Работа с родителями

Газизова Альфия Халяфовна

Работа с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа для родителей

Структура и воспитательные возможности современной семьи

(по материалам И. Клемантович)

Современное состояние семьи в России можно охарактеризовать как кризисное. Упала рождаемость, происходит девальвация смысла семейной жизни, ее ориентации на воспитание детей. Родители, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его развития, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Современная семья сталкивается с весьма сложными проблемами. Это обусловлено увеличением количества малообеспеченных семей, их миграцией, в том числе и за пределы государства; ухудшением здоровья населения, изменением традиционных ролей в семье (особенно женщин), ростом количества неполных семей. К сожалению, сегодня все чаще в семье мы сталкиваемся с насилием.

По своей структуре, количеству членов и их возрастному составу современная семья неоднородна. Есть семьи из трех поколений -родителей, детей, внуков; семьи из двух поколений - родителей и детей; однодетные семьи; многодетные семьи, имеющие трех и более детей; неполные семьи, в которых нет одного из родителей; семьи с детьми со стороны мужа и жены (при повторных браках), семьи с совместным проживанием близких и дальних родственников.

Существует деление семей по степени их воспитательного воздействия на детей. Так благоприятны для формирования личности семьи, где есть оба родителя и не менее двух детей. Менее благоприятные условия для развития ребенка и его воспитания представляют семьи с дезорганизованной структурой, чаще всего это семьи с одним ребенком. Благоприятно-неустойчивыми считаются семьи с 1 - 2 детьми, невысокими уровнями материального достатка и общей культуры родителей. Для формирования личности ребенка также неблагоприятными считаются семьи, где духовные потребности второстепенны и им предпочитаются другие: накопительство, стяжательство. Для такой семьи потребительство становится жизненным идеалом. А отсюда низкий уровень образования и культуры, неумение разумно организовать жизнедеятельность семьи, нежелание совместно проводить досуг из-за отсутствия культурных запросов со стороны взрослых.

Неблагополучные семьи имеют в специальной литературе дополнительные характеристики. Вот некоторые из них.

Внешне «спокойная семья». События в такой семье протекают как будто гладко, но при близком знакомстве видно отчуждение супругов, их чувство неудовлетворенности друг другом. За «благополучным» фасадом скрываются длительные и с трудом подавляемые негативные чувства. Нередко наступают длительные приступы плохого настроения, тоски, депрессии. Супруги мало разговаривают друг с другом. В таких семьях якобы неожиданно для окружающих вырастают «трудные» дети.

Вулканическая семья. Здесь отношения между супругами изменчивы и открыты. Они постоянно выясняют отношения, часто расходятся и сходятся, скандалят, а вскоре вновь признаются друг другу в любви до гроба. Эмоциональность преобладает над чувством ответственности. В таких семьях ребенок становится беспомощным, испытывает значительные эмоциональные перегрузки, находясь между крайними полюсами взаимоотношений родителей.

Семья-санаторий - характерный пример семейной дисгармонии, когда один из членов семьи или ребенок заставляют близких все больше и больше окружать себя вниманием. Семья только внешне кажется солидарной. Если семья превращается в «санаторий» для отца и матери, то дети годами живут в ситуации физической и нервной перегрузки, становятся излишне тревожными и эмоционально зависимыми. Если «санаторным» отношением окружены дети, то взаимоотношения отличаются мелочной опекой, жестким контролем и защитой от реальных и мнимых опасностей.

Семья-театр. В ней создается специфический театрализованный образ жизни. Сохраняется видимость благополучия и близости. В общении с детьми запреты и поощрения декларируются. Трудности воспитания прикрываются мнимыми достоинствами и достижениями. Детям часто дается «модное» воспитание. Все это приводит к ослаблению самоконтроля и потере внутренней дисциплины, снижает уровень жизненной защищенности ребенка.

Семья- «третий лишний». В этом случае родительство воспринимается как помеха супружескому счастью. Воспитанием детей родители занимаются от случая к случаю. У них появляется неуверенность в себе, развивается комплекс неполноценности.

«Семья с кумиром». Ребенок - единственное, что скрепляет супружеские отношения. Забота о нем является единственной силой, способной удержать супругов от разрыва отношений. Родители стараются сделать все для своего чада, перенося на него нереализованные чувства. Желание уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит к ограничению его самостоятельности и эгоизму.

