Программа дополнительного образования "Художественная мастерская "Фантазёры"

Марина Александровна Белкинаа

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет)

Срок реализации программы: 3 года

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 25»

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ

«Фантазёры»

для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет)

Срок реализации программы: 3 года

Разработала:

воспитатель I категории

Белкина М.А.

г.Заволжье

2012г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев», - писал В.А.Сухомлинский. Это означает, что чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка. Достижения цивилизации «глушат» творческую мысль в зародыше. То, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками. Родителям проще купить своему ребенку вместо ботинок со шнурками обувь на липучках, вместо рубашки – футболку, а вместо куртки на пуговицах – куртку на молнии или тех же липучках. Таким образом, из жизни ребенка максимально исключаются мелкие движения пальцев.  «Интеллектуальное достояние» и нестандартно мыслящие люди есть в тех странах, где тоньше взаимодействие руки с орудием труда, где сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия.

   «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов», - говорил Джордано Бруно. Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как, по-видимому, речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов из пальцев рук. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению психологов, мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Зачастую, без эмоциональной жестикуляции становится невозможным описать происшедшие события, пластика рук помогает нам в полной мере выразить свои мысли.

Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Теснейшая взаимосвязь между движениями рук и развитием зрения человека в детстве сохраняется очень долго. Попросите, например, дошкольника, знающего счет до десяти, сосчитать глазами несколько одинаковых предметов – и вы убедитесь, что без помощи рук он это сделать не сможет. Считая, ребенок непременно укажет пальцем на каждый предмет. Рука как бы передает зрению свои движения. Чем сложнее и согласованнее движения руки и глаза, тем успешнее развиваются зрительные способности ребенка.    

По определению педагога Нечаевой В.Г. «ручной труд – это один из видов трудовой деятельности дошкольника, уточняющий представления дошкольника об окружающем мире, развивающий психические свойства и процессы, конструкторские и творческие способности, дающий полезные практические навыки».

Различные виды деятельности в ходе ручного труда являются прекрасным средством умственного развития, так как значительно расширяют кругозор детей, их знания о свойствах материалов и возможностях их применения. На занятиях дошкольники постигают первые навыки планирования предстоящей работы, учатся намечать последовательность ее выполнения, проводить простейший анализ, делать выводы. Дети осваивают приемы работы с различными материалами, знакомятся с инструментами и способами работы с ними.

        Ручной труд развивает конструктивные способности (ориентировку в пространстве, зрительную оценку размера, расположение деталей и частей предмета по отношению к   другим предметам – все эти качества развиваются в любом виде ручного труда, особенно оригами).

 

Занятия по ручному труду имеют и большое воспитательное значение. Они способствуют формированию таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, настойчивость в достижении цели, развивают творческое воображение. Работа над каждой поделкой требует усидчивости, терпения, концентрации силы воли. Такого рода занятия таят огромные, часто не полностью используемые возможности для нравственного воспитания. На них педагог воспитывает культуру труда, положительное отношение к труду и ответственность за труд, умение работать сообща, творческое отношение к своей работе.

Воспитательное влияние на детей оказывает характер изделий, которые они создают на занятиях. Как правило, эти изделия должны иметь определенную практическую и эстетическую ценность, приносить пользу самим детям и другим людям. Когда ребенок знает, что результатом его труда будут пользоваться другие люди и что созданные им изделия оценят его товарищи или взрослые, он сам начинает проявлять повышенные требования к качеству своей работы, старается трудиться так, что бы не стыдно было показать свою работу. Ребенок на собственном опыте начинает понимать, что тот, кто получит небрежно, некрасиво и непрочно сделанную вещь будет огорчен тем, что получил изделие, сделанное без старания, плохо. Уверенность детей в том, что из их рук выходят красивые, приносящие радость другим вещи, вызывают у дошкольников чувство удовлетворения, желание хорошо работать, на основе чего и формируется любовь к труду.

