Кружковая работа

Елезова Людмила Андреевна

Игрушка…Это слово вызывает в памяти детство, первых друзей, любимые игры.

 Первая среди игрушек – кукла.

«Маленькая тряпичная кукла – это хранительница глубоких традиций, она обогащает наш духовный мир и несет тепло и радость в сегодняшний неспокойный день» (О. Рудометова, Каргопольский музей).

Так отзывались о традиционной тряпичной кукле наши предки. Меняются времена, видоизменяются куклы, превращаясь из тряпичных в куклы из пластика и прочих материалов, теперь их изготавливают не вручную, а на различных заводах, но эти куклы так же привносят радость и тепло в жизнь детей, приучают их к труду, снимают эмоциональное напряжение, помогают проигрывать различные социальные роли и развивают творческие способности.

Кукла – доступный и значимый проводник в мир взаимоотношений и быта взрослых; элемент культуры, обеспечивающий связь поколений; фактор благоприятного развития ребенка-дошкольника. 

Представляю Вам кружок "Мастерская кукол" и  дополнительную общеобразовательную  программу «Мастерская кукол», которая имеет художественную направленность.  Мастеря кукол из ткани, картона, ниток или другого материала, у детей проявляются творческие способности. Дети знакомятся с приёмами складывания и сворачивания ткани, завязыванием узелков, способами соединения деталей.  У них развиваются конструктивные и изобретательные навыки.

Содержание программы направлено на создание условий для развития личности ребенка, его интеллектуальное и духовное развитие, совершенствование  конструктивных навыков. Занятия позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе усвоения программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop._obr.progr_._masterskaya_kukol.doc385.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

                           «Детский сад №7 «Теремок»

Рассмотрена:

на Педагогическом совете

МДОУ «Детский сад №7 «Теремок»

Протокол №   1 от 31.08.2015г.

          УТВЕРЖДАЮ:

          Заведующий  МДОУ «Детский  

           сад №7 «Теремок»          

______________ Егорова О.П.

Приказ № __от «____________»

Дополнительная общеобразовательная программа

 «Мастерская кукол»

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

Автор – составитель

Елезова Людмила Андреевна

Воспитатель

Коряжма, 2015

Оглавление

Раздел 1

Комплекс основных элементов дополнительной общеобразовательной программы

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Адресат программы

6

1.3

Объём и срок освоения программы

7

1.4

Особенности организации образовательного процесса

7

1.5

Форма и методы обучения

8

1.6

Цель и задачи программы

9

1.7

Учебный план программы

10

1.8

Содержание учебного плана 1 год обучения (5-6 лет)

11

1.9

Содержание учебного плана 2 год обучения  (6-7 лет)

16

1.10

Планируемые результаты реализации программы

21

Раздел 2

Комплекс организационно-педагогических условий

22

2.1

Условия реализации программы

22

2.2

Календарный учебный график

23

2.3

Формы контроля

35

2.4

Оценочные материалы

35

2.5

Методическое обеспечение

36

2.6

Список информационных ресурсов

37

Раздел 1. Комплекс основных элементов дополнительной общеобразовательной программы

1.1  Пояснительная записка        

Игрушка…Это слово вызывает в памяти детство, первых друзей, любимые игры.

 Первая среди игрушек – кукла.

«Маленькая тряпичная кукла – это хранительница глубоких традиций, она обогащает наш духовный мир и несет тепло и радость в сегодняшний неспокойный день» (О. Рудометова, Каргопольский музей).

Так отзывались о традиционной тряпичной кукле наши предки. Меняются времена, видоизменяются куклы, превращаясь из тряпичных в куклы из пластика и прочих материалов, теперь их изготавливают не вручную, а на различных заводах, но эти куклы так же привносят радость и тепло в жизнь детей, приучают их к труду, снимают эмоциональное напряжение, помогают проигрывать различные социальные роли и развивают творческие способности.

Кукла – доступный и значимый проводник в мир взаимоотношений и быта взрослых; элемент культуры, обеспечивающий связь поколений; фактор благоприятного развития ребенка-дошкольника.

Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерская кукол» имеет художественную направленность.  Мастеря кукол из ткани, картона, ниток или другого материала, у детей проявляются творческие способности. Дети знакомятся с приёмами складывания и сворачивания ткани, завязыванием узелков, способами соединения деталей.  У них развиваются конструктивные и изобретательные навыки.

Содержание программы направлено на создание условий для развития личности ребенка, его интеллектуальное и духовное развитие, совершенствование  конструктивных навыков. Занятия позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе усвоения программы.

Актуальность настоящей программы состоит в том, что она отвечает потребностям дошкольников и их родителей. Итоги опроса детей и родителей повлекли за собой разработку дополнительной образовательной программы «Мастерская кукол». Из опроса детей выяснилось, что дети хотят научиться мастерить куклы из ткани и другого материала.

Программа  ориентирована на эффективное решение проблем ребенка и соответствует социальному заказу общества. Для родителей особо значимыми качествами детей становится образованность, ориентация на высокий уровень достижений. Знания о культуре, быте русского человека, традициях народов других стран  пригодятся детям в школе.

Педагогический опыт показывает, что приобщая детей в детском саду к духовному  богатству своего народа, расширяя их знания о народной и мировой культуре, у дошкольников формируются патриотические чувства, толерантность.

Дополнительная общеобразовательная программа  «Мастерская кукол» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- ФЗ от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Письмо Минобразования России от 11.12 2006 г. № 06 – 1844 «О примерных требованиям к программам дополнительного образования детей»;

- Концепция развития дополнительного образования детей //Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам//Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 №196;

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)  письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года //Распоряжение правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660);

- Распоряжение Правительства Архангельской области от 2 июля 2019 г. № 296 -рп «О Концепции целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Архангельской области в 2020 - 2022 годах»;

-        Устав учреждения.

Программа реализуется на базе МДОУ «Детский сад №7 «Теремок». Использовать данную программу возможно на базе других образовательных организаций, так как она не требует специального оборудования.

Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной программы «Мастерская кукол» обусловлена расширением возможностей дошкольников по реализации способностей в декоративно-прикладном творчестве, используя полученные знания. В основу Программы положен интегративный подход.

Для реализации программы «Мастерская кукол» разработан, изготовлен и применяется дидактический материал (иллюстрации, технологические карты, презентации), учитывающий возрастные особенности детей. В Программе преобладает  игровая форма организации занятий, поскольку в дошкольном возрасте игра – основной вид деятельности. На занятиях кроме изготовления куклы, дети углубляют свои знания о народных праздниках, традициях, связанных с тряпичной куклой, об истории развития куклы в России и других странах.

1.2 Адресат программы

Программа «Мастерская кукол» адресована детям в возрасте от 5 до 7 лет, но также может применяться и в работе с младшими школьниками. Заниматься в «Мастерской» могут все желающие, но главным условием  является повышенный интерес и желание мастерить кукол.

Для успешной реализации программы  создана группа численностью 12  человек. Количественный состав группы является постоянным, разнополым.

Программа построена с учётом возрастных особенностей детей.

В возрасте 5-7 лет дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития. Расширяется общий кругозор. Их привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов».

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. Повышается острота зрения и точность цветоразличения, значительно возрастает точность пропорций предметов.

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания. Рисование, изготовление поделок – любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои изделия друг другу.

Конструктивные способности в этом возрасте характеризуются умением анализировать  условия, в которых протекает  деятельность. Дети владеют обобщённым способом обследования образца, способны выделять основные части  изделия.  Конструктивную деятельность способны осуществлять на основе схемы, по условиям.

1.3 Объём и срок освоения программы

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Общее количество часов в год составляет 32 часов.

Занятие проводятся в вечерний промежуток времени, как занятие кружковой работы. Продолжительность одного занятия с детьми 5-6 лет составляет 25 минут, с детьми 6-7 лет – 30 минут.

Возрастная группа

Количество часов в год

Количество часов в неделю

Дети 5-6 лет

32

1

Дети 6-7 лет

32

1

1.4 Особенности организации образовательного процесса

Программа реализуется на базе МДОУ «Детский сад №7 «Теремок» г.Коряжмы.

        Учебный процесс ориентирован не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, на развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия.        

На первом году обучения дети знакомятся с культурой и бытом русского народа, который сопровождается изготовлением тряпичной куклы. При изучении каждой куклы на занятиях кружка сначала идёт теоретическая часть (история появления куклы, её особенности), затем практическая – изготовление. Изложение теоретического материала происходит в виде беседы с использованием иллюстраций, мультимедийных презентаций, демонстраций видеосюжетов и показом готовой куклы. Практическая часть проходит в форме изготовления изделия по технологической карте и (или) показу воспитателя.

        На втором году обучения дошкольники знакомятся с различными куклами детей России и народов других стран. Дети мастерят кукол из различных материалов: бумаги, картона, шерстяных ниток, фетра, бросового материала. Все задания по сложности соответствуют детям определённого возраста. Это гарантирует успех каждого ребёнка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

        Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе сочетаются с индивидуальной помощью педагога каждому ребёнку.

        Учебный год для дошкольников заканчивается организацией «Кукольной ярмарки» и выставкой кукол.

         

1.5 Форма и методы обучения

 Программой предусмотрена очная форма обучения. В процессе реализации программы сочетается индивидуальная,  групповая и фронтальная деятельность. Занятия включают в себя как теоретический, так и практический материал.

Структура занятий выстроена с учетом возрастных особенностей и включает три этапа:

1. Вводная часть.

   Организация детей, формулировка темы. Создание интереса к занятию (приемы, содержащие занимательность,  сюрпризность, загадочность). Использование вопросов – напоминаний, показ наглядного материала.

2. Основная часть

Организация детского внимания. Объяснение материала, показ способа действия. Использование вопросов разных типов: наводящих, поисковых, обобщающих. Использование художественного слова, показ наглядного материала. Самостоятельная работа. На усмотрение педагога в ходе занятия используется физкультурная пауза, малоподвижная игра.

3. Заключительная часть 

Подведение итога. Закрепление материала  знаний и навыков, повторение. Формулировка обобщений, выводов. Анализ вместе с детьми выполненных работ, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз.

На занятиях используются следующие методы:

  1. Словесные (устное изложение материала, сказки, стихи, беседы);
  2. Наглядные (показ иллюстраций, мультимедийных презентации, показ выполнения действий педагогом, технологические карты);
  3. Практические (выполнение задания).

В ходе проведения занятий используется Информационно – Коммуникативная Технология (компьютер, проектор), которая позволяет использовать презентации с иллюстративным материалом, видеофильмы.

1.6 Цель и задачи программы

Целью данной программы является - развитие конструктивных и познавательных способностей детей в процессе изготовления кукол.

Задачи 1 года обучения:

Обучающие:

  •  расширение представлений  детей о народных праздниках;
  •  формирование знаний детей о народных  традициях, связанных с историей народной тряпичной куклы;
  •  обогащение представлений детей о материалах, из которых изготавливали кукол, средствах выразительности;
  •  формирование умений работать с ножницами, тканью, нитями, завязывать узлы, скручивать ткань;
  •  формирование умений пользоваться технологическими картами.

Развивающие:

  •  развитие познавательного интереса к народной тряпичной кукле;
  •  развитие самостоятельности, аккуратности;
  •  развитие ручной моторики.

Воспитательные:

  • воспитание патриотических чувств: уважения и гордости к традициям своего народа, к труду народных мастеров.

Задачи 2 года обучения:

Обучающие:

  •  расширение знаний детей об истории развития куклы в России;
  •  ознакомление с игрушками детей разных стран;
  •  обогащение представления детей о материалах, из которых изготавливают куклы (игрушки);
  •  формирование умений работать с иглой;
  •  закрепление умений использования детьми технологических карт.

Развивающие:

  •  развитие интереса к изготовлению игрушек из картона, бумаги, фетра и др. бросового материала;
  •  развитие самостоятельности, усидчивости;
  •  развитие ручной моторики.

Воспитательные:

  •  воспитание у дошкольников желания познавать историю своего и чужого народа;
  •  воспитание уважения и гордости к традициям  своего народа, к традициям народов других стран.

1.7 Учебный план программы

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

Общее кол. занятий в год

Теория

Практика

Контроль

1.

1 год обучения

(5-6 лет)

11

17

4

32

2.

2 год обучения

(6 -7 лет)

9

19

4

32

Полный курс

 обучения

64

1.8 Содержание учебного плана 1 года обучения (5-6 лет)

Тема 1. Входной контроль (2 часа)

Индивидуальная беседа. Диагностическая ситуация «Раньше было.., ,а сейчас». Диагностическая ситуация «Посели детей в домики». Диагностическая ситуация «Разложи игрушки». Оценка сформированности конструктивных навыков у детей при использовании в работе ножниц, ткани, ниток.

Тема 2. Как жили люди на Руси. (Теория -1ч)

Знакомство с крестьянским бытом: как люди работали и отдыхали, на чем готовили пищу, какую посуду использовали, устройство русской избы. Введение в словарь дошкольников слов: наличник, оконные ставни. Беседа  о профессиях, которые были в почете – плотник, гончар, ткачиха. Народная игра «Яша».  Словесная игра «Вспомни сказку».

Тема 3. Одежда наших предков. (Теория – 1ч)

Знакомство со старинной русской одеждой, способами изготовления ткани, ее окраской, а также с профессией – крашенник. Мультимидийная презентация «Одежда крестьян» (рубаха, сарафан, передник, головной убор женщин и т.д.)  Рассказ воспитателя. Русская народная игра «Ремешок».  Д/и «Сложи пазлы».  Пополнение словаря дошкольников словами: косоворотка, кушак, кокошник, кичка, телогрея, крашенник, лапти, душегрея, зипун.

Тема 4. Одежда наших предков. Украшения. (Теория – 1ч)

Знакомство с русским национальным костюмом и украшениями. Беседа о значении вышивки на  народных костюмах. Мультимидийная презентация «Украшения» (бусы – «ожерелки», серьги, пуговицы). Пополнение словаря: оберег, кисет.

Тема 5. Русские женские головные уборы. (Теория – 1ч)

Мультимидийная презентация «Головные уборы» -  импровизация музея старинных головных уборов. Пополнение словаря детей названиями головных уборов: кичка, кокошник, сорока, шаль. Беседа об украшениях.

Тема 6.  Первоначальные куклы. (Теория – 1я)

Беседа о том, что такое кукла, когда появились первые куклы, материалами, из которых изготавливались первоначальные куклы. Рассказ о тряпичных куклах: обереговых, обрядовых, игровых.

Тема 7. Куклы – обереги. Кукла Куватка. (Практика – 1ч)

Рассказ, что такое «обережье», обереговые куклы, кто их мастерил, где они хранились. Знакомство с Куваткой и ее ролью в жизни и быте крестьян, материалами необходимыми для изготовления куклы. Мастер-класс по изготовлению куклы.

Тема 8.  Кукла - пеленашка. (Практика – 1ч)

Рассматривание обереговой куклы  Пеленашки. Беседа о применении куклы. Знакомство с колыбельной песенкой «Как у бабушки Варвары». Изготовление куклы по показу воспитателя.

Тема 9. Кукла- закрутка. (Теория – 1ч. Практика – 1ч)

Знакомство с русской традиционной куклой Закруткой, которую мастерили на Руси от мала до велика и передавали от матери к дочери. Сказка о Василисе, которой,  куколка помогала  справляться со всеми делами. Пошаговый мастер-класс. Изготовление куклы.

Тема 10. Кукла Подорожница. (Практика – 1ч)

Рассматривание  куклы Подорожницы. Беседа об  особенностях куклы. Отбор материала. Изготовление куклы.

Тема 11. Рождественский Ангел.        (Практика – 1ч)

Рассказ об Ангеле Хранителе.  Изготовление куклы с помощью технологической карты.

Тема 12. Кукла Русалочка. (Практика –  1ч)

Беседа  о русалках: кто такие, существуют ли они на самом деле, о том, что у различных народов мира имеется огромное количество историй об обольстительницах с рыбьим хвостом, зачем мастерили такую куклу. Изготовление куклы на деревянной основе.

Тема 13. Кукла Прародительница Рось. (Практика – 2ч)

Рассказ  древней  славянской легенды о небесной царице Громовнице, жене  славянского бога грозы и грома Перуна – русалке  Рось.  Рассматривание куклы. Изготовление.

Тема 14. Обережье. (Теория – 1ч)

Закрепление понятий свойств «оберега» и назначение обереговых кукол. Рассматривание кукол. Повторение названий и цели применения каждой куклы.

Тема 15. Расскажу- ка вам, ребятки, про колядки.  (Теория -1ч. Практика – 1ч)

Беседа о колядках. Знакомство с обрядами, которые проводились на праздник, как  наряжались люди, какие атрибуты использовались. Рассматривание  куклы  Козы - куклы радости и веселья. Беседа о материалах: лыко или шерстяные нитки, ткань для платья, украшения. Изготовление куклы с использованием  технологической карты.

Тема 16.  Масленица. (Теория – 1ч)

Просмотр мультимедийной презентации о традиционном русском празднике -  Масленице. Стихи, игры.

Тема 17. Мартинички. (Практика – 1ч)

Знакомство с Мартиничкой:  назначением, материалом для изготовления куклы.  Показ технологической карты. Проведение  пошагового мастер-класса. Изготовление Мартиничек: мальчика и девочки.

Тема 18. Веснянка. (Практика – 1ч)

Беседа о роли женщины в традиционной культуре как матери, хранительнице домашнего очага. Рассматривание куклы Веснянки. Пошаговый мастер-класс по изготовлению куклы.

Тема 19. Неразлучники. (Практика – 1ч)

Знакомство с куклой, которая мастерилась ко дню свадьбы и дарилась на долгую и счастливую жизнь молодоженам. Беседа об особенностях изготовления фигурок мужчины и женщины. Рассматривание схемы изготовления кукол. Отбор материала. Изготовление куклы.

Тема 20.  Народная кукла «Десятиручка». (Практика – 2ч)

Показ куклы – помощницы в делах – Десятиручки. Чтение сказки о Десятиручке и богине Макоши. Изготовление куклы.

Тема 21. Солнечный конь. (Практика – 1ч)

Беседа о коне – друге и спутнике человека.  Сказочные кони и их роль в сказках. Символ коня на Руси. Рассматривание технологической карты и показ воспитателя. Изготовление игрушки коня.

Тема  22. Кукла малышок-голышок. (Практика – 1ч)

Беседа о тяжёлом военном времени. Рассматривание куклы. Изготовление куклы с помощью технологической карты.

Тема 23.  Игровая кукла Зайчик  на пальчик. (Практика – 1ч)

Показы куклы. Беседа о том, кто и с какой целью мастерили эту куклу, как ей играли. Отбор необходимого материала. Изготовление куклы.

Тема 24. Кукла Отдарок на подарок. (Практика – 1ч)

Беседа о кукле. Показ. Рассматривание технологической карты по изготовлению куклы. Пошаговый мастер-класс. Изготовление.

Тема 25. Развлечение «Кукольная ярмарка» (Теория – 1ч)

В группе оформлены импровизированные прилавки. За прилавками стоят несколько детей. Приветствие  «Добрый день». Игра «Перекличка». Загадки про игрушки. Рисование на мольбертах тряпичных кукол. Чтение стихов про игрушки. Исполнение колыбельной песни. Открытие ярмарки. За импровизированные деньги дети покупают куклы, которые им нравятся. Продавцы рассказывают, как можно применять этих кукол в быту.

Тема 25. Итоговый контроль. (2 часа)

Индивидуальная беседа. Диагностическая ситуация «Раньше было.., а сейчас». Диагностическая ситуация «Посели детей в домики». Диагностическая ситуация «Разложи игрушки». Оценка сформированности конструктивных навыков у детей при использовании в работе ножниц, ткани, ниток.

1.9 Содержание учебного плана 2 год обучения (6-7 лет)

Тема 1. Входной контроль. (2 часа)

Диагностика знаний и представлений об игрушках России и других стран.

Оценка сформированности конструктивных навыков.

Тема 2.  История появления игрушек на Руси. (Теория -1ч)

Толкование слова «игрушка» из словаря С.И. Ожегова. Беседа  о любимых игрушках мальчиков и девочек в старину, из каких материалов их мастерили.

Знакомство с игрушками: «грематушка», «шаршунок».

Тема 3.  Глиняные игрушки. (Теория – 1ч)

Рассматривание глиняных игрушек  в импровизированном музее. Беседа о месте и времени появления дымковских и филимоновских игрушек. Рассматривание элементов росписи. Стихи о глиняных игрушках.

Тема 4. Глиняные игрушки Архангельской области  (Теория – 1ч)

Рассматривание каргопольских игрушек: коня, свистульки, Полкана – кентавра, коровы, медведя и д.р. Сравнение каргопольских игрушек с дымковскими, филимоновскими. Стихи, пословицы.

Тема 5. Лепка из соленого теста (Практика – 1ч)

Повторение особенностей каргапольских игрушек. Показ слайдов: этапы лепки. Изготовление лошадки по мотивам Каргополя. Выставка изделий.

Тема 6.  «Богородская  игрушка»  (Теория – 1ч)

Знакомство с деревянными игрушками. Беседа о древесине  для изготовления деревянных игрушек, технологии. Рассматривание сюжетов игрушек,  образов главных  героев на слайдах мультимедийной презентации.  Народная игра «Заря».

Тема 7. «Русский сувенир» (Теория – 1ч. Практика – 1ч)

Знакомство с  семеновскими, полхов-майданскими, загорскими матрешками: история появления, особенности каждого вида, материалы для изготовления. Рассказ о технологии изготовления  матрешек. Стихи. Показ фото первого  игрушечного  мастера Василия Петровича Звездочкина и художника Сергея Васильевича Малютина, которые смастерили первую матрешку в России. Рассматривание алгоритма изготовления матрешки из бумаги. Вырезание деталей с помощью трафаретов. Изготовление бумажной матрёшки.

Тема 8. Бумажная игрушка - матрешка. (Практика – 1ч)

Актуализация знаний детей о матрёшке. Физкультминутка «Собери матрёшку». Задание: собери  картинку из разрезанных фигур. Изготовление матрешек способом оригами, следуя схеме и показу воспитателя  детей.

Тема 9.  Кукла Кокеши – матрешка из Японии.  (Практика – 1ч)

Знакомство со страной Японией, нахождение ее на карте Мира. Беседа о символе Японии – деревянной игрушке «кокеши»: истории  появления, назначении, внешнем виде, технологии изготовления. Раскрашивание готовых деревянных фигурок в виде «кокеши».

Тема 10. Фарфоровые, пластмассовые куклы. (Теория – 1ч)

Легенда о богине Нюйве, которая из глины вылепила первые игрушки. Рассматривание основных материалов для производства игрушек, которые использовали более 100 лет назад. Беседа о появлении фарфора в России, изготовлении и применении в быту фарфоровых кукол, процессе производства пластмассовых кукол на Кировской фабрике «Весна». Рассматривание этапов изготовления кукол.

Тема 11. Игрушки английских детей. (Теория – 1ч)

Знакомство с Англией. Размышление об игрушках английских детей. Мультимидийная презентация «Музей «Вчерашний мир».  Знакомство с популярной куклой английских девочек Betty Boop, историей ее появления; с медвежонком Тедди.  Рассматривание картонных кукол. Изготовление одежды из бумаги.

Тема 12. Игрушки немецких детей. (Теория – 1ч)

Беседа об оловянном солдатике: история его появления в Германии, видоизменение игрушки. История появления железной дороги. Разговор о традиционных праздниках Германии и о соответствующих им игрушках:  Дне святого Мартина, «Шествии с фонариками». Немецкая  игра «Козленок». Беседа о Нюнберге -  городе игрушек, в котором 400 лет назад появились первые кукольные домики, кукольные кухни.

Тема 13.  Превращение пластиковой ложки. (Практика – 1ч)

Загадка о ложке.  Мультимедийная презентация и беседа об истории появления ложки, о материалах, из которых изготавливают ложки.  Показ куклы  из пластмассовой ложки. Изготовление куклы.

Тема 14. Игрушка  осьминог. (Практика – 1ч)

Знакомство с шерстяными нитками. Сказка о пауке-шелкопряде. Рассматривание разных по составу нитей, определение способа их использования. Рассматривание технологической карты по изготовлению осьминога из шерстяных ниток.  Изготовление игрушки.

Тема 15. Игрушка из помпона овечка. (Практика – 1ч)

Изготовление помпона из шерстяных ниток. Видео - инструкция как  смастерить помпон. Выполнение  работы по изготовлению игрушки овечки. Вырезание мелких деталей по шаблонам. Сбор игрушки.

Тема 16. Игрушка из двух шерстяных помпонов - цыпленок. (Практика – 2 часа)

Повторение алгоритма изготовления помпона. Изготовление двух помпонов. Вырезание мелких деталей: клюва, хвоста, крыльев. Сборка игрушки.

Тема 17.  Игрушка из носка собачка. (Практика -1ч)

Чтение Оды носкам Татьяны Кононенко. Показ готовой игрушки из носка. Определение на кого похожа, какие материалы и оборудование потребуется для её изготовления. Изготовление игрушки собачки из носка, с использованием технологической карты.

.

Тема 18. История развития инструментов для рукоделия.  (Теория -1ч)

Рассказ о появлении первых игл у первобытного человека. Знакомство с историей появления стальной иглы, первого наперстка, «золотого  наперстка», сантиметровой ленты, манекена, ножниц, булавок. Показ слайдов  с иллюстрациями. Повторение правил безопасного пользования ножницами. Знакомство с  правилами пользования иглой.  

Тема 19. Волшебная иголочка. (Теория -1ч)

История о «королевстве Шкатулочки» и его обитателях: иголках, катушках ниток, кружевах. Беседа по вопросам: где должны храниться иголки? Что такое игольница?  С чем должна быть иголка?  Знакомство с секретами мастерства: как правильно вдернуть нитку в иголку, как завязать узел, где должна «жить» иголка, как правильно ее держать.

Тема 20. Кленовый лист. (Практика – 1ч)

Повторение правил безопасного пользования иглой и ножницами. Секрет шитья – знакомство со швом «вперед иголку», с понятиями «стежок», «шов».

Вышивание прожилки  на кленовом листочке из картона с пробитыми отверстиями по линии шва.

Тема 21. Гусеница. (Практика -1ч)

Показ как правильно работать с  тканью и иголкой. Определение места первого прокола иголкой. Повторение техники завязывания узелка. Показ. Проговаривание алгоритма работы. Выполнение работы детьми. Сбор игрушки.

Тема 22. Божья коровка. (Практика -1ч)

Загадка о божьей коровке. Показ готовой игрушки.  Определение и отбор нужных материалов. Показ и объяснение этапов изготовления игрушки. Физкультурная пауза. Изготовление игрушки.

Тема 23. Мягкая игрушка цыпленок (Практика – 3ч)

Пальчиковая гимнастика «Дружба». Загадки об обитателях птичьего двора.

Рассматривание  заготовок для  игрушки: большой круг для тела, маленький – для головы. Показ с объяснением. Динамическая пауза. Изготовление туловища цыплёнка. Оказание индивидуальной помощи, наблюдение за  соблюдением правил работы с иглой и ножницами.

Загадка о цыпленке. Рассматривание заготовки для головы цыпленка. Показ изготовления «головы» цыпленка. Пальчиковая  гимнастика «Дружба».

Изготовление детьми «головы».  

Беседа по опросам: Где живет иголка? Как отмерять нужную длину нитки? Куда класть катушку с нитками, чтобы она не укатилась? Как нужно держать ножницы? Рассматривание ленточек, хвостиков, крылышек и гребешков. Пальчиковая гимнастика. Сбор игрушки.

Тема 24. Детская ярмарка старых игрушек.

Приветствие  «Добрый день». Игра «Перекличка». Загадки про игрушки. Рисование на мольбертах кукол, любимых игрушек. Чтение детьми стихов про игрушки. Исполнение песни «Спят усталые игрушки». Открытие ярмарки. Продажа  кукол за импровизированные деньги.

Тема 25. Итоговый контроль (2 часа)

Диагностика знаний и представлений об игрушках России и других стран.

Оценка сформированности конструктивных навыков.

1.10 Планируемые результаты реализации программы

К концу первого года обучения дети старшей группы:

  • получат представления о традициях, обычаях, праздниках наших предков;
  • будут знать историю появления народных тряпичных кукол, их виды, название, особенности изготовления;
  •  овладеют понятиями: русичи, изба, наличник, ставни, крашенник, оберег, обряд, крестьяне, красный сарафан, косоворотка, передник, кокошник, кичка, сорока, венец кафтан, телогрея, душегрея, зипун, кушак;
  • получат навыки завязывания узелков, скручивания ткани;
  •  научатся пользоваться технологическими картами;
  • смастерят своими руками некоторые виды тряпичных кукол.

К концу второго года обучения дети подготовительной группы:

  • овладеют умениями мастерить игрушки из разных материалов:  глины, картона, бумаги, перчаток, носков, помпонов и др.;
  • получат знания о куклах - символах в Англии, Германии, Японии;
  • расширят представления о деревянной, глиняной, фарфоровой, пластмассовой игрушках;
  • получат знания об истории развития игрушки в России;
  • научатся пользоваться иглой;
  • закрепят умение завязывать узлы, работать с тканью;
  • разовьют такие качества личности, как самостоятельность, любознательность, трудолюбие.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Условия реализации программы

Реализовывать данную программу может человек, имеющий педагогическое образование и теоретические знания, опыт практической деятельности в области декоративно-прикладного творчества.

Метериально-техническое  обеспечение. Для реализации программы «Мастерская кукол» в детском саду имеется дополнительное помещение, которое оснащено: столами, стульями, мольбертами, компьютером,  экраном.

Помещение по объёму и размерам полезной площади соответствует числу детей. Размещение учебного оборудования соответствует требованиям и нормам СаНПина, правилам техники безопасности,  хорошо освещено.

До начала занятий и после их окончания осуществляется сквозное проветривание и влажная уборка.

Дидактический  и наглядный материал представлен в виде:

  • картотек игр, пальчиковых гимнастик, физкультминуток,
  • конспектов занятий,  
  • папок с иллюстративным материалом,
  • технологических карт,
  • готовых образцов изделий,

Материалы и инструменты:

  • ножницы,  
  • иголки, игольницы,
  • нитки, кусочки ткани  (ситец, бязь, сатин, фетр, флис),
  • шаблоны,
  • выкройки,
  • разные виды бумаги, бросовый материал.

Информационное обеспечение. Для успешной реализации программы используются:

- ТСО (компьютер, экран, видеопроектор),

- Флеш карта с записями видео фильмов, мультимедийных презентаций.

2.2 Календарный учебный график (1 год обучения)

I  полугодие  - 15 учебных недель  (15 часов)

II полугодие – 17 учебных недель (17 часов)

Месяц

Число

Время

Форма

Кол.

часов

Содержание

Место проведения

Формы контроля

Сентябрь

15.20-

15.45

Беседа

2  

Вводный контроль

МДОУ №7 «Теремок»

Входящая диагностика

Сентябрь

15.20-

15.45

Беседа

1

Как жили люди на Руси. Знакомство детей с жизнью людей в далеком прошлом на Руси.

МДОУ №7 «Теремок»

Беседа по вопросам

Октябрь

15.20-

15.45

Беседа, мульт-я

презентация

1

Одежда наших предков. Знакомство с косовороткой, кушаком, кокошником, кичкой, телогреей, душегреей, зипуном.

МДОУ №7 «Теремок»

Д/И «Подбери нужную картинку»

Октябрь

15.20-

15.45

Беседа,

мульт-я

презентация

1

Украшения. Дальнейшее знакомство вышивкой, декором, украшениями.

МДОУ №7 «Теремок»

Опрос

Октябрь

15.20-

15.45

Беседа,

мульт-я

презентация

1

Головные уборы. Знакомство с женскими головными уборами: шалью, кичкой, кокошником, сорокой.

МДОУ №7 «Теремок»

Опрос

Октябрь

15.20-

15.45

Беседа

1

Первоначальные куклы. Знакомство с понятием «кукла». Деревянные, глиняные, фарфоровые, пластиковые, тряпичные куклы. История появления, процесс  изготовления.

МДОУ №7 «Теремок»

Д/и «Разложи картинки»

Ноябрь

15.20-

15.45

Беседа, практическая работа

1

Куклы-обереги. Куватка. Знакомство с понятием «оберег», обереговой куклой,  процессом её изготовления. Обучение работы с технологической картой. Изготовление куклы.

МДОУ №7 «Теремок»

Практическое задание

Ноябрь

15.20-

15.45

Беседа, практическая работа

1

Пеленашка. Знакомство с куклой. Работа по технологической карте. Изготовление куклы - младенчика.

МДОУ №7 «Теремок»

Практическое задание

Ноябрь

15.20-

15.45

Беседа, практическая работа

2

Кукла-закрутка. Знакомство с куклой на основе народной сказки. Работа с технологической картой. Изготовление

МДОУ №7 «Теремок»

Практическое задание

Декабрь

15.20-

15.45

Беседа, практическая работа

1

Кукла Подорожница. Знакомство с назначением куклы. Работа с технологической картой. Изготовление куклы.

МДОУ №7 «Теремок»

Практическое задание

Декабрь

15.20-

15.45

Беседа, практическая работа

1

Рождественский ангел. Изготовление куклы крестообразным способом и складыванием ткани гармошкой.

МДОУ №7 «Теремок»

Практическое задание

Декабрь

15.20-

15.45

Беседа, практическая работа

1

Кукла Русалочка. Изготовление куклы с помощью технологической карты. Использование деревянной основы с крестообразным способом скрепления.

МДОУ №7 «Теремок»

Практическое задание

Январь

15.20-

15.45

Беседа, практическая работа

2

Прародительница Рось. Знакомство с легендой о богине Рось. Изготовление куклы из ткани, используя технологическую карту.

МДОУ №7 «Теремок»

Практическое задание

Январь

15.20-

15.45

Беседа

1

«Обережье». Знакомство со свойствами «оберега», назначением, названием обереговых кукол.

МДОУ №7 «Теремок»

Опрос

Февраль

15.20-

15.45

Беседа

2

Расскажу-ка вам, ребятки про колядки. Знакомство с колядками, обрядами, атрибутами для проведения обрядов и праздника. Изготовление куклы Козы.

МДОУ №7 «Теремок»

Опрос

Февраль

15.20-

15.45

Беседа, мульт-я

презентация, практическая работа

1

Масленица. Актуализация знаний детей о христианском празднике Масленице.

МДОУ №7 «Теремок»

Практическое задание

Февраль

15.20-

15.45

Беседа, практическая работа

1

Мартинички. Изготовление из шерстяных ниток весенних кукол Мартиничек (мальчика и девочки).

МДОУ №7 «Теремок»

Практическое задание

Март

15.20-

15.45

Беседа, практическая работа

1

Кукла Веснянка. Изготовление  весенней куклы Веснянки, используя технологическую карту.

МДОУ №7 «Теремок»

Практическое задание

Март

15.20-

15.45

Беседа, практическая работа

1

Неразлучники. Изготовление обрядовой куклы Неразлучники.

МДОУ №7 «Теремок»

Практическое задание

Март

15.20-

15.45

Беседа, практическая работа

2

Десятиручка. Чтение сказки о кукле. Изготовление куклы, используя технологическую карту.

МДОУ №7 «Теремок»

Практическое задание

Март

15.20-

15.45

Беседа, практическая работа

1

Солнечный конь. Изготовление каркаса из проволоки, игрушки – из шерстяных ниток.

МДОУ №7 «Теремок»

Практическое задание

Апрель

15.20-

15.45

Беседа, практическая работа

1

Игровые куклы. Малышок-голышок. Изготовление куклы из единого куска ткани, используя технологическую карту.

МДОУ №7 «Теремок»

Практическое задание

Апрель

15.20-

15.45

Беседа, практическая работа

1

Игровая кукла Зайчик на пальчик. Изготовление куклы.

МДОУ №7 «Теремок»

Практическое задание

Апрель

15.20-

15.45

Беседа, практическая работа

1

Отдарок на подарок. Знакомство с куклой. Изготовление.

МДОУ №7 «Теремок»

Практическое задание

Апрель

15.20-

15.45

Досуг

1

Кукольная ярмарка.  Закрепить названия всех кукол, их назначение.

МДОУ №7 «Теремок»

Наблюдение

Май

15.20- 15.45

Беседа

3

Итоговый контроль.

МДОУ №7 «Теремок»

Итоговая диагностика

        Календарный учебный график (2 год обучения)

 I  полугодие - 15 учебных недель  ( 15 часов)  

 II полугодие – 17 учебных недель (17 часов)

Месяц

Число

Время

Форма

Кол-во

часов

Содержание

Место проведения

Формы контроля

Сентябрь

15.20-

15.45

Беседа, задания

2    

Вводный контроль

МДОУ №7 «Теремок»

Входящая диагностика

Сентябрь

15.20-

15.45

Беседа

1

История появления игрушек на Руси. Знакомство детей с названиями старинных игрушек: грематушка, шаршунок, кукла столбушка.

МДОУ №7 «Теремок»

Опрос

Октябрь

15.20-

15.45

Беседа

1

Глиняные дымковские и филимоновские игрушки. Импровизированный мини-музей. Закрепление особенностей этих игрушек.

МДОУ №7 «Теремок»

Опрос

Октябрь

15.20-

15.45

Беседа

1

Глиняные игрушки Архангельской области. Беседа о каргопольских глиняных игрушках. Рассматривание иллюстраций.

МДОУ №7 «Теремок»

Опрос

Октябрь

15.20-

15.45

Беседа,

практическая работа

1

Лепка из солёного теста. Изготовление из соленого теста лошадки по мотивам Каргополя.

МДОУ №7 «Теремок»

Практическое задание

Октябрь

15.20-

15.45

Беседа,

мульт-я презентация

1

Богородские игрушки. Знакомство с деревянными игрушками. Просмотр презентации.

МДОУ №7 «Теремок»

Опрос

Ноябрь

15.20-

15.45

Беседа,

практическая

работа

3

Русский сувенир. Знакомство с  Загорскими, Семеновскими и Полхов-Майданскими матрёшками.

Изготовление объёмной матрёшки из бумаги.

Оригами – матрёшка.

МДОУ №7 «Теремок»

Наблюдение, опрос,

практическое задание

Ноябрь

15.20-

15.45

Беседа,

практическая работа

1

Кукла Кокеши – матрёшка из Японии. Знакомство  с японской куклой Кокеши. Раскрашивание деревянных  шаблонов кукол.

МДОУ №7 «Теремок»

Опрос

Декабрь

15.20-

15.45

Беседа

1

Фарфоровые и пластмассовые куклы. Знакомство с историей появления кукол в России. Показ иллюстраций с советскими игрушками. Рассказ о процессе изготовления кукол на Кировской фабрике «Весна».

МДОУ №7 «Теремок»

Наблюдение, опрос

Декабрь

15.20-

15.45

Беседа

1

Игрушки английских детей. Познакомить с куклой Betty, медведем Тедди, кукольными кухнями и  домиками.

МДОУ №7 «Теремок»

Опрос

Декабрь

15.20-

15.45

Беседа, мульт-я презентация

1

Игрушки немецких детей. Знакомство с оловянным солдатиком, железной дорогой, ёлочными шарами. Рассказ о городе игрушек Нюнберге.

МДОУ №7 «Теремок»

Опрос

Январь

15.20-

15.45

Мульт-я презентация,

практическая работа

1

Превращение пластиковой ложки. Знакомство с историей ложки. Изготовление кукол из пластиковых одноразовых ложек.

МДОУ №7 «Теремок»

Практическое задание

Январь

15.20-

15.45

Видео,

практическая работа

1

Осьминог. Знакомство с разными видами и свойствами ниток. Плетение  косички из шерстяных ниток. Изготовление игрушки.

МДОУ №7 «Теремок»

Практическое задание

Январь

15.20-

15.45

Беседа, видео,

практическая работа

1

Игрушка из помпона – овечка. Изготовление помпона из шерстяных ниток. Изготовление игрушки из помпона.

МДОУ №7 «Теремок»

Практическое задание

Февраль

15.20-

15.45

Беседа, практическая работа

2

Цыпленок. Изготовление игрушки из двух помпонов.

МДОУ №7 «Теремок»

Практическое задание

Февраль

15.20-

15.45

Беседа,

практическая работа

1

Собачка из носка. Изготовление из носка игрушки на руку, используя клеевой пистолет, кусочки фетра и шерстяные нитки.

МДОУ №7 «Теремок»

Практическое задание

Февраль

15.20-

15.45

Беседа

1

История развития инструментов для рукоделия. Знакомство с историей появления и развития иглы, наперстка, ножниц, английских булавок, сантиметровой ленты. Повторение правил безопасного пользования ножницами.

МДОУ №7 «Теремок»

Опрос

Март

15.20-

15.45

Беседа,

практическая работа

1

 Волшебная иголочка. Повторение                                              истории появления иглы. Обучение вдеванию нитки в иглу.

МДОУ №7 «Теремок»

Практическое задание

Март

15.20-

15.45

Беседа,

практическая работа

1

Кленовый лист. Знакомство со швом "вперед иголку". Вышивание жилки на бумажном кленовом листе.

МДОУ №7 «Теремок»

Практическое задание

Март

15.20-

15.45

Беседа,

практическая работа

1

Гусеница. Сшивание детали для мягкой игрушки из флиса швом «вперед иголку». Сбор детали в единую игрушку.

МДОУ №7 «Теремок»

Практическое задание

Март

15.20-

15.45

Беседа,

практическая работа

1

Божья коровка. Вышивание по контору игрушки. Обучение пришиванию пуговиц  с четырьмя отверстиями.

МДОУ №7 «Теремок»

Практическое задание

Апрель

15.20-

15.45

Беседа,

практическая работа

3

Мягкая игрушка цыплёнок. Изготовление игрушки.  Сшивание деталей для  тела с помощью шва «иголка вперед».

Изготовление головы.

Изготовление крыльев, хвоста. Сбор игрушки.

МДОУ №7 «Теремок»

Практическое задание, наблюдение

Апрель

15.20-

15.45

Досуг

1

Ярмарка старых игрушек. Беседа об игрушках. Оформление мини-музея.

МДОУ №7 «Теремок»

Наблюдение

Май

15.20-

15.45

Беседа, задания

3

Итоговый контроль.

МДОУ №7 «Теремок»

Итоговая диагностика

2.3 Формы контроля

Для отслеживания динамики освоения программы и анализа результатов образовательной деятельности используется педагогический мониторинг. Программа педагогического мониторинга оформлена в виде приложений к дополнительной общеобразовательной программе «Мастерская кукол». Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает вводный контроль (первичная диагностика), текущий и итоговый.

        Вводный контроль проводится в сентябре для определения навыков детей, уровня подготовки.

        Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого занятия.

        Итоговый контроль проводится в конце года обучения с целью выявления результатов обучения, определения качества приобретённых знаний и умение применять их на практике.

        2.4 Оценочные материалы

        Контроль проводится с помощью следующих оценочных материалов:

  • Диагностика знаний и отношения детей старшей группы традиционной русской культуре (Приложение 1).
  • Оценка сформированности конструктивных навыков у детей при использовании в работе ножниц, ткани, ниток (Приложение 2).
  • Диагностика знаний и представлений об игрушках России и других стран  детей подготовительной группы (Приложение 3).

При проведении контроля используется научно-методическое пособие подготовленное коллективом кафедры дошкольной педагогики Института РГПУ им. А.И. Герцена «Мониторинг в детском саду» и опросник по темам второго раздела.

           2.5 Методическое обеспечение

Для реализации дополнительной общеобразовательной программы «Мастерская кукол» используются  разные формы занятий: традиционное занятие, практическое занятие, досуг.

Методы организации учебно-воспитательного процесса по программе «Мастерская кукол»:

  • словесный (рассказ, беседа, убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация);
  • наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, слайдов, работа по образцу и технологической карте);
  • практический (упражнения, практическая работа);
  • объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный - дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • фронтальный - одновременная работа со всеми детьми.

Приёмы, используемые на занятиях кружка: игры, упражнения, устное изложение, беседа, показ видеоматериалов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, наблюдение, работа по образцу.

В программе представлен дидактический материал: технологические карты, схемы, раздаточный материал, мультимедийные материалы.

На занятиях используются наглядные пособия – изделия выполненные педагогом, для показа детям.

          Техническое оснащение занятий:  инструменты, компьютер, магнитофон, мультимедийный проектор.

Формы подведения итогов: опрос, наблюдение, практическое задание.

2.6 Список информационных ресурсов

1. Комаров А.А. Традиционные народные куклы в образовательном процессе.//Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – 134с.

 2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа – СПб: АКЦИДЕНТ, 1997. – 158с.

3. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции.  Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2006. – 240 с.

4. Пантелеев Г.Н. и др. Декоративное искусство – детям.

5. Флерина Е.А. Педагогика народной игрушки. Тезисы доклада на Всероссийском совещании по игрушке. М., 1943.-68с.

6. Шайдурова Н.В. Веселые матрешки: Учебно-методическое пособие для педагогов.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.-64с.

7. Шацков В. С. Жизнь замечательных детей. Очерки по истории мировой игрушки. М., 1990.- 146с.

Интернет источники

  1. Народные куклы и игрушки. – http://www.rukukla.ru.

Приложение 1

Диагностика знаний и отношения детей старшей группы традиционной русской культуре

Цель диагностики — определить уровень знаний и особенности отношения к традиционной русской культуре детей 5—6 лет.

Задачи:

  1. Выявить интерес детей к истории России, к некоторым составляющим ее материальной и духовной культуры.
  2. Изучить своеобразие представлений детей о традиционных предметах быта, народной русской одежде, знание народных игрушек.
  3. Изучить специфику представлений детей о некоторых особенностях старинного русского быта, отдельных обрядовых праздниках и наиболее важных нравственных ценностях русского народа.

Для их реализации используется метод - беседа, диагностические ситуации.

Индивидуальная беседа №1

Цель — выявить особенности отношения к России, ее истории.

Предъявление задания. Индивидуально детям задаются вопросы:

  1. Как называется страна, где ты живешь?
  2. Что такое Родина?
  3. Где ты родился (город, село, поселок, деревня)?
  4. Знаешь ли ты, как называлась Россия в древние времена?
  5. Какие традиционные праздники ты знаешь?
  6. Какие праздники отмечаются в твоей семье?

Диагностическая ситуация «Раньше было.., а сейчас...»

Цель — изучить своеобразие представлений о традиционных предметах быта.

Предъявление задания: «Я буду показывать картинку со старинными предметами, а ты подбери картинку с похожими современными предметами».

Воспитатель показывает картинки старинных предметов, а ребенок находит картинку с современными предметами.  Например, лапти (ботинки, туфли), чугунок (кастрюля), сарафан (платье), печь (плита), кокошник (шляпка), кафтан (куртка), рукомойник (раковина), лавка (стул, табурет, диван), люлька (кроватка) и т. п.

Индивидуальная беседа №2

Цель — выявить особенности представлений детей о традиционном русском жилище и о старинном русском костюме.

Предъявление задания. Индивидуально детям задаются вопросы:

  1. Как называлось жилище на Руси?
  2. Знаешь ли ты, из какого материала строилось старинное русское жилье?
  3. Как ты думаешь, почему избы строились именно из дерева?
  4. Объясни пословицы: «Без печи хата — не хата» (в случае затруднения взрослый сам или совместно с ребенком объясняет пословицу: на Руси в избах печь занимала почти пол-избы, с печью связан весь быт крестьянина); «Когда в печи жарко — тогда и варко» (в случае затруднения взрослый сам или совместно с ребенком объясняет пословицу: хорошая печь — гордость хозяина, печь должна дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше).
  5. Знаешь ли ты, во что одевался русский крестьянин?
  6. Что ты знаешь о том, как изготовлялась ткань для одежды?

Критерии оценки ответов детей:

1б - ребенок не дает ответ на вопрос.

2 б - ребенок дает неполный, неточный ответ.

3 б - ребенок дает полный, точный ответ.

Характеристика уровней сформированности у детей знаний и представлений

Низкий уровень (1 -1,6 б.) Представления о Родине, праздниках, традиционных предметах быта, русской одежде отрывочные, ответ не обоснованный.

Средний уровень (1,7 –2,3 б.) Представления о русской культуре частично обоснованны. Ребенок отвечает на вопросы с помощью небольшой подсказки  воспитателя.

Высокий уровень (2,4 -3 б.) Представления полные, обоснованные. Ребенок самостоятельно отвечает на все вопросы, дает четкие ответы.

Диагностическая ситуация «Посели детей в домики»

Цель — изучить своеобразие представлений о традиционных предметах быта и народной одежды русского ребенка.

Стимульный материал: картинки с изображениями русской избы и современного дома, отдельно вырезанные фигурки мальчика и девочки в народной одежде и в современной одежде; пары предметов традиционного народного и современного быта; разные игрушки: русская печь и газовая плита, чугунный и электрический утюги, чугунок и кастрюля, ухват и прихватки, деревянная ложка и столовые приборы, миски и столовая посуда, соломенная, тряпичная куклы и современная куклы, вырезанная из дерева лошадка и машинка, чурочки и конструктор и т. п.

Предъявление задания. Посели героев (мальчиков и девочек) в их домики вместе с предметами, которые им подходят. Объясни, почему ты именно так расположил предметы, назови их.

Диагностическая ситуация «Разложи игрушки»

Цель — выявить особенности представлений детей о некоторых видах народных игрушек.

Стимульный материал: подборка разных видов русских народных промысловых игрушек и/или их изображений (дымковская, филимоновская, семеновская игрушка, каргопольская сюжетная игрушка, деревянные двигающиеся игрушки-забавы, тряпичные народные куклы и т. п.).

Предъявление задания. Рассмотри русские народные игрушки. Разложи их по видам, назови игрушки разных видов.

  1. Что ты знаешь о них?
  2. Как называются деревянные игрушки, которые ты отложил (ла)?
  3. Где здесь тряпичные куклы?
  4. Как называются эти тряпичные куклы?
  5. Какие материалы и инструменты нужны для изготовления этих кукол?
  6. На какие три группы можно разделить русские тряпичные куклы?
  7. Назови игровые куклы? Для чего их мастерили?
  8. Назови обрядовые куклы? Для чего их мастерили?
  9. Назови обереговые куклы? Для чего их мастерили?
  10. Расскажи историю появления одной из кукол.

Критерии оценки ответов детей:

1б - ребенок не выполняет задание.

2б - ребенок выполняет задание не до конца, лишь на половину, с сомнением.

3 б - ребенок быстро и без сомнений выполняет задание.

Характеристика уровней сформированности у детей знаний и представлений

Низкий уровень (1 -1,6 б.) Ребенок выполнят только часть задания. Например, менее, чем к половине предложенным воспитателям картинкам подбирает пары или не может разложить старинные и современные предметы быта, игрушки по видам в группы.

Средний уровень (1,7 –2,3 б.) Представления о предметах быта, игрушках частично обоснованны. Ребенок справляется с заданием на половину.

Высокий уровень (2,4 -3 б.) Представления полные, обоснованные. Ребенок самостоятельно выполняет задание, без каких либо подсказок воспитателя. Хорошо работает со стимульным материалом.

Таблица 1

Результаты диагностики  знаний и отношения  детей старшей группы к традиционной русской культуре  

Фи ребенка

Индивидуальная беседа №1

Диагностическая ситуация «Раньше было…, а сейчас…»

Индивидуальная беседа №2

Диагностическая ситуация «Посели детей в домик»

Диагностическая ситуация «Разложи игрушки»

1

2

3

4

5

6

итог

итог

1

2

3

4

5

6

итог

итог

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

итог

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Общий результат

Низкий

Средний

Высокий

Приложение 2

Оценка сформированности конструктивных навыков у детей при использовании в работе ножниц, ткани, ниток

Результаты выполнения детьми заданий  оцениваются по 3-х бальной системе:

1 балл - низкий  уровень сформированности умений (1-1,6 б.) ставится тем детям, которые  плохо  и неуверенно держат в руках ножницы, не могут назвать правила пользования ножницами, небрежно вырезают предметы по контуру, не знают, как пользоваться выкройкой, скручивать или сворачивать ткань у них не получается, узел завязать с помощью двух нитей они не могут.

2 балла - средний уровень (1,7-2,3 б.) ставится тем детям, которые знают правила пользования ножницами, правильно их держат, но не аккуратно вырезают предметы по контуру, не плотно и не аккуратно сворачивают ткань, долго и с трудом завязывают узел на изделии, знают как пользоваться выкройкой, но применяют ее не экономя ткань  и с удовольствием пользуются готовой выкройкой.

3 балла - высокий уровень (2,4-3 б.) ставится тем детям, которые справляются со всеми операциями и  аккуратно их выполняют.

                                                                                                                                                   Таблица 2

Результаты умений и навыков работы с тканью, ножницами и нитью

п/п

ФИ ребенка

 Умение держать ножницы

Знание правил пользования ножницами

Вырезание  предметов по контуру

Работа с выкройкой

Скручивание ткани

Завязывание  узла с помощью двух нитей

Уровень развития конструктивных умений, навыков

Умение пользоваться выкройкой

Вырезание по готовой выкройке

1

2

3

Общий результат

Низкий

Средний

Высокий

Приложение 3

 Диагностика знаний и представлений об игрушках России и других стран  детей подготовительной группы

Цель – оценить знания детей по данному курсу занятий кружка

Предъявление задания. С ребенком проводится беседа:

  1. Из каких материалов наши предки мастерили игрушки? (Лоскутки, дерево, глина, солома)
  2. Назовите глиняные игрушки.
  3. Из какого материала мастерили богородские игрушки?
  4. Назовите русский сувенир - символ России. (Матрешка)
  5. Чем отличаются матрешки друг от друга?
  6. Какие страны вы знаете?
  7. Какими игрушками играют дети Японии?
  8. Игрушка – сувенир – символ Японии? (Кокеши)
  9. Знаменитая игрушка англичан? (Мишка Тедди)
  10.  Какими игрушками играют в Германии?
  11.  Из каких материалов можно смастерить куклу, игрушку? (Дерево, глина, береста, шерстяные нитки, бумага, картон, ткань, бросовый материал)
  12.  Какие инструменты нужны для работы для изготовления современной игрушки? (Ножницы, игла, нитки, наперсток)
  13.  Назови правила пользования иглой.
  14.  Перечисли правила пользования ножницами.

Критерии

3 балла – самостоятельно и четко дает ответ на вопрос.

2 балла – дает ответ на вопрос после небольшой подсказки или в ответе допускает небольшую неточность.

1 балл - не может дать ответ.

Высокий уровень – 3 балла

Средний уровень – 2 балла

Низкий уровень – 1 балл

Таблица 3

Результаты  знаний и представлений детей подготовительной группы по второму разделу программы

Фи ребенка

Вопросы

1

2

3

4

5

6

  7  

8

9

10

11

12

13

14

итог

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Общий результат

Низкий

Средний

Высокий

Анкетирование родителей

Цель — выяснить отношение родителей к традиционной культуре России и необходимости приобщения детей к основам русской материальной и духовной культуры.

Вопросы анкеты для родителей:

1. Знает ли ребенок особенности устройства дома русского человека в традиционной культуре?

2. Знает ли ребенок особенности природы России?

3. Любит ли он русскую природу? Что именно?

4. Знает ли ребенок традиционные народные праздники? Какие?

5. Проводятся ли народные праздники у вас дома?

6. Знает ли ребенок пословицы русского народа? Понимает ли их смысл?