Распространение педагогического опыта

Платонова Галина Николаевна

Распространение и обобщение педагогического опыта – одно из наиболее важных направлений в деятельности воспитателя. И в то же время, это требование сегодняшнего дня, а значит, современный педагог должен иметь склонность к самоанализу, самоактуализации, способность синтезировать педагогические находки, оригинальные нетрадиционные подходы к обучению и воспитанию и на их основе выстраивать образцы собственной педагогической деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 44 «СВЕТЛЯЧОК»

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                         

Консультация – презентация на тему

«Нормативная основа обучения детей с ОВЗ»

(в рамках окружного методического семинара для заместителей

заведующих по ВМР на тему:

«Организация работы с детьми с ОВЗ в ДОУ в свете реализации ФГОС ДО»)

                                                                   

                                                                   Подготовила воспитатель    

                                                высшей квалификационной категории

                                                                                          Платонова Г.Н.

Мытищи 2017

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы с Вами будем говорить об организации работы коллектива детского сада с детьми с ОВЗ. В своем выступлении я хочу познакомить Вас с законодательными основами получения образования такими детьми.

Количество детей с ОВЗ и инвалидностью по данным Росстата неуклонно растет. Поэтому реализация права детей с ОВЗ на образование является одним из значимых аспектов государственной политики.  Нормативно-правовую базу в области образования таких детей в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:

  • международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);
  • федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);
  • правительственные (постановления, распоряжения);
  • ведомственные (Министерства образования);
  • региональные (правительственные и ведомственные).

Международные документы

Международное законодательство в  этой области  имеет более чем полувековую историю развития.

Одним из первых международных актов, является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, ставшая основой для других международно-правовых документов в области защиты прав личности. Декларация содержит историческое положение в статье 1:

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ОВЗ является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года).

В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Россия  приняла на себя обязательства по включению всех положений в правовых норм, регулирующих правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.

Федеральные документы

Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование.

В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Указанные права закреплены Семейным кодексом РФ и Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (например, 42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ОВЗ, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.

Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Статья 42 гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

В статье 79 установлены условия организации для получения образования обучающимися с ОВЗ.

Законом «Об образовании в РФ» закреплены основные положения и понятия:

  • Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Согласно основной классификации дети с ОВЗ распределяются на следующие категории:

  • Дети с нарушениями слуха
  • Дети с нарушениями зрения
  • Дети с нарушениями речи
  • Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • Дети с нарушением интеллекта
  • Дети с задержкой психического развития
  • А также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом,   комплексными нарушениями).
  • Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
  • Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
  • Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
  • Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Статья 18 определяет, что детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа.

Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

Устанавливается право всех инвалидов обучаться как в общеобразовательных учреждениях, так и в специальных образовательных учреждениях в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменены словами «с ограниченными возможностями здоровья», то есть имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

В Национальной образовательной инициативе  «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271)  сформулирован основной принцип инклюзивного образования:

«В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов».

Документом была предусмотрена разработка и принятие государственной программы «Доступная среда», направленной на разрешение этой проблемы.

ФГОС ДО. 

Согласно положениям стандартов, реализация инклюзивного образования дает возможность улучшить перспективы детей с инвалидностью в вопросах получения навыков коммуникации, выработки поведенческих функций, налаживания взаимодействия со сверстниками, педагогами.

Со всеми этими документами можно ознакомится на портале «Образование без границ».

Портал «Образование без границ» http://edu-open.ru является масштабной базой научно-методических знаний по инклюзивному и специальному образованию для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и специалистов образовательных учреждений.

Портал «Образование без границ» позволяет иметь быстрый доступ к информационному ресурсу для оперативного разрешения конкретных ситуаций, получения необходимых информационных материалов и рекомендаций по вопросам организации обучения детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения.

На портале представлены:

  • нормативно-правовые документы, с комментариями юриста
  • видеолекции ведущих ученых по проблемам образования детей с ОВЗ
  • научные доклады российских и зарубежных исследователей в области инклюзивного и специального образования
  • коллекции научных материалов российских и зарубежных авторов по проблеме проекта;
  • учебно-методические материалы для специалистов
  • рекомендации для родителей
  • обзоры международного и регионального опыта реализации инклюзивной практики образования.

К  документам регионального уровня относятся:

  • Закон Московской области «Об образовании» от 11.07.2013 года № 17/59-11  (статья № 17, № 19);
  • Государственная программа Московской области «Образование Подмосковья» на 2017-2025 годы  (подпрограмма «Дошкольное образование»);
  • подпрограмма IV «Доступная Среда» государственной программы Московской области «Социальная защита населения Московской области» на 2014-2018 годы», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 N 658/36.

      В заключении мне хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Главное, чтобы у педагогов было  желание работать с детьми  с особыми вариантами развития, помогать им  наиболее полно реализовать свои личностные возможности.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 44 «СВЕТЛЯЧОК»

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                         

Доклад – презентация на тему

«Психолого – педагогическая компетентность

педагогов - как основа успешного и эффективного взаимодействия с семьями воспитанников» 

(в рамках окружного семинара для

заведующих на тему:

«Кадровый менеджмент»)

                                                                   

                                                  Подготовила воспитатель    

                                     высшей квалификационной категории

Платонова Г.Н.

                                                                                                     

Мытищи 2018

1сл. Добрый день, уважаемые коллеги!

2 сл. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования (раздел I, п. 1.4., пп. 5).

Основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС ДО, являются:

1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.

2. Повышение компетентности родителей.

3. Помощь семье в воспитании и образовании ребёнка.

