ЗАНИМАЕМСЯ ДИСТАНЦИОННО = СЛУШАНИЕ = старший д.в.

Потапова Наталья Николаевна

          СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

 

 

ПОГОВОРИМ  О ВЕЛИКОМ  КОМПОЗИТОРЕ

 

 

Здравствуйте, мои музыкальные друзья!

 

Давно мы с вами не слушали музыку!

 

Предлагаю вспомнить знакомого нам композитора

 

 

 

Да, ребята, вы, конечно, узнали великого  русского композитора – Петра  Ильича Чайковского! А знаете ли вы, ребята и уважаемые родители, что в этом году (7 мая 2020 г.) исполняется 180 лет со дня его рождения?

 

Чайковский  написал десятки музыкальных произведений – опер и балетов, симфоний и концертов, романсов для голоса и пьес для самых разных инструментов. Есть среди его сочинений те, что были написаны специально для детей. Об одном из «детских» произведений Чайковского мы сегодня с вами вспомним. Это сборник из 24 пьес под названием «Детский альбом».

Но прежде, мне бы хотелось вам рассказать немного о детстве самого Петра Ильича. Перенесёмся в прошлое и одним глазком заглянем в Воткинск, где 180 лет назад родился будущий композитор. Его отец, Илья Петрович, был талантливым инженером. Он работал на Воткинском заводе, где изготовляли массу полезных и нужных изделий, к примеру, детали для железных дорог и мостов и якоря для кораблей. Строили на заводе и сами корабли, и даже паровозы. Сейчас Воткинск не такой уж маленький город, а тогда, 180 лет назад, он был всего лишь небольшим рабочим посёлком.

 

Названия улицам Воткинска чаще всего давали по фамилиям его первых жителей. Главная улица называлась Господской: на ней жили руководители завода. Номера домов шли не по порядку – от начала к концу улицы, как мы с вами привыкли. Они обозначали должность, которую жители домов занимали на заводе. Семья Чайковских жила в доме под номером один. Значит, отец будущего композитора был самым важным человеком на заводе. Детей у него было семеро, а семья – дружная и счастливая. Будучи уже взрослым, композитор вспоминал об отце: «Редко можно найти человека, который имел в своей жизни так много преданных людей, которого столь многие любили за неизменную ласку и приветливость обращения, за постоянную готовность и умение войти в положение другого».

 

 

Да, весь Воткинск любил и почитал инженера Илью Петровича, а сам он очень любил музыку, несмотря на свою «немузыкальную» профессию.

Он умел играть на флейте, по праздникам приглашал в дом настоящий большой оркестр и хор певчих. Его жена Александра Андреевна – мама будущего композитора – прекрасно играла на рояле и пела романсы. Она первая подвела маленького Петю к роялю.

 

Вторым учителем музыки для мальчика стал купленный отцом механический орган, который иначе называют оркестриной.

 

 Этот самоиграющий инструмент воспроизводил звучание оркестра. Сегодня музыкальной записью никого не удивишь, но в ту пору, когда Петр Ильич Чайковский был маленьким, механический орган казался настоящим чудом. И будущий композитор, как он сам потом вспоминал, «в святом восторге» слушал отрывки из опер Моцарта, Россини, Беллини и Доницетти.

Вскоре в доме появилась гувернантка – воспитательница, которая занималась с детьми музыкой и иностранными языками. Звали ее Фанни Дюрбах. Учить музыке она должна была только старшего брата Колю, потому что Пете в то время было всего четыре года. Но Петя так хотел научиться играть на рояле, что со слезами просил маму разрешить ему присутствовать на уроке.

И уже на второй день занятий его привели в класс вместе со старшим братом.

По праздникам, когда в доме играл оркестр, Петя не отходил от музыкантов ни на шаг. Тогда же начала сочиняться собственная музыка. Он еще не освоил нотную грамоту и не умел записывать ноты, но музыка сама, без спросу приходила в голову. Однажды гувернантка Фанни Дюрбах заметила, что Петя куда-то исчез. Встревоженная, она принялась искать его по всему дому и, наконец, нашла мальчика в детской комнате. Он лежал на кровати и плакал. «Что случилось?» – спросила гувернантка. «Эта музыка, – ответил мальчик, – она не даёт мне покоя!» – «Какая музыка? – удивилась Фанни Дюрбах. – Ведь в доме тихо!» – «Она у меня здесь!» – маленький Петя показал на свою голову.

Эти звуки, что сами собой рождались в голове, слишком часто не давали покоя, и Петя неудержимо рвался к роялю. Казалось, он готов был проводить за инструментом день и ночь, забыв про сон и еду. Поэтому мама часто закрывала рояль на ключ. Тогда мальчик приноровился играть на чём попало: он выстукивал свою музыку по столу, по спинкам стульев, по оконному стеклу... Однажды он барабанил по стеклу так сильно, что оно разлетелось вдребезги. На звон прибежала мама. «Это моя музыка! – объяснил Петя. – Я ее играл, а она разбилась!»

