Учитель года - 2015

Королева Елена Валентиновна

 

«Учить и учиться»

 - таков девиз конкурса «Учитель года» на всех этапах: от муниципального до Всероссийского.image

 «Какое счастье – быть полезным людям.

                             Учить Его Величество Народ!»

 

КОНКУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ

1. Методический семинар "Исследовательская деятельность на уроках математики как средство повышения качества обучения"

2. Видеоурок по математике в 5 классе на тему "Прямоугольный параллелепипед"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Королева Елена Валентиновна, МБОУ ООШ № 2 р.п. Хор

Эссе «Я - учитель».Назван победитель конкурса "Учитель года России - 2013" Портал для специалистов школ, общеобразовательных учреждений

Обучать – нелегкая задача,

Научить – задачка посложней,

Только тот учитель настоящий,

Кто легко справляется и с ней.

Он, конечно, без сомненья мастер.

Он, конечно, чудо-педагог!

Тот, кто не приемлет лжи и фальши,

Тот, кто в жизни каждому помог.

Анатолий Москвичов

Я – учитель, так говорила моя мама. Эти слова я слышала с самого раннего детства. В школу я начала ходить с двух лет. Это правда,  так как моя мама – учитель математики.  Сидела за последней партой и рисовала, рассматривала картинки, а иногда просто играла.  Когда мне становилось скучно, я вовлекала в свой процесс и маминых учеников (разница в возрасте составляла 7 лет). В  пять лет  я уже могла передвигаться по классу и смотреть, чем занимаются ученики, как решают задачки. Всегда старалась что-то подсказать, чему-то «научить», мне казалось это проще простого.

Когда я сама оказалась за школьной партой, то продолжила процесс обучения на своих куклах, медведях. Рассаживая их по кругу, объясняла, сколько стоит тетрадь, книжка, как можно её купить, имея немного денег.  В 10-12 лет мы уже играли с сестрами в полноценных учителей, вели уроки, писали тексты и решали задачи. Выходили на перемены, когда бабушка звала обедать. Рассказывали своим родителям, что мы сегодня узнали нового, так как все учились в разных школах.  На эти домашние «уроки» мы выносили свои знания, которые получали в основной школе. Нам было интересно учиться всюду.

Я всегда мечтала «преподавать» математику. Сначала потому, что мне было интересно решать практические задачи, с помощью которых я экономила деньги,  данные мне родителями, и могла купить себе что-нибудь сладкое. Потом я поняла, что от достижений этой науки зависит вся наша жизнь. Я стала объяснять всем, что математика — уникальная наука, и только ей присущи следующие черты: во-первых, все понятия строго определяются. Во-вторых, в математике все строго доказывается из аксиом. В-третьих, математика  понятна в такой степени, которая порой недоступна ни одной другой науке. В-четвертых, математика занимает особое место: она занимается построением формальных моделей, явлений и процессов, изучаемых другими науками. Мы выпекаем хлеб, прокладываем дороги, пользуемся транспортом благодаря математике. Если не считать того малого из одежды, мебели, обуви, что изготовляется вручную, мы всё получаем по милости математики, пользуясь расчётами и вычислениями. Итак, математика интересна потому, что она важна для жизни! Но она может и не зависеть  от жизни – она и так занимательна!

И вот, я – учитель. Учитель – это  не просто профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, и прежде всего – перед учеником. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем предстоит жить мне, моим родным, моему ребенку. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже.

 Итак, учитель… Его роль в современной школе велика! Учитель – фигура в обществе, имеющая колоссально недооценённое значение. Профессия учитель – самая почетная профессия в цивилизованных странах. Это не только человек, дающий знания в определенной области науки, это и опытный рулевой в океане полезной информации, и советчик, и воспитатель, и заботливый старший товарищ, и внимательный собеседник. Учитель – это человек, который собственными усилиями лепит человеческую натуру, проявляет особенности характера и личности ребенка и, в конечном счете, будущее своего ученика. Дети сегодня особенные. Они сродни самому времени: такие же динамичные, неповторимые и порой неуправляемые. Именно учитель формирует знания, взгляды и морально-нравственные принципы молодого поколения. От того, каков учитель сегодня, напрямую зависит, каково будет мировоззрение завтрашнего российского общества. В древности люди верили, что Земля стоит на трёх китах. Я верю, что профессия учителя содержит три непременных составляющих: любовь к детям, знание своего предмета, увлечённость им и профессиональное мастерство.   

Любить – значит отдавать. Только учитель, который дарит любовь, может рассчитывать на успех, потому что нет существа более благодарного и отзывчивого, чем ребёнок. Я верю, что любовь, отданная детям, возвращается сторицей: их достижения – это моя награда, неудачи – моя боль. 

Сегодня много говорят о ключевых компетенциях в образовании. Действительно, их роль в формировании личности ученика велика. И моя задача учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформированных как ключевые компетенции. На своих уроках математики я строю обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения, чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост. Все это обучение через действия. «То, что я читаю, я забываю; то, что я вижу, я запоминаю; то, что я делаю сам, я понимаю и учусь этому всю оставшуюся жизнь». Это высказывание Конфуция подтолкнуло меня к таким  инновационным методам, как проблемное обучение, проектирование и  исследование. Организую урок таким образом потому, что на практике поняла: знание, добытое самим человеком, остается в памяти намного дольше.

 Быть педагогом в наше время достаточно сложно, и очень немногие хотят посвятить себя педагогической деятельности. Но, несмотря на все эти недостатки, считаю, что профессия учителя, которая является одной из самых древнейших, будет оставаться востребованной на протяжении всего существования человечества. 

И я горжусь тем, что я учитель. Преподавать – это значит делиться радостью знания, любовью к учению. Наши ученики  не пришельцы с Альфы Центавра. Они понимают прекрасное, они от природы любопытны, как и все мы. Главное – уметь выстроить  честные и открытые интеллектуальные отношения - выбирая занимательные и естественные задачи, в соответствии с их вкусами, интересами и опытом. Давая им время делать открытия и строить гипотезы.  Помогая им выстраивать доказательства, создавая атмосферу здорового и живого обучения, улавливая, куда меняется их интерес:

УЧИТЕЛЬ – короткое слово,
А смысл, как тугая коса, – 
Плетение с виду простое,
Но так многогранна краса.
Ты – друг, ты – пример, ты – наставник,
Геолог ты и ювелир – 
Ты точной и мудрой огранкой
Алмаз в бриллиант превратил.
Будь бережен с каждым алмазом,
Который доверила жизнь,
Он дастся огранке не сразу – 
Терпения ты наберись.
Учитель – и словом, и делом
Таланта искру разожги,
И каждому добрым примером
Путь в жизни найти помоги…


Предварительный просмотр: