Мои публикации

Макарова Елена Геннадьевна

Мои публикации

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Использование активных методов обучения на уроках английского языка как средство формирования коммуникативных компетенций учащихся»

  Важнейшая функция обучения иностранному языку – коммуникативная

(умение эффективно сотрудничать с другими людьми).

Прежде всего, каждый человек должен уметь заявить о себе, общаясь с представителями других стран: представить себя, сообщить о себе определенные сведения и пр. В устной форме это осуществляется в виде монолога «Расскажите о себе», «Поделись своими мыслями на тему…» (сложность высказывания возрастает с переходом из класса в класс) и диалогической речи. Последний вид работы постоянно практикуется на уроках. Дети определяют социальные роли и ведут диалог по различным темам. Очень востребованы среди них бытовые «За столом»  (гость – хозяин), «В магазине» (продавец – покупатель) , «На улицах города» (местный житель – приезжий, полисмен – прохожий) и т.д. Помимо того что такой вид заданий прекрасно практикует устную речь вообще и речевые клише социокультурной направленности в частности, он еще и позволяет детям проявить креативность мышления и способствует формированию компенсаторной компетенции – умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.

        В письменной речи о формировании коммуникативной компетенции можно говорить , когда учащийся способен заполнить анкету, сообщив о себе необходимую информацию (первоначальные навыки этого формируются еще в начальных классах, когда ребенок учится писать свою фамилию и имя), может написать письмо (это умение теперь закладывается уже на 2-м году обучения иностранному языку. Пример: ученики 3 класса пишут письмо другу с приглашением приехать к ним  в гости) . Ученик 5 класса получает навык заполнения следующей анкеты:

Name______________________________________________________________

Home Address______________________________________________________

Date of Birth________________________________________________________

School year_________________________________________________________

Father's occupation___________________________________________________

Mother's occupation__________________________________________________

Brothers___________________________________________________________

Sisters_____________________________________________________________

What foreign languages do you speak?___________________________________

In your opinion, what are your main characteristics?_________________________

How would you describe your family?___________________________________

What are your hobbies?_______________________________________________

Do you play a musical instrument? Which one?____________________________

Do you have any pets? What pets?_______________________________________

        На старшей ступени условия заданий усложняются. Теперь ученик умеет уже не только сообщить о себе, но и подобрать те сведения, которые интересны, необходимы его собеседнику. К примеру, ученики 11 класса овладевают очень полезной компетенцией – умением написать резюме. Они знакомятся с условиями задания.

        - Ты собираешься устроиться на работу за границей. Как ты думаешь, что твоему иностранному работодателю необходимо узнать о тебе? Напиши все нужные сведения, не забывая о том, что ты должен заинтересовать того, к кому обращаешься.

        Учащиеся осваивают форму составления резюме, анализируют неудачные варианты, после чего пробуют силы в составлении подобных деловых писем. Такая практика дает старшеклассникам шанс обдумать профессиональную пригодность, если они уже выбрали будущую профессию.

        Личность ученика, его нравственные качества, стремление к самопознанию – то, что является объектом данной компетенции, - растет и развивается под воздействием среды, в которую он попадает. Поэтому в данной формации большую роль играет сам учитель, стиль его общения с детьми, его духовные ценности и приоритеты.

     Исходя из вышесказанного, были поставлены следующие методические

задачи:

     − формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с

использованием новых информационных технологий

    − формировать навыки самообразования, развивать способности к

академической мобильности обучающихся

    − формировать умения и навыки критического мышления  с большим объемом информации

     − развивать умение формулировать задачу и кооперативно ее решать

      − формировать навыки самоконтроля.

Для реализации этих задач  на уроках я:

− использую разнообразные формы и методы учебной деятельности,

позволяющие раскрывать субъективный опыт учащихся:

− создаю атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса

− стимулирую учащихся к высказываниям, использованию различных

способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный ответ

− оцениваю деятельность ученика не только по конечному результату, но по процессу его достижения.

Что касается коммуникативной языковой компетенции, то она включает:

лингвистическую компетенцию - систематическое знание грамматических правил, словарных единиц и фонологии, которые преобразуют лексические единицы в осмысленное высказывание;

социолингвистическую компетенцию (sociolonguistic competence) –

способность выбирать и использовать адекватные языковые формы и

средства в зависимости от цели и ситуации общения, от социальных ролей участников коммуникации, то есть от того, кто является партнером по общению;

    − дискурсивную компетенцию (discourse competence) – способность построения целостных, связных и логичных высказываний разных функциональных стилей в устной и письменной речи на основе понимания различных видов текстов при чтении и аудировании ; предполагает выбор лингвистических средств в зависимости от типа высказывания;

         − Cоциокультурную компетенцию (sociocultural competence) – знание

культурных особенностей носителя языка, их привычек традиций, норм

поведения и этикета и умение понимать и адекватно использовать их в

процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры;

формирование социокультурной компетенции предполагает интеграцию

личности в системе мировой и национальной культур.

Данная концепция стала ведущей в области обучения иностранным языкам.

      Технология развития критического мышления  часто применяется  на  уроках иностранного языка как средство формирования коммуникативных компетенций учащихся.

         Данная технология позволяет учителю:

• давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу

изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным

учителем,

• фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы,

• сочетать индивидуальную, парную и групповую работу:

индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои

знания и опыт,

групповая - услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без

риска ошибиться.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что технология "критического мышления" имеет большое количество положительных черт и ее можно смело внедрять в практику обучения иностранным языкам.

   ИКТ как средство формирования коммуникативных компетенций учащихся становится неотъемлемой частью в повышении интереса учащихся к изучаемым предметам. Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения в школе даёт возможность активизировать познавательную, мыслительную и самостоятельную деятельность учащихся. Как показывает опыт, при обучении английскому языку использование информационно-коммуникационных технологий способствует развитию интеллекта, воображения, пространственной ориентации, внимания, памяти, наблюдательности и творческих способностей. В наше время применение компьютерных технологий на уроках английского языка становится главным высокоэффективным творческим фактором использования разнообразных форм развития обучения. Учитель имеет уникальную возможность сделать процесс обучения более наглядным и динамичным. Изучение английского языка уже на начальной ступени обучения у многих учащихся вызывает затруднения. Использование инновационных технологий облегчает процесс изучения языка через реализацию одного из важных принципов обучения — наглядности. Важным аспектом использования информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка является проектная деятельность в сочетании с мультимедийной презентацией. В процессе работы я использую нестандартные методы обучения: ролевые игры, дискуссии, интерактивные обсуждения, круглые столы, интегрированные уроки, которые развивают интерес и языковую компетенцию учащихся. ИКТ позволяет на уроках активно использовать аудио, видео – записи. Тем самым учащиеся имеют возможности для систематического восприятия на слух и зрительно особенностей разговорной, устной и письменной речи на английском языке. Кроме того для повышения заинтересованности в изучении языка учитель может использовать видеофильмы, мультфильмы, записи литературных произведений на английском языке. Использование компьютерной презентации на уроке позволяет:

  • повысить мотивацию учащихся;
  • использовать большое количество иллюстративного материала;
  • вовлечь учащихся в самостоятельный, исследовательский процесс обучения, что особенно важно для их развития.
  • широкое использование иллюстративного материала в презентациях позволяет легко и доступно предъявить новые лексические единицы, не прибегая к переводу на русский язык.

Необходимо тщательно выбирать оптимальные пути введения новых лексических единиц. Этап предъявления начинается с введения новых слов на отдельном слайде и фонетической отработки данного лексического материала, который сопровождается звуковыми файлами, что, в свою очередь, позволяет осуществить многократное повторение лексических единиц за диктором. Такой подход к обучению позволяет формировать графический образ слова одновременно с его звуковым образом. Предъявленная таким образом лексика позволяет преподавателю учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося — и тех, у кого больше развита слуховая память, и тех, у кого преобладает зрительная память. Презентации по разнообразным грамматическим и лексическим темам учителя английского языка выкладывают для общего пользования в интернет. Таким образом, целью учителя, который хочет провести урок с использованием мультимедийной презентации, является отобрать презентацию, соответствующую теме и целям урока.

Таким образом, современность нынешнего дня предъявляет более высокие требования к обучению и практическому владению английским языком в повседневном общении, профессиональной сфере, жизни. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения, способствует развитию функциональной грамотности обучающихся.

