Использование современных оценочных средств, с применением информационно-коммуникационных технологий

Ершова Лариса Петровна

В этом разделе представлены фотографии с занятий где применяются современные инновационные программы "Волна", "Ибис", "Сталкер". Здоровьесберегающие технологии и психолого-педагогические технологии, используемые в профессиональной деятельности педагога-психолога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Инновационные и традиционные формы работы с детьми

с ограниченными возможностями здоровья

 «Применение инновационных технологий для снятия агрессии у детей с ограниченными возможностями здоровья»

педагог-психолог Ершова Л.П.

Когалым, 2020

 «УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ АГРЕССИИ»

С любыми возникающими эмоциями можно поступить двумя способами – подавить их или выразить. В первом случае накапливающиеся внутри эмоции превращаются в большой ком, который однажды прорвется наружу. Поэтому для сохранения душевного здоровья агрессию, как и любые другие негативные переживания, следует выражать, то есть, давать ей выход. Не всегда это можно сделать прямо в момент возникновения агрессии, когда она захлестывает вас, но лучше стараться отпускать  ее сразу, иначе есть риск потерять немало нервных клеток. И работая с детьми необходимо помнить, что снять агрессию невозможно, если сам остаешься агрессивным.

Эмоциональная гимнастика «Антистресс»

1. Зевота. Когда мы зеваем, мы расслабляемся. На этом и основано упражнение. Настройтесь на зевок, представьте себе, что сейчас вы зевнёте. Слегка наморщите нос и приподнимите брови, как бывает при неодолимой зевоте. Мысленно произнесите, как при зевке, звук «у-у-у», который постепенно понижается, становится грудным. Зевайте с удовольствием!

2. С добрым утром! Полностью расслабьтесь, представьте, что вы только что проснулись. Почувствуйте, как отдыхают лоб, брови, ресницы, губы, щёки. Ощутите, как расслаблены плечи, руки. Потянитесь с удовольствием!

3. Улыбка. Улыбнитесь! Поднимите кончики губ, сделайте весёлые морщинки около глаз, слегка наморщите нос. Сохраните на лице улыбку хотя бы на минуту-две. Вам будет легче выполнить упражнение, если вспомните какой-нибудь приятный момент своей жизни, лучше из детства или юности.

4. Радость победы. Представьте, что вы – спортсмен, только что одержавший победу. Ликуйте! Вскиньте руки, издайте возглас радости (только не очень громко).

5. Солнечный луч. Это упражнение включает в себя все предыдущие. Зевните, улыбнитесь, ликуйте! Вообразите, что ваше лицо озарилось ласковыми лучами солнца, почувствуйте приятное тепло. Сохраните это ощущение.

Дыхательные упражнение на снятие агрессии

Успокаивающее дыхание. 

Это дыхание поможет снять раздражительность и успокоить вашу нервную систему. Дышать нужно носом. Сделайте глубокий вдох, издавая звук, похожий на храп. Для этого нужно немного сжать мышцы горла. Выдох тоже должен быть с «храпом».  Подышите так несколько минут, и ваше раздражение потеряет прежнюю силу. Похожее упражнение, пришедшее из йоги, с задержкой дыхания. Дыхательный цикл состоит из трёх фаз: вдох – пауза – выдох. Чтобы успокоиться, снять психологическое напряжение, нужно сократить паузу между вдохом и выдохом, а выдох – удлинить. Вначале на каждую из трёх фаз будем затрачивать времени поровну – по 5 секунд. Вдохните, медленно считая до пяти. Ещё пять секунд – задержите дыхание. И ещё пять – выдох. Следующий вдох – по-прежнему на счёт «пять», пауза – «четыре», а выдох – «шесть». Так и продолжайте. Длительность вдоха остаётся неизменной – 5 секунд. Пауза с каждым циклом сокращается на одну секунду, а длительность выдоха на секунду увеличивается. Через четыре цикла у вас будет приходится 5 секунд на вдох и 10 – на выдох, без паузы между ними. Подышите так 2–3 минуты, и напряжение спадёт, а ваше состояние гармонизируется.

Расслабляющее дыхание.

Используйте это дыхание для избавления от беспокойных навязчивых мыслей. Большим пальцем правой руки прижмите правую ноздрю, так чтобы через нее не поступал воздух. Делайте медленный вдох и выдох через левую ноздрю. Потом откройте правую ноздрю, а левую закройте указательным пальцем. И сделайте вдох-выдох. Так, меняя ноздрю для дыхания, сделайте 15-20 дыхательных циклов.

Огненное дыхание 

поможет освободиться от гнева, агрессии, бурлящих эмоций, тревоги. Вам нужно представить себя большущим огнедышащим драконом. Представьте, как вас переполняет энергия, жар и огонь. Выдыхайте медленно этот жар, раздувая ноздри. Постепенно увеличивая темп. Дышать нужно только носом, все внимание сосредоточить на выдохе.

Дыхание на «свечу».

 Зажгите свечку или представьте, что она стоит перед вами. Вдыхаете носом, выдыхаете ртом, складывая губы в трубочку. Ваша задача: дышать так, чтобы пламя не колебалось. Такое дыхание поможет успокоиться и снять очаг перевозбуждения в коре головного мозга.

Брюшное дыхание.

Вам нужно лечь на спину, положить руки на живот. Делайте медленный глубокий вдох, так чтобы ваш живот надулся как барабан. Затем медленный выдох. Выдыхайте воздух до конца, так чтобы живот медленно втягивался под ребра. Подышите так несколько минут и ваше раздражение и нервное перенапряжение пойдет на убыль.

“Ныряльщик” Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

Асинхронная гимнастика. (Разминка)

Для гармоничного развития ребенка очень важно, чтобы у него были задействованы оба полушария головного мозга, без резкого преобладания одного над другим.

Упражнения развивают мозолистое тело, синхронизируют работу полушарий, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма, снятию мышечных зажимов, преодолению двигательных стереотипов. Начинать занятия лучше с простых упражнений.

1. Ухо-нос.

Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".

2. Колечко.

Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

4. Кулак-ребро-ладонь. Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих цуг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Ребенок выполняет движения вместе с взрослым, затем по памяти в течение восьми - десяти повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками. При затруднениях взрослый предлагает ребенку: «Помогай себе вслух или шепотом - командами «кулак-ребро-ладонь».

5. Поглаживание живота и постукивание по макушке.

Первая часть упражнений включает поглаживание живота правой рукой по часовой стрелке. После этого постучите левой ладошкой по макушке, с целью легкими шлепками повысить умственные способности. Обратите внимание на то, чтобы движения были прямыми сверху вниз и наоборот. Решающим будет третий шаг: комбинация обоих движений. При этом обратите внимание, чтобы по ошибке не перепутать движения: правой рукой вращайте по животу, а левой двигайте сверху вниз. Такие упражнения хорошо развивают координацию.

6.Клик-клак

Станьте прямо и поднимите вверх правую руку. Эта позиция называется клик. Теперь, описав полукруг, опустите руку вниз, эта конечная позиция называется клак. То же самое повторите с левой рукой. И снова позиция с поднятой вверх рукой, обозначена как клик. Теперь, описывая полукруг, опускаете руку на 90° в горизонтальное положение. А для левой стороны тела это позиция клак. Следующее движение, рука вниз, снова называется клик. Таким образом, для левой стороны предусмотрено три смены положения: верхнее и нижнее - клик, а в середине клак. Скоординировать работу обеих частей тела в одном ритме клик-клак-клик-клак-клик-клак поначалу будет нелегко. Начните упражнения с медленного темпа, затем движения автоматически войдут в нужный ритм. Несмотря на кажущуюся невозможность выполнения, это очень простое упражнение.

   Упражнения асинхронной гимнастики. (Основная часть)

Упражнение 1. ИП - в положении сидя на полу (на коврике) вытянуть вперед прямые руки и ноги таким образом, чтобы ноги по всей длине - от бедер до икр и пяток - не касались пола. Мышцы брюшного пресса напряжены и поддерживают равновесие всего тела.

- вначале сделать одновременные движения кистями и стопами вверх-вниз- 20-25 раз. Затем переходим непосредственно к асинхронным движениям:

1) одновременно движение кистей вверх, стоп вниз и наоборот. 20-25 раз;

2) правые кисть и стопа- вверх, а левые - вниз, и наоборот. 20-25 раз;

3) правая кисть идет навстречу правой стопе, в то же время левая кисть и левая стопа - врозь. 20-25 раз.

Упражнение 2. ИП - аналогично предыдущему упражнению.- вначале, стараясь сохранить неподвижное положение вытянутых вперед рук и ног, производить движения кистей и ступней вправо-влево - 20-25 раз. Затем асинхронные движения:

1)стопы - вправо, кисти - влево, и наоборот. 20-25 раз;

2)стопы - внутрь, кисти - наружу, и наоборот. 20-25 раз.

Упражнение 3. ИП - аналогично Упражнению 1.

- вначале одновременные вращения кистями и стопами по часовой стрелке и против - 20-25 раз. Затем асинхронные движения:

1) кисти вращаются по часовой стрелке, стопы- против, и наоборот. 20-25 раз;

2) кисть и стопа правой стороны тела вращаются в одну строну, кисть и стопа левой стороны - в другую. 20-25 раз;

3) кисть правой руки и стопа левой ноги вращаются в одну сторону, кисть левой руки и стопа правой ноги - в другую сторону. 20-25 раз.

Упражнение 4. ИП – стоя - одной вытянутой рукой производят плавные свободные вращения перед грудью, второй - одновременно очерчивают равнобедренный треугольник. Счет произвольный.        

Упражнение 5. ИП - сидя, руки на уровне груди согнуты в локтях ладонями вниз.

- одна рука вращается по часовой стрелке, слегка разгибаясь в локтевом суставе, вторая - против.

Упражнение 6. ИП - стоя.- вытянутой рукой впереди себя описывают круг по часовой стрелке, в это же время кистью этой же руки очерчивают круг против часовой стрелки. Упражнение считается выполненным правильно, если все движения выполняются плавно, без рывков. Рука при этом не сгибается в локтевом суставе.

Упражнение 7. ИП - стоя. - выполняется так же, как и Упражнение 4, но дополнительно ногой описывают квадрат. Круг описывают на счет "2", треугольник -на счет "3" и, соблюдая правильные углы, выполняют 4 раза.

Упражнение 8. ИП – стоя  - громкий хлопок над головой и тихий удар об пол ногой. На счет до пяти сила удара постепенно меняется. Заканчивается упражнение тихим хлопком над головой и сильным ударом ногой. Для помощи в освоении несимметричной гимнастики предлагаются еще несколько общеразвивающих упражнений.

Упражнение 9. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки прямые, скрещены внизу впереди. На счет «раз» правая рука прямая вверху, левая внизу. Руки внизу, кисти сжаты в кулак. На счет «два» кисти вверху и внизу под прямым углом к предплечью. Кисть руки, находящейся вверху, ладонью открытой вверх, кисть противоположной руки — ладонью вниз. На счет «три» руки перекрещены внизу, кулаки сжаты, на счет «четыре» положение рук меняется.

Упражнение 10. И. П. — стоя, ноги на ширине плеч. .На счет «раз» руки скрещены на груди, на счет «два» левая рука вытянута книзу, корпус наклонен влево, правая рука приподнята в плече и согнута в локте. На счет «три» правая рука поднята, заводится за голову прямой вверх, левое плечо опущено вниз, слегка сгибается в локтевом суставе.

Упражнение 11. И. п. — лежа на боку, ноги согнуты в коленных суставах под прямым углом, правая рука вверху, левая лежит на полу. Руки разогнуты. Счет «раз». На счет «два» мышцами корпуса и ног осуществляется поворот, смена положения рук, правая рука лежит на корпусе.

Упражнение 12. И. п. — лежа. Правая нога согнута в тазобедренном и коленном суставах. Левая нога лежит прямая на полу. Руки заведены за голову, корпус приподнят. Счет «раз». На счет «два» меняется положение ног. Корпус разворачивается в противоположную сторону.

Упражнение 13. И. п. — лежа на полу. Корпус развернут и приподнят, ноги вместе, правая рука в упоре. На счет «раз» левая нога разгибается максимально в тазобедренном суставе и сгибается в коленном суставе, захватывается рукой и максимально приближается к туловищу. На счет «два» нога сгибается в тазобедренном и коленном суставах и захватывается рукой за стопу и максимально приближается к корпусу.

Упражнение 14. И. п. — сидя на полу, ноги разведены, левая рука внизу, прижата к туловищу, правая рука заведена за голову. Руки разогнуты. На счет «раз» руки захватывают ногу и пригибают корпус к полу. На счет «два» корпус наклоняют вперед, руки сгибают. На счет «три» противоположную ногу захватывают руками и наклоняют корпус. На счет «четыре» ноги сводят вместе и, захватив руками корпус тела, приближают к полу. Упражнения с 4 по 14 выполняются поочередно справа и слева по 10—15 раз. Эти упражнения можно выполнять в любое время, в любом месте и не обязательно комплексно.

Все вышеперечисленные упражнения, как по отдельности, так и в комплексе, помогут и вам и детям преодолеть стрессовые ситуации.



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в работе психолога

«Через арт-терапию».

Привлекательность метода арт-терапии состоит для современного человека в том, что этот метод в основном использует невербальные способы самовыражения и общения. В процессе творчества активно задействуется правое полушарие мозга. Современная же цивилизация задействует в основном вербальную систему общения и левое «логическое» полушарие. Нормальное, гармоничное развитие человека предполагает равноценное развитие обоих полушарий и нормальное межполушарное взаимодействие. Более того, некоторые виды активности человека требуют как раз работы правого полушария – творчество, интуиция, культурное образование, устройство семьи, воспитание детей и, конечно, романтизм в любовных отношениях. Арт-терапия апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанными с его творческими возможностями. Отличительной особенностью человека является способность и одновременно потребность в отображении своего внутреннего мира. Эта особенность позволяет активно перерабатывать информацию, которая поступает извне. В результате в психике индивидуума вырабатываются различные адаптивные механизмы. Они позволяют человеку лучше приспосабливаться к жизни, быть более успешным в постоянно меняющемся мире. В процессе взаимодействия с миром человек стремится осознать себя как личность, понять свою роль в жизни, оставить «след». Этот след остается не только в виде хозяйственной деятельности, но и в продуктах его активной психической деятельности. Одной из ярких форм ее проявления можно считать искусство и творчество. Искусство и творчество являются следствием процессов переработки информации при взаимодействии с окружающим миром. Причем личность будет развиваться гармонично, если эти процессы, в целом, несут конструктивный, характер.

Наиболее часто к методу арт-терапии прибегают в реабилитации людей с особенностями развития и в работе с детьми. Дети с отклонениями в развитии имеют сложности в адекватном восприятии мира. У такого человека нарушено представление о целостной картине мира. Ребенок может воспринимать мир как разрозненный хаотичный набор элементов. В результате он не может найти свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится в целом деструктивным. Влиять на такую ситуацию можно по-разному. Наиболее естественным является создание условий для развития человека, его «выстраивания» с помощью природных элементов, а также включенных в жизнь человека гармонизирующих видов деятельности – уход за домашними питомцами, украшение своего жилища, занятия рукоделием и творчеством. Человек также является частью природы и специально организованное взаимодействие с элементами природной системы, очевидно, должно иметь положительный результат. В творческих работах, как правило, отражена природа и способы взаимодействия с ней. Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность. Можно также применять другие формы искусства — телесные импровизации, театральные постановки, литературное творчество. Таким образом, достигаются цели:

— выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих проблем, самого себя;

— активный поиск новых форм взаимодействия с миром;

— подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости;

— и, как следствие трех предыдущих, – повышение адаптивности в постоянно меняющемся мире (гибкости).

Эти цели арт-терапевт преследует, работая как со взрослыми, так и с детьми. Ребенок еще не может точно сформулировать то, что его тревожит. Он может выражать свои страхи простыми предложениями, например: «Мне страшно, что в темноте может кто-то прийти и меня украсть». Когда спрашиваешь ребенка, кто же это может быть, ребенок может не ответить, но попробует нарисовать или придать образное значение своему страху (кто-то, кто ходит в темноте, это может быть Баба-Яга). Арт-терапия — это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение.

Многие психические и некоторые физические отклонения делают ребенка пассивным. Круг его интересов становится узким. Потребность в активном взаимодействии с миром снижается. В результате снижается и способность к адаптации. Он уходит в себя. Он считает, что не сможет найти выход из сложившейся ситуации. Арт-терапия позволяет разорвать этот порочный круг. Когда ребенок занимается творчеством, он изобретает новые и новые способы выражения своих эмоций. И бессознательно новые и новые способы общения с миром. Т.е. утраченные способности восстанавливаются.

В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.

Человек замечает, что из бросового материала (веточки, листья, клочки бумаги, песок, глина, камни) можно создавать красивые изделия. Также можно решить и сложную психологическую проблему — посмотреть на нее по-другому, не так как смотрел раньше. Психика человека приобретает гибкость. Это свойство позволяет быть более адаптивным. Это и есть цель реабилитации. Арт-терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.

Впоследствии, дети и взрослые, проходящие курс арт-терапии, могут приобрести хобби, научиться новому виду прикладного искусства. Новое увлечение позволяет уделять больше внимания к себе. Это делает отношения и родителей и ребенка более гармоничными.

В арт-терапии используются индивидуальные и групповые формы работы. Особенно яркий эффект дает работа в группе. Например, предлагается создание индивидуальных работ в группе, а также создание общей работы. Каждый участник вкладывает в эту работу что-то свое. Многие работы, сделанные из бумаги, композиции из природного материала и другое пациенты уносят с собой домой, показывают своим родственникам и знакомым, стремятся обучить их тому, что научились сами.

Как это ни удивительно, но современная научная арт-терапия при всем многообразии ее связей с культурными феноменами ближе всего стоит к первобытному, «примитивному» доисторическому искусству. Оно, как и арт-терапия основано на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того и для другого более важен процесс творчества, а не результат.

Архаические формы искусства дольше всего сохранились в народном творчестве. Присущие ему наивность и непосредственно-действенный характер, а также опора на символический язык коллективного бессознательного в период существования «высокого», академического искусства для многих людей были источником душевного здоровья. Примитивность узоров, ритмика орнамента успокаивают. Простейший орнамент – последовательность крестиков во время вышивки или на посуде или резьбы на фигурке – своеобразная медитация, которая приводит в состояние покоя, удовлетворенности.

Многие «первобытные» рисунки и изделия напоминают по своему виду творения детей, что также связано с особыми переживаниями, носящими, скорее, положительный для творящего человека оттенок.

Два основных подхода в арт-терапии:

1. Искусство обладает целительным действием само по себе, художественное творчество дает возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты, оно является средством обогащения субъективного опыта, арт-терапия рассматривается как средство развития личности и ее творческого потенциала, основной механизм – сублимация и трансформация. Ведущий стимулирует членов группы доверять своему собственному восприятию и исследовать свои творения как самостоятельно, так и с помощью остальных членов группы.

2. На первом месте – терапевтические цели, творческие цели вторичны, арт-терапия как дополнение к другим терапевтическим методам, выражая содержание собственного внутреннего мира в визуальной форме, человек постепенно движется к их осознанию, основной механизм — трансфер. Руководителем группы поощряются свободные ассоциации членов групп и их попытки самостоятельно обнаружить значение собственных работ. Некоторые упражнения заключаются в совместной групповой работе, например создание групповых фресок и создание всеобщего группового образа.

Основные цели арт-терапии – самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, внутренняя интеграция личности (различных ее аспектов и компонентов) и интеграция с внешней реальностью (социальной, этнической, культурной). В арт-терапии спонтанное рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.

Важным понятием арт-терапии является сублимация — выражение бессознательных инстинктов и влечений (порой деструктивных) с помощью трансформации их в творения искусства; искусство может одновременно «направить в другое русло» и выразить также чувства злости, боли, тревоги, страха.

Преимущества метода арт-терапии в том, что он:

1) предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально – приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;

2) ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры;

3) дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться пациентом. Содержание и стиль художественной работы предоставляют терапевту огромную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений;

4) позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые травмы и насилие, страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения). Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения;

5) помогает укрепить терапевтические взаимоотношения. Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств;

6) способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;

7) развивает и усиливает внимание к чувствам;

8) усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.

Факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии (то, что оказывает исцеляющий эффект):

1) фактор художественной экспрессии – воплощение чувств, потребностей и мыслей клиента в его работу, опыт взаимодействия с различными художественными материалами и художественным образом;

2) фактор психотерапевтических отношений – динамика взаимоотношений клиента-терапевта-группы (переноса и контрпереноса), проекции, влияние личного опыта;

3) фактор интерпретаций и вербальной обратной связи – трансформация, перевод материала (процесса и результата творчества) с эмоционального уровня на уровень понимания, формирование смыслов.

Руководитель группы терапии искусством обеспечивает группу необходимым материалом и проявляет максимум гибкости для стимулирования художественного творчества Помещение должно обеспечивать место для движений и шумных игр. Роль руководителя — способствовать творчеству. Участники получают инструкцию полностью отдаться своим чувствам и не заботиться о художественности своих творений.

В структуре арт-терапевтического занятия выделяются две основные части:

— одна — невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения — изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации (70% сессии).

— другая часть — вербальная, апперцептивная и формально более структурированная. Она предполагает словесное обсуждение, а также интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций. Используются механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации (30% сессии).

Сферы анализа, то, что имеет значение при анализе творчества:

— как человек себя выражает;

— что он выражает;

— в какой форме;

— как это воздействует на человека или группу.

В контексте арт-терапии художественную деятельность можно назвать спонтанной в отличие от планируемой и тщательно организованной деятельности по обучению искусству или ремеслам различных групп людей. Исследователи, занимающиеся терапией искусством, соглашаются в том, что художественные способности или специальная подготовка пациентов не нужны для использования художественного творчества в качестве терапевтического средства. Для терапии искусством важен сам процесс и те особенности, которые конечный продукт творчества помогает обнаружить в психической жизни творца. Руководитель поощряет членов группы выражать внутренние переживания спонтанно и не беспокоиться о художественных достоинствах своих произведений.

Карл Юнг считал, что воображение и творчество являются движущими силами человеческого существования. Он использовал термин «активное воображение» для обозначения такого творческого процесса, когда человек просто наблюдает за развитием своей фантазии и не пытается воздействовать на нее. Примером спонтанного использования фантазии в терапии искусством может служить упражнение по рисованию каракулей. Участник безо всякого плана рисует в течение продолжительного времени волнистую линию, не отрывая ручки или кисти от бумаги. Цель этого упражнения — дать участнику возможность спонтанно выразить свои эмоции. По мере выполнения упражнения проявляются подсознательные компоненты психики участника. Затем участник в течение некоторого времени смотрит на рисунок и пытается понять, не могут ли возникшие зрительные образы помочь осознать какие-либо ситуации, объекты или персонажи в его подсознании. Методики терапии искусством типа упражнения по рисованию каракулей аналогичны используемым Юнгом упражнениям «активного воображения», когда пациенты получают инструкцию продолжать свои прерванные мечты в фантазии.

К сферам применения арт-тарапии относятся:

1) индивидуальная, групповая и семейная арт-терапия;

2) арт-терапевтические центры при психиатрических клиниках, консультативные, психотерапевтические, социальные центры и специализированные медицинские центры;

3) в общеобразовательных школах, детских садах, в специализированных школах, в домах-интернатах, в центрах детского творчества – работа с детьми с ограниченными способностями к обучению, с задержками развития, с эмоциональными проблемами или живущих в тяжелых социальных условиях, с педагогически и психологически запущенными детьми, с детьми, имеющими нарушения в поведении, личностные нарушения или акцентуации характера, с одаренными детьми, с детьми, проявляющими интерес к художественному творчеству;

4) с престарелыми людьми (в домах престарелых, в специализированных центрах);

5) с лицами, страдающими различного рода зависимостями (наркотическая, алкогольная и пр.),

6) в медицинских учреждениях общесоматического и психиатрического назначения.

Оригами – относительно новое направление в арт-терапии

Среди современных средств и направлений в арт-терапии все ярче заявляет о себе относительно новое перспективное направление – оригами .

Традиционное японское искусство оригами- конструирование разнообразных бумажных фигурок путем складывания квадрата без вырезания и склеивания — все шире интегрируется в мировую культуру и науку, становится предметом исследований специалистов таких отраслей, как конструирование, архитектура, математика, технический дизайн, педагогика, практическая психология и арт-терапия. В наше время оригами как метод арт-терапии с успехом используют в лечебной и реабилитационной практике врачи самых разных специализаций. В материалах Первой международной конференции «Оригами в педагогике и арт-терапии» отмечается позитивное влияние занятий оригами в работе с инвалидами слуха, зрения, опорно-двигательной системы, пациентами психоневрологических диспансеров, психиатрических больниц, глухонемыми, онкологическими больными, а также социальной реабилитации наркоманов, алкоголиков и заключенных. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что занятия оригами улучшают качество жизни больных, уменьшают уровень тревожности, помогают забыть боль и горе, повышают самооценку, способствуют налаживанию дружеских отношений, взаимопомощи в коллективе, помогают установить контакт между врачом и пациентом. Поэтому неслучайным является появление нового термина в арт-терапевтической практике — «образ жизни оригами».

Занимаясь оригами, пациент становится участником захватывающего действия — превращения бумажного квадрата в оригинальную фигурку – цветок, коробочку, бабочку, динозавра. Этот процесс напоминает фокус, маленькое представление, что всегда вызывает радостное удивление. Путем последовательного несложного складывания бумаги вдоль геометрических линий получаем модель, которая поражает своей красотой и изменяет в лучшую сторону эмоциональное состояние больного. Возникает желание показать кому-то это чудо, сложить что-то еще. Исчезает чувство изолированности, налаживается общение, в том числе и врача с пациентом, что является особенно важным, если пациент – ребенок. Бывают случаи, когда дети, в состоянии страха, тревоги отказываются принимать еду или лекарства. Тогда на помощь приходит кукла в руках арт-терапевта и невозможное становится возможным. Такой же «волшебной палочкой» служит оригами. Но далеко не в каждой больнице найдется специалист по куклотерапии, в то время как складывание в технике оригами доступно практически всем, да и бумага есть всегда под рукой. Известны примеры успешного применения оригами даже в случаях аутизма. Известно, что сын Николая II, Алексей был болезненным и замкнутым ребенком с симптомами аутизма. Преподаватель из Англии, при помощи занятий оригами, не только сумел разговорить мальчика, но и повысил его интерес к английскому языку. Вот еще один пример со взрослым человеком: терапевт пытается привлечь внимание больного, листая перед ним красочный иллюстрированный журнал. Пациент безучастен. Тогда врач вырывает страницу из журнала, складывает из нее фигурку оригами, и пациент начинает проявлять к увиденному интерес, — контакт установлен. Эффект усиливается, если применить подвижные фигуры оригами, такие как прыгающая лягушка, каркающая ворона, журавлик, машущий крыльями и др. Такие бумажные игрушки интересны и взрослым и детям, особенно, если они сложены собственными руками. С ними, в условиях стационара, можно устраивать игры-соревнования для детей. А тем, кто ограничен в передвижении, будут доступны и поднимут настроение пальчиковый кукольный театр и сказки оригами, разнообразные головоломки из бумаги — все это внесет новые яркие цвета в серую действительность больничной жизни пациента. Врачи из разных стран мира, где уже более 20 лет используется оригами утверждают, что эти занятия значительно улучшают эмоциональное состояние больных, снимают депрессию, повышают уверенность в собственных силах, способствуют установлению дружеских контактов, что в целом улучшает психологическое состояние пациентов и делает лечение более эффективным. Уникальность арт-терапевтического влияния оригами заключается также в том, что человек, даже в условиях полной изоляции, имеет возможность вести диалог с собой, со своим интеллектом. Это приносит огромное удовольствие.

Причин успеха занятий оригами в атр-терапии и организации досуга больных в больницах и реабилитационных центрах много:

— во-первых, – это сама бумага с ее привычным, неагрессивным статусом. С бумагой можно делать все, что угодно: смять, разорвать, рисовать на ней, а в оригами бумага выступает в новой необычной роли — из нее можно сложить множество интересных моделей. Появляется мотивация, желание научиться этому;

— освоить технику оригами очень легко, в любом возрасте, как детям, так и взрослым,( в условиях больницы учителями могут быть и специалисты-психологи, и родители, и медицинский персонал);

-результат достигается быстро;

— имеет место прогнозируемый позитивный результат – если складывать фигурку аккуратно и точно, она обязательно получится красивой, и залог этому – сама природа этой техники конструирования, где царят точность, симметрия и гармония геометрических линий;

-есть возможность руководить процессом», то есть вносить изменения в фигурку по своему желанию, изобрести много собственных моделей;

— устраняется барьер между врачом и пациентом, возникает атмосфера доверия;

— на занятиях оригами осуществляется невербальный контакт в общении, что в отдельных случаях бывает единственно возможным;

— оригами объединяет в себе приемы и формы работы некоторых других арт-терапевтических направлений: сказкотерапию (сказки оригами), игротерапию (игры с подвижными фигурками), терапию средствами драмы и куклотерапии (разыгрывание сцен с куклами оригами, маскам, и тому подобное), терапию средствами музыки, хорового пения и эвритмии с присущими им гармонией и ритмичностью движений ( что также имеет место при складывании в технике оригами и дает терапевтический эффект), терапию цветом (используется разноцветная бумага);

— метод повтора и ритмичность в складывании модульного оригами (звезды, орнаменты, «3-D»-модели) уравновешивают психическое состояние человека;

— сама форма некоторых фигур (кусудам, многогранников, каркасных структур) несет положительный гармонизирующий и оздоровительный эффект.

Интересно, что одни из самых древних фигур оригами — кусудамы – бумажные шары из шести или более модулей, и в наше время не утратили своего традиционного назначения — нести здоровье людям. Считается, что такой шар, если его подвесить над кроватью больного, будет способствовать выздоровлению. Такие представления относятся к области сакральной геометрии, а сам термин используется археологами, антропологами, философами и культурологами. Его применяют для описания системы религиозных, философских и духовных архетипов, которые наблюдаются на протяжении всей истории человечества и так или иначе связаны с геометрическими воззрениями относительно устройства Вселенной и человека. Согласно этим представлениям, человек, с помощью некоторых геометрических объектов ( правильных многогранников, к примеру), вступает в контакт с энергетическим миром, земной и космической энергией, что дает силы для его физического и духовного развития. Возможно, в этом и секрет притягательной силы и оздоровительного потенциала оригами. В нем царит геометрия. Современные исследования показывают, что правильные многогранники (Платоновы тела) могут защищать от излучений техногенного свойства, активизировать саморегуляцию организма, восстанавливать энергообмен человека. Внутри помещений в форме пирамид процессы заживления и выздоровления идут быстрее. Выпуклая форма без граней позволяет накапливать энергию и передавать владельцу. Овальная форма положительно влияет на психику и поведение. Круглая форма конденсирует энергию лучшим образом и служит для усиления здоровья.

Есть еще одна фигурка оригами, которая всегда будет ассоциироваться с надеждой на выздоровление. Это японский журавлик, «цуру», — птица с длинной шеей — символ долголетия и счастливой жизни. Согласно японской легенде, если сложить тысячу таких журавлей, исполнится желание. Через десять лет после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, японская девочка Садако заболела лейкемией, — она стала складывать тысячу бумажных журавлей, чтобы выжить. Когда она поняла, что не выздоровеет, то, складывая журавликов оригами, стала молиться за мир во всем мире. Садако не успела сложить тысячу журавликов, но в память о ней летят теперь тысячи бумажных журавлей к мемориальному комплексу в Хиросиму, как символы надежды.

Практика использования оригами в арт-терапии дает стойкий положительный эффект, о чем свидетельствует опыт работы врачей разных стран мира в течение почти двух десятков лет. Имеются примеры успешного использования оригами в России (Московский институт детской онкологии и гематологии). Применение сказок оригами, подвижных фигур и коллективной работы в складывании кусудам является наиболее производительными формами в организации досуга больных детей. Занятия оригами способны отвлечь их внимание от болезни и облегчить тяжелое душевное состояние.

Оригами обладают следующими психотерапевтическими свойствами:

-повышают активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий;

— повышают уровень интеллекта в целом;

— активизируют творческое мышление;

— повышают и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние;

— снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к тяжелым ситуациям;

— улучшают двигательную активность рук, развивают моторику пальцев;

— улучшают память и глазомер.

Эти наблюдения одинаково ценны как для работы со здоровыми детьми, так и в условиях больницы, когда мобилизация психологического состояния является очень важным условием выздоровления.

Положительный опыт в работе со слепыми и плохо видящими описан Е.Л. Кабачинской (Санкт-Петербургский центр оригами). Она отмечает, что польза оригами состоит не только в развитии мелкой моторики, концентрации внимания, но и в развитии тактильной чувствительности, микроориентировании, возможности одномоментного восприятия целостности образа предмета, стимуляции творческих способностей. Перспективными являются исследования скорости усвоения точечно-рельефного шрифта и пространственного ориентирования в процессе занятий оригами – прекрасного средства реабилитации.

В нашей стране оригами в арт-терапии только начинает свой путь, а в педагогической практике существует уже более, 15 лет. И первыми весомый вклад в дело популяризации этого искусства сделали М.Г.Яременко и О.М.Сухаревская из Полтавы. Вот любопытный случай психологической реабилитации ребенка, одного из их учеников, воспитанника детского дома, который находился в санатории. Им мало кто интересовался, до тех пор, пока он не сложил кусудаму, из обычных тетрадных листов. Сначала ею заинтересовались дети из палаты, Где находился мальчик, потом обслуживающий персонал санатория, и, наконец, слух дошел до самого директора. Он пригласил парня к себе и спросил, верно ли, что тот сам сложил такую удивительную вещь. Парень ответил, что это так, и по просьбе директора сложил еще одну кусудаму. Никому не известный до этого мальчик из детского дома стал героем, центром внимания всех, кто был в санатории. Этот случай запомнится на всю жизнь, даст ребенку уверенность в своих силах, повысит самооценку и улучшит эмоциональное состояние маленького пациента. Есть и другие примеры социальной реабилитации детей, занимающихся оригами. Ученик 4 класса одной из киевских школ, благодаря увлечению оригами, не только преодолел обусловленную болезнью (нарушение речи) застенчивость, но и стал лидером группы детей, которых он обучал этому искусству. В моей практике были случаи, когда «отстающие» по основным предметам ребята, дети с ослабленным зрением, тревожные, необщительные, неуверенные в себе, были успешны в оригами и это им помогало справиться с их проблемами.

Обучение оригами и занятия с детьми в реабилитационных центрах не требуют много времени, или какого-то специального оборудования. В большинстве случаев нужны только бумажные квадраты или бумага формата А4 и элементарные знания работы в этой технике. Начальный курс оригами включает изучение базовых форм, основных приемов складывания, международных условных знаков для работы по схемам, знакомит с простыми классическими моделями, модульным оригами и техникой гофрировки. Изучаются также игровые методы работы с детьми. В оригами есть огромное количество моделей, разных по уровню сложности. Их выбор зависит от возраста ребенка и состояния его здоровья.

Развитие оригами в нашей стране, внедрение его в педагогику и арт-терапевтическую практику больниц, интернатов, детских домов, работу социальных служб для детей и молодежи, работу с пожилыми людьми – одно из приоритетных направлений работы Киевского клуба оригами, созданного в 2000 г. При поддержке Посольства Японии, Киевский клуб оригами ежемесячно проводит открытые занятия для всех, кто хочет приобщиться к этому искусству (преподавателей, врачей, студентов, детей и их родителей). Ежегодно организуются международные выставки, семинары, мастер-классы, проводятся консультации. Цель – популяризация оригами в нашей стране, использование его огромного потенциала в таких социально важных сферах, как педагогика и арт-терапия.

Педагог-психолог

Л.П.Ершова



Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические технологии, используемые в профессиональной деятельности педагога-психолога Л.П.Ершовой

Название технологии

Цель применения

Реализация технологии

Здоровьесберегающие

Снижение нервно-

Подобран методический материал,

технологии

мышечного напряжения

картотека игровых упражнений

ИБИС, Сталкер

Психогимнастика (Е.А.

Алябьева, М.И. Чистякова)

Песочная терапия

Гармонизация

Конспекты занятий с элементами

эмоциональной сферы

песочной терапии

Подвижные игры К. Фопеля

Профилактика конфликтов

Составлена картотека игр

Игровые технологии

Оптимизация

Составлена картотека игр,

Игровая терапия в работе с

эмоционального состояния

разработаны комплексы

тревожными детьми Л.М.

тревожных детей

упражнений на снятие

Костиной

психомышечных зажимов.

Игровые приемы

Отреагирование эмоций,

Составлена картотека

Г.Б. Мониной,

развитие коммуникативных

коммуникативных игр

навыков

Символдрама

Психотерапевтическая

Составлена картотека образов.

работа с использованием

воображения и образных

фантазий

Развивающие технологии

Развитие познавательных

Организация кружковой работы

процессов

Тренинговая технология

Коммуникативная

Разработка программы «Азбука

компетентность, быстрый

общения», профилактическая и

процесс обучения

просветительская работа с

практическим приемам и

родителями и педагогами

навыкам

(семинары-тренинги)

Песочная терапия

Гармонизация

Конспекты занятий с элементами

эмоциональной сферы

песочной терапии

Сказкотерапия

Гармонизация

Конспекты занятий с элементами

По Ивановой Е. И., Азовцевой

эмоциональной сферы

куклотерапии

Г. Н.

Дыхательная гимнастика

Расслабляют ЦНС, помогают

Картотека дыхательных

по К. П. Бутейко, А. Н.

снять избыточное

упражнений, методическая

Стрельниковой.

возбуждение и успокоиться.

литература

Метод Су-джок терапии

Метод воздействия на

Конспекты занятий с элементами

биологически активные

су-джок терапии

точки

Телесно-ориентированные

Снятие психомоторного

Банк упражнений.

психотехники (И.В.Ганичева)

напряжения, обучение

основам саморегуляции

Пальчиковая гимнастика

Развитие мелкой моторики,

Картотека пальчиковых

(О.В. Узорова, Е.А. Нефедова

координации движений

упражнений

и др.)

пальцев рук

Информационно-

Повышение эффективности

Создание мультимедийных

коммуникационные

организации всех

презентаций, прикладные

технологии (ИКТ)

направлений деятельности

психологические программы с

батареей методик и

автоматизированной обработкой

тестовых данных