Почти все работы детей выполняются как сувениры, что способствует воспитанию у них доброжелательности и отзывчивости; а украшение поделками интерьера, да и сам процесс изготовления красивых вещей, помогают решению задач эстетического воспитания. Ребенок более внимательно начинает присматриваться к окружающему миру, к природе, начинает замечать необычную окраску, форму листьев, цветов, камней, веточек, что в свою очередь положительно влияет на развитие воображения. Малыш учится видеть в простом листочке фигурку рыбки, хвост лисы, ухо зайца, то есть ребенок превращается в творца, замечающего красоту и способного ее создавать.

                  Таким образом, можно сделать вывод о том, что занятия по ручному труду способствуют всестороннему развитию личности дошкольника и, стало быть, работа в данном направлении будет актуальна во все времена.

ЦЕЛЬ:

- Развитие мелкой моторики руки посредством разнообразных видов творческой продуктивной деятельности (оригами, аппликация (ткань, бумага) и конструирование, вышивка, бумагопластика, вязание крючком, бисероплетение).

ЗАДАЧИ:

-Познакомить с историей возникновения различных техник рукоделия, с разнообразием необходимых в работе материалов и инструментов.

-Развивать мелкую моторику руки через занятия с детьми рукоделием.

-Формировать умения и навыки детей в действии с различными материалами и инструментами в творческой деятельности.

-Воспитывать устойчивый интерес детей к овладению различными видами продуктивной деятельности, желание проявлять себя творчески.

- Способствовать установлению дружеских межличностных отношений между сверстниками.

Данная программа разработана для решения проблемы развития моторики у детей дошкольного возраста и, как следствие, целью ее является всестороннее развитие личности ребенка.  Она рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста и составлена с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Наибольшая эффективность в работе по программе достигается путем создания на основе группы или детского сада кружка рукоделия, в который дети приглашаются по своему желанию, следуя собственным наклонностям.

Методическая разработка предполагает реализацию в течение 3 лет. Первый год обучения разграничен 2 разделами, второй и третий год обучения каждый -  3 разделами. Процесс продуктивной творческой деятельности оформлен в перспективный план работы.

Первый год реализации:

-  аппликация (бумага, ткань) и конструирование (раздел рассчитан на весь учебный год);

- оригами (раздел рассчитан на весь учебный год);

Второй год реализации:

- вязание крючком (раздел рассчитан на весь учебный год);

- бумагопластка (раздел рассчитан на первое полугодие);

- основы вышивки (раздел рассчитан на второе полугодие).

Третий год реализации:

- основы вышивки (раздел рассчитан на весь учебный год);

- вязание крючком (раздел рассчитан на первое полугодие);

- бисероплетение (раздел рассчитан на второе полугодие).

Занятия по каждому разделу проводятся поочередно 4 раза в месяц. Данное планирование позволяет удерживать воспитанников в устойчивой заинтересованности процессом продуктивной творческой деятельности и не позволяет возникнуть усталости от однообразия производимых действий, помогает в установлении дружеских межличностных отношений между детьми.

Занятия проводятся в непринужденной форме, без использования излишней дисциплинарности, что позволяет ребенку раскрыться перед педагогом и своими сверстниками в большей мере.

Работа по каждому разделу программы проходит в определенной последовательности:

- вводная беседа, направленная на ознакомление детей с видом продуктивной творческой деятельности (историей возникновения, особенностями и инструментами), которым они будут заниматься на  последующих занятиях;

- игровые тренировочные занятия, целью которых является вызвать дальнейший интерес детей к определенному виду деятельности и подготовка руки к дальнейшему овладению конструкторских умений и навыков;

 - непосредственно занятия, на которых дети овладевают предложенным видом продуктивной творческой деятельности;

- итоговое занятие, направленное на проведение совместного с детьми анализа эффективности продуктивной деятельности (выставки, развлечения, открытые занятия и др.).

Режим занятий: 1 раз в неделю в течение 8 месяцев, длительностью 20-30 минут.

Форма подведения итогов: выставка детского творчества.

Планируемые результаты:

  • овладение основами вязания крючком;
  • овладение основами бумагопластики;
  • овладение основами вышивки;
  • овладение основами бисероплетения.

Зачисление в кружок «Фантазёры» проводится на основе пожеланий детей и родителей.

СОДЕРЖАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Название темы

Содержание

1.

Аппликация и конструирование (бумага, ткань).

