Методическое объединение

План работы

Выступления

Активность учителей объединения

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы методического объединения учителей естественно-математического цикла на 2020-2021 учебный год.

Тема методического объединения

«Внедрение современных образовательных технологий в целях повышения качества образования по предметам естественно-математического цикла в условиях  ФГОС»

                                  Цели:

1.Обеспечит реализацию права каждого учащегося на получение образования в соответствии с его потребностями и возможностями.    

 2.Изучать и активно использовать инновационные технологии, пользоваться интернет-ресурсами в учебно-воспитательном процессе с целью развития личности учащихся, их творческих и интеллектуальных способностей, а также улучшения качества знаний.

 3.Совершенствовать качество преподавания предметов естественно-математического цикла путем внедрения современных образовательных технологий.

4.Продолжать работу с одарёнными детьми и организовать целенаправленную работу со слабоуспевающими учащимися через индивидуальные задания, совершенствовать внеурочную деятельность согласно ФГОС.

 5.Повысить уровень подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА по предметам естественно-математического цикла через внедрение современных образовательных технологий (проектной, исследовательской, ИКТ).

                                   Задачи МО:

1. Продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей, их профессионального уровня посредством:

  • выступления на методических советах;
  • выступления на педагогических советах;
  • работы по теме самообразования;
  • творческими отчетами;
  • публикациями в периодической печати;
  • открытыми уроками для учителей-предметников;
  • проведением недели естественно-математического цикла;
  • обучением на курсах повышения квалификации;
  • участием в конкурсах педагогического мастерства.

2.Проектировать образовательное содержание, направленное на формирование у школьников системы ключевых компетенций.

3.Провести отбор методов, средств, приемов, технологий, соответствующих новым ФГОС.

4.Внедрить в практику работы всех учителей МО современные образовательные технологии, направленные на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы и др..

5.Накопить дидактический материал, соответствующий новым ФГОС.

6.Использовать интернет-ресурсы в учебно-воспитательном процессе с целью развития личности учащихся, их творческих и интеллектуальных способностей, а также улучшения качества знаний.

7.Продолжить работу с одарёнными детьми и организовать целенаправленную работу со слабоуспевающими учащимися через индивидуальные задания, осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся, совершенствовать внеурочную деятельность согласно ФГОС.

8.Повысить уровень подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА по предметам естественно-математического цикла через внедрение современных образовательных технологий (проектной, исследовательской, ИКТ).

9.Совершенствовать материально-техническую базу преподавания предметов естественно математического цикла в  соответствии с требованиями к оснащению образовательного процесса ФГОС.

ПЛАН РАБОТЫ

МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННО – МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

на 2020-2021учебный год.

1. заседание (организационное) август

1. Итоги работы методического объединения за 2019-20 учебный год.

2 . Обсуждение и утверждение плана работы на 2020-2021учебный год.

3. Нормативно-методическое обеспечение по предметам естественно-математического цикла в 2020- 2021 учебном году.

4 Круглый стол: «Анализ результатов ОГЭ и ГВЭ 2020 года и мероприятия по совершенствованию системы подготовки в 2021 году»

5.Рассмотрение рабочих программ по предметам, их соответствие государственным стандартам, объемам практической части и графику прохождения учебного материала.

6. Выполнение единого орфографического режима.

 

2. заседание октябрь

1. Результаты успеваемости учащихся по предметам физико-математического цикла и др. (итоги мониторинга).

2. «Возможности информационных технологий обучения в процессе развития творческого мышления»

3. Межпредметный подход к изучению информатики.

4. Анализ результатов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предметам (Руководитель МО)

5. Подготовка проведения предметной недели

3.  заседание  ноябрь

1Работа с одарёнными детьми.

2. Подготовка проведения  недели М.В.Ломоносова.

3. «Использование исследовательской технологии при обучении химии»

4.Доклад «Метод проектов как условие развития творческой личности»

4. заседание  январь

1 Анализ работы за 2 четверть (успеваемость, выполнение программ).

2 Анализ состояния преподавания математики в выпускных классах.

3 Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ.

4 . Подготовка проведения предметной недели

Обзор материалов по ЕГЭ и ОГЭ, размещенных на сайте ФИПИ.

5 Анализ итогов муниципальных олимпиад .

6 Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления пятиклассников.

5. заседание март

1 Результаты успеваемости учащихся по предметам физико-математического цикла и др. за 3 четверть.

2. Организация работы по подготовке обучающихся к ГИА и ЕГЭ.

3 Урок – целостная система, основная форма организации учебно-воспитательного процесса.

4. Здоровьесберегающие технологии и учебная деятельность на уроках с учетом физиологических особенностей школьников в рамках ФГОС.

5.Организация и проведение консультаций, дополнительных занятий для подготовки учащихся к итоговой аттестации.

6. Подготовка проведения  недели, посвящённой 75-летию Победы.

6. Заседание май

Тема: «Анализ работы МО за 2020-2021 учебный год»

  1. Подведение итогов работы МО в 2020-2021 учебном году. Анализ работы МО.
  2. Анализ выполнения государственного стандарта образования по предметам.
  3. Обсуждения перспективного плана работы МО на новый 2021-2022 учебный год.

4. Готовность к выпускным экзаменам.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа села Золотая Степь

Советского района Саратовской области

Доклад

на заседании ШТГУ естественно-математического цикла

«Итоговая аттестация в 9 классе по информатике и в 11 классе по физике»

Подготовила учитель

физики и информатики

Крючкова Т.В.

с. Золотая Степь

2019

До сдачи ОГЭ школьникам, заканчивающим в 2020 году 9 класс, осталось не так уж много времени.

В этом учебном году экзамен по информатике выбрали 12 учащихся 9 класса. Расписание ОГЭ по информатике на 2019-2020 учебный год

Основной день

Резервный день

Досрочный период

27.04.20 (понедельник)

13.05.20 (среда)

16.05.20 (суббота

Основной период

29.05.20 (пятница)

05.06.20 (пятница)

20.06.20 (суббота)

23.06.20 (вторник)

25.06.20 (четверг)

30.06.20 (вторник)

Сентябрьская пересдача

11.09.20 (среда)

16.09.20 (среда)

17.09.20 (четверг)

18.09.20 (пятница)

В 2020 году ФИПИ планирует модернизировать КИМы для ОГЭ по информатике. Нововведения продиктованы особенностями программы, по которой обучались экзаменуемые, заканчивающие 9 класс в 2019-2020 учебном году. Стоит учесть, что  отличие от выпускников всех предыдущих лет, это будет первый выпуск, обучавшийся по стандартам ФГОС с 1-го класса. Отталкиваясь от норм ФГОС и актуальных программ, ФИПИ разработал новые КИМы, с которым предстоит столкнуться выпускникам 2020 года. В остальном формат проведения ГИА-9 по информатике останется неизменным:

  • экзамен будет проходить в стенах родного учебного заведения;
  • длительность – 2 часа 30 минут (150 мин.);
  • ответы 1-й части заносятся в бланк;
  • ответом на задания 2-й части является файл, который необходимо будет сохранить на ПК;
  • использование каких-либо калькуляторов запрещено;
  • доступ в Интернет на ПК в день ОГЭ блокируется;
  • экзаменуемым предоставляются файлы заготовки для выполнения некоторых заданий 2-й части.

При этом нормативными документами оговаривается, что на ОГЭ выпускникам должны быть предоставлены компьютеры с программным обеспечением, которым учащиеся пользовались на уроках информатики (текстовый и табличный процессоры, редактор презентаций, среда для составления алгоритмов, среда программирования).

Основные изменения

Итак, подготовка к ГИА всегда должна начинаться с ознакомления с тем, какие изменения произойдут в билетах, и мы предлагаем более детально разобрать нововведения демонстрационного варианта нового КИМа, представленного на сайте ФИПИ.

В 2020 году девятиклассникам на ОГЭ по информатике предстоит выполнить 15 заданий (в 2019 году их было 20), которые будут разделены на два блока:

Блок

Кол-во

Особенности

№1

10

С кратким ответом (без ПК)

№2

5

С развернутым ответом (практическая работа с ПК)

Из 10 заданий 1-го блока 7 вопросов базового уровня и 3 – повышенной сложности. Во втором блоке количество задач с высоким уровнем сложности увеличилось до 3, но также встретятся практические задачи базового и повышенного уровня. Все задания будут приблизительно равномерно распределены между тремя основными темами:

  1. Математические основы;
  2. Информационные технологии;
  3. Алгоритмизация и программирование.

Некоторые задания в 2020 году будут подобны прошлогодним, но в новых КИМах в них уже не будет готовых вариантов ответа, что исключает решение задачи путем банальной подстановки чисел.

Оценивание

Максимальное количество тестовых баллов на ОГЭ 2020 года по информатике – 19.

За правильный ответ на каждый из вопросов первой части экзаменуемый сможет получить 1 балл. Соответственно, справившись с 10-ю вопросами можно заработать только 10 баллов, что будет достаточно для получения аттестата, но не откроет перед выпускником двери специализированного класса или колледжа.

Задания второй части оцениваются от 1 до 3 баллов в зависимости от уровня сложности. Задачи №11, 12 оцениваются в 1 балл, чуть больше (2 балла) можно получить за правильное выполнение задач:

  • № 13 (создание презентации или форматирование текста);
  • №15 (алгоритм для исполнителя «Робот»);

Максимальное количество (3 балла) можно заработать, правильно выполнив все три подпункта задания №14 (работа в табличном процессоре).

Также на сайта ФИПИ уже представлены рекомендуемые таблицы для перевода тестовых баллов ОГЭ 2020 года по информатике в школьную оценку:

Суммарный балл

Оценка

16-19

5

10-15

4

4-9

3

0-3

2 (не сдал

Особенности проведения ЕГЭ по физике в 2020 году

Контрольные измерительные материалы (КИМ) к ЕГЭ по физике кон-струируются преимущественно на основе Федерального компонента государ-ственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образова-ния изучения предмета на профильном уровне (утверждён приказом Минобра-зования России от 05.03.2004 № 1089), так как экзамен по этому предмету яв-ляется сугубо абитуриентским, то есть, востребован только при продолжении образования в профильном вузе. Тем не менее, минимальное количество бал-лов ЕГЭ по физике, подтверждающее освоение выпускником основной про-граммы среднего общего образования по предмету, устанавливается исходя из требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования изучения предмета на базо-вом уровне (утверждён приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089). Этим требованиям соответствуют задания базового уровня сложности из 1 части работы. Использование в работе заданий повышенного и высокого уровней сложности необходимы для ранжирования степени подготовленности экзаменуемых к продолжению образования в вузе.  

Поскольку экзаменационная работа 2020 года строится на основе того же федерального компонента государственного образовательного стандарта, что

  •  работа 2019 года, существенных концептуальных изменений в её структуре
  • содержании не планируется. Тем не менее, некоторые изменения будут.

Чтобы их выявить, сравним спецификации КИМ за 2019 и 2020 годы.

Вариант экзаменационной работы 2020 года, как и в 2019 году, состоит из двух частей и включает в себя 32 задания, различающихся содержательно, имеющих разную структуру и уровень сложности. Часть 1 содержит 24 зада-ния с кратким ответом, в том числе задания с самостоятельной записью ответа в виде числа, двух чисел или слова, а также задания на установление соответ-ствия и множественный выбор, в которых ответы необходимо записать в виде последовательности цифр.

Часть 2, как и в предыдущие годы, будет содержать 8 заданий, объединенных общим видом деятельности – решением задач.

Структура экзаменационной работы в 2020 году по сравнению с экзаменационной работой 2019 года

Как видно из таблицы, количество заданий и их количественное распределение по частям работы не изменилось, однако слегка увеличились максимальный первичный балл и вклад в максимально возможную оценку второй части экзаменационной работы.

Это связано с тем, что расчётная задача по механике или молекулярной физике, которая ранее была представлена в части 2 в виде задания с кратким ответом, теперь предлагается для развёрнутого решения, имеет по-прежнему повышенный уровень сложности, но оценивается максимально в 2 балла вме-сто 1 балла в 2019 году. Таким образом, число заданий повышенного уровня с кратким ответом во второй части работы сократилось на одно, а число заданий с развёрнутым ответом, соответственно, на одно увеличилось. Поэтому увеличился на единицу максимальный первичный балл за вторую часть работы и за всю работу в целом.

  • первой части работы с 2018 года появилось задание по астрофизике на множественный выбор. В 2020 году вместо выбора двух обязательных верных ответов предлагается выбор всех верных ответов, число которых может составлять либо 2, либо 3. Это задание по-прежнему оценивается максимально двумя первичными баллами, если указаны все верные элементы ответа, одним баллом – если допущена одна ошибка (в том числе указана одна лишняя цифра наряду со всеми верными элементами или не записан один элемент ответа). Если допущены две ошибки, задание оценивается в 0 баллов.

Полностью сохранено распределение числа заданий по разделам школьного курса физики и способам деятельности

Распределение заданий по проверяемым умениям и способам деятельности учащихся в 2019 и 2020 годах

Некоторые изменения произошли в распределении заданий по уровням сложности: увеличилось на 2 единицы количество заданий базового уровня при одновременном уменьшении на 2 единицы количества заданий повышенного уровня:

Распределение заданий по уровню сложности в 2020 году

по сравнению с 2019 годом

Несмотря на увеличение заданий, требующих развёрнутый ответ, общее время, отведённое на выполнение работы, и нормы времени на выполнение заданий разных типов не изменились.

Распределение времени выполнения по типам заданий в 2019 году по сравнению с 2018 годом

Появление среди заданий с развёрнутым ответом задачи повышенного уровня, которая оценивается максимально в 2 балла, потребовало разработки для её проверки отдельных обобщённых критериев оценивания. Для других задач с развёрнутым ответом обобщённые критерии оценивания остались неизменными.

Перечисленные выше изменения в КИМ 2020 года обосновываются Фе-деральной предметной комиссией следующим образом:

1. Результаты выполнения расчетных задач с кратким ответом из второй части экзаменационной работы остаются невысокими. Анализ вееров ответов показывает, что достаточно многочисленная часть участников экзамена допускает ошибки не в формулах (физические ошибки), а при расчётах или в процессе математических преобразований (математические ошибки). При этом решение всей задачи оценивается в 0 баллов, хотя все необходимые законы и формулы эта группа выпускников применяет правильно. Перевод таких расчётных задач в форму с развёрнутым ответом даст возможность оценивать как полностью верные ответы, так и частично верные, в которых правильно используется физическая модель при наличии проблем с математикой. Эти идеи заложены в обобщённых критериях оценивания. В требования к полному верному ответу (максимальные 2 балла) включены три стандартные позиции:

записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом;

проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу;

представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины.

Один балл ставится в случаях, если:

- правильно приведены все необходимые положения теории, физические законы, закономерности, проведены необходимые преобразования, но допущена ошибка в ответе или в математических преобразованиях или вычислениях;

- представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо и достаточно для решения данной задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи (например, не хватило времени для того, чтобы довести решение до числового ответа).

2. В задании 24 повышенного уровня по астрономии тестируется новая модель заданий с множественным выбором ответа: выбор всех верных ответов (а их может быть два или три) вместо выбора двух правильных ответов из пяти предложенных (три оставшихся гарантированно неправильные). Это изменение направлено на уменьшение процента интуитивных или просто угаданных ответов, что, возможно, ухудшит результаты слабых экзаменуемых, но не должно явиться критичным для экзаменуемых, серьёзно и вдумчиво готовившихся к экзамену.

Таким образом, очевидна преемственность тематического наполнения и структуры КИМ к экзамену 2019 и 2020 годов, а также подходов к оцениванию заданий, что создают предпосылки для стабильной, спокойной и качественной подготовки к ЕГЭ по физике в грядущем году.

Методические рекомендации по подготовке учащихся

  • государственной итоговой аттестации 2020 года по физике

Перечисленные выше изменения в КИМ ОГЭ и ЕГЭ, планируемые в 2020

году, не имеют концептуального характера, по-прежнему охватывают всё традиционное тематическое разнообразие школьного курса физики и в основной, и в старшей школе, основано на базовых идеях ФГОС первого и второго поколений. Эти изменения преимущественно расширяют круг структурных моделей экзаменационных заданий, которые, безусловно, должны быть включены в процесс подготовки к экзамену.

Тем не менее, залогом успешной сдачи экзаменов по физике по-прежнему является полноценное физическое образование, предполагающее выполнение в полном объеме требований ФГОС. Многолетний опыт показывает, что практика специального предэкзаменационного натаскивания выпускников на сдачу ОГЭ и ЕГЭ без системного изучения учебного предмета обречена на весьма ограниченный успех.

        В данных рекомендациях мы исходим из того, что системная подготовка экзамену за курс и основной, и старшей школы начинается с самого начала изучения физики, с первых уроков. При этом важно принимать во внимание не только содержание изучаемого материала, но и особенности обучения школьников специальным организационным и смысловым аспектам экзаменационной процедуры, сделать их привычными и понятными. Важно, чтобы учителя стали систематически применять в процессе обучения школьников критериальное оценивание результатов выполнения ими всех видов учебных заданий. Это позволит предупредить возможные затруднения выпускников и даст возможность избежать досадных срывов в процессе экзамена. В процессе обучения необходимо грамотно организовать сопутствующее повторение учебного материала, а непосредственно перед экзаменом спланировать обобщающее повторение.

При планировании обобщающего повторения целесообразно обратить внимание на те вопросы школьного курса физики, которые изучаются точечно и не востребованы в полной мере при освоении последующих тем.

При организации учебного процесса необходимо опираться на использование в текущей работе с учащимися заданий всех типологических групп, которые используются в контрольных измерительных материалах ОГЭ и ЕГЭ: заданий, классифицированных по структуре, по уровню сложности, по разделам курса физики, по проверяемым умениям, по способам представления ин-формации и т. п.

Особое внимание важно уделять формированию у учащихся методологической культуры решения расчетных физических задач. Этот вид деятельности является одним из наиболее важных для успешного продолжения образования. В экзаменационной работе проверяются умения применять физические законы и формулы, как в типовых, так и в измененных учебных ситуациях, требующих проявления достаточно высокой степени самостоятельности при комбинировании известных алгоритмов действий или создании собственного плана выполнения задания. Фундамент для формирования этих умений закладывается в основной школе и постепенно надстраивается в течение всех лет изучения физики.

Необходимо помнить, что изучение физики на базовом уровне в полной средней школе не предполагает обучение выполнению заданий высокой степени сложности. Не следует нерационально расходовать время урока на демонстрацию решения сложной задачи: основная часть обучающихся не подготовлена к ее восприятию и, поэтому, не способна усвоить предлагаемый учителем материал. Целесообразнее сконцентрировать внимание на повышении качества усвоения материала на базовом уровне.

  • классах с изучением предмета на повышенном уровне (профильный уровень) целесообразно помнить, что обучение решению задач – самостоятельная педагогическая проблема, которая не решается путем демонстрации учащимся образцов решения задачи учителем. При обучении решению задач высокой степени сложности важны не только знания соответствующего учебного теоретического материала и умение применять его в простейших ситуациях, но понимание и знание метода решения. Это последнее напрямую связано с умением проводить мыслительные операции высокого порядка. Отсюда следует, что при предъявлении учащимся образцов решения той или иной задачи главное внимание следует уделять качественному анализу ситуации и тщательному построению рассуждения.

За последние годы в КИМ ГИА существенно увеличилось количество за-даний на установление соответствия между множествами и на множественный выбор. Каждое из них оценивается от 0 до 2 баллов. Результат выполнения задания оценивается в 2 балла, если верно указаны все элементы ответа, и в 1 балл, если допущена одна ошибка.

Необходимо нацеливать обучающихся на то, что во время экзамена эти задания надо обязательно постараться выполнить, так как они влияют на окон-чательный результат больше, чем другие задания, проверяемые компьютером, и так как за эти задания можно получить 1 балл даже при наличии ошибки.

Желательно исключить из практики задания с выбором ответа (даже, если речь идет об основной школе). Учащихся необходимо ориентировать на получение ответа собственными силами, путем проведения расчетов или построения рассуждения.

Варианты ответов, предложенные в подобных заданиях, можно использовать для выявления типичных ошибок, допускаемых обучающимися. При этом важно провести обсуждение типичных ошибок, выявить их конкретные причины, это позволит провести необходимую коррекцию знаний и умений учащихся.

При выполнении экзаменационной работы учащимся очень важно выдерживать временной регламент и научиться быстро переключаться с одной темы на другую. Очевидно, эти требования следует жестко соблюдать при проведении формирующего и констатирующего контроля знаний и умений, а также при организации обобщающего повторения.

При подготовке к экзамену, безусловно, могут быть полезными специальные пособия, а также задания из открытого сегмента банка заданий ОГЭ и ЕГЭ. При этом не следует пренебрегать привычными школьными задачниками: банк качественных и расчетных задач частично пополняется с их использованием. Очень полезной считаем процедуру самостоятельного конструирования учащимися заданий, соответствующих по структуре тем, которые представлены в КИМ. Это отдельная самоценная творческая работа, позволяющая в какой-то мере восполнить дефицит заданий с использованием новых структурных моделей.

Учащиеся должны привыкнуть к тому, что на экзамене большое значение имеют не только их знания, но и организованность, внимательность, умение сосредотачиваться. Например, зачастую ошибки экзаменуемых связаны с невнимательным прочтением условия задачи: не обратил внимания на частицу «не» или спутал «увеличение» с «уменьшением».

В заданиях могут содержаться избыточные и недостающие данные. Например, в текстах заданий отсутствуют данные из таблиц — их необходимо отыскать самостоятельно в справочных таблицах. При этом значения величин и констант, содержащиеся в справочных материалах к варианту экзаменационной работы, должны использоваться строго, без дополнительных уточнений или округлений. Например, при решении задач значение ускорения свобод-ного падения следует принимать равным 10 м/с2, как указано в справочных таблицах КИМ, а не 9,8 м/с2, как это привычно делают ученики основной школы.

Безусловно, все эти «подводные камни» следует учитывать во время тренировок при подготовке к экзамену.

Повышение результатов при выполнении заданий, проверяющих методологические знания и экспериментальные умения выпускников, возможно только при условии расширения спектра фронтального эксперимента с предпочтением лабораторных работ исследовательского характера. Формирование умений проводить измерения и опыты, интерпретировать их результаты и делать соответствующие выводы возможно только в ходе эксперимента на реальном физическом оборудовании. При этом в процессе обучения важно проводить обсуждение полученных результатов на всех этапах проведения школьного натурного физического эксперимента.

Теоретическое натаскивание учащихся на выполнение заданий по методологии, не подкрепленное систематической исследовательской работой с реальным физическим оборудованием, никогда не приводит к устойчивому положительному результату.

Письменные формы текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации ни в коей мере не являются основанием для сокращения времени, отводимого на уроке на формирование грамотной устной речи. Более того, необходимо требовать от ученика постоянного обоснования своих действий и проведения рассуждений, без этого он не сможет записать эти рассуждения на экзамене. Поэтому подготовка к ГИА в качестве обязательного элемента включает в себя формирование читательской грамотности и грамотной устной речи.

Важно помнить о необходимости строгого соблюдения единого орфографического режима. К сожалению, ученики, неплохо сдавая ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, при записи решения физических задач делают существенное количество орфографических и лексических ошибок.

Еще раз подчеркнем, что важным этапом подготовки ученика к экзамену должно стать использование учителем в текущей работе обобщенных критериев оценивания, которые применяются экспертами при проверке заданий, требующих развернутого ответа. В школьной практике ученики, к сожалению, часто не записывают незавершенное решение задачи и делают это потому, что учитель, как правило, оценивает только полностью решенные задачи. Это – неверно, так как за решение задач, требующих развернутого ответа, на экзамене можно получить один или два балла даже в том случае, если задача не доведена до конца. Поэтому ученики должны помнить: всегда имеет смысл записывать решение, даже когда оно не закончено, не проведен числовой расчет или результат вызывает сомнение.

Традиционно, многие ошибки обусловлены отсутствием элементарных математических умений, связанных с преобразованием математических выражений, действиями со степенями, чтением графиков и др. Очевидно, что решение этой проблемы для учителя физики невозможно без регулярного включения в канву урока элементарных упражнений на отработку необходимых математических операций.

Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФБГНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (www.fipi.ru):

     -документы, определяющие структуру и содержание КИМ ОГЭ и ЕГЭ 2020г;

     -открытый банк заданий ЕГЭ;

      -методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников ОГЭ и ЕГЭ прошлых лет;

- учебно-методические материалы для председателей и членов региональ-ных предметных комиссий по проверке заданий с развёрнутым ответом;

- видео-консультации руководителей федеральной и региональной пред-метных комиссий и др.



Предварительный просмотр:

Отчёт по методической теме «Тестирование как одна из форм эффективной учебной деятельности»

Очень важным компонентом современной технологии обучения является ТЕСТ, как инструмент измерения уровня знаний и сложности заданий.

Требования к тестам.

Тесты должны удовлетворять определенным требованиям, так как случайно подобранный набор знаний нельзя назвать тестом.

Определенность.

После прочтения задания каждый учащийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать. Если учащийся после прочтения задания правильно действует и отвечает менее чем на 70% задания, то тест необходимо проверить на определенность.

Простота.

Формулировка заданий и ответы должны быть четкими и краткими. Показателями простоты является скорость выполнения задания.

Однозначность.

Задание должно иметь единственно правильный ответ- эталон

Равнотрудность.

При составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.

Общедидактические требования к контролю знаний включают: систематичность, углубленность, всесторонность, объективность, индивидуализацию, гласность, дифференцируемость оценок.

Алгоритм составления тестов

Контроль знаний играет ключевую роль в процессе обучения и тесты, как один из методов контроля, требуют очень внимательного и точного подхода. При составлении теста нужно придерживаться определенного алгоритма.

  1. Определение целей тестирования:
  • Оценка знаний специфических фактов, терминов, понятий;
  • Проверка умения давать определния, понятия, определять их содержание и обьем;
  • Проверка знания формул, законов, теорий, принципов, методов, умение применить их;
  • Умение находить сходства и различия;
  • Умение представлять материал на графиках, схемах, таблицах.
  1. Определение вида контроля – входной (установочный), промежуточный, тематический, рубежный, итоговый.
  2. Выбор формы тестового задания, который зависит от целей тестирования и содержания. Выделяется два типа тестов:

1) Закрытые: где есть готовые ответы: выбрать из 2, 3, 4, 5 предоставленных альтернативных ответов, установление истинности, ложности, соответствия, установление последовательности.
2) 
Открытые: которые не имеют готовых ответов, их надо конструировать, самостоятельно дополнить, закончить, составить.

  1. При формулировке задания теста необходимо придерживаться следующих методических советов:

-основной текст задания содержит не более 8-10 слов;
-каждый тест должен выражать одну идею, одну мысль;
-задания должны быть краткими, четкими, легко читаемыми, суждения иметь утвердительную, а не вопросительную форму;
-формулировка заданий не должна содержать двусмысленности, а тем более ловушек;
-избегать таких слов, как “иногда”, “часто”, “обычно” в правильных утверждениях и слов “всегда”, “иногда”, “невозможно” в неправильных.
-располагать тесты по возрастанию трудности;
-каждое задание и ответ формулировать так, чтобы верный ответ могли дать только те, кто хорошо усвоил материал;
-задания сформулировать так, чтобы ответы могли быть получены путем рассуждения, а в число неверных ответов в первую очередь включать такие, которые являлись результатом типичных ошибок, допускаемых учащимися;
-правильные ответы должны располагаться в случайном порядке;
-ответы на один вопрос не должны зависеть от ответов на другие вопросы;
-ответы не должны содержать подсказки, быть нелепыми.

  1. Тест должен включать разнообразные тестовые задания по форме, содержанию, степени сложности и количеству, достаточно полно охватывать материал проверяемой темы.
  2. Тестовые задания должны быть разноуровневыми по степени сложности:

Уровень А – задания, расчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.
Уровень Б – задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях.
Уровень В – задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяющие выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях.

  1. Время выполнения каждого задания определяется в зависимости от сложности.

Использование тестирования: на экзаменах; на срезах; при выставлении итоговых оценок; в сочетании с традиционными формами и методами проверки.

Проверочные работы в 5-6 классах проводятся в виде тестирования.

 Подготовка к ГИА 9 класс, модуль «Алгебра», модуль «Геометрия» 13 задание проводится в виде тестирования.

Приведу примеры тестовых заданий на ОГЭ:

№1. На координатной прямой отмечены числа  а и с

 

https://math-oge.sdamgia.ru/get_file?id=97

Какое из следующих утверждений неверно?  1.с-а<0  2. –а >0  3. ас>0  4.с+1>1

№2.   В какое из следующих выражений можно преобразовать дробь а-8 *а/а-4?                                    

  1. а-3    2. а-11   3. а3    4. а-1 

№3. Установите соответствие между функциями и их графиками.

 

C:\Users\ДОМ\Desktop\get_file.png

https://oge.sdamgia.ru/formula/svg/62/6296bd928f07f9f81d6f62c7ec10f01a.svghttps://oge.sdamgia.ru/formula/svg/62/6296bd928f07f9f81d6f62c7ec10f01a.svghttps://oge.sdamgia.ru/formula/svg/f0/f020430a81c31901ea8c1926c8cbe762.svghttps://oge.sdamgia.ru/formula/svg/62/6296bd928f07f9f81d6f62c7ec10f01a.svg

№4   На каком рисунке изображено множество решений неравенства х2 -17х+72≤0

C:\Users\ДОМ\Desktop\get_file (1).png

№5      Укажите номера верных утверждений.

       1) Если угол острый, то смежный с ним угол также является острым.

2) Диагонали квадрата взаимно перпендикулярны.

3) В плоскости все точки, равноудалённые от заданной точки, лежат на одной окружности.

 

Заключение

Таким образом, преимущество тестов в том, что они позволяют проверить элементарные знания учащихся, которые составляют необходимую базу обучения любой дисциплины.

Умение заполнять тесты помогает нашим абитуриентам успешно принимать участие в централизованном тестировании.



Предварительный просмотр:

Отчет по методической работе за 2019-2020 учебный год  учителя физики  Крючковой Т.В.

Краткая информация об учителе

Крючкова Татьяна Владимировна

Учитель первой категории.
Работает в МАОУ – СОШ с. Золотая Степь с 1993 года.
Награждена:

Благодарственным письмом администрации школы  за добросовестный труд (05.10.2002 г.)
Почетной грамотой администрации муниципального образования Советского района Саратовской области за успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения (2004 г.)
Почетной грамотой администрации школы за активное участие в проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся и личный вклад в развитие школы(01.09.2011г.)

Почетной грамотой управления образования Советского района Саратовской области за личные трудовые достижения, профессиональное мастерство и многолетний добросовестный труд (2012 г.),

Благодарственным письмом МО Саратовской области 2016г

Благодарственным письмом МО Саратовской области 2018г


Аттестация:

23.01.20

Курсы:

23.09.17-24.11.2017 «Теория и методика обучения физике в условиях реализации ФГОС общего образования» (с использованием дистанционных образовательных технологий)

15.04.2019 – 30.06.2019 «Гибкие компетенции проектной деятельности»

16.09.2019 -27.09.2019 «Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по информатике»

17.12.2019-09.02.2020 «Прикладная информатика и основы программирования»

        Преподает физику в 7 - 11 классах, информатику в 5-11 классах
Электронный адрес:
t.kryuchkova2014@yandex.ru

Отчёт о методической работе Крючковой Т. (2019-2020 уч. г.)

Тема методической работы: «Метод тестового контроля на уроках физики»

Цели:

  1. Воспитание интереса к предмету
  2. Создание условий для  обучения по новым ФГОС
  3. Повышение качества обучения физике

Внедряемые технологии:

  1. Элементы ТОГИС (технология образования в глобальном информационном сообществе)

Образовательная технология ТОГИС реализует деятельностно-ценностный подход к образованию.

Функция учителя в ТОГИС – постановка целей и планируемых результатов, организация деятельности обучающихся, управление ею и экспертиза полученных результатов на предмет соответствия планировавшимся. 

Методы обучения  – проблемный и модельный.

Направления применения –

  • Выработка навыков научного исследования, организация эффективного поиска необходимой информации с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных средств.
  • Генерирование способов решения проблемной задачи.
  • Рефлексия проведенной деятельности на завершающем этапе в виде сопоставления результата работы с достижениями общественного развития.
  1. Элементы ОВС (обучение в сотрудничестве)

Основной идеей ОВС является самостоятельная работа учащихся в малых группах (от 2-х до 5-и человек), учебные задания структурируются таким образом, что все члены группы оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материала и решении задач.

Функция учителя в ОВС – организация групповой деятельности учащихся, консультирование отдельных учеников или группы учащихся, анализ результатов деятельности учащихся.

Основные принципы ОВС –

  • Группы формируются предварительно, с учетом психологических особенностей учащихся.
  • Группе дается одно задание, Роли (председатель, секретарь, теоретик, и т.п.) распределяются либо самими учениками, либо при помощи учителя.
  •  Оценивается работа всей группы, а не одного ученика.
  • Учитель, а иногда сами учащиеся, выбирает представителя группы, который должен отчитаться за выполнение задания.
  1. Проектная.

Разработанные материалы и другая работа

Результат, внедрение и апробация

1. Подготовка учащихся к олимпиадам

II этап Всероссийской олимпиады по физике: 

Михайлюк Арина 7 класс рейтинг 1

Обоймова Анастасия 8 класс рейтинг 3

Призёров нет, участники

2. Участие в проверке работ 2 этапа Всероссийской  олимпиады по физике

Декабрь 2019г Член жюри

3.  Подготовка материалов к промежуточной аттестации  в 7-х - 10-х классах

Использовалось на промежуточной аттестации

Мониторинг научно-методической деятельности
  Крючковой Т.В. за 2013-2014 учебный год

Методические разработки

Результаты методической деятельности за год

1. Выступлению на заседании ШТГП естественно-математического цикла

«Итоговая аттестация в 9 классе по информатике и в 11 классе по физике»

    12. 2019.