4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО.

В планировании и организации указанной работы педагогические коллективы должны руководствоваться современными нормативно-правовыми, методическими и иными документами, а также локальными актами образовательной организации

3 сл. Поскольку речь идет о взаимодействии двух субъектов образовательного процесса, целесообразно рассмотреть категорию «педагогическое взаимодействие». Данный процесс имеет две стороны:

1. функционально-ролевая: участники взаимодействия должны понимать и принимать функции друг друга. Педагог должен понимать приоритетную роль семьи в воспитании и развитии дошкольника, а родители должны чётко осознавать, какова роль дошкольной образовательной организации в образовании ребёнка;

2. личностная: педагоги и родители признают и принимают индивидуальные и личностные особенности друг друга. Педагог должен иметь чёткую установку на то, что каждая семья уникальна, самоценна, имеет свои особенности, потребности, запросы; а родители должны принимать педагога как личность со своими интересами, особенностями.

Взаимодействие педагога с родителями воспитанников должно быть основано на равном сотрудничестве, которое, в свою очередь, характеризуется согласованностью и слаженностью действий и мнений.

4 сл. Успешность и эффективность взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников зависит от психолого-педагогической компетентности педагогов, их мотивационной и коммуникативной готовности к организации данной работы.

Вместе с тем в настоящее время остро ощущается самодостаточность дошкольных образовательных учреждений в решении  собственных задач и их нежелание и неумение устанавливать контакты и взаимодействовать с родителями.

Вот данные исследования, приведенные в книге Т.Н. Дороновой  «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями».

«Возраст  родителей сегодня колеблется в интервале от 18 до 55 лет, но преобладают родители в возрасте от 23 до 35 лет. В основном воспитанники детских садов живут в полных, но однодетных семьях. Только 27% семей имеют двоих детей. Большинство родителей (78%) сами воспитывают своих детей, не прибегая к помощи бабушек и дедушек. Семьи, в которых проживают и воспитываются  дети, довольно неоднородны, что является отражением времени. Эта неоднородность проявляется в социально- экономических условиях, в образовательном уровне современных родителей, в их информированности по проблемам воспитания.

5 сл. Мы также хотели узнать, кого родители считают более ответственными за воспитание ребенка – себя или дошкольное образовательное учреждение, т.е. перекладывают ли всю ответственность за воспитание ребенка на детский сад.         Значительная часть родителей (60%) полагает, что педагоги и психологи могут помочь только советом, а действовать все равно должны в первую очередь они сами;

30% – что родители и сотрудники учреждений образования в равной степени отвечают за воспитание детей, и только 10 % «хотели бы, чтобы заботу о перевоспитании нашего ребенка взяли на себя педагоги – ведь это их профессия».

Эти данные показали, что родители не склонны делегировать ответственность за воспитание своих детей, что является позитивной предпосылкой для ведения коррекционной работы с ними.

        

6 сл. Проведя анкетирование родителей нашего ДОУ, мы получили следующие результаты:

от детского сада родители хотели бы получить:

 - максимально полную информацию о ребенке;

 - педагогические советы по общению с ним; психологическую, индивидуальную

   консультацию;

 - рекомендации, как и чем лучше заниматься с ребенком дома;

 - рекомендации, какую литературу о воспитании ребенка этого возраста лучше прочитать;

 - возможность большего общения с родителями других детей.

Мало заинтересованы родители в том, чтобы научиться шить игрушки, делать панно; участвовать в самодеятельности детского сада; показывать кукольные спектакли дома и т.д.

7 сл. Мы с вами знаем, что уже в дошкольном детстве у детей возникает множество проблем со здоровьем и развитием, но родители не всегда осознают это.

К сожалению, за помощью к педагогам детского сада родители не обращаются, почему, потому что:

 - не придают особого значения этим трудностям –82%;

 - считают это неудобным, так как подобного рода консультации не входят в обязанность

   педагога –76%;

 - испытывают затруднения в общении с педагогом –62%;

 - считают, что справятся сами –48%;

 - сомневаются в профессиональной компетентности  педагога –11%;

 - думают, что за помощью надо обращаться к врачам - психотерапевтам –27%, но

   осуществить это удается  только –2% родителей.

Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдет само по себе. Для того чтобы педагогический коллектив ДОУ мог реально помочь родителям, нужна систематическая и целенаправленная работа вначале с сотрудниками детского сада, а затем педагогов с родителями.

Вопросы работы педагогического коллектива с родителями  являются столь важными и значимыми, что заведующему нельзя рассматривать их как модное направление в педагогической деятельности или мероприятие в потоке множества дел.

Эффективность деятельности заведующего с педагогическим коллективом детского сада проявляется не только в том, чтобы провести какую-то работу при участии родителей и добиться результата, но из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы взаимодействия с родителями и влияния на них.

В первую очередь руководитель детского сада должен сделать все возможное, чтобы в педагогическом коллективе была создана атмосфера демократизма, творчества, неравнодушного отношения ко всем детям, которые постоянно требуют проявления внимания, тепла и участия.

8 сл. Педагогам надо помочь понять, что «проблемные» родители – не вина ребенка, а его беда и несчастье. Без внутренней, глубокой симпатии педагога к этим родителям трудно пробиться через их внешне отрицательные, неприятные проявления и особенности и увидеть за ними страдающего человека, остро нуждающегося в помощи других.

9 сл. Оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии комплексного подхода  к проведению работы, который должен осуществляться по двум взаимосвязанным направлениям.

Первое направление предполагает работу с педагогическим коллективом детского сада.

Известно, что у воспитателей детских садов взаимодействие с родителями по вопросам развития ребенка вызывает определенные трудности. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования педагогов, приведенные в книге Т.Н. Дороновой  «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями». Отдельные записи приведены полностью.

«Родители молча выслушивают меня, а потом поступают по-своему».

«Мне трудно говорить с ними, потому что они благополучны, самодовольны и не терпят вмешательства в воспитание  своего ребенка».

«Катастрофически не хватает психологических знаний, опыта, практических примеров, чтобы убедить родителей в  чем- то».

«Я молодой педагог, а многие родители старше меня почти вдвое, поэтому я никогда не смогу завоевать их авторитет и повлиять на то, чтобы они изменили взгляды на воспитание своего ребенка. Вообще, я люблю детей своей группы, но если

честно, то боюсь их родителей».

«Считаю, что мы, педагоги, не имеем права учить или воспитывать родителей. У нас нет такого морального прав».

Второе направление непосредственно связано с работой педагогического коллектива с родителями.  В каждом конкретном дошкольном учреждении эту работу можно организовать по-разному.

Сегодня я хочу поговорить о психолого - педагогической поддержке семьи и повышении компетентности родителей.

10 сл. Под психолого-педагогическим образованием родителей понимается систематически проводимая  работа по передаче знаний, формированию соответствующих представлений и практических умений у родителей в различных областях семейного воспитания.

Задачи:

1. Психолого-педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания дошкольников в соответствии с индивидуальными особенностями, потребностями, запросами.

2. Повышение компетентности родителей в вопросах развития и семейного воспитания ребёнка дошкольного возраста.

11 сл. Формы работы:

1. Традиционные фронтальные формы: собрания, консультации, семинары.

2. Традиционные индивидуальные формы: беседы, консультации.

3. Интерактивные формы: детско-родительский клуб, родительская школа, конференция,

    тренинг, деловая игра.

4. Вовлечение семьи в образовательный процесс: управляющий совет, образовательные    проекты, трудовая, конкурсная, досуговая деятельность, акции.

Указанные формы работы реализуются по двум направлениям:

1) для массового контингента семей воспитанников;

2) для дифференцированных групп семей:

- семьи детей различных возрастных категорий;

- семьи будущих первоклассников;

- различные категории неблагополучных семей;

- семьи детей с поведенческими проблемами;

- семьи детей с особыми потребностями;

- семьи одарённых детей;

- семьи детей, не посещающих ДОУ;

- семьи – мигрантов.

        Эта тема является достаточно обширной и многогранной. Для нее необходим отдельный семинар. Сегодня я расскажу об опыте работы нашего д/с с семьями, имеющими детей с ОВЗ.

12 сл. По данным статистики, в Российской Федерации число детей с проблемами в состоянии здоровья среди новорожденных составляет 74%, из них детей с нервно-психическими нарушениями - 67%. Стремительно увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3 лет (35,5% от общего числа детей с ОВЗ).

Кроме того, в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция — родители не хотят отдавать своих детей в специализированные учреждения и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады.

В 2013 году в наш детский сад поступил мальчик Саша У., 3г 6 м. Поступил из семьи, степень адаптации средняя. В группе работал воспитатель высшей квалификационной категории с большим опытом работы, которая сразу заметила проблемы в развитии ребенка. Ребенок моторно неловок, с дискоординацией  движений. Внимание неустойчивое, имеются трудности концентрации, переключаемость высокая. Фразовая речь отсутствует. Общий уровень развития речи ниже возрастной нормы. Работоспособность снижена. Наблюдается частая смена настроения, раздражительность, двигательная расторможенность, физическая агрессия, упрямство. Не понимает дистанции в общении со взрослыми. С детьми не контактирует. Предпочитает играть в одиночестве. Общий уровень психического развития ниже возрастной нормы. Заключение невролога при поступлении в ДОУ: «задержка темпов речевого развития, гиперактивность».

Первым шагом при выявлении детей с проблемами в развитии усвоении образовательной программы ДОУ -  это сбор необходимых сведений, составление характеристик  и работа с родителями по прохождению территориальной ПМПК.

Члены ПМПК знают и понимают, что в рекомендациях обязательно нужно отразить те условия, которые необходимо организовать для обучения ребёнка с ОВЗ в ДОУ с использованием адаптированной образовательной программы  – либо основной, либо индивидуальной.

В 2014 году Саша прошел ПМПК в ЦППР «Мытищинский» и мы получили заключение "Консультация в психоневрологическом диспансере. Обучение и воспитание в ДОУ в группе для детей с ЗПР».

Родители мальчика категорически отказались от перевода ребенка в специализированный детский сад, но были готовы выполнять все наши рекомендации.

13 сл. Крайне важно, чтобы родители понимали, что выбор родителей в пользу обучения детей с ОВЗ не в специализированной, а в общеразвивающей группе предполагает принятие ими на себя дополнительных обязательств по созданию и обеспечению определенных условий воспитания и развития детей в семье.

На родителей ложится ответственность за постоянный, активный и плодотворный контакт с педагогами и специалистами, выполнение всех заданий и рекомендаций по созданию развивающей микросоциальной бытовой среды, среды постоянного и полноценного общения с ребенком, за обеспечение ребёнка необходимой коррекционной помощью (занятия с логопедом, дефектологом, медикаментозное лечение).

Низкая степень родительской включенности в реализацию индивидуального маршрута сопровождения ребенка с проблемами может иметь весьма негативные последствия: ребенок может не справляться с освоением общеобразовательной программы, трудно интегрироваться и адаптироваться в социуме. Иными словами пассивная родительская позиция «потребителя образовательных услуг» может свести на нет саму идею инклюзивного образования.

14 сл. Согласно статье 55 пункт 3  Закона «Об образовании» 2012 г. «…дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии».

15 сл. Конечно, многие педагоги боялись этих изменений, т.к. не имели необходимых знаний и умений для работы с ребенком с ЗПР. Это был первый опыт работы с такой категорией детей. Тогда мы собрали наш консилиум, чтобы определить, как нам действовать, чем мы можем помочь ребенку.

16 сл. Педагогические работники образовательного учреждения,  работающие с детьми,  имеющими нарушения развития, должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.

Первое, что мы сделали, это организовали обучение воспитателей и специалистов ДОУ по работе с детьми с ЗПР.  Использовали для этого собственные ресурсы: в нашем детском саду методист и 2 воспитателя имеют диплом «педагог – психолог», 1 воспитатель «учитель-дефектолог», 3 логопеда имеют дипломы «учителя-логопеда, дефектолога», также есть непосредственно педагог-психолог и медицинские работники ДОУ.

Поэтому, мы разработали и реализовали всеобуч, т.е. ряд семинаров по данной тематике: «Особые дети», «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы», «Изучение психологии воспитанников с ограниченными возможностями здоровья», «Особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью», «Консультирование родителей детей с ограниченными возможностями здоровья» и другие. Также некоторые воспитатели взяли эту тему для самообразования.

17 сл. Перед нами, как перед руководством, тоже встала проблема разработки  индивидуального образовательного маршрута. Надо отметить, что на тот момент не было примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с задержкой психического развития.  Она появилась только недавно и размещена на сайте «ФГОС реестр. ру».

        

18 сл. Маршрут разрабатывается и проводится коллегиально и утверждается на ПМП консилиуме МБДОУ. При отсутствии в МБДОУ необходимых специалистов консультирование проводится в МБУ ЦППР и коррекции «Мытищинский», который обслуживает  МБДОУ № 44 «Светлячок».

        Содержание ИОМ отражает направления коррекционной помощи по основным сферам  развития ребенка дошкольного возраста. Параллельно оказывается психолого-педагогическая помощь родителям.

Обязательно нужно отслеживать динамику развития и успешности усвоения дошкольной образовательной программы. А также своевременно корректировать ИОМ при отсутствии или недостаточной динамики развития и коррекции.

Саша, после проведения коррекционной работы, освоил программу ДОУ и в настоящее время успешно учится в СОШ № 24 во 2 классе.

        

19 сл. Но в тоже время у нас есть примеры, когда ребенку очевидно необходим коррекционный детский сад, но родители категорически не хотят отдавать его туда.

В июле 2016 года в дошкольное учреждение поступил ребенок - инвалид (Степан, 5 лет). Фактически посещать ДОУ начал в ноябре 2016 года. Из медицинской карты ребенка и документов, которые предоставили родители, а именно, заключение окружной ПМПК   и  справки врача психиатра:  основной диагноз: нарушение психического развития, РАС. Неврология: РДА. Диагноз логопеда: ЗРР. Данные о текущем лечении: лечение психиатра. Диспансерное наблюдение врачей специалистов: наблюдение у психиатра. Рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей дошкольного возраста с РСА и нарушениями интеллекта.

Запрос родителей: в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида и на основании анкеты по выявлению образовательных запросов при организации образовательных и воспитательных услуг детям-инвалидам дошкольного возраста, родители ребенка отдали предпочтение воспитанию и обучению ребенка-инвалида на дому и кратковременному посещению дошкольного учреждения.

Нужно заметить, что изначально мама ребенка была готова к коррекционному учреждению, но попав туда с целью ознакомления, была неприятно удивлена беседой с руководителем (со слов мамы) и отказалась от сада.

Мы действовали по той же схеме. Составили ИОМ, начали реализовывать.

И столкнулись с рядом проблем: во-первых, педагоги ДОУ были совершенно не готовы к ребенку с тяжелыми нарушениями. Они просто не знали как себя вести с ним. Все наши запланированные мероприятия фактически не реализовывались, т.к. невозможно было установить контакт с ребенком. При этом родители оставляли его в детском саду на весь день, т.к. им это было необходимо (оба работали полный день).  Безусловно, ребёнок с ОВЗ является проблемным в группе, и зачастую общение с его родителями со стороны воспитателя сводится к жалобам и разного рода претензиям, что естественно не располагает родителей к общению с педагогами.

Также стоит отметить, что родители других воспитанников стали жаловаться на ребенка («мешает вести занятия», «страдают наши дети», «дети не спят, т.к. он кричит»). Помимо работы с родителями ребёнка с нарушениями в развитии не менее важно организовать работу с родителями обычных детей, направленную на формирование толерантного отношения к особым детям и их семьям, изменение стереотипного взгляда на детей с нарушениями в развитии. К сожалению, в нашем обществе эта категория людей воспринимается как нечто необычное и инородное. Такое положение вещей складывалось годами, и изменить его за короткий срок очень трудно, но начинать все же следует.

Для нас стало совершенно очевидно, что мы не справляемся, и ребенку просто необходим коррекционный сад. Мы вызвали родителей Семена на беседу. Откровенно рассказали им о том, что мы не в состоянии оказать необходимую помощь ребенку. Что наши усилия недостаточны. Нужны другие специалисты.  