1. Аппликация из бумаги «Коврик».

2.Аппликация из бумаги «Лес».

3-4.Конструирование из бумаги «Автобусный парк».

5. Аппликация из бумаги «Лисенок».

6.Аппликация из ткани «Коврик для котенка».

7. Конструирование из бумаги «Волшебный колпак».

8.Аппликация из бумаги «Новогодний шар».

9.Конструирование из бумаги «Куколка».

10.Аппликация из ткани «Цветы в вазе».

11. Конструирование из бумаги «Щенок».

12.Аппликация из различных материалов «Праздничная открытка».

13.Аппликация из ткани «Скотный двор» (корова, коза, поросенок).

14. Аппликация из бумаги «Медвежонок».

15. . Конструирование из картона и бумаги «Зоопарк».

16. Аппликация из ткани «Весенний пейзаж».

2.

Оригами.

1. Беседа «Искусство оригами» («Сказка о бумаге»).

2. «Бабочка».

3. «Кораблик».

4. «Лягушка».

5. «Карп».

6. «Соловей».

7. «Попугай».

8. «Снежинка».

9. «Сказочная птица».

10. «Рыбка».

11. «Панамка».

12. «Кролик».

13. «Птичка».

14. «Кенгуру».

15. «Пингвин».

16.  «Самурайский шлем».

3.

Вязание крючком.

1. Беседа «Волшебный крючок».

2. «Сделай солнышку лучи».

3.«Украсим коврики».

4.«Цветочный букет».

5-6.«Борода для гнома».

7.«Мышкин хвостик».

8-10. .«Нарядные занавески на окно».

11-16.«Шарфик для Барби» или «Коврик». 

1. Игровые упражнения «змейка», «поясок».

2-6. «Салфетка».

№ п/п

Название темы

Содержание

4.

Бумагопластика.

1. Беседа «Мы бумагу в руки взяли».

2.«Мышка».

3.«Кошечка».

4. «Рыбка».

5-6. «Котенок».

7. «Зоопарк».

8.Новогодняя игрушка.

5.

Основы вышивки.

1.Беседа «Из истории русской вышивки». Подготовительное упражнение «Запустим воздушного змея».

2. .«Ознакомление с нитями «мулине» и с рабочей иглой».

3. « Укрась закладку».

4. «Дождик» (шов «вперед иголку»).

5-6.«Украсим платочек».

7-8.«Воздушные шарики»

1-15 « Смешарики» или «Сказочные персонажи».

16. Проведение развлечения «Путешествие в Страну Творчества». Выставка детских работ..

6.

Бисероплетение.

1-2. Вводная беседа «Из истории бисероплетения».

3-10 «Фенечка».

Перспективный план (первый год обучения)

Аппликация и конструирование (бумага, ткань)

Месяц

Тема занятия

Цели, задачи

СЕНТЯБРЬ

1. Аппликация из бумаги «Коврик».

2.Аппликация из бумаги «Лес».

Напомнить детям правила безопасности при действии с ножницами. Упражнять в умении детей обводить геометрические фигуры по шаблонам, аккуратно вырезывать их из бумаги.

Знакомить с понятием «композиция»; подвигать детей к самостоятельному композиционному решению своей творческой работы.

ОКТЯБРЬ

1-2.Конструирование  

 из бумаги «Автобусный парк».

Продолжать учить детей обводить геометрические фигуры по шаблонам, аккуратно вырезывать их из бумаги. Закреплять умение детей складывать лист бумаги пополам, приклеивать детали на основу.

НОЯБРЬ

1. Аппликация из бумаги «Лисенок».

2.Аппликация из ткани «Коврик для котенка».

Выполнение работы из определенной геометрической формы - треугольников разного цвета и размера. Продолжать учить вырезывать детали четко по контуру, аккуратно пользоваться ножницами и клеем.

Упражнять в умении выстригать из ткани короткие полоски, располагать в определенной последовательности на картоне, приклеивать на основу. Раскрашивание фломастерами изображения котенка, выстригание изображения по контуру, приклеивание на коврик.

ДЕКАБРЬ

1. Конструирование

 из бумаги «Волшебный

  колпак».

