Психологическое сопровождение ФГОС НОО "Дорожная карта", ФГОС ОВЗ Программа "Развиваемся вместе"
психологическое сопровождение образовательной деятельности начальной школы МАОУ "Средняя школа№8" на 2020-2021 учебный год
программа психологического взаимодействия обучающихся с ОВЗ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.73 КБ | |
| 35.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Дорожная карта
психологического сопровождения образовательной деятельности начальной школы МАОУ «Средняя школа №8» на 2020 – 2021 учебный год
Направления работы: | Цель | Задачи | Мероприятия | ||
1. | Организационно-методическое. | Планирование работы на учебный год. | Определение основных направлений работы. |
| Май, Сентябрь 2020г. |
2. | Диагностика учащихся, | Мониторинг возможностей и способностей учащихся. | Определение уровня личностного, общего развития. | 1 классы: - Оценка эмоционального состояния учащихся на этапе адаптации к обучению в школе - Изучение структуры учебной мотивации и степени ее устойчивости - Обследование динамики интеллектуального развития учащихся - Выявление категории «одарённых» детей. - Изучение школьной тревожности - Диагностика сформированности УУД (Приложение «Методы изучения результатов деятельности по формированию УУД»). 2классы: - Уровень психологической комфортности; эмпатия и эмоциональная ригидность; - Мотивация межличностного общения, уровень самоконтроля и регуляции. Социометрия. 3 классы: - Уровень притязаний и самооценки учащихся, ориентации на окружающих (коммуникативный компонент УУД). Социометрия. 4 классы: - Готовность к переходу на следующую ступень обучения | Сентябрь-октябрь 2020г Октябрь-ноябрь. февраль Ноябрь – декабрь Март - апрель |
Выявление детей с особыми образовательными потребностями. | - Обследование первоклассников. - Обследование учащихся по запросам классных руководителей, администрации, МСЭ. - Мониторинг развития учащихся с ОВЗ. | Сентябрь-октябрь. В течение учебного года. | |||
Выявление и поддержка одарённых детей. | - Обследование учащихся по запросам классных руководителей. - Занятия с одарёнными, способными учащимися (4кл). | В течение учебного года. Январь 2021г. | |||
Диагностика педагогов, родителей. | Мониторинг проблем социально-психологического характера. | Выявление психологических проблем в работе с детьми. | Анкетирование.
( Авторы О.Н. Истратова, И.О.Косьяненко
| В течение учебного года. Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Январь 2021 Март 2021 | |
3. | Психологическое просвещение и консультирование. | Психологическая поддержка учащихся со стороны педагогов и родителей. |
(Лектории. Индивидуальные беседы. «Круглые столы» (инвалиды). Информация на сайте школы, стендах) | - УСВ «Адаптационный период первоклассника» - УСВ «Введение отметочной системы» 2 кл. - УСВ «Введение отметочной системы по ин. языку». 3кл. - УСВ «Готовность к обучению в 5 классе» 4кл. Круглый стол «Мой особенный ребенок» | Октябрь 20г. Ноябрь 20г. Январь 21г. Февраль 21г. Март 21г. |
4. | Коррекция и развитие. | Положительная динамика в развитии личностных особенностей учащихся. | Помощь в усвоении программного материала | Программы: «Помощь первокласснику» «Развитие интеллектуальных способностей ребенка»3-4кл. О.Г.Синякова Психологический курс развивающих занятий для младших школьников «Я учусь учится» Т.Н.Князева Цикл занятий по профилактике школьной тревожности «Маленький волшебник» О.Рудякова Коррекционная программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»Е.Д.Барсуков | В течение года. |
Формирование УУД. | Приложение 1 | ||||
Социальная адаптация. | |||||
Педагог-психолог Л.П.Ершова
Методы изучения результатов деятельности
по формированию личностных УУД
Мотивация учебной деятельности | Действия, направленные на выявление сформированности мотивов - познавательный мотив(стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями); - мотив достижения (потребность добиваться успеха в разного рода деятельности); - социальные мотивы. Действия, направленные на установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся. | Выявление структуры учебной мотивации и степени ее устойчивости. Выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника. | 2-3 класс (промежуточная, итоговая) |
Самооценка (когнитивный компонент) | Действия, направленные на определение своей позиции в отношении к социальной роли ученика и школьной действительности, устанавливающие смысл учения. | Выявление сформированности Я-концепции (представленность в Я-концепции социальной роли ученика) | 3-4 класс (промежуточная, итоговая). |
Личностные особенности | Действия, направленные на изучение личностных особенностей школьника:
| Изучение личностных особенностей младших школьников. | 2-4 класс Адаптированный модифицированный вариант детского личностного опросника Р.Кетелла |
Коммуникативные УУД
Коммуникация как взаимодействие (интеракция) | Действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности(интеллектуальный аспект коммуникации) | Коммуникативные действия | 1 класс (вводная) | Задание «Левая и правая стороны» Ж.Пиаже |
2-4класс (промеж.,итоговая) | ||||
Методика «Кто прав?» | ||||
Действия нравственно-этического оценивания | Выявление усвоения нормы взаимопомощи в условиях моральной дилеммы. | 1-4 (вводная, итоговая) | Методика «Как я веду себя» (Л.С.Колмагорова) | |
Коммуникация как кооперация | Действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности | Коммуникативные действия | 1 класс (вводная) | Задание «Руковички» Г.А.Цукерман |
Регулятивные УУД
Целеполагание | Умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать своё действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение. | Выявление уровня развития регулятивных действий. | 1 класс (вводн.) | Выкладывание узора из кубиков | Методика оценки уровня сформир-ти учебной деятельности Г.В.Репкина, Е.В.Заика |
Планирование | |||||
Прогнозирование | |||||
Контроль | |||||
Коррекция | |||||
Контроль | Регулятивные действия контроля | Выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля. | 2-3 класс. | Проба на внимание (П.Я.Гальперин, С.Л.Кабыльницк.) Методика «графический диктант» Д.Б.Эльконин | |
Регулятивный компонент | Личностное действие самооцениваниярегулятивное действие оценивания результата своей учебной деятельности | Выявление адекватности понимания уч-ся причин успеха/неуспеха в деятельности | 1 класс (вводн.) 2-3 класс (пром., итогов.) | Методика выявл-я характера атрибуции успеха-неуспеха в деятельности | |
Действия, направленные на определение соотношения положительных и отрицательных оценочных суждений | Выявление сформированности Я-концепции | 3-4 кл. пром., итог-я | Методика «Кто я?» (самоотношение М.Кун) | ||
Контроль | Регулятивные действия контроля, знаково-символические действия | Выявление умения осуществлять кодирование с помощью символов. | 1 класс (вводн.) 2-3 класс (пром., итогов.) | методика «Кадирование» Д.Векслер |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «СШ №8»
_________ Е.В.Александрова
« 7»сентября 2023 г.
Программа психологического взаимодействия обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
«РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ»
Составитель: Л.П.Ершова
педагог-психолог
г. Когалым, 2023
Программа психологического взаимодействия обучающихся
с ОВЗ
Цель коррекционной работы в соответствии с требованиями стандарта – создание системы комплексной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в освоении ООП ООО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования. Это дети инвалиды, либо другие дети в возрасте до 18 лет, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом или психическом развитии в диапазоне от временных и легкоустранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности.
Задачи коррекционной работы:
— своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
— определение оптимальных специальных условий для получения основного общего образования обучающимися с ОВЗ, для развития их личностных, познавательных, коммуникативных способностей;
— определение особенностей организации образовательной деятельности для рассматриваемой категории, обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями каждого обучающегося, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
— создание условий, способствующих освоению обучающимися с ограниченными возможностями здоровья ООП ООО;
— разработка и использование индивидуально-ориентированных коррекционных образовательных программ, учебных планов для обучения обучающихся с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей;
— разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом или психическом развитии;
- реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам обучения и воспитания.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
Соблюдение интересов обучающихся. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему обучающегося с максимальной пользой и в интересах обучающегося.
Системность обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем обучающегося; участие в данном процессе всех участников образовательных отношений.
Непрерывность гарантирует обучающемуся и его родителям необходимую помощь для полного решения проблемы.
Вариативность предполагает создание вариативных условий для получения образования обучающимися, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения обучающимися образования, защищать законные права и интересы обучающихся, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения.
Перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы.
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие её основное содержание: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.
Характеристика содержания направлений коррекционной работы:
Диагностическая работа включает в себя следующее:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ при освоении ООП ООО;
- проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом или физическом развитии обучающихся с ОВЗ;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ОВЗ;
- мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования.
Деятельность по направлению | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия | Сроки (периодичность в течение года) | Ответственные |
Психолого-педагогическая диагностика | ||||
Первичная диагностика | Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | Наблюдение, педагогическое и психологическое обследование; анкетирование родителей, беседы с педагогами | сентябрь | Педагог-психолог Учитель-предметник |
Углубленная диагностика детей с ОВЗ, детей-инвалидов | Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических «портретов» детей | Диагностирование | октябрь-ноябрь | Педагог-психолог Специалисты медицинского пункта |
Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении. Выявить резервные возможности | Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося | Разработка коррекционной программы | октябрь- ноябрь | Педагог-психолог Педагоги- предметники |
Социально – педагогическая диагностика | ||||
Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой и личностной сферы; уровень знаний по предметам | Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам. Выявление нарушений в поведении (замкнутость, обидчивость и т.д.) | Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики. | сентябрь - октябрь | Педагог-психолог Учитель-предметник |
Конечной целью диагностического этапа является разработка индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ, в котором указываются конкретные направления психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей работы, медицинского сопровождения. Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы, приемы и технологии, которые позволят ему добиться успеха.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся с ОВЗ в условиях школы; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
Коррекционно-развивающая работа включает в себя следующее:
- разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционных программ;
выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ;
- организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативно-речевой сфер;
- развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных формутверждения самостоятельности, личностной автономии;
- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;
- развитие компетенций, необходимых для продолжения образования профессионального самоопределения;
- совершенствование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;
- социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни,
психотравмирующих его обстоятельств.
На аналитическом этапе данного направления оценивается результативность занятий посредством анкетных, проективных, экспериментальных и др. методов, производится анализ эффективности используемых методов и средств, и подводятся итоги работы, определяются основные направления работы на следующий период.
Деятельность по направлению | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия | Сроки (периодичность в течение года) | Ответственные |
Психолого-педагогическая работа | ||||
Обеспечить педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов | Планы, программы | Разработать индивидуальную программу по предмету. Разработать воспитательную программу работы с классом и индивидуальную воспитательную программу для детей с ОВЗ. Разработать план работы с родителями по формированию толерантных отношений между участниками образовательных отношений. Осуществление педагогического мониторинга достижений обучающегося. | сентябрь | Педагог-психолог Учитель- предметник |
Обеспечить психологическое и логопедическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов | Позитивная динамика развиваемых параметров | 1.Формирование групп для коррекционной работы. 2.Составление расписания занятий. 3.Проведение коррекционных занятий. 4. Отслеживание динамики развития ребенка | сентябрь - октябрь | Педагог-психолог Учитель- предметник |
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения; коррекция, развитие и социализация обучающихся.
Консультативная работа включает в себя следующее:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися ОВЗ, единых для всех участников образовательных отношений;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися ОВЗ.
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ;
-консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору профессии с обучающимися ОВЗ.
Информационно-просветительская работа включает в себя следующее:
- информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
- различные формы просветительской деятельности ( беседы, информационные стенды), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательной деятельности и сопровождения обучающихся с ОВЗ;
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ.
Целью направления является организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательных отношений.
Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется в рамках реализации основных направлений деятельности педагога-психолога. Педагог-психолог проводит занятия по комплексному изучению и развитию личности обучающихся с ОВЗ. Основные направления деятельности педагога-психолога проведении психодиагностики; развитии и коррекции эмоционально-волевой сферы обучающихся; совершенствовании навыков социализации и расширении социального взаимодействия со сверстниками. Разработка и осуществление развивающих программ; психологическая профилактика, направленная на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья обучающихся с ОВЗ.
Помимо работы с обучающимися педагог-психолог проводит консультативную работу с педагогами, и родителями по вопросам, связанным с обучением и воспитанием обучающихся. Кроме того, в течение года педагог-психолог осуществляет информационно-просветительскую работу с родителями и педагогами.
Планируемые результаты коррекционной работы
Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к результатам, определенным ФГОС ООО.
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами развития детей с ОВЗ.
В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные).
Личностные результаты – индивидуальное продвижение обучающегося в личностном развитии (расширение круга социальных контактов, стремление к собственной результативности и др.).
Метапредметные результаты – овладение общеучебными умениями с учетом индивидуальных возможностей; освоение умственных действий. Сформированность коммуникативных действий, направленных на сотрудничество и конструктивное общение и т. д.
Предметные результаты определяются совместно с педагогом – овладение содержанием ООП ООО (конкретных предметных областей, подпрограмм) с учетом индивидуальных возможностей разных категорий детей с ОВЗ; индивидуальные достижения по отдельным учебным предметам.
Планируемые результаты коррекционной работы включают в себя описание организации и содержания промежуточной аттестации, обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому классу, а также обобщенные результаты итоговой аттестации на уровне основного общего образования.
Достижения обучающихся с ОВЗ рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений. Результатом реализации коррекционной программы является
- наличие комфортной развивающей образовательной среды:
- преемственность по отношению к начальному общему образованию и учитывающей специфику психофизического развития обучающихся с ОВЗ на данном уровне общего образования;
- обеспечивающей воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию обучающихся с ОВЗ;
- способствующей достижению целей основного общего образования, обеспечивающей его качество, доступность и открытость для учащихся с ОВЗ, их родителей.
- способствующей достижению результатов ООП ООО обучающимся с ОВЗ в соответствии с требованиями, установленными ФГОС ООО.
Планируемые результаты коррекционной работы отслеживают:
- динамику индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ по освоению предметных программ;
- сравнительную характеристику данных медико-психологической и психолого-педагогической диагностики обучающихся с ОВЗ на разных этапах обучения.
Результаты внедрения программы коррекционной работы изучаются через систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО, которые представляют собой комплексный подход к оценке результатов образования. Осуществляется оценка достижений обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностные, метапредметные и предметные.
Приложение 1
Диагностический инструментарий
Диагностический инструментарий по работе с обучающимися
Диагностируемые параметры | Рекомендуемые методики диагностические методы | ||||||
Социальная ситуация развития. | Социометрия Проективная беседа «Мой круг общения»; Методика исследования межличностных отношений Жиля Р. CMAS (модиф. А.М. Прихожан) Методика Э.М. Александровской «Изучение социально- психологической адаптации» Методика «Рисунок семьи» «Кинестетический рисунок семьи» Методика изучения отношения ребенка к членам семьи Е. Антони и Е. Бене. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) Тест-анализ семейного воспитания (АСВ) Матрица определения социального благополучия ребенка (Беличева С.А., Дементьева И.Ф.) Социальная карта личности Социальный паспорт класса (группы) Карта (акт) обследования жизненного пространства ребенка Карта обследования социально дезадаптированных несовершеннолетних: анализ условий воспитания и социального развития подростка (Беличева С.А., Дементьева И.Ф.) | ||||||
Ведущая деятельность. Сформированность компонентов структуры учебной деятельности. Предпосылки формирования учебной деятельности. Произвольность поведения и познавательных процессов. | Схемы наблюдения уровня сформированности учебной деятельности; Проективная проба «Урок в моем классе» Проективная проба «Рисунок школы» Методика «Лесенка побуждений» Методика «Составь расписание» Методика «Конверты» Методика Лускановой Н.Г. по мотивации | ||||||
Особенности мыслительной деятельности, внимания, памяти, воображения обучающихся. | Методика *10 слов» А.Р. Лурия Тест С.Д. Забрамной Исследование словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене) Исследование прогностической деятельности (Л.И. Переслени) Матрицы Равенна | ||||||
Социально-педагогическая готовность школьника к обучению в средней школе. | Программа школьной готовности А.Л. Венгера Методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) Методика «Пьедестал» Методики: «Уровень удовлетворенности детей жизнью класса, «Классный руководитель глазами обучающихся», анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе, методика «Уровень удовлетворенностью подростка образовательным учреждением, классом», Диагностический тест «Способности школьника». | ||||||
Изучение индивидуальных психологических особенностей учащегося | |||||||
Тип темперамента: | |||||||
Методика изучения темперамента | Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие Москва, Владос. 1995. | ||||||
Тест «Изучение темперамента» | Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240с. – (Педагогика. Психология. Управление). | ||||||
Опросник Айзенка | Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240с. – (Педагогика. Психология. Управление). | ||||||
Уровень самооценки: | |||||||
Шкала самооценки (Ч.Д.Спилбергера – Ю.Л.Ханина) | Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось-89», 2005. – 272с. (Практическая психология). | ||||||
Тест «САН» (самочувствие, активность, настроение) | Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240с. – (Педагогика. Психология. Управление). | ||||||
Самоопределение личности | Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П.Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006 – 176 с. | ||||||
Диагностика учебных мотивов: | |||||||
Методика изучения мотивации обучения | Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие Москва, Владос. 1995. | ||||||
Анализ мотивов учебной деятельности учащихся | Еременко Н.И. Предпрофильная подготовка школьников. 5-11 класс. – Волгоград :Издательство «Панорама», 2006. – 96 с. | ||||||
Диагностика уровня школьной тревожности: | |||||||
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса | РайгородскийД.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «бахрах - М», 2001. – 672с. | ||||||
Диагностика особенностей личности: | |||||||
Характерологический опросник К.Леонгарда | Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240с. – (Педагогика. Психология. Управление). | ||||||
Тест Люшера | Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240с. – (Педагогика. Психология. Управление). | ||||||
Тест «Профессиональный тип личности» | Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240с. – (Педагогика. Психология. Управление). | ||||||
Тест «Личность» | Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240с. – (Педагогика. Психология. Управление). | ||||||
Тест «Несуществующее животное» | Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240с. – (Педагогика. Психология. Управление). | ||||||
Изучение коммуникативных и организаторских способностей: | |||||||
Методика КОС (коммуникативные и организаторские способности) | ПетрушинВ.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя/М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 160с. | ||||||
Диагностика межличностных отношений | |||||||
Социометрия | Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. – М.:»Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352с. | ||||||
Тест «Стили взаимодействия с окружающими» | Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240с. – (Педагогика. Психология. Управление). | ||||||
Изучение направленности личности учащегося | |||||||
Изучение интересов и склонностей: | |||||||
Дифференциально-диагностический опросник (Е.А.Климова) | Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240с. – (Педагогика. Психология. Управление). | ||||||
Карта интересов | Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240с. – (Педагогика. Психология. Управление). | ||||||
Направленность личности (ориентационная анкета) | Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240с. – (Педагогика. Психология. Управление). | ||||||
Оценка профессиональных склонностей школьников (авторская модификация опросника Йовайши) | Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха / авт.-сост. Р.Р.Кашанов. – М.:»АСТ-Пресс», Ижевск: Удмурдский университет, 2011г. | ||||||
Изучение способностей: | |||||||
Диагностический тест «Способности школьника» | ПетрушинВ.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя/М.: Центр «Педагогический поиск», 2011. – 160с. | ||||||
Методика изучения способностей учащихся | Р.В.Овчарова. Справочная книга школьного психолога М., Просвещение, 1996. | ||||||
Диагностика интеллектуальных способностей и особенностей мышления | |||||||
Тест возрастающей трудности (методика Равена) | Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240с. – (Педагогика. Психология. Управление). | ||||||
Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) | Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 208 с. (Педагогическое мастерство). | ||||||
Тест структуры интеллекта Амтхауэра | Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 208 с. (Педагогическое мастерство). | ||||||
Диагностика готовности учащихся к профильному самоопределению | |||||||
Опросник профессиональной готовности | Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя/М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 160с. | ||||||
Характеристика учащегося (в целях определения профиля обучения) | Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П.Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006 – 176 с. | ||||||
Анкетирование учащихся и родителей с целью изучения профессиональных намерений учащихся, мотивов выбора спецкурсов, степени удовлетворенности учебным процессом | |||||||
Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью | Андреев А.А. «Воспитательная система школы: аспект моделирования». Учебно-методическое пособие. Псков, 2013. | ||||||
Анкета жизненного и профессионального самоопределения | Еременко Н.И. Предпрофильная подготовка школьников. 5-11 класс. – Волгоград :Издательство «Панорама», 2012. – 96 с. | ||||||
Приложение 2
Методический материал
- Мамайчук И.И. Помощь психолога ребенку с ЗПР. – СПб, 2004.
- Обучение детей с ЗПР / Под ред.В.И.Лубовского. – Смоленск, 1994.
- Основы коррекционной педагогики / Под ред. А.Д.Гонеева, Н.И.Лифинцевой. – Москва: Академия. – 1999.
- Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М., 1967.
- Дети группы риска как объект социальной охраны и социальной профилактики // Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. – М., 1993. – С.20-36.