2. Подготовка материалов к промежуточной аттестации в 7- 10 классах

3. Выступлению на заседании ШТГП естественно-математического цикла

«Метод тестового контроля на уроках физики и информатики»

1. Член жюри II этапа Всероссийской олимпиады по физике

2.  Повышение квалификации

Название

дата

1

«Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по информатике»

16.09.2019-27.09.2019

2

«Прикладная информатика и основы программирования»

17.12.2019-09.02.2020

3

«Подготовка организаторов ППЭ»

7.03.2020

4

«Основы обеспечения информационной безопасности детей»

28.04.2020

  1.  Качество знаний:

 Физика 62,14%

  Информатика 85,3%



5. Внеурочная работа:

Консультации 9, 11 класс

Работа со слабоуспевающими

Работа с одаренными

 

Продолжу работу  по данной методической теме еще на 1 год.



Предварительный просмотр:

Отчёт

учителя химии и биологии Борисенко Анны Ивановны МАОУ - СОШ села Золотая Степь Советского района Саратовской области по теме самообразования «Развитие познавательного интереса на уроках биологии».
                                                                                                 30.05.2020 г.

Как привлечь внимание ребенка? Как сделать так, чтобы у ребенка возник интерес, так сказать загорелись его глаза? Ведь в нашем насыщенном информацией мире это так сложно сделать! Но я думаю, есть способ и не один, чтобы решить данную задачу. Успешность обучения предмету в большой степени зависит от познавательного интереса. Проблемой формирования познавательных интересов занимались многие психологи и педагоги (Я.А. Каменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Ф. Гербарт, К.Д. Ушинский Г.Н. Щукина, Д.И. Трайтак и др.), и каждый из них трактовал познавательный интерес по-своему. Наиболее полное с точки зрения процесса обучения определение дает Дмитрий Илларионович Трайтак, говоря что познавательный интерес это эмоционально-волевая направленность сознания учащегося на постоянное стремление к активному овладению учебным предметом. (3)  В процессе развития познавательный интерес, по мнению Н.Г. Морозовой (2), проходит несколько уровней.                            Первый уровень развития познавательного интереса – любопытство - интерес школьников всех возрастов к внешней занимательности сведений, эффектным опытам, ярким фактам, неожиданным сравнениям, парадоксальным явлениям, впечатляющим словам учителя интересным фактам, конкретным явлениям, игровым процессам.                                        Второй уровень развития познавательных интересов – любознательность – характерен  подросткам, у которых начинает формироваться интерес к установлению причинно-следственных связей, познанию свойств предметов и явлений. Этот процесс связан с усложнением характера  деятельности, которая становится описательно-поисковой. Здесь учитель может использовать такие приемы, как проблемное обучение и биологические задачи. На более высоком третьем уровне - творческом - познавательный интерес становится свойством личности, которое называют пытливостью. В лице таких учеников учитель приобретает активных союзников учебного процесса. Активные читатели, внимательные слушатели, они подчас

озадачивают учителя своей неуемной пытливостью, стремлением знать все, что находится на передовых рубежах современной науки. К психологическим аспектам формирования и развития познавательного интереса подростков, по мнению Д. Б. Эльконина (5), является стремление к взрослости, а вместе с ними стремлением к самостоятельности. В методике преподавания интересы классифицируют по принципу вычленения наиболее общих признаков с последующей конкретизацией:                                          1. группы интересов (например: учебные, профессиональные, читательские, спортивные, эстетические и др.);

2. виды интересов (например, группа учебных интересов имеет следующие виды: интерес к общим вопросам биологии, химии, географии и т. д.);

3. подвиды интересов (например, интерес к биологии содержит такие подвиды, как: интерес к ботанике, интерес к зоологии, интерес к общей биологии и др.);

4. разновидности интересов (например, интерес к ботанике может быть обусловлен интересом к изучению различных видов кактусов, бегоний, плодовых и др.). (Г.И. Щукина, 4) Среди факторов, влияющих на формирование и развитие познавательных интересов выделяют:                                   1) содержание учебного материала. Учебная информация, используемая на уроках, входит составной частью в содержание обучения. В основе отбора информации лежат дидактические принципы:

 принцип наглядности,

 принцип доступности,

 принцип научности,

 принцип актуальности,

 принцип систематичности.

2) процесс обучения:

А) мотивы:

познавательные:

- широкие познавательные (общие): ориентация на овладение новыми знаниями, фактами,

явлениями, закономерностями;

- учебно – познавательные (предметные): ориентация на усвоение способов добывания знаний,приемов самостоятельного приобретения знаний; -самообразование: ориентация на приобретение дополнительных знаний. Затем на построение специальной программы самосовершенствования.

социальные:

- широкие социальные мотивы - долг и ответственность, понимание, социальной значимости учителя;

- узкие социальные или позиционные мотивы - стремление занять определённую позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение;

- мотивы социального сотрудничества - ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком;

Б) методы и приемы:

- практические - опыт, упражнение;

- наглядные - иллюстрация, демонстрация, наблюдение;

- словесные - объяснение, рассказ, беседа, лекция, инструкция, дискуссия;

- работа с книгой - чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение,

составление плана, конспектирование;

- видеометод - просмотр, обучение, контроль.

3. личность учителя:

- внешний вид – ухоженность, стиль и т.п.

- личные качества – темперамент, профессионализм, педэтика и т.п.

Озадачить ребенка, показать нестандартную ситуацию, казалось бы, в самой обычной обстановке на уроке или в теме урока – вот цель и задача учителя при формировании познавательного  интереса, который необходим при усвоении учебного материала.

Например, в обычном на первый взгляд уроке о внешнем строении рыб можно поставить  несколько вопросов нестандартных, неординарных, способных привлечь внимание даже слабых и запущенных учеников - Есть ли у рыбы паспорт? Зачем рыбе вещество страха? Почему рыба такая костлявая? Как рыбы видит в полной темноте? Возможен и другой подход - увлечь учеников проблемой, казалось бы, далекой в частности от биологии области - например, историей получения знаний человечеством. Каверзным вопросом поставить некоторых слушателей в тупик - Можно ли стать ученым без образования? Почему на многие вопросы нельзя ответить? Например, хорошо известный во всем мире человек - Антон ван Левенгук, добившийся славы и почета в мире науки, и благодаря не своему образованию, а природному любопытству, упорству и трудолюбию! Он доказал всему ученому миру, что жажда знаний у человека может привести его к более чем превосходным результатам. Об этом свидетельствует уважение соотечественников и памятник на главной площади его родного города в Нидерландах – в Делфте. И приходя на урок, надо обязательно самому помнить и говорить, напоминать ребенку, что многое в                                             окружающем мире ещё не познано и многое ещё предстоит открыть, многие знания находятся под завесой тайны и, чтоб проникнуть под неё нужно иметь терпение и труд и приложить огромные усилия, подчас неимоверные! Знания никогда не приходили человечеству так легко, как кажется на первый взгляд, получение знаний связано порой с преодолением препятствий и смертельных моментов, через которые надо переступить, и то, что кажется ребенку так легко – открыть учебник и прочесть, не всегда в истории человечества было именно так! Книги как источник знаний уничтожались в огне или запрещались к прочтению, изымались из  хождения, авторов книг и научных трудов подвергали пыткам и смертной казни, но знания всегда находили себе дорогу и вновь проникали в умы любопытных, жаждущих открытий представителей человечества! Память науки хранит имена ученых погибших на кострах инквизиции за новые открытия – Джордано Бруно, Мигеля Сервета, открывшего малый круг кровообращения, и многих других. Из исторического рассказа на уроке, посвященного изучению транспортных систем организма человека: «В XVI веке предпринял попытку донести до мира описание малого круга кровообращения богослов Мигель Сервет в своей книге, опубликованной в 1553 году. Но так как книга затрагивала основы христианской  религии, автора книги и саму книгу сожгли на костре».

Необходимо привлекать внимание детей к существенным моментам в истории развития биологии как науки. Например, к возникновению целых направлений в биологии и к учёным, их создавшим Грегор Мендель, являющийся основателем науки генетики, создавший её практически на пустом месте, если образно говорить, на пустоши у своего монастыря, Чарльз Дарвин, создавший эволюционное учение о происхождении видов и человека, Илья Мечников, открывший необычный тип иммунитета, Пирогов – великий русский врач-практик, спасавший своими открытиями множество раненых на полях сражений. Этот список можно продолжать до бесконечности и использовать такой способ привлечения внимания учащихся возможно практически на каждом уроке, подчеркивая при этом, что, на самом деле все эти знания доставались человечеству очень нелегко, особенно в борьбе с мракобесием отдельных граждан, политики общества и некоторых государств. На некоторых уроках приходится ломать ложные стереотипы, возникшие у детей при рассмотрении различных тем! Например, в известной каждому ребенку сказке «Муха-цокотуха» есть персонажи, достаточно известные и имеющие определенную репутацию! Если вас спросят, кто в этой сказке положительный герой, а кто отрицательный, то не посвященный в биологии слушатель ответит сразу, не задумываясь, что положительными героями являются, конечно, муха  и комар – её защитник, а вот ужасный паучище и разбойник – это отрицательный герой, несомненно! Но так ли это на самом деле? И ребенку становится непонятно как же так? Его стереотип уже сформирован литературным произведением, но он противоречит знаниям  биологии. Вот здесь задача педагога и состоит в том, чтобы раскрыть истинную роль этих живых существ и кто в природе, и для человека в частности, является положительным, а кто отрицательным персонажем! И в результате урока выясняется, что паук-то – это замечательное существо, которое является хищником и уничтожает в природе множество насекомых, в том числе и мух, а вот муха – это организм, который переносит на своих лапках до 200 видов опасных для человека заболеваний, а жалящий комар также является переносчиком смертельно опасных заболеваний, таких как малярия и лихорадка. Ребёнка очень важно научить любить природу, видеть её красоту, и даже не там, где её все видят, а там, где она незаметна! «Изучая природу, мы не перестаём удивляться её разнообразию!» Научить понимать красоту природы, видеть её целесообразность! Третий способ привлечения внимания ребенка к изучаемому материалу на уроке – это преподнося материал, показывать свое отношение к излагаемому, а также к истории науки и биологическим процессам, или рассказать, например, как сама познавала мир, как приходили

знания, не сразу, а постепенно, и главное, что был мотив для их поиска. Для учащихся старших классов трудно придумать вопросы, которые бы их  заинтересовали. Но и тут можно озадачить их вопросами или фразами! Например, что существуют такие законы физические, которые противоречат процессу дыхания человека, странный вопрос - зачем человеку нос и слёзы, как появляются близнецы, или, например, нужно ли бояться мутаций? Вредны или полезны генно-модифицированные организмы. То есть, необходимо задать учащимся настолько необычный вопрос с познавательной целью, чтобы они были вовлечены в процесс получения ответа, его поиска как самостоятельно, в группе, так и с помощью учителя. Для того чтобы задавать такие вопросы, необходимо глубоко изучить суть проблемы или содержание темы урока, знать источники, к которым необходимо обратится или направить на поиск ответа учеников. Формы и методы развития познавательного интереса учащихся. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая  деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.                                            1) Самостоятельная работа. Самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика. Организация самостоятельной работы – самый трудный момент урока. Как учить ученика работать самостоятельно? Необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференциальными заданиями, продумать последовательность заданий, наглядность.                                                                                                2) Проблемное обучение. Проблемное обучение так же можно относить к созданию условий самовоспитания. Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов, всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину, и всем коллективом находить ее. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения. Вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. 3) Занимательный материал. Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. Игра ставит ученика в условия поиска.     4) Развитие познавательных способностей. В стимулировании и воспитании познавательных интересов основную роль играют три фактора: содержание учебного материала, методы иорганизация учебного процесса и уровень его эмоциональности. «Ученик – не сосуд, который надо заполнить, а факел, который нужно зажечь» К.Д. Ушинский. Однообразные уроки снижают познавательный потенциал школьников. Из элементов методики и организации учебно-воспитательного процесса, влияющих на возникновение познавательного интереса, необходимо отметить: разнообразие и оптимальное чередование развивающих методов обучения (проблемных, исследовательских), применение активных форм организации учебного процесса (деловых игр, диспутов, соревнования и др.), овладение учащимися новыми и обобщенными способами деятельности (самостоятельными, творческими, коллективными), использование наглядных и технических средств обучения.

4.1. Игра. Разновидности игр. Одной из таких форм, уже освоенных школьниками, является игра.  Играя, ребенок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познает, учится ставить цель, вырабатывать план действий. Реализуя игровые приемы и ситуации, необходимо учитывать следующие условия:                                                                                                                   • Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;                     • Учебная деятельность подчиняется правилам игры;                                                        • Учебный материал используется в качестве ее средства;                                            • В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;                                                                   • Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Дидактические игры позволяют эффективно реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. Использование такой формы обучения решает сразу несколько задач.                                                                                                                  • Осуществляется более свободный, психологически благоприятный контроль знаний.                                                                                                                       • Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.                              • Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным. В процессе игры у учащихся формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения. Внимательно выслушивать сторонников и оппонентов. В итоге развиваются интеллектуальные умения и способности: анализировать различные варианты и точки зрения, рассматривать обсуждаемые явления с разных сторон, сравнивать и обобщать факты. Стойко поддерживается интерес к предмету. Познавательные игры расширяют кругозор, развивают пытливость ума, находчивость и помогают овладевать приемами самообразования. Познавательные игры помогают учащимся по- новому взглянуть на учебный предмет, повторить, обобщить и закрепить изученный на уроках материал, глубже осмыслить и понять его.                                                                            4.2. Загадки на уроках и биологии. Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказала бы – это загадки. Загадки – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Они требуют от отгадывающего неординарного мышления, развивают сообразительность, активизируют мыслительную деятельность, учат видеть в обыкновенном – необыкновенное, а в необычном – обычное. Чтобы успешно отгадывать загадки, необходимо не только хорошо знать материал школьного курса, но и много читать, быть наблюдательным, изучать окружающую природу, подмечать все интересное. Они позволяют учителю без каких-либо анкет, специальных тестов выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ученика.                                                        4.3 Дидактические сказки. Сказки позволяют установить контакт с ребенком, создать комфортную, соответствующую возрастным особенностям среду, активизировать познавательные и психические процессы, стимулировать детское творчество. Дидактические сказки можно использовать не только при объяснении нового материала, но и при закреплении пройденного или опросе учащихся. Сказка может быть дополнена наглядными источниками информации, демонстрацией опытов. Примеры сказок: Сказки игры и сказки загадки применяются для закрепления материала или при повторении домашнего задания. Сказки – задачи. На уроках  биологии можно решать математические сказки-задачи. Чтобы найти правильные ответы, нужно хорошо изучить материал и проявить творческий подход и сообразительность. На зеленых волнах качается лодочка с парусом и веслами. В лодочке сидит принц, а вокруг него вельможи. Что за лодочка? Кто такие принц и вельможи? Сколько их? Сказки-повествования. Эти сказки лучше вводить при объяснении нового материала. Сказка – ложный рассказ может быть использована при опросе, проведении проверочных работ. Для исправления неточностей в таком повествовании учащиеся должны владеть материалом по изучаемой теме.                                                                               4.4 Применение кроссвордов, ребусов, шарад. Особое место среди дидактических игр занимают кроссворды. Кроссворд вносит в учебный процесс элемент игры, что заставляет любого ребенка

непроизвольно, без каких-либо принуждений окунуться в занимательный мир познания. Поэтому учащиеся получают полную самостоятельность в работе, тем самым открывается простор для творчества и активности. А самостоятельность повышает познавательный интерес, устойчиво закрепляет полученные знания, формирует умения и навыки. Кроме того, в урок можно включать шарады, анаграммы, метаграммы, что приводит к достижению оптимальных результатов обучения. При этом в непринужденной игровой обстановке происходит активизация познавательной деятельности учащихся, они более прочно усваивают и закрепляют учебный материал.                                    5. Применение межпредметных связей на уроках химии позволяет повысить познавательный интерес, активизировать мыслительные процессы у учащихся. Межпредметные связи «как цель» в курсе химии реализуются с математикой, физикой, биологией, историей и географией. Такие понятия как «материя», «движение», «вещество», «поле», «взаимодействие», «масса», «энергия» являются общим и для цикла естественно - научных дисциплин и развиваются на протяжении всего периода изучения физики, химии, биологии и географии в школе. На уроках химии при решении задач учащимся требуются математические умения сокращать и грамотно ввести подсчёты результатов, округлять числа, вычислять массовые и объёмные доли компонентов в смесях процентного содержания, вывод формул. Так, использование межпредметных связей химии и математики повышают мотивизацию обучения, интерес учащихся к химии. Заключение. «Всякая познавательная деятельность, всякий мыслительный процесс, взятый в реальной конкретности, совершается одновременно на разных уровнях многопланово». С.Л. Рубинштейн. Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. В связи с необходимостью повышения успеваемости развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения имеет большое значение для любого учебного предмета. Желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету. Каким бы хорошим знанием предмета, высокий эрудицией не обладал учитель, традиционный урок мало способствует эмоциональному настроению учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности, развитию и реализации их потенциальных умственных способностей. Применение системы различных творческих заданий расширяет горизонт предметного обучения, стимулирует интерес учащихся к предмету, способствует саморазвитию личности, самоутверждению подростков, создает атмосферу творческого сотрудничества не только между учителем и учащимися, но и среди учеников в группах. И все это приводит к значительному повышению качества знаний учащихся. о приводит к значительному повышению качества знаний учащихся. Говоря о развитии познавательного интереса, имеем в виду его эволюцию от примитивной, неустойчивой формы – любопытства – к высшей – теоретическому интересу, характеризующемуся четкой направленностью на определенную предметную область, стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем. Другим элементом новизны данного опыта является использование разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности, которые не являются традиционными в школе: проблемного обучения, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения. Они представлены и как фрагменты в ткани урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Причем использование этих форм работы нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей. Реализация ведущей идеи данного опыта осуществляется через уроки биологии путем сочетания различных форм работы в учебной и внеклассной деятельности. Разнообразные формы работы обеспечивают “погружение” в предмет, что интенсифицирует учебный процесс, повышает качество приобретаемых знаний и обеспечивает “облагораживание их чувствами”. Затрудняют развитие познавательного интереса, по мнению автора, следующие факторы: - низкий уровень мотивации учащихся к обучению;                                                       - высокая трудность изучаемого материала и непонимание этого материала учащимися. Снижению влияния этих факторов способствуют следующие методы и приемы:

1.1. Использование занимательного материала для учащихся 5 – 6 классов. На уроках автор использует разнообразный занимательный материал: краткие исторические справки о наиболее важных открытиях в области биологии, интересные сведения об изучаемых объектах, жизни ученых. Такая информация позволяет учителю сконцентрировать внимание ребят на самом главном при прохождении учебного материала. Реклама книг, использование интересных

фрагментов позволяют привлечь учащихся к чтению. Оригинальные биологические загадки, шарады, игровые задания, викторины, анаграммы, ребусы, головоломки помогают учащимся не только многое узнать об удивительном мире природы, но и способствуют развитию навыков выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, находить закономерности. Включение занимательного материала в учебный процесс дает учителю и ученикам возможность творческого сотрудничества, дружеского заинтересованного общения на уроках и за его рамками.                                         1.2. Нетрадиционные формы уроков: Урок является основной формой взаимодействия учителя и учащихся в школе. Для того чтобы поставить ученика в разнообразные субъект-субъектные отношения, способствовать развитию познавательной активности учащихся автор использует различные типы уроков: - уроки-игры. Данные уроки пробуждают, поддерживают и развивают интерес к процессу обучения и учебному предмету. В основном такие виды уроков используются автором в среднем звене. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, находить и принимать решения; учиться умению общаться и адаптироваться в изменяющихся условиях, применять полученные знания на практике. - уроки-КВН. Такие уроки проводятся при повторении тем или разделов и позволяют в игровой форме повторить изученный материал, развивают умения выделять различные признаки явлений, закрепляют знание учащимися понятий. В школе стало традицией проводить уроки-КВН в конце учебного года, подводя итоги совместной работы учителя и учащихся, выявляя успехи и проблемы в этом взаимодействии. - уроки-консультации. Позволяют обобщить материал по теме, дают возможность учащимся попробовать свои силы в различных видах работы по данной теме, применив полученные знания на практике, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях; способствуют более открытому общению учителя и учащихся в разрешении противоречивых и спорных вопросов.                                                  - уроки-лекции. Это одна из основных форм изложения нового материала на уроках в старших классах. Однако лекции в чистом виде довольно утомительны для школьников, поэтому автор использует лекции-беседы и проблемные лекции. На таких уроках учащиеся включаются в работу, спорят, приводят интересные примеры, рассказывают о прочитанном, делают самостоятельные выводы, т. е. проявляют высокую активность. - уроки-семинары. Уроки-семинары, как правило, планируются по темам, которые школьники могут разобрать самостоятельно с помощью дополнительной литературы (например, “Генетические болезни человека, их предупреждение и лечение”, “Современные достижения генных технологий, их этические и юридические проблемы”), либо когда требуется всесторонний разбор сложного материала с его последующим обсуждением и обобщением. Уроки-семинары позволяют активизировать самостоятельную работу учащихся с учебной и дополнительной литературой. При подготовке к семинарам учащиеся делают доклады, сообщения; развивают свою речь, совершенствуя навыки выступления перед аудиторией, учатся вступать в дискуссии. В ходе своих выступлений часто используются самодельные плакаты, рисунки, таблицы, компьютерные презентации.                                                                         - уроки-мастерские. Мастерская – это личностно- деятельностная рефлексивная синтетическая форма обучения, в которой сочетается индивидуальная работа с групповой, включающей межгрупповую социализацию; в ней есть место поиску, творчеству, работе с материальными объектами, множественному выбору, что вместе с рефлексией помогает учащемуся сформировать сознательную активную жизненную установку.          - лабораторно-практические уроки. Такие уроки являются важной формой работы при изучении курса биологии. Подобные уроки дают учащимся возможность знакомства с биологическими объектами и явлениями, актуализируют теоретические знания, делая их более понятными для школьников. После сообщения темы, целей и задач лабораторной или практической работы учащиеся выполняют ее в основном самостоятельно, пользуясь инструктивными карточками, содержащими информацию о последовательности действий в ходе данной работы. При выполнении заданий лабораторной работы учащиеся могут пользоваться учебниками и другими учебными пособиями, а по мере необходимости – консультироваться с учителем. Учащиеся должны сделать выводы по работе, ответить на ряд вопросов, носящих чаще всего проблемный характер. - модульные уроки. Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучения, регулировать темп работы и содержание учебного материала. Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: словесном, символическом, числовом, рисуночном. Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе, обеспечивающей дифференциацию по содержанию, темпу усвоения, уровню самостоятельности, по методам и способам учебной деятельности, контроля и самоконтроля. Широкое применение находят и другие, например: урок-экспедиция; урок – праздник; урок –защита знаний; урок – практикум; урок – игра; и другие. Сочетание разных видов уроков и

способов действия повышает активность учащихся, формирует мотивы учения.