В заключение необходимо подчеркнуть, что интегрирование образовательных технологий в преподавании отдельных предметов требует готовности учителя к динамичному развитию, активному использованию во взаимосвязи аспектов обучения, что является показателем компетентного понимания процесса обучения и преподавания.



Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия по английскому языку по теме «В джунглях», проведенный в 4 классе по УМК М. З. Биболетовой.

  Цель: развитие навыков говорения по теме «Животные».

 Задачи:  систематизировать и обобщить знания учащихся по теме  « Животные» на основе знакомого лексического и грамматического материала;

б) образовательная: формировать у учащихся учебно-познавательные компетенции, расширять их кругозор;

в) воспитательная: создать положительную мотивацию к дальнейшему изучению языка, воспитание любви к животным;

г) развивающая: развивать у учащихся память, внимание, логическое мышление, развивать умения и навыки аудирования с извлечением необходимой информации;

д) здоровье  сберегающая: создание благоприятной атмосферы на уроке, смена деятельности учащихся, использование песен.

                                        Ход урока:

I. Организационный момент:

           -Good afternoon, children! Hello, dear guests! Glad to meet you here in the lesson!

Today you will read, speak, dance and play games! And of course we’ll find time for singing. Listen and sing a song- « She'll be coming round the mountain …» 

II. Знакомство с темой урока: 

          -Today we have a special lesson. It is a game – lesson.  «In the Jungle». Today we are going to speak about animals.  You know lots of animals.  We have two groups. One group is «The Beasts of Prey» (Хищники) and the second is «The Beasts of Grass» (Травоядные). Let’s start our competition!

   III. Основная часть:                                                                               

1. Our teams will present themselves. It was their homework. Tell us about yourself, please.       Answer the questions:

 - What’s your  name?                 -Where are you from?

 -How old are you?                      -Have you got a friend?

 -Have you got a brother?             -Have you got a sister?

 -What’s your favourite color       -What’s your favourite food?

 -What’s your favourite fruit?       -What’s your favourite  drink?  

 2. Послушайте и запомните, как долго живут эти животные.

It’s interesting to know:

  … rabbits can live five years, sheep can live twelve years, cats can live thirteen years, dogs can live fifteen years,  cows can live twenty — five years, pigs can live twenty — five years, horses can live thirty years.  Заполните пропуски:                                                                                    

Rabbits can live-….

 Sheep can live-…

 Cats can live-….

 Dogs can live-….

Cows can live-….

 Pigs can live-….

 Horses can live-….

 -Sing a song « Down by the station »!

3.The Animal World.

 -Answer the questions:

 -Who is the lion?

 -What is the elephant?

 -What is the crocodile?

 -What is the snake?

 -What does the monkey like to do?

 -What does the camel like to do?

 -What does the hippo like to do?

 -What does the parrot like to do?

(The lion is the king of the jungle.

The elephant is big and strong.

The crocodile   is very dangerous.

The snake is very long.

The monkey likes to swing through the branches.

The camel likes to walk, walk, walk.

The hippo likes to sit in the mud pool all day.

The parrot  likes to talk, talk, talk.)

4. Конкурс  скороговорок .

Who can read patterns best? Read these patterns to yourselves and then try to repeat them aloud 3 or 4 times as fast as you can.

  • Cob is Dob’s dog, Tob is Mob’s dog.
  • Pat’s black cat is in Pat’s black hat.

5.  Solve riddles:

  1. It is a small animal. It likes fish.
  2. It is orange. It is not big. It can run. It is very cunning.
  3. This animal lives at home or in the street. It is a man’s friend.
  4. It is green. It can swim and run. It can’t climb and jump.
  5. It big and strong. It’s grey. It likes to help his friends. It lives in Africa.
  6. It’s clever. It can jump and climb. It lives in a tree. It’s very funny.
  7. Where do animals live?

 

on a farm              

    in the Zoo                                                  

in the forest

  a cockerel

a lion

a fox

Песня «Old MacDonald's got a farm….»

  1. We can read and draw.

«There is a big house in the middle of the picture. The house is yellow. There are two red windows in the house and one blue door. To the left of the house there is a green tree. To the right of the house there are two flowers. One flower is red, the second flower is blue. Under the tree there is a black dog. On the tree there is a big grey cat. »

 -Now come to the blackboard, one by one and draw pictures.

