Взаимодействие с родителями

Гилязетдинова Гульназ Наилевна

image

Уважаемые родители! На этой страничке вы сможете найти различные консультации и советы для успешного развития музыкальных способностей Вашего ребенка и создание для этого необходимой среды и предпосылок. Так же здесь Вы узнаете что разучивают дети во время непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Художественно - эстетическое развитие. Желаю Вам приятных музыкальных минуток!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Уважаемые родители! С 24 по 26 января 2018 года проводится конкурс чтецов среди воспитанников ср., ст. и под. групп. 18.77 КБ
Файл Уважаемые родители! Здесь вы можете ознакомиться о важности охраны детского голоса в дошкольном возрасте13.49 КБ
Microsoft Office document icon План работы с родителями на 2017-2018 уч.год34.5 КБ
Файл Консультация для родителей "Правила поведения родителей на утренниках в ДОУ"15.58 КБ
Microsoft Office document icon Использование музыкотерапии как коррекцию психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.30.5 КБ
Microsoft Office document icon Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать его значение.46.5 КБ
Microsoft Office document icon Как научить ребенка слушать музыку31.5 КБ
Файл Уважаемые родители! Вот и закончился учебный год. Но это совсем не повод для того, чтобы прекращать занятия музыкой. 13.92 КБ
Файл Родителям о ФГОС дошкольного образлвания35.56 КБ
Файл Консультация для родителей«Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по музыкальному развитию»30.55 КБ
Файл План работы с родителями на 2018-2019 учебный год14.77 КБ
Файл План работы с родителями на 2019-2020 учебный год13.97 КБ

Предварительный просмотр:

Положение о смотре - конкурсе чтецов среди воспитанников ДОУ «Зимушка хрустальная»

1.Общее положение

Смотр-конкурс чтецов, (далее Конкурс) проводится с целью познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей.

         2. Участники смотра-конкурса:

Дети средней, старшей и подготовительных групп.

3. Жюри смотра-конкурса:

Ягафарова Г.М. - заведующий ДОУ;

Хисамова Л.Ф.- старший воспитатель;

Зайнетдинова Л.Р. – учитель – логопед;

Сабитова Г.М. – педагог – психолог;

Шарипова Р.И., Денисов Г.З. -   члены родительского комитета ДОУ

     4. Сроки проведения конкурса

1 тур – отборочный.  Проводится 24 - 25 января 2018 г. в 16 ч. 00 мин.

2 тур – финальный.  Проводится 26 января 2018 г. в 10 ч. 00 мин.

5. Задачи смотра-конкурса:

-воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям;

-воспитание чувства любви к природе;

-формирование у дошкольников навыков выразительного чтения, артистических умений;

-предоставление детям возможности для самовыражения;

-создание у детей мотивации для заучивания стихов.

                 

6. Порядок проведения смотра-конкурса:

В каждой возрастной группе проводится отборочный тур, выявляются победители, которые проходят во второй тур.

При отборе исполняемых произведений педагоги должны ориентироваться на соответствие возрастной категории детей-участников и теме смотра-конкурса.

В Конкурсе предусмотрены следующие номинации:

  1. Лучший исполнитель стихов среди детей среднего дошкольного возраста.
  2. Лучший исполнитель стихов среди детей старшего дошкольного возраста.
  3. Лучший исполнитель стихов среди детей подготовительного дошкольного возраста.

При необходимости могут быть внесены дополнительные номинации:

  • За выразительное  исполнение.
  • За яркое  исполнение.
  • За эмоциональное исполнение.
  • За проникновенное исполнение
  • За самое весёлое стихотворение.
  • За самое необычное стихотворение.
  • За самое мастерское исполнение.
  • За самое вдохновенное исполнение.

7. Требования и критерии оценки

Уровень исполнения поэтического произведения оценивается по 5-ти бальной шкале по следующим критериям:

* участник должен назвать автора и название произведения;

* участник должен читать громко, выразительно, эмоционально, то есть оценивается интонационная выразительность речи:

- динамика, выражаемая в ударениях;

- мелодика, выражаемая в движении голоса по звукам разной высоты;

- темп и ритм, выражаемые в длительности звучания и остановках, паузах;

- эмоциональная окраска речи, определяющая характер.

*объём литературного произведения должен соответствовать возрасту участника конкурса;

* использование выразительных театральных средств (мимики, жестов, поз, движений);

8. Подведение итогов и награждение

Победитель в каждой номинации определяется по набранной сумме баллов.

Жюри Конкурса определяет не более трех победителей в каждой номинации в соответствии с максимальным баллом для данной возрастной группы.

Победители номинаций награждаются дипломами.

Все участники Конкурса награждаются сертификатами участника.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1

муниципального района Стерлибашевский район

Охрана детского голоса

Перед тем, как начать работать над песнями, детей обязательно распеваю. Распевки «разогревают» певческий аппарат, на них легче формировать певческие навыки и интонационный звуковысотный слух.

Известно, что занятия пением, способствуют физическому развитию детей, укрепляют их здоровья. В противном случае они могут нанести вред детскому организму, привести к заболеваниям певческого аппарата.
Заботясь о создании спокойной обстановки, об уменьшении шума в группе, воспитатель тем самым оберегает детский голос. Крик, шум, портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей.

Уважаемые родители! Вред крикливого пения, громкого разговора, особенно на улице в сырую холодную погоду давно доказано. Не позволяйте детям пить холодную воду, есть мороженное в разгоряченном состоянии во избежание простуды, заболеваний голосового аппарата.

Не следует поощрять пение детьми взрослых песен с большим диапазоном, которые они слышат дома. Неправильное, фальшивое исполнение таких песен не способствует развитию музыкального слуха у ребёнка.

