ОПЕРА "СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ"

Потапова Наталья Николаевна

Музыкальная гостиная.

Произведения А.С.Пушкина в музыке.

Н.А.Римский-Корсаков  «Три чуда».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz.gostinaya.docx33.3 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкальная гостиная.

Произведения А.С.Пушкина в музыке.

Н.А.Римский-Корсаков  «Три чуда».

Добрый день, ребята, я рада видеть вас снова в нашей музыкальной гостиной. По традиции начнем мы ее сегодня с музыкальной загадки. Слушайте внимательно.

ИГРА НА ТV

Кто догадался, предлагаю нажать на правильный вариант ответа.

Действительно, это знакомое нам уже музыкальное произведение «Полет шмеля» композитора  - музыкального сказочника Ник. Андр. Римский-Корсакова. Это произведение, как и та волшебная музыка, под которую вы вошли в зал написана Ник. Андр. Римским-Корсаковым  на одну из самых известных сказок.

А начинается она  такими словами:

"Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком". Кто знает автора этой сказки?

Да, вы верно догадались, это одна из самых известных сказок Ал.Серг.Пушкина с очень длинным названием "Сказка о царе Сатане, о сыне его славном и могучем богатыре князе  Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.

На сюжет этой сказки Н.А. Римский-Корсаков создал музыку для оперы, а название оперы сократил: "Сказка о царе Салтане".  Вы услышали опять необычное слово - опера, которое звучало на наших занятиях не единожды.

Кто помнит - что такое опера?

Опера - это большое музыкальное произведение, в котором музыку исполняет симфонический оркестр, а партии исполняют оперные певцы и певицы.

          Кто вспомнит,  какие группы инструментов входят в симфонический оркестр: слайд     струнно-смычковые; слайд      клавишные…. ;       слайд -духовые;   слайд     -    ударные (ударная группа инструментов).

Предлагаю немного поиграть и помочь фотографу распределить фото инструментов по соответствующим альбомам.

ИГРА НА ТV

Нас сегодня с вами интересует оркестровое вступление к сказке о царе Салтане. Оно состоит из трёх частей. И рассказывает нам о трех чудах. Нам музыка не красками рисует, а звуками.

Итак, первое чудо - волшебная белочка. Она не просто грызет орехи, она танцует и поет.
Второе чудо - 33 богатыря. Они выходят на брег морской вместе со своим дядькой - Черномором. И третье чудо: волшебная птица лебедь превращается в прекрасную царевну.

Внимание - фанфары! Сказка продолжается!

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет,

Да орешки всё грызет,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд;

Белку холют, берегут.

Кучки ровные кладет,

И с приствисточкой поет

При честном при всем народе

"Во саду ли в огороде".

Сейчас вы услышите первое чудо - партию белочки.

Внимательными будьте и дайте ответ на вопрос, какой инструмент исполняет главную партию белочки.

ТV

Вы прослушали первое чудо их оркестрового вступления к сказке о царе Салтане.

Как вам послышалось, какой инструмент исполняет главную партию белочки? Ударный, смычковый, клавишный или духовой?

Совершенно верно, духовой музыкальный  инструмент, а именно - это флейта - со своим высоким звуком.

А ещё вы должны были услышать напев русской народной песни, о которой вспоминает нам А.С. Пушкин, эта песня -  «Во саду ли, в огороде».

Во саду ли в огороде девица гуляла,

Она ростом невеличка, личком - круглоличка.

М. Р.: А сейчас,  я предлагаю вам создать свой оркестр музыкальных инструментов. Посмотрите, какие инструменты я приготовила, выберите себе понравившийся и выходите в круг.  У вас в руках инструменты, значит вы кто? Правильно музыканты.  Музыканты в оркестре исполняют мелодию  на  инструментах. Как вы думаете, а кто помогает музыкантам? (Ответы детей). Дирижер?  Вы мои музыканты, а  я буду вашим  дирижером, согласны? Встаньте по группам.       

Оркестр детских музыкальных инструментов

под «Во саду ли, в огороде».

Внимание - фанфары! Второе чудо!

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор –

С ними дядька Черномор.

Давайте прослушаем, как музыка композитора рисует на образ волшебных богатырей, и постараемся услышать главный инструмент, тот который подходит к образу богатырей.

ТV

Вы прослушали музыку второго  чуда.   Так какая же музыка по характеру? Совершенно верно, тяжелая, маршевая, можно даже сказать патриотическая, ведь там даже звучат бравые нотки.

Нам композитор рисует шум моря, а также тяжелую поступь Витязей Богатырей.

М. Р.: Как вам кажется,  какой инструмент  помог нам услышать мужественных богатырей? (Ответы детей). Мелодию исполняют медно-духовые инструменты: труба, гобой, туба. (Слайд труба).  Какие богатыри? (мужественные, отважные). Под какую музыку выходили богатыри  – «Марш»   смелые морские воины. Давайте вместе оживим картинку богатырей и моря.  Девочки покажут море - бушующее, а мальчики - богатырей.

Звучит повторно музыкальный фрагмент «Тридцать три богатыря».

Девочки с тканью изображают море в такт музыки, а мальчики маршируют, торжественно проходя через «волны». Комментирую.

Внимание - фанфары! Сказка продолжается! 3-е чудо!

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём 
свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу
 звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо.
Это диво, так уж диво.

Сейчас вы послушаете музыку к 3 -му чуду.

ТV

Итак, что же вы представили во время слушания музыки?

Совершенно правильно!

Перед нами – птица лебедь! Которая встряхивает свои крылья и эти звуки воды и образа царевны предстают перед нами!

Музыка разливается вольно и широко, как русская народная песня!

М. Р.: Какая была музыка, как она звучала? (Музыка плавная, тихая, нежная, грациозная).  Мелодия похожа на взмахи крыльев, то взлетает вверх, то опускается вниз. Ребята, я предлагаю совершить волшебное превращение. Давайте, наших девочек превратим в «лебедей» и попробуем изобразить движениями так, чтобы все поняли, что это лебеди. Какие движения будут у вас? (грациозные, плавные, нежные). А мальчики помогут изобразить море. Какое, у вас море будет? (спокойное, тихое).

Девочки берут элементы костюмов и исполняют танцевальную

импровизацию, мальчики из ткани изображают море

 под музыку  «Царевна – Лебедь».

Давайте же вспомним, что мы  сегодня с вами слушали! Это оркестровое вступление к сказке о царе Салтане – известного музыкального сказочника -композитора – Ник.Андр. Римского – Корсакова. «Три чуда».

Всё это нарисовала нам музыка, а я вам предлагаю один из понравившихся фрагментов нарисовать красками. Приносите свои работы, мы обязательно ими полюбуемся и вспомним ещё раз эту волшебную музыку – о 3-х чудесах.