  1. Find the best Russian proverb for the English one.

1. The leopard cannot change its spots.

- Не называй  дурное  хорошим, а черное белым.

- Сколько волка не корми,  все равно в лес смотрит.

-  Кончил  дело – гуляй смело.

2. The early bird catches the worm.

- Кончил дело – гуляй смело.

-Без труда не вытащишь рыбки из пруда.

- Кто рано встает, того удача ждет.

3.Dumb dogs are dangerous.

- В тихом омуте черти водятся.

-Делу время – потехе час.

- Один в поле не воин.

4. To kill two birds with one stone.

-Ворон ворону глаз не выклюет.

- Убить двух зайцев одним выстрелом.

-  Видна  птица по полёту.

10.Игра «Actors».

You know that animals are good actors. Lots of them work in circus. And  what about you? Can you be an actor? Let us see. There are some cards here. Come to the blackboard take a card with the name of the animal. Don’t read it for us, just show. And we’ll try to guess your animal.

Песня-  «If you 're happy»

IV. Подведение итогов.

Well, your work was very excellent, your answers were good. Thank you for your work! And you, my dear boys and girls are very clever and talented. I wish you good luck in everything. Thank you for the lesson. Good bye! Good bye dear guests!

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Использование системно-деятельностного подхода  в обучении английскому языку.

Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое системно–деятельностный подход в образовании!
Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем.

Понятие системно-деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. как особого рода понятие. Что значит "деятельность"? Во-первых, деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат. Во-вторых,  результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация ). Важно увидеть, что все действия не разорваны. В-третьих, в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. Таким образом, любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться.

Именно учитель в новых условиях должен выбрать из множества методических систем ту, которая в большей степени соответствует современным педагогическим реалиям и конкретным условиям обучения иностранным языкам. Понимание учителем процессов, лежащих в основе функционирования и развития современной системы обучения иностранным языкам, способствует выбору наиболее эффективного пути к достижению искомых результатов обучения. В деятельностном подходе выделяется результат деятельности на что и нацелены стандарты второго поколения - развитие личности ребенка на основе УУД.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:

 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить   вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

     Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры. Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока. Приемы работы могут быть разнообразны: игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование игрушек, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке.

Применение ролевой игры предполагает самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Учащиеся выбирают роли, обыгрывая жизненные ситуации. Применима деловая игра (модель взаимодействия людей в процессе достижения некоторой цели) и дискуссия (спор, обсуждение, упорядоченный обмен мнениями).

В рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка целесообразно применять парную работу. Примеры методик парной работы:

1. Использование метода Ривина А.Г. Каждый учащийся получает тему и прорабатывает ее по частям в парах сменного состава. Названия частей записывается в тетрадь. После проработки всего текста учащиеся выступает по теме.

2. Обратная методика Ривина А.Г. можно использовать при составления тем или как подготовку к пересказу текста по плану.

Каждый ученик получает подробный план своей темы. Его задача – по плану восстановить содержание темы по текстам, которые имеют разные учащиеся.

3. Методика взаимопередачи тем предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах. 1 учащийся пары повторяет одно правило, 2 учащийся второе правило. Сначала 1 объясняет, напоминает, учит второго, проверяет уровень его понимания. Потом учащиеся меняются ролями.

4. Методика взаимотренажа. Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. На специальных карточках оформляются 5-6 упражнений с ответами. Один ученик имеет при себе карточку с ответами, а другой ученик – без ответов.

5. Методика взаимопроверки индивидуальных заданий. Индивидуальные задания представляют собой набор карточек, включающий все типы вопросов. Ученики, работая в парах, отвечают на вопросы. Первый ученик задаёт вопрос, второй отвечает. У первого ученика есть объяснения ответов.

Примеры методов групповой работы:

1. Метод “разрезанной информации”. Формируются команды учащихся, каждому из учеников предоставляется только часть информации, необходимой для выполнения какой-либо учебной задачи. Учащимся приходится по очереди учить друг друга и помогать друг другу.

2. Метод “учимся вместе”. В разнородных группах дети работают над темой или лексикой. После этого группы сравнивают результаты своей работы.

3. Метод проектов. Учащиеся ищут информацию, которая нужна им для выполнения и презентации своей работы.

В основе всех этих приёмов и методов лежат принципы деятельностного подхода:

Принцип минимакса – освоение материала на максимальном уровне и обеспечение усвоения на уровне минимума (государственного стандарта знаний). Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а ищет их сам осознанно. Принцип психологической комфортности – создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалогических и монологических форм общения. Принцип вариативности – формирование учащимися способностей к выбору вариантов. Принцип творчества – приобщение учеников к творческой деятельности.

Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.

Слова известного немецкого математика А. Дистервега гласят: “Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…”

Данные слова отражают функциональную суть деятельности учителя при использовании системно-деятельного похода. Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна:учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.

Процесс обучения в рамках коммуникативно-деятельностного подхода строится по модели коммуникации. В соответствии с этой моделью обучение максимально приближено к реальному общению. Поскольку обсуждаемые проблемы не имеют, как правило, однозначного решения, то обсуждающие их участники – учитель и ученики – равноправны как речевые партнеры. Поэтому основной чертой данного подхода является коммуникативность, которая включает в себя целый ряд характеристик, позволяющих осуществлять переход от первых социальных контактов к ситуациям. Коммуникативность предусматривает речевую направленность обучения, стимулирование речемыслительной активности, обеспечение индивидуализации, учет функциональности речи, создание ситуативности обучения, соблюдение принципа новизны и нешаблонности организации учебного процесса. Кроме того, данный подход позволяет реализовать принцип индивидуализации, так как овладение коммуникативной функцией иностранного языка предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов учащихся, их способностей, наклонностей и пожеланий.

     Коммуникативная методика способствует быстрому овладению учащимися навыками разговорной речи. Это обеспечивается за счёт усвоения различных видов монологической речи, типовых диалогов и форм языкового моделирования. Здесь, на первом плане находится конкретная языковая модель. Основной единицей урока и всей стратегии обучения данной методики является акт говорения.

      В целом коммуникативный системно-деятельностный подход позволяет рационально использовать резервный потенциал хорошо известных традиционных и новых методов обучения. “Системный характер сочетания различных учебно-методических компонентов открывает широкие возможности для их дифференцированного использования на определенных этапах обучения, для определенных уровней и конкретных целей обучения, при этом формируются адекватные им структура и содержание упражнений и методических приемов.

Таким образом, коммуникативно-деятельностный подход отвечает дидактическим принципам научности, системности, связи теории с практикой, сознательности, активности, наглядности и доступности. Учитываются возрастные, индивидуальные, личностные особенности. Деятельностный характер с помощью методических приемов и заданий на основе игрового, имитационного и свободного общения. Создается ситуация успеха, и самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний, участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки, учебной нормой считаются отдельные нарушения языковых правил и случайные ошибки.



Предварительный просмотр:

«Использование активных методов обучения на уроках английского языка как средство формирования коммуникативных компетенций учащихся»

        

        

Для того чтобы определить, насколько наши занятия способствуют формированию данной компетенции, а не просто страноведческих знаний, попробуем ответить на следующие вопросы.

  • Ориентируем ли мы наших учащихся на определение и сравнение закономерностей и особенностей культурного развития разных стран Европы и мира в конкретный исторический период или наши совместные учебные усилия направлены напоминание конкретной информации и формирование коммуникативных умений ее воспроизведения?
  • Мы сами смогли бы определить общее и различное в исторической парадигме развития России/Америки/Франции/Германии/Великобритании и т.д. в XVII, XVIII, XIX и XX веках, проследить исторически складывающиеся отношения с другими странами мира и динамику их развития?
  • Тождественны ли в нашем понимании термины «страноведение», «лингвострановедение», «культурология» и «культуроведение»?
  • Способствуют ли наши уроки пониманию культурного разнообразия (с позиций социально-политических, гендерных, возрастных, профессиональных и иных отличий) в рамках одной культуры и позиционированию себя со всех этих сторон как представителя одной страны, так и гражданина мира в целом?
  • Мы используем на уроках только тексты наших предметных учебников или отсылаем учащихся к другим источникам информации, в том числе с использованием межпредметных связей?
  • Насколько часто изучение того или иного учебного материала сопровождается анализом художественных и документальных фильмов, музыкальных и художественных произведений, созданных разными мастерами и способных обеспечить нужный фон в рамках изучаемой тематики?

        Опыт работы в школе убеждает в необходимости использования в обучении иностранному языку дифференцированного подхода, конкретно, уровневой дифференциации. Ведь обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, школьники способны усваивать материал на разных уровнях. Определяющим является при этом минимум образовательного стандарта. Однако ученики должны видеть перспективу своего роста, результат своей работы на каждом этапе усвоения материала, иметь возможность планировать свою деятельность

        Существует определенная классификация уровней дифференциации (по Ю.В. Науменко):

  1. общекультурный уровень;
  2. прикладной уровень;
  3. творческий уровень.

Достижение учащимися 2-го или 3-го уровней не всегда возможно, однако овладение каждым учеником максимально высоким для него уровнем обученности необходимо и вполне осуществимо.

        В соответствии с этими уровнями на практике применяется определенная система работы с лексикой, опирающаяся на цепочку разноуровневых заданий (опыт работы на материале темы «On the way to Sсhool», 7 класс). Прежде всего учащиеся знакомятся со всей группой заданий – от самых простых (общекультурного уровня) до наиболее сложных (творческого уровня), осознавая таким образом конечный результат усвоения темы.

        Далее проводится работа по следующим уровням.

        1-й уровень. Знание значения словарных слов, правильное их произношение и написание.

        Учащимся предлагаются задания в основном репродуктивного характера, направленные на запоминание и механическое воспроизведение лексики, например:

Задание 1. Расшифровать слова, дать их перевод

Odnur, affrict, trightas, ntur. etc.

Задание 2. Разбей слова на две группы, объясни, по какому принципу:

        Trough, across, city, along, road, street, at, corner, traffic lights, up, town, down, (учащиеся должны определить группы “предлоги» и «существительные»).

        Можно также предложить вставить в слова пропущенные буквы, соотнести слова с определенными фонетическими символами в соответствии с правилами чтения и т.д.

        Необходимо также провести тренинг употребления речевых клише на тему «Asking the way».

Задание 3. Выбери клише, относящееся к группе.

        а) Asking for help;

        b) If you can help and know the way:

        c) If you can't help.

        - Well,..

        - I'm afraid, I don't know.

        - Could you tell me the way to …. please?

        - No, I'm afraid I can't.

        - No problem.

Etc.

        Учащиеся, успешно выполнившие задания 1-го уровня, могут приступить к освоению следующего (прикладного) уровня.

        2-й уровень. Умение узнавать слова в контексте с тем значением, который придают им соседствующие слова (блоки слов), понимать значение контекста.

        Данный уровень уже частично выводит учеников на применение лексики в ситуациях общения на заданную тему. Для работы им можно предложить следующее задание.

        Задание 1. Посмотри на карту и выполни инструкции. Напиши, где ты будешь находиться после прохождения маршрута (карта прилагается к заданию).

        You are near the railway station (with your back to the building of the railway station). Cross the road. Go to the left along the street till the second traffic lights. Turn to the right and go till the corner of the street. The building at the corner is the place you need. You are at….

Хорошо подготавливают к освоению следующего уровня также и задания типа «Проследи маршрут в соответствии с картой и вставь пропущенные слова». «Восстанови диалог на тему «Asking the way», поставь реплики в нужном порядке» и т.д.

        3-й уровень. Умение самостоятельно употреблять словарные слова в необходимых ситуациях с нужным смысловым оттенком, диктуемым условиями общения.

        Задания такого уровня выполняются, как правило, учениками, претендующими на отметку «5», поскольку требуют прочного знания лексики и речевые клише, а также хороших грамматических навыков, логики мышления, умения быстро ориентироваться в ситуации. Показателем освоения творческого уровня служит успешное выполнение следующих заданий:

        Задание 1. Опиши маршрут продвижения по городу от (банка) до (спортивного центра), (карта прилагается к заданию).

        Задание 2. Вы находитесь у Лондонского музея. Расспросите у полисмена, как вам добраться до Собора Св. Павла (инсценирование диалога).

        Для сильных учеников хорошей практикой будет также выполнение переводов с русского языка на английский, задания на аудирование.

        Таким образом, действуя поэтапно, продвигаясь от простых заданий к более сложным, учащиеся овладевают умением общаться на заданную тему и могут с тем или иным успехом составить маршрут продвижения по городу, объяснить дорогу к интересующему объекту, самому попросить о помощи у встречного человека. Если ученик не справляется с заданием 2-го или 3-го уровней, ему можно вернуться к заданиям 1-го уровня и восполнить пробел в своих знаниях. Более слабым ученикам нужно объяснить, что от них не требуется достижения высокого уровня, выполнения заданий 1-го и 2-го уровней уже будет являться хорошим результатом.

        Таким образом, ученик осознает и цель своей работы, и доступность ее достижения, следовательно, будет осознанно стремиться к ее выполнению.

        Навыки систематизации, анализа, умения отделять главное от второстепенного формируются на уроках различными способами. Один из них – составление опорных схем и конспектов учителем и учащимися.

        Практика подобных заданий очень полезна, она позволяет детям закрепить полученные знания, подключив моторную и зрительную память, создать системный образ строения языка. Это особенно важно для детей с более развитой 1-й сигнальной системой (дети – «художники»), которым для достижения хороших результатов просто необходимо использовать опорные сигналы и схемы. Для них задания типа «Составь конспект по данному грамматическому материалу», «Изобрази схематически правило, с которым ты познакомился» - эффективный способ овладения языком. Для учащихся с более выраженной 2-й сигнальной системой (дети – «мыслители») используют таблицы-алгоритмы, позволяющие детям продвигаться пооперационно и видеть все ступени своей работы.



Предварительный просмотр:

«Использование активных методов обучения на уроках английского языка как средство формирования коммуникативных компетенций учащихся»

Что такое компетентностный подход?

     Он предполагает освоение умений успешно действовать в проблемных

ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Фактически знания здесь равны комплексу умений для эффективного действия в незнакомых условиях. Знание позволяет действовать, получать желаемый результат. Знание – это посох, который помогает идти дальше.

Таким образом, в компетентностном подходе значение слова “знание” означает владение тем или иным комплексом предметных (специальных) и общих (ключевых) компетенций, позволяющих разрешать проблемные ситуации, при необходимости самостоятельно учиться и достигать общественных или личных целей.

      Компетентностный подход – это усиление прикладного, практического

характера школьного образования. Теоретические знания должны перестать быть “мертвым грузом”. Компетентностный подход заключается не в увеличении объема информированности учащегося, а в том, чтобы он самостоятельно решал проблемы в новой ситуации. Умения, необходимые для этого, называются компетенцией.

     Компетенции которым уделялось внимание на уроках:

Базовые, ключевые компетенции

информационная – (развивается умение искать, анализировать,

преобразовывать, применять информацию для решения проблем). Для этой

цели на уроке использовался проектор и материал из Интернета и видеоролик по данной теме.

коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми).

Учащиеся показали умение эффективно сотрудничать с другими людьми в

диалоге и интерактивной беседе. Хотя не у всех еще сформировано это умение, т.к. огромную роль играет психологическая совместимость учащихся и их возрастные особенности.

самоорганизация (умение ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы)

самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную

образовательную траекторию на уроке).

Исходя из вышесказанного, были поставлены следующие методические

задачи:

− формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с

использованием новых информационных технологий

− формировать навыки самообразования, развивать способности к

академической мобильности обучающихся

− формировать умения и навыки критического мышления в условиях с большим объемом информации

− развивать умение формулировать задачу и кооперативно ее решать

− формировать навыки самоконтроля.

Для реализации этого на уроках я:

− использую разнообразные формы и методы учебной деятельности,

позволяющие раскрывать субъективный опыт учащихся

− создаю атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса

− стимулирую учащихся к высказываниям, использованию различных

способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный ответ

− оцениваю деятельность ученика не только по конечному результату, но по процессу его достижения.

Что касается коммуникативной языковой компетенции, то она включает

Лингвистическую компетенцию - систематическое знание грамматических правил, словарных единиц и фонологии, которые преобразуют лексические единицы в осмысленное высказывание;

Социолингвистическая компетенция (sociolonguistic competence) –

способность выбирать и использовать адекватные языковые формы и

средства в зависимости от цели и ситуации общения, от социальных ролей участников коммуникации, то есть от того, кто является партнером по общению;

    − Дискурсивная компетенция (discourse competence) – способность построения целостных, связных и логичных высказываний разных функциональных стилей в устной и письменной речи на основе понимания различных видов текстов при чтении и аудировании; предполагает выбор лингвистических средств в зависимости от типа высказывания;

         − Cоциокультурная компетенция (sociocultural competence) – знание

культурных особенностей носителя языка, их привычек традиций, норм

поведения и этикета и умение понимать и адекватно использовать их в

процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры;

формирование социокультурной компетенции предполагает интеграцию

личности в системе мировой и национальной культур.

Данная концепция стала ведущей в области обучения иностранным языкам.

         Технология развития критического мышления очень хорошо

применима на уроках иностранного языка.

Данная технология позволяет учителю:

• давать уч-ся возможность высказывать свою точку зрения по поводу

изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным

учителем,

• фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей

работы,

• сочетать индивидуальную, парную и групповую работу:

индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои

знания и опыт,

групповая - услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без

риска ошибиться.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что технология "критического мышления" имеет большое количество положительных черт и ее можно смело внедрять в практику обучения иностранным языкам.

   ИКТ становится неотъемлемой частью в повышении интереса учащихся к изучаемым предметам. Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения в школе даёт возможность активизировать познавательную, мыслительную и самостоятельную деятельность учащихся. Как показывает опыт, при обучении английскому языку использование информационно-коммуникационных технологий способствует развитию интеллекта, воображения, пространственной ориентации, внимания, памяти, наблюдательности и творческих способностей. В наше время применение компьютерных технологий на уроках английского языка становится главным высокоэффективным творческим фактором использования разнообразных форм развития обучения. Учитель имеет уникальную возможность сделать процесс обучения более наглядным и динамичным. Изучение английского языка уже на начальной ступени обучения у многих учащихся вызывает затруднения. Использование инновационных технологий облегчает процесс изучения языка через реализацию одного из важных принципов обучения — наглядности. Важным аспектом использования информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка является проектная деятельность в сочетании с мультимедийной презентацией. В процессе работы я использую нестандартные методы обучения: ролевые игры, дискуссии, интерактивные обсуждения, круглые столы, интегрированные уроки, которые развивают интерес и языковую компетенцию учащихся. ИКТ позволяет на уроках активно использовать аудио, видео – записи. Тем самым учащиеся имеют возможности для систематического восприятия на слух и зрительно особенности разговорной, устной и письменной речи на английском языке. Кроме того для повышения заинтересованности в изучении языка учитель может использовать видеофильмы, мультфильмы, записи литературных произведений на английском языке. Использование компьютерной презентации на уроке позволяет:

  • повысить мотивацию учащихся;
  • использовать большое количество иллюстративного материала;
  • вовлечь учащихся в самостоятельный, исследовательский процесс обучения, что особенно важно для их развития.
  • широкое использование иллюстративного материала в презентациях позволяет легко и доступно предъявить новые лексические единицы, не прибегая к переводу на русский язык.

Необходимо тщательно выбирать оптимальные пути введения новых лексических единиц. Этап предъявления начинается с введения новых слов на отдельном слайде и фонетической отработки данного лексического материала, который сопровождается звуковыми файлами, что, в свою очередь, позволяет осуществить многократное повторение лексических единиц за диктором. Такой подход к обучению позволяет формировать графический образ слова одновременно с его звуковым образом. Предъявленная таким образом лексика позволяет преподавателю учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося — и тех, у кого больше развита слуховая память, и тех, у кого преобладает зрительная память. Презентации по разнообразным грамматическим и лексическим темам учителя английского языка выкладывают для общего пользования в интернет. Таким образом, целью учителя, который хочет провести урок с использованием мультимедийной презентации, является отобрать презентацию, соответствующую теме и целям урока.

Таким образом, современность нынешнего дня предъявляет более высокие требования к обучению и практическому владению английским языком в повседневном общении, профессиональной сфере, жизни. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения, способствует развитию функциональной грамотности обучающихся.

В заключение необходимо подчеркнуть, что интегрирование образовательных технологий в преподавании отдельных предметов требует готовности учителя к динамичному развитию, активному использованию во взаимосвязи аспектов обучения, что является показателем компетентного понимания процесса обучения и преподавания.