Методическая разработка для педагогов по созданию фольклоргого праздника.

Технология создания фольклорного праздника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Создание праздника24.39 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1161

Структурное подразделение № 6

Методическая разработка по технологии создания фольклорного праздника.

Разработчик  Павлов Д. В.

Москва 2014 г.

           

           Технология создания народного праздника.

 

Наша повседневная жизнь на протяжении тысячелетий искусно украшалась праздниками. Они позволяли отвлечься от обыденности и ощутить радость жизни. Праздник – это единение семьи, общины, народа, страны.

Обратимся к толковому словарю живого великорусского языка В.И.Даля:

Праздники, синоним: торжество – дни, назначенные для чествования и воспоминаний каких-либо событий в жизни Церкви. Праздновать, править праздник, торжествовать.

Продолжим путешествие по словарю и, к своему удивлению, узнаем множество утраченных слов, которые описывают:

  • Этап подготовки к празднику:

Доскучали до праздников или доскучались праздника, насилу дождались; прекрасный глагол перекотомить кого, требует переодеть, срядить, нарядить к празднику; предпраздновать что, праздновать вперед, до праздника;

  • Сам праздник:

Попраздновать именины свои, отправить все обычаи празднества; погулять, попировать; и попраздничать, провести время праздно, без работы, а еще запраздновать что, начать праздновать.

Праздничное настроение, положительные эмоции, семейное торжество предполагают оздоровительный эффект, который подтверждают не только медики, но и педагоги и психологи.

Поздравлять, поздравить кого с чем, здравствовать, привечать к празднику или при радостном случае, изъявить участие свое пожеланьями. Происходит от поздороветь, стать поздоровее, отделиться от болезни.

  • Время после праздника, когда происходит осмысление и запоминание происшедшего:

Допраздновать, кончить празднество. Запраздничный день, следующий за праздником.

Праздники являются важной составляющей воспитательного процесса любого детского образовательного учреждения в любой стране мира.

При разработке сценария народного праздника особое внимание я уделяю подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения должны соответствовать содержанию праздника, быть высокохудожественными, интересными и доступными для ребят.

К обсуждению сценария привлекаются старший воспитатель, воспитатель группы, в отдельных случаях родители.

Определяются лица, отвечающие за каждый участок работы: за оформление зала, подготовку костюмов, изготовление атрибутов.

Особенно внимательно следует отнестись к выбору ведущего народного праздника. Им должен быть находчивый и веселый педагог, обладающий высокой культурой общения, хорошо знающий воспитанников, умеющий непринужденно и свободно держаться.

Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведения детей, заинтересованность происходящим, радостные и добрые эмоции, рождаемые действием персонажей. Чем больше на празднике будет сюрпризов, неожиданностей, тем больше праздник будет соответствовать своему главному назначению: радовать детей.

Насыщенность народного праздника художественными впечатлениями, творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное восприятие и эстетическое отношение к происходящему. А главное, обеспечивает естественное приобщение подрастающего поколения к национальным традициям, утверждает в его сознании фундаментальные духовные и эстетические ценности.

Чтобы создать праздник, нужно четко ответить на серию логически связанных друг с другом вопросов: что? где? когда? почему? зачем? как? Это поможет осознать собственный замысел и донести его до будущих участников праздника.

Определим мероприятие как фольклорный праздник – «Осенняя Ярмарка».

Подготовку к празднику следует начинать со сбора информации о ярмарках. Также подбираем стихи и сказки, героями которых являются торговцы, скоморохи и другие участники ярмарки. Обязательно знакомим с этой информацией малышей.

Ярмарки (от нем. –ежегодный рынок) –регулярные торжища широкого значения: рынок, регулярно, периодически организуемый в традиционно определенном месте; сезонная распродажа товаров одного или многих видов. Ярмарки возникли в Европе в раннее Средневековье в условиях господства натурального хозяйства и экономической разобщенности, когда торговля носила непостоянный, эпизодический характер и обслуживала преимущественно состоятельные слои общества, снабжая их главным образом редкими и дорогостоящими привозными товарами. Узость рынка и небезопасность торговых путей побуждали купцов объединяться в караваны для совместной торговли, концентрируясь в специально избранных и хорошо защищенных пунктах (у стен замка или монастыря), где собирались значительные массы людей: на пересечении торговых путей и в местах, где проходили народные собрания, большие церковные праздники и другие публичные события. В дореволюционной России ярмарки обычно приурочивались к церковным праздникам. На ярмарках можно было встретить приезжих не только из разных уголков страны, но и иноземцев. Таким образом, разнообразие подготовленных участниками праздника костюмов исторически оправдано. Участниками ярмарки являлись торговцы, покупатели, скоморохи.

