Самообразование

Гилязетдинова Гульназ Наилевна

 

Каждый, кто хочет достигнуть лучшего в своей жизни, должен тратить некоторое время лично на себя, чтобы «не отставать от жизни».


image

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 с.Стерлибашево муниципального района Стерлибашевский район

Республики Башкортостан

План по самообразованию

музыкального руководителя Гилязетдиновой Г.Н

 на 2017-2018 год

Тема:

Развитие творческих способностей через обучение детей игре на детских музыкальных инструментах, внедрение игровых технологий в практическую деятельность музыкального руководителя

Введение.

Обучение детей игре на музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.

В процессе обучения игре на музыкальных инструментах идет усвоение нотной грамоты. Играя, дети лучшей понимают устройство музыкальных инструментов, различают их звучание, тембр и естественно входят в новый для них мир музыкальной азбуки.

В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость. У детей появляется чувство взаимопомощи, внимание к действиям товарищей. Игра на музыкальных инструментах развивает сосредоточенность, память. Знакомство с названиями инструментов, их тембрами, специальными музыкальными терминами (струны, клавиши, медиатор, оркестр и др.) обогащает активный словарь детей, развивает их речь.

Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук. Обучая детей игре, педагог способствует развитию их музыкально-сенсорных способностей, тембрового, регистрового, гармонического слуха, чувства ритма, умения вслушиваться в многоплановую и многоголосную фактурупроизведения. Наконец, игра на инструментах создает условия детям, которые по разным причинам не умеют чисто интонировать, выразительно двигаться, для активного включения в исполнение музыки.

То есть игра на инструментах активизирует всех детей, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях - как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей.

Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка - его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив.

Таким образом, игра на музыкальных инструментах оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.

Цель:развитие у детей навыков самостоятельного инструментального

музицирования.

Задачи обучения игре на музыкальных инструментах:

1. Играть несложные мелодии индивидуально и в ансамбле.

2. Знать названия инструментов, узнавать их тембр.

3. Овладевать различными  приемами игры на инструментах.

План работы

Месяц

Тема

Форма и содержаниеработы

Практические результаты

Сентябрь

-«Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах»

-Проведение педагогической диагностики развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

-Используя Интернет-ресурсы, найти определения и историю происхождения различных шумовых музыкальных инструментов, способы их звукоизвлечения.

- Провести диагностику.

-Мастер-класс для воспитателей: «Обучение детей игре на детских шумовых инструментах.

-Анализ результатов диагностики.

Октябрь

«Развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через игру на детских народных музыкальных инструментах».

Изучить литературу: Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Образовательная область «Музыка». Раздел «Игра на детских муз.инструментах».

Составить конспект по изученной теме.

Ноябрь

«Игра на детских музыкальных инструментах»

Изучить литературу:  И.М. Каплунова «Наш веселый оркестр»

Конспект по изученной теме: «Различные приемы игры на ДМИ»,

Декабрь

«Игра на детских музыкальных инструментах»

Журналы:«Музыкальная палитра», «Справочник музыкального руководителя»

Конспект по изученной теме: «Обучение детей игре на ДМИ»

Январь

«Игра на детских музыкальных инструментах – творческий вид музыкальной деятельности».

Изучить литературу:    Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошкольное воспитание» Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова и др.

Консультация для воспитателей:

Новое в оснащении музыкальных уголков

«Игры звуками - это музыкальная импровизация»

Февраль

«Использование игровых технологий на музыкальных занятиях».

Изучить литературу:  И.М. Каплунова  «Наш веселый оркестр»

Выступление на развлечении, посвященный дню защитников Отечества

Март

«Шумовые инструменты»

Используя Интернет-ресурсы, найти технологии изготовления различных шумовых музыкальных инструментов

Мастер-класс для воспитателей  по изготовлению шумовых инструментов

Апрель

«Музыкальное воспитание в семье»

Использовать образовательные интернет-ресурсы, конспектировать полученный материал (папки-передвижки по данной теме)

Консультация для родителей:

«Музыкальное воспитание в семье»,

«Что такое музыкальность?»

Май

Проведение диагностики развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Провести диагностику.

Анализ результатов диагностики  в сравнении с началом года.

 

Библиографический список:

  1. Малахова Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста – Ростов-на-Дону, 2008.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду – М., 1981.

3. Каплунова И.М. Наш веселый оркестр- Санкт-Петербург, 2013.

4. Каплунова И.М. Наш веселый оркестр-Методическое пособие с аудио-(2     CD) и видео-(DVD) приложения для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки, педагогов- Санкт-Петербург, 2013.

5.Каплунова И.М., И.А. Новоскольцева Этот удивительный ритм (развитие чувства ритма у детей)-Санкт-Петербург, издательство «Композитор», 2007.

6. Радынова О.П. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты-Москва,2010.

Законодательные материалы:

  1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;
  2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  3. Санитарно-эпидемиологическими  требованиями  к устройству,

содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.  СанПиН 2.4.1.3049-13;



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 с.Стерлибашево муниципального района Стерлибашевский район

Республики Башкортостан

План по самообразованию

музыкального руководителя Гилязетдиновой Г.Н

 на 2018-2019 год

Тема:

 Формирование вокально – хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий.

Введение.

Пение способно улучшать настроение, умиротворять, успокаивать. У поющих детей вырабатывается стрессоустойчивость, формируется уравновешенный характер, а так как пение ещё и психофизический процесс, связанный  с  работой жизненно важных систем, важно, чтобы голосообразование было правильным.  

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса, дыхания и оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Именно песне принадлежит роль «душевного катализатора», «…в песне есть нечто воспитывающее душу и тело, в особенности, чувство»,  -  говорил К.Д. Ушинский.

Цель: развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные – овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;

- знание основ певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата;

Развивающие – развитие музыкальной памяти, внимания, воображения, мышления;

- развитие голосового аппарата;

- развитие артистических качеств;

Воспитательные - воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения гармоничного звучания в процессе исполнения;

- воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.

План работы

Месяц

Тема

Форма и содержание работы

Практические результаты

Сентябрь

Вокально-хоровая работа в детском саду

-Изучение литературы:

«Вокально-хоровая работа в детском саду»

М. Картушина

- Провести первичную диагностику детей с целью выявления уровня развития музыкальных способностей.

-Консультация для родителей:

«Поём вместе с детьми».

-Анализ результатов диагностики.

Октябрь

«Игры, которые лечат»

-Изучение литературы:

О. Н. Арсеневская"Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду"

-Изучение игр и вокальных упражнений  для  развития голоса с применением

здоровьесберегающих технологий

Использовать упражнения и игры в НОД

Ноябрь

«Вокальные игры с детьми»

Вокальные  игры упражнения

Использовать вокальные игры в НОД и других режимных моментах

Декабрь

«Музыка, дети, здоровье»

Изучение литературы:

«Музыкальная палитра», «Справочник музыкального руководителя»

Подготовить выступление на общем родительском собрании «Здоровьесберегающие технологии в НОД»

Январь

Фонопедический метод развития голоса»

-Изучение литературы:

Т.С.Овчинникова"Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой"

-Изучение интонационно- фонетических упражнений

Систематически включать в НОД интонационно- фонетические упражнения для развития и укрепления голосового аппарата

Февраль

«Логопедические распевки»

Изучение литературы:

Л.Б. Гавришева

Н.В.Нищева

"Логопедические распевки"

Консультация «Использование логопедических

распевок для развития дикции»

Март

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.

Пополнить педагогическую копилку практическим материалом:

«Упражнения на дыхание»

Использовать дыхательную гимнастику в НОД

Апрель

«Мы –маленькие звезды»

-Разучивание песни

-Планирую пройти курсы повышения квалификации на тему: "Развитие детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС ДО"

-Участие в вокальном конкурсе «Звездочки

- Рабочая программа

Май

-Проведение диагностики целью выявления уровня развития музыкальных способностей.

- «Технология реализации образовательных задач в музыкально- художественной и досуговой деятельности в контексте ФГОС ДО»

-Провести диагностику.

-Планирую пройти курсы повышения квалификации по данной теме.

-Анализ результатов

диагностики  в

сравнении с началом

года

Библиографический список:

  1. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребёнка – Минск, 2007.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду – М., 1981.
  3. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н. Методика музыкального воспитания в детском саду – М.,1989.
  4. Горбина Е.В. Лучшие попевки и песенки для музыкального развития малышей – Ярославль, 2007.
  5. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста – М., 2000.
  6. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению – Санкт - Петербург, 2005. 
  7. Куликовская Т.А. Забавные чистоговорки – М., 2005.
  8. Малахова Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста – Ростов-на-Дону, 2008.
  9. Метлов Н.А. Музыка – детям – М., 1985.
  10. Орлова Г.М., Бекина С.И. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет – М , 1988.
  11. Суязова Г.А. Мир вокального искусства – Волгоград, 2007.
  12. О. Н. Арсеневская "Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду"- Волгоград, издательство «Учитель», 2011.
  13. Л.Б. Гавришева, Н.В.Нищева "Логопедическиераспевки"- Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2010.
  14. М. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду»

Законодательные материалы:

  1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;
  2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  3. Санитарно-эпидемиологическими  требованиями  к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.  СанПиН 2.4.1.3049-13;



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 с.Стерлибашево муниципального района Стерлибашевский район

Республики Башкортостан

План по самообразованию

музыкального руководителя Гилязетдиновой Г.Н

на 2019-2020 год

Тема:

Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность

Введение.

Театрализация в первую очередь - это импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно связана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, систематизируя все в единый процесс.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связаны с:

· художественным образованием и воспитанием детей;

· формированием эстетического вкуса;

· нравственным воспитанием;

· развитием коммуникативных качеств личности;

· обучением вербальным и невербальным видам общения;

· воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

· созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуации через игру.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театрализованной деятельностью помогает развить интересы и способности детей: способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления: настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Цель:

Формировать на эмоциональном уровне представление о театре, как виде искусства.

Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

-Последовательное знакомство детей с видами театра.

-Поэтапное освоение детьми видов творчества.

-Совершенствование артистических навыков детей.

-Раскрепощение детей.

-Работы над выразительностью речи, интонации.

-Коллективные действия, взаимодействия.

-Умение сочувствовать, сопереживать.

План работы

Месяц

Содержание работы

Форма работы

Практические результаты

Сентябрь

Знакомство с театрализованной деятельностью детей дошкольного возраста

Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

Октябрь

Аналитико

диагностический

Провести диагностику

для выявления

артистичных детей

Анализ результатов диагностики.

Ноябрь

Что такое театр?

Используя Интернет-ресурсы, найти разновидности театров  и историю их происхождения .

Беседа о театре с детьми

Декабрь

Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка.

Подборка игр и упражнений

Составить картотеку по изученной теме

Январь

 Метод сказкотерапия

Изучить литературу:

М.Б. Зацепина "Развитие ребенка в театрализованной деятельности"

О.В. Власенко "Ребенок в мире сказок"

Практическая  НОД

Февраль

«Метод обратной связи или (рефлексия)»

Используя Интернет-ресурсы, найти игры и упражнения на рефлексию.

Практическая  НОД

Март

«Мы –актеры»

Подбор сказок,

стихотворений

Слушание и проигрывание коротких этических сказок, басен и стихотворений

Апрель

Творческие задания

Подбор творческих заданий

Разыгрывание жизненных ситуаций

Май

Проведение диагностики развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Провести диагностику.

Анализ результатов диагностики  в сравнении с началом года.

Библиографический список:

1 .М.Б. Зацепина "Развитие ребенка в театрализованной деятельности"- Москва, 2010.

2. О.В. Власенко "Ребенок в мире сказок"- Волгоград , издательство "Учитель", 2009.

3. Г.Х. Андерсен "Сказки".

Законодательные материалы:

  1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;
  2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  3. Санитарно-эпидемиологическими  требованиями  к устройству,

содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.  СанПиН 2.4.1.3049-13;