2.Аппликация из бумаги «Новогодний шар».

Учить детей преобразовывать круг в конус. Учитывать композиционное расположение деталей на основе. Проявлять фантазию и творчество при украшении поделки.

Продолжать учить детей составлять из предложенных деталей композицию – «елочка», «звезда», «снеговик»; приклеивать изображение на основу – круг. Составление из круглых форм «новогоднего шара». Закреплять желание детей участвовать в оформлении группы к празднику.

ЯНВАРЬ

1.Конструирование из бумаги «Куколка».

Продолжать учить детей обводить геометрические фигуры по шаблонам, аккуратно вырезывать их из бумаги. Закреплять умение располагать детали на основе согласно поставленной в работе задачи. Преобразовывать предложенную основу – полукруг в конус. Аккуратно пользоваться клеем и ножницами.

ФЕВРАЛЬ

1.Аппликация из ткани «Цветы в вазе».

2. Конструирование из бумаги «Щенок».

Продолжать знакомить детей со свойствами ткани, возможностями аппликации. Продолжать учить вырезать детали аккуратно по контуру. Оказывать помощь детям в композиционном решении работы. Использовать детьми наложение деталей из ткани друг на друга слоями (цветы в объеме).

 Учить детей преобразованию прямоугольника в цилиндр. Учитывать композиционное расположение деталей в работе. Проявлять фантазию при украшении поделки.    

МАРТ

1.Аппликация из различных материалов «Праздничная открытка».

2.Аппликация из ткани «Скотный двор» (корова, коза, поросенок).

Провести беседу с детьми о празднике «8 марта». Совершенствовать знания, полученные детьми на занятиях при работе с бумагой, нитью различной фактуры, тканью. Закрепить правила техники безопасности в работе по ручному труду.

Вырезывать детали из ткани–  квадрат, прямоугольник. Продолжать учить детей решать в ходе занятия композиционные вопросы. Использовать фломастеры при оформлении работы.

АПРЕЛЬ

1. Аппликация из бумаги «Медвежонок».

2. . Конструирование из картона и бумаги «Зоопарк».

Выполнение работы из определенной геометрической формы - кругов разного цвета и размера. Продолжать учить детей аккуратности и внимательности при выполнении поделки.

Продолжать учить детей комбинировать в работе несколько видов материалов – картон, вата, шерстяные нити. Воспитывать интерес к творческой деятельности.

МАЙ

1. Аппликация из ткани «Весенний пейзаж».

Продолжать знакомить детей со свойствами ткани, возможностями аппликации. Продолжать учить вырезать детали по контуру аккуратно, правильно пользоваться ножницами и клеем. Помочь детям в решении композиции.

        

Перспективный план (первый год обучения)

Оригами

Месяц

Тема занятия

Цели, задачи

СЕНТЯБРЬ

1. Беседа «Искусство оригами» («Сказка о бумаге»).

2. «Бабочка».

В занимательной форме познакомить детей с искусством оригами как новой для них формой творческой деятельности. Рассказать об основных способах складывания бумаги и условных обозначениях.

Познакомить с базовой формой «треугольник». Оформление поделки дополнительными деталями. Способствовать творческому выполнению работы.

ОКТЯБРЬ

1. «Кораблик».

2. «Лягушка».

Продолжать знакомить детей с базовой формой «треугольник». Украшение поделки дополнительными деталями. Оформление работ на панно «озеро».

НОЯБРЬ

1. «Карп».

2. «Соловей».

Продолжать учить преобразовывать детей бумагу квадратной формы в нужную фигуру («карп», «соловей»), используя непосредственный показ, схемы складывания, художественное слово, игровые моменты. В ходе работы закрепить уже известные детям способы складывания из бумаги (пополам, по диагонали).

ДЕКАБРЬ

1. «Попугай».

2. «Снежинка».

Закрепить умение сгибать лист бумаги квадратной формы по диагонали, пополам. Познакомить детей с новой базовой формой «воздушный змей».

 Продолжать учить детей по образцу и показу складывать лист бумаги способом оригами; вырезывать обозначенные карандашом линии.

ЯНВАРЬ

1. «Сказочная птица».

Закрепить умение детей выполнять базовую форму «воздушный змей». Упражнять в умении делать надрез ножницами на работе. Способствовать творческому выполнению поделки.

ФЕВРАЛЬ

1. «Рыбка».

2. «Панамка».

Знакомить детей с выполнением базовой формы «двойной треугольник».

Продолжать учить детей по образцу и показу складывать лист бумаги способом оригами. Обыгрывание ситуации «аквариум».

Преобразование исходной формы (прямоугольник) в головной убор посредством выполнения складывания пополам, по диагонали. Украшение поделки разноцветными узорами при помощи фломастеров.

МАРТ

1. «Кролик».

2. «Птичка».

Закреплять умение детей выполнять складывание листа бумаги квадратной формы по диагонали, использовать базовую форму «воздушный змей».

Знакомить детей с базовой формой «конверт». Оформление работы узорами.

АПРЕЛЬ

1. «Кенгуру».

2. «Пингвин».

Закрепление выполнения ранее освоенных базовых форм оригами, преобразование их в поделки («кенгуру», «пингвин»). Упражнять в правильном использовании ножниц.

МАЙ

1.  «Самурайский шлем».

Закреплять умение детей выполнять базовую форму «двойной треугольник».

Способствовать закреплению интереса к занятию творческой деятельностью.

Перспективный план (второй год обучения)

Вязание крючком

Месяц

Тема занятия

Цели, задачи

СЕНТЯБРЬ

1. Беседа «Волшебный крючок».

2. «Сделай солнышку лучи»

Знакомство с историей вязания крючком, инструментами рукоделия. Рассматривание иллюстраций и поделок, связанных крючком.

Знакомить детей с вариантами держания крючка во время работы. Протаскивание нити через отверстие при помощи вязального крючка.

ОКТЯБРЬ

1.«Украсим коврики»

2.«Цветочный букет»

Продолжать знакомство детей с вязальным крючком. Закрепление умение действовать крючком, протаскивая нить через отверстие.

Учить детей выполнять отдельную воздушную петлю при помощи вязального крючка. Оформление связанных деталей в «цветочную композицию».  

НОЯБРЬ

1.«Борода для гнома» (2 занятия)

Продолжать учить детей выполнять отдельную воздушную петлю при помощи вязального крючка. Приклеивание  деталей на подготовленные формы ( изображение гнома).  

ДЕКАБРЬ

1.«Мышкин хвостик»

2. .«Нарядные занавески на окно»

Учить детей выполнять цепочку из воздушных петель при помощи вязального крючка. Приклеивание  деталей на подготовленные формы  (изображение мышки).  

Закреплять умение детей выполнять цепочку из воздушных петель при помощи вязального крючка, используя разного цвета нити.

ЯНВАРЬ

1.«Нарядные занавески на окно»

Закреплять умение детей выполнять цепочку из воздушных петель при помощи вязального крючка, используя разного цвета нити.

ФЕВРАЛЬ

1. «Нарядные занавески на окно»

2.«Шарфик для Барби», «Коврик»  

Закреплять умение детей выполнять цепочку из воздушных петель при помощи вязального крючка, используя разного цвета нити.

Знакомить детей с вязанием крючком  рядов полустолбиком.  

МАРТ

1.«Шарфик для Барби», «Коврик»

(2 занятия) 

Закреплять умение детей выполнять  вязание крючком  рядов полустолбиком.  

АПРЕЛЬ

1.«Шарфик для Барби», «Коврик»

(2 занятия) 

Закреплять умение детей выполнять  вязание крючком  рядов полустолбиком.  Оформление работы в законченную поделку (« шарфик» или «коврик» - по желанию ребенка).  

МАЙ

1.Итоговое занятие. Диагностика.

Подведение итогов года в работе кружка. Оформление выставки детских работ.

Перспективный план (второй год обучения)

Бумагопластика

Месяц

Тема занятия

Цели, задачи

СЕНТЯБРЬ

1. Беседа «Мы бумагу в руки взяли»

2.«Мышка»

Ознакомительная беседа, направленная на привлечение детей к данному виду деятельности. Рассматривание поделок из бумаги и альбомов с различными видами бумаги.

Продолжать учить детей пользоваться ножницами при выстригании деталей поделки, аккуратности при приклеивании их на основу. Проявлять творчество при оформлении работы.

ОКТЯБРЬ

1.«Кошечка»

2. «Рыбка»

Продолжать учить детей пользоваться ножницами при выстригании деталей поделки, аккуратности при приклеивании их на основу. Проявлять творчество при оформлении работы.

НОЯБРЬ

1-2. «Котенок»

Выполнение аппликации (способом «отрыва» и «комканья» бумаги)  на готовых деталях, используя  салфетки белого, желтого и оранжевого цветов. Выстригать мелкие детали, аккуратно приклеивать их на основную работу.  

ДЕКАБРЬ

1. «Зоопарк»

2.Новогодняя игрушка.

Продолжать учить детей пользоваться ножницами при выстригании деталей поделки. Способствовать умению детей  замыкать ленту в кольцо. Добиваться в соблюдении  детьми аккуратности при использовании клея, проявлении творчества при  дорисовки деталей.

Продолжать учить детей пользоваться ножницами при выстригании деталей поделки и клеем при приклеивании их на основу. Закрепить умение детей преобразовывать круг в цилиндр. Способствовать проявлению индивидуальности при оформлении поделки.  

Перспективный план (второй год обучения)

Основы вышивки

Месяц

Тема занятия

Цели, задачи

ЯНВАРЬ

1.Беседа «Из истории русской вышивки». Подготовительное упражнение «Запустим воздушного змея»

Познакомить детей с новым видом деятельности «вышивкой». Использовать иллюстрационный материал (схемы, виды швов, варианты вышивки - гладью, крестиком и т.д.). Протаскивание нити через отверстие при помощи  самодельной безопасной  иглы. Закрепление интереса к данному виду деятельности.

ФЕВРАЛЬ

1. .«Ознакомление с нитями «мулине» и с рабочей иглой»

2. « Укрась закладку»

Познакомить детей с нитями «мулине». Учить комбинировать и сочетать цвета нитей. Рассказать о  технологии прядения нитей. Ознакомить с правилами безопасности при работе с рабочей иглой.

Учить детей вдевать нить в иглу, выполнять узелок на конце нити. Учить прокалывать отверстие в картоне при помощи иглы, протаскивать нить.

МАРТ

1. «Дождик» (шов «вперед иголку»)

2.«Украсим платочек»

Закрепить знания детей о безопасной работе с иглой и нитью, умение вдевать нить в иглу и выполнять узелок на основе. Знакомство с практическим выполнением шва «вперед иголку».

АПРЕЛЬ - МАЙ

1.«Украсим платочек»

2-3. «Воздушные шарики»

Продолжать знакомить дошкольников с практическим выполнением шва «вперед иголку».

Познакомить со швом «назад иголку». Выполнение тематического изображения швами «вперед иголку» (нити для шариков) и «назад иголку» (шарики). Оформление выставки детских работ.

Перспективный план (третий год обучения)

Основы вышивки

Месяц

Тема занятия

Цели, задачи

СЕНТЯБРЬ

- АПРЕЛЬ

1-14 « Смешарики» или «Сказочные персонажи».

Выполнение детьми творческой картины  по намеченному на ткани эскизу, используя швы «вперед» и «назад иголку». Продолжать учить детей правильно держать иглу, закреплять нить на основе, соблюдать правила безопасности при работе с ножницами и иглой.

МАЙ

1-2 Проведение развлечения «Путешествие в Страну Творчества». Выставка детских работ. Диагностика.

При помощи развлечения подвести итоги работы кружка за год. Дать детям возможность в игровой форме показать свои умения, проявить себя творчески

Перспективный план (третий год обучения)

Вязание крючком

Месяц

Тема занятия

Цели, задачи

СЕНТЯБРЬ

1. Диагностика. Игровые упражнения «змейка», «поясок».

В игровой форме напомнить детям выполнение крючком цепочки из воздушных петель и рядов полустолбиком.

ОКТЯБРЬ - ДЕКАБРЬ

1-5. «Салфетка».

Знакомство детей с выполнением столбика без накида при помощи вязального крючка. Вязание полотна квадратной формы столбиками без накида. Оформление салфетки кисточками из пряжи.

Перспективный план (третий год обучения)

Бисероплетение

Месяц

Тема занятия

Цели, задачи

ЯНВАРЬ

1-2.Вводная беседа

«Из истории бисероплетения».

Знакомство с новым видом творческой деятельности - бисероплетением. Демонстрация схем, образцов работ, материалов и инструментов. Игровые упражнения подготовительного характера.

ФЕВРАЛЬ - МАЙ

1-8 «Фенечка»

Выполнение плетения рядами при помощи лески и бисера. Учить детей  согласовывать свою деятельность с предложенной схемой плетения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рукоделие для детей / Калинич М., Савиных В. – Лен.: Полымя, 2000.- 136 с.: ил.

2. Шитье и рукоделие:

Энциклопедия / Гл. редактор И.А.Андреева. – 2-е изд. – М.:

Большая Российская энциклопедия, 1998. – 288с.: ил.

3. Уроки детского творчества.

Перевод: Л.Пронина; изд-во «Внешсигма» АСТ – Москва, 2000.

 

4. Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика). Младшая и средние группы. / Автор - сост. А.Г.Савушкина. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

5. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ:

Книга для воспитателя детского сада / Л.В.Пантелеева, Е.Кашенов,

М.Станоевич–Кастори. – М.: Просвещение; Белград, 1987. – 287с.: ил.

 

 6. Журнал Дошкольное воспитание №9, издательство «Просвещение»,    

     1989 год.

 7. Журнал Дошкольное воспитание №10, издательство «Просвещение»,    

     2004 год.

 8. Журнал Дошкольное воспитание №1, издательство «Просвещение»,    

     2005 год.

 9. Журнал Обруч №5, 2001 год.

 10. Богатеева З.А.

     Чудесные поделки из бумаги: книга для воспитателей детского сада и  

      родителей. – М.: Просвещение, 1992. – 208с.: ил.

11. 100 игрушек из бумаги. Изд-во «Кристалл», Санкт - Петербург,1997.

12. Игрушки из бумаги и картона. – СПб.: Кристалл; Валерии СПб. –

      1997. – 224с., ил. Составитель Н. Докучаева.

13. Волшебная бумага. Чернова Н.Н. – М.: АСТ., 2007. – 207с., ил.

14. Топоркова Л.А., Доронова Т.Н.

 Сделаю сам: дид. Альбом для занятий по ручному труду с детьми

 старшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1999. – 39с., ил.

15. Козлова А.В., Дешеулина Р.П.

      Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты

      лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 112с.  


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Разделы программы

Используемые формы работы

Приемы и методы

Дидактическое и техническое оснащение

Формы подведения итогов

1.

Аппликация и конструирование  (бумага, ткань)

Индивидуальные занятия по подгруппам в 4-6 человек:

-теоретические,  

-практические.

-Наглядность,

- показ,

- объяснение,  

- указание,  

-пояснение,        

-контроль взрослого,

самоконтроль,

-оценка,

- самооценка.  

Образцы работ, схемы, конспекты.

Материал:

цветная бумага и картон, ткань различной фактуры и расцветки, клей, ножницы, фломастеры, сопутствующие материалы нитки разной толщины, вата, пуговицы, бусины и т.д.).

Развлечение, выставка детских творческих работ.

2.

Оригами

Образцы работ, схемы, конспекты.

Материал:

Листы бумаги квадратной и прямоугольной формы, ножницы, фломастеры.

3.

Вязание крючком

Образцы работ, схемы, конспекты.

Материал: ножницы, крючки вязальные, разноцветная пряжа, белый картон.

4.

Основы вышивки

Образцы работ, схемы, конспекты.

Материал: шкатулка для рукоделия (пяльцы, нитки «мулине», ткань, ножницы, игла в

игольнице).

5.

Бумагопластика

Образцы работ, конспекты.

Материал: альбом, листы белого и цветного картона, клей, кисточки, ножницы, фломастеры.

6.

Бисероплетение

Образцы работ, схемы, конспекты.

Материал: бисер 2-3 цветов, леска, ножницы, тряпичная салфетка.