ВСТРЕЧУ.  

                                       Ответ: ___________________________.

         

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Туше(1)ые в мясном бульоне маслята с очище(2)ыми шляпками были на серебря(3)ой тарелке поданы к столу.

                                         Ответ: ___________________________.                                                                                                                                                  

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1)Придется теперь ремонтировать радиоприемник или даже покупать новый.

2) Станислав подарил сестре корзину с цветами и коробку конфет и от всей души пожелал ей счастья.

3) Маленькая девочка одинаково свободно говорила как на французском так и на английском.

4) Он был знатоком и классики и джаза и современной эстрадной музыки

5) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

                                         Ответ: ___________________________.                                                                                                                                                  

16

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ребенок (1) играя (2) остается серьезным, он воспринимает правила как особую модель (3) представленных в игре (4) жизненных обстоятельств.

                                        Ответ: ___________________________.                                                                                                                                                  

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Строение Меркурия (1) вероятно (2) кардинальным образом отличается от всех изученных на данный момент небесных тел. Для подтверждения гипотезы (3) однако (4) требуется еще серия исследований

в космосе.

                                      Ответ: ___________________________

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Лучи заходящего солнца (1) косо падали на стену (2) у которой сидел художник (3) и в этих лучах его лицо казалось золотым.

                              Ответ: ___________________________

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В коридор выходило несколько дверей (1) и (2) пока мы сбивали снег с валенок (3) я услышал (4) как кто-то говорил вполголоса.

                                 Ответ: ___________________________

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

                                       Наедине с толпой

(1)Человек в условиях многолюдства – вот одна из самых животрепещущих тем нашего времени.

(2)Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних. (3)Наедине с толпой.

(4)Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведёт себя человек-2014 в большом городе.

(5)Редкая поездка по столице обходится без метро. (6)Высокие тяжёлые двери безостановочно хлопают. (7)Плотный паренёк, видимо распрекрасно настроенный, насвистывая что-то, толкает дверь ногой. (8)Богатырское движение! (9)Дверь отлетает, парень ловко проскакивает, но не придерживает её за собой, и она успевает хорошо стукнуть нерасторопную старушку. (10)Та пыталась было проскочить вместе с парнем, но, явно уступая ему в силе и ловкости, не успела.

(11)По эскалатору мы спускаемся зигзагообразными перебежками. (12)Известно, что стоять надо справа, проходить слева. (13)Но рекомендация эта соблюдается не всеми, и приходится лавировать между стоящими «как надо» и «как не надо».

(14)Вышли на платформу. (15)Приближается поезд. (16)Нам предстоит сесть в вагон. (17)Операция, казалось бы, немудрёная: сначала пассажиры выходят, затем – входят. (18)Но обратите внимание вон на ту женщину перед дверьми. (19)Она не в силах удержать себя – дождаться, пока выйдет последний пассажир, и после каждого выходящего делает попытку проскочить в вагон. (20)Поэтому толпа выходит из дверей не плавно, а как-то судорожно – так выливается из опрокинутой бутылки густая позавчерашняя простокваша.

(21)О том, уступать ли место женщине, мы здесь говорить не будем. (22)Картина, в общем, ясная: сидят главным образом мужчины. (23)А если женщины, то либо такие старые, что им уж не уступить невозможно, либо, наоборот, молодые, тренированные, занимающиеся, видимо, спортом, способные опередить и зазевавшегося мужчину. …

(24) Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой. (25)Может быть, тут вообще неуместно говорить о воспитанности? (26)Мы вынуждены много времени проводить в многолюдных местах, в условиях, далёких от комфорта, тут уж каждый пусть заботится о себе. (27)А по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. (28)Воспитанность в наши дни – это прежде всего не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим. (29)Чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и осторожным, терпеливым и предупредительным должен ты быть.

(По З. Паперному)

20

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Редкая поездка по столице обходится без метро.
  2. В общественном транспорте нужно уступать место женщинам, пассажирам с детьми и инвалидам.
  3. В общественном транспорте, где люди вынуждены проводить большую часть времени,

нет условий для демонстрации «хороших манер».

      4)   Как ведёт себя человек-2014 в большом городе.

      5)   Истинная воспитанность человека проявляется именно  в условиях многолюдства.

                             Ответ: ___________________________.

21

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 4–5 содержат описание.

2) В предложениях 24–26 содержится рассуждение.

3) Предложения 5–10 содержат повествование.

4) Предложения 14–20 содержат элементы описания.

5) В предложении 4 присутствует элемент описания.

                           Ответ: ___________________________.

22

Из предложений 14–19 выпишите антонимы (антонимическую пару).

                          Ответ: ___________________________

23

Среди предложений 5–12 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите номер

                          Ответ: ___________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 2023.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке

24

 «Для того, чтобы передать динамичность ситуации, автор использует (А) в предложениях 3,8,14,15 _________ . В заголовок вынесено такое средство выразительности, как (Б) ________. Усиливают эффект от прочитанного обращения автора к читателю, а также синтаксическое средство выразительности в предложении 25 (В) _________.  Чтобы лучше передать свои эмоции читателю и ассоциации от происходящего, писатель использует в предложении 20  (Г)____________

                                Список терминов:

1)

 развёрнутая метафора

2)

сочетание слов, противоположных по смыслу (оксюморон)  

3)

синтаксический параллелизм

4)

повтор согласных звуков (аллитерация)

5)

градация

6)

неполные предложения (парцелляция)

7)

сравнение

8)

риторический вопрос

А

Б

В

Г

           Ответ         



Предварительный просмотр:

           Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ – 2015г.   (ВАРИАНТ 2)    

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий.

Часть 1 содержит 24 задания, часть 2 содержит 1 задание.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).

Ответами к заданиям 1–24 являются число, слово, словосочетание или последовательность чисел и слов.

Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

ПРИМЕР:

А

Б

В

Г

Д

5

2

6

1

3

Ответ

                                                                                    

Задание 25 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту.

Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.

Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

                                                                     Желаем успеха!

                                                                          ЧАСТЬ 1

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов - одного или нескольких. (2) С древнейших времён люди использовали (…) материалы: они изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы, создавая различные предметы. (3) Современный человек, использующий природные материалы сегодня, должен думать о том, что их запасы не безграничны.

1

В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Современный человек должен помнить, что запасы природных материалов, используемых с древних времён по сегодняшний день, не безграничны.

2)Изготовленные из природных материалов предметы использовались древними людьми в быту, и сегодня многие предметы, которые нас окружают, также сделаны из камня и металла, дерева и натуральных волокон.

3)Древние люди использовали только природные материалы: изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы.

4)Люди должны помнить о том, что запасы природных материалов могут иссякнуть, поэтому нужно использовать и искусственно созданные материалы.

5) Предметы, которые нас окружают, сделаны из одного или нескольких природных материалов – и это важно.

                                                Ответ: ___________________________.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.

те                                 удачные

эти                                 необычные

некоторые                                              

                                       Ответ: ___________________________

3

 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова натуральный. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

        

натуральный, -ая, -ое; -лен, -льна.
1. полн. ф. Относящийся к области естественных наук (устар.).
Натуральная история.
2.
Соответствующий природе вещей, действительности. Портрет в натуральную величину.
3. полн. ф. Относящийся к оплате натурой, не деньгами. Натуральный  налог. Натуральный обмен.
4. полн. ф. Настоящий, подлинный, природный, не искусственный.
Натуральный шелк, мех. Натуральный кофе.
5. Вполне естественный, непритворный. Натуральный смех. Натуральные жесты. * Натуральное хозяйство (спец.) - хозяйство, в котором продукты труда производятся для удовлетворения нужд только самих производителей.

                                                    Ответ: ___________________________.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.  Выпишите это слово.

ракУшка                             принЯться

обеспЕчение                            пОнявший

облегчИть

                                        Ответ: ___________________________

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Просветители XVIII века считали, что права и обязанности гражданина должны быть ЕДИНЫМИ для всех.

История, знакомая по учебникам и романам, ОЖИВАЛА перед глазами.

Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.

В воздухе чувствовался едкий БОЛОТНЫЙ запах.

Новый клуб – ГОРДЫНЯ поселка.

                                                  Ответ: ___________________________

 

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пять ПОЛОТЕНЕЦ         ПОЛОЖЬТЕ на полку

С ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ  рублями                   опытные ШОФЕРЫ                                     

несколько ГЕКТАРОВ

                                               Ответ: ___________________________

7

 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

          ПРЕДЛОЖЕНИЯ                                                                                           ГРАММАТИЧЕСКИЕ  ОШИБКИ

                 

А) Жизненный путь героя тяжел и трагичный.                     1) неверное построение предложений с

                                                                                                    деепричастным оборотом

Б) Большинство возражали против такой оценки          2) нарушение в построении предложения

     его творчества.        с несогласованным приложением

В) Получив начальное домашнее образование в              3) смешение прямой и косвенной речи.