«Семья-маскарад» отличается несогласованностью целей и планов супругов, требований и оценок. Мелькание постоянно сменяемых жизненных «масок» повышает у ребенка чувство тревожности, порождает внутренний конфликт и нервное перевозбуждение. Он старается подделаться под каждого из родителей и еще больше теряет жизненные ориентиры.

Как во всем мире, так и у нас растет число разводов. Их процент в России составляет от 30% до 50 % от числа заключенных браков. В большинстве случаев инициатором развода является женщина, что говорит о возросшем общественном статусе женщины. Из-за разводов около 700 тысяч детей ежегодно лишаются одного из родителей. А ведь согласно последним данным, доля подростков-правонарушителей из неполных семей составляет от 32 до 47%. Из них 30 - 40 % подростков успели пристраститься к алкоголю или наркотикам, 53% занимаются проституцией. Кроме того, в неполных семьях наблюдаются проблемы с психически-половой идентификацией ребенка, упущения в воспитании детей.



Предварительный просмотр:

Особенности развития шестиклассника


Шестой класс, 11—12 лет, - период резкого возрастания познавательной активности и любознательности. Подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, инопланетяне, ведьмы и гороскопы. Многие исследователи рассматривают этот возраст как период “зенита любознательности”. Обратим внимание также на поверхностность, разбросанность этой любознательности, а также на практически полное отсутствие связи её со школьной программой.
В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы. Вместе с тем эти интересы еще достаточно неустойчивы, легко меняются.
Спецификой интересов подростков в том, что они во многом обслуживают потребность в общении со сверстниками: общие интересы дают повод, содержание, средства общения. В значительной части случаев подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья, и если хочет войти в какую-то компанию, подружиться с кем-нибудь, то начинает действительно интересоваться или изображать интерес к той сфере, которая интересна этой компании.
“Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте, …Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые определенными, сложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами”. Возрастание интереса к миру за пределами школы, возрастание значимости общения со сверстниками ведет, вместе с тем, к проблемам, связанным с так называемым “отходом подростка от школы”. Школа, учение закономерно отходят на второй план. Это важный и необходимый этап развития. Однако подобное снижение значимости учения требует от взрослых особого внимания к усвоению школьниками учебной программы.
Знания, которые учащийся должен теперь усвоить, существенно отличаются от тех, которые он получал в начальной школе. Там знания в основном соответствовали повседневному опыту ребенка, в средних классах школы связь школьных знаний с окружающей действительностью, как правило, опосредованна. Для того чтобы научиться видеть эту связь требуется специальные усилия, школьнику необходимо усвоить систему понятий и закономерности, научиться оперировать абстрактными понятиями. Если это не происходит, то школьные знания усваиваются формально.
В 11 лет практически все дети пересекают рубеж подросткового возраста. Ведущая деятельность подростка – общение, главное новообразование этого возраста – чувство взрослости. Если хотите, чтобы подростковый возраст прошел без осложнений, следует соблюдать следующие требования:
1. У подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него обостряются хронические заболевания. Надо помочь организму справиться с перестройкой. Для этого строго следите за соблюдением режима дня. Не позволяйте злоупотреблять острой пищей, пить много кофе, есть много шоколада (это крайне вредно для подростка).
2. Подростки много времени проводят в праздности: часами болтают по телефону, смотрят телевизор, круглосуточно слушают громкую музыку. Научите ребенка дорожить своим временем. Норма просмотра телепередач в этом возрасте – 60 минут в день, а для возбудимых детей и того меньше.
3. Самое важное для ребенка – общение. Разговаривайте с ним каждый день, обсуждайте, что интересного произошло в течение дня. Не выпытывайте у него информацию, лучше организуйте диалог, расскажите о своих проблемах, таким образом подавая ребенку пример самораскрытия. Чаще обсуждайте с ним разные вопросы семейной жизни.
4. Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах случившегося.
5. Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте, целуйте).
6. Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости, расширяя обязанности подростка, не забывайте расширять его права.
7. Приучайте подростка к систематическому труду. У него обязательно должны быть обязанности по дому.
8. Создайте дома обстановку нетерпимости к вредным привычкам: курению и употреблению алкоголя, тогда и у ребенка не появятся подобные вредные привычки.
9. Обязательно организуйте систематические занятия спортом. Следите за тем, чтобы ребенок посещал уроки физкультуры, помогите ему выбрать спортивную секцию.
10. В случае появления у ребенка необычной манеры поведения проанализируйте причины ее появления, при необходимости обратитесь к психологу.



Предварительный просмотр:

Режим дня школьника

 Режим дня - это рациональное распределение времени на все виды деятельность и отдыха в течение суток. Основной его целью служит обеспечить высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования. Строится режим на основе биологического ритма функционирования организма. Так, например, подъём работоспособности отмечается с 11 до 13 часов. Второй подъём в 16-18 часов более низкой интенсивности и продолжительности. Дети легко привыкают к распорядку дня в школе, поэтому и дома следует составить такое же расписание для ребёнка.

Основными элементами режима дня школьника являются: учебные занятия в школе и дома, активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе, регулярное и достаточное питание, физиологически полноценный сон, свободная деятельность по индивидуальному выбору. При организации режима родителям следует учитывать состояние здоровья своего ребёнка и функциональные особенности данного возрастного периода. При чётком распорядке дня у ребёнка формируется привычка, когда конкретное время является сигналом для соответствующих действий.

В 6-7 лет отмечается повышенная чувствительность к неблагоприятным внешним факторам и быстрой утомляемостью при обучении. В младшем школьном возрасте продолжаются процессы окостенения и роста скелета, развития мелких мышц кисти и функциональное совершенствование нервной системы. Возраст 11-14 лет характеризуется резкими гормональными сдвигами и интенсивным ростом. Происходит быстрое развитие внутренних органов: сердце растёт быстрее, чем просвет сосудов, и возникает юношеская гипертензия. В 15-18 лет происходит завершение полового созревания, сохраняется преобладание общего возбуждения и психической неуравновешенности.

Начать день необходимо с утренней зарядки, которая облегчает переход от сна к бодрствованию, позволит организму активно включиться в работу. Предпочтительнее такие упражнения, которые воздействуют на разные группы мышц. Желательно включать нагрузку для туловища, мышц рук, ног, брюшного пресса и спины, упражнения на гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов. Выполнять их надо в определенной последовательности: вначале потягивания, затем упражнения для рук и плечевого пояса, затем туловища и ног. Заканчивают зарядку прыжками и бегом, после чего делают успокаивающее дыхание. Продолжительность зарядки в зависимости от возраста от 10 до 30 минут. Упражнения постепенно усложняются, ускоряется и темп движений. Комплексы упражнений желательно менять каждые 7-10 дней. Обязательным является обеспечение притока свежего воздуха на момент занятий.

Помимо зарядки к физическому воспитанию относятся игры на свежем воздухе. Лучшими считаются подвижные игры, а так же занятия спортом. В игре совершенствуются двигательные навыки ребенка, повышается его эмоциональный тонус. Кроме того, подвижные игры дают хороший оздоровительный эффект. Обратите внимание на плавание, лыжный спорт, велоспорт и другие секции в зависимость от склонностей ребёнка. Хорошо дисциплинируют командные игры: волейбол, баскетбол, футбол. Не забывайте о танцах. Не игнорируйте и занятия лечебной физкультурой в школе, если доктор считает их необходимыми. Особенно важно пребывание ребёнка на улице вечером перед сном. Доказано, что лучшим режимом является наличие 3-4 прогулок общей продолжительностью 2,5-3,5 часа: чем младше ребёнок, тем больше времени он должен проводить на улице. Наказание лишением прогулки недопустимо.

После утренней зарядки ребёнка ждут водные процедуры. Детям школьного возраста после каждой физической тренировки надо принимать комфортный душ. Постепенно температуру снижают: с 30 до 20-15 градусов в конце. Это хорошая закаливающая процедура. Возможен контрастный душ с чередованием тёплого и прохладного потоков воды. Ничто так не прогоняет сон, как утреннее умывание холодной водой. Необходим и ежедневный душ в послеобеденное время, особенно в жаркое время года. Добавив к этому посещение бассейна 2-3 раза в неделю, мы полностью реализуем потребность ребёнка.

Завтрак обязательно должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребёнка. Прием пищи должен проходить в тихой, спокойной и доброжелательной обстановке. Не разрешайте детям во время еды читать книги и разговаривать. Второй завтрак ребёнок получит в школе. Он должен составлять 10 - 15% суточной калорийности. Обед - 40%, ужин - 20 25%. Последний должен быть более легким, чем завтрак. Это могут быть каша, творог, кефир, а также овощи и фрукты. Для детей 7 - 10 лет суточная калорийность должна составлять 2300 ккал. Обед около 13-14 часов, ужин не позднее 19.30. Приверженность к режиму в еде обеспечит семейный приём пищи, достаточное разнообразие блюд и отсутствие перекусов.

Вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Это время слабые и часто болеющие дети должны уделять сну. Оптимальным временем для приготовления уроков служит период 15-16-ти часов, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Обучение должно быть и в случае отсутствия домашнего задания и направлено на закрепление школьных знаний. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует проводить 15 минутные перерывы с физкультминуткой под музыку.

Для занятий у ребенка должно быть свое рабочее место, оборудованное столом, стулом, полочкой для книг, настольной лампой. Мебель необходимо подбирать в соответствии с длиной тела ребенка (при длине тела до 130 см высота стола и стула должна быть соответственно 54 и 32 см при 130-145 см - 60 и 36 см, 145-160 см - 66 и 40 см, 160-175 см- 72 и 44 см, выше 175 см - 78-48 см). Стул следует задвигать под стол на 4-8 см, для книг - иметь подставку с углом наклона 15°. Стол ставить ближе к окну так, чтобы свет падал слева. Пучок света от настольной лампы должен быть направлен на рабочую поверхность. Во время подготовки уроков не должно быть отвлекающих моментов (телевизор, радио, разговоры). Следует добиваться того, чтобы ребенок готовил уроки в день получения задания, что значительно сокращает время на врабатывание и восстановление полученных на уроках сведений.

Полтора-два часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телевизионных передач и др.). Длительность просмотра телепередач - не более 1,5 часов 2-3 раза в неделю. Без сомнения, допустимым исключением из правил может явиться ваше разрешение на просмотр интересного фильма, если данная уступка правильно понимается и оценивается достаточным прилежанием. В любом случае лучшим времяпрепровождением будет прогулка на свежем воздухе. Весьма полезны занятия в кружках по интересам. Ребенок может заниматься не более чем в двух кружках.

После ужина наступило время прогулки перед сном. Родители должны прививать ребенку навыки по самообслуживанию. Это касается как девочек, так и мальчиков. Как много впоследствии зависит от простых, казалось бы, вещей: умения готовить, убирать, стирать и т. д. Это время, когда вся семья дома за любимым делом обсуждает прошедший день. Ответственность ребёнка за вынос мусора, мытьё посуди и др., правильно понимаемая, станет важнейшим режимным моментом и поддержит психику ребёнка, как полноправного члена семьи.

Очень важным фактором в режиме дня школьника является сон. Во время сна снижается деятельность физиологических систем организма, и только мозг, сохраняя активность, продолжает перерабатывать полученную в течение дня информацию. Гигиенически полноценным считается сон, имеющий достаточную для данного возраста продолжительность и глубину. Школьник должен спать не менее 9-10,5 час. Очень важно, чтобы ребенок всегда ложился и вставал в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание, и легкое пробуждение. Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату. Полезен сон при открытой форточке, к чему ребенка следует приучать с лета. Наиболее здоровая температура воздуха жилой комнаты - 18°С. У значительной части детей имеет место недосыпание, связанное с ранним началом занятий в первую смену, поздним отходом ко сну (продолжительное время приготовления уроков, длительный просмотр телевизионных передач, поздний ужин). Систематическое недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстройствам. Непосредственно перед сном у ребёнка необходимо сформировать положительные эмоции поощрением или похвалой, чтением ребёнку книг.

Если школьник занимается во вторую смену, чтобы успеть погулять перед занятиями, он должен готовить домашние задания через 30 мин после завтрака. Делать уроки вечером не следует - дневная нагрузка значительно снижает работоспособность. На помощь семье отводится один час. Дети, занимающиеся во вторую смену, завтракают и обедают дома в 8 час и 13 час соответственно, полдник получают в школе в 16 час и ужинают дома в 19.30.

Примерный режим дня школьника: Подъем 7.00. Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет 7.00-7.30. Утренний завтрак 7.30-7.50. Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе 7.50-8.20. Занятия в школе 8.30-12.30. Горячий завтрак в школе около 11 ч. Дорога из школы или прогулка после занятий в школе12.30-13.00. Обед 13.00-13.30. Послеобеденный отдых или сон13.30-14.30 Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе 14.30-16.00. Полдник 16.00-16.15. Приготовление домашних заданий 16.15-17.30. Прогулки на свежем воздухе 17.30-19.00. Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.) 19.00-20.00. Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия - чистка одежды; обуви, умывание) 20.00-20.30. Сон 20.30-7.00.

В процессе чтения могло сложиться впечатление о невыполнимости предлагаемых рекомендаций. Это не так. Режим - понятие из взрослой жизни и знакомить с ним ребёнка необходимо как можно раньше. Нет лучше помощника в зарядке, чем рядом занимающийся папа. Невозможно оставить ребёнку обед и надеяться, что тот сам скушает его в срок. Каждый шаг рядом с ребёнком должен вначале совершаться кем-то из взрослых. Во вторых: все правила распорядка должны соблюдаться вместе взятые. Невозможно поднять ребёнка на зарядку, если вечером он лёг в 23.30 после просмотра фильма ужасов. И третье: ничто так ни нарушает распорядок, как время, когда нечем заняться. До определённого возраста любящие родители, ложась спать, должны думать, всё ли они сделали для ребёнка сегодня и как организовать его завтра.

РЕЖИМ   ДНЯ    ШКОЛЬНИКОВ



Предварительный просмотр:

Классный час «Для чего человеку нужна семья?»

“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”
Л.Н.Толстой

Цель: сформировать представление детей о значении семьи и семейных ценностей в жизни человека.

Задачи:

  • расширить имеющуюся у учащихся информацию о семье,  семейных ценностях;
  • раскрыть  роль семьи, ее статус в нашем обществе;
  • укрепить  у детей чувство  благодарности к родителям за их заботу и внимание;
  • усилить желание детей  жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании детей и взрослых,
  • активизировать интерес учащихся к изучению истории своей семьи;
  • познакомить учащихся с произведениями выдающихся писателей, поэтов, художников, композиторов, кинорежиссеров, которые  своими сочинениями способствуют эмоциональному и оценочному формированию у школьников совокупности знаний, представлений и убеждений относительно себя как будущего семьянина;

Тип занятия: урок – диспут.

ХОД классного часа:

I. Организационный момент  (сообщаются цель и задачи занятия)

     Указом Президента Российской Федерации от 01.01.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства. 1-го сентября, в День знаний, во всех школах и дошкольных образовательных учреждениях  по инициативе Павла Астахова, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, будут проведены «Уроки семьи и семейных ценностей». Основная цель данных уроков - возрождение и укрепление семейных ценностей и традиций.

  II. Сообщение учителя:

Семья́ — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям.

Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. В семье осуществляется важнейшая функция биологического и социального воспроизводства населения. Вдумайтесь, в конечном счете, все люди на земле – родственники в каком-то поколении. Недавно учеными-генетиками было установлено, что однофамильцы имеют близкий генотип. Это подтверждает их происхождение от общего предка. В семье осуществляется воспитание, т.е. передача новым поколениям опыта, определенных устоев, ценностей. Семейные традиции – источник стабильности и гуманности общества.

 Семья – это первичное лоно человеческой культуры, так как в ней в человека закладывается все то, что станет потом его сущностью, его способом действовать в этом мире. Не случайно немецкий богослов Толук сказал: «Мир управляется из детской». Мир не только строится из детской, разрушается в ней, здесь прокладываются не только пути спасения, но пути гибели. Поэтому семью называют «лабораторией» человеческих судеб, не только личных, но и народных, общественных, государственных.

Семья, - как говорил русский философ И.А. Ильин, - это форма человеческого духовного единения. И только через нее человек способен подняться к другим нормам духовного единения – Родине и государству.

Семья – взаимное несение тягот и школа жертвенности (Н.А. Бердяев).

III. Круглый стол ( взаимообмен мнениями по данной теме, работа в группах).

1 группа. Что такое семейный долг?

 Тесные связи в семье с особой остротой ставят вопрос о соблюдении определенных нравственных требований. Превращение этих требований в личные правила, принятие их человеком как непременного условия отношения к окружающим и есть нравственный долг.

Долг семьи перед обществом и его будущим состоит в том, что именно семья в, первую очередь, влияет на воспитание детей. Конституция Российской Федерации прямо указывает на то, что “забота о детях, их воспитании – равное право и обязанность родителей” (ст. 38). Общество в лице государства берет на себя защиту семьи, материнства и детства, а от родителей требует выполнения их семейного долга.

Понятие “семейный долг” не исчерпывается долгом родителей перед обществом и своими детьми. Честь требует возвращения долгов и в прямом, и в переносном значении этого слова. Дети также обязаны заботиться о своих родителях, особенно став взрослыми.

2 группа. Какие обязанности имеют перед семьей мужчина и женщина?

Родители имеют равные права и обязанности в отношении детей. Закон не делает различия между мужчиной и женщиной в определении их гражданского долга заботиться о семье и детях, их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии, обучении и материальном обеспечении, выступать в их защиту во всех учреждениях. В этих правах и обязанностях реализуется долг родителей перед детьми.

3 группа. Моё представление о семейном счастье.

“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома” (Л.Н.Толстой)  (Работа с сочинениями – рассуждениями, опережающее домашнее задание).

  • Что для вас семья?
  • Вы счастливы в семье?
  • Чего вам не хватает в семейных отношениях между родителями и детьми?
  • Какой, на ваш взгляд, должна быть семья?
  • Как вы считаете, человек может жить совсем без семьи?
  • Зачем человеку семья?

Итог обсуждения учащимися сочинений: в семье должна быть любовь, взаимоуважение, взаимопомощь, забота, чтоб счастливы были дети. Счастье детей – это любовь отца и бездонное материнское сердце, полное любви к своему ребёнку.

 Творческое  задание: на доске педагог рисует большое сердце. Это материнское сердце. Дети должны перечислить сокровища, которые хранятся в материнском сердце. Например: любовь, доброта, жертвенность, вера, трудолюбие. Педагог вписывает все названные детьми сокровища в рисунок на доске.

 Затем дети делятся на группы. Каждая группа выбирает себе одно какое-либо сокровище и сочиняет сказку о маме, которая подарила своим детям это сокровище.

Игра «Волшебные мамины глаза»

         Попросите детей перечислить, какими бывают глаза у мамы, когда она смотрит на своих детей. (Добрыми, светлыми, нежными). Все перечисленное детьми педагог записывает на доске. Предложите детям посмотреть друг на друга глазами мамы и описать все, что они друг в друге увидели. Попросите детей закрыть глаза и представить букет любви, который они хотели бы подарить своей маме. Затем дети рассказывают, из каких цветов состоит их букет любви, и рисуют его. Предложите детям подарить эти рисунки своим мамам.

 Обобщение учителя:   жить в семье – это значит оставаться в некотором роде загадкой друг для друга, неустанно и изобретательно строить взаимоотношения. Ощущать поддержку от любимого человека, ведь мужчина для женщины – опора, в любой ситуации. Рождение детей – это огромное счастье. Чувствовать любовь к своему ребенку, ощущать заботу к себе, ведь это возможно только в семье.

4 группа. Семейные традиции и праздники (рассказы учащихся о семейных традициях).

IV. Итог урока: чтение обучающимися стихотворений о семье:

Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это летом поездки на дачу. 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты. 
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, 
Мечты о хорошем, волнение, трепет. 
Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы. 
Семья – это важно! 
Семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно! 
Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
Обиды и ссоры подальше гоните, 
Хотим, чтоб про вас говорили друзья: 
Какая хорошая эта семья!

……

Что может быть семьи дороже? 
Теплом встречает отчий дом. 
Здесь ждут тебя всегда с любовью 
И провожают в путь с добром.

Отец, и мать, и дети дружно 
Сидят за праздничным столом, 
И вместе им совсем не скучно, 
Им интересно впятером.

Малыш для старших как любимец, 
Родители во всем мудрей, 
Любимый папа – друг, кормилец, 
А мама ближе всех, родней.

Любите и цените счастье! 
Оно рождается в семье, 
Что может быть её дороже 
На этой сказочной земле?!



Предварительный просмотр:

Жизненные сценарии

Беседы для родителей

Американский психотерапевт Эрик Берн (1902 - 1970) в результате многочисленных наблюдений пришел к выводу, что у большинства людей есть некие подсознательные сценарии, в соответствии с которыми они строят свою жизнь: выбирают сферу деятельности, круг общения, цели и способы их осуществления. Сценарий влияет на поведение, чувства, мысли, представления человека, толкают его «навстречу судьбе», иногда даже вопреки внутреннему сопротивлению.