        Хочу заметить,  что большую помощь нам оказала мама воспитанника той же группы, работающая дефектологом  в «Начальной школе-детский сад для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» /МБОУ НШДС ОВЗ/. Она лично провела экскурсию по учреждению для родителей Семена, подробно объяснила, как проходит процесс обучения у них в саду, какая помощь будет оказана.

В результате родители мальчика согласились на перевод и летом 2017 года перешли в МБОУ НШДС ОВЗ. Я считаю, что это очень разумное решение во благо ребенка. Как Вы видите, не всегда детский сад готов оказать необходимую коррекционную помощь воспитаннику. И очень важно правильно оценить свои силы, и суметь убедить родителей принять верное решение. Ведь потерянное для коррекции время уже не вернуть. В нашем детском саду мы серьезно подходим к необходимости уметь работать с  категорией детей с ОВЗ и вовремя их выявлять. На сегодняшний день курсы "Организация воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного и интегрированного образования (ФГОС ДО)" закончили 16 педагогов из 26.

20 сл. Более того, на последнем Педагогическом Совете, было принято решение всем педагогам ДОУ до 01.09.2019 года  пройти курсы повышения квалификации, чтобы  соответствовать требованию «Профстандарта «Педагог»: «Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с детьми с особыми образовательными потребностями (аутисты,

дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями  поведения, дети с зависимостью».

        Таким образом, становится очевидно, что педагогу необходим более высокий уровень профессионально – педагогической культуры, благодаря чему у него появится осознание необходимости деформирования и переформирования профессиональной деятельности на основе замены одних приемов взаимодействия с родителями другими, овладения новой технологией общения с ними.

        21 сл. Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования

«Учебный центр повышения квалификации работников бюджетной сферы – центр компьютерных технологий»

Доклад

«Использование электронных таблиц для организации расчетов и анализа данных»

                                                                   

                                                         

                                                          Подготовила воспитатель    

                                     высшей квалификационной категории

                                                                        Платонова Г.Н.

                                                                                                     

Мытищи 2018

Введение

Современные технологии обработки информации часто приводят к тому, что возникает необходимость представления данных в виде таблиц. В языках программирования для такого представления служат массивы. Для табличных расчетов характерны относительно простые формулы, по которым производятся вычисления, и большие объемы исходных данных. Для этих целей созданы электронные таблицы (табличные процессоры) — прикладное программное обеспечение общего назначения, предназначенное для обработки различных (чаще всего числовых) данных, представимых в табличной форме.

При работе с табличными процессорами создаются документы, которые также называют электронными таблицами. Такие таблицы можно просматривать, изменять, записывать на носители внешней памяти для хранения, распечатывать на принтере. Рабочим полем табличного процессора является экран дисплея, на котором электронная таблица представляется в виде прямоугольника, разделенного на строки и столбцы. 

Для пользователя Windows наибольший интерес представляют «мощные» приложения, которые в последнее время стали чрезвычайно популярны. К их числу относятся, прежде всего, текстовый процессор MS Word, табличный процессор MS Excel, СУБД MS Access. Одним из лидеров в ряду электронных таблиц сегодня является табличный процессор MS Excel. Использование подобных интегрированных гибких программных систем - характерная черта современных информационных технологий. При этом разработчики стремятся к тому, чтобы расширение возможностей системы не усложняло работу пользователя. Во всех приложениях Windows пользователь имеет дело с одинаковым интерфейсом. Используются стандартные приемы работы, как с системными средствами, так и с прикладными программами.
    Первые  разработки электронных таблиц принадлежат 
к 70-ым годам, хотя первая промышленная система появилась уже на персональных компьютерах - ею стала система 1-2-3 фирмы Lotus. Электронные таблицы имеют, пожалуй, меньше аналогов в реальной жизни, чем  текстовые процессоры или базы данных - именно за счет своей динамичности, автоматизма выполнения операциями над данными, которых не достичь  на бумаге.

Я хочу рассказать о самом распространённом среди пользователей табличном процессоре -  Microsoft Excel.

Использование в работе табличного процессора MS Excel

Электронные таблицы Excel — это самая распространенная и мощная технология для работы с данными. В ячейках таблицы могут содержаться числа, текст, даты, формулы, функции. Главное достоинство электронных таблиц — возможность мгновенного автоматического пересчета всех данных, связанных формульными зависимостями, при изменении значения любого компонента таблицы. В Excel возможности вычисления объединены с богатым набором функций, присущих текстовому, графическому редакторам и другим приложениям пакета MS Office.

Microsoft Excel умеет складывать, вычитать, умножать, делить и выполнять множество других операций.

Microsoft Excel применяется в бухгалтерском учете, экономическом и финансовом анализе, банковском деле, в любом бизнесе, статистике, научных расчетах и еще во многих других областях, не исключая, конечно, и дошкольное образование. Хотя, справедливости ради, хочется отметить, что педагоги – дошкольники используют в работе лишь небольшую часть функциональных возможностей, заложенных в Ехсе1. 

Основные функции электронных таблиц Excel:

· Ввод исходной информации в ячейки (форматирование таблиц);

· Редактирование и корректирование исходных данных;

· Обработка данных по формулам;

· Построение графиков и диаграмм;

· Статистическая обработка данных;

· Упорядочивание по признаку;

· Отображение на экране, запись на внешние запоминающие устройства или вывод на принтер расчётной таблицы данных.

Табличный процессор Excel позволяет:

  • решать математические задачи: выполнять табличные вычисления, вычислять значения и исследовать функции, строить графики функций, решать уравнения, работать с матрицами и комплексными числами;

• осуществлять математическое моделирование и численное экспериментирование;

• проводить статистический анализ, осуществлять прогнозирование и оптимизацию;

• реализовывать функции базы данных — ввод, поиск, сортировку, фильтрацию и анализ данных;

• вводить пароли либо устанавливать защиту некоторых ячеек или всех ячеек, скрывать фрагменты таблицы или всю таблицу;

• наглядно представлять данные в виде диаграмм и графиков;

• вводить и редактировать тексты, создавать рисунки;

• импортировать, экспортировать и обмениваться данными с другими программами (например, вставлять текст, рисунки, таблицы, приготовленные в других приложениях);

• осуществлять многотабличные связи;

• подготавливать выступления, доклады и презентации.

Данные, входящие в таблицы, можно автоматически  представлять в виде графиков, диаграмм, а также можно копировать, удалять, сортировать (т.е. располагать клетки, а также строки и столбцы из них в определенном порядке); производить  над всей таблицей или ее частью, и распечатывать частично или  полностью на бумагу; изменив одну из цифру, мгновенно произойдет изменение  во всем документе. 

Каждая  электронная таблица состоит  из 256 столбцов и 16384 строк. Строки пронумерованы  начиная с 1. Столбцы обозначаются буквами латинского алфавита. Пересечение  строки и столбца образует ячейку, имеющую свой адрес - имя столбца  и номер строки. Все данные таблицы  размещаются в ячейках.

Результат вычисления формулы в клетке является изображением этой клетки. Числовые данные и даты могут рассматриваться  как частный случай формул. Для  управления электронной таблицей используется специальный комплекс программ –  табличный процессор.
    Файл, с которым работает Excel, называется книгой. Книга, как правило, состоит  из нескольких рабочих листов, которые  могут содержать таблицы, тексты, диаграммы, рисунки.
    Книга является хорошим организационным  средством. Например, можно в одной  книге собрать все документы (рабочие  листы), относящиеся к определенному  проекту (задаче), или все документы, которые ведутся одним исполнителем. Основа рабочего листа представляет собой сетку из строк и столбцов, имеющих свои имена. Имена строк – это их номера. Нумерация строк начинается с 1 и заканчивается максимальным числом, установленным для данной программы, которое появляется на левой стороне рабочего листа. 

Имена столбцов – это буквы латинского алфавита сначала от A до Z, затем от AA до AZ, BA до BZ и т.д., которое появляется вверху рабочего листа. Ячейка образуется пересечением строки и столбца. Для указания адресов ячеек в формулах используются ссылки (например, A2 или C4). Выделенная мышью ячейка (ячейки) называется активной. 

Excel удобно применять в тех случаях, когда требуется быстрая обработка больших объемов данных. Она полезна для выполнения таких операций, как статистическая обработка и анализ данных, решение задач оптимизации, построение диаграмм и графиков. Для такого рода задач применяют как основные средства программы Excel, так и дополнительные (надстройки).

Итоговые вычисления

Итоговые вычисления предполагают получение числовых характеристик, описывающих определенный набор данных в целом. Например, возможно вычисление суммы значений, входящих в набор, среднего значения и других статистических характеристик, количества или доли элементов набора, удовлетворяющих определенных условиям. Проведение итоговых вычислений в программе Excel выполняется при помощи встроенных функций. Особенность использования таких итоговых функций состоит в том, что при их задании программа пытается «угадать», в каких ячейках заключен обрабатываемый набор данных, и задать параметры функции автоматически.

В качестве параметра итоговой функции обычно задается некоторый диапазон ячеек, размер которого определяется автоматически. Выбранный диапазон рассматривается как отдельный параметр («массив»), и в вычислениях используются все ячейки, составляющие его.

Суммирование.

Для итоговых вычислений применяют ограниченный набор функций, наиболее типичной из которых является функция суммирования (СУММ).Это единственная функция, для применения которой есть отдельная кнопка на стандартной панели инструментов (кнопка Автосумма). Диапазон суммирования, выбираемый автоматически, включает ячейки с данными, расположенные над текущей ячейкой (предпочтительнее) или слева от нее и образующие непрерывный блок. При неоднозначности выбора используется диапазон, непосредственно примыкающий к текущей ячейке.

Автоматический подбор диапазона не исключает возможности редактирования формулы. Можно переопределить диапазон, который был выбран автоматически, а также задать дополнительные параметры функции. Прочие функции для итоговых вычислений выбираются обычным образом, с помощью раскрывающегося списка в строке формул или с использованием мастера функций. Все эти функции относятся к категории Статистические. В их число входят функции ДИСП(вычисляет дисперсию), МАКС (максимальное число в диапазоне), СРЗНАЧ(среднее арифметическое значение чисел диапазона), СЧЕТ (подсчет ячеек с числами в диапазоне) и другие.

Функции, предназначенные для выполнения итоговых вычислений, часто применяют при использовании таблицы Excel в качестве базы данных, а именно на фоне фильтрации записей или при создании сводных таблиц.

В каждую ячейку пользователь может ввести данные одного из следующих возможных  видов: символьные, числовые, формулы  и функции, а также даты.
    Типы  входных данных:
         Символьные (текстовые) данные имеют описательный характер. Они могут включать в себя алфавитные, числовые и специальные символы. В качестве их первого символа часто используется апостроф, а иногда - кавычки или пробел.
     
Числовые данные не могут содержать алфавитных и специальных символов, поскольку с ними производятся математические операции. Единственными исключениями являются десятичная точка (запятая) и знак числа, стоящий перед ним.
     
Формулы. Видимое на экране содержимое ячейки, возможно, - результат вычислений, произведенных по имеющейся, но не видимой в ней формуле. Формула может включать ряд арифметических, логических и прочих действий, производимых с данными из других ячеек.
     
Функция представляет собой программу с уникальным именем, для которой пользователь должен задать конкретные значения аргументов функции, стоящих в скобках после ее имени. Функцию (так же, как и число) можно считать частным случаем формулы. Различают статистические, логические, финансовые и другие функции.
     Даты. Особым типом входных данных являются даты. Этот тип данных обеспечивает выполнение таких функций, как добавление к дате числа (пересчет даты вперед и назад) или вычисление разности двух дат (длительности периода). Даты имеют внутренний и внешний формат. Внешний формат используется для ввода и отображения дат. Наиболее употребительны следующие типы внешних форматов дат:

    - ДД-МММ-ГГ (04-Янв-95);
    - МММ-ДД-ГГ (Янв-04-95);
    - ДЦ-МММ (04-Янв);
    - МММ-ГГ (Янв-95). 

Тип входных данных, содержащихся в каждой ячейке, определяется первым символом, который должен трактоваться не как  часть данных, а как команда  переключения режима.

Подробно я хочу остановиться на построение диаграмм и гистограмм, которые непосредственно нужны для создания отчетов в работе воспитателя.

В программе Excel термин диаграмма используется для обозначения всех видов графического представления числовых данных, представляет собой вставной объект, внедренный на один из листов рабочей книги. Она может располагаться на том же листе, на котором находятся данные. Например:

Уровни развития: физическое, речевое, познавательное, музыкальное, изобразительное

высокий 7 1 3 4 3

средний 13 19 17 16 15

низкий 0 0 0 0 2

(показ)

Диаграмма сохраняет связь с данными, на основе которых она построена, и при обновлении этих данных немедленно изменяет свой вид.

(показ)

Оформление диаграммы.

Так как диаграмма не может строится без электронной таблицы, которая составляется на том же рабочем листе, соответственно оформляем таблицунапример по диагностике развития детей старшей группы, для наглядности.

(показ) построения таблицы по диагностике.

(Конкретно, что печатаем в каждую ячейку).

Далее обозначаем всю таблицу курсором. Идем на Вставку, где размещены диаграммы и выбираем понравившуюся. После щелчка диаграмма строится автоматически и вставляется на указанный рабочий лист.

Редактирование диаграммы.

Готовую диаграмму можно изменить, если поменять числа в самой таблице, которая используется в качестве сырья. Если требуется внести в диаграмму существенные изменения, следует вновь воспользоваться таблицей.

(показ)

Чтобы удалить диаграмму, можно удалить рабочий лист, на котором она расположена нажав наклавишу Delete.

Можно нашу диаграмму поместить в программу Microsoft Word и отредактировать. Для этого скопировать нашу диаграмму, открыть программу Microsoft Word, вставить и подписать.

(показ)

Заключение

         Электронные таблицы (ЭТ) позволяют хранить в табличной форме большое количество исходных данных, результатов, а также связей (алгебраических или логических соотношений) между ними. При изменении исходных данных все результаты автоматически пересчитываются и заносятся в таблицу. Электронные таблицы не только автоматизируют расчеты, но и являются эффективным средством моделирования различных вариантов и ситуаций.

Широкое распространение программ обработки  электронных таблиц во многом объясняется  универсальными возможностями их применения, поскольку без вычислений, в широком  смысле этого слова, не обойтись в самых различных сферах современной жизни. 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования

«Учебный центр повышения квалификации работников бюджетной сферы – центр компьютерных технологий»

Доклад

«Опыт использования интерактивных материалов»

                                                                   

                                                         

                                                          Подготовила воспитатель    

                                     высшей квалификационной категории

                                                                        Платонова Г.Н.

                                                                                                     

Мытищи 2019

Введение

Социально – экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и образовательном стандарте нового поколения.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет - такова реальность сегодняшнего дня. Одно из важнейших направлений:  обеспечение доступности и качества образования, формирование конкурентоспособного выпускника. В условиях модернизации образования на современном этапе указанная цель не может быть достигнута без опоры на ИКТ.

Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных занятий - создание эффекта присутствия, у воспитанников появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес.

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

Я хочу поделиться опытом использования интерактивных игр и пособий Мерсибо в работе с детьми с ОВЗ (с детьми, имеющими логопедические проблемы).

Использование интерактивных игр Мерсибо в работе с детьми 5 – 7 лет.

Игры на компьютере – это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или, скажем, складывать цифры.

Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу починить стену домика (правильно сложив пазл) или расположить цифры по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «молодец, ты справился отлично», это вызывает у ребенка восторг!

Прекрасно нарисованные, весёлые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы дети развивали и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником.

Компьютерные игры:

- развивают у ребенка:

  • быстроту реакции;
  • мелкую моторику рук;
  • память и внимание;
  • логическое мышление;
  • зрительно-моторную координацию.

- учат ребенка:

  • классифицировать и обобщать;
  • аналитически мыслить в нестандартной ситуации;
  • добиваться своей цели;
  • совершенствовать интеллектуальные навыки.

Общение ребёнка дошкольника с компьютером должно начинаться с компьютерных игр, тщательно подобранных с учётом возраста, здоровья, развития ребёнка, особенностей его внимания и памяти.

Огромный выбор развивающих интерактивных игр представлен на портале МЕРСИБО. Все игры созданы командой детских специалистов. Они направлены на развитие малышей и подготовку детей к школе. Каждая игра рассчитана на определенный возраст. В играх нет сцен насилия и есть функция ограничения времени игр.

Игры Мерсибо состоят из двух частей: мотивационной и развивающей. Ребенок видит только первую: он ищет клад, чистит море и помогает индейцам. Одновременно с этим дети закрепляют звуки, отрабатывают предлоги, учатся считать — это развивающая часть игр. Над ней работают наши детские специалисты и этим игры отличаются от обычных развлекательных игр.

Игры продуманы до мелочей: Баба Яга говорит «жутким» голосом, в играх для малышей персонажи крупные и яркие, в конце игры ведущий похвалит ребенка.

Для адаптации игры к возможностям детей используются настройки: длительность, скорость, сложность. Есть настройки для уточнения задач специалиста: звуки для отработки, сила воздушной струи и другие параметры.

Игры подходят для занятий с обычными детьми и детьми с ОВЗ. Ими легко заинтересовать и раскрепостить ребенка, вовлечь в образовательную деятельность.

У нас в саду есть флешки с играми Мерсибо для детей разного возраста и несколько ноутбуков. Это помогает использовать игры в работе вне зависимости от наличия в помещении интернета.

Первый вариант использования интерактивных игр МЕРСИБО

Возможность использования данных игр во второй половине дня для отработки уже имеющихся знаний и навыков, индивидуально или с подгруппой детей (в соответствии с рекомендациями учителя – логопеда). Для этого хорошо подходит ноутбук.

Второй вариант использования интерактивных игр МЕРСИБО

Интерактивные игры в ходе образовательной деятельности по коррекции речи охватывают все аспекты развития речи, такие как:

  • фонематический слух;
  • звуко - буквенный анализ;
  • грамматические навыки;
  • лексический запас;
  • связная речь;
  • обучение чтению;
  • игры на активизацию мышления, внимания, памяти;
  • печатные материалы для продолжения занятия вне компьютера (ноутбука).

В данном случае, т.к. детей много, в группе есть возможность подключения ноутбука к телевизору и вывода игр на большой экран.

Использование интерактивных игр значительно поднимает мотивацию у детей и делает работу воспитателя более эффективной и интересной. Настройки, имеющиеся у многих игр, дают возможность выбирать уровень сложности игры в соответствии с темой образовательной деятельности..

Например, игра «Бедный Дракончик»

Игра на соотнесения гласного звука и буквы. Звучит гласный звук, ребенок должен повторить его и отнести к нужной букве. В настройках можно добавить сундучок для неречевого звука, чтобы ребенок лучше представлял разницу между речевыми и неречевыми звуками. 

Игра «Бежит-лежит»

Освоение глагольного словаря – важнейший двигатель развития речи. Наблюдая за персонажами игры и озвучивая их действия, ребенок учится осмысливать и понимать глаголы. Изображать увиденные на картинке движения – еще один веселый элемент этой игры для дошкольников.

Заключение

        Таким образом, использование интерактивных игр Мерсибо в образовательном процессе с учётом ФГОС дошкольного образования способствуют повышению качества образовательного процесса, выводя его на новый уровень.

Также игры Мерсибо формируют у воспитанников с ОВЗ мотивирующуюинтеллектуальную, операционную готовность использования компьютерных средств при обучении в дальнейшем в школе.

Хорошая память, первичные навыки письма и чтения, расширение словарного запаса, совершенствование речи, усидчивость и сообразительность – вот результаты использования в работе воспитателя интерактивных игр Мерсибо.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 44 «СВЕТЛЯЧОК»

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                         

Консультация – презентация на тему

«Организация работы по выявлению детей с отклоняющимся развитием в МБДОУ № 44»

(в рамках окружного семинара-практикума педагогов-психологов,

дефектологов коррекционных детских садов и групп на тему:

«Нетрадиционные формы работы в коррекционно-образовательном процессе с детьми с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО»)

                                                               

                                                                

                                                           Подготовила воспитатель

                                      высшей квалификационной категории

                                                                             Платонова Г.Н.

Мытищи 2018

Одним из актуальных направлений педагогики на современном этапе является раннее выявление и психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в  развитии. В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние десятилетия резко возросло число детей с различными формами нарушений психического и соматического развития, с выраженными расстройствами аутистического спектра.

По данным статистики, в Российской Федерации число детей с проблемами в состоянии здоровья среди новорожденных составляет 74%, из них детей с нервно-психическими нарушениями - 67%. Стремительно увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3 лет (35,5% от общего числа детей с ОВЗ).

Кроме того, в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция — родители не хотят отдавать своих детей в специализированные учреждения и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады.

Говоря об особых детях, мы имеем в виду, прежде всего детей с психоневрологическими проблемами. К таким детям можно отнести большинство (около двух третей) детей-инвалидов в России.

С другой стороны, к этим цифрам нужно прибавить «пограничных» детей, у которых нет инвалидности, но спектр их проблем аналогичен и ведет к регулярным трудностям в обучении и общении со сверстниками. Все эти дети особенно нуждаются в интенсивной комплексной поддержке. Если вовремя не оказать им квалифицированную помощь, очень велика вероятность их социальной дезадаптации, а в ряде случаев — инвалидизации.

Анализируя ситуацию, сложившуюся в  нашем детском саду по оказанию помощи детям с отклоняющимся развитием можно констатировать, что помощь