Дети никогда не должны петь громко. У ребёнка должно быть сформировано ощущение свободно и красиво стоящего человека, который готов с удовольствием начать петь. Ноги почти на ширине плеч, носки чуть развернуты в стороны. Корпус прямой, но свободный, опирающийся на твердые, но не напряженные ноги. Руки свободно опущены вдоль туловища. Голова держится прямо, шея ненапряженна.
         Работа над певческим дыханием, которое является главным звеном певческого процесса. «Пение – это дыхание». Вдыхаем мы носом, как будто нюхаем розочку. Вдыхаем с удовольствием, на полуулыбке, берем не очень много воздуха. Он попадает в нижнюю часть наших легких, как бы надувая там «резиновый круг». Важно, чтобы во время вдоха не поднимались плечи. Громкое, на пределе голосовых возможностей пение, «пение – крик» не соответствует ни анатомо –физиологическим возможностям детей, ни эталону звучания детского певческого голоса. Оно ставит под угрозу здоровье певческого аппарата.
             Певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться, и поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной. Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие, тогда они будут любить этот вид музыкальной деятельности.

            Дети должны петь звонко, легко, средним по силе звуком. По сравнению с голосом взрослого, детский голос обладает уменьшенной силой, более узкими динамическим и звуковысотным диапазонами, несколько сниженной дикцией».
            Голос детей в дошкольном детстве делятся, как минимум, на 3 природных типа: высокий, средний и низкий, каждый из которых характеризуется присущими ему тембровой окраской, общим звуковысотным и примарным диапазонами звучания. Общий диапазон – это расстояние от нижней до верхней границы певческого голоса:
2–3года – ми – соль(3 зв.) 3–4года–ми–ля(4зв.) 4 –5 лет – ре–си (5 зв.) 4 – 5 лет - ре – си (5 зв), 5 – 6 лет – ре – ре (7 зв), 6 – 7 лет – до 10 зв. 

            Начинаю я вокальные занятия с детьми с формирования правильной «певческой стойки» - положения корпуса и головы во время пения. Она способствует организации певческого дыхания и резонирования, которые являются основой красивого певческого звука, обеспечивая его всеми необходимыми качествами.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 с.Стерлибашево муниципального района Стерлибашевский район  

Республики Башкортостан

Перспективный план работы с родителями на 2017-18 учебный год.

Музыкальный руководитель

Гилязетдинова Гульназ Наилевна

Квартал

Работа с родителями

I квартал

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

1. Индивидуальные консультации с родителями (в вечернее время, по желанию) об особенностях формирования музыкальности у ребенка.

2. Беседа об одежде детей на музыкальных занятиях.

3. Участие в выставке поделок из природного материала.

4. Оформление музыкального стенда «Как организовать дома музыкальный уголок»

5.Участие в выставке рисунков к празднику приуроченному к году экологии, награждение всех участников почетными грамотами.

II квартал

(декабрь, январь, февраль)

1. Консультация «Как организовать в семье праздник Новогодней елки».

2.Конкурс  «Лучшая елочная игрушка своими руками», награждение почетными грамотами.

3. Оформление папки-консультации « Как самостоятельно изготовить детские музыкальные инструменты».

4.  Беседа с родителями детей, посещающих занятия театрального  кружка «Театральная студия».

5. Беседа об использовании радио- и телепередач в музыкальном воспитании детей.

III квартал

(Март, апрель, май)

1. Консультация на тему «Влияние музыки на развитие ребенка».

2. Совместные развлечения, посвященные международному женскому дню.

3. Беседа о проведении выпускного праздника.

4. Индивидуальные беседы с родителями детей подготовительной группы с рекомендациями по дальнейшему обучению детей в детской школе искусств.



Предварительный просмотр:

Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки!

Утренники в детском саду – это долгожданное событие для каждого ребенка!

К этому дню Ваш ребенок готовится: учит песни, разучивает стихи, готовит танец и, конечно же, волнуется. Поэтому каждому родителю надо помнить и поддерживать своего ребенка. Каждый ребенок ждет праздника, и если его поведение «хромает», то малыша легко мотивировать тем, что скоро утренник и надо вести себя подобающим образом, иначе праздника не будет.               Ведь не секрет, что дети значительно меняют свое поведение, если сказать, что за ними наблюдает дед Мороз и в соответствие с тем, как они себя ведут, он подарит подарки.

Придерживайтесь правил!

Праздник в детском саду проводится не для родителей, а для детей. Вход в музыкальный зал разрешается в сменной обуви (или в бахилах)  и без верхней одежды.  Во время проведения утренника запрещается пользоваться сотовыми телефонами. Фото и видео съемка может быть произведена только со своего места и с разрешения музыкального руководителя и администрации детского сада.

Нельзя отвлекать ребенка разговорами и выкриками с места.  Во время утренника родителям запрещается переходить с одного места на другое, вставать со своего места. Не желательно присутствие на празднике детей (среди гостей) более младшего возраста.

 Приходите на праздник вовремя. Не заставляйте Вас ждать и задерживать общий праздник. 
         
Если на празднике присутствуют две группы детей, к каждому ребенку приглашается только по одному родителю.         

Постарайтесь не нарушать правила детского сада, тем более  что это совсем несложно.

Готовьтесь к утреннику!!!

Утренники в детском саду - праздник не только для малышей, родители также принимают в нем непосредственное участие. Зачастую детям необходимо подготовить различные костюмы, декорации или другую атрибутику. В этом помочь своим чадам могут только родители.

Очень распространенной ошибкой родителей является то, что они рассматривают детский сад как некое предприятие сферы услуг, нечто вроде парикмахерской или химчистки, рассуждая при этом примерно так: «Мы вам сдали ребенка, вот и занимайтесь его воспитанием, а нам некогда, мы деньги зарабатываем». Это в корне неверно. Воспитание ребенка — процесс непрерывный и многогранный, и в нем должны принимать участие, как работники детского учреждения, так и родители.

Хвалите и поддерживайте своего ребенка!

Если вдруг, читая стихи или слова своей роли, Ваш ребенок забыл текст, не следует выкрикивать подсказку с места. Музыкальный руководитель и воспитатель тихонько подскажут ребенку.

Вы решили, что Ваш ребенок не полностью раскрыл свои возможности на утреннике – не беда. Впереди масса интересных праздников и развлечений, где Ваш ребенок еще сможет показать свои таланты. Не беспокойтесь о том, что чей-то ребенок может то, чего ваш пока не умеет. Настанет время, когда Ваш малыш все это сделает с не меньшим успехом. Мы вместе с вами поможем ему в этой победе!

Поддержите ребенка, скажите, что вы им гордитесь. Пусть он во время выступления что-то забыл или перепутал, не придавайте этому внимания и уж ни в коем случае не устраивайте «разбор полетов» и не сравнивайте своего ребенка с другими. Ваш ребенок — самый лучший и самый талантливый! И он должен понимать, что вы думаете именно так, и никак иначе. 
        Также не стоит передергивать ситуацию в другую сторону и активно восторгаться своим ребенком, при этом принижая способности и умения других детей. Все дети талантливы и способны, только каждый — по-своему.
 

Запомните!

Придя на праздник, помните, что он организован для всех детей, а не только для Вашего ребенка. Бурные реакции в ходе утренника могут помешать детям и воспитателю, который ведет утренник. Это отвлечет их от самого праздника.

Если Вы вдруг увидели, что вашему ребенку нужно поправить костюм, не волнуйтесь и не пытайтесь поправить это, зовя его к себе. Воспитатель обязательно увидит проблему Вашего ребенка и обязательно поможет ему.     Излишняя фото - и видеосъемка отвлекает детей, поэтому не следует делать ребенку жесты, обращать его внимание только на вашу камеру, мешая ему и другим детям наслаждаться праздником.

Участвуйте на утренниках!!!

          Очень часто сценарии детских утренников предполагают участие родителей. Детям и родителям предлагают конкурсы, задания, совместные игры. Не отказывайтесь от участия! Вашему ребенку будет очень приятно, да и вы, скорее всего, получите удовольствие, ненадолго «впав в детство».

Желаем Вам и вашим детям интересного праздника и хорошего настроения! А чтобы и вы, и ребенок не испытали чувство разочарования после праздника, достаточно соблюдать вышеизложенные правила!



Предварительный просмотр:

Музыкотерапия

В современной психологии существует отдельное направление - музыкотерапия. Она представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, а также при различных психологических заболеваниях. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.

Итак, как видите, влияние музыки на организм очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание школьников и помогает быстрее запомнить новый материал. Если женщина кормит малыша грудью, слушая любимые пьесы, то при первых же звуках знакомых мелодий у нее прибывает молоко. Вот некоторые советы по использованию музыкальных композиций в различных случаях.

Как уменьшить чувство тревоги и неуверенности?

В этом вам помогут мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции и классика: Шопен «Мазурка» и «Прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодии».

Как уменьшить нервное возбуждение?

Гиперактивным детям полезно часто и подолгу слушать спокойную тихую музыку. Как правило, помогает классика: Бах «Кантата 2», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор».

Хотите спокойствия?

Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти). Классика: произведения Вивальди, Бетховен «Симфония 6» - часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны».

Как избавиться от напряженности в отношениях с людьми?
Включите Баха «Концерт ре-минор для скрипки» и «Кантата 21», Бартона «Соната для фортепиано» и «Квартет 5», Брукнера «Месса ля-минор». Депрессия? Помогут скрипичная и церковная музыка. Классика: произведения Моцарта, Гендель «Менуэт», Бизе «Кармэн» - часть 3.

У вас мигрень, головная боль?

Ставьте диск с религиозной музыкой или классикой: Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия 1», Хачатурян «Сюита Маскарад». Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности нужна ритмичная, бодрящая музыка. Можно использовать различные марши: их прослушивание повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие. Из классики «вялым» детишкам можно поставить: Чайковский «Шестая симфония» - часть 3, Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия 2».

Для уменьшения агрессивности, непослушания подойдет опять же классика:

Бах «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония».

А чтобы чадо быстро заснуло и видело хорошие сны, можно негромко включить музыку с медленным темпом и четким ритмом.

Как слушать?

· Продолжительность - 15-30 минут.

· Лучше всего прослушивать нужные произведения утром после пробуждения или вечером перед сном.

· Во время прослушивания старайтесь не сосредотачиваться на чем-то серьезном, можно выполнять обычные бытовые дела (уборка игрушек, сбор учебников, подготовка постели). А еще лучше занимайтесь чем-нибудь приятным, например просмотром фотографий, поливкой цветов.

Конечно, не обязательно слушать только классику, можно выбирать и другие стили. Но, как показывает опыт психологов, работающих с музыкотерапией, «именно классическая музыка влияет «базово», глубоко и надолго, существенно ускоряя процесс лечения», а значит, гораздо лучше помогает добиться необходимого эффекта и при обычном «домашнем» применении.



Предварительный просмотр:

Характеристика условий 

для музыкального развития ребенка в семье

    Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.

  Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.

Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком . Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.

В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны.

Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании (грамзапись, магнитофонная запись).

Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты - игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слyxy. Иначе дети будут видеть В этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы.

Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр - напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах.

Музыкально — образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой - либо системы.

Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.

Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться на различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение.

Задачи музыкального воспитания детей в семье.

Используемый репертуар

Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными за-дачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в до-школьном учреждении, а именно:

· обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать инте-рес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музы-кальной культуры;

· развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, испольнительство, творчество, музы-кально-образовательная, деятельность);

· способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народ-ные мелодии с раннего детства, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно про-чувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, раз-личить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инстру-ментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрос-лую», так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармо-низацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чай-ковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А.Вивальди, И.С., Баха, В. А. Моцарта.

Методы обучения в семье

Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкальном семейном воспитании.

Наглядно-слуховой метод - основной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности).

Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. В детском саду для работы с детьми используются обычно крупные по размеру репродукции картин, иллюстрации, качество которых не всегда высоко. Дома же имеется возможность показать детям книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка, народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта, одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.

Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения [в звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия).

Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей, терпения, желания заинтересовать детей музыкой.

Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непременно наивысших результатов (например, в игре на музыкальном инструменте), насильно заставляют его подолгу заниматься, часами играть упражнения. Если же малыш не справляется с заданиями - его наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях искусством.

К сожалению, некоторые учителя музыкальных школ, занимаясь с маленькими детьми, допускают излишнюю строгость, требовательность, не учитывая желаний и возможностей ребенка. Это часто приводит к тому, что даже одаренные дети теряют интерес к музыкальным занятиям, а иногда и к музыке вообще. У ребят надолго закрепляются отрицательные эмоции, полученные во время учебы, которые порождают затем негативное отношение к музыке.