1.4. Создание на уроке проблемной ситуации. Проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений помогает школьникам поиск решений проблемных ситуаций. При создании проблемных ситуаций важно направлять учащихся на теоретическое объяснение противоречий между известными фактами, явлениями. Например, в 6- м классе – при изучении передвижения минеральных веществ в растении учащиеся сталкиваются с таким противоречием: сила тяжести направлена к поверхности земли, а многие растения вынуждены поднимать воду от корней на большую высоту.                           В 7-м классе – почему леса северных широт и тундра намного богаче съедобными грибами, чем тропические джунгли?                                                          В 8-м классе – что значит поймать птицу счастья? Есть ли в природе такая птица? С большим количеством противоречий учащиеся сталкиваются в курсе биологии человека в 9-м классе. Например, почему, имея сходное строение, ткани различных людей оказываются несовместимыми? Или употребление спиртных напитков обеспечивают согревание организма, в то же время большинство людей, замерзших на улицах зимой, находились в состоянии алкогольного опьянения?                                                                           В 10-м классе изучая формы размножения организмов, учащиеся сталкиваются с проблемой: к какой форме размножения (половому или бесполому) отнести организмы-гермафродиты?                                                          В 11-м классе: Зачем нужно второе деление мейоза? Ведь уменьшение количества хромосом в два раза произошло уже в первом делении?                    1. 5. Творческие задания. В ходе изучения различных тем учащимся предлагается проявить свои творческие способности: написать стихотворение, сказку и т.д. Несмотря на сложность таких заданий, практически в каждом классе выявляются дети, с удовольствием выполняющие их. Творческие задания, предлагаемые учащимся на уроках биологии, очень разнообразны и могут быть использованы на разных этапах урока. Подобные задания привлекают ребят наличием множества вероятных способов выполнения задания и возможностью выбора собственного пути достижения цели. В то же время они требуют применения усвоенных ранее знаний, тренируют волевые и интеллектуальные качества, развивают познавательный интерес и творческие способности учащихся. Еще один вид творческих заданий, который с удовольствием выполняют ученики – составление тематических кроссвордов. Этот вид работы можно использовать и при изучении нового материала и для проверки знаний учащихся. Причем можно использовать и обратные кроссворды, предлагая учащимся чистую кроссвордную сетку и перечень слов- ответов. Выполняя задание, необходимо дать определения этим понятием и найти место каждого слова в сетке. Работа с кроссвордами развивает внимание и память, а также навыки формулирования определений, выделения особенностей объектов и явлений и т. д. Одним из видов творческих заданий является методика “рассказ с ошибкой”. Данный прием состоит в том, что учащимся предлагается текст, содержащий биологические ошибки и предлагается их исправить. Выполняя это задание, ученики не только применяют полученные на уроках знания в новых условиях, но и используют свой жизненный опыт. Например, рассказ с ошибками по теме “корень” 6 класс. Корень – важный орган растения. Он закрепляет растение в почве; через корни растение получает воду и растворенные в ней органические вещества. При прорастании семени первыми появляются боковые корни. Все корни одного растения образуют корневую систему. Различают мочковую и стержневую корневые системы. У пшеницы стержневая корневая система, в которой хорошо заметен главный корень, мочковатая корневая система характерна для двудольных растений.                                                                                           2. Развитие познавательного интереса учащихся во внеурочное время. Развитие творческих способностей учащихся продолжается и во внеурочное время. Являясь логическим продолжением учебной деятельности, внеклассная работа способствует удовлетворению индивидуальных потребностей те учащихся, которые стремятся глубже усвоить материал, чем на уроке, проявить себя в практической деятельности. Этому способствует кружковая работа; летняя полевая практика; система летних заданий и предметные недели. В течение трех лет в школе работает кружок для учащихся 9-х классов “Человек и его здоровье”. Работа данного кружка становится особенно актуальной в условиях роста числа различных заболеваний у школьников. В ходе работы большая часть времени отводится на практические работы по самонаблюдению, изучению состояния здоровья учащихся, выпуску санбюллетеней. Работа кружка направлена на повышение внимания школьников к своему здоровью и здоровью своих близких, на формирование потребности в сохранении собственного здоровья, и, в то же время, стимулируют процесс познания.                                                                      2. 2. Предметные недели. Еще одной формой работы, позволяющей ученикам проявить свои способности, является проведение ежегодных предметных недель. Во время предметной недели проходит большое количество игр, праздников, конкурсов и КВН, что превращает всю неделю в большой праздник и позволяет ребятам продемонстрировать эрудицию, находчивость, сценические, режиссерские, художественные и литературные способности. Так как во время недели общение учеников и учителя не ограничено рамками урока, и носит наименее формальный характер, многие учащиеся раскрываются с самых неожиданных сторон, успешно проявляя свои способности. Такие “крылья успеха” приобретенные ребенком помогают ему в последствии и в учебе.

2. 3. Социально-значимая деятельность. В конечном итоге результаты процесса обучения (знания, умения, опыт творчества) должны быть направлены на преобразование и улучшение той социальной и природной действительности, которая окружает учащихся. Социально – значимая работа позволяет преодолеть равнодушие учащихся к окружающим,  отребительское и пассивное отношение к окружающей жизни. В нашей школе организована исследовательская работа НОУ, в  ходе которой учащиеся проводят изучение природных объектов, мониторинг помещений школы и окружающей среды, влияние вредных привычек и факторов среды на здоровье человека. Результаты своей работы ребята представляют на школьной научной конференции, которая привлекает большое количество учащихся школы. Такие мероприятия вызывают большой интерес, т. к. многие школьники принимают участие в процессах исследования. Кроме того, учащиеся школы проводят посильные самостоятельные социологические исследования, организуют встречи с интересными людьми, берут интервью у разных специалистов, участвуют в собственных рейдах по очистке малых водоемов, родников, территории школы. В то же время учащиеся активно участвуют в конкурсе молодых исследователей “Шаг в будущее”, акции “Я – гражданин России” и других районных, областных и Всероссийских конкурсах. Большую помощь в такой работе оказывают различные организации, формирующие единое воспитательное пространство округа Кольчугино. Все описанные формы работы способствуют реализации обозначенной в данном опыте идеи, однако, наиболее эффективным является использование их в единой системе. Именно такой подход обеспечивает развитие познавательного интереса учащихся на основе интеллектуального, эмоционального и нравственного восприятия окружающего мира. Для выявления исходного уровня сформированности познавательного интереса у учащихся, а так же для отслеживания его динамики, разработана анкета, позволяющая определить уровень развития познавательного интереса к биологии. В анкете использованы закрытые вопросы для удобства подсчета. Последний вопрос анкеты является контрольным и служит для проверки

достоверности полученных данных.

Вопросы анкеты:

1. Какой вид домашнего задания по биологии ты бы выбрал?

А) найти интересную информацию, сделать доклад

Б) решить биологическую задачу / объяснить явление

В) сделай плакат, придумать сказку

Г) прочитать параграф, выучить термины

2. Сколько времени ты готов тратить на домашнюю работу по биологии?
А) 15-30 мин

Б) 30-60 мин

В) больше часа, если задание интересное

Г) нисколько

3. Тебе интересно, когда учитель ну уроке биологии предлагает:

А) поделиться на команды и решить кроссворд

Б) поделиться на команды и отстаивать предложенную точку зрения

В) поделиться на команды и придумать пути решения проблемы

Г) поделиться на команды и на скорость выписать определения терминов из учебника

4. Если в школу приедет профессор с биологической лекцией после уроков:

А) я могу пойти на лекцию по биологии, если понравится тема, она не долгая и у меня нет других

планов;

Б) я пойду на биологическую лекцию, если понравится тема и даже если она долгая и придется

отменить кое-какие дела;

В) я пойду на биологическую лекцию в любом случае

Г) я не пойду на биологическую лекцию.                                                                             5. Заниматься биологией мне:

А) иногда интересно

Б) обычно интересно

В) всегда интересно

Г) неинтересно

Обработка результатов анкетирования производилась путем подсчета количества повторяющихся

букв в ответах на 1-4 вопросы. Ели в ответах преобладает буква:

«А» - уровень познавательного интереса находится на стадии любопытство (Л),

«Б» - уровень познавательного интереса находится на стадии любознательность (ЛЗ),

«В» - уровень познавательного интереса находится на стадии творчество (Т),

«Г» - познавательный интерес к биологии отсутствует (О).

Если разные буквы использованы одинаковое количество раз, для подтверждения использовался

ответ на последний 5 вопрос анкеты. Перед анкетированием ученикам анонимно присваивался определенный номер, для сохранения конфиденциальности информации и возможности проследить индивидуальную динамику (или её отсутствие). Анализ полученных данных анкетирования учащихся 5-х классов показал, что познавательный интерес к биологии отсутствует у 11% учащихся. Стойкие стадии познавательного интереса к биологии (любознательность и творчество) присутствуют лишь у 38% учащихся. Для развития познавательного интереса у учащихся экспериментального класса разработаны уроки биологии, содержащие увеличенное количество экологического материала и использующие методы и приёмы формирования и развития познавательного интереса. Анализ результатов анкетирования показал, что у половины учащихся класса уровень познавательного интереса вырос на одну стадию, а у остальных остался на прежнем уровне. Общая тенденция распределения уровней развития познавательного интереса выглядит следующим образом: учащиеся без интереса к предмету отсутствуют, количество любопытных учащихся уменьшилось в три раза, а количество учащихся со стойкими стадиями познавательного интереса к биологии увеличилось в два раза. Улучшение качества знаний и заключение школьной психологической экспертизы так же свидетельствуют о положительной динамике учебной атмосферы классе. На основе полученных данных, можно сделать вывод о большой степени влияния экологического материала на формирование и развитие познавательного интереса к биологии. Следует также отметить безусловное влияние на развитие интереса к предмету методов и приемов обучения, используемых на уроках и в качестве домашнего задания.                             Список используемой литературы:

1. Мищенко Р.Н. Развитие познавательного интереса к биологии в условиях

дифференциального обучения школьников. – М.: Автореферат, 1999

2. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. – М Просвещение, 1969

3. Трайтак Д. И. Проблемы методики обучения биологии. – М.: Мнемозина, 2002.

С. 5-10

4. Щукина Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. - М.: Просвещение,

1984.- С.6-13, 42-59

5. Эльконин Б.Э., Какая деятельность ведет за собой психическое развитие подростков?//

Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов .под ред. Цукерман Г.А. – Рига:

Эксперимент, 1997.- С. 33-39