     Москве, этого было достаточно для поступления

     в Пажеский корпус.

Г) Я читал роман  « Анну Каренину».                                4) нарушение связи между подлежащим и            

        сказуемым

Д) Я знаком с группой ребят, болеющими                       5) одновременное употребление  полной

за «Динамо».         и краткой формы прилагательного в  

                                                                                                  составном сказуемом

                                                                                               6) неправильное употребление падежной

                                                                                             формы существительного с предлогом

                                                                                           7) нарушение в построении предложения с                  

                                                                                                 причастным   оборотом

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

А

Б

В

Г

Д

                               Ответ

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная

корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

неприк..сновенный                       сбивч..вый

орнам..нт                                              похв..ла

к..рьерист

                                   Ответ: ___________________________

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

       не..говорчивый,    во..делывать

       пр..дедушка, пр..бежка

       пре..почесть, о..бить

       бе..жизненный, в..бодрить

       пр..милый, пр..крыть

                                        Ответ: ___________________________

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

     успока..ваться                   гор..вать                                       

               насла.вать                  приветл..во

               затраг..вать

                                      Ответ: ___________________________

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

каракул..вый                 объявля..шь                  

          дремл..шь                      гоня..шь

          вскоч..шь                             

                                         Ответ: ___________________________

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

После казни декабристов Пушкин (не)отказался от своих друзей,  остался им верен .

Судьба Михаила Ломоносова была поистине (не)обыкновенной!

Есть книги, где все происходящее в них только названо, но (не)увидено автором.

Маленькие,  (не)крашеные никем домишки аккуратно расположены по обеим сторонам улицы.

Собака, (не)желая выдавать своего страха, громко залаяла.

                                         

                                Ответ: ___________________________

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

КУДА(ЖЕ) они едут, в город ЧТО(ЛИ)?

(ЗА)ЧЕМ повторять одно и ТО(ЖЕ) несколько раз?                                                                            

Мы расположились ТУТ(ЖЕ), у костра, и я, (НЕ)СМОТРЯ на комаров, скоро заснул самым крепким сном.                                                                                                                                                

(В)СЛЕДСТВИЕ сильной жары река обмелела, (ПО)ЭТОМУ с переправой не было проблем.

Около часу свирепствовал вихрь и (ЗА) ТЕМ пропал ТАК(ЖЕ) неожиданно, как и появился.  

                          Ответ: ___________________________

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

  Лодка с полотня(1)ым тентом наконец была пришвартова(2)а к огражде(3)ому канатами причалу.

                          Ответ: ___________________________

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых

нужно поставить ОДНУ запятую.

1)Я равно люблю и патриархальную Москву и строгий Петербург и древний Новгород.

2) Вы вызовете такси или поедете домой на автобусе?

3) Вчера она обнаружила у себя на столе букет роз и конверт с запиской и тут же рассказала об этом своей матери.

4) На день рожденья Сашка получил не только давно обещанный ему свитер но и теплую вязаную шапку для лыжных прогулок.

5) А.С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

                                    

                          Ответ: ___________________________

16

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

        Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначала новый этап в развитии науки и техники.

                    Ответ: ___________________________

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

          В XIV столетии (1) по данным историков (2) рос и хорошел Великий Новгород. Это было обусловлено тем, что (3) во-первых (4) он вывозил в другие страны на продажу воск, сало, меха, а во-вторых (5) продавал великолепные изделия новгородских ремесленников.

                        Ответ: ___________________________

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Дочь Фамусова Софья (1) влюблена в Молчалина (2) все  достоинства (3) которого (4) сводятся к "умеренности и аккуратности".

                                        Ответ: ___________________________

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

     В лесу никогда не бывает пусто (1) и (2) если он кажется тебе пустым (3)  ты сам виноват (4) что не замечаешь жизни вокруг себя.

                                           Ответ: ___________________________

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1)Одно из самых  очаровательных воспоминаний детства – это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам  вслух на  уроке "Капитанскую  дочку".  (2)Это были  счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь  всю жизнь.

      (3)Уже зрелым  человеком я  прочел записки  Марины Цветаевой о Пушкине.  (4)Из них следует, что будущая  мятежная поэтесса,  читая "Капитанскую  дочку",  с таинственным наслаждением  все время ждала  появления Пугачева.  (5)У меня было совсем  другое.  (6)Я  с  величайшим  наслаждением  все  время  ждал  появления Савельича.

      (7)Этот   заячий  тулупчик,  эта  доходящая  до  безрассудства   любовь  и преданность своему  Петруше!  (8)Невероятная трогательность.  (9)Разве Савельич раб?  (10)Да  он   на   самом  деле   хозяин  положения!  (11)Петруша беззащитен  против всеохватывающей  деспотической   любви  и  преданности  ему   Савельича.  (12)Он беспомощен  против  нее,  потому  что  он  хороший человек и  понимает,  что деспотичность именно от любви и преданности ему.

      (13)Еще  почти ребенком, слушая  чтение "Капитанской  дочки", я  чувствовал комическую  перевернутость психологических  отношений хозяина  и  слуги, где слуга и есть  истинный хозяин.  (14)Но именно потому, что он бесконечно предан  и любит своего хозяина.  (15)Любовь – главнее всех.

      (16)Видно,  Пушкин сам тосковал по  такой  любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича.

      (17)Главным  и  неизменным  признаком  удачи  художественного  произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. (18)В силу  жизненных   обстоятельств   мы  можем   и  не  вернуться к любимому произведению, но сама  надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы.                                                 Ф. Искандер

20

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.    

  1. Роль  книги в жизни человека.
  1. «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина нужно читать вслух.
  1. Как отличить талантливую книгу от посредственной.
  1. Как Пушкин относится  к Пугачеву?
  2. Любовь – главнее всех.

                                Ответ: ___________________________

21

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

     1) Предложение 3 содержит описание.

               2) В предложениях 7–12 содержится рассуждение.

               3) Предложение 5 содержит повествование.

               4) Предложения 17–18 содержат элементы рассуждения

               5) В предложении 15 присутствует элемент описания.

                           Ответ: ___________________________.

22

Из предложений 13–16 выпишите антонимы (антонимическую пару).

                          Ответ: ___________________________

23

Среди предложений 11–18 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер

                          Ответ: ___________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 2023.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке

24

«Чтобы передать наиболее точно свое отношение к полюбившемуся персонажу, заострить внимание читателя, автор использует в предложении 7 такое синтаксическое средство выразительности, как (А) ______. Динамику тексту, эффект беседы с читателем  придают художественные средства выразительности в предложениях 9-10  (Б)________, а также в предложении 8  (В)____ .  Называя Марину Цветаеву  «будущей  мятежной  поэтессой», автор использует (Г)___________.

                                Список терминов:

1)

  метафора

2)

сочетание слов, противоположных по смыслу (оксюморон)  

3)

однородные члены предложения

4)

повтор согласных звуков (аллитерация)

5)

вопросно-ответное единство

6)

неполные предложения (парцелляция)

7)

сравнение

8)

риторический вопрос

А

Б

В

Г

           Ответ         



Предварительный просмотр:

Синтаксические нормы. Нормы согласования и управления.

Вариант 1

  1. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

предложения

Грамматические ошибки

А. Он любил и увлекался чтением

  1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б. совершая огромные перелеты, непонятно, как птицы находят дорогу.

  1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В. О великой силе любви Орфея и Эвридики рассказывается в книге «Мифы древней Эллады», составленных А.И.Немировским

  1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г. Занятия шли согласно расписания

  1. Ошибка в построении предложения с однородными членами

Д. Многие из тех, кто знали Чехова, вспоминали о его лютой ненависти к самовозвеличиванию и чванству.

  1. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

  1. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

  1. Неправильное построение предложения с прямой речью

Запишите ответ в таблицу

А

Б

В

Г

Д

  1. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

предложения

Грамматические ошибки

А. Он в своих высказываниях недалек к истине

  1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б. В журнале «Современнике» печатаются современные публицистические произведения

  1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В. Одним из русских писателей, подробно описавшего русский быт, был Иван Бунин

  1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г. Все, кто знают творчество Чехова, восхищаются им.

  1. Ошибка в построении предложения с однородными членами

Д.Готовясь к экзаменам, требуется много времени

  1. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

  1. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

  1. Неправильное построение предложения с прямой речью

Запишите ответ в таблицу

А

Б

В

Г

Д

  1. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

предложения

Грамматические ошибки

А. Автор показывает героя своего времени и как общество влияет на него

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б. Когда у него спросили, что какой твой любимый герой в романе, он сказал, что еще не знает

  1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В. Своевременно оплачивайте за проезд

  1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г. Одним из российских обычаев, ценившейся многими старыми москвичами, было устное рассказывание

  1. Ошибка в построении предложения с однородными членами

Д. В журнале «Образовании» появились новые материалы о ЕГЭ.

  1. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

  1. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

  1. Неправильное построение предложения с прямой речью

Запишите ответ в таблицу

А

Б

В

Г

Д

  1. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

предложения

Грамматические ошибки

А. Эти факты говорят о том, что молодежь совершенно перестали читать классику.

  1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б.  Бабушка любила и переживала за единственного внука

  1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В. Один из функциональных стилей, имеющих особую сферу применения – искусство, называется художественным

  1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г. Вопреки прогнозов метеорологов пошел дождь

  1. Ошибка в построении предложения с однородными членами

Д. Еще в глубокой древности янтарь использовали как украшение, о чем упоминает даже Гомер в поэме «Одиссее».

  1. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

  1. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

  1. Неправильное построение предложения с прямой речью

Запишите ответ в таблицу

А

Б

В

Г

Д

  1. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

предложения

Грамматические ошибки

А. В поселке интересовались и верили всему необычному

  1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б. С Ростова я вернулась поздним вечером

  1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В. На картине Борисова-Мусатова «Весне» изображены ветви цветущей вишни и готовые облететь одуванчики

  1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г. Все, кто приезжали в Волгоград, приходили на Мамаев курган

  1. Ошибка в построении предложения с однородными членами

Д. Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящего на тебя с высоты

  1. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

  1. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

  1. Неправильное построение предложения с прямой речью

Запишите ответ в таблицу

А

Б

В

Г

Д



Предварительный просмотр:

Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами

Вариант 1.

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите этих предложений
  1. С чужими я либо робел либо важничал.
  2. Листья в поле пожелтели и кружатся и летят.
  3. Весна начинается медленно и осень незаметно подкрадывается.
  4. Он начинал работать ни свет ни заря.
  5. Вдали пестрели и цвели луга и нивы золотые.

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите этих предложений
  1. Дым дальних пожаров медленно всходили к небу или отдельными кучными облаками летали по горизонту.
  2. Волк каждый год линяет да своего обличия не меняет.
  3. Молнии разрезали небо и слева и справа и впереди.
  4. В слове тысячелетиями накапливаются и живут мысли и опыт народа.
  5. Из-за сада поднималась огромная круглая луна и на землю ложились причудливые длинные тени.

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите этих предложений
  1. Природу он любил не только как созерцатель но и как лесничий.
  2. Там сверкали бенгальским огнем стены занесенных снегом дворцов и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге.
  3. Он был от страха ни жив ни мертв.
  4. Поднялось солнце и залило волнами света и тепла и водную гладь и затопленный лес и людей.
  5. Днище шхуны обросло ракушками и она снова безуспешно пыталась преодолеть пресложное течение.

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите этих предложений
  1. Земляникой да черникой  полны наши леса!
  2. Небо очистилось от туч и на нем высыпало множество ярких мерцающих звезд.
  3. С трудом различаю цвет и очертания людей и предметов.
  4. Звуки соловьиной песни заполняли пространство между рекой и небосводом.
  5. По вечерам хозяин или читал или играл в шахматы.

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите этих предложений
  1. Над Таганрогом темнеет ночь дует «сгонный» ветер и на широких молах шелестят степные травы.
  2. Степь придвинулась вплотную к порту и к морю и занесла белой пылью Рыбацкую слободку.
  3. Бушует полая вода шумит и глухо и протяжно.
  4. Тихая и совсем бледная луна низко стояла над садом и неизменно сопутствовала ей несказанно прелестная зыбь голубоватых облаков.
  5. Он останавливался и подолгу рассматривал шапки снега на пнях и на заборах и  на еловых ветвях.

