Главные вкладки

    Рабочая программа по ритмике и танцу детей 4-7 лет

    Карнаухова Вита Юрьевна

    Рабочая программа по ритмике и танцу детей 4-7 лет

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_ritmike_i_tantsu_detey_4-7_let_.doc180 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    Ханты-Мансийского автономного округа - Югра

    ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ

    Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

    детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

    (МДОАУ д/с «Белочка»)

    Принято на заседании

    Педагогического Совета                                                        Протокол № 1

    от 29.08.2014 г.

    Приказ № 265-од

    от 29.08.2014 г.

    Утверждено:                                            

     Директор МДОАУ д/с «Белочка»

    ______________      Толстых Н.С.

     « 29  »      августа           2014 г.

                                                    

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    По художественно-эстетическому развитию

    воспитанников дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования по «Ритмике и танцу» детей 4-7 лет

    Срок реализации дополнительной образовательной программы – 3 года

    Разработчик программы: педагог дополнительного образования (хореограф) Карнаухова Вита Юрьевна

    Программа разработана на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Мозаика – Синтез, 2011.  

    Пыть-Ях, 2014

    Содержание

    1. Пояснительная записка:

     - направленность дополнительной образовательной программы;

        - новизна программы;

        - актуальность;

        - педагогическая целесообразность;

        - цель и задачи программы;

        - отличительные особенности данной дополнительной образовательной

          программы от уже существующих;

        - возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной

          образовательной программы;

        - сроки реализации;

        - формы и режим занятий;

        - ожидаемые результаты;

        - формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной

          программы.

    1. Учебно-тематическое планирование.
    2. Содержание образовательной деятельности.
    3. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
    4. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
    5. Диагностический мониторинг.
    6. Библиографический список.

    Пояснительная записка

    Обучение детей дошкольного возраста танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от педагога, не только знания определенной соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи.

        Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее,  чем в других видах детской музыкальной деятельности.

        Все движения выполняются под высокохудожественную музыку (классическую, народную), также используются современные композиции и сюжетно-тематические произведения, что позволяет развивать в детях эстетический вкус чувства и осуществлять нравственное воспитание.

        На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка, для этого и вводится название – ритмика. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца.

        Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у дошкольников способностей.

    Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у детей творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца - музыки, движения и игры.

    Новизна программы

         Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является: - активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм. 

          Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей.

         Учебная программа реализуется посредством основной общеобразовательной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/, технологией  по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, дополнительной парциальной программой по хореографии для детей дошкольного возраста «Прекрасный мир танца» О.Н. Калининой.

        Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленных с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г №1155) Также с следующими нормативными документами:

    • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
    • Концепцией модернизации российского образования
    • Концепцией дошкольного воспитания
    • СанПиН 2.4.1.3049-13
    • НРК ГОСа и получением социального заказа на качественное дошкольное образование.

    Актуальность программы

    Программа ориентирована, во-первых, на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности; во-вторых, обусловлена возможностью предоставления ребенку соответствующих условий для удовлетворения разнообразных интересов, склонностей, развития творческих способностей, т.к. предмет ритмика и танец обладает большим потенциалом  эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств детей, тех, которые могут быть сформированы в совместной музыкально-творческой деятельности. К ним в первую очередь следует отнести способность к импровизации, спонтанность, гибкую и тонкую эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, а затем умение находить в музыке  и движениях средства гармонизации своего внутреннего мира.

    Направление деятельности: художественно – эстетическое.

     

    Педагогическая целесообразность

    Обучение детей дошкольного возраста танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей,  является неотъемлемой частью образовательного  процесса, в рамках основной образовательной программы психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста, а работа танцевального кружка строится на единых принципах с основной образовательной программой, обеспечивает целостность педагогического процесса и направлена на расширения спектра образовательных услуг, развития творческих способностей детей, всестороннего удовлетворения образовательных потребностей, запросов родителей воспитанников.

        Главная цель программы: гуманистическая, которая заключается в том, чтобы развивать природную музыкальность ребенка, формировать и развивать творчески активную, эмоционально – отзывчивую, духовно – богатую личность ребенка, а также игровое развитие способности к естественному самовыражению в движениях на основе разнообразной танцевальной культуры.

     Задачи программы:

    обучающие:

    • привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков;
    • формирование элементарных хореографических знаний, умений и навыков.
    • слышать сильную и слабую доли, паузы, обозначать их жестами или движениями.

    развивающие:

    • развивать  ассоциативное мышление и воображение;
    • развивать чувство ритма музыкальный слух;
    • развивать у детей хореографические способности;
    • развивать коммуникативные качества у дошкольников.

    воспитательные:

    • формировать у детей чувство коллективизма и ответственности;
    • воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели;
    • воспитывать любовь и уважение к искусству, понимать его эстетические ценности.

    Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих

     В программе используется система деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, построенная на конкретной идее в соответствии с определенными принципами организации и взаимосвязи целей — содержания методов:

    • структурно-логические или заданные технологии обучения представляют собой поэтапную организацию постановки дидактических задач, выбора способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов.

        Логика структурирования таких задач:  от простого к сложному, от теоретического к практическому или наоборот;

    • игровые технологии представляют собой игровую форму взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки).

    При этом образовательные задачи включены в содержание игры.

    Процесс обучения осуществляется различными методами и приемами: наглядные, практические, словесные. Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста.  Каждая из выделенных групп методов предполагает включение приемов различного характера (наглядный показ, и  объяснение). 

    Программа реализуется через идеи, ценности, принципы обучения и воспитания, следование которым обеспечивает реализацию целевого назначения программы, – это:

    • Личностно-ориентированный подход. Принцип предполагает помощь педагога воспитаннику в выявлении своих возможностей, реализации своих интересов.
    • Преемственность. После изучения элементарных движений танца задания осторожно усложняются. Освоение последующих заданий гораздо легче на основе предыдущих.
    • Систематичность. Соблюдение дидактического принципа «от простого к сложному», осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком танцевальных движений. Понимание семантики, значений этих движений, умение с их помощью выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого персонажа, а также умение связывать эти «единицы» языка движений в «речевые» построения, включая их в контекст танца. И здесь главное для педагога – целенаправленное обучение их этому языку, в процессе которого дети знакомятся не только с семантикой отдельных движений, но и с принципами их изменения, варьирования, а также простейшими приемами композиции танца.
    • «Обучение - творчество». Творчество рассматривается в качестве не столько итога обучения, сколько его своеобразного «метода». Относительная кратковременность периодов обучения не позволяет заучивать образцы движений до «жестких» стереотипов. При переходе к творческим заданиям эти образцы остаются еще достаточно пластичными, что облегчает детям их произвольное изменение. В тоже время самостоятельные пробы, варьирующие учебный материал, становятся дополнительным путем его изучения.

    Б.В. Асафьев, говоря о музыкальном творчестве детей, считал, что с ними необходимо начинать импровизировать, как только у них накопится некоторое количество слуховых впечатлений. Аналогичный подход применим и к танцевальному творчеству дошкольников, к которому их необходимо побуждать уже на самых ранних этапах обучения танцу.

    Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

    На основании  Санитарно-эпидемиологических  требований  к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций  СанПиН 2.4.1.3049-13, была  определена возрастная  категория детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы, 4-7лет  (дошкольный возраст).

    4-5лет

    В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.
          
     Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.

    5 – 7 лет

    В этом возрасте ребенок – дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения

      Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.

    Сроки реализации

    Учебный  процесс регламентируется  базисным планом муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения  детского сада общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей и является программным документом для дошкольного учреждения.

    Программа дополнительного образования входит в вариативную часть основной образовательной программы МДОАУ д/с «Белочка», в части, формируемой участниками образовательных отношений.

    Программа  рассчитана на 3 года обучения. Учебный год распланирован на  38  учебных недель с 01.09.2014  по 31 мая 2015 г., составлен годовой календарный учебный график с 01.09.2014 -31.09.2015.

    Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, дополнительной  образовательной программы соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13.          Образовательная деятельность с детьми  дошкольного возраста осуществляться один раз в неделю. Форма организации учебно-воспитательного процесса -  групповая. Домашние задания воспитанникам не задаются.

    Летний период с 01 июня по 31 августа 2015 г., в данное время организуются летние каникулы.

    Формы и режим занятий

    Форма обучения: на каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа.

     Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга. Проведение каждого занятия требует от педагога не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих воспитанников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.

    Продолжительность одного занятия:

    в средней группе - 20 минут

    в старшей группе- 25 минут

    в подготовительной-30 минут

    Прогнозируемая результативность

    К концу учебного курса воспитанник будет знать:

    • ориентироваться в характере, темпе, ритме музыки;
    • хореографические названия изученных элементов;
    • требования к внешнему виду на занятиях;
    • знать движения, изученные по программе.

    Воспитанник будет уметь: 

    • воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;
    • владеть корпусом во время исполнения движений;
    • ориентироваться в пространстве;
    • координировать свои движения;
    • исполнять хореографический этюд в группе.

    Занятия по данной программе будут способствовать: развитию координации движений дошкольников, воображения, отработке механизмов межличностной коммуникации, воспитанию внимательного отношения друг к другу, умению искренне радоваться достижениям своих товарищей, желанию помочь им в преодолении встречающихся трудностей.

     

    Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

    Формой подведения итогов, реализации программы дополнительного образования является: открытое занятие в конце  учебного года, выступление на праздниках, развлечениях. Проверка усвоения материала проводится в течение учебного процесса в форме индивидуальной и совместной деятельности обучающихся по полугодиям.

    Учебно-тематический план

    (1-й год обучения)

    № п/п

    Содержание урока

    Теория

    Практика

    Всего

    1

    Пальчиковая разминка

    1

    4

    5

    2

    Простые танцевальные движения

    3

    12

    15

    3

    Пространственные перестроения

    1

    8

    9

    4

    Игровые этюды

    1

    8

    9

    Итого:

    6

    28

    38

    (2-й год обучения)

    п/п

    Тема

    Теория

    Практика

    Общее кол-во
    часов

    1

    Вводное занятие

    -

    05

    05

    2

    Азбука музыкального движения

    05

    9

    9,5

    3

    Танцевально-образные движения

    1

    8

    9

    4

    Основные виды движений

    1

    10

    11

    5

    Пространственные перестроения

    2

    6

    8

    Итого:

    4,5

    31

    38

     

    (3-й год обучения)

    п/п

    Тема

    Теория

    Практика

    Общее кол-во
    часов

    1

    Вводное занятие

    -

    05

    05

    2

    Азбука музыкального движения

    1

    7

    8

    3

    Основные виды движений

    2

    10

    12

    4

    Пространственные перестроения

    1

    4,5

    5,5

    5

    Простые элементы танца

    2

    10

    12

    Итого:

    7

    31

    38

    Содержание курса

    1-й год обучения

         Образовательные задачи:

    • совершенствование естественных движений (ходьба, бег, прыжки);
    • ориентировка в пространстве через  исполнение игровых этюдов;
    • изучение простейших хореографических терминов.

        Развивающие задачи:

    • развитие музыкальных качеств (музыкальный слух, чувство ритма);
    • формирование внимания;
    • формирование  эмоционального восприятия и развития музыкальной памяти. 

        Воспитательные задачи:

    • нравственное воспитание и развитие воспитанников с учетом их возрастных возможностей и интересов;
    • организация взаимоотношений со сверстниками.

    Пальчиковая разминка

    Помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев и ладоней. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь.

    • Бабушка очки надела  и внучаток  разглядела.  

          Соединить большой и указательный пальцы каждой руки  отдельно в

          «колёсико», приложить к глазам и посмотреть в «очки».

          Тики-так,  тики-так - так ходики стучат

                Все пальцы собраны в кулачок, указательные пальцы поднять вверх и

                покачивать ими вправо,  влево.

                Туки-так, туки-так - так колёса стучат.

           Пальцы обеих рук широко раздвинуть, ладони прижать друг другу,  

           выполнять скользящие движения ладонями от себя, к себе не отрывая,

           их друг от друга.    

          Туки-ток, туки-ток- Так стучит молоток.

          Сжать пальцы в кулаки и стучать кулачками друг о друга.

    Мы платочки постираем, крепко- крепко их потрем.  

          Пальцы сжаты в кулаки, тереть кулак о кулак.

          А потом  повыжимаем  очень крепко отожмем.

          Выполнять движение «выжимаем белье».

          А теперь мы все платочки так встряхнем, так встряхнем.

          Пальцы свободные, выполнять легкие движения кистями вверх-вниз.

          А теперь платки погладим, мы погладим утюгом.

          «Гладим белье» кулачком одной руки по ладони другой.  

          А теперь платком помашем и с ним  весело попляшем

          Выполнять движения фонарики

    Наша бабушка идет

    Хлопать ладонями по коленям поочередно левой, правой рукой.

               И корзиночку несет

    Пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки.

               Села тихо в уголочек

               Положить руки на колени.

               Вяжет деточкам чулочек

    Выполнять движения  имитирующие  вязания на спицах.

               Вдруг котята прибежали и клубочки подобрали.

          Мягкими кистями рук выполнять движения «кошечка»

          Где же, где ж мои клубочки,

          Развести руки в стороны.

          Как же мне вязать чулочки?

          Выполнять движения «вязание на спицах».

    Как на нашем на лугу.

    Пальцы широко расставлены, легкие движения кистями, ладонями вниз.

               Стоит чашка творогу.

    Пальцы прижать друг к другу и соединить руки так, чтобы получился

    большой круг, локти приподнять.

               Прилетели две тетери.

    Помахать кистями рук как крыльями.

               Поклевали.

    Соединить большой и указательный пальцы на обеих руках  (клюв), покачать кистями.  

               Улетели.

    Помахать руками.                                                

    Простые танцевальные движения (совершенствование естественных движений)

    1. Виды шагов:

       а) спокойная ходьба -  амплитуда и длинна шага не большая;

       б) шаг на полу пальцах;

       в) крадущийся шаг.

    2. Топающий шаг – поочерёдные притопы правой, левой ногой на месте, и с продвижением вперёд.

    3. Боковой приставной шаг - на «раз» - шаг вправо (влево),  на «два» - левая (правая)  нога приставляется к опорной.

    4. «Пружинки» 

    5. Пружинящий шаг – это «пружинка» с продвижением на всей ступне.

    6. Движение рук - круговые вращательные движения руками, «Кошкины коготки».

    7. Поднимание и опускание плеч

    8. Сокращение и вытягивание стопы

    9. Наклоны корпуса - вперёд и в сторону

    10. Наклоны головы - вперёд (поклоны)

    11. Основные движения:

       а) «Ножницы»

       б) «Пружинки»

       в) «Крестик»

       г) «Боковой галоп»

       д) «Гармошка»

       е)  Прыжки на двух ногах

       ж) Притопы в русском характере

       з)  Поочерёдное открывание ног вперёд на каблук.

    Упражнения на ориентировку в пространстве:

    -  ходьба по кругу друг за другом;

    -  врассыпную - круг;

    -  круг - его сужение;

    -  круг – движение со сменой направления;

    -  построение в пары.

         Исполнение игровых этюдов:

       а)  «Маленькие гномики»

       б)  «Ёжик по лесу бежал»

       в)  «Ветер веет - ветер веет»

       г)  « Я ребенок как картинка»

       д)  «Серый слон»

       е)  «Любопытная Варвара»

       ё)  «Лохматый пёс»

       ж) «Мишка косолапый»

    2-й год обучения

          Образовательные задачи:

    • формирование элементарных хореографических знаний, умений и навыков на основе овладения и усвоения хореографического материала;
    • изучение простейших хореографических терминов.

       

          Развивающие задачи:

    • развитие музыкальных качеств (музыкальный слух, чувство ритма);
    • развитие хореографических способностей;
    • развитие эмоциональности;
    • развитие психических процессов (внимание, память, мышление). 

         Воспитательные задачи:

    • нравственное воспитание и развитие воспитанников с учетом их возрастных возможностей и интересов;
    • организация взаимоотношений со сверстниками.

    Вводное занятие

    Знакомство детей с учебным кабинетом, его оборудованием.  Знакомство с правилами поведения на занятиях и в кабинете. Игровой тренинг «Давайте познакомимся».

    Азбука музыкального движения

    • Понятие осанка. Постановка корпуса. Положения головы. Поклон-приветствие. Позиция ног – VI.
    • Хлопки в ладоши – простые и ритмические. Положение рук: перед собой, вверху, внизу, справа и слева на уровне головы.
    • Положения головы. Прямо, вверх-вниз; «уложить ушко» вправо и влево; повороты вправо и влево; упражнения «тик-так» – «уложить ушко» с задержкой в каждой стороне (можно с ритмическим рисунком).
    • Музыкальные темпы: вальс, полька. Импровизационные движения в соответствии с каждым темпом.
    • «Пружинка» - легкое приседание. Музыкальный размер 2/4. темп умеренный. Приседание на два такта, потом на один такт и два приседания, на один такт.
    • «Мячик» - прыжки по VI позиции. Музыкальный размер 2/4. Темп умеренный. Прыжок на два такта, затем на один такт «четыре» и «более» прыжков.
    • Упражнения для рук и кистей. Руки поднять вперед на уровень грудной клетки, затем развести в стороны, поднять вверх и опустить вниз в исходное положение. В каждом положении кисти делают «фонарики» – это круговые движения кистей с раскрытыми пальцами и «кивание» - сгибание и разгибание кистей.
    • Упражнение для плеч. Оба плеча поднять вверх и опустить, изображая «удивление». Поочередное поднятие плеч. Положение рук: на поясе и внизу. «Мельница » - круговые движения прямыми руками вперед и назад, двумя – поочередно и по одной.
    • «Птичка» - оттянутый носок вперед, в стороны.
    • Упражнение «Улыбнемся себе и другу». Наклоны корпуса вперед и в стороны с поворотом головы вправо и влево. Исполняться поклоны могут как по VI позиции, так и по II позиции.
    • Логика поворотов вправо и влево. Повороты по четырем точкам шагами на месте – по два шага в каждую точку.

    Танцевально-образные движения

     «Звереритмика» - движения имитирующие повадки зверей, птиц в соответствии

     с четверостишьями.

    • Кошка села на окошко,

             Стала кошка лапки мыть,

             Понаблюдав за ней немножко,

             Мы все движенья можем повторить.

             Раз, два, три – ну-ка повтори (руки перед собой согнуты в локтях,        изображаем кошку, которая моет лапки).

             Три, четыре, пять – повтори опять (руками прикасаемся к ушам)

             Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

    • Змея ползет тропой лесной,

             Как лента по земле скользит,

             А мы движение такое,

             Рукою сможем все изобразить.

    Раз, два, три – ну-ка повтори (правой рукой перед собой изображаем змею, которая ползет вперед).

    Три, четыре, пять – повтори опять (левой рукой перед собой изображаем змею, которая ползет вперед)

    Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

    • Стоит цапля на болоте,

             Ловит клювом лягушат,

             И так стоять совсем не трудно

             Для нас, для тренированных ребят.

    Раз, два, три – ну-ка повтори (правую ногу поднять до колена, руки вверх прямые, голову повернуть на правое плечо).

    Три, четыре, пять – повтори опять (левую ногу поднять до колена, руки прямые вверх через стороны, голову повернуть на левое плечо)

    Ну, просто молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

    • Ветер деревце качает,

         Хочет ветку наклонить,

              Понаблюдав за ним немножко

              Мы все движенья сможем повторить.

    Раз, два, три – ну-ка повтори (руки прямые вверху над головой изображают качающееся дерево).

    Три, четыре, пять – повтори опять (руки прямые вверху над головой изображают качающееся дерево).

    Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

    • Мартышка к нам спустилась с ветки,

             Мартышку надо уважать

             Ведь обезьяны наши предки,

             А предкам детки, надо подражать.

    Раз, два, три – ну-ка повтори.

    Три, четыре, пять – повтори опять (повторяем все движения вместе).

    Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

    • Этюд, имитирующий действия человека.

             Жила была бабка (руками изображаем как «бабка» надевает платок) 

             у самой речки (правая рука перед собой делает волнистые движения).

             захотелось бабке («бабка» надевает косынку)

             искупаться в речке (руки выводим вперед, затем в стороны, изображая плавание).

              Она купила себе мочало (на высоких полупальцах на месте разворачиваем пятки то вправо, то влево, при этом кулачками трем животик круговыми движениями).

    Наша песня хороша (разводим руки в стороны через  I позицию) начинай сначала! (топнуть правой ногой и руки закрыть на пояс).

    Основные виды движений

    • Шаги с носка по кругу. Музыкальные размеры 4/4, 2/4.
    • Шаги с высоким подъемом колена. Музыкальный размер 2/4.
    • Шаги на полу пальцах.
    • Шаги на пятках.
    • Шаги в комбинации с хлопками.
    • Прыжки «зайчики» в продвижении по кругу в глубоком приседании и на прямых ногах.
    • Бег на месте и в продвижении «лошадки» (вперед колени).
    • Галоп (лицом в круг).

    Рисунки танца. Пространственные перестроения.

    Понятие пространственных перестроений.

    • Круг.

           - лицом и спиной;

           - по одному и в парах.

    Собираться в маленький круг и расходиться в большой круг.

    Перестроения из свободного расположения в круг и обратно.

    • Линия. Движения в линиях, смены линиями, движение в линиях вправо и влево, вперед и назад.

    3-й год обучения

    Образовательные задачи:

    • уточнение и конкретизация хореографических знаний, умений, навыков;
    • закрепление уже известных и ознакомление с новыми хореографическими терминами;
    • ознакомление с правилами поведения на сцене.

    Развивающие задачи:

    • развитие музыкальных качеств (музыкальный слух, чувство ритма);
    • развитие хореографических способностей;
    • развитие эмоциональности;
    • развитие психических процессов (внимание, память, мышление);
    • развитие мышц.

    Воспитательные задачи:

    • освоение этических норм, развитие моральных и эстетических ценностей;
    • обучение взаимодействию со сверстниками.

    Вводное занятие

    Знакомство детей с учебным кабинетом, его оборудованием. Знакомство с правилами поведения на занятиях и в кабинете.

     

    Азбука музыкального движения

    • Понятие осанка. Постановка корпуса. Положения головы. Поклон-приветствие. Позиция ног – VI.
    • Хлопки в ладоши – простые и ритмические. Положение рук: перед собой, вверху, внизу, справа и слева на уровне головы.
    • Положения головы. Прямо, вверх-вниз; «уложить ушко» вправо и влево; повороты вправо и влево; упражнения «тик-так» – «уложить ушко» с задержкой в каждой стороне (можно с ритмическим рисунком).
    • Музыкальные темпы: вальс, полька. Импровизационные движения в соответствии с каждым темпом.
    • «Пружинка» - легкое приседание. Музыкальный размер 2/4. темп умеренный. Приседание на два такта, потом на один такт и два приседания, на один такт.
    • «Мячик» - прыжки по VI позиции. Музыкальный размер 2 \4. Темп умеренный. Прыжок на два такта, затем на один такт и четыре и более прыжков на один такт.
    • Упражнения для рук и кистей. Руки поднять вперед на уровень грудной клетки, затем развести в стороны, поднять вверх и опустить вниз в исходное положение. В каждом положении кисти делают «фонарики» – это круговые движения кистей с раскрытыми пальцами и «кивание» - сгибание и разгибание кистей.
    • Упражнение для плеч. Оба плеча поднять вверх и опустить, изображая «удивление». Поочередное поднятие плеч. Положение рук: на поясе и внизу. «Мельница » - круговые движения прямыми руками вперед и назад, двумя – поочередно и по одной.
    • «Птичка» - оттянутый носок вперед, в стороны.
    • Упражнение «Улыбнемся себе и другу». Наклоны корпуса вперед и в стороны с поворотом головы вправо и влево. Исполняться поклоны могут как по VI позиции, так и по II позиции.
    • Логика поворотов вправо и влево. Повороты по четырем точкам шагами на месте – по два шага в каждую точку.

    Основные виды движения

    • Шаги с носка по кругу. Музыкальные размеры 4/4, 2/4.
    • Шаги с высоким подъемом колена. Музыкальный размер 2/4.
    • Шаги на полу пальцах.
    • Шаги на пятках.
    • Шаги в комбинации с хлопками.
    • Прыжки «зайчики» в продвижении по кругу в глубоком приседании и на прямых ногах.
    • Бег на месте и в продвижении «лошадки» (вперед колени).
    • Галоп (лицом в круг).

    Рисунки танца. Пространственные перестроения

       Понятие пространственных перестроений.

    •  Круг.

           - лицом и спиной;

     - по одному и в парах.

    Собираться в маленький круг и расходиться в большой круг.

    Перестроения из свободного расположения в круг и обратно.

    •  Линия. Движения в линиях, смены линиями, движение в линиях вправо и влево, вперед и назад.
    • «Воротца».
    •  «Звёздочки».
    •  «Шахматный» порядок.
    •  Ходьба по ходу часовой стрелки, и против часовой стрелки.  

    Простые элементы танца

      Изучение комбинаций из основных, ранее выученных движений.

    Комбинации движений на месте.

         I комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4.

            1 такт – отвести правую ногу на носок вперед («птичка»).

            2 такт – вернуться в исходное положение.

            3 – 4 такты – упражнение «тик-так» головой.

           5 такт – отвести левую ногу на носок вперед («птичка»).

           6 такт – вернуться  в исходное положение.

           7 – 8 такты – упражнение  «тик-так» головой. 

       II комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4.

           1 такт – шаг правой ногой в сторону, корпус наклонить вперед, шею вытянуть вперед.

           2 такт – вернуться в исходное положение.

           3 – 4 такты – то же повторить еще раз.

    Комбинацию повторить с левой ноги.

       III комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4.

           1 такт – отвести правую ногу на носок вперед («птичка»).

           2 такт – перевести правую ногу на пятку («утюжок»).

           3 такт – поднять правую ногу согнутую в колене («флажок»).

           4 такт – вернуться в исходное положение.

    Комбинацию повторить с левой ноги.

       IV комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки опущены вдоль корпуса. Музыкальный размер 2/4.

             1 – 2 такт – правая рука изображает волнистые движения справа налево.

             3 – 4 такты – левая рука изображает волнистые движения слева направо.

             5 – 6 такты – руки перед собой согнуты в локтях, кисти в кулачках. Исполняются круговые движения «кулачок за кулачком».

            7 – 8 такты – руки разводим в стороны.

    Комбинации движений в продвижении по кругу.

        I комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4.

             Три шага с правой ноги – приставить. Три хлопка в ладоши – исходное положение.

       II комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки свободно вдоль корпуса.  Музыкальный размер 4/4.

           Четыре шага со свободными движениями рук, затем поворот вправо на полупальцах, руки поднять вверх («раскрытый цветок»).

       III комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки в стороны. Музыкальный размер 2/4.

          1 – 4 такты – мелкий бег на полу пальцах.

         5 – 8 такты – присесть в глубокое приседание, руки опустить вниз.

    Санитарно-гигиенические требования:

    Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться.  Необходимо также наличие

    аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

     Кадровое обеспечение: педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее специальное образование по специализации «хореография», а также обладать необходимыми знаниями по детской психологии.

            

    Методы диагностики личностного развития учащихся:

    • наблюдение;
    • беседа;
    • сравнение и анализ выполняемых упражнений, этюдов; итоговый анализ полученных умений и навыков за период обучения.

    Виды и формы контроля освоения программы:

    • текущий (после каждой темы);
    • итоговый (в конце учебного года).

    Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

    • Музыкально-дидактические игры;
    • комплексы пальчиковой гимнастики;
    • СD  диски с записями классической, народной музыки;
    • СD  с детскими песнями;
    • электронные аудиозаписи и медиа – продукты;
    • методическая литература

    Материально-технического обеспечения образовательного процесса

    • Музыкальный зал;
    • стулья по количеству детей;
    • музыкальные инструменты;
    • музыкальный центр; 
    • микшер – усилитель;
    • колонки;
    • мультимедийная  аппаратура;
    • телевизор.

    Библиографический список

    1. Вераксы Н.Е.  От рождения до школы. Примерная основная общеразвивательная программа дошкольного образования / Под  ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и поп. – М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 336 с. - ISBN 978-5-86775-813-4.
    2.  Учебники, методические пособия по всем разделам хореографической деятельности:
    3.  Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.
    4.  Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.
    5.  Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с  
    6. Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
    7.  Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.
      8. Мерзлякова, А.С. Фольклор – музыка - театр: Программа и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно – метод. пособие / Под ред.  А.С.

    Законодательные материалы:

    1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;
    2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
    3. Санитарно-эпидемиологическими  требованиями  к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.  СанПиН 2.4.1.3049-13;
    4. Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».