Учёт индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения.

Качинская Раиса Нурисламовна

Федеральный государственный образовательный стандарт требует обеспечения «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, — одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья».

Для реализации этих задач возможно использование индивидуальной образовательной траектории — это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. 
 
Индивидуальный образовательный маршрут – это заранее спланированный путь следования обучающегося, который направлен на его воспитание, развитие, обучение.
 
Для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей разрабатываю адаптированную образовательную программу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Критерии оценки развития качеств личности  (уровни развития)

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Работоспособность

школьника

сохраняет высокую работоспособность в течение всех уроков;

сохраняет нормальную работоспособность в течение всех уроков, обнаруживая несущественное проявление признаков утомляемости в конце рабочего дня;

 обнаруживает низкую работоспособность, быстро утомляется уже в середине рабочего дня, что проявляется в вялости, сонливости или раздражительности на уроках, в резком снижении в середине урока внимания, в появлении описок, ошибок в элементарных вычислениях, при переписывании текста;

Умение выделять существенное в изучаемом

ученику легко и быстро удается выделить существенное в изучаемом материале, дать название прочитанному отрывку текста, составить план его изложения, коротко рассказать о самом главном в тексте, сделать резюме, вывод;

в основном справляется с выделением существенного в изучаемом материале, допуская незначительные ошибки, которые не сказываются на усвоении сущности изучаемого в дальнейшем;

обычно не справляется с выделение существенного в изучаемом, концентрирует внимание на деталях, второстепенных признаках, свойствах, фактах;

Самостоятельность мышления

проявляет самостоятельность в мышлении, сам умеет найти проблему и способы ее решения, активно участвует в овладении знаниями, в проблемных рассуждениях высказывает предпроложения, стремится лополнить ответы товарищей, вносит самостоятельные элементы в содержание сочинений, в решение задач, проявляет оригинальность в выполнении упражнений, элементы рационализма, изобретательности и пр., может сам составить задачи;

обнаруживает средний уровень самостоятельности мышления, стремится самостоятельно выполнять учебные задачи, выдвигаемые учителем, делает попытки решить задачу, несмотря на встречающиеся трудности, задачи составляет по аналогии;

не обладает самостоятельностью мышления, стремится заимствовать готовые решения, нуждается в постоянной помощи (опеки);

Умение работать в должном темпе

темп выполнения основных учебных навыков (чтение, письмо и др.) выше, чем у большинства уч-ся класса.

темп выполнения основных учебных навыков как у большинства уч-ся.

темп выполнения основных учебных еавыков ниже, чем у большинства учащихся класса.

Самоконтроль при изучении учебного материала

самоконтроль стал привычкой в учебной работе ученика, он всегда проверяет степень усвоения изученного дома с помощью контрольных вопросов из учебника, при необходимости сжато пересказывает изученное, проверяет правильность вычислений обратными действиями, правильность решения физических задач действиями над наименованиями, оценивает жизненную реальность получаемых результатов.

в основном выполняет названные выше требования, допуская отступления, не существенно сказывающиеся на усвоении знаний, умений, навыков.

практически не применяет приемов самоконтроля в учебной деятельности.

Сознательность обучения

ученик, осознавая общественную и личную значимость учения, аккуратно выполняет учебно-воспитательные требования учителей и ученического коллектива, проявляя инициативу, активность, настойчивость в обеспечении выполнения этих требований всеми учащимися.

ученик, осознавая общественную и личную значимость учения, в основном выполняет учебно-воспитательные требования учителей и ученического коллектива.

ученик недостаточно осознает значимость учегия, не выполняет требования учителей и ученического коллектива.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методика «Матрица Равена»

Инструкция к тесту Равена.

Сейчас вам будет предложен ряд графических рисунков. Всего их 60, они объединены в 5 групп.

На каждом отдельном рисунке в верхней половине листа находится прямоугольник, имеющий определенный фон или составные элементы (фигуры), связанные между собой некоей зависимостью. В правом нижнем углу прямоугольника имеется вырез - свободное, пустое место.

Под прямоугольником находится 2 ряда фрагментов (шесть или восемь), которые по форме и величине точно подходят к вырезу прямоугольника. Каждый предложенный фрагмент имеет различный рисунок.

Вашей задачей является найти в ряде фрагментов тот, который точно вписался бы в свободное место. Предпосылкой правильного решения является логическое рассуждение о том, по какому закону составлен рисунок в прямоугольнике, пустое место в котором вы должны заполнить.

Время на решение 60 заданий ограничено 20 минутами. Не задерживайтесь на первых заданиях теста, так как сложность их все время увеличивается.

Тестовый материал к методике Равена.

прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 1

прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 2                    прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 3

прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 4    прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 5

прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 6

прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 7           прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 8

прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 9     прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 10

прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 11        прогрессивные матрицы Равена, серия А, карточка 12

прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 1  прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 2

прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 3     прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 4

прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 5       прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 6

прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 7      прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 8прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 9прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 10

прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 11          прогрессивные матрицы Равена, серия B, карточка 12

прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 1прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 2

прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 3

прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 4

прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 5

прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 6

прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 7

прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 8

прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 9

прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 10

прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 11

прогрессивные матрицы Равена, серия C, карточка 12

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 1

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 2

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 3

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 4

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 5

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 6

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 7

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 8

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 9

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 10

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 11

прогрессивные матрицы Равена, серия D, карточка 12

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 1 

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 2

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 3

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 4

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 5

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 6

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 7

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 8

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 9

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 10

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 11

прогрессивные матрицы Равена, серия E, карточка 12

Бланк ответов к тесту Равена.

№ задания

Серия A

Серия B

Серия C

Серия D

Серия E

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

Сумма
правильных
ответов

 

 

 

 

 

Нормативное
распределение
баллов

 

 

 

 

 

Обработка результатов методики Равена.

Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллекта, умственной производительности испытуемого. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов.

Ключ (ответы) к тесту Равена.

Серия А

Серия В

Серия С

Серия D

Серия Е

1

4

2

8

3

7

2

5

6

2

4

6

3

1

1

3

3

8

4

2

2

8

7

2

5

6

1

7

8

1

6

3

3

4

6

5

7

6

5

5

5

1

8

2

6

1

4

6

9

1

4

7

1

3

10

3

3

6

2

2

11

4

4

1

5

4

12

5

5

2

6

5

Нормативное (ожидаемое) распределение баллов по сериям. Перевод полученных результатов в IQ показатель.

Количество правильных ответов/ Серия

А

В

С

D

E

IQ

Диагноз

15

16

17

18

19

20

21

8

8

8

8

8

8

8

4

4

5

5

6

6

6

2

3

3

3

3

4

4

1

1

1

2

2

2

2

0

0

0

0

0

0

1

62

65

65

66

67

69

70

Идиотия 0-20

Имбецильность 21-25

Дебильность средняя

51-70

 

1.

22

23

24

25

26

27

28

29

9

9

9

10

10

10

10

10

6

7

7

7

7

7

7

7

4

4

4

4

5

5

6

6

2

2

3

3

3

4

4

5

1

1

1

1

1

1

1

1

71

72

73

75

76

77

79

80

Легкая степень дебильности

71-80

 

 

 

 

2.

30

31

32

33

34

35

36

10

10

10

11

11

11

11

7

7

8

8

8

8

8

6

7

7

7

7

7

8

5

5

5

5

6

7

7

2

2

2

2

2

2

2

82

83

84

86

87

88

90

Ниже среднего

82-90

 

 

3.

37

38

39

40

41

42

43

44

11

11

11

11

11

11

12

12

9

9

10

10

10

10

10

10

8

8

8

8

9

9

9

9

7

8

8

8

8

9

9

9

2

2

3

3

3

3

3

4

91

92

94

95

96

98

99

100

Средний

91-100

 

 

 

 

 

4.

45

46

47

48

49

12

12

12

12

12

10

10

10

11

11

9

10

10

10

10

9

9

9

9

10

5

5

6

6

6

102

104

106

108

110

Нормальный

101-110

 

 

5.

50

51

52

53

54

12

12

12

12

12

11

11

11

11

12

10

11

11

11

11

10

10

10

11

11

7

7

8

8

8

112

114

116

118

120

Выше среднего

112- 120

 

6.

55

56

57

58

59

60

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

11

12

12

12

12

12

11

11

11

12

12

12

9

9

10

10

11

12

122

124

126

128

130

140

Высокий

Незаурядный

121-130

 

7.

Различие (разница) между результатом тестирования по каждой серии и между ожидаемыми результатами по общей шкале выражается и записывается как "отклонение" (0, -1, +2, -2, +1 и т. д.).

Когда отклонение по отдельным сериям больше 2, то числовой показатель по данной серии нельзя считать надежным. Общий показатель надежен тогда, когда отклонение больше 2-х появляется только к концу испытания в последних сериях. Большее отклонение в начале теста может быть признаком дефекта интеллектуальной способности, или же свидетельствует о дефекте внимания и/или восприятия.

Нормальные значения индекса в пределах 0-4 свидетельствуют о достоверности результата исследования. При увеличении индекса до критических значений (7 и более) данные теста считаются недостоверными.

Интерпретация полученных результатов.

В соответствии с суммой полученных баллов уровень развития интеллекта испытуемого можно определить следующими способами:

1) на основании процентной шкалы (см. табл. 1);

2) с помощью перевода полученных баллов в IQ с учетом возраста испытуемого (см. табл. 2.)

3) на основе оценки уровня интеллекта по шкале умственных способностей (табл. 3.)

Таблица №1. Процентная шкала степени развития интеллекта

Проценты

Степень

95 и выше

I степень: особо высокоразвитый интеллект испытуемого

75-95

2 степень; незаурядный интеллект

25-74

3 степень: средний интеллект

5-24

4 степень: интеллект ниже среднего.

5 и менее

степень: дефектная интеллектуальная способность

В зависимости от возраста испытуемого IQ вычисляется по формуле:

IQ = (IQв / %) * 100

где % определяется по таблице №2 (Корректировка на возраст):

Возраст

14-30

35

40

45

50

55

60

%

100

97

93

88

82

76

70

Далее, ориентируясь на выявленный показатель IQ, можно определить уровень умственных способностей.

Таблица №3. Градации уровней умственных способностей.

Показатели IQ

Уровень развития интеллекта

Свыше 140

незаурядный, выдающийся интеллект

121-140

высокий уровень интеллекта

111-120

интеллект выше среднего

91-110

средний уровень интеллекта

81-90

интеллект ниже среднего

71-80

низкий уровень интеллекта

51-70

лёгкая степень слабоумия

21-50

средняя степень слабоумия

0-20

тяжёлая степень слабоумия

Низкие показатели следует всегда считать менее надежными, чем высокие показатели.

 Пример. 

 

Общая сумма баллов

Серия А

СерияB

СерияC

СерияD

СерияE

IQ

Диагноз

Испытуемый

(возраст 35 лет)

53

12

12

12

9

8

118

Выше среднего

Испытуемый в первых трех сериях не допустил ни одной ошибки, т.е. все 12 ответов в сериях A, B, C верны. В четвертой серии D три ответа не совпали в правильным вариантом, в пятой серии E таких ответов было четыре. Отклонение результатов тестирования по каждой серии не превышает 2-х (см. таблицу Нормативное распределение баллов по сериям). Следовательно, числовой показатель по каждой серии можно считать надежным. Общий показатель также надежен. Тем самым, можно говорить о достоверности результата исследования. 

Уровень развития испытуемого на основании процентной шкалы: 53*100/60 = 88,33. Полученный результат означает 2 степень развития интеллекта, которую можно охарактеризовать как незаурядный интеллект (см. таблицу Процентная шкала степени развития интеллекта)

Общее количество баллов, полученных в результате диагностики по методике Равена, равно 53 и это соответствует значению коэффициента интеллекта IQ равному 118 (см. таблицу Перевод полученных результатов в IQ показатель).

Делаем поправку на возраст: (118 * 100) / 97  = 121,65 (см. таблицу №2). Таково фактическое значение IQ с учетом возраста испытуемого.

Согласно таблице №3 Градации уровней умственных способностей данное значение показателя IQ свидетельствует о высоком уровне интеллекта.

Качественный анализ результатов теста Равена. 

В серии А использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.

Серия В  построена по принципу аналогии между парами фигур. Испытуемый должен найти принцип, соответствен но которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

Серия С построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

Серия D построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Испытуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.


Предварительный просмотр: