Использование проектной методики на занятии по изучению английского языка

Деньжонкова Татьяна Дмитриевна

На своих занятиях я часто использую проектную методику. хотелось бы поделиться опытом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_metodika_v_obuchenii_inostrannym_yazykam_1.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА В ОБУЧЕНИИ

ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ»

Доклад Деньжонковай Т. Д.

        Главное предназначение образования в школе XXI века: не вооружить  суммой умений, знаний и навыков в той или иной предметной области, а сформировать через эту предметную область умения учебной, исследовательской деятельности, коммуникативные умения, способности к самопознанию, самообучению, самовоспитанию, самореализации.

                Одним из нестандартных, нетрадиционных способов организации обучающегося процесса является проектная деятельность. Слово «проект» в переводе с латинского означает «брошенный вперёд». Проект в контексте образования есть результативная деятельность, совершаемая в специально организованных педагогам условиях. Метод проектов это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата.

        В основе метода проекта лежат:

  • Развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  • Умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • Умение самостоятельно конструировать свои знания;
  • Умение интегрировать знания из различных областей наук;
  • Умение критически мыслить.

        Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:

Исследовательские  по структуре приближены к подлинному научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем.

Творческие – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата( газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарии фильма или праздника, макет газеты).

Информационные – сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов, схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.

Социально-значимые – с самого начала обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределение ролей участников, плана действий, внешней экспертизы. Особое место среди социально-значимых учебных проектов занимают телекоммуникационные (информационные) проекты. Они стали возможны с появлением телекоммуникационных сетей, позволяющих учителям и учащимся из разных стран общаться друг с другом.

По затратам времени различают краткосрочные ( 2 -6 ч.), среднесрочные ( 12 -15 ч.), долгосрочные ( четверть, полугодие, год).

         Зачем нужен метод проектов в преподавании английского языка и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Какие проблемы можно решать учащимся доступными языковыми средствами?

        Необходимо говорить о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения английскому языку. Целью обучения во всех типах школ является не система английского языка, а иноязычная речевая деятельность.

         Основная идея подобного подхода к обучению английского языка заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. На таких уроках английского языка всегда должен присутствовать предмет обсуждения.         Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:

  • использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
  • акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);
  • выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;
  • отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;
  • наглядное представление результата.

        Английские специалисты в области методики преподавания языков Т.Блур и М.Дж. Сент-Джон различают три основных вида проектов:

  1. Групповой проект, в котором "исследование проводится всей группой, а каждый студент изучает определенный аспект выбранной темы".
  2. Мини-исследование, состоящее в проведении "индивидуального социологического опроса с использованием анкетирования и интервью".
  1. Проект на основе работы с литературой, подразумевающий "выборочное чтение по интересующей  теме" и подходящий для индивидуальной работы.

В методической литературе выделяются следующие этапы работы над проектами:

  1. Определение темы проекта.
  2. Определение проблемы и цели проекта.
  3. Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы.
  4. Презентация необходимого языкового материала и предкоммуникативная тренировка.
  5. Сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
  6. Работа в группах.
  7. Регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают промежуточные результаты, преподаватель комментирует проделанную учащимися работу, корректирует ошибки в употреблении языковых единиц, проводит презентацию и отработку нового материала.
  8. Анализ собранной информации, координация действий разных групп.
  9. Подготовка презентации проекта - выставки, видеофильма, радиопередачи, театрального представления, школьного праздника и т.д.
  10. Демонстрация результатов проекта (кульминационная точка работы над проектом).
  11. Оценка проекта. Данный этап включает в себя не только контроль усвоения языкового материала и развития речевой и коммуникативной компетенции, который может проводиться в традиционной форме теста, но и общую оценку проекта, которая касается содержания проекта, темы, конечного результата, участия отдельных учащихся в организации проекта, работы учителя и т.д.

        Роль учителя на разных этапах выполнения проекта меняется.

На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном планировании. На этапе реализации проекта учитель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, так мне как учителю следует принять участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.

        В начальном звене учащимися выполняются творческие, практико-ориентированные, исследовательские проекты. При работе над проектами используются индивидуальная, коллективная, работа в малых группах.

Так, учащимися 2-го класса выполнены творческие проекты по темам “Английский букварь”, “Я и моя семья”, “Животные”, практико-ориентированный проект по теме “С днем рождения!”.

Третьеклассники подготовили творческий проект “Домашние животные” и практико-ориентированный проект по теме “День Святого Валентина”.

 «Мои друзья». Пятиклассники  могут выполнить  творческий проект по теме «Мой дом», шестой  класс - практико-ориентированный проект по теме « Рождество и Новый год в Америке»

Приведу один из примеров проектов.

Учащимся 5 класса было предлагается  рассказать младшим школьникам о праздновании Рождества и Нового года в Америке на английском языке.  

На начальном, организационном, этапе формулируется тема, цель проекта; определяется  время проведения проекта (4 недели); продумывается , какие материалы и источники могут быть использованы учащимися Далее наступает  самый трудоемкий и продолжительный по времени этап самостоятельной работы над проектом –  сбор информации. 

Учащиеся делятся  на группы, каждая из которых получает  свое задание:

1-я группа - поиск подходящих по тематике картинок в Интернете.

2-я группа - поиск  информации по истории происхождения Рождества.

3-я группа - поиск информации по символики Рождества в Англии

4-я группа - поиск информации по обычаям и традициям празднования Рождества в Англии.

5-я группа -  создание презентации.

6-я группа - разработка сценария праздника.

7-я группа -  поиск стихотворений и песен на английском языке и их разучивание.

8-я группа - оформление зала: украшение плакатами, гирляндами, мишурой. Подборка музыкального сопровождения.

На этом этапе выполнения проекта учитель выступает в роли помощника (при создании презентации, разработке сценария, подборке музыкального сопровождения). Обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. Учитель дает советы, задает наводящие вопросы, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаются  предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить или убрать.

В работе над проектом «Christmas» («Рождество») дети осваивают лексико-грамматический материал. Пишут мини-сочинения о символах Рождества, расширяют и совершенствуют лексический запас, улучшают грамматические навыки.

На третьем этапе, этапе презентации,  учащиеся работают  над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты  своих сочинений  на компьютерах, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают  использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. Учащиеся используют знания и навыки, полученные на уроках информатики.

Параллельно  с работой над техническим выполнением проекта, другой группой выполнялась разработка сценария праздника и оформления кабинета. Можно нарисовать  плакаты, подобрать музыкальное сопровождение, разучиваются песни и стихотворения на английском языке, посвященные празднованию Рождества, придумывается викторина «Найди десять отличий Деда Мороза от Санта Клауса»,  готовится  творческое задание для детей и кроссворд, дающий возможность обобщить и закрепить знания, полученные в ходе праздника.

Проект завершается обобщением и подведением итогов.

Вывод:

        Практика использования метода проектов показывает, что  вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что у учащегося развивается креативная компетентность  как показатель коммуникативного владения иностранным языком на определенном уровне. Ребенок выбирает индивидуальную траекторию движения к успеху в наиболее привлекательной для него деятельности.

        Выполнение разнообразных учебных проектов позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие перед учителем иностранного языка, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно, узнать многое из того, что их интересует о жизни  страны изучаемого языка. А междисциплинарные связи, прослеживающиеся в каждой изучаемой теме, способствуют развитию более широкого взгляда на проблемы природы, истории, современного общества и жизни, максимального развития индивидуальных способностей и талантов каждого. Все это, в конечном счете, призвано интегрировать совокупность самых современных подходов к обучению.