Итак,

Что? – ярмарка (фольклорный праздник);

Где? – (указывается место проведения праздника ) музыкальный зал;

Когда? –(указывается дата проведения праздника);

Почему? – необходимо приобщать дошкольников к культуре русского народа, его традициям и обычаям, ярмарка – наиболее близкая детям форма народного праздника;

Зачем? – в ходе праздника дети познакомятся с русской культурой и образцами народного творчества: играми, песнями, танцами, изделиями народных промыслов и прочее;

Как? – подготовка и осуществление праздника осуществляется совместными усилиями: все дети и их семьи включаются в процесс подготовки праздника и являются его непосредственными участниками;

С кем? – (указывается конкретная возрастная группа детей и ее особенности).

Цель праздника «Осенняя ярмарка»:

Продолжать воспитывать у детей желание познавать культуру своего народа (через пословицы, поговорки, песни, танцы, игры, декоративное творчество). Воспитывать чувство уважения к искусству своего народа и гордость за него.

Программное содержание.

Расширять представление детей о традициях русского народа, учить использовать полученные знания и навыки в жизни. Побуждать интересоваться предметами русского быта. Совершенствовать умение детей соотносить знания о предметах со знанием сказок, в которых они упоминаются. Продолжать работу по обогащению детей новыми словами, новыми терминами, загадками. Дать представление о деталях костюма, сравнить их с одеждой детей.

Воспитывать уважительное отношение к взрослым и друг другу. Учить слушать собеседника, выполнять установленные нормы в коллективе. Развивать волевые качества. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при исполнении народных песен, игр, плясок. Закреплять умение петь дружно, передавать при исполнении песни шутливый характер. Уметь инсценировать народные песни, петь с солистами. Развивать у детей ловкость, музыкальную память и слух, умение петь, выполняя игровые действия. Продолжать учить петь без музыкального сопровождения, выполнять четко танцевальные движения.

Закреплять умение создавать композиции хохломского узора на деревянных ложках, исполнять несложные ритмические рисунки на деревянных ложках.

Предварительная работа с родителями воспитанников и сотрудниками детского сада.

На нескольких встречах-консультациях с взрослыми проводятся беседы о значении народной педагогики в воспитании ребенка. Родители знакомятся с русскими народными играми, песнями, плясками, загадками.

На практических семинарах с взрослыми разучивают стихи, загадки, пословицы. Можно дать родителям задание – повторить выученный материал дома.

Подготовка родителей к участию в ярмарке держится в строжайшем секрете от детей, чтобы во время действия произвести яркое, незабываемое впечатление и доставить радость детям.

На подготовительном этапе всем участникам предлагается распределиться по командам, каждая из которых будет осуществлять подготовку праздника по одному из рабочих направлений:

  • Команда технического оснащения. Отвечает за наличие необходимой фото- видео-, аудиоаппаратуры, подготовку фонограмм и осуществление звуко- и светорежиссерской работы на мероприятии, проводит фото- и видеосъемку;
  • Команда оформителей. Разрабатывает проект оформления помещения, проводит мониторинг подготовки костюмов и реквизита всех участников;
  • Торговцы. Определяют вид продаваемой продукции, оформляют прилавки или лотки, подбирают и разучивают фольклорные приговорки и шутки, рекламирующие товар;
  • Стряпухи. Организуют чаепитие согласно народным традициям: пекут блины, пирожки, калачи, баранки и прочую снедь, соответствующую исторической реальности;
  • Скоморохи. Организовывают свободных гуляющих, которыми являются представители команд технического оснащения, оформителей и стряпух. Внутри этой команды возможна специализация: «кукольники» отвечают за подготовку и проведение кукольного представления, «затейники» подбирают и проводят с участниками народные игры, «запевалы» и «танцовщики» разучивают и исполняют соответственно народные песни и танцы, привлекая других участников к их совместному исполнению, и др.

