Для педагогов

Ершова Лариса Петровна

Предварительный просмотр:

Деловая игра  с педагогами

«Двоечник – тоже человек»

Цель:          изменение отношения педагогов к неуспевающему школьнику.

Задача:       развивать профессионально-педагогическое самосознание.

Форма проведения:    деловая игра для учителей в рамках психологического тренинга.

Материалы: бумага белая для карточек по 5 штук,  листы А4 на каждого участника, магнитофон с релаксационной музыкой

Предполагаемый результат:  изменение отношения к «двоечникам» через развитие  сопереживания, эмпатии.

Ведущий: педагог-психолог Ершова Л.П.

I этап.

        Уважаемые коллеги! Каждый из вас ежедневно сталкивается с учениками, которых мы привычно называем отстающими. Вы хорошо знаете особенности их поведения и трудности в обучении. Сегодняшнее наше занятие будет посвящено обсуждению нашего взаимодействия с такими детьми.

        

        Первым этапом станет работа по выявлению наиболее типичных трудностей обучения отстающих, или слабоуспевающих, детей.

Психолог (ведущий) вручает каждому педагогу по 5 картонных карточек (или листов бумаги) и дает инструкцию.

        

        Подумайте, пожалуйста, какие проблемы встречаются наиболее часто при обучении школьников в тех классах, где вы работаете. Выделите их и проранжируйте их следующим образом: самую типичную трудность запишите на карточке, поставив в ней номер 1. Вторую по частоте встречаемости трудность напишите на следующей карточке, присвоив ей номер 2, и так далее до пятой карточки.

Через 5-7 минут психолог собирает карточки и обрабатывает их (возможна помощь ассистента или кого-то из участников). Ее результаты заносятся на доску или планшет, разбитый на 5 столбцов. Наибольший интерес представляют записи, сделанные в первом столбце, т.е. те которые лидируют в рейтинге. 

Н-р, ребята невнимательны на уроке, часто отвлекаются на постороннее; - не умеют видеть свои ошибки, отсутствует орфографическая зоркость и т.д.

Психолог организует обсуждение, в процессе которого выделяются самые распространенные трудности. Учителя высказывают свои комментарии, возможно приводят конкретные примеры из практики обучения.

II этап.

Как мы убедились, многие из вас испытывают очень сходные трудности в своей педагогической работе. Может быть, потому, что все наши неуспевающие очень похожи? И в то же время неуспевающие бывают очень разными. И хотя проблемы в работе с ними действительно мало отличаются, но причины этих проблем вряд ли всегда совпадают.

Давайте проведем упражнение, которое, надеюсь поможет нам открыть новое в наших отношениях с отстающими.

Выберите, пожалуйста, одного из своих «двоечников». Только одного, не называя его имени. Возьмите лист бумаги и положите его перед собой горизонтально. Разделите его пополам вертикальной чертой. Над левым столбцом напишите: «Мне трудно с этим учеником, потому что …». Над правым столбцом – «У этого ученика есть замечательные черты …»

Закончите  каждое из этих предложений не менее чем семью вариантами. Время на работу - 20 минут. (Не следует прерывать работу над размышлениями, если участники не укладываются во времени. Процесс важнее регламента.)

По завершении работы организуется обсуждение:

  1. Насколько сложным оказалось выполнение этого задания?
  2. Было ли для вас трудным заполнить второй столбец? Почему?
  3. Удалось ли вам назвать семь пунктов, описывающих «замечательные черты» отстающих? Почему?
  4. Появились ли у вас неожиданные новые мысли о вашем ученике?
  5. Захотелось ли вам попристальнее понаблюдать за этим ребенком и лучше понять его?

III этап.

        До этого момента мы говорили с вами о тех трудностях и проблемах, с которыми вы как педагоги  сталкиваетесь в своей работе и с которыми теми или иными способами справляетесь, - особенно если вам удается увидеть достоинства своих «двоечников». Пока речь шла о наших с вами – взрослых – трудностях. Трудностях обучения. Но ведь обучение – процесс двусторонний. То, что является трудностями для учителя, - не меньшая проблема и для ученика. Порой нам кажется, что ему все равно, что он равнодушно, а то и скептично относится к учебе. Но так ли это? Давайте попробуем понять, как видит мир, как воспринимает свою учебу самый «выдающийся» из ваших неуспевающих учеников.

        Сядьте поудобнее, закройте глаза и расслабьтесь. (Звучит релаксационная музыка – релаксация и визуализация)

        

        Вы чувствуете себя спокойно и  легко. У вас размеренный ритм дыхания. Вы расслаблены… . А теперь представьте себе класс, с которым вы работаете. Идет урок, который ведете вы. Дети слушают вас, работают. Посмотрите на своего «двоечника», чьи замечательные черты вы недавно описывали. Представьте его лицо во всех подробностях, рассмотрите его одежду, понаблюдайте за тем, как он движется, как разговаривает ….

        Оставайтесь совершенно спокойным, расслабленным … . Там, раньше, когда – то, его поведение и манеры, возможно раздражали вас. Но сейчас вы спокойны и сдержанны …. Вообразите картинку с этим вашим учеником как можно ярче. Добавьте в нее яркости и цвета, сделайте более четкими детали. Попробуйте насытить эту картинку звуками и движением.

        Представьте, что может видеть этот ребенок со своего места в классе. Как выглядит все окружающее оттуда? Вот этот ребенок посмотрел на вас. Попробуйте взглянуть на себя его глазами. Какой кажетесь ему вы? Станьте на короткое время этим ребенком, почувствуйте себя сидящим за его столом, откройте тетрадь, возьмите авторучку, услышьте слова учителя …. Попытайтесь выполнить то задание, которое он дает ученикам. Трудно? Если вам трудно, попробуйте осознать, почему …

        Что вы чувствуете,  будучи этим ребенком? О чем вы думаете? … А теперь вернитесь в свое собственное тело. Посмотрите на этого ребенка со стороны … Взгляните в его глаза … Вы снова здесь, в нашей комнате. Вы сидите в кресле. Не открывая глаз, пошевелите руками  и ступнями ног …. Теперь поворочайте головой …. Не делайте резких движений…. Откройте глаза.

        (Убедившись, что все участники чувствуют себя нормально, предложить обсудить результаты упражнения. Участники делятся впечатлениями от визуализированных образов и от того, насколько успешно удалось с ними поработать. Важно обратить внимание на те чувства и мысли, которые возникли у педагогов в ситуации «превращения» в избранного ими «двоечника».)

IV этап.

Вместе мы продвинулись по пути лучшего понимания тех детей, которых мы сами относим к категории отстающих. Конечно, не всех, а тех, кого выбрали. Каждый из этих детей оригинален и своеобразен, он думает и чувствует по-своему, по своему воспринимает окружающее.

         

        Для того, чтобы лучше понять важнейшие аспекты наших взаимоотношений с неуспевающими школьниками и их личные особенности, мы использовали логический анализ, активное воображение и эмоциональные ресурсы. А значит, нам стали яснее те причины, которые негативно влияют на успеваемость этих детей.

        Если вначале мы описали и конкретизировали трудности в обучении детей, то последний этап нашей работы будет связан с осознанием причин этих трудностей.

        Группа разбивается на 4-5 подгрупп (в зависимости от количества участников), и каждой группе предлагается одна из трудностей обучения – лидеров в рейтинге.

Задание – назвать возможные причины возникновения этих трудностей у детей. Время на подготовку – 10 минут. Затем каждая подгруппа представляет найденные причины.

Возможные варианты:

  • низкий уровень внимания
  • низкий уровень развития произвольности процессов
  • несформированность самоконтроля и умений действовать по правилу
  • обида на учителя
  • преобладание игровой мотивации и отсутствие учебной
  • быстрая утомляемость, болезни
  • психологические сложности в семье
  • отсутствие признания одноклассников
  • низкая самооценка, неуверенность в себе
  • слабое развитие образного мышления, кратковременной памяти или/ и какой-либо модальности восприятия
  • слабое речевое развитие, сложности в овладении русским языком (поскольку он не является родным)
  • сниженный уровень волевого развития.

Казалось бы, подобные причины вы могли назвать и без предварительной работы. Однако все предыдущие этапы помогают вам выявить указанные причины не абстрактно, не на основе «сухой рациональности», а в связи с конкретными детьми в результате сопереживания, сочувствования, эмпатии.

Главным итогом становится изменение отношения к «двоечникам».

Следующее занятие будет направлено на анализ оптимальных способов помощи детям в преодолении имеющихся трудностей.

Составлено по материалам ШП № 40/ 2003 с.24

 автор  И.Вачков «Двоечник тоже человек!»



Предварительный просмотр:

Ершова Лариса Петровна,

педагог-психолог МАОУ «СШ№8»

г. Когалым        

Семинар-практикум «ЕГЭ и возможности педагога»

(для педагогов, работающих с детьми по подготовке к ЕГЭ).

             

           Не смотря на то, что ЕГЭ уже не первый год существует в Российской системе образования, данный вид государственной аттестации является для многих ОУ нововведением и вызывает с каждым годом все больше вопросов и сложностей. У участников образовательного процесса повышается тревога, требуется много времени и усилий на адаптацию. В педагогических кругах проблемы и перспективы, связанные с ЕГЭ, активно обсуждаются с тех самых пор, когда он впервые вошел в школьную жизнь в 2009 году.

           Основная цель данного семинара - обозначить спектр проблем, с которыми сталкиваются педагоги при подготовке к ЕГЭ и наметить пути их решения, исходя из собственных ресурсов.

Упражнение «Сравнительная характеристика традиционного экзамена и ЕГЭ»

       Цель: провести сравнительную характеристику традиционной формы экзамена и ЕГЭ.

       Инструкция: разделитесь на группы по принципу красный-желтый. Заполните таблицу.

       Время: 7 мин работа в группах, 10 мин обсуждение.

Таблица

Критерии различий

Традиционный экзамен

Единый государственный экзамен

Фун
ции

Задачи

Формируемые УУД

Факторы оценки (кто и как оценивает)

Возможность исправления ошибки

Известность результатов

Фиксация результатов

Стратегия деятельности во время экзамена

       

        Вывод: что из себя представляет ЕГЭ?  В чем его плюсы и минусы?

Упражнение «Строим дом»

        Цель: формирование представление о важности вклада каждого в результат ЕГЭ.

        Инструменты: изображение дома (рисунок на ватмане или декорация), стикеры с клеящимся краем.

        Время: 15 мин

        Инструкция: «Представьте себе, что в течение 11 лет обучения ребенка в школе мы строим дом. Построенный дом — это тот результат, который мы получаем на выпускных экзаменах. У каждого из нас в строительстве этого дома есть своя функция: кто-то закладывает фундамент, кто-то строит лестницы, кто-то кладет крышу, кто-то украшает фасад.

  1. Как вы думаете, а что делаете именно вы на ваших уроках?
  2. С чем бы вы сравнили свой вклад в строительство этого дома?»

Учителя пишут ответы на стикерах, приклеивают их на изображение дома и комментируют.     Когда все выполнят это задание,
психолог обращает внимание педагогов на то, что у каждого из нас есть свой маленький
вклад в это большое дело, но только все вместе мы добиваемся того, что дом будет построен.    

        ВАЖНО! обратить внимание учителей на то, что подготовка к экзамену — это не ответственность только психолога или только педагогов, работающих в старших классах. Ведь они строят свою работу на том фундаменте, который заложили в начальной и средней школе.

Упражнение «Экокарта внутренних ресурсов»

         Цель: актуализация личностных и профессиональных ресурсов педагога при подготовке к ЕГЭ.

         Время: 10-15 мин

         Инструкция: сейчас каждый из вас будет создавать собственную ресурсную карту. Ответьте себе на вопрос: «Что мне помогает осуществлять педагогическую деятельность?» зарисуйте в виде схемы.

Далее рядом нарисуйте появление в вашей профессиональной деятельности процедуры ЕГЭ. А теперь посмотрите, какие ресурсы у вас уже есть, а какие вновь открываются. Что вам понадобится из вашего уже имеющегося профессионального опыта, а что может помешать?

          Последний вопрос очень важен, так как он, во-первых, помогает педагогу найти личные и профессиональные ресурсы, а во-вторых, поддерживает его, подчеркивает его профессиональную значимость.


Упражнение "Я хвалю себя за то, что..."

       Инструкция:  "Я вам предлагаю похвалить себя за что-нибудь. Сейчас наступило время, когда хочется, чтобы больше хвалили, но это происходит так редко. И у вас есть сейчас возможность похвалить себя за что хотите!

       Итак, продолжите фразу "Я хвалю себя за то, что..."
После этого каждый отвечает на вопросы:

  1. Трудно ли было хвалить себя?
  2. Какие чувства вы испытали при этом?

      Рефлексия (7 мин).



Предварительный просмотр:

Занятие для педагогов

«Успевайте жить»

Цель: способствовать профилактике эмоционального и профессионального выгорания  педагогов.

Задачи:

 - создание условий для снятия  психоэмоционального  напряжения;

 - содействие сплочению  педагогического коллектива;

 -  накопление педагогами ресурсных состояний.

Ход занятия

  1. Вводная  часть

Цель: организация рабочей атмосферы в группе.

Ведущий. Здравствуйте, рада вас видеть. Сегодня наша встреча будет  проходить в форме занятия  с элементами тренинга, я надеюсь, что она поможет вам снять напряжение, преодолеть усталость,  и  у вас останутся только  позитивные эмоции от общения.

 Далее ведущий предлагает участникам  написать на бейджах свои имена в той форме, которая им больше импонирует.

  1. Установление контакта

Цель: снятие эмоционального напряжения, сближение участников группы.

Упражнение на приветствие «Разными частями тела»

Участникам предлагается  рассчитаться на  «первый»-«второй», стать в круг. Первые номера образуют внутренний круг, вторые -  внешний, становясь  лицом друг к другу.  Внутренний круг  стоит на месте, внешний меняет партнеров, двигаясь по часовой стрелке,  выполняя команды ведущего (кулачками, локтями,  правым плечом, левым плечом, коленками и пр.)

По команде ведущего они начинают передвигаться по аудитории в хаотичном порядке. Когда слышат произнесение какой-либо части тела, то должны как можно быстрее соприкоснуться ею с наибольшим количеством участников.

Упражнение «Наши имена»

Ведущий. Самое приятное для человека – его имя. Поэтому я предлагаю вам по очереди делать шаг к центру круга произнести свое имя в той форме, которая вам наиболее нравится. После этого остальные участники, по команде ведущего делают шаг к центру и повторяют его имя.

Упражнение  «Паутинка симпатий»

Участники стоят в кругу. Ведущий берет клубок ниток и произнося слова: «Ты мне нравишься, п.ч. …» передает клубок другому участнику, кончик оставляют себе, и так клубок должен оказаться у всех участников. В итоге получается одна большая паутина, которая объединяет всех участников общей симпатией.

  1. Упражнения на создание работоспособности в начале работы группы.

 а)        Как в три приема уложить в холодильник бегемота? (Открыть, засунуть бегемота, закрыть.)

б)        Как в четыре приема уложить в холодильник жирафа? (Открыть, вынуть бегемота, положить жирафа, закрыть.)

в)        Лев пригласил всех на день рождения. Пришли все, кроме одного. Кто не пришел в гости?

(Жираф. Он был в холодильнике.)

  1. Тестирование «Стресс, вес и прогресс»

      Цель:  анализ собственного эмоционального состояния. (Приложение1)

  1. Основная часть

Цель: развитие позитивного мышления, умения противостоять трудным жизненным ситуациям; формирование позитивного восприятия собственной личности.

Упражнение «Контраргументы»

Участники на листе бумаги  в левой колонке размещают 3 своих слабых стороны.  На правой стороне против каждого пункта он должен указать то положительное, что может противопоставить этому аргументу. Далее желающие зачитывают свои записи и все обсуждают их.

Упражнение «Дерево талантов»

Участникам занятия раздаются листочки цветной бумаги, на которых они пишут свои таланты ( это могут быть хорошие качества, умение что-то делать, хорошие поступки и т.д.)

Листочки с “талантами” прикрепляются к “дереву талантов”, нарисованному на листе ватмана.

Ознакомление с техникой   стрессоустойчивости  «Сито проблем»

Суть: все жизненные неурядицы, «пропускать» через сито несколько раз   - начиная  с  мелкого сит, заканчивая крупным  ( таким образом, будут отвергнуты все неурядицы, кроме самых крупных, важных, решением которых можно заняться) .

Притча   о проблемах в жизни

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить., призывая на помощь На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками – ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я давно хотел засыпать его и вырыть новый. Так почему бы  сразу не убить двух зайцев – засыплю-ка я старый колодец, да ослика заодно закопаю».

Недолго думая он  пригласил своих соседей – все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и  начал громко вопить, но люди не обращали внимания на его вопли и мола продолжали бросать землю в колодец.