        Типичные сюжеты жизненных сценариев очень похожи на сюжеты мифов, сказок, классических литературных произведений. Есть сценарии неудачников и победителей, плохих и хороших парней, принцесс и золушек. Например, человек, который живет по сценарию «Сизиф», усердно трудится и почти добивается успеха, но в послед ний момент расслабляется, прекращает усилия и теряет уже достигнутое, чтобы снова начать все сначала.

Жизненные сценарии закладываются в раннем детстве (до шести лет). В этом возрасте родители являются для ребенка единственными и несомненными авторитетами, почти волшебниками. Они и задают ему программу отношения к жизни и поведения в мире. Все родители обычно желают своим детям счастья и добра, однако опираются они на собственные представления о жизни. Исходя из родительских предписаний, ребенок способен проникнуться уверенностью: «Этот мир прекрасен! Когда-нибудь я сделаю его еще лучше (с помощью науки, музыки, медицины и др.)» Или прийти к противоположному выводу: «Этот мир отвратителен. Наверное, когда-нибудь я убью себя или кого-то еще». И действительно, со временем он может совершить самоубийство, а то и убийство, стать наркоманом, алкоголиком. Установка: «В этом мире нужно выполнять все, что требуется, а в промежутках получать удовольствие» предопределяет один образ жизни, а убеждение: «В этом мире нужно гнуться, изворачиваться, торговаться, покоряться силе и сражаться за себя» -другой.

Родителям кажется, что они предостерегают ребенка, говоря ему: «Ты так всю жизнь потратишь впустую», «Кончишь под забором, если не возьмешься за ум», «Кому ты будешь нужна с таким характером?». На самом деле они дают прямую установку, которая укореняется в сознании. Сценарий порой действует против воли человека. Он может заставлять своего обладателя совершать несуразные, неожиданные для самого себя поступки. А может диктовать проявление недоверия к окружающим, чувство стыда и неуверенности. Однако если не удалось пройти кризис подросткового возраста благополучно, это не означает, что человек останется непризнанным на всю жизнь. И напротив, тот, кто, казалось бы, с юности уже обрел ясные представления о своем «я», не гарантирован от разочарований при столкновении с жизнью.

       Интересно, что ребенок улавливает не только отношение к жизни и образцы поведения, которые родители стараются сознательно передать ему, но и их бессознательные мотивы и импульсы. Иногда подобные «послания» противоречат друг другу. Вот пример. Мать школьника находит в комнате у сына бутылку из-под водки. «Не рановато ли пить?» - интересуется она, искренне считая, что предостерегает сына от пьянства, сгубившего отца. Но смысл фразы, которого мать не осознает, такой: «Пить водку - мужское дело, а ты еще мальчик». И подросток делает подспудный вывод: если он хочет проявить себя как настоящий мужчина, то нужно пить водку. Фразы «Чтобы я тебя больше не видела пьяным (курящим, в такой одежде и т.д.)!» скрывают смысл: «Ты можешь пить. Только не попадайся мне на глаза!» А требование «Не смей брать у меня деньги на сигареты!», вполне вероятно, будет понято, как «Можешь курить, но деньги доставай где хочешь. Лишь бы я об этом не знала!»

Берн замечает, что уже в первые минуты знакомства люди интуитивно определяют жизненную позицию другого. При этом обычно «подобное тянется к подобному». Так люди, хорошо думающие о себе, о мире, предпочитают общаться с себе подобными, а не с теми, кто вечно недоволен. Супругов, друзей и врагов мы выбираем не вслепую, а в соответствии с распределением ролей в намеченном жизненном сценарии. Человек, который считает, что никому верить нельзя, как нарочно, ввязывается в дела с недобросовестными партнерами. А когда его обманывают, еще больше убеждается в своей позиции и почти с удовольствием повторяет: «Я же говорил, что кругом одни мошенники».

Однако власть сценария не абсолютна. Берн разработал метод психотерапии, который помогает освободиться от «несчастливых» сценариев. Но нередко и без помощи извне человек будто «прозревает», рвет путы своего сценария. По мнению Берна, этому очень часто способствует любовь - естественная психотерапия и вечный целитель.