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите этих предложений
  1. Метели и вьюги стужа и темнота не помешали отважным полярникам и высаживаться на дрейфующие льдины и производить исследования Арктики.
  2. Воздух был наполнен сухой снежной пылью.
  3. Пар поднимался над болотом и очертания острова дрожали в знойном тумане.
  4. И чист и тих и ясен свод небес.
  5. Домики были крыты черепицей или шифером и перед каждым был разбит палисадник.

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите этих предложений
  1. Всю ночь огонь костра то разгорается то гаснет.
  2. По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о культурном уровне но и о его гражданской ценности.
  3. Я смотрю на камень и забываю про удочки и про рыбу и про все на свете.
  4. Наберешь ты здесь целое лукошко подберезовиков и подосиновиков боровиков и груздей.
  5.  В бабушкиной корзине лежали и мята и зверобой и шалфей.



Предварительный просмотр:

Морфологические нормы

(1 вариант)

  1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

С ВОСЕМЬЮСТАМИ книгами

САМОКЛЕЯЩИЕ обои

Табор ЦЫГАН

БОЛЕЕ МУДРЫЙ

В СТА СОРОКА странах

  1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Более честное решение

Клади портфель

Жалел о пятьсот  рублях

Тонна яблок

Мебель для кухонь

  1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Семисот семидесяти человек

Подписанные договора

Усох

Обоих столов

Рецензия на книгу

  1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Несколько ожерелий

Более умный

Билеты без местов

С тремястами книгами

Хочет высказаться

  1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Устаревшие драйверы

Большие скорости

Обеих книг

Положьте в сумки

У семисот шестидесяти человек

  1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Звук исчез

Без погон

Трое ножниц

С двести рублями

Маленький домишко

  1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Ихние компьютеры

Более угрюмее

Пятисот пятьдесят пятая страница

Пачка макарон



Предварительный просмотр:

Правописание корней

Вариант 1

  1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
  1. Опас…ность, запас…ливый, совес…ливый
  2. Н…гилист, обл…гация, обж…гать
  3. Изв…яние, отр…сль, благотв…рительность
  4. Р…путация, кр…терий, м…тафора

  1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
  1. Б…калея, оз…рение, к…чан
  2. Бл…стать, лаб…ринт, соч…тание
  3. Ук…рачивать, л…коничный, оп…здание
  4. По…чевать, окрес…ность, разос…лать (покрывало)

  1. В каком ряду пропущена одна и та же буква?
  1. Аб…туриент, герм…тичный, подст…лать
  2. Обв…вать (ветром), ген…альный, сж…мание
  3. Сп…шить, д…ликатный, обм…реть
  4. Пояс…ница, самовлас…ный, перехлес…нуть

  1. В каком ряду во всех словах имеются корни с чередующимися гласными?
  1. Зан…маться, разр…статься, прик…сновение
  2. З…рница, переж…вания, предл….жение
  3. Р…вняться, пром…кашка, пот…рять
  4. Утв…рь, несг…раемый, исп…лнение

  1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня
  1. М…нимальный, в…риант, пол…жение
  2. Ред…ктировать, либер…лизация, п…лнокровный
  3. Уст…явшийся, к…мпьютер, упом…нание
  4. Упр…щенный, проц…дура, предв…рительный

  1. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишутся непроизносимые согласные?
  1. Трос…ник, ровес…ник, ус…ный
  2. Лес…ница, безмол…ствовать, гиган…ский
  3. Вес….ник, словес…ный, упраз…нить
  4. Уяс…нить, уез…ный, объез…чик

  1. В каком ряду во всех словах пропущена одна из двойных согласных?
  1. Диагра…ма, грам…отность, грам…аттика
  2. Им…унитет, драм…а, монограм…а
  3. Кар…икатура, бар…икада, тер…аса
  4. Пес…имизм, прогре…с, прес…а
  1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
  1. Аб…риген,
  2. Заг…рается,
  3. Объ…снение
  4. Зап…рли
  5. Б…ндероль

  1. Определите слово, в  котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
  1. К…нтингент
  2. См…рение
  3. Бл…стящий
  4. При…ритет
  5. Сл…жение

  1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву

Забл…стеть

Ун…верситет

Обм…кнуть

Сист…матический

Тр…вога



Предварительный просмотр:

Правописание приставок

1 вариант

  1. В словах какого ряда пишется одна и та же буква?
  1. Пр…людия, пр…забавный, пр….хотливый
  2. Пр…стойный, пр…пятствие, пр…скорбие
  3. Пр…бор, пр…смиреть, пр…успеть
  4. Пр…вет, пр…лежный, пр…ятель
  1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
  1. С…трудник, нес…мненно, пр…бабушка
  2. Без…ядерный, с..ехал, в…юга
  3. Пр…творщик, пр…клонил (колени), пр…обрел
  4. Ра…торгнуть, бе…путный, и…хоженный
  1. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?
  1. Ро…сыпь, ра…лив, ра…суждение
  2. О…дача, по…тянуть, о…пирать
  3. Чере…чур, ра…тревожить, …жать
  4. Пр…думать, пр…творщик, пр…мудрости
  1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
  1. Пр…града, непр…ступные (укрепления), пр…зент
  2. Бе…вкусный, во…двигнуть, …гинул
  3. Под…гнать, пр…поведник, раз…бравшийся
  4. Ш..ется, грузопод…емник, зав…южило
  1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
  1. Бе…компромиссный, …дешний, во…стать
  2. Пр…творщица, пр…кратить, пр…теснение
  3. Нес…едобный, вз…ерошенный, об…единить
  4. Фел…етон, с…язвить, об…единение
  1. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?
  1. Пр…парат, пр…людия, пр…теснение
  2. Опр..кинуть, об…льстить, нез…менимый
  3. Бе…шовный, ра…шить, не…брошенный
  4. Во..мутиться, ра…сказанный, и…дергаться
  1. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
  1. И…сякший, бе…жалостный
  2. П…проще, н…рекание
  3. Пр…бой, пр…глашение
  4. Ра….пробовать, бе…граничный
  5. П…слание, з…певала
  1. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву
  1. Пр…града, пр…морский
  2. И…подтишка, не…гораемый
  3. Пр…землиться, пр…светлый
  4. Во…произвести, и…меритель
  5. Пр…язык, пр…гулка


Предварительный просмотр:

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -н – и – нн-)

Вариант 1.

  1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

Рассматр…вать

Вещ…вой

Молодц…ватый

Груш…вый

Подуш…чка

  1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

Разборч…вый                  совестл…вый

Вымач…вать                     сверточ…к
заманч….вый                        

  1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О

Холщ…вый

Корч…вка

Реш…нный

Печ…нка

Стаж…р

  1. Выпишите слово,  в котором на месте пропуска пишется буква Ё

Свеж…

Еж….нок

Мальч…нка

Реч…нка

Окруж…н

  1. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Ч?

1)Натур…ик, переплет….ик, проход…ик

2) водопровод…ик, газет…ик, забой…ик

3) рассказ….ик, свар…ик, развед…ик

4) счет…ик, перепис…ик, перебеж…ик



Предварительный просмотр:

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Вариант 1

  1. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква А(Я)?
  1. Пен…щиеся потоки, они бор…тся без правил
  2. Травы колыш…тся, огни маяч…т на горизонте
  3. Гвозди держ…тся, стро…щийся дом
  4. Они тащ…т невод, дела…щаяся работа
  1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У(Ю)?
  1. Бор…щийся за свободу слова, его беспоко…т по пустякам
  2. Леч…щий собак ветеринар, они покида…т столицу
  3. Верт…щее колесо устройство, они бре…тся часто
  4. Стон…щий во сне пес, они располага…т временем
  1. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква Я?
  1. Они гре…т воду, смотр…щий вдаль
  2. Они ничего не вид…т, приход…щий по расписанию
  3. Ветры ве…т, вид…щий результаты своего труда
  4. Труд…щаяся молодежь, тон…щее бревно
  1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
  1. Заря чуть брезж…т, зате…нное дело
  2. Помн…т первое свидание, увид…нное своими глазами
  3. Мельник мел…т зерно, едва слыш…мый звук
  4. Мгла стел…тся, чита….мая вслух поэма
  1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
  1. Пиш…шь, обижа…мый
  2. Шепч…шь, слыш…мый
  3. Обид..шь, знач…мый
  4. Стел…шь, замеч…нный
  1. Выпишите слово,  в котором на месте пропуска пишется буква И?
  1. Оплач…нный
  2. Мечта…шь
  3. Рассматрива…мый
  4. Окружа…м
  5. Слыш…мый
  1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е?
  1. Прикле…вший
  2. Подкорм…м
  3. Барабан…м
  4. Наблюда…м
  5. Независ…мый