Кстати, и самого Петю Фанни Дюрбах называла стеклянным мальчиком. Так говорят о ранимом, чувствительном человеке, который все принимает чересчур близко к сердцу. Для маленького Пети любое замечание, сделанное строгим голосом, становилось настоящей трагедией.

Не меньше переживал будущий композитор и тогда, когда его отправили в город Санкт-Петербург, в училище правоведения. Это школа, в которой начинали учиться с 11–12 лет; а преподавали в ней юриспруденцию – науку, изучающую законы. Были в училище и необязательные занятия: на них ходили по собственному желанию.

Одним из таких необязательных уроков была музыка; именно в училище правоведения будущий композитор начал серьезно ею заниматься.

Юный Пётр очень скучал по родителям, братьям и сестрам, которых подолгу не видел. К счастью, в Санкт-Петербурге у Чайковских были родственники. Много лет спустя Пётр Ильич рассказывал, что по четвергам в столовой училища на обед давали еду, которую ученики особенно любили: борщ, кашу и битки – небольшие котлеты. Запах борща и каши, вспоминал композитор, «приятно щекотал нос», а в ожидании битков «душа умилялась». Запахи из столовой напоминали, что до конца учебной недели остается совсем чуть-чуть – суббота уже близко. Все с нетерпением ждали выходных, ведь на субботу и воскресенье учеников отпускали в гости к родственникам.

Окончив училище, Пётр Ильич поступил на службу в Министерство юстиции. Но прослужил там недолго. Известный художник Ефим Ефимович Волков в молодости работал в том же самом министерстве; и трудиться приходилось одному за двоих, потому что, по его словам, рядом с ним сидел «один свистун, который ничего не умел, ничего не хотел, а только насвистывал целыми днями». Этим свистуном был не кто иной, как Пётр Ильич Чайковский. Работа юриста его нисколько не интересовала; а вот музыка по-прежнему не давала покоя. Не в силах противиться своему призванию, он ушёл из министерства и поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества, которые вскоре превратились в Санкт-Петербургскую консерваторию. Пётр Ильич Чайковский закончил ее с большой серебряной медалью. Это была высшая награда для студентов. Несмотря на это родственники очень огорчались, что молодой Чайковский оказался совершенно неспособным к службе в Министерстве юстиции. Дядя будущего композитора возмущался: «Ах, Петя, Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!».

Зато нам с вами очень повезло, что в юности Пётр Ильич Чайковский «променял на дудку» работу юриста. Ведь наш соотечественник стал великим композитором, которого сегодня знают и любят во всём мире.

Надо сказать, ребята, композиторы прошлого нечасто писали музыку для детей. Считалось, что музыка – серьёзное, взрослое искусство.

 

Когда «Детский альбом» был написан и издан, Пётр Ильич писал в одном из писем: «Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом».

 

 

Да, ноты были с картинками: совсем как сказки или детские рассказы. «Детский альбом» Чайковского и вправду можно сравнить с увлекательной детской книжкой: есть здесь и музыкальные рассказы, то грустные, то забавные, и путешествия, и сказки...

 

Я предлагаю вам, ребята, сегодня вспомнить, и ещё раз вместе с родителями послушать уже знакомые  страницы

этой музыкальной книги!

 

 

 

 

 

 

 

_________________________________________________________________________________________________________________
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

 

 

 

 

Послушайте вместе с детьми песню

"Мы узнали вчера о войне"

 

 

Музыка и слова Людмилы Горцуевой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А СЕЙЧАС НЕМНОГО ПОИГРАЕМ ! КАКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУЧИТ - УГАДАЕМ ? Уважаемые родители, чтобы поиграть с детьми в игру – необходимо сначала её скачать (в начале страницы)

Слайд 2

Будь внимательным. Музыкально-дидактическая игра на развитие музыкальной памяти. Цель: закрепление пройденного материала по слушанию музыки .

Слайд 3

Задание Послушайте музыку. Вспомните название. Нажмите на картинку, иллюстрирующую данную музыку. Если ответ правильный, то лишние картинки исчезнут.

Слайд 4

1 2 3

Слайд 5

1 2 3 4

Слайд 6

1 2 3 4

Слайд 7

1 2 3

Слайд 8

1 2 3 4

Слайд 9

МОЛОДЕЦ!

Слайд 10

Презентация выполнена на основе презентации музыкального руководителя МДОУ «Детский сад комбинированного вида №7 «Огонёк» г.Котласа Архангельской области Копытовой Татьяны Александровны


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЛУШАЕМ ВСЕЙ СЕМЬЁЙ ВЕСНА - Слушаем аудиофайл Нажав на картинку – смотрим видео на YouTube.

Слайд 2

ЖАВОРОНОК Михаил Иванович Глинка Жаворонок На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. Он голосисто с вышины Поет, на солнышке сверкая: Весна пришла к нам молодая, Я здесь пою приход весны. В.А. Жуковский


Предварительный просмотр: