РУКОВОДСТВО ШМО УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Смирнова Светлана Петровна

Предварительный просмотр:

Рассмотрено  на заседании педагогического совета 31.08.2022 протокол №2

Утверждено приказом директора МАОУ «Средняя школа №5»  Заремского П. И.  от 31.08.2022

План по ликвидации профессиональных дефицитов педагогов

ШМО учителей иностранных языков МАОУ «Средняя школа №5» г. Когалыма

Составлено:

руководителем ШМО учителей

иностранных языков Смирновой С. П.

г. Когалым, 2022 г.

Цель: создание условий, обеспечивающих педагогам ШМО учителей                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                иностранных языков МАОУ «Средняя школа №5», имеющим профессиональные проблемы и дефициты,  для получения адресной методической помощи.

Задачи:

  1. Выявить профессиональных проблем и дефицитов.
  2.  Организовать эффективную методическую работу в соответствии с выявленными профессиональными проблемами и дефицитами.
  3. Обеспечить участие педагогов ШМО учителей иностранных языков в реализации внутрикорпоративных программ и проектов, направленных на совершенствование профессионального мастерства.

Ожидаемые результаты

  1. Осуществление перехода от периодического повышения квалификации педагогических кадров ШМО учителей иностранных языков к их непрерывному образованию через создание внутрикорпоративной модели на основе индивидуальных планов профессионального развития каждого педагога.
  2. Повышение качества образования.
  3. Создание конкурентоспособного образовательного учреждения высокой педагогической культуры.

Управление: организация выполнения плана и контроль хода его реализации осуществляется руководителем ШМО учителей иностранных языков Смирновой С. П.

Контроль: не реже одного раза в год

Мероприятия:

  1. Диагностика профессиональных дефицитов;
  2. Составление плана по ликвидации профессиональных дефицитов педагогов;
  3. Разработка педагогами индивидуального плана профессионального развития;
  4. Организация методической работы по данному направлению:
  • обеспечение психолого-педагогической подготовленности учителей в соответствии с современными требованиями;
  • осмысление методологических аспектов проведения и результатов комплексного анализа   результатов процедур оценки качества образования и ГИА;
  •  развитие, обновление и обеспечение доступности информации для учителей;

- участие в курсах повышения квалификации;

  1. Организация и проведение мероприятий по данной теме, организация участия во внешкольных мероприятиях;
  2. Внутришкольное обучение и самообразование учителей ШМО учителей иностранных языков МАОУ «Средняя школа №5».

Мероприятия по оказанию помощи учителям ШМО учителей иностранных языков МАОУ «Средняя школа №5», имеющим профессиональные проблемы и дефициты

Цель: оказание помощи педагогам, имеющим профессиональные затруднения.

№ п/п

Направления деятельности, мероприятия

Сроки исполнения

Ответственный

1.Определение профессиональных проблем, затруднений педагогов

1.1.

Диагностика профессиональных затруднений (профессиональных дефицитов)

Сентябрь 2022, сентябрь 2023

Руководитель ШМО учителей иностранных языков Смирнова С. П.

1.2.

Самоанализ результатов диагностики профессиональных дефицитов, разработка индивидуального плана профессионального развития.

Сентябрь 2022, сентябрь 2023

Руководитель ШМО учителей иностранных языков Смирнова С. П., администрация, педагоги

2. Мероприятия, направленные на устранение у педагогов выявленных затруднений, проблем оценивания

2.1.

Организация обучения педагогов школы на курсах повышения квалификации.

в течение учебного года

Администрация, руководитель ШМО учителей иностранных языков Смирнова С. П., педагоги

2.2

Персональный контроль за деятельностью        педагогов, обучающиеся которых показали низкий уровень знаний по

результатам ВПР/ГИА

в течение учебного года

Администрация, руководитель ШМО учителей иностранных языков Смирнова С. П.

2.3.

Участие руководящих и педагогических работников ШМО учителей иностранных языков в вебинарах, семинарах, работе ШМО по организации подготовки к проведению ГИА 2024 г.

в течение учебного года

Педагоги, руководитель ШМО учителей иностранных языков Смирнова С. П.

2.4.

Заседания ШМО по вопросу подготовки и проведения ВПР, по структуре и содержанию проверочных работ, системе

оценивания.

Январь,2023 г,

Январь 2024 г.

учителя- предметники

2.5.

Создание системы индивидуальной

работы со слабоуспевающими обучающимися.

в течение учебного года

Администрация, руководитель ШМО учителей иностранных языков Смирнова С. П.

3. Меры по повышению объективности оценивания образовательных результатов обучающихся

3.1.

Педагогический совет «Проблемы качества учебных результатов обучающихся по итогам оценочных процедур »

Октябрь, 2024

Администрация, руководитель ШМО учителей иностранных языков Смирнова С. П.

3.2.

Совещания при директоре:

  • Об организации индивидуальной работы с обучающимися с неудовле- творительными учебными результа- тами.
  • Об организации подготовки к ГИА обучающихся со стабильно низкими учебными результатами.

-О подготовке обучающихся к ВПР

Январь , 2024

Февраль , 2024

Администрация

Администрация

Основные этапы работы с дефицитами педагогов

Этапы работы

1.

Выявление профессиональных дефицитов педагогов. Самоанализ, самооцен-

ка и внешняя оценка имеющегося уровня профессиональной компетентности педагога

2

Обработка и анализ результатов самодиагностики педагогом. Заполнение таблиц «Результаты диагностики профессиональных дефицитов педагогов».

3.

Составление педагогами плана по устранению своих профессиональных де- фицитов.

4

Представление педагогами результатов проделанной работы с выявленными дефицитами на Педагогическом совете.

5

Представление педагогами разработанных планов устранения дефицитов на педагогическом совете.

6

Разработка и утверждение общешкольного плана по работы с дефицитами педагогов.

Приложение №1

Результаты диагностики профессиональных дефицитов педагогов

учителя МБОУ «Беловская СОШ»

Ф.И.О/предмет         

Диагностические параметры

Баллы (от 0 до

3)

Раздел 1. Дефициты в области общепедагогической профессиональной компетентности

1

Составление рабочих программ учебных предметов, курсов,

модулей

2

Разработка программ курсов внеурочной деятельности

3

Организация и поддержание разнообразных видов деятельности

обучающихся

4

Организация исследовательской работы обучающихся

5

Организация самостоятельной работы обучающихся

6

Профилактика и ликвидация пробелов в знаниях обучающихся

7

Применение в образовательной деятельности: проблемного, развивающего, дифференцированного обучения и других

современных образовательных технологий

8

Оценка эффективности и результатов обучения по предмету

9

Выявление причин неуспеваемости обучающихся по предмету

10

Организация работы с мотивированными и одарѐнными

обучающимися

11

Организация работы со слабо мотивированными обучающимися

12

Формирование мотивации к обучению, развитие познавательных

интересов обучающихся

13

Осуществление межпредметных связей

14

Освоение и применение современных достижений науки, техники,

практики в профессиональной деятельности

Раздел 2. Дефициты в области оценочно-рефлексивной компетентности

1

Оценка результатов своей профессиональной деятельности

2

Коррекция своей профессиональной деятельности

3

Прогнозирование результатов своей профессиональной деятельности

4

Проведение рефлексии своей профессиональной деятельности

Раздел 3. Дефициты в области педагогической деятельности при подготовке и проведении уроков

1

Представление роли учебного предмета в системе обучения,

воспитания и развития школьника

2

Подбор необходимого учебного материала в соответствии с

поставленной целью урока

3

Подбор учебных заданий различной степени сложности

4

Подбор методического обеспечения урока (пособия, раздаточные

материалы, материалы на электронных носителях)

5

Постановка цели урока

6

Включение обучающихся в формулирование целей урока

7

Постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач

урока

8

Включение обучающихся в планирование деятельности по

достижению цели и задач урока

9

Вычленение ведущих УУД, которые необходимо сформировать у

учащихся в процессе преподавания предмета

10

Чѐткое определение места каждого урока в системе уроков по данной

теме

11

Выбор оптимальных методов, форм, приѐмов и средств обучения

12

Рациональное распределение времени урока



Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя школа №5» г. Когалыма

Аналитическая справка

по результатам мониторинга профессиональных дефицитов педагогов ШМО учителей иностранных языков «Средняя школа №5»

В соответствии с планом работы методической службы по преодолению недостаточной предметной  и  методической  компетентности   педагогических  работников  в  МАОУ

«Средняя школа №5»» был проведен мониторинг профессиональных дефицитов педагогов ШМО учителей иностранных языков.

В мониторинге приняли участие 9 педагогов, что составило 100% от всего ШМО учителей иностранных языков.

Цель: выявление профессиональных дефицитов педагогов и организация методического сопровождения для их устранения.

Задачи:

  1. Выявить профессиональные затруднения, наиболее характерные для педагогов.
  2. Разработать и реализовать систему методических мероприятий, направленных на

снижение уровня профессиональных дефицитов педагогов с учетом выявленных проблем.

Субъект исследования:  педагоги ШМО учителей иностранных языков

Сроки исследования: 01 по 15 декабря 2022 года.

Инструментарий: Анкета – опросник по выявлению уровня компетенций по 4 направлениям. Метод        обработки:        статистический        анализ        данных        (самоанализ,        взаимоанализ, управленческий анализ на основе анкетирования, наблюдение). Средневзвешенная оценка

уровня профессиональной компетенции дает представление о персональных профессиональных дефицитах; сводные показатели дают представление об уровне владения профессиональными компетенциями.

В ходе мониторинга были выявлены следующие дефициты:

Раздел I. Дефициты в области общепедагогической профессиональной компетентности

Количество педагогов, испытывающих затруднения

(чел.)        

Меры компенсации профессиональных

дефицитов педагогов

Составление рабочих программ учебных

предметов, курсов, модулей

1

1.        Работа в рамках программы наставничества «Учитель-учитель»

2.        Педагогический совет «Создание положительной мотивации всех участников образовательного процесса как средства

повышения качества образования»

3.        Участие педагогов в заседаниях ШМО, школьных методических советах МАОУ «Средняя школа №5».

4.        Вебинары ИРО ХМАО-Югра по ознакомлению с документами,

регламентирующими структуру и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ), требований к уровню подготовки выпускников к ЕГЭ и ОГЭ

Разработка программ курсов внеурочной деятельности

1

Организация и поддержание разнообразных

видов деятельности обучающихся

1

Организация самостоятельной работы

обучающихся

0

Профилактика и ликвидация пробелов в знаниях обучающихся

3

Применение в образовательной деятельности

проблемного, развивающего, дифференцированного обучения и других

современных образовательных технологий

2

Оценка эффективности и результатов

обучающихся по предмету

1

Выявление причин неуспеваемости

обучающихся по предмету

2

Организация работы с хорошо успевающими

и одарёнными обучающимися

1

Организация работы со

слабомотивированными обучающимися

4

Формирование мотивации к обучению, развитие познавательных интересов

обучающихся

3

Освоение  и  применение  современных

достижений науки, техники, практики в

профессиональной деятельности

2

Осуществление межпредметных связей        

2

Наибольший показатель дефицита в области общепедагогической профессиональной компетенции получили следующие виды работ педагога:

Организация работы со слабомотивированными обучающимися - 4 чел. (44%) и на втором месте

- формирование мотивации к обучению и профилактика и ликвидация пробелов в знаниях обучающихся – 3 чел. (33%), осуществление межпредметных связей, освоение и применение современных достижений науки, техники, практики в профессиональной деятельности, применение в образовательной деятельности проблемного, развивающего, дифференцированного обучения и других современных образовательных технологий, выявление причин неуспеваемости обучающихся по предмету  – 2 чел. (22%) от общего количества анкетированных педагогов ШМО учителей иностранных языков.

Доля        учителей        от        общего        числа  ШМО        учителей иностранных языков, имеющих        дефициты        в        области  общепедагогической профессиональной компетентности-5 чел. (55%).

Раздел II. Дефициты в области оценочно-рефлексивной компетентности

Количество педагогов,

испытывающих затруднения (чел.)

Меры компенсации профессиональных

дефицитов педагогов

Оценка результатов

своей

профессиональной

деятельности

1

1.        Курсы повышения квалификации по

данному направлению

2.        Участие педагогов в заседаниях ШМО, школьных методических советах МАОУ «Средняя школа №5».

Коррекция своей

профессиональной

деятельности

1

Прогнозирование

результатов своей профессиональной

деятельности

1

Доля учителей от общего числа учителей, имеющих дефициты в области оценочно- рефлексивной компетентности – 2 чел. (22%)

Раздел III. Дефициты в области педагогической деятельности при подготовке и проведении уроков.

Количество

педагогов,

испытывающих

затруднения

(чел.)

Меры компенсации

профессиональных

дефицитов педагогов

Подбор необходимого учебного

материала в соответствии с

поставленной целью урока

0

1. Презентация опыта работыпедагогов.

Информирование

педагогов и их участие

в профессиональных

смотрах,        конкурсах.

Публикация        методической

продукции.

Представление

результатов        методической

деятельности (в течение года)

2.Курсы повышения квалификациипо

данному направлению

Учёт психолого-педагогических

возрастных особенностей

0

Подбор учебных заданий

различной степени сложности

0

Подбор методического

обеспечения урока

2

Постановка цели урока

0

Включение обучающихся в

формулирование целей урока

0

Постановка образовательных задач  урока

0

Постановка воспитательных задач урока

0

Постановка развивающих задач

урока

0

Включение обучающихся в

планирование деятельности по

достижению цели и задач урока

1

Чёткое определение места каждого

урока в системе уроков

0

Выбор оптимальных методов,

форм, приёмов и средств обучения

1

Рациональное распределение

времени урока

0

Создание условий для

актуализации опыта обучающихся

2

Проблемное изложение материала

2

Проверки знаний учащихся        

0

Формулирование и разъяснение

домашнего задания, определение

его места в структуре урока

0

Умение использовать рефлексию

на уроке

2

Вовлечение в урочную

деятельность обучающихся с

различной учебной мотивацией и учебными достижениями

2

Комментирование учебных

достижений обучающихся

0

Формирование положительной

эмоциональной сферы

обучающихся на уроке

1

Самоанализ урока

1

Наибольший показатель дефицита в области педагогической деятельности при подготовке и проведении уроков получили следующие виды работ педагога: подбор методического обеспечения урока, создание условий для актуализации опыта обучающихся, проблемное изложение материала, умение использовать рефлексию на уроке, вовлечение в урочную деятельность обучающихся с различной учебной мотивацией и учебными достижениями – по 2 педагога (22%)

Доля учителей от общего числа учителей, имеющих дефициты в области педагогической деятельности при подготовке и проведении уроков – 4 чел (44%).

Раздел IV. Дефициты в области коммуникативной компетентности

Количество

педагогов,

испытывающих

затруднения

(чел.)

Меры компенсации

профессиональных

дефицитов педагогов

Социальное взаимодействие на

принципах толерантности и

безоценочности

0

Курсы повышения

квалификации по

данному направлению

Разрешение конфликтных

ситуаций

1

Взаимодействие с родителями

обучающихся

3

Организация совместной

деятельности родителей и

обучающихся

5

Взаимодействие со смежными

специалистами по вопросам

обучения, воспитания и развития

2

Взаимодействие с

администрацией

0

Участие в профессиональных

дискуссиях и обсуждениях

0

Наибольший показатель дефицита в области коммуникативной компетентности получили следующие виды работ педагога: организация совместной деятельности родителей и обучающихся -5 чел. (55%), взаимодействие с родителями обучающихся – 3 чел. (33%) и взаимодействие со смежными специалистами по вопросам обучения, воспитания и развития обучающихся - 2 чел. (22%)

Доля учителей от общего числа учителей, имеющих дефициты в области коммуникативной компетентности – 6 чел (66%)

При этом треть педагогов ШМО учителей иностранных языков отмечают свои профессиональные дефициты, среди которых - низкий уровень владения компьютерными и информационными технологиями, нехватка знаний о методиках обучения детей с ограниченными возможностями здоровья или имеющих проблемы в поведении, решение с учащимися задач повышенной сложности в рамках преподаваемого предмета. Об отсутствии профессиональных дефицитов заявляют 2 педагога  (22 %).

Для решения этой проблемы сделано следующее: все ШМО учителей иностранных языков МАОУ «Средняя школа №5» (100%) включен в работу Единого методического дня. Учителя получают широкий спектр учебных и методических материалов, которые помогают педагогам повысить свою эффективность и достичь более высоких результатов при обучении и воспитании детей и подростков.

В свободном доступе для педагогов ШМО учителей иностранных языков МАОУ «Средняя школа №5» находятся вебинары и видеолекции по всем сферам педагогической деятельности.

Управленческие решения:

Исходя из выявленных в образовательном учреждении профессиональных дефицитов педагогов ШМО учителей иностранных языков МАОУ «Средняя школа №5» и для исключения их из образовательной системы МАОУ «Средняя школа №5»  реализовать следующие мероприятия:

1.        Методическому совету школы:

1.1.        Включить для обсуждения на заседаниях методических объединений вопросы, вызывающие наибольшие затруднения у педагогических работников. Срок: по плану работы МО. Ответственный: руководитель ШМО Смирнова С. П.

1.2.        Спланировать методическое мероприятие для педагогов на базе школы по использованию цифровых технологий в образовательной деятельности. Срок: май 2023г. Ответственный: учитель информатики и  руководитель ШМО Смирнова С. П.

2.        Администрации школы:

2.1.        Спланировать курсовую подготовку по дефицитным направлениям педагогической

деятельности. Срок: апрель 2023г. Ответственный: заместитель директора по УВР Гумерова Э. А.

2.2.        Организовать участие педагогов в профессиональных конкурсах и мероприятиях на

различных уровнях. Срок: в течение учебного года. Ответственный: заместитель директора по УВР Гумерова Э. А.

2.3.        Отработать систему наставничества «учитель» - «учитель» для педагогов, имеющих стабильно низкие результаты образовательной деятельности. Срок: май 2023г. Ответственный: заместитель директора по УВР Гумерова Э. А. 

2.4.        Создать рабочую группу по организации и управлению процессом разработки и реализации дифференцированной программы развития профессиональной компетентности педагогов; срок – до 5 апреля 2023г. Ответственный: заместитель директора по УВР Гумерова Э. А. и руководитель ШМО Смирнова С. П.

2.5.        Обеспечить внутрикорпоративное повышение профессиональной компетентности педагогов через наставничество, проведение методических семинаров, научно-практических конференций, методических выставок, мастер-классов и др.; срок – в течение 2023 года. Ответственный: заместитель директора по УВР Гумерова Э. А.

30.01.2023г

Справку подготовила заместитель директора по УВР Гумерова Э. А