Мониторинг формирования компетенций обучающихся на занятиях по английскому языку

Деньжонкова Татьяна Дмитриевна

В этой статье я описываю какие компетенции я развиваю у детей в школе раннего развития "Цветик - семицветик" и как провожу их мониторинг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring_formirovaniya_kompetentsiy.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг формирования компетенций обучающихся на занятиях по английскому языку

          Современный словарь иностранных слов определяет понятие «мониторинг»,  как постоянное наблюдение за каким- либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

      Мониторинг – один из важнейших элементов учебного процесса. Он нужен каждому из нас, чтобы иметь точное представление о том, насколько обучающиеся продвинулись в выполнении программы; например на занятии  по англ. яз. как усвоили языковой материал, как овладели  навыком устной речи, чтения, письма.

         Программа модернизации образования определяет в качестве приоритетного компетентностный подход к обучению, где  особое внимание уделяется оценке образовательных результатов.

                   Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых  учащимися на определенном этапе обучения. С позиции компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций.

        Ведущей целью обучения ИЯ является формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно - познавательной.

        Речевая компетенция – это развитие  коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); формирование  умения планировать свое речевое поведение;  

       Языковая  компетенция -  овладение новыми языковыми средствами ( фонетическими, лексическими, грамматическими ) в соответствии с отобранными темами и сферами общения и ситуациями общения, освоение знаний о разных способах выражения мысли на родном и изучаемом языках;

         Социокультурная  компетенция - увеличение объема знаний о специфике родной страны и страны изучаемого языка; приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;

           Компенсаторная   компетенция  -  дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств, при получении и передаче иноязычной информации;

           Учебно-познавательная компетенция - развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению ИЯ, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания, овладеть процессами синтеза и анализа, оценкой и самооценкой.

            При этом важно и то что, на своих уроках  я  создаю  ситуации, при которых учащиеся овладевают различными социальными ролями, например продавец – покупатель, врач - пациент (развивается социально-трудовая компетенция),  создаются ситуации , способствующие  пониманию окружающего мира и своего места в нем . Например приезжает гость из другой страны, а мы задаем ему  вопросы, отвечаем на его. учащиеся  познают  национальную и общечеловеческую  культуры ( развивается общекультурная  и ценностно-смысловая компетенции.

   Основная цель деятельности на первой ступени обучения (дошкольники) -  формирование познавательной компетенции обучающихся.

               В группах школы эстетического воспитания « Цветик – семицветик» учебные занятия являются комплексными, объединяют несколько видов деятельности.  Эта интеграция позволяет ребенку с разных точек зрения осваивать знания (в речевой деятельности – слово, в двигательной – движение, мимика, жесты, в изобразительной – форма, величина, композиция и т. д.) Всё это дает ребенку ярче проявить себя в том или ином виде деятельности, а значит повысить интерес к познанию, узнаванию нового.

            Мониторинг формирования познавательной компетенции обучающихся в эстетической школе ведется постоянно.   Стартовая диагностика, я думаю, проводится  каждым педагогом индивидуально, хотя и не очень афишируется. При этом используется метод наблюдения, опрос, беседы с родителями, небольших тестовых заданий. Индивидуальные характеристики  начального уровня  детей  в устной форме у меня  к концу первого месяца уже есть.  В конце первого полугодия проводятся открытые занятия для родителей, на которых четко видно как развиваются ключевые компетенции детей. Это является промежуточной диагностикой.     В конце учебного года, по итогам прохождения образовательной программы, дети  эстетической школы проходят комплексную  итоговую диагностику. Все результаты диагностики заносятся в индивидуальную карту развития ребенка, где даются советы и рекомендации педагога по дальнейшему обучению.

    По своему предмету, в индивидуальных картах я информирую родителей в доступной форме. Я  оцениваю по 3-х бальной шкале (высокая степень, средняя степень и низкая степень) развитие фонетического навыка, лексического навыка и устойчивость внимания.   В школе раннего развития «Хочу все знать» проводятся собеседования с каждым родителем, даются рекомендации.    То, что я оцениваю,  относится к языковой компетенции (это произношение, знание слов, умение использовать их в грамматических структурах) и к речевой компетенции (развитие умения понимать иноязычную речь в рамках изученного и планировать своё речевое поведение) в простейших игровых ситуациях.      Устойчивость внимания  и память, умение повторить фразу за мной, удержать в памяти определенное количество слов, тоже важны для диагностики детей при раннем обучении.

        Таким образом, мониторинг или оценка образовательных результатов на протяжении всего года обучения позволяет учитывать индивидуальные особенности детей в развитии познавательной компетенции на ранних сроках обучения и других специальных компетенций на более поздних этапах обучения в объединении английского языка.

       Именно компетентностный подход позволяет обеспечить воспитание «умеющей» личности. При данном подходе  педагог  создает условия, например, для обобщения материала, развивает умения работать коллективно и самостоятельно, создает ситуации общения, осуществляет совместную постановку цели, выстраивает различные таблицы вместе с детьми.

        Уроки иностранного языка – благодатная почва для формирования всех ключевых компетенций, и не только предметно-коммуникативных.