Однако очень скоро осел замолчал. Когда хозяин взглянул в колодец, он увидел следующую картину -  каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и  выпрыгнул из колодца.

Упражнение: Избавление от тревог.

Звучит релаксирующая музыка, которая начинается с веселого летнего дня, затем слышен шум надвигающейся грозы, гроза, дождь, и снова продолжается летний день с пением птиц.

Ведущим читается ровным голосом следующий текст :

Расслабьтесь, представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день. Небо озарено радугой, частица этого сияния принадлежит вам. Оно ярче тысячи солнц. Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предложения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам наконец-то светло и радостно.

  1. Прощание

Цель:  формирование группового единства, положительный эмоциональный настрой.

Упражнение  «Передай ток»

Все сидят по кругу взявшись за руки. Ведущий передает пожатие, и оно идет по цепочке по кругу (руки над столом, все происходит молча без поворота головы). Когда ведущий получил сигнал назад, он поднимает руку.

 

Приложение 1

Тест «Стресс, вес и прогресс»

Цель:  анализ собственного эмоционального состояния.

Предлагаем Вам ответить на вопросы теста, для того, чтобы выяснить на сколько Вы подвержены влиянию стрессов.

На каждый вопрос может быть дан один из следующих ответов:

Почти никогда – 1 балл

Редко – 2 балла

Часто – 3 балла

Почти всегда – 4 балла

Рядом с вопросом проставьте баллы 1, 2, 3, 4.

Вопросы:

1.Меня легко раздражают мелочи.

2.Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать.

3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею.

4. Когда я сержусь, могу кого-нибудь обидеть.

5. Не переношу критику, выхожу из себя.

6. Если в транспорте меня кто-нибудь толкнет, то отвечаю тем же или говорю

что-нибудь грубое.

7. Все мое свободное время чем-нибудь заполняю.

8. На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю.

9. Не умею выслушивать, вставляю реплики.

10. Страдаю отсутствием аппетита.

11. Беспричинно бываю беспокоен.

12. По утрам чувствую себя плохо.

13. Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться.

14. И после продолжительного сна не чувствую себя нормально.

 15. Думаю, что сердце у меня не в порядке.

16. У меня бывают боли в спине и в шее.

17. Я барабаню пальцами по столу, а когда сижу — покачиваю ногой.

18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что делаю.

19. Думаю, что лучше многих, но никто этого не признает

20. Не соблюдаю диету, вес постоянно колеблется.

– Вот как психологи оценивают ваше состояние:

30 баллов и меньше: Вы живёте спокойно и разумно, успеваете справиться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни отложного честолюбия, ни от чрезмерной скромности. Было бы неплохо обязательно проверить ответить с человеком, который хорошо вас знает. Люди с такой маленькой суммой баллов часто видят себя в розовом свете.

31-45 баллов: Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением. Страдаете от стресса как в положительном смысле этого слова (то есть у вас есть стремление чего-то достичь), так и в отрицательном. По всей видимости, вы не измените свой образ жизни, но оставьте немного времени и для себя.

46-60 баллов: Ваша жизнь – беспрестанная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Для вас важно мнение других это постоянно держит вас в состоянии стресса. Если будете продолжать в том же духе, то многого добьётесь, но вряд ли это доставит вам радость. Вроде как самое главное просочилось сквозь пальцы. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами, не пытайтесь добиваться всегда максимального результата, время от времени давайте себе полную передышку.

61 балл и более: Вы живёте, как водитель машины, который одновременно жмёт на газ и на тормоз. Поменяйте образ жизни. Стресс, которому вы подвержены, угрожает и здоровью, и вашему будущему.

Список литературы

  1. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. - № 2, 2006, – с. 216 – 222.
  2. Аникина Е., Трофименко Е. Тренинг педагогического общения// Школьный психолог. – 2008. - №7. – С. 24-27.
  3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.
  4.  Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.



Предварительный просмотр:

РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

НЕГАТИВНЫХ ПОСТУПКОВ   УЧАЩИХСЯ.

        В наше время, как ни в какое другое, научно-технический прогресс прямо пропорционален количеству человеческих (как взрослых так и детских) драм и страданий, одиночества и беззащитности. Это время, в которое нравственные ценности становятся менее значимыми, часто вызывают насмешку и иронию. Основной временной характеристикой можно назвать неопределённость

           Чем усиливается социальный драматизм ? В первую очередь безработицей, социальным неравенством, бедностью, насилием, обострением социальной конфликтности. На фоне социального драматизма прорастает личный драматизм человека: неопределённость будущего, неумение разобраться в причинах этой неопределённости, намеренный уход от решения проблем и как результат – стрессы, срыв собственной жизнеспособности.

          Чтобы ситуация, описанная выше не стала нормой жизни, необходимо построить воспитательную работу так, чтобы она не готовила почву для описанных выше явлений, а предупреждала их появление.

        Проблемы взрослых, их драмы сегодня, становятся драмами детей в будущем. По мнению психологов в стране неуклонно возрастает количество негативных поступков, которые совершаются детьми не только старшего, но и младшего возраста. В школах появляется все больше детей, которых психологи и педагоги называют проблемными. Частой становится ситуация, когда проблемность в поведении проявляется у детей, от которых этого не ожидали ни родители, ни школа. Проблемный ребёнок появляется и в неблагополучной семье, и в семье суперблагополучной, в которой гипертрофированы нравственные ценности

        Отсутствие умений самоконтроля и самооценки приводит к неразвитости чувства личной независимости, самозащиты, способности к самореализации. Это приводит к наличию и проявлению симптомов негативного свойства, преодолевать которые помогает и призвана помогать хорошо организованная, продуманная работа классного руководителя.

        

        Симптомы, о которых идет речь:

  1. Очень раннее и быстрое физическое развитие ребёнка, которое под час опережает его психическое развитие.
  2. Отсутствие навыков рефлексивных действий.
  3. Разлад между внутренним состоянием ребёнка и общепринятыми нормами поведения.
  4. Отсутствие эмпатии ( чувства сопереживания ) не только чужим, но и своим родным, близким людям, инфантильность, неразвитость волевых качеств.

Определим проблемы, классный руководитель может построить воспитательную работу с классом по предупреждению и профилактике этих явлений:

1. Воспитание должно строиться на общечеловеческих ценностях.

2. Воспитание должно быть направлено на стимулирование развития самореализующейся личности.

3. Система воспитания должна быть направлена на сохранение единства тела и духа, чувств и разума.

4. Воспитание должно строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности

5. Воспитание должно быть направлено на сохранение и защиту прав ребёнка: его потребность в одиночестве и на потребность в общении.

Существуют общие правила успешного взаимодействия педагога и ученика, родителя и ребёнка, то есть взрослых и детей:

        

            Правило № 1: всякое взаимодействие должно быть неформальным.

        Правило № 2: взаимодействие должно демонстрировать личную заинтересованность взрослого и будить заинтересованность ребёнка.

        Правило № 3:взаимодействие должно быть направлено на принятие и помощь, а не на раздачу ярлыков.

        Правило № 4: взаимодействие должно быть справедливым и объективным.

        Правило № 5: взаимодействие должно давать шанс на перспективу.

ТРАДИЦИИ КЛАССА, КОТОРЫЕ МОГУТ ТВОРИТЬ ЧУДЕСА.

        Нация в любые времена, даже самые трудные, сохранит себя, если живут традиции этой нации. То же самое можно сказать и о школе. Она будет жить тогда, когда в её стенах будут жить красивые традиции. Какие традиции могут положительно влиять на формирование мировоззрения и мироощущения ребёнка ?

  1. Это ТРАДИЦИЯ, когда в конце каждой четверти у каждого ученика в дневнике появляются записи, которые помогают преодолевать трудности, учат реально оценивать себя, развивают умения взаимодействовать с другими людьми. Например:  я очень рада, что результаты твоей учебной работы стали лучше.
  2. Это ТРАДИЦИЯ, когда в конце каждой рабочей недели, перед тем как учащиеся уходят домой на выходные, классный руководитель спрашивает у класса;

а) С каким самочувствием вы прожили эту неделю?

б) В какие дни ваше самочувствие было не очень хорошим?   Почему?

в) Что надо сделать, чтобы настроение стало лучше?

3    Это ТРАДИЦИЯ, когда конец учебного года отмечается заполнением в классе   «Книги рекордов Гиннеса», в которую вносятся имена ребят, педагогов, родителей по самым различным номинациям.

4   Это ТРАДИЦИЯ, когда в начале учебного года ребята пишут сочинения на тему: «Моя школа в моей жизни», а в конце учебного года – «Мои пожелания людям, с которыми я общаюсь», «Самый интересный урок в этом учебном году», «Учитель, рядом с которым всегда тепло»

5.        Это ТРАДИЦИЯ, когда в тайне готовится сюрприз для человека, у которого будет день рождения. Это может быть и учитель, и ученик.

6.    Это ТРАДИЦИЯ, когда ребята вместе с классным руководителем вырабатываются нравственные законы жизни коллектива  и пытаются ежедневно руководствоваться ими в жизни. Какие из них можно привести в пример?

                а) учиться честно говорить о своих ошибках

                б) быть объективным к себе и другим

                в) учиться слушать и слышать, смотреть и видеть, пони мать и делать выводы

                г) уметь сопереживать

                д) проявлять терпение и терпимость

7.    Это ТРАДИЦИЯ, когда в классе существует «Праздник добрых пожеланий», который дети готовят друг другу, родителям, учителям, всем работникам школы.

                Список традиций класса можно продолжить. Главное их назначение – сделать общение учащихся и учителей полезным и необходимым.

Педагог-психолог

Ершова Л.П.



Предварительный просмотр:

Роль педагога в работе с суицидальными детьми.

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров. — Зачем ты бросаешь морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе. — Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия. — Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: — Нет, мои попытки изменят очень много... Для этой звезды.

Многие будут правы, если скажут: такие дети нуждаются в помощи специалистов. Нагружать неискушенного педагога работой с суицидентами -значит поставить его в сложную ситуацию: помочь нужно, но нет необходимых знаний. Начнем с того, что отведем педагогу свою роль в работе с такими подростками. Эту роль можно обозначить так: помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика.

Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что часто общаясь с ребенком, он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п.

Педагог может обратить внимание школьного врача, родителей, администрации школы на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста.

Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла.

Рекомендация для учителей и психологов

  1. Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка, потерявшего кого-то из близких. В первые недели обычно отмечаются тенденция к уходу, агрессивность, гнев, нервозность, замкнутость, невнимательность. Относитесь к этому с терпением, никогда не показывайте своего удивления. Не действуйте вопреки ребенку.
  2. Если ребенок хочет поговорить, найдите время выслушать его. Это не
    всегда легко сделать, и все же попытайтесь. Объясните ребенку, что вы хотите
    поговорить с ним, выберите удобное для этого время.

При разговоре слушайте не только ушами, но и глазами, сердцем. Обнимите ребенка, возьмите его за руку. Прикосновение имеет для ребенка огромное значение, ведь он потерял тепло любящего родителя. Это позволяет ребенку почувствовать, что вы заботитесь о нем и в любое время готовы помочь ему. Поддержите его желание говорить о родителе и делайте это сами.

  1. Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка. Если вам удастся их собрать, объясните им, что, когда умирает кто-то, кого вы любите, беседы об этом человеке помогут сохранить о нем добрую память.
  2. Будьте готовы к вопросам и всегда будьте честными в ответах. Детей часто интересуют вопросы рождения и смерти. Учитель никогда не должен бояться сказать «Я не знаю». Очень важно знать культурный уровень семьи ребенка, ее религиозные установки. Ваши собственные чувства никогда не должны вступать в противоречие с чувствами родителя или смущать ребенка.
  1. Покажите ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза наполнились слезами, не скрывайте этого. «Ты очень любил маму, и я это понимаю. Очень грустно, что она умерла». В это время ребенку можно рассказывать множество трогательных историй. Покажите ему, что можно улыбаться и смеяться. «Мама любила клоунов, не правда ли?» - такая фраза может стать началом разговора о цирке и на уроке рисования можно предложить изобразить что-нибудь веселое.
  2. Никогда не говорите: «Ты ведь так не думаешь, не так ли?» Не говорите,
    что вы надеетесь на исчезновение у ребенка страхов, и не пытайтесь сменить
    тему разговора. Когда ребенок говорит, что считает себя виноватым в смерти
    отца, он действительно так думал. Дети честны, они говорят то, что думают. Их
    чувства реальны и сильны, и о них надо знать, им надо верить, о них надо говорить. Не следует произносить фраз типа «Скоро тебе будет лучше».

Гораздо лучше будет сказать: «Я знаю, что ты чувствуешь, и тоже не понимаю, почему твой отец должен был умереть таким молодым. Я только знаю, что он любил тебя, и ты никогда не забудешь его».

7 Старайтесь быть в контакте с родителем. Ребенок быстро почувствует связь между вами и его семьей, и это создаст у него ощущение безопасности. Обсуждайте с ними изменения в поведении ребенка, в его привычках.

Необходимо с особым вниманием относиться к трудным для потерявшего родителя ребенка дням. Такими днями являются праздники, когда дети поздравляют маму или папу. Ребенку, у которого нет матери, нужно посоветовать приготовить поздравление для бабушки. Конечно, невозможно заранее учесть все возможные случайности.

Понимающий учитель, вооруженный знаниями о том, что смерть не является запретной темой, поможет страдающему ребенку пережить трудный для него период с минимальными потерями. Конечно, ребенок, долгое время не выходящий из кризиса, нуждается в специальной помощи.

Здесь требуется специализированная индивидуальная психотерапия как для ребенка, так и для родителя, а часто полезной оказывается и семейная терапия.

Приведенные выше приемы кажутся на первый взгляд очень простыми и естественными. Однако в большинстве случаев взрослые ведут себя по отношению к страдающему ребенку именно так, как не надо себя вести: делают вид, что ничего не случилось, стараются избегать упоминаний о постигшем ребенка горе, а на самом деле предлагают ему самому справляться с горем, самому вырабатывать способы поведения и защиты и искать пути выхода из кризиса. Далеко не всегда он справляется с этой задачей.

Помочь ребенку, поддержать его в столь трудной ситуации должны уметь в первую очередь те взрослые, которые живут рядом с ребенком, встречают его каждый день в школе или в детском саду.

Педагог-психолог

Ершова Л.П.



Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ
ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Базовый компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми составляют:

а) общая профессиональная педагогическая подготовка – предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки;

б) основные профессионально значимые личностные качества педагога.

Специфический компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми образуют:

а) психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности (знания об одаренности, ее видах, психологических основах, критериях и принципах выявления; знания о психологических особенностях одаренных детей, их возрастном и индивидуальном развитии; знания об особенностях профессиональной квалификации специалистов для работы с одаренными детьми; знания о направлениях и формах работы с одаренными детьми, о принципах и стратегиях разработки и реализации методов выявления одаренных детей на основе признаков одаренности; умения и навыки в области дидактики и методики обучения одаренных детей с учетом видов и особенностей одаренности учащихся, их контингента и конкретных условий обучения; умения и навыки психолого-педагогического консультирования одаренных детей, их родителей и других членов семьи);

б) профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая:

– не столько реализовывать традиционный тип обучения одаренных детей, сколько успешно активизировать и развивать детскую одаренность;

– не столько управлять процессом обучения и контролировать его, сколько предоставлять учащимся свободу учиться;

в) профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии; внутренний локус контроля; высокая и адекватная самооценка; стремление к личностному росту и т. д. Эти качества срабатывают эффективно лишь в системе и тогда, когда подчинены тому, что делает человека педагогом, – «желанию жить в ученике».



Предварительный просмотр:

Педагог-психолог

Ершова Лариса Петровна

Тренинг для педагогов

«Отношение к жизни? Позитивное!»

Цель тренинга: дать  педагогам представление о психологическом здоровье и приемах эффективного общения.

Правила работы в тренинге. Работают все. Выполняют упражнения и задания. Персонитфицируют  высказывания (говорят от своего имени: «Я считаю», «Я думаю»). Уважают мнение других. Слушают  друг друга не перебивая.  Работают в кругу.

Материалы: ватман, маркер. Листы бумаги и карандаши (или ручки) для каждого участника.

Примечание. Возможные ситуации и установки должны быть оформлены как раздаточный материал.

Разминка.

Игра «Имя с прилагательными». Все участники поочередно называют свое имя с эпитетом перед ним на ту же букву, что и имя. Прилагательные должны быть только позитивными.

Упражнение «Пересядем!» Пересаживаются те, кто любит мороженое, мандарины,  лыжную прогулку, шашлычок, запах ели, конфеты…

(стулья уже расставлены парами по кругу).

А сейчас посмотрите на своего соседа. Работать мы сегодня будем парами.

Упражнение «Комплименты» Каждый участник, долго не задумываясь, сделает комплимент своему напарнику. («Вы сегодня отлично выглядите», «Мне в Вас нравится…)

   Существует два типа мышления: патогенное (пессимист) и саногенное (оптимист). В себе необходимо  развивать второй тип мышления.

Пример. Вы проснулись. Ваши первые слова и мысли обязательно должны быть положительно окрашены. Позитивные утверждения программируют сознание и подсознание на достижение наилучших результатов, в том числе в самочувствии. Чтобы опробывать это на себе, нужно научиться негативные мысли перестраивать в позитивные.

Упражнение «Идет дождь» (работа в парах) 1-й участник говорит о том, что плохого в том, что идет дождь. 2-й участник – что хорошего.

То есть думаем об отрицательном – получаем отрицательное, думаем о положительном – получаем положительное.

Установки должны быть короткими и позитивными, например: «Я здорова и счастлив. Я хочу и готова ежедневно быть активной, чтобы укреплять свое здоровье».

Откуда берутся позитивные эмоции?

Позитивные эмоции – это радость, любовь, прощение, благодарность, сочувствие.

Откуда берутся разрушающие эмоции?

Разрушающие эмоции – обида, месть, зависть – работают не на здоровье.

Важно, чтобы позитивное мышление вошло в  повседневную привычку, тогда оно будет работать на здоровье и успех.

Шесть аспектов психологического здоровья человека

  1. Позитивное отношение к себе.
  2. Самореализация (постоянный профессиональный и личностный рост).
  3. Автономность (самодостаточность).
  4. Психическая интеграция (умение находить общий язык с разными людьми).
  5. Реалистическое восприятие мира.
  6. Адекватная реакция на внешнее окружение.

Человек психологически здоров, если знает ответы на два вопроса: что я делаю? Зачем я это делаю? И осознает это.

Нервно-психическая напряженность, неуверенность в себе, повышенная тревожность приводят к стрессам и депрессиям. Медики предполагают, что к  2015  году депрессии опередят сердечно-сосудистые заболевания и  встанут на первое место. Если профессиональные стрессы воздействуют в течение длительного времени, то возникает синдром эмоционального выгорания (СЭВ).

В целях профилактики СЭВ следует:

- стараться рассчитывать и обдуманно распределять свою нагрузку;

- учиться переключаться с одного вида деятельности на другой, использовать «тайм-аут» (отдых на работе);

- проще относиться к конфликтам на работе;

- не пытаться быть лучшим  всегда и во всем.

Наш  тренинг называется «Отношение к жизни? Положительное!». Сегодня мы попытаемся научиться  регулировать свое эмоциональное состояние, ознакомимся с методами, которые позволяют убрать неприятные эмоции и настроиться на позитивные минуты общения.

Игра «Чем мы похожи?» Каждый в паре находит какое-либо сходство с собой. Например, одинаковый цвет волос, имя на одну и ту же букву, одинаковая черта характера и т.п.)

  • Размышления о хорошем и приятном

Игра «Ассоциации»

Играющие,  по очереди называют, с чем у них ассоциируются:

- встреча Нового года,

- железнодорожный вокзал,

- уроки в школе,

- жаркий день,

- вечер встречи выпускников,

- удачная покупка,

- хорошее настроение,

- план работы на год,

- однокомнатная квартира,

- экзамен у сына, дочери),

- аэропорт,

- профессия дизайнера,

- морской пейзаж,

- дождливое утро,

- букет цветов,

- путевка в санаторий,

- приглашение на ужин…

  • Общение с приятными людьми; взаимопонимание

Игра «Мы похожи, мы отличаемся» (в парах)

В течение 2-3 мин каждой паре необходимо найти у себя по 1 сходному и 1 отличительному качеству. Сравниваться могут внешность, события, личностные качества и др.

  • Чтение книг, журналов

Игра «Фраза по кругу»

Нужно прочесть предложенную фразу (например, из журнала «Здоровье») с разными интонациями, с чувством: вопросительно, оптимистично, испуганно, восторженно, удивленно, шепотом, обиженно, ласково, торопясь, грустно, громко,  восклицательно.

  • Арт-терапия с музыкотерапией

Групповое рисование. Под звучание музыки участники рисуют что хотят, передают соседу, дорисовывают до позитивного результата, пока рисунок не вернется к хозяину.

Рефлексия. Разность чувств,  мыслей, впечатлений.

  • Двигательная активность

Игра «Посмотри и угадай»

Каждый участник берет карточку с описанием ситуации, не показывая ее никому. Все по очереди изображают то, что написано в карточке с помощью мимики и жестов. Коллеги отгадывают, что это  может быть.

Варианты ситуаций:

-учитель ругает учеников;

- человек находится под холодным дождем без зонта;

- человек обжегся о горячий утюг;

- у девушки сломался каблук;

- человека обрызгала машина;

- электрик вкручивает лампочку;

- человек купается в проруби.

  • Смех, улыбка, юмор

Игра «Начало и конец рассказа»

Играющим дается карточка, на которой написано начало и конец его.

Нужно придумать середину рассказа.

Например:

1.«Мама купила рыбу и принесла домой… Поэтому вечером ужинали при свечах»

2. «Девушка сломала каблук… Поэтому вечером ужинали при свечах».

3. Сегодня было самое обыкновенное утро… Поэтому вечером ужинали при свечах»

  • Похвала, комплименты

Игра «Телеграмма»

Каждый играющий пишет по одному прилагательному, обозначающие качества личности. Эти слова вставляются в телеграмму (готовый текст), в места, где стоят точки, и телеграмма зачитывается вслух.

Примерный текст телеграммы: «Сегодня мы собрались на наш …тренинг. Выглядим мы … и … .Но если бы погода сегодня … то мы были бы …, а может, даже …. Но мы не будем унывать. Дела у нас на работе… Пожелаем всем всего…, а именно …, здоровья, успехов, … учеников».

Заключительная часть.

Коллаж(виртуальные Новогодние пожелания).

Все участники пишут свои имена на листочках, которые затем перемешиваются. Все поочередно вытягивают по листочку с именами. Тому, чье имя там написано, делается подарок-пожелание. Дарить можно не только материальные блага, но и духовные. В конце все высказывают друг другу позитивные пожелания и дарят подарки.

Завершение

Ведущий. Наш сегодняшний тренинг подошел к концу.  Закончить его я хочу притчей.

Жил-был один Монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.

Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлами с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше – у каждого в руках ложка с длинню-ю-ющей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в  рот никак не попадут. Вдруг подбегает к Монаху местный служащий (судя по всему, черт) и кричит:

- Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай.

Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими ложками кормят друг друга».

Ведущий обсуждает притчу с группой, участники делают выводы.

Сегодня мы собрались на наш …тренинг. Выглядим мы … и … .Но если бы погода сегодня … то мы были бы …, а может, даже …. Но мы не будем унывать. Дела у нас на работе… Пожелаем всем всего…, а именно …, здоровья, успехов, … учеников.

-учитель ругает учеников;

_____________________________________

- человек находится под холодным дождем без зонта;

________________________________________

- человек обжегся о горячий утюг;

____________________________________________

- у девушки сломался каблук;

__________________________________

- человека обрызгала машина;

________________________________________

- электрик вкручивает лампочку;

___________________________________________

- человек купается в проруби.

___________________________________________



Предварительный просмотр:

Педагог-психолог

Ершова Л.П.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СГОРАНИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГУ

Вступление.

«Подавший заявление в педагогический институт, по сути, берет на себя обязательство стать идеалом человека хотя бы для будущих своих учеников. Для учеников он – единственный, и они не должны страдать от того, что судьба дала им не лучшего учителя. Учитель не имеет право быть рядовым, он – да проститься мне эта кощунственная мысль – вынужден играть роль прекрасного человека. Эта однажды принятая на себя роль исполняется годами и постепенно перестает быть только ролью – становится характером. Обыкновенный человек  превращается в необыкновенного – в учителя. Учителем его делает не педагогический институт, а многолетнее общение с детьми, для которых – ежели он честен – он обязан быть лучшим человеком на земле. Ему просто некуда деться, ему профессионально необходимо становиться прекрасным человеком»

                                       Симон Соловейчик «Вечная радость»

Из этого высказывания можно сделать выводы и о требовании к личности педагога и о появлении «эмоционального сгорания»

                                     1.Эмоциональное сгорание педагога

За время своей работы педагоги переживают четыре кризиса веры.

  • Кризис веры в детей
  • Кризис веры в педагогику
  • Кризис веры в себя
  • Кризис веры в Смысл

                               Кризис веры в детей

Появляется обычно в первые пять лет педагогической деятельности.

Педагог начинает задавать себе вопросы:  «Зачем все это надо мне, если не нужно им? Зачем так много растрачивать себя? Ради чего? Ради кого? Начинает казаться, что дети неблагодарны. Появляется страх «выжатого лимона», потребительского отношения к тебе детей.

        Первый комплекс преодолевается очень тяжело – эмоционально тяжелее, чем все последующие. Но проходит быстро, т.к. быстро приходишь к пониманию простых истин:

                   -в отношениях между людьми не так много личного, значительно больше интересов;

                  -дети, такие же люди, только не опытные;

                   -человеческая природа разнообразна;

                  -учитель тоже человек.

После первого кризиса педагог возвращается к детям с новыми силами. Ему кажется, что он все осознал и впереди долгая и счастливая жизнь в общении с детьми. Но он ошибается.

                               Кризис веры в педагогику

Если для молодых людей важны отношения с детьми, детская любовь, самоутверждение, то в дальнейшем хочется большего. Влиять на судьбу, менять сам вид.

        Человека изменить нельзя – к такому выводу приходишь не сразу, а постепенно. Задача педагога найти что-то хорошее в ребенке и это развивать, а дурному в его характере противодействовать.

        Постепенно приходит осознание того, что ты не волшебник, что ты не сможешь его переделать. Есть наследственность, детские переживания, отрицательный опыт жизни, привычки…

Зачем силы понапрасну тратить, если ты ничего вместе с педагогикой сделать не можешь?

Истинная педагогика бескорыстна. Истинное воспитание вообще часто вдалеке от педагогики и добивается результатов не благодаря, а вопреки последней. Воспитание без педагогики, искусство возможного и неблагодарное дело – именно через понимание этого преодолевает педагог еще один кризис. Но очень скоро поджидает еще один удар.

                            Кризис веры в себя.

        Сначала устаешь от ответственности. Пресловутое «не навреди» преследует педагога всю жизнь. В какой-то момент обязательно возникают сомнения, что все педагогические неудачи – не по вине детей, не от ущербности педагогики, а от собственных промахов и неумений, от тог, что ты не талантлив и именно тебе Бог не дал способности по-настоящему любить, творить, быть коммуникабельным, добрым, терпеливым и отзывчивым. В общем начинается долгий и болезненный период самооговора. В этот момент многие уходят навсегда из профессии, не сумев справиться с кризисом веры в себя. Те, кто остаются и преодолевают этот сложный период в жизни с помощью детей, только они могут помочь педагогу в данный момент тоже не обходятся без потерь.

                               

                       Кризис веры в смысл.

        Это глобальный системный кризис неверия и в себя, и в педагогику, и, конечно в детей. Все кризисы преодолеваемы, кроме последнего.

Скорость сгорания не зависит от места работы и оплаты труда педагога. Не зависит это и от уровня интеллекта, и от сложной судьбы. Все зависит от готовности педагога брать на себя или отдавать внешним обстоятельствам ответственность за все происходящее в жизни. Психологи назвали это уровнем интернальности - экстернальности. Интернальность – готовность находить выход в безвыходных ситуациях. – вообще считается основным фактором, помогающим человеку выжить. Она не зависит от возраста, но всегда характерна для зрелых личностей. Перекладывание ответственности на внешние обстоятельства свойственно людям инфантильным, зависимым, ищущим опору в ком-нибудь сильном.

Психологи утверждают, что к  эмоциональному сгоранию приводят позиции взрослых людей, которые верят и следуют четырем мифам:

1.Мне нельзя ошибаться.

2.Я должен быть сдержанным.

3.Я не имею права быть предвзятым.

4.Я обязан быть во всем примером для подражания.

Что делать?

  • Педагог должен понимать свои чувства и чувства ребенка. Уметь правильно выражать свои чувства, никого не оскорбляя, что бы даже отрицательная реакция не унижала воспитанника.
  • Периодически примеривать на себя другие роли: ученик курсов, творец, мыслитель…

Усталость, опустошенность, горечь – это не тупик, не провал, это – естественный путь человека, который делает свое дело.

              Диагностика «Психологический портрет учителя»

Требования к педагогу.

  • Профессиональная культура учителя – воспитателя: знания базовых пед. понятий, воспитательных систем и теорий, владение базовыми воспитательными умениями (проектировочными, организационными, коммуникативными, диагностическими, исследовательскими

  • Личностные качества: справедливость, честность, принципиальность, ценности, великодушие, умение хранить тайны, такт, доброжелательность, эмпатия…

  • Духовно-нравственная культура: гуманный стиль поведения, эмоциональный подъем, вера в человека, творческий подход, саморазвитие, великодушие, доброжелательность, уважительность, тактичность, сопереживание, внимательность, совестливость.

  • Интеллектуальные качества: способность понять другого, терпимость к инакомыслию, самокритичность, способность к саморазвитию, творческая активность, эрудированность, способность к самоанализу
  • Гражданские качества: гуманизм, любовь к детям, патриотизм, независимость убеждений, принципиальность, справедливость. Социальная активность, чувство долга, ответственность

  • Притча

Группа выпускников, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к старому профессору. Конечно же, вскоре разговор зашел о работе – выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы. Предложив гостям кофе и получив согласие, профессор пошел на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками – и простыми, и дорогими, и изысканными: пластиковыми, стеклянными, фарфоровыми, хрустальными…

Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:

- Заметили ли вы, что все дорогие чашки разобраны? Никто не выбрал чашку простую и дешевую. Желание иметь только лучшее и есть источник ваших проблем. Помните, что чашка сама по себе не делает кофе вкуснее, а иногда даже скрывает то, что мы пьем. То, что вы действительно хотели, - кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали дорогие чашки, а затем разглядывали, кому какая досталась. А теперь подумайте: жизнь – это кофе. А работа, деньги, положение в обществе – только чашки. Это всего лишь инструменты для хранения Жизни. Иногда, конкретизируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе. Наслаждайтесь своим кофе!!!

Использованная литература.

  1.  И. .Вачков «Школьный психолог» №3 2010.
  2. В. Родионов, М. Ступницкая, К. Ступницкая «Учительский стресс» «Школьный психолог» №4 2006.
  3. А. Берштейн «Четыре кризиса веры». Т.Горюнова  «Сохранить себя живым» С. Кривцова «Правила внутреннего сгорания» Педология. №3 2000.
  4. С.Кривцова «Нужна ли учителю психотерапия» PSYCHOLOGIES №42 2009.
  5. И. Золотухина «Уровень готовности педагога к воспитательной деятельности». «Воспитание школьников» №7 2007

                           Психологический портрет учителя

1

2

3

4

5

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

                           Психологический портрет учителя

1

2

3

4

5

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

                           Психологический портрет учителя

1

2

3

4

5

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50



Предварительный просмотр:

Педагог-психолог МАОУ «Средняя школа№8»

Ершова Лариса Петровна

Тема:       «Коррекционно-развивающие занятия психолога с детьми, имеющими  комплексные тяжелые нарушения развития»

Цель:

Создание условий для успешной адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

1. Максимальное включение обучающихся в образовательный процесс.

2. Формирование доступных видов деятельности (предметно-              практической, игровой, злементарной учебной, общения, трудовой)

Главная цель при работе с такими детьми:

Обеспечение социализации детей и реабилитации, в т.ч. психологической.

Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей обучающегося. На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности.

Обучение имеет практическую направленность, принцип коррекции является ведущим.

Приоритетными направляющими коррекционной работы являются:

  • коррекция и укрепление эмоционально-волевой сферы ребенка;
  • формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
  • формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
  • расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения;
  • формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знания о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;
  • развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.

В моём классе 15 человек, из них 6 человек (при норме САНПИН-5чел)обучаются очно в школе, 5 из них инвалиды, остальные дети обучаются на дому с возможным посещением школы. Помимо умственной отсталости у всех детей наблюдаются самые разнообразные нарушения в развитии, такие как недоразвитие речи, нарушение в поведении, 1 мальчик с аутизмом (всего 3 ребенка в школе), у всех детей нарушения мелкой моторики. Класс разновозрастный (7-12 лет, от подготовительного класса до 5).Малокомплектность является одним из сложных моментов в работе не только психолога, но и всех педагогов работающих в этом классе.

Организуя работу с детьми, я опираюсь на следующие принципы:

1. Использую красочный, содержательный материал, способный активизировать и удерживать внимание ребёнка на протяжении всего процесса познания.

2. Использую материал доступный пониманию детей

3.Уделяю значительное время процессу распознания, прояснения и обобщения воспринимаемой информации.

4.Сопровождаю процесс развития мышления многочисленными наводящими вопросами-подсказками.

5. Эмоционально поддерживаю детей.

 «…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока.»

Ш. Амонашвили

Игровые технологии являются одной из уникальных форм коррекции и обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу данной категории учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов.

Сюжетно-ролевые игры   воздействуют в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка, поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации, развитию коммуникативных возможностей учащихся, отработки необходимых умений и навыков. Поэтому я часто применяю игры на своих занятиях «Железнодорожный транспорт»

«Питание» - «Прием гостей», «Магазин». «Готовим обед».

«Культура поведения» -  «Запишите меня в библиотеку»,«Вы пришли в гости», «Я иду на день рождения», «У меня сегодня день рождения».

Чтобы у детей в начале занятия установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, я использую различные психологические установки, в виде стихотворений, т.е. я готовлю детей эмоционально и физически. Как и все учителя во время уроков я провожу физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз. Одно из обязательных упражнений в начале урока является работа с массажным шариком Су-Джок. (видео фрагмент урока).

Урок я начинаю с успокаивающего дыхания, при наступлении усталости – мобилизирующего  дыхания (фото материалы).

Для детей с умеренной умственной отсталостью необходимо значительное большее число повторений, чем для обычных детей. 

Особенности эмоционального развития умственно отсталого школьника со средней степенью представлены его замедленным темпом, ограниченным, по сравнению с нормой, диапазоном переживаний, слабой эмоциональной выразительностью, сниженными способностями к восприятию и пониманию переживаний других людей, отклонениями в динамике эмоциональных проявлений (фото материалы).

Коррекционные упражнения подбирались и разрабатывались в соответствии с индивидуальным своеобразием нарушения эмоционального компонента психики. С одними учащимися проводились упражнения, способствующие преодолению повышенной тревожности, иррациональных страхов («Не боюсь темноты», «Нарисуй свой страх» - по окончании работы рисунок следовало уничтожить, «Испуганное лицо», «Мой защитник» и другие). Другие учились избегать аффективных вспышек, сохранять эмоциональное равновесие («Посчитай до десяти», «Не буду злиться», «Меня это не касается» и другие). Третьих упражняли в определении подавленного, негативного фона настроения («Развесели грустного клоуна», «Кукла» - она принимала на себя плохое настроение, «Почему бывает грустно» и другие), и так далее.

Рекомендации по оптимизации взаимодействию психолога с детьми с ограниченными возможностями

Для педагога-психолога, взаимодействующего с детьми с нарушениями развития, определяющим фактором в работе должно быть восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений. Ребёнок не должен чувствовать себя объектом деятельности взрослых. Он должен стать полноправным субъектом, соучастником тех или иных мероприятий. Это подразумевает ряд рекомендаций, которые необходимо учитывать при конструировании взаимоотношений с таким ребёнком.

- создавать атмосферу доверительного общения для того, чтобы ребёнок мог совершенно свободно выражать любые проблемы и чувствовать себя причастным к происходящим с ним событиям;

- уметь внимательно слушать и анализировать рассказ ребёнка о событиях своей жизни;

- чутко реагировать на малейшие изменения в поведении, не преуменьшать и не преувеличивать опасности, связанной с возникающими изменениями;

- владеть различными технологиями реабилитации;

- формировать социально-психологическую среду с наименьшими ограничениями, используя весь комплекс компенсирующих условий.

Реабилитация носит социальный характер, так как её реализация происходит в конкретных социальных условиях и направлена на достижение социального уровня активности личности.

Проведение работы с родителями необходимо рассматривать как важнейший элемент в комплексной реабилитации детей с отклонениями в развитии, т.к. только при взаимодействии с семьей можно решать коррекционную работу.

Особенно важно отметить, что реализация предлагаемых рекомендаций, будет эффективна в том случае, если педагог – психолог будет строить свою работу во взаимосвязи с социальным педагогом, дефектологом, логопедом и другими специалистами школы.



Предварительный просмотр:

Подготовила

педагог-психолог

Л.П.Ершова

Выступление на Педагогическом совете по работе с детьми со множественными ментальными нарушениями

Формирование правильного и безопасного поведения у школьников с умственной отсталостью

Когда ребенок впервые приходит в класс, педагогу бывает сложно сразу понять причину своеобразного поведения. В процессе общения этим детям присущи  немотивированные колебания настроения: раздражительность, озлобленность, агрессивность с разрушительными действиями,  двигательная расторможенность. Порой ребенок производит впечатление совсем закрытого и не идущего ни на какие контакты. Проявляет упрямство, агрессию и отсутствие контактов с детьми, пугливость, тревожность, чрезмерную привязанность к матери (не отпускает ее ни на шаг), странные страхи или пристрастия, не слушает, не понимает, не хочет, не может, не говорит, не смотрит, не играет" и т.д. Сплошные "не".

Для педагога- главное разобраться, где же все-таки ребенок не хочет, а где - не может, и почему.

Возможно это: низкая психическая активность ребёнка, что является причиной снижения внимания, нарушения целенаправленности деятельности, тревожность и страхи, физиологические причины, возбуждение, боль, сенсорные нарушения, расстройство и разочарование, социальные причины (нарушения в общении).

По причине этого ребенок не может полноценно взаимодействовать с окружающим.

Когда мы делаем попытки вмешаться в жизнь ребенка, возникают неадаптивные формы поведения: агрессия и самоагрессия, страхи, тревога вплоть до депрессии,  негативизм, "беспричинная" возбудимость и дурашливость, нежелание пользоваться речью для контактов  и т.п.

Нам важно создать для ребенка атмосферу защищенности и доверия, дать ему возможность раскрыть собственную личность, снять излишнюю зависимость от взрослого или, наоборот, предпринять попытку контакта, войти в мир ребенка и стать для него связующим звеном с внешним миром.

Главная задача - изменить образ взрослого в глазах ребенка, снять отрицательную установку на взрослого, как на человека, который "все время мешает и чего-то требует".

 Организовывая, налаживая контакт, ни в коем случае нельзя начинать взаимодействие с ребенком с тех видов деятельности, к которым у него сформировалось негативное отношение. Налаживая контакт, нужно быть очень чутким и внимательным, чтобы увидеть, насколько комфортно и спокойно чувствует себя ребенок.

Попробуем описать различные способы взаимодействия с ребенком в зависимости от поведения, которое он демонстрирует.

«Полевое» поведение

Дети с «полевым» поведением – это такие дети, чье внимание привлекает все вокруг, но они ни на чем не сосредоточиваются. Полевое поведение чаще наблюдается у детей со слабой волей и сильными эмоциями, а также плохо воспитанных, эгоистичных детей. Задача взрослого – не навязывать себя, а стать, как бы,  «пассивным», но в то же время комментировать свои действия, эмоционально окрашивая свою речь.

Стереотипное поведение

Это упрощенная форма поведения. Повторяющиеся действия. Дети с таким поведением активно отторгают любое вмешательство извне, так как это ведет к ломке их привычного поведения. Подобная ломка страшна для ребенка, и он старается защитить себя от вторжения – появляются агрессия, самоагрессия, возбуждение.

Важно не допускать пресыщения, утомления, т.е. надо вовремя переключить ребенка с одного вида деятельности на другой, напомнить о чем-то для него приятном.

Агрессивное поведение

Часто встречаются дети с агрессивными формами поведения. С чего начинать в этом случае? Понять причину агрессии. Постараться, как бы отойти, отодвинуться от ребенка, постепенно и осторожно налаживая с ним контакт. Расположить ребенка к себе, переключить его внимание на то, что ему нравиться. Показать ему новые формы взаимодействия, например, через игру. Однако с самого начала необходимо установить для ребенка границы дозволенного и никогда не разрешать эти границы переходить. В подобных случаях взрослому нужно проявить сильную волю. Главное, не подкреплять действия ребенка, не реагируя привычным для него образом.

Тормозимость

Иногда дети демонстрируют при знакомстве отказ, нежелание чем-либо заняться, вступать в речевое общение, хотя в привычной обстановке,  все это не составляет для них проблемы.

Нужно «разговорить» такого ребенка или увести ребенка, который никогда не отпускает маму, в соседнюю комнату поиграть с водой и красками.

Самоагрессия

 Наиболее сложная проблема. Это поведение появляется тогда, когда способ самозащиты в форме агрессии оказывается невозможным и ребенок направляет агрессию на себя, защищаясь от  неприятных впечатлений извне.

Задача взрослого  -  не испугать ребенка неожиданным действием. Необходимо переключить внимание ребенка на другой объект (действие). Это могут быть: слушание музыки, игры с водой и т.д.

Тяжелее всего справиться с такими  формами поведения у детей со сниженным интеллектом, т.к. для них характерны: психическая незрелость, отставание в эмоционально-волевом развитии, отсутствие контроля и критики, нечувствительность к переживаниям окружающих.

В последнее время  увеличилось количество детей с РАС. Поведенческие проблемы данной категории детей проявляются в диапазоне состояний, которые характеризуются нарушением социального поведения. Аутистические расстройства часто сопровождаются выраженными вспышками гнева и деструктивным поведением как формой личной активности (словесной или практической), направленной на разрушение чего-либо – покоя, настроения, здоровья. Деструктивность отражает низкую степень социализации личности, избегание социума, плохую адаптацию к внутренним и внешним условиям.

 У многих детей с расстройством аутистического спектра серьезные поведенческие нарушения. Такие нарушения в поведении как, склонность к разрушительным действиям, аутоагрессию, неустойчивость эмоций (состояние радости без причин сменяется печалью, смех – слезами), крики можно погасить. Дети с РАС используют проблемное поведение для того, чтобы получить желаемый результат или активность, иногда это реакция на боль. Крики, истерики, аутоагрессия приводят их к последствиям, которые успокаивают, дают комфорт.  Родителям и педагогам  необходимо научиться терпеливо гасить проблемное поведение ребенка. В каждом отдельном случае методы воздействия будут разные.

    В момент проявления такого поведения,  можно свести взаимодействие с ребенком до минимума, но продолжаю требовать максимального выполнения задания. Объяснить, почему  не надо этого делать, обращать внимание на то, что: «Другим людям неприятно, когда ты кричишь», «Если хочешь чтоб тебя понимали, выражайся словами». Постепенно появится результат, проблемное поведение будет погашено.

Работа с такими детьми очень кропотливая, требует от педагогов терпения и внимания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Загадка третьего тысячелетия Автор : Л.П.Ершова

Слайд 2

С 2008 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 АПРЕЛЯ Всемирным днем распространения информации об АУТИЗМЕ

Слайд 3

СТАТИСТИКА На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 6,5 миллионов аутистов. Только за последние 30 лет статистика этого заболевания резко увеличилась: по данным «Всемирной организации аутизма», в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей . За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Аутизм называют болезнью 21 века и главной загадкой третьего тысячелетия.

Слайд 4

АУТИСТЫ – ДЕТИ ДОЖДЯ В основном, аутисты – мальчики. У девочек аутизм встречается редко, 5-7 случаев на 100 человек.

Слайд 5

Почему АУТИСТЫ – ДЕТИ ДОЖДЯ? «Человек дождя» — так называется известный американский фильм, где главного героя звали Рэймонд, а его брату Чарли (Том Круз) в детстве слышалось его имя как Rain Man (англ. Человек дождя). Рэймонд был по сценарию аутистом с феноменальными математическими способностями. Он запросто производил 1 версия После этой киноленты появилась даже фраза: «Гении — это люди дождя». в уме сложнейшие арифметические расчеты. Но в то же время он, словно пятилетний малыш, не в состоянии пойти в магазин за покупками. Его блестяще играет Дастин Хоффман.

Слайд 6

Почему АУТИСТЫ – ДЕТИ ДОЖДЯ? «Людьми дождя" их звали задолго до одноимённого фильма. Было замечено, что в большинстве своём аутисты очень любят смотреть на дождь - только без грозы, грома и молнии. Для примера: все "нормальные" люди, когда хочется побыть наедине, тоже к дождю неравнодушны. Аутисты "наедине" всегда... 2 версия

Слайд 7

Тони Брекстон

Слайд 8

Сильвестр Сталлоне

Слайд 9

Наталья Водянова

Слайд 10

Джон Траволта

Слайд 11

Константин Меладзе

Слайд 12

Анна Нетрбко

Слайд 13

Специальный федеральный государственный стандарт специального образования детей с нарушениями развития аутистического спектра. Стандарт образования детей с аутизмом, также как стандарты образования всех детей с ОВЗ, может реализовываться лишь на основе договоренности, согласия и взаимных обязательств личности, семьи, общества и государства. Стандарт должен стать правовым актом РФ, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с аутизмом.

Слайд 14

Реализация права детей с аутизмом на образование Проект специального федерального государственного стандарта образования детей с аутизмом направлен на определение структурно-функциональной, содержательной и технологической составляющих процесса образования, позволяющего ребенку с аутизмом реализовать свое право на обучение, отвечающее его образовательным потребностям и помогающее ему войти в жизнь сообщества.

Слайд 15

Формы школьного образования, показанные детям с аутизмом 1. Обучение в существующих видах специальных образовательных учреждений и в массовых школах : 1.1 Интеграция в группу или класс детей с отсутствием или меньшей выраженностью проблем коммуникации; 1.2 На основе индивидуального сопровождения; 1.3 Индивидуальное обучение на дому в массовой школе или в том или ином виде специальных (коррекционных) образовательных учреждений. 2. Специальные школы и даже специальные классы исключительно для аутичных детей.

Слайд 16

АУТИЗМ: Большинство аутистов – талантливые и одаренные люди. В народе это заболевание часто называют «Болезнь гениев», хотя у каждого конкретного аутиста уровень интеллекта может быть от минимального до самого высокого. Доказательство тому — всемирно известный Билл Гейтс. К слову сказать, в США семья, имеющая ребенка с диагнозом «аутизм», получает от компании « Microsoft » 10 тысяч долларов в год на коррекционное лечение. А почти 45% ведущих программистов « Microsoft » - аутисты. Многие выдающиеся личности страдали различными формами аутизма. Среди них: Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Джордж Оруэлл , Герберт Уэллс, Моцарт, Кант, Сократ, Дарвин, Льюис Кэрролл, Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог, Микеланджело, Пикассо, Йетс и другие великие люди. болезнь или гениальность?

Слайд 17

Особые образовательные потребности детей с аутизмом в получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития; в периоде индивидуальной подготовки к школьному обучению; в индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в группе детей; в специальной работе педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего; в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка, дозировать введение в его жизнь новизны;

Слайд 18

Особые образовательные потребности детей с аутизмом в специальной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем; в организации обучения с учетом специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме; в постоянной помощи ребенку в осмыслении усваиваемых знаний и умений; во введении специальных разделов обучения, способствующих формированию представлений об окружающем, отработке средств коммуникации социально-бытовых навыков; в индивидуализации программы обучения, в том числе для использования в социальном развитии ребенка существующих у него избирательных способностей;

Слайд 19

Особые образовательные потребности детей с аутизмом в оценке достижений ребенка с учетом специфики шкалы простого и сложного при аутизме; в психологическом сопровождении, оптимизирующем взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; в психологическом сопровождении, отлаживающем взаимодействие семьи и образовательного учреждения; в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательного учреждения.

Слайд 20

Особенности аутичных детей Пути решения Парциальность развития Межличностные отношения и установление контактов со сверстниками Способы решения проблем Особенное восприятие мира и окружения Понимание речи, абстрактных понятий Усидчивость Поведенческие проблемы

Слайд 21

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА Учителю необходимо учитывать: особый темп работы, трудности организации внимания. Детям нужно соответствующее устройство школьной жизни с тщательно продуманным функциональным пространством класса, рабочего места, устойчивым порядком занятий; для установления контакта с ребенком можно использовать его стереотипный интерес, а впоследствии постепенно подходить к изучению возможности усложнения взаимодействия. В этих случаях необходимо оценивать как уровень стереотипного интереса, так и степень заинтересованности в собеседнике, возможности учета его реакций, восприятия новой информации, возможности организации диалога.

Слайд 22

Большое значение в коррекционной работе имеет: пространственно-временная организация аутичного ребенка в школе; создание устойчивого адекватного стереотипа школьного поведения; необходима помощь в организации себя во времени; среда, в которой живет и учится аутичный ребенок, должна иметь максимально проработанную смысловую структуру; важно предоставить ребенку возможность участвовать в общих экскурсиях, в организации праздников и концертов, даже если это участие пассивно; необходима специальная индивидуальная программа физического развития.

Слайд 23

Протяни руку помощи «особым детям», чтобы у детей с ограниченными возможностями, возможности стали безграничными.