КОНСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Потапова Наталья Николаевна

Предварительный просмотр:

Конспект  интегрированной  ООД

в подготовительной группе:

«На балу с Золушкой».

Подготовил:

музыкальный руководитель

Потапова Н.Н.

2019г.

Программное содержание:    

  • расширять  представления детей о жанре танца, взаимосвязи музык и цвета;
  • развивать  воображение,   желание и способность    высказываться о музыке;
  • воспитывать чувство душевной красоты, доброты, прекрасного через сказочного персонажа – Золушку.
  • побуждать детей к сотворчеству в подборе движений, способствующих воплощению танцевального образа.

Оборудование:

  1.   Магнитофон с аудиозаписями.
  2.  Цветная бумага.
  3.  Фланелеграф и рисунки - изображения силуэта дворца и фигурок    

    танцующих.

  1.   Заготовки платьев Золушки.

Ход ООД.

Муз. рук-ль:  Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро».

Ребята, а вы сегодня придя в детский сад, не забыли подойди к друг другу, улыбнуться, пожелать доброго утра? Если кто-то забыл, у вас есть ещё одна возможность поприветствовать друг друга.

Коммуникативная игра «Здравствуй!»

Муз. рук-ль:   (звенит колокольчиком, затем говорит): Послушайте, ребята, какой звон у этого колокольчика! Давайте прислушаемся к нему, может быть, он о чем-то хочет нам рассказать? (Дает детям послушать). Мне, кажется, понятно, о чем он звенит. Он попал к нам сюда из сказки, под этот веселый перелив танцевала на балу у Короля — кто, как вы думаете? Конечно, наша любимая Золушка. Давайте отправимся вместе с ней на бал и попробуем по музыке отгадать, с кем танцует Золушка. Хотите? (Дети отвечают). А чтобы вы было удобно – пройдите на стульчики.

Муз. рук-ль включает фонограмму тихой, нежной музыки – И. Штрауса «На прекрасном голубом Дунае»

Вот уже карета с Золушкой подъехала ко дворцу. Во дворце много танцующих людей, смотрите, там и прекрасный Принц, и его отец — Король, и даже  маленький Паж, помощник Феи — он тоже здесь.

Пока Золушка поднимается по ступенькам лестницы, я вам скажу, что она очень волнуется, ведь наша любимая героиня впервые попала во дворец на такой роскошный бал. Но мы-то с вами знаем, что Золушке нечего бояться. Как только она войдет в зал, все обратят на нее внимание и захотят с ней потанцевать: и Принц, и Король, и, конечно, маленький Паж, который нарочно пробрался во дворец и даже захватил с собой вот этот  колокольчик, чтобы под его переливчатый звон  потанцевать с Золушкой.

Вот я и хочу вас спросить: почему же все-таки Золушку сразу заметили на балу, ведь кроме неё там было много  девушек?

(Ответы дemeй).

Конечно, на 3олушке было и прекрасное платье, и необыкновенные туфельки, но всего прекрасней  было ее доброе улыбающееся личико, лучистые глаза, в которых светилась радость. И каждому, кто видел Золушку, хотелось еще и еще раз смотреть на неё и любоваться. А теперь послушаем музыку и постараемся узнать, с кем сейчас танцует Золушка? Как можно назвать этот танец?

Исполняется «Вальс» И. Брамса. Дети отвечают – «Золушка танцует с принцем вальс».

(На фланелеграф помещается рисунок с изображением принца).

  • А как вы поняли, что Золушка танцевала с Принцем? (Ответы детей).
  • Конечно, музыка такая плавная, нежная, волнующая, что сразу понятно, как хорошо было кружиться под нее Принцу и Золушке. А теперь
    послушаем другую музыку.

Исполняется «Гавот» Д. Шостаковича.

  • Ребята, как вы думаете, с кем Золушка танцевала под эту музыку? Почему вы так решили? Вы правильно почувствовали, что под эту музыку - неторопливую, важную — с Золушкой танцевал сам Король. (Выставляется другой рисунок).
  • Король был уже пожилой и не мог быстро кружиться, но зато он очень красиво кланялся, поворачивался, и все даже перестали танцевать
    и смотрели на Короля. Этот танец назывался «гавот», его обязательно танцевали на балах.

После танца Король сел отдыхать, а Золушка снова танцует. С кем же? И как называется этот веселый танец?

Исполняется «Полька трик-трак» И. Штраус

—        Да, вы отгадали: раз зазвучала быстрая, задорная и звонкая музыка, то это Паж пригласил Золушку на польку, и они танцевали очень весело
и радостно.

  Вы правильно почувствовали музыку и определили танцы, но самое удивительное на этом балу было то, что платье у Золушки меняло свой цвет в зависимости от ее настроения и от характера музыки. Вы помните, ведь это платье ей подарила Фея! Достаньте разноцветные платочки – они у вас под стульчиками, сейчас вы еще раз послушаете фрагменты танцев, можете даже закрыть глаза, чтобы лучше представить цвет платья Золушки. Потом вы покажете платочек того цвета, который, по вашёму мнению, соответствует характеру танца и настроению Золушки.

Поочередно прослушиваются фрагменты музыки ко всем танцам, затем следует обсуждение с детьми выбранных цветов. Дети дают характеристики выбранному цвету: красный - яркий, радостный, волнующий.

Муз. рук-ль:  Золушка была счастлива танцевать с Принцем, ее сердечко наполнялось радостью, при этом она была взволнована и щеки неё
пылали, подобно алым розам.

Возможно, дети для изображения танца Золушки и Принца выберут и голубой цвет - нежный, светлый, красивый. Нежность переполняла сердце Золушки, а чувства ее были светлыми и прекрасными, так же, как светла и прекрасна музыка, под которую они танцевали.

Желтый цвет - теплый, ласковый, веселый: Золушка чувствовала, что Паж очень рад танцевать с ней, ей было с ним весело и легко. Можем представить себе этот танец, слушая польку.

Синий  цвет — спокойный, глубокий, торжественный. Золушке непривычно было танцевать гавот, но она хорошо чувствовала музыку и сумела двигаться вместе с Королем торжественно и важно. Ведь музыка гавота так хорошо передает размеренностъ шага танцующих, их неторопливые движения.

Муз. рук-ль: А сейчас, ребята, давайте раскрасим платья для Золушки. Кому для какого танца больше нравится.

Детям  раздаются заготовки  платья, и они раскрашивают его по своему усмотрению.

Муз. рук-ль:  Когда Золушка жила в своей каморке, она ходила в одном и том же стареньком платьице, а теперь у нее появилось столько прекрасных нарядов!        Как интересно   на балу с Золушкой, правда, ребята? Может быть, и нам  пора уже  потанцевать? Хотите? Ну что же, кавалеры, пригласим наших дам на танец! Как это можно сделать? А ещё?

(Дети исполняют 1 часть этюда «Встретились» Т. Ломовой,

в конце берутся за руки,

Муз. рук-ль: А дальше? – продолжает играть вторую часть музыки. Дети должны сымпровизировать встречу двух друзей (кружение в паре на подскоках «лодочкой», «бараночкой» и др.) Педагог выбирает наиболее выразительных детей. Затем предлагает ребятам сесть в кружок.

Муз. рук-ль:  Когда Золушка попала к себе домой после бала, то на память у нее остался колокольчик и, как вы знаете, туфелька. С помощью хрустальной туфельки принцу  удалось найти Золушку. Давайте с вами поиграем, выберем с вами мальчика-принца, который будет искать Золушку внимательно слушая музыку. Музыка подскажет – она будет звучать громче возле Золушки.  

Музыкально-дидактическая игра «Принц и принцесса»

Муз. рук-ль:   Заканчивается наше занятие, мы прощаемся с Золушкой, которая теперь счастлива рядом со своим принцем. А на память о нашем путешествии на бал я хотела бы подарить вам вот эти колокольчики, пусть в ваших сердцах продолжает звенеть колокольчик, чтобы мы не забывали почаще улыбаться и дарить людям тепло и любовь!



Предварительный просмотр:

Конспект тематической ООД в старшей группе

 по теме: «Гном».

Программное содержание:

  1. Формировать представление о трехчастной форме произведения, закреплять представления о жанре «марша».
  2. Закреплять вокально-певческие навыки.

3. Развивать у детей умение чувствовать характер музыки в разных частях произведения, соотносить его с художественными  музыкальными образами.   4.Развивать артикуляцию и дикцию, координацию между слухом и голосом.

5. Закреплять умение прохлопывать на основе  наглядности   ритмический рисунок, состоящий из долгих и коротких длительностей.

6.  Упражнять в умении  выполнять движения вместе с пением, побуждать к проявлению творчества в пропевании, в передаче танцевальных движений.

7. Активизировать детей, развивать речь, слуховое внимание, музыкальную память.

8. Поощрять желание детей выражать свои музыкальные впечатления в различных видах музыкальной деятельности (пении, движении, музыкально-дидактических играх, игре на музыкальных инструментах).

9. Воспитывать чувство такта, умение доброжелательно вести себя во время занятия.

Предварительная работа:

             Чтение художественной литературы про гномов, просмотр мультфильмов.

В музыке: разучивание музыкально-ритмической композиции «Красная шапочка»

(муз. А. Рыбникова, композиция движений А.И. БУрениной), разучивание песен: «Пестрый колпачок» муз. Г. Струве, «Аккуратный гном» муз. и сл. Гусеевой Л.Б., разучивание музыкальной «Игры с гномом» муз. и сл. и композиция движений Л.А. Старченко.

Методы ведения НОД:

- наглядный: наглядно-слуховой (звучание музыкальных произведений в записи и в живом исполнении) и наглядно-зрительный (показ слайдов, наглядности  на фланелеграфе);

- практический: исполнение, пение и т.д.;

- словесный: диалог, объяснение, рассуждение, обобщение;

- сенсорно-моторный  - движения, игры, танцы;

- проблемный – постановка проблемных вопросов.

Оборудование:

      - музыкальные инструменты;

      - дирижерская палочка;

      - бабочки на веревочках;

      - шишки;

      - шапочка гномика;

     - компьютерная презентация;

     - проектор, экран;

     - фигурки гномов, фланелеграф;

     - изображение портрета композитора Э.Грига;

    - аудиозаписи: «Шествие гномов» Э. Грига, «Красная  шапочка», А. Рыбникова,  полька «Кремена», минус песни «Веселый старичок» муз. С. Коремблита, стихи Д. Хармса;

      - наглядные картинки- схемы с ритмическим рисунком;

      - стульчики на всех детей.

     

ХОД    НОД.

Дети заходят в музыкальный зал и становятся в круг.

                       

Пропевание  музыкального приветствия 

Т. Бокач – (приложение 1).

Муз. рук-ль: Мне хочется сегодня пригласить вас в сказочный волшебный лес, где ждет нас множество чудес! Хотите?   Тогда, в путь!

Музыкально-ритмическая  композиция

«Красная шапочка» 

(А. И. Буренина, Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2-е изд., испр. И доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000, на с.60)

(Приложение 2).

Предлагаю присесть прямо на ковер (по кругу).

- Ребята, вот мы и в сказочном лесу. И мне кажется, я уже кого-то слышу, давайте внимательно послушаем, кто же это?

Слушание пьесы Э.Грига «Шествие гномов»

(Показ слайда с изображением гномов на интерактивной доске

Приложение 3).

Беседа о прослушанном произведении:

Муз. рук-ль:  Ребята, вы узнали, кто это? (Гномы).

Да, а произведение, которое мы с вами сейчас слушали называется – «Шествие гномов», композитора Эдварда  Грига (показ слайда или портрета –приложение 4).

Как вы думаете, какой жанр у этого произведения?  (Марш). Почему вы так решили? (По музыке можно определить как двигаются гномы, они как бы шагают).

Да, правильно, ребята, но в то же время, слушая эту музыку, как вам кажется, гномы шагают четко, как солдаты? (Нет, они как бы подпрыгивают, кувыркаются, перебегают с места на место, гоняясь друг за другом).

Обобщение: Да, действительно, они такие разные, кто помоложе -  шаловливо перегоняет друг друга, резвятся, кувыркаются,  а кто постарше – шагают, сердито поглядывая на них).

А кто внимательно слушал, и скажет – сколько частей в этом произведении? (Три)

Скажите, что происходит в первой части музыкального произведения?  (Гномики идут).

 Правильно, а что композитор изобразил во второй части, как вы думаете?  (Предположения детей:  изобразил природу, светит солнышко, звуки ручейков  или  как сверкают сокровища).

      Правильно, ребята! А что происходит в третьей части музыкального произведения?  (Гномики снова шагают).

Обобщение:  В произведении Эдварда Грига «Шествие гномов»  – 3 части, значит, это трехчастное произведение (повторите). Молодцы! А теперь давайте попробуем исполнить это произведение сами.

Оркестр  детских музыкальных инструментов

  («Шествие гномов» Э.Грига)

(Сначала обсудить с детьми, какие инструменты наиболее подходят для изображения первой части (барабан, бубен, ложки), какие для второй (треугольники, колокольчики, металлофоны). Предложить детям выбрать для оркестра инструмент по желанию.

Во время исполнения  подсказываю дирижерской палочкой, дети с какими  инструментами вступают в оркестр под музыку).

Какой славный оркестр у нас получился. Услышали гномы нашу музыку и им стало интересно, кто же это нарушил тишину в их сказочном лесу. Спрятались они за деревьями и выглядывают. Но вот из-за дерева  осмелился выглянуть первый гном (Помещаю фигурку на фланелеграф).

Он  такой смелый, потому что самый настоящий весельчак! Он сейчас и нас развеселит своей веселой песенкой!

Песня «Веселый старичок» (Приложение 5)

(муз. С. Коремблита, стихи Д. Хармса).

(Журнал «Справочник музыкального руководителя» №5(2016), с. 57).

(Пою под фонограмму, двигаясь и показывая движения детям в кругу).

1. Жил на свете старичок - дети, взявшись за руки идут по кругу

    Маленького роста,

    И смеялся старичок

    Чрезвычайно просто: - останавливаются, руки отпускают

    Ха-ха-ха - хлопают в ладоши в ритме: два  коротких, один долгий

    Да хе-хе-хе.

    Хи-хи-хи

    Да бух-бух! - на слово «бух» - два удара по  коленям.

    Бу-бу-бу - руки «трубочкой» около рта

    Да бе-бе-бе, «рожки» - как у козы

    Динь-динь-динь - хлопки в ладоши:  два   коротких, один  долгий.

    Да брюх-трюх! - на слова «брюх - трюх» - два удара  по коленям.

  1. Раз, увидев паука, - ладошки к щекам.

Сильно испугался,

     Но, схватившись за бока, - обхватываем себя за бока

     Громко рассмеялся:

     Хи-хи-хи - хлопки легко по рёбрам:  два   коротких, один  долгий.

     Да ха-ха-ха, - с поворотом вправо и влево

Хо-хо-хо - хлопки в ладоши:  два   коротких, один  долгий.

Да гуль-гуль! - на слово «гуль - гуль» - два удара  по коленям

Ги-ги-ги - хлопки легко по рёбрам:  два   коротких, один  долгий.

Да га-га-га, - с поворотом вправо и влево

Го-го-го - хлопки в ладоши:  два   коротких, один  долгий.

Да буль-буль! - на слово «буль - буль» - два удара  по коленям.

Дети идут по кругу, и я предлагаю им самим в 3-ем куплете представить себя смешными гномиками и придумать движения:

3. А увидев стрекозу,   

Страшно рассердился,

Но от смеха на траву

Так и повалился: 

Гы-гы-гы 

Да гу-гу-гу.                                                              

 Го-го-го

Да бах-бах! 

Ой, ребята, не могу! 

Ой, ребята, ах, ах!.

Вот какую забавную веселую песенку подарил нам гном-весельчак!

Вам понравилось? Мы обязательно ее с вами поучим на следующем занятии.

А сейчас гномик – весельчак хочет еще немного с нами поиграть – ну-ка, покажите, у кого язычок длиннее?

Артикуляционная гимнастика: 

(Коммисарова Л.Н., Кузнецова Г.В, «Ребенок в мире музыки. Примерное тематическое планирование музыкальных занятий для ДОУ – М.: Школьная Пресса, 2006. – стр. 120).

  1.  «Чем длиннее язычок» (Вытянуть язычок как можно дальше, попытаться достать им до носа, подбородка, внешней стороны правой и левой щек).
  2. «Веселая дудочка» (Вытягиваем вперед сомкнутые губки и двигаем ими по кругу вправо, затем влево; расслабили упражнением «Лошадка» - фыркнув, как лошадка, дрожа губами).

А сейчас, посмотрите-ка, ещё один гном выглянул к нам, так весело у нас на сказочной полянке (выставляю следующую фигурку на фланелеграф).

Этот гном принес нам свою сокровищницу, сейчас мы ее откроем и узнаем – что там  (достаю бабочек). Он подарил нам бабочек, чтобы мы научили их кружится в вальсе. Для этого мы глубоко вздохнем носиком и будем медленно выдыхать воздух ровной струей.

Музыка звучит для нас,

Бабочки танцуют вальс.

Дыхательное упражнение «Бабочки»

(Журнал «Музыкальная палитра» №4 (2004г.), с. 11)

(Дети берут бабочек на верёвочках и под звучание вальса дуют на них, стараясь делать вдох носом, а выдох продолжительным, ровным, и наблюдают, как бабочки кружатся в воздухе).

А следующий гномик, ну, никак не хочет выходить к нам, уж больно он стеснительный. Может быть, мы его дружно позовем?

Распевка –  музыкально-дидактическая игра  «В лесу»

Муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского

стр003.jpg

Гномик, ты сейчас  в лесу,

Мы зовем тебя: «А-у!»

Ну-ка, глазки закрывай, не робей,

Кто зовет тебя узнай поскорей.

Пропеваются первые 2 фразы несколько раз (Таня, заменяем на гномик).

Предложить детям «поаукать», показывая высокие и низкие звуки.

- Ребята, кто у нас побудет на месте гномика и отгадает, кто его зовет?

На желающего ребенка  надевается шапочка гнома, он отворачивается от остальных. Дети  поют песню, после которой воспитатель кивает головой кому-либо из детей.   Тот должен пропеть на любых звуках, например, «Гно-мик», «Гно-о-мик», отдельное указание – спеть, изменив тембр голоса, чтобы сложнее было узнать.

Ребенок – «Гномик» отгадывает, кто его позвал (играем 3 – 4 раза).

- Разыгрался гномик, осмелел и выбежал к нам на полянку

(очередной гномик - на фланелеграф).

        Целыми днями они играли в весёлые игры. Давайте и мы поиграем с гномом и его друзьями. Исполним ритмический рисунок хлопками. Кто нам напомнит, что обозначают  крупные и короткие изображения? (Более крупные изображения обозначают  длинный звук, более мелкие – короткий).

Музыкально-дидактическая игра

«Прохлопай ритмический рисунок».

(Приложение 6).

Гномик, а мы про тебя песенку знаем! Хочешь, мы ее тебе сейчас  подарим? Ребята, давайте сядем ровно, спинки выпрямим!

 (Играю вступление, дети узнают знакомую песенку).

      Исполнение   знакомой песни

«Пестрый колпачок»

Сборник Г.Струве «ХОРОВОЕ СОЛЬФЕДЖИО

 «Пестрый колпачок»

(Приложение 7).

Вот и следующий гномик к нам поспешил! (Фланелеграф).

А этот Гномик из всех самый аккуратный и послушный. Мы и про тебя  песенку знаем!   Вспомним, ребята?

Исполнение   знакомой песни

 «Аккуратный гном» муз. и сл. Л.Гусеева.

(Журнал «Колокольчик» №9 (1998г.), с.22.

(Приложение 8).

- Совсем успокоились гномы, перестали нас бояться и вышли

к нам на сказочную полянку.
Гномики так рады гостям, так и хочется всем танцевать и играть.

Они приглашают нас с вами в круг!  И дарят нам веселый танец.

Встаю с детьми в круг, показываю новую пляску.

 

ТАНЕЦ  «ГНОМЫ-ЛИЛИПУТИКИ»

(аудио ДМЦ «Волшебный микрофон» (муз. и сл. Е. Ильичева).

 (Приложение 9).

И еще  мы поиграем с гномиками в веселую игру!

Разбирайте шишки, становитесь в круг!

ИГРА С ГНОМОМ (с пением  - знакомая).

(Журнал «Колокольчик»)

(Ребенок, который выбирается  гномиком – пляшет в шапочке – импровизирует танцевальные движения).

(Приложение 10).

- Вот и день к концу подходит.

Вечереет, ночь приходит.

Нам пришла пора прощаться,

Помашем гномикам и будем  

В детский садик возвращаться.

Вот сказка подошла к концу,

И музыка умолкла.

Но так ли это? Кажется, сейчас

Она звучит и будет долго-долго

Еще звучать для каждого из вас.

Мы будем снова встречи с нею ждать,

Ну, а пока что — до свиданья!

Музыкальный руководитель и дети прощаются, пропевая слова - «До свидания!».