Циклсценариев фольклорных праздников по земледельческому календарю.


Цикл сценариев фольклорных праздников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Фольклорные праздники32.69 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл фольклорных праздников по земледельческому календарю.

Разработчик Павлов Д.В.

«БОРИС И ГЛЕБ СЕЯТЕЛИ»

занятие по земледельческому календарю

Программное содержание

        Уточнить представления детей о весенних работах земледельца, орудиях труда, используемых в поле.

Демонстрационный материал

        Иллюстрации с изображением сохи, бороны, плуга, картина посевной.

        Колоски пшеницы и ржи, овса и ячменя.

Предварительная работа

Ознакомление с датами земледельческого календаря, с их названиями.

Ход занятия

Педагог.

—        В народе говорят: «Наступила весна, землепашцу забот принесла». Какие весенние заботы у земледельца? Кто и как подготавливал семена? Что весной делали мужчины? — Выслушивает ответы, уточняет, для чего нужны плуг, соха, борона.

Ответы детей.

 Педагог.

—        И вот, наконец, наступал первый день сева. Это всегда был праздник. Люди надевали красивые одежды. В поле выходили взрослые, и дети. Как вы думаете, кто работал в поле. Почему? Кто мужчинам помогал?

Ответ детей.

Педагог.

Уточняет ответы и говорит:

—        Больше всего в России сеяли ржи. Крестьяне называют рожь матушкой-кормилицей, а про пшеницу говорят так: «Она не кормит крестьянина, а прикармливает». Чтоб холод не сгубил посевы, во время сева напевали такую песню:

 Мороз, Мороз,

 Не морозь наш овес,

 Иди, кисель поешь,

 Да нас потешь!

 Ты зимой-то гуляй,

 А летом не бывай!

( см. нотное приложение)

—        И крестьяне считали, что их просьба будет услышана.
Предлагает детям взять бумагу, обозначить поле.

Педагог.

—        Сейчас мы с вами попытаемся нашими рисунками рассказать о севе, об условиях роста посевов. Давайте вспомним, какими орудиями труда обрабатывали землю. Слушайте загадку:

Железный рог, все поле пересек. (Плуг)

Ног много, а с поля на спине едет. (Борона)

—        Зачем нужна борона? Нарисуйте, как распахивают землю.

Педагог.—        Теперь покажите, что поле засеяно. Попробуйте это изобразить.

Дети рисуют, а затем рассматривают рисунки.

 Педагог.— Ребята сейчас мы с вами с помощью рисунков рассказали о весеннем севе, условиях роста растений. Представьте, что долго нет дождя. Крестьянин что делает?

Дети отвечают: - Зовет, закликает.

Педагог.—        Вот послушайте закличку о дожде.

 Дождик, дождик, лей, лей, лей!

 На меня, и на людей!

 Поливай мои бобы,

 В лесу ягоды, грибы!

Дети повторяют закличку, напевая ее.

Педагог.—        А если лето дождливое? Чего ждали крестьяне?

Дети.—        Солнца.

Педагог.—        Да, пели закличку солнцу:

Солнышко-ведрышко,

 Выгляни в окошечко,

 Твои детки плачут,

 По камушкам скачут.

Дети напевают закличку.

( см. нотное приложение)

Педагог.—        А вы знаете, что сеют в нашей области?

Дети рассматривают и определяют колоски, уточняя, что получают из зерен того или иного растения.

В конце занятия детей угощают изделиями из обмолоченной муки.

«ФЕДУЛ ВЕТРЕНИК»

занятие по земледельческому календарю

Программное содержание

  • Познакомить детей с приметами погоды дня.
  • Создать композицию «Веселый хоровод».
  • Уточнить знания детей о пользе насекомых (бабочек, божьих коровок).
  • Демонстрационный материал
  • Таблица «Бабочки Ивановской области».
  • 3 иллюстрации, соответствующие трем встречам Весны.
  • Панно «Ранняя весна».

        Цветная бумага, ножницы, акварель, кисти, бумага для рисования.

Предварительная работа:

Наблюдения за изменениями в живой и неживой природе. Рассказ о «Федуле-Ветренике».

Освоение приемов вырезания, рисования различными способами.

Ход занятия

Педагог.

Раскладывает 3 иллюстрации, соответствующие трем встречам Весны.

—        Ребята, какая картинка подходит к сегодняшнему дню, 18 апреля? Что можно сказать о сегодняшнем дне? Почему в народе говорят «На Федула вставай, да оконницу отворяй»?

Выслушивает ответы детей и уточняет:

—        Потому, что в это время появляются первые бабочки, вестники тепла.

Говорит:—        А вы знаете, как называются первые бабочки?
Уточняет ответы детей, говорит:—        К этому дню начинают просыпаться и божьи коровки. Ребятишки находят их, кладут на ладошку и приговаривают:

 Божья коровка, улети вверх ловко,

 Принеси нам с неба: хлеба замену,

 Грибам перемену, ягодам рост,

 Редьке длинный хвост.

—        Как вы думаете, почему ребята просили: хлеба замену? Грибам перемену? Ягодам рост? Редьке длинный хвост?

Уточняет ответы детей и предлагает:—        Давайте вместе скажем заклинку.
Дети повторяют закличку.

Педагог. —  Я прочитала, что когда ребята пели ,закликали божьих коровок, они забирались на гору или на крышу. Почему?

Уточняет ответы детей и предлагает:—        Послушайте еще вот такую песенку:

  Божья коровочка!
 Полети на облачко.

 Сухо будет — полечу!
Сыро будет — посижу!

( см. нотное приложение)

—        Обратите внимание: перед дождем бабочки, муравьи, божьи коровки прячутся. Посмотрите на панно: какая невеселая картина. Как же нам ее оживить, сделать радостной?

Дети высказывают предположения.

Педагог.—        Давайте пригласим сюда бабочек, божьих коровок...

Дети вырезают фигурки, раскрашивают их, затем прикрепляют на панно насекомых.

—        Посмотрите, как стало красиво. А почему?
Выслушивает ответы и уточняет:—        Конечно, бабочки и божьи коровки украшают землю, но не забывайте, что они приносят и большую пользу. Не обижайте их.

ЗИМНИЕ СВЯТКИ (1)

занятие по земледельческому календарю

Программное содержание

        Познакомить с календарным праздником Зимние Святки,        обычаями, традициями.

        Научить понимать смысл колядок.
       Научить рисовать маски.

Демонстрационный материал

  • Фланелеграф, 3 карточки-схемы обрядов.
  • Акварель, кисти, бумага.

Ход занятий

Педагог.—        В старину был веселый зимний праздник, в честь Солнца.Назывался он Зимние Святки. Как вы думаете, почему в честь Солнца люди устраивали праздник?

Выслушивает ответы детей.

—        Начинался праздник со дня, который в земледельческом календаре называется «Спиридон-солнцеворот». Считали, что в этот день зарождается Солнце. Это был один из самых длинных праздников — 12 дней. Во время праздника занимались ряженьем, баловством, гаданием.

Выставляет на фланелеграфе 3 карточки-схемы.

  • Как вы думаете, что такое ряженье?
  • Как можно нарядиться?

—        Зачем люди рядились?
Выслушивает ответы детей. Уточняет:

—        Ряженых еще называли колядовщиками, потому что с появлением на небе первой звезды они ходили от дома к дому и пели колядки — пожелания. Что же желали колядовщики хозяевам?

Послушайте, я спою колядку и ответьте на этот вопрос:

Уж я сяду на порог —

Уж я сяду на порог —

Дай лепешку и пирог,

Чтобы курочки водились,

Чтобы свинки поросились,

Чтоб коровушки телились,

Чтоб кобылки жеребились,

 Чтобы счастье и веселье

 Было в доме круглый год,

 Чтоб гостей невпроворот!

( см. нотное приложение)

Выслушивает ответы детей и предлагает всём вместе спеть колядку. Дети вместе с ним поют.

Педагог.        ,

—        А вот этой колядкой чего желали хозяевам?

У доброго мужика

 Родилась рожь хороша

 Колоском - густа

Соломкой - пуста!

 Выслушивает ответы детей и уточняет:

—        Да, желали большого урожая.

—        За добрые пожелания хозяева угощали колядовщиков сладостями. Вы хотели бы быть в роли колядовщиков? А как вы бы нарядились? Давайте нарисуем каждый для себя эскиз костюма и маски.

Дети рисуют, придумывая детали нарядов.

ЗИМНИЕ СВЯТКИ (2)

занятие по земледельческому календарю

Программное содержание

        Продолжить знакомство с календарным праздником Зимние Святки.

Демонстрационный материал

  • Маски, элементы костюмов.
  • Иллюстрации с изображением чудачеств на святках.

Ход занятий

Педагог.

Рассматривает с детьми изготовленные маски животных для колядования и говорит:

—        К Святкам начинали готовиться задолго, а когда все готово — собиралась толпа ряженых. Они шли от дома к дому, подходили к окнам и кричали: «Пришла коляда — отворяй ворота!». Входили в дом, кланялись образам, хозяевам, печке и спрашивали:
«Можно поколядовать?». Затем колядовщики пели.

Дети поют знакомые колядки.

( см. нотное приложение)

Педагог.

—        Получив угощение, они шли в какой-нибудь дом. Там колядовщики угощались, устраивали игры, водили хороводы. Но на этом веселье не кончалось. Шли ребята гулять, и хотелось им побаловаться. А что такое баловство?

Выслушивает и уточняет ответы детей:

—        Баловство — это шутки, которые никого не обижают, никому не причиняют зла. Представьте, что вы колядовщики. Какие бы вы придумали шутки?

Выслушивает ответы детей, говорит:

—        Сейчас я расскажу вам о некоторых баловствах ребят в старину, на Зимние Святки.

Рассказывает о разобранной поленице дров, о белье, вывешенном на березе, о шишке, привязанной к раме, о закрытой трубе на крыше дома. Тут же задает вопросы:

—        Кто же на утро эти шалости устранял?
Выслушивает ответы и уточняет:

—        Оказывается, все исправляли сами колядовщики. Но такие шалости разрешались только в Зимние Святки. Побалуются ребята, да и начнут в игры разные играть. Давайте и мы поиграем.

Проводится любая пара зимних игр.

Педагог.

—        Третий обычай Зимних Святок — гадание. Собирались девушки в какой-нибудь избе и гадали о будущем. Много было разных гаданий. Об этом расспросите своих мам и бабушек, а потом, может быть, и нам расскажете.

«ВТОРАЯ ВСТРЕЧА ВЕСНЫ»

(22 марта)

Программное содержание

        Дать представление о праздновании встречи Весны, познакомить с песенками-закличками, обрядами, загадками.

Демонстрационный материал

  • Декорация весеннего леса.
  • Изображения солнца.
  • Изображения птиц.

  • Обрядовое печенье жаворонки.
  • Костюм лесовичка.

Ход познавательного занятия

Занятие проходит в форме спектакля.

Педагог.

Долго тянутся холода, скорее бы Весна пришла. А вы хотите побыстрее встретиться с Весной? Где же нам ее искать?

Ребята высказывают предположения.

Педагог.

—        Видите, вдали лес виднеется. Может там Весна? Пойдемте, поищем ее там, покликаем. Только как мы ее узнаем?

Ребята называют приметы Весны. Дети подходят к опушке леса:

 Весна, весна красная!

 Приди весна с радостью!

 Ходят, кликают.

Педагог.

—        Зовем мы, зовем Весну, а она что-то не торопится. Видно где-то задержалась. А так хочется тепла, чтобы птицы пели...

Дети дополняют сразу.

 Лесовичок. (С кузовком, с палкой выходит навстречу детям.)

—        Здравствуйте, ребятушки! Зачем это вы в лес пожаловали?

Дети.

—        Весну искать...
Лесовичок.

—        Я вам помогу, Надо сперва солнышко позвать. Оно лучами землю обогреет, снег растопит Весна быстрее придет:

 Солнышко, солнышко, красное ведрышко,

 Выгляни из-за горы, да до вешней поры.

 Появляется солнышко.

( см. нотное приложение)

Педагог.

  • А вот и первые солнечные лучи...
    Лесовичок.
  • Помогайте, ребятушки.

Дети.        

 Солнышко, солнышко, красное ведрышко,

 Выгляни из-за горы, да до вешней поры.

 Видело ль ты, солнышко, красную весну?

 Встретило ли, ясное, ты свою сестру?

( см. нотное приложение)

Педагог.

—        Кажется, стало теплее, пригревает солнышко.


Лесовичок.

—        Скоро птицы прилетят. Давайте покличем их, чтоб летели, да на крыльях весну принесли.

Жаворонки, прилетите,

Холодную зиму унесите,

Теплую весну принесите.

—        Уж больно я люблю слушать, как соловей поет. Выйду рано утром на опушку, да и слушаю. А он распевает, такие трели выводит — слушать, не переслушать. А может, позовем его?

Соловей, соловей, прилетай поскорей!

 Покажись-ка солнышко, обогрей-ка полюшко!

Дети повторяют.

Лесовичок.

—        А какая птица первой в наших краях появляется? (Грач). В народе говорят: «Грач на горе весна на дворе». А не прилетел ли грач?

Дети ищут.

 Лесовичок.

  • Вслед за грачами собираются другие птицы. Какие?
    Выслушивает ответы детей и говорит:
  • Отгадайте загадку:

Стоит ствол, на стволе кол.

На колу — дворец, во дворце — певец.

А зовут его?   (Скворец).

—        Посмотрите, нет ли на деревьях скворца?
Дети ищут.

Лесовичок.

А теплее станет, прилетает такая птица:

«Угадайте, что за птичка, темненькая невеличка,

 Беленькая с живота. Хвост раздвинут в два хвоста.

Всех быстрей она летает, мошек на ходу хватает.

 Если к нам летит она, значит, началась весна».

(Ласточка)

Включается грамзапись «Голоса весеннего леса».

Лесовичок.

—        Слышите, ребятушки?

Весна, весна, красная, пришла весна ясная.

Птицы громко поют. Долго спать не дают.

Весеннее солнце глянуло в оконце,

 Избу осветило, всех развеселило.

( см. нотное приложение)

Педагог.

—        Ребята, погуляйте по лесу, послушайте, как птицы поют.
Проводится игра "Филин и пташки".

Лесовичок.

Уходит и возвращается с корзиной печенья.

—        Нашли ли вы весну? А я вас угощу печеньем, да не обычным. Жаворонки оно называется. В старину, как придет весна, запоют птицы, детям пекли вот таких жаворонков. А они подбрасывали их высоко к небу, да просили, чтоб птицы прилетали, да весну с собой несли.

Дети бегают, кликают птиц.

Лесовичок.

—        Помню, побегают ребятишки, поедят, а кусочек птицам оставляют. Как думаете, зачем?

Педагог.

Давайте и мы также сделаем, когда в следующий раз пойдем на прогулку.

Затем все благодарят Лесовичка, обещают летом прийти в лес, (см. нотное приложение ).