Развитие творческих способностей учащихся на занятиях по изучению английского языка.

Деньжонкова Татьяна Дмитриевна

В этой статье я описываю, как развиваю творческие способности своих учеников  на занятии по английскому языку в учреждении дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл denzhonkova_razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей  учащихся на занятиях по изучению   английского языка.

Педагог дополнительного образования  Деньжонкова Т.Д.

Существует много стратегий развития творческого потенциала, которые могут быть положены в основу обучения творческому мышлению. Используя эти стратегии – принципы,  педагог не только может увеличить вероятность раскрытия творческого потенциала своих учеников, но и усилить креативное начало в самом себе. Вот принципы, которые использую я:

-быть примером для подражания;

-разрешать делать ошибки;

-поощрять разумный риск;

-включать в программу обучения разделы, которые позволили бы демонстрировать  творческие способности детей ;

-подготовить к препятствиям, встречающимся на пути  творческой личности.

Развитие творческих способностей многократно увеличивает эффективность занятия , создает условия для раскрытия личности учащихся, развивает их в интеллектуальном плане. Вот простые приемы, которые я использую в своей педагогической деятельности:

1.На начальном этапе обучения мы много работаем с песенками и стихами. Я стараюсь сделать эту работу творческой.  Стихи мы исполняем по ролям. Для маленького мышонка тихим голосом, для большого слона громким голосом. Дети подбирают свою мелодию для песенки. Некоторые стихи и песни мы зарисовываем. В альбоме детям предлагается нарисовать, что они представляют, когда слышут песню «Jingle Bells» или Twinkle, twinkle little star». Причем предварительно они смотрят несколько видео-роликов с этой песней. Комплексное решение практических, образовательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка. Известный педагог Ян Амос Коменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется не знающему грамоты. В школах Древней Греции многие тексты разучивали пением, а в начальной школе Индии азбуку и арифметику выучивают пением и сейчас. Музыка и пение могут оказать неоценимую помощь в изучении английского языка в школе.

        2. Я стараюсь использовать творческий подход к диалогам. Один и тот же диалог можно рассказать не только как  упражнение, но и как знакомство мальчика с девочкой, разговор двух деловых людей по телефону, как кукольный театр. Говорят не дети, а куклы.

              3.Мною проводятся уроки рисования, посвященные Рождеству и дню Святого Валентина, на которых учащиеся красочно оформляют рождественские открытки и валентинки, затем мы выбираем самые оригинальные.

               4. Очень нравятся детям нестандартные занятия. Так в группах «Цветик- семицветик» мною разработан итоговый урок под названием «Теремок по- другому». Где дети становятся персонажами сказки «Теремок», сами выбирают кем быть в сказке и все общение ведется от их имени в рамках сказки. Мною проводится  урок- путешествие в страну знаний по разным станциям: «Фонетическая», «Лексическая», «Физкультурная». Может проводиться урок- соревнование между двумя командами.

              5. Я использую  творческие задания на занятии: сделай рисунок по прочитанному, составь рецепт любимого блюда, разыграть диалог между персонажами текста.

Большие возможности для развития творческого потенциала учащихся имеет проектная работа, когда ребята представляют результаты своей деятельности в виде докладов, презентаций, коллажей.

 Немного подробнее я остановлюсь на  методе проектов.

          Мы знаем, что главная цель обучения иностранным языкам, это развитие коммуникативной компетентности учащихся, умения общаться на иностранном языке.

         Основная идея подобного подхода к обучению английского языка заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Метод проектов позволяет  решить эту дидактическую задачу Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями.

  • мы используем язык в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
  • акцент делается на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);
  • выбирается  тема, вызывающая большой интерес для учащихся.
  • проводится отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;
  • результат представляется наглядно.

При работе над проектами я выделяю следующие этапы:

  1. Определение темы проекта.
  2. Определение проблемы и цели проекта.
  3. Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы.
  4. Презентация необходимого языкового материала.
  5. Сбор информации
  6. Анализ собранной информации,
  7. Подготовка презентации проекта Демонстрация результатов проекта (кульминационная точка работы над проектом).
  8. Оценка проекта. Данный этап включает в себя не только контроль усвоения языкового материала и развития речевой и коммуникативной компетенции, но и общую оценку проекта, которая касается содержания проекта, темы, конечного результата, участия отдельных учащихся в организации проекта.

        Роль педагога на разных этапах выполнения проекта меняется.

На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном планировании. На этапе реализации проекта педагог выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации.  На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, так мне как педагогу следует принять участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.

        В начальном звене учащимися выполняются творческие, практико-ориентированные, исследовательские проекты. При работе над проектами используются индивидуальная, коллективная, работа в малых группах.

Так, в объединениях 1-го года обучения выполнены творческие проекты по темам “Английский алфавит”, “Я и моя семья”, “Животные”, « Моя квартира»

в объединениях 2-го  и 3-го года обучения выполнены творческие проекты по темам «Любимое животное», «Семья Тома Дейла», «Джимми Дейл», «Лес».

С каждым годом проекты становятся более сложными, интересными. Качество их меняется.

Вывод:

         Выполнение разнообразных учебных проектов позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие перед педагогом  иностранного языка, но и воспитательные.

        Все эти нехитрые приемы, используемые мной в работе способствуют развитию творческих способностей учащихся, обогащают их не только интеллектуально, но и личностно. И конечно же моя  задача при обучении иностранному языку- увлечь, а не развлечь, научить, а не навредить, развить, а не подавить. Важно не обрезать учащимся  крылья, а создавать для них ситуации творчества и успеха.