Педагог должен суметь убедить родителей, что только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкальном развитии детей. Нужно широко использовать игровые ситуации, соблюдать меру в занятиях, следить, чтобы дети не переутомлялись, не начали скучать. Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом, требуется смена музыкальной деятельности, применение разных ее видов, наглядности.

Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только тогда,  когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми.

Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.

Консультируя родителей, педагогу-музыканту дошкольного учреждения необходимо рассказывать об опыте ·музыкального воспитания, накопленном ребенком в детском саду, чтобы они могли использовать его дома.

Формы организации музыкальной деятельности детей в семье

Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах - как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна - это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально - ритмические движения, игры с музыкой).

К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание грамзаписей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку перевернуть пластинку, подобрать мелодию и т. д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.

Более свободная форма музыкальной деятельности - слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта. Рекомендуется использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они привыкали к интонациям различной по стилям музыки.

Музыка может изучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.

Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.



Предварительный просмотр:

Как научить ребенка слушать музыку

1. ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПОМНИТЕ О ТОМ, ЧТО ЛЮБОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ НЕОБХОДИМО СЛУШАТЬ, НЕ ОТВЛЕКАЯСЬ НИ НА ЧТО ДРУГОЕ. ГЛАВНОЕ, КОНЕЧНО, ХОТЕТЬ СЛУШАТЬ! НУЖНО ОЧЕНЬ ПОСТАРАТЬСЯ ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТЬ ЗА ТЕМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В МУЗЫКЕ, ОТ САМОГО НАЧАЛА ДО САМОГО ЕЕ ЗАВЕРШЕНИЯ, ОХВАТЫВАЯ СЛУХОМ ЗВУК ЗА ЗВУКОМ, НИЧЕГО НЕ УПУСКАЯ ИЗ ВИДУ! МУЗЫКА ВСЕГДА НАГРАДИТ СЛУШАТЕЛЯ ЗА ЭТО, ПОДАРИВ ЕМУ НОВОЕ ЧУВСТВО, НОВОЕ НАСТРОЕНИЕ, ВОЗМОЖНО, ПРЕЖДЕ НИКОГДА В ЖИЗНИ НЕ ИСПЫТАННОЕ.

2. НА ПЕРВЫХ ПОРАХ НЕ СЛЕДУЕТ СЛУШАТЬ КРУПНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ, ТАК КАК МОЖНО ПОТЕРПЕТЬ НЕУДАЧУ. ВЕДЬ НАВЫК СЛЕЖЕНИЯ СЛУХОМ ЗА ЗВУКАМИ ЕЩЕ НЕ ВЫРАБОТАН И ВНИМАНИЕ НЕДОСТАТОЧНО ДИСЦИПЛИНИРОВАНО. ПОЭТОМУ ЛУЧШЕ ВЫБИРАТЬ ДЛЯ СЛУШАНИЯ НЕБОЛЬШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

3. ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА (МУЗЫКА ДЛЯ ГОЛОСА) ИЛИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ (КОТОРАЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ НА РАЗЛИЧНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ). ПРИСЛУШИВАЙТЕСЬ К ЗВУКАМ, ПОСТАРАЙТЕСЬ УСЛЫШАТЬ И РАЗЛИЧИТЬ ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЧИ, ОПРЕДЕЛИТЬ, ДЕЛАЮТ ЛИ ОНИ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСПОЛНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

4. КОНЕЧНО, СЛУШАТЬ ВОКАЛЬНУЮ МУЗЫКУ ЛЕГЧЕ, ВЕДЬ ТЕКСТ ВСЕГДА ПОДСКАЖЕТ, О ЧЕМ ХОТЕЛ СООБЩИТЬ КОМПОЗИТОР, КАКИМИ МЫСЛЯМИ ХОТЕЛ ПОДЕЛИТЬСЯ.

5. В ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ СЛОВ НЕТ. НО ОТ ЭТОГО ОНА НЕ СТАНОВИТСЯ МЕНЕЕ ИНТЕРЕСНОЙ. ВОЗЬМИТЕ ПЛАСТИНКУ С ЗАПИСЬЮ ИЗВЕСТНОГО СОЧИНЕНИЯ П. И. ЧАЙКОВСКОГО «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ». КАКИЕ ТОЛЬКО ЖИЗНЕННЫЕ И ДАЖЕ СКАЗОЧНЫЕ СИТУАЦИИ НЕ ОТОБРАЖЕНЫ В ЭТОЙ МУЗЫКЕ! КОМПОЗИТОР, СЛОВНО ХУДОЖНИК КИСТЬЮ, НАРИСОВАЛ МУЗЫКАЛЬНЫМИ КРАСКАМИ УДИВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ КАРТИНКИ ИЗ ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ЗДЕСЬ И «ИГРА В ЛОШАДКИ», И «МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ», «БОЛЕЗНЬ КУКЛЫ», «НОВАЯ КУКЛА». ЗДЕСЬ ВЫ УСЛЫШИТЕ ОЧЕНЬ ЛАСКОВЫЕ, МЕЧТАТЕЛЬНЫЕ ПЬЕСЫ «СЛАДКАЯ ГРЕЗА», «МАМА», «ЗИМНЕЕ УТРО» И МНОГО ДРУГИХ ОЧАРОВАТЕЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАРИСОВОК. ТАКИЕ ЖЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ АЛЬБОМЫ, АДРЕСОВАННЫЕ ЮНЫМ СЛУШАТЕЛЯМ, ЕСТЬ И У ДРУГИХ КОМПОЗИТОРОВ. У С. С. ПРОКОФЬЕВА ЭТОТ АЛЬБОМ НАЗЫВАЕТСЯ «ДЕТСКАЯ МУЗЫКА». МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПЬЕСЫ КАК БЫ РИСУЮТ ДЕНЬ, ПРОЖИТЫЙ РЕБЕНКОМ. ПОСЛУШАЙТЕ ИЗ ЭТОГО СБОРНИКА «СКАЗКУ» ИЛИ ПОЭТИЧЕСКУЮ ПЬЕСУ «ХОДИТ МЕСЯЦ НАД ЛУГАМИ». В «АЛЬБОМЕ ДЛЯ ЮНОШЕСТВА» РОБЕРТА ШУМАНА ДЕТЯМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ ПОНРАВИТЬСЯ И «СМЕЛЫЙ НАЕЗДНИК», И «ВЕСЕЛЫЙ КРЕСТЬЯНИН», И НЕМНОЖКО ЗАГАДОЧНАЯ ПЬЕСА «ОТЗВУКИ ТЕАТРА». А КРАСОЧНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ «ДЕД МОРОЗ» ОЖИВИТ ФАНТАЗИЮ И ВООБРАЖЕНИЕ ЛЮБОГО СЛУШАТЕЛЯ.

В «ДЕТСКОМ АЛЬБОМЕ» А. ГРЕЧАНИНОВА КАЖДОГО МОЖЕТ РАССМЕШИТЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЬЕСА «ВЕРХОМ НА ЛОШАДКЕ», А «НЕОБЫЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ», ВОЗМОЖНО, КОГО-НИБУДЬ ДАЖЕ ЧУТЬ - ЧУТЬ НАПУГАЕТ. А ПРОИЗВЕДЕНИЯ КОМПОЗИТОРА С. МАЙКАПАРА «В САДИКЕ», «ПАСТУШОК», «МАЛЕНЬКИЙ КОМАНДИР» БУДУТ БЛИЗКИ И ПОНЯТНЫ ДАЖЕ САМЫМ МАЛЕНЬКИМ.

6. ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ НЕОБХОДИМО ВОЗВРАЩАТЬСЯ К ПРОСЛУШИВАНИЮ ТЕХ ЖЕ САМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. МОЖНО МЫСЛЕННО ПРЕДСТАВЛЯТЬ ИХ ЗВУЧАНИЕ, ЧТОБЫ ЛЕГКО И БЫСТРО УЗНАВАТЬ. ЧЕМ ЧАЩЕ СЛУШАЕШЬ УЖЕ ЗНАКОМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ТЕМ ОНИ С КАЖДЫМ РАЗОМ ВСЕ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ НРАВЯТСЯ. НО ВСЕГДА СЛУШАЙТЕ МУЗЫКУ ВНИМАТЕЛЬНО, НЕ ОТВЛЕКАЯСЬ, ВДУМЧИВО. ВАЖНО СЛЕДИТЬ НЕ ТОЛЬКО ЗА ИЗМЕНЕНИЕМ ДИНАМИЧЕСКИХ ОТТЕНКОВ, И ЗА ВЫСОТОЙ ЗВУКОВ, БЫСТРОТОЙ ИХ СМЕНЫ. НАДО УЧИТЬСЯ НАСЛАЖДАТЬСЯ КРАСОЧНЫМ МУЗЫКАЛЬНЫМ ВОДОПАДОМ И УМЕТЬ ТОНКО РАЗЛИЧАТЬ КАЖДУЮ ХРУСТАЛЬНУЮ СТРУЙКУ. УЧИТЕСЬ СРАВНИВАТЬ ИХ, ЛЮБУЙТЕСЬ ИМИ. ПОЧУВСТВУЙТЕ, КАКАЯ УПОРЯДОЧЕННОСТЬ СУЩЕСТВУЕТ В МУЗЫКЕ: ЗВУКИ НЕ МОГУТ ЗВУЧАТЬ «КАК ПОПАЛО, КАК ВЗДУМАЕТСЯ».

7. ПОСТАРАЙТЕСЬ СДЕЛАТЬ ПРОСЛУШИВАНИЕ МУЗЫКИ РЕГУЛЯРНЫМ ЗАНЯТИЕМ, ВЫДЕЛИТЕ ДЛЯ СЛУШАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ. НИЧТО НЕ ДОЛЖНО ОТВЛЕКАТЬ РЕБЕНКА ОТ ОБЩЕНИЯ С МУЗЫКОЙ, НИКОГДА НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ ЭТОГО НАСПЕХ.

БОЛЬШИМ ПРАЗДНИКОМ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА МОЖЕТ СТАТЬ ЕГО ВСТРЕЧА С МУЗЫКОЙ В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ. САМА АТМОСФЕРА ДВОРЦА, ГДЕ «ЖИВЕТ» МУЗЫКА, СОЗДАЕТ ОСОБЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ, ВЫЗЫВАЕТ ОСТРОЕ ЖЕЛАНИЕ ПРИКОСНУТЬСЯ К КРАСОТЕ. КОНЕЧНО, К КАЖДОМУ ПРАЗДНИКУ НУЖНО ГОТОВИТЬСЯ, ГОТОВИТЬСЯ УСЛЫШАТЬ О САМОМ СОКРОВЕННОМ, ЧТО ПЕРЕЖИЛ КОМПОЗИТОР И ЧЕМ ЗАХОТЕЛ ПОДЕЛИТЬСЯ СО СЛУШАТЕЛЯМИ. ВСЕ ПЕРЕЖИТОЕ СЛОВНО ОЖИВАЕТ В ЗВУКАХ. НА ЭТО НУЖНО НАСТРОИТЬСЯ, ПОСТАРАТЬСЯ ВНИКНУТЬ В СУТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. КОНЕЧНО, ПЕРЕД КОНЦЕРТОМ ИЛИ ОПЕРНЫМ СПЕКТАКЛЕМ ОЧЕНЬ ХОРОШО ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МУЗЫКЕ, КОТОРАЯ ПРОЗВУЧИТ. ЧТОБЫ ПОНЯТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, УЗНАТЬ О НЕМ И ЕГО АВТОРЕ, ПОЛЕЗНО ЗАРАНЕЕ ПРОСЛУШАТЬ ГРАМЗАПИСИ, ПРОЧИТАТЬ КНИГИ. ЕСЛИ, НАПРИМЕР, ПРЕДСТОИТ ВСТРЕЧА С ОПЕРОЙ, ХОРОШО ПОЗНАКОМИТЬСЯ СО СЛОВЕСНЫМ ТЕКСТОМ ОПЕРЫ - ЛИБРЕТТО: ВЕДЬ ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ, О ЧЕМ ПОЮТ АРТИСТЫ, ОЧЕНЬ ВАЖНО.

8. ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНО СЛУШАТЬ ОДНИ И ТЕ ЖЕ СОЧИНЕНИЯ В ИСПОЛНЕНИИ РАЗНЫХ СОЛИСТОВ И КОЛЛЕКТИВОВ, СМОТРЕТЬ СПЕКТАКЛИ С РАЗЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ. ВСЕ ЭТО ПОМОЖЕТ РАСШИРИТЬ ЗНАНИЯ О МУЗЫКЕ, ПОЗВОЛИТ НЕ ТОЛЬКО ЯСНЕЕ МЫСЛИТЬ, НО И ГЛУБЖЕ ЧУВСТВОВАТЬ.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители! Вот и закончился учебный год.   Но это совсем не повод для того, чтобы прекращать занятия музыкой. Семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей.

        Даже находясь в отпуске, вы можете вместе с детьми продолжать слушать музыку, петь или музицировать на инструментах. Лёгкая танцевальная музыка может сопровождать утреннюю гимнастику. Хорошо, если музыкальные произведения будут звучать во время других видов деятельности ребенка: рисования, тихих игр и т. д.

       Давайте ещё раз задумаемся, для чего же нужна ребенку музыка.

Странный на первый взгляд вопрос, ответ на который с готовностью дадут не только педагоги, но и родители. Мы хотим видеть своих детей духовно богатыми людьми. Для достижения этой цели нет лучшего средства, как занятия музыкой. Выдающийся педагог Сухомлинский В.А. писал: «Музыка является чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство».

       Без музыки невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Исследования последних лет в области физиологии мозга доказывают, что музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека, повышает работоспособность и умственную активность. В результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слуховых, но и зрительных анализаторов, улучшаются психические процессы внимания, восприятия, запоминания, регулируются обменные процессы, снижается уровень тревожности.

Музыка делает человека коммуникабельнее, особенно того, кто часто исполняет произведения. Как стремясь передать мысли и чувства композитора, исполнитель учится находить контакт со слушателями, так и в разговоре он чувствует нюансы интонации и эмоций собеседника, угадывает тон и темп беседы.

      Музыкально-ритмическая деятельность развивает координацию движений, формирует правильную осанку и красивую походку.  А хорошее владение своим телом вселяет уверенность в себе и достаточную раскованность. Развитию выдержки и терпения способствует восприятие музыки. Прежде, чем приступить к разучиванию песни или танца, необходимо прослушать произведение до конца.

      Музыка способна пробудить энергию мышления даже у самых инертных детей. Разносторонне развитой, цельной можно назвать такую личность, у которой одинаково развиты эмоциональные и интеллектуальные реакции. Дети через красоту музыки находят путь к доброму сердцу и раскрывают его творческий потенциал и духовные силы.

                                               

Летние песенки    



Предварительный просмотр:

http://khv-mdoy12.ucoz.ru/_si/0/37415996.jpg

ФГОС дошкольного образования: влияние и перспективы

  С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным

полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ»

,  для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного образования – федеральный

государственный образовательный стандарт. Разработку ФГОС дошкольного образования возглавил Александр Асмолов –

директор Федерального института развития образования. 

Структура ФГОС дошкольного образования включает в себя три компонента:

1. Требования к составлению образовательных программ для ДОУ, включая описание соотношений части обязательного

 образовательного минимума и части, свободной от следования требованиям и оставленной на усмотрение участников

педагогических отношений.

2. Финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должны реализовываться программы

образования в ДОУ.

3. Результаты, которые должны являться следствием усвоения образовательной программы в ДОУ.

        Если сравнивать ФГОС дошкольного образования с иными образовательными стандартами, можно отметить то, что

 он не подразумевает прохождение обучаемыми промежуточных и итоговых аттестаций на предмет соответствия их ЗУН

требованиям государственного стандарта образования.

        В основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли не только

 технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база. Рассмотрение

дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в целом. Его

значимость была рассмотрена гораздо шире, как важнейшая составляющая не только культуры полезности, но и культуры

достоинства, по словам директора разработки ФГОС дошкольного образования Александра Асмолова.

Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить,

а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских

 садах как самостоятельного звена общего образования.

Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный

важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

        За основу методологии ФГОС дошкольного образования была взята культурно-историческая диалектика,

рассматривающая уровень развития системы в контексте роста вариативности её составляющих. Образование в контексте

данной методологической основы рассматривается как главный источник многообразия систем. Это породило главный

принцип нового ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, для

чего диагностика отбора, стремящаяся вычленить ребёнка, имеющего определённый набор ЗУН, заменяется на диагностику

 развития, ставящую своей целью максимально разнообразить знания, умения и навыки ребёнка.


Разработка и принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ.
· Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение

 на всех уровнях.

· Во-вторых, это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что должно положительным образом сказаться на его развитии и на его результатах.

        Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок-взрослые-сверстники» предполагает установление новой психодидактической

парадигмы в дошкольном образовании. Нельзя сказать, что эта точка зрения на дошкольное образование является новой, но признание её как единственно верной на уровне государственного стандарта образования, повлечёт глубокие конструктивные изменения в деятельности ДОУ.

ФГОС дошкольного образования на практике

       Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии будут пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой. Каждое ДОУ будет самостоятельно разрабатывать свои программы, основанные на принципах ФГОС дошкольного образования. В качестве примера и ориентира существуют образовательные программы, которые создаются ведущими экспертами в области разработки и размещаются в специальном федеральном реестре.

      Новые образовательные программы для ДОУ будут нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике мы получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Диктующая педагогика наконец-то будет полностью изжита, по крайней мере, из области дошкольного образования, и её заменит более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 с.Стерлибашево муниципального района Стерлибашевский район

Республики Башкортостан

Консультация для родителей «Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по музыкальному развитию»

Музыкальный руководитель: Гилязетдинова Г.Н.

с.Стерлибашево, 2018 год

Музыка успокаивает,

музыка лечит,

музыка поднимает настроение.

Обучая детей музыке,

мы укрепляем их здоровье.

Большое количество медицинских и психологических исследований подтверждает положительное воздействие музыкальной деятельности на функции дыхания и кровообращения, на уровень имунных процессов, работу мозга и взаимодействие полушарий, умственную работоспособность, психомоторику, развитие речи, вычислительные навыки; доказано, что в результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слуховых, но и зрительных анализаторов, улучшаются психические процессы внимания, восприятия, запоминания, регулируются обменные процессы, снижается уровень тревожности.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.

Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей, любые воздействия на ребенка-дошкольника должны в своей основе иметь принцип здоровьесбережения. Также здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях – информационном, психологическом, биоэнергетическом. Среди данных технологий можно выделить технологии, которые используются на занятиях по музыкальному воспитанию:

- организационно-педагогические (определяющие структуру образовательного процесса, способствующую предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний);

- психолого-педагогические (связанные с воздействием, которое педагог оказывает на детей, направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия);

- социально адаптирующие и личностно-развивающие (обеспечивающие формирование и укрепление психологической адаптации личности);

- сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных игр под музыку, дыхательная гимнастика, ритмопластика, релаксация);

-коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, психогимнастика и др).

Основными принципами (идеями) здоровьесберегающих техноглогий являются:

- гуманизации – приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации педагогического процесса;

- учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

- учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка – соблюдение в организации педагогического процесса интересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддержание его активности, самостоятельности, инициативности;

- субъект-субъктного взаимодействия в педагогическом процессе – свобода высказываний и поведения в разных формах организации педагогического процесса; в ходе такого взаимодействия ребенок может выбирать виды детской деятельности, в которых он мог бы максимально реализовываться;

- педагогической поддержки – решение совместного с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами. Основной критерий реализации данного принципа – удовлетворенность ребенка деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности.

Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.

Система музыкально- оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

- Валеологические песенки-распевки.

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты (в том числе программы "Здравствуй!" М. Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению. Например:

Доброе утро!

Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)

Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)

Будет веселее. (хлопают в ладоши)

Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)

Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики")

Как в саду цветочки!

Разотрем ладошки (движения по тексту)

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)

И здоровье сбережем(разводят руки в стороны)

Улыбнемся снова,

Будьте все здоровы!

- Логоритмические упражнени. Это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой;

- Ритмопластика.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятель ности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те пси хические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентиро вать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, ар тистичности и т. д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа.

Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологи ческое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как вырази тельного ("музыкального") инструмента.

Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей.

Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.

Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

Очень важна на занятиях по ритмопластике музыка. Правильно подобранная музыка – успех урокаМузыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.

Требования к подбору музыки

Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений.

       С точки зрения доступности музыка для движения должна быть:

небольшой по объему (от 1,5 минут для младших до 3-4-х минут для старших);

умеренной по темпу (умеренно быстрая или умеренно медленная) для младших дошкольников и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями)для старших;

2-х или 3-частной (каждая часть музыки — контрастная по звучанию, с чет кой, ясной фразировкой для младших дошкольников и разнообразной по форме (вариации, рондо и т. д.) для старших детей;

музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям (напримермузыка изобразительного характера — "дож дик", "ветер качает листики", "зайчик прыгает" и т. д. — для малышей и более сложная по художественному образу, настроению — в соответствии с музыкой — для старших).

Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно

разнообразными по жанру (плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии) и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т. д.).

Требования к подбору движений

В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть:

доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);

понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир иг рушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для стар ших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т. д.);

разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр.

- Дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем

центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.

- Артикуляционная гимнастика. Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Например:

"Жаба Квака"

(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)

Сладко-сладко позевала. (дети зевают)

Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)

Да водички поглатала.

На кувшинку села,

Песенку запела:

"Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)

Квэ-э-э-!

Ква-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша!

Оздоровительные и фонопедические упражнения. Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Например:

"Динозаврик"

Четыре динозаврика, ура, ура, ура!

Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!

Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!

И мы все время заняты, нам некогда грустить!

Дети голосом "рисуют" динозаврика, используя последовательность: "У-о-а-ы-и-скрип!"

- Вокалотерапия

После занятий вокалотерапией дыхание становиться более экономным, а, по утверждению ученых, очень часто от этого зависит работоспособность человека. А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания. Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиции музыкотерапии (то есть не столько в плане их произнесения, сколько в плане их "пропевания") то с учетом открытий в современной науки рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими:

• А - снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

• Э - улучшает работу головного мозга;

• И - лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, "прочищает" нос;

• О - оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

• У - улучшает дыхание, стимулирует работу почек,

• мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин,

• матки и яичников (у женщин);

• Ы - лечит уши, улучшает дыхание.

• Звукосочетания

• ОМ – снижает кровяное давление;

• АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

• УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма

• отработанных веществ и негативной энергии.

• Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных СОГЛАСНЫХ звуков (лучше их пропевать)

• В, Н, М – улучшает работу головного мозга;

• С – лечит кишечник, сердце, легкие;

• Ш – лечит печень;

• Ч – улучшает дыхание;

• К, Щ – лечат уши;

• М – лечит сердечные заболевания.

 Большое значение имеет и интенсивность произношения ("пропевания") звуков. При заболеваниях сердца или легких она должна быть низкой или средней. При терапии внутренних органов более высокой. Для усиления концентрации лечебного воздействия произносимых или "пропеваемых" звуков (звукосочетаний) рекомендуется положить свою руку на ту область организма, где находиться подвергающийся звукотерапии орган, и представлять этот орган здоровым и активно работающим.

- Психогимнастика. Этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально- личностной). К психогимнастике можно отнести мимические упражнения; релаксацию; коммуникативные игра и танцы; этюды на развитиевыразительности движений, инсценировки; музыкотерапию; психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

На занятиях дети учатся распознавать эмоции. Дети получают карточки-настроения с изображениями на них детского лица с различной мимикой: радости, гнева, грусти, удивления, внимания и задумчивости.

Прослушав музыкальную пьесу, дети должны поднять одну из карт. На последующих занятиях дети, наоборот, учатся словесно описывать чувства, вызываемые контрастными музыкальными произведениями, и соотносить их с картами настроений. Так как мимика на картах настроений решена неоднозначно, то дети могут после прослушивания одного и того же произведения показать две разные карты. Для характеристики музыкальных образов и своих чувств дети пользуются двумя наборами полярных определений:

• веселый - грустный

• бодрый - усталый

• довольный - сердитый

• спокойный - взволнованный

• смелый - трусливый

• медленный - быстрый

• праздничная - будничная

• теплая - холодная

• задушевная - отчужденная

• радостная - грустная

• ясная - мрачная

• красивая - некрасивая

Музыкотерапия.

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

Классика:

1. И. С. Бах. "Прелюдия до мажор".

2. И. С. Бах. "Шутка".

3. И. Брамс. "Вальс".

4. А. Вивальди "Времена года"

5. Й. Гайдн. "Серенада"

6. Д. Кабалевский "Клоуны"

7. Д. Кабалевский "Петя и волк"

8. В. А. Моцарт "Маленькая ночная серенада"

9. В. А. Моцарт "Турецкое рондо"

10. И. Штраус "Полька "Трик-трак"

Детские песни:

1. "Антошка" В. Шаинский

2. "Бу-ра-ти-но" Ю. Энтин

3. "Будьте добры" А. Санин

4. "Веселые путешественники" М. Старокадомский

5. "Все мы делим пополам" В. Шаинский

6. "Да здравствует сюрприз" Ю. Энтин

7. "Если добрый ты" Б. Савельев

8. "Лучики надежды и добра" Е. Войтенко

9. "Настоящий друг" Б. Савельев

10. "Песенка о волшебниках" Г. Гладков

Музыка для пробуждения после дневного сна

1. Л. Боккерини "Менуэт"

2. Э. Григ "Утро"

3. А. Дворжак "Славянский танец"

4. Лютневая музыка XVII века

5. Ф. Лист "Утешения"

6. Ф. Мендельсон "Песня без слов"

7. В. Моцарт "Сонаты"

8. М. Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"

9. М. Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"

10. К. Сен-Санс "Аквариум"

Музыка для релаксации

1. Т. Альбиони "Адажио"

2. И. С. Бах "Ария из сюиты №3"

3. Л. Бетховен "Лунная соната"

4. К. Глюк "Мелодия"

5. Э. Григ "Песня Сольвейг"

6. К. Дебюсси "Лунный свет"

Колыбельные

1. Н. Римский-Корсаков "Море"

2. Г. Свиридов "Романс"

3. К. Сен-Санс "Лебедь"

Музыкально-пальчиковые игры (И. Бодраченко, Е. и С. Железновых)

- Речевые игры. Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

- Танцевальная ритмика (Т. Суворова)

- Сказкотерапия (театрализованная деятельность)

- Улыбкотерапия

Позитивный настрой в творческом процессе, комфортное состояние детей на занятиях и здоровьесберегающие технологии – то, на чем строится образовательный процесс в ДОУ.

Узбекский учёный Мирзакарим Норбеков установилздоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма. Он подчёркивает: “Хаос не в мире, он внутри нас”. И именно музыка побеждает этот хаос, гармонизирует эмоциональную сферу человека.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 с.Стерлибашево муниципального района Стерлибашевский район  

Республики Башкортостан

Перспективный план работы с родителями на 2018-19 учебный год.

Музыкальный руководитель

Гилязетдинова Гульназ Наилевна

Квартал

Работа с родителями

I квартал

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

1. Участие в родительских собраниях. Выступление с докладами о музыкальном образовании детей

2. Беседа об одежде детей на музыкальных занятиях.

3. Участие в выставке поделок из природного материала.

4. Консультация: «Учим ребенка слушать музыку»

5. Анкетирование родителей с целью выявления условий музыкального развития в семье

Консультация: «Музыкальное воспитание в семье»

II квартал

(декабрь, январь, февраль)

1. Оформление наглядной информации, подготовка костюмов к новогоднему утреннику

Консультация: «Воздействие музыки на духовный мир человека»

2. Индивидуальные беседы с родителями

Консультация: «От природы музыкален каждый»

награждение почетными грамотами.

3. Занятия-практикумы с целью их знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение совместному музицированию с детьми

Консультация: «Влияние музыки на психику ребенка»

4.  Беседа с родителями детей, посещающих занятия театрального  кружка «Театральная студия».

III квартал

(Март, апрель, май)

1. Опросы родителей, анкетирование

Консультация: «Домашний театр»

2. Совместные развлечения, посвященные международному женскому дню.

3. Открытые музыкальные занятия с детьми для родителей (с последующим обсуждением).

Консультация: «Правила поведения родителей на утренниках»

4. Индивидуальные беседы с родителями детей подготовительной группы с рекомендациями по дальнейшему обучению детей в детской школе искусств.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 с.Стерлибашево муниципального района Стерлибашевский район  

Республики Башкортостан

Перспективный план работы с родителями на 2019-20 учебный год.

Музыкальный руководитель

Гилязетдинова Гульназ Наилевна

Квартал

Работа с родителями

I квартал

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

1. Участие в родительских собраниях. Выступление с докладами о музыкальном образовании детей

2. Индивидуальное консультирование по вопросам музыкального воспитания детей.

3.Привлечение родителей к изготовлению нетрадиционных музыкальных инструментов; накоплению праздничной атрибутики к играм, танцам

4.Вовлечение родителей в изготовление праздничных костюмов и атрибутов к осеннему празднику.
5.Обновление информационно-консультативного стенда в родительском уголке

II квартал

(декабрь, январь, февраль)

1. Вовлечение родителей в изготовление праздничных костюмов и атрибутов к новогоднему утреннику

2.Запись праздников на видео.

3. Индивидуальные беседы с родителями

Консультация "Домашние праздники для детей"

4.Консультация "Музыка для всей семьи"

III квартал

(Март, апрель, май)

1. Обновление информационно-консультативного стенда в родительском уголке 
2
. Совместные развлечения, посвященные международному женскому дню.

3. Открытые музыкальные занятия с детьми для родителей (с последующим обсуждением).

4. Индивидуальные беседы с родителями детей подготовительной группы с рекомендациями по дальнейшему обучению детей в детской школе искусств.