Каждая из команд осмысляет меру участия в проекте и в соответствии с общей концепцией праздника и своим направлением разрабатывает содержание и план подготовки к празднику. После чего проводится их общее обсуждение: рабочие планы сводятся в единый проект, налаживается взаимодействие между командами. Таким образом, каждый участник проекта получает собственное задание и оказывается включенным в рабочую группу, решающую четко определенные задачи в ходе подготовки к мероприятию.

На подготовительном этапе необходимо координировать деятельность участников, в случае необходимости оказывать консультативную и любую другую помощь рабочим командам. В момент проведения  мероприятия педагоги становятся рядовыми участниками действия, активно включаясь в предлагаемые игры, танцы.

                                   Заключение.

Роль народного искусства в воспитании детей более значительна, чем можно себе это представить. Народный фольклор силен своим контекстом, гармоническим взаимодействием компонентов воспитания. Все взаимосвязано, все факторы народного воспитания не существуют обособленно, в отрыве один от другого. Например, природа опоэтизирована словом. Она входит и в быт, и в игры и в праздники в качестве необходимой составляющей, она оживляет традиции, она же пример для подражания, ее идеальный образ живет в этническом сознании народа, запечатлен в произведениях народного искусства.

В каждом ребенке – первое звено бессмертной цепи поколений. Связь поколений, сбережение, поддерживание огня в родовом очаге – это  и есть питательная почва народной педагогики.

Неслучайно великие и просто талантливые педагоги, не только в своих идеалах, но и по стилю деятельности, сходны друг с другом, они просты, ясны, понятны. Об этих педагогах можно сказать: ими руководит здравый смысл, один живой ребенок важнее тысячи проектов.

И сегодня немало таких педагогов: Виктор Шаталов, Борис Никитин и другие педагоги-новаторы.

Сила народной педагогики – в массовости педагогического процесса. Народная педагогика, народное творчество всегда питало дошкольное дело. Являясь живой связующей нитью между прошлым и будущим, оно из поколения в поколение воссоздает образ народа в его лучших чертах. Пока она жива, жив народ, ее создавший.

Список литературы:

1. Антонова Т.В. Народный праздник как средство приобщения ребенка-дошкольника к национальной культуре и традициям. «Детский сад», 2005, №6.

2. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебное пособие для студ. высш. уч. завед./ Л.Н.Бережнова, И.Л.Набок, В.И.Щеглов. – М.: «Академия», 2007. – 240с.

3.Большакова М. Фольклор в познавательном развитии. «Дошкольное воспитание» 2004, №9.

4.Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: «Академия», 2000. – 176с.

5.М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова. Праздники и развлечения в детском саду.    Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 136с.

6.Каргин А.С. Народная художественная культура: курс лекций для студ. высш. и сред. учеб. завед. культуры и искусств. Учебное пособие. – М.: Гос. респ. Центр русского фольклора, 1997. – 288с.

7.Комарова Т. Народное искусство в интеллектуально-эстетическом воспитании детей. «Дошкольное воспитание», 1998, №7.

8.Метлов Н.А. Музыка – детям: Пособие для воспитателя и муз. Руководителя дет. сада / Сост. С.И.Чешева, А.П.Николаичева. – М.: «Просвещение, 1985. – 144., нот.

9.Народная художественная культура: Учебник/Под ред. Баклановой Т.И., Стрельцовой Е.Ю. – М.: МГУКИ, 2000. – 344с.

10.Оверчук Т. Дошкольное образование в 21веке. «Дошкольное образование», 2005, №5.

11.Слободчиков В. Детский сад вчера, сегодня, завтра. «Дошкольное воспитание», 2005, №8.

12. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 272с.

13.Флегонтова Н. Практика работы первых детских садов в России. «Ребенок в детском саду», 2004, №3.

14.Флегонтова Н. Первые опыты создания дошкольных учреждений в России. «Ребенок в детском саду», 2004, №1.

15.Художественное творчество и ребенок. Монография. Под ред. Н.А.Ветлугиной. -  М., «Педагогика», 1972. – 226с., илл., нот.