Психологическое сопровождение ФГОС НОО "Дорожная карта"

Ершова Лариса Петровна

психологическое сопровождение образовательной деятельности начальной школы МАОУ "Средняя школа№8" на 2020-2021 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorozhnaya_karta_noo_na_2020-21_uchebnyy_god.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Дорожная карта

психологического сопровождения образовательной деятельности начальной школы МАОУ «Средняя школа №8» на 2020 – 2021 учебный год

Направления работы:

Цель

Задачи

Мероприятия

1.

Организационно-методическое.

Планирование работы на учебный год.

Определение основных направлений работы.

  • Анализ работы за прошедший учебный год (выявление проблем).
  • Методическое обеспечение.

Май,

Сентябрь 2020г.

2.

Диагностика

 учащихся,

Мониторинг возможностей и способностей учащихся.

Определение уровня личностного, общего развития.

1 классы:

- Оценка эмоционального состояния учащихся на этапе адаптации к обучению в школе

- Изучение структуры учебной мотивации и степени ее устойчивости

- Обследование динамики интеллектуального развития учащихся

- Выявление категории «одарённых» детей.

- Изучение школьной тревожности

- Диагностика сформированности УУД

(Приложение  «Методы изучения результатов деятельности по формированию УУД»).

2классы:

- Уровень  психологической комфортности; эмпатия и эмоциональная ригидность;

- Мотивация межличностного общения, уровень самоконтроля и регуляции. Социометрия.

3 классы:

- Уровень притязаний и самооценки учащихся, ориентации на окружающих (коммуникативный компонент УУД). Социометрия.

4 классы:

- Готовность к переходу на следующую ступень обучения

Сентябрь-октябрь 2020г

Октябрь-ноябрь.

февраль

Ноябрь – декабрь

Март - апрель

Выявление детей с особыми образовательными потребностями.

- Обследование первоклассников.

- Обследование учащихся по запросам классных руководителей, администрации, МСЭ.

- Мониторинг развития учащихся с ОВЗ.

Сентябрь-октябрь.

В течение учебного года.

Выявление и поддержка одарённых детей.

- Обследование учащихся по запросам классных руководителей.

- Занятия с одарёнными, способными учащимися  (4кл).

В течение учебного года.

Январь 2021г.

  Диагностика             педагогов,

             родителей.

Мониторинг  проблем социально-психологического характера.

Выявление психологических проблем в работе с детьми.

Анкетирование. 

  • Анкета для педагогов «Стили педагогического взаимодействия» 

  •   Анкета для родителей первоклассников
  • Анкета «Родительская позиция  относительно готовности к школьному обучению ребёнка»

( Авторы О.Н. Истратова, И.О.Косьяненко

  • Анкета «Выявление причин школьной неуспешности»( для педагогов, родителей)
  • Метод экспертных опросов педагогов и родителей учащихся

В течение учебного года.

Октябрь 2020

Ноябрь 2020

Январь 2021

Март 2021

3.

Психологическое просвещение и консультирование.

Психологическая поддержка учащихся со стороны педагогов и родителей.

  • Информационное обеспечение.

(Лектории.

Индивидуальные беседы.

«Круглые столы» (инвалиды).

Информация на сайте школы, стендах)

- УСВ «Адаптационный период первоклассника»

- УСВ  «Введение отметочной системы» 2 кл.

- УСВ «Введение отметочной системы по ин. языку».  3кл.

- УСВ «Готовность к обучению в 5 классе»  4кл.

Круглый стол «Мой особенный ребенок»

Октябрь 20г.

Ноябрь 20г.

Январь 21г.

Февраль 21г.

Март 21г.

4.

Коррекция и развитие.

Положительная динамика в развитии личностных особенностей  учащихся.

Помощь в усвоении программного материала

Программы:

«Помощь первокласснику»

«Развитие интеллектуальных способностей ребенка»3-4кл. О.Г.Синякова

Психологический курс развивающих занятий для младших школьников «Я учусь учится» Т.Н.Князева

Цикл занятий по профилактике школьной тревожности «Маленький волшебник» О.Рудякова

Коррекционная программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»Е.Д.Барсуков

В течение года.

Формирование УУД.

Приложение 1

Социальная адаптация.

                                                                                                                 Педагог-психолог                                    Л.П.Ершова

Методы изучения результатов деятельности
по формированию личностных УУД

Мотивация учебной деятельности

Действия, направленные на выявление сформированности мотивов

- познавательный мотив(стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями);

- мотив достижения (потребность добиваться успеха в разного рода деятельности);

- социальные мотивы.

Действия, направленные на установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.

Выявление структуры учебной мотивации и степени ее устойчивости. Выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника.

2-3 класс

(промежуточная, итоговая)

Самооценка (когнитивный компонент)

Действия, направленные на определение своей позиции в отношении к социальной роли ученика и школьной действительности, устанавливающие смысл учения.

Выявление сформированности Я-концепции (представленность в Я-концепции социальной роли ученика)

3-4 класс

(промежуточная, итоговая).

Личностные особенности

Действия, направленные на изучение личностных особенностей школьника:

  • скрытость – общительность;
  • эмоциональная устойчивость
  • конформность (покорность)
  • доминантность (лидерство)
  • серьёзность-беспечность;
  • безответственность-обязательность;
  • робость-смелость;
  • жесткость-мягкость;
  • доверчивость-подозрительность;
  • самоконтроль;
  • невозмутимость-напряженность.

Изучение личностных особенностей младших школьников.

2-4 класс

Адаптированный модифицированный вариант детского личностного опросника Р.Кетелла

Коммуникативные УУД

Коммуникация как взаимодействие (интеракция)

Действия, направленные на учет позиции  собеседника либо партнера по деятельности(интеллектуальный аспект коммуникации)

Коммуникативные действия

1 класс

(вводная)

Задание «Левая и правая стороны»

Ж.Пиаже

2-4класс

(промеж.,итоговая)

 

Методика «Кто прав?»

Действия нравственно-этического оценивания

Выявление усвоения нормы взаимопомощи в условиях моральной дилеммы.

1-4

(вводная,

итоговая)

Методика

«Как я веду себя» (Л.С.Колмагорова)

Коммуникация как кооперация

Действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности

Коммуникативные действия

1 класс

(вводная)

Задание «Руковички» Г.А.Цукерман

Регулятивные УУД

Целеполагание

Умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать своё действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

Выявление уровня развития регулятивных действий.

1 класс

(вводн.)

Выкладывание

узора из

кубиков

Методика оценки уровня сформир-ти учебной деятельности

Г.В.Репкина,

Е.В.Заика

Планирование

Прогнозирование

 Контроль

 Коррекция

Контроль

Регулятивные действия контроля

Выявление уровня сформированности внимания и

самоконтроля.

2-3

класс.

Проба на внимание

(П.Я.Гальперин,

С.Л.Кабыльницк.)

Методика «графический диктант»

Д.Б.Эльконин

Регулятивный компонент

Личностное действие самооцениваниярегулятивное действие оценивания результата своей учебной деятельности

Выявление адекватности понимания уч-ся причин успеха/неуспеха в деятельности

1 класс

(вводн.)

2-3

класс

(пром.,

итогов.)

Методика выявл-я характера атрибуции успеха-неуспеха в деятельности

Действия, направленные на определение соотношения положительных и отрицательных оценочных суждений

Выявление сформированности Я-концепции

3-4 кл.

пром.,

итог-я

Методика «Кто я?»

(самоотношение М.Кун)

Контроль

Регулятивные действия контроля, знаково-символические действия

Выявление умения осуществлять кодирование с помощью символов.

1 класс

(вводн.)

2-3

класс

(пром.,

итогов.)

методика

«Кадирование»

Д.Векслер