Учитель года Хабаровского края 2017

Королева Елена Валентиновна

"Учителями славится Россия – ученики приносят славу ей".

«Какое счастье – быть полезным людям.

 Учить Его Величество Народ!»

   

      

Публикации на сайте школы, района

 КОНКУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе "Я - учитель"58.77 КБ

Предварительный просмотр:

Королева Елена Валентиновна, МБОУ ООШ № 2 р.п. Хор

Эссе «Я - учитель».

C:\Users\Администратор\Desktop\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2017\эмблема.jpg

Учитель!

 Какое прекрасное слово.
Оно нашей жизни и свет и основа.
Сияет для нас путеводной звездой
И в мир новых знаний ведет за собой.
Учитель!

Какое высокое слово!
Его повторяем мы снова и снова.
Наш старший товарищ, наш искренний друг.
Он – ключ, открывающий кладезь наук!
Можно в жизни всему научиться,
Воплотить много новых идей,
Но учителем нужно родиться,
Чтобы жить на земле для детей.

                                        Веденяпина Н.

Мир стремительно изменяется, одни государства перестают существовать, образуются новые. Так и с профессиями. Одни безвозвратно исчезают, заменяются новыми, которые со временем становятся привычными, но есть профессии вечные, неподвластные времени, без них не может существовать ни одно государство. Одна из таких профессий – учитель. У человека любой профессии  обязательно были учителя, с их помощью он становился тем, кто есть сегодня.

Я – учитель, так говорила моя мама. Эти слова я слышала с самого раннего детства. В школу я начала ходить с двух лет. Это правда,  так как моя мама – учитель математики.  Сидела за последней партой и рисовала, рассматривала картинки, а иногда просто играла.  Когда мне становилось скучно, я вовлекала в свой процесс и маминых учеников (разница в возрасте составляла 7 лет). В  пять лет  я уже могла передвигаться по классу и смотреть, чем занимаются ученики, как решают задачки. Всегда старалась что-то подсказать, чему-то «научить», мне казалось это проще простого.

Когда я сама оказалась за школьной партой, то продолжила процесс обучения на своих куклах, медведях. Рассаживая их по кругу, объясняла, сколько стоит тетрадь, книжка, как можно её купить, имея немного денег.  В 10-12 лет мы уже играли с сестрами в полноценных учителей, вели уроки, писали тексты и решали задачи. Выходили на перемены, когда бабушка звала обедать. Рассказывали своим родителям, что мы сегодня узнали нового, так как все учились в разных школах.  На эти домашние «уроки» мы выносили свои знания, которые получали в основной школе. Нам было интересно учиться всюду.

Я всегда мечтала «преподавать» математику. Сначала потому, что мне было интересно решать практические задачи, с помощью которых я экономила деньги,  данные мне родителями, и могла купить себе что-нибудь сладкое. Потом я поняла, что от достижений этой науки зависит вся наша жизнь. Я стала объяснять всем, что математика — уникальная наука, и только ей присущи следующие черты: во-первых, все понятия строго определяются. Во-вторых, в математике все строго доказывается из аксиом. В-третьих, математика  понятна в такой степени, которая порой недоступна ни одной другой науке. В-четвертых, математика занимает особое место: она занимается построением формальных моделей, явлений и процессов, изучаемых другими науками. Мы выпекаем хлеб, прокладываем дороги, пользуемся транспортом благодаря математике. Если не считать того малого из одежды, мебели, обуви, что изготовляется вручную, мы всё получаем по милости математики, пользуясь расчётами и вычислениями. Итак, математика интересна потому, что она важна для жизни! Но она может и не зависеть  от жизни – она и так занимательна!

«Дар учителя передается по наследству», - говорят в народе. И вот, я – учитель. Учитель – это  не просто профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, и прежде всего – перед учеником. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем предстоит жить мне, моим детям и внукам. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже.

 Итак, учитель… Его роль в современной школе велика! Учитель – фигура в обществе, имеющая колоссально недооценённое значение. Профессия учитель – самая почетная профессия в цивилизованных странах. Это не только человек, дающий знания в определенной области науки, это и опытный рулевой в океане полезной информации, и советчик, и воспитатель, и заботливый старший товарищ, и внимательный собеседник. Учитель – это человек, который собственными усилиями лепит человеческую натуру, проявляет особенности характера и личности ребенка и, в конечном счете, будущее своего ученика. Дети - самое удивительное и интересное в жизни. И совсем не беда, что ростки того, что приходится вкладывать в ум и сердце каждого, всходят не сразу и не все вместе. Эти ростки нужно вовремя увидеть, не пройти мимо, не сломать нечаянно и тогда испытаешь глубокое удовлетворение от своего труда. Дети сегодня особенные. Они сродни самому времени: такие же динамичные, неповторимые и порой неуправляемые. Именно учитель формирует знания, взгляды и морально-нравственные принципы молодого поколения. От того, каков учитель сегодня, напрямую зависит, каково будет мировоззрение завтрашнего российского общества.

Судьба подарила мне счастливую возможность учиться у талантливых, влюбленных в свое дело педагогов не только в школе, но и в университете. Каждый из них внес свой вклад в мое становление. Свою любовь и безграничное уважение к учителям я проецирую в любовь и уважение к моим ученикам. В древности люди верили, что Земля стоит на трёх китах. Я верю, что профессия учителя содержит три непременных составляющих: любовь к детям, знание своего предмета, увлечённость им и профессиональное мастерство. 

 Любовь к детям – специфическая деятельность по усилению личностного начала в каждом ребенке, развитию его способностей к самоопределению и самореализации, самостоятельной выработке системы жизненных ценностей и отношений. Ребенок становится счастливым, как только ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь. (Ш.А. Амонашвили).

Любить – значит отдавать. Только учитель, который дарит любовь, может рассчитывать на успех, потому что нет существа более благодарного и отзывчивого, чем ребёнок. Я верю, что любовь, отданная детям, возвращается сторицей: их достижения – это моя награда, неудачи – моя боль. 

Содержание и методика преподавания математики имеет специфические признаки. Очевидно, сложность самой математики часто служит оправданием для традиционной позиции учителя, ведь проще подробно объяснить и «нарешать» определённое количество стандартных примеров, чем создать детям условия для самостоятельного изучения нового.

Сегодня много говорят о ключевых компетенциях в образовании. Действительно, их роль в формировании личности ученика велика. И моя задача учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформированных как ключевые компетенции. На своих уроках математики я строю обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения, чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост. Все это обучение через действия. «То, что я читаю, я забываю; то, что я вижу, я запоминаю; то, что я делаю сам, я понимаю и учусь этому всю оставшуюся жизнь». Это высказывание Конфуция подтолкнуло меня к таким  инновационным методам, как проблемное обучение, проектирование и  исследование. Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества и внедрение системно-деятельностного подхода – это важное условие повышения качества образования.

Математика дает широкое поле для исследования. Изучая математику, учащиеся кратко повторяют путь человечества, который оно прошло, добывая математические знания. Организую урок таким образом потому, что на практике поняла: знание, добытое самим человеком, остается в памяти намного дольше. Специфика исследовательской деятельности определяет многообразие форм её организации. В зависимости от урока я использую вопросно-ответную форму обучения, групповую работу. Провожу уроки-исследования. Например «Способы решения квадратных уравнений» 8 класс, где ученики должны ответить на семь ключевых вопросов, касающихся этой темы: КТО? ЧТО? ЗАЧЕМ? ГДЕ? ЧЕМ? КАК? КОГДА?  и в конце урока подвести итог. «Прямоугольный параллелепипед» 5 класс, где создается проблемная ситуация с помощью комплексного задания в игровой форме. Отвечают на вопросы, поставленные  самими учениками и учителем. Итог урока-исследования ученики проводят в виде синквейна.  Урок алгебры по теме «Теорема Виета» (Выступление учеников с презентацией о математике (Франсуа Виет), доклад о возможностях применения теоремы в жизни.)

Творческая работа -  учить учеников на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера. Сообщение исторических сведений по математике является одной из форм исследовательской деятельности на уроках. Подборка ребусов, шарад по теме данного урока. Развитие интеллектуальных  умений  учащихся, формирование неформального отношения к учебному труду с помощью внеклассных мероприятий, дополнительно развивается позитивное отношение ученика к собственному интеллектуальному  развитию; это и различные конкурсы, олимпиады. Кем бы ни стали мои ученики после окончания школы, им всегда будут необходимы логика и сообразительность, глазомер и фантазия, умение отстаивать свою точку зрения и находить противоречия и ошибки в рассуждениях других.

Обучение невозможно без воспитания, так же как и воспитание неотделимо от обучения. Безусловно, нужно любить тех, кого  воспитываешь. Но ещё больше необходимо любить с ними работать.  Используя в своей  деятельности разнообразные педагогические технологии, стараюсь сделать жизнь ребят насыщенной, интересной, плодотворной.  Размышляя над тем, как сделать интереснее творческую деятельность, поняла, что «не нужно делать мероприятия для детей, надо делать вместе с детьми». И как классный руководитель помогаю каждому  ребенку раскрыть свой  внутренний мир, свой природный потенциал, всё то хорошее, что, возможно, спрятано где-то очень глубоко. У каждого есть своя изюминка, красота, свой мир и мысли. И моё педагогическое кредо, моя уверенность, моя  задача как классного руководителя в том, чтобы создать такие  условия, чтобы каждый ребенок становился личностью, способной к самоопределению, саморазвитию, самовоспитанию, самореализации, самостоятельной деятельности. Мы, педагоги, должны создать для учащихся условия и предоставить возможности проявить себя в различной деятельности, а также проследить, как под влиянием социально – культурной среды происходит развитие личности ребенка.

 Быть педагогом в наше время достаточно сложно, и очень немногие хотят посвятить себя педагогической деятельности. Но, несмотря на все эти недостатки, считаю, что профессия учителя, которая является одной из самых древнейших, будет оставаться востребованной на протяжении всего существования человечества. 

И я горжусь тем, что я учитель. Преподавать – это значит делиться радостью знания, любовью к учению. Наши ученики  не пришельцы с Альфы Центавра. Они понимают прекрасное, они от природы любопытны, как и все мы. Главное – уметь выстроить  честные и открытые интеллектуальные отношения - выбирая занимательные и естественные задачи, в соответствии с их вкусами, интересами и опытом. Давая им время делать открытия и строить гипотезы.  Помогая им выстраивать доказательства, создавая атмосферу здорового и живого обучения, улавливая, куда меняется их интерес.

Учитель – три слога.
Не так уж и много,
А сколько умений вмещает оно!
Уменье мечтать!
Уменье дерзать!
Уменье работе себя отдавать!
Уменье учить!
Уменье творить!
Уменье детей беззаветно любить!
Учитель – три слога.
Но как это много!

И это призванье вам Богом дано!
                                                                                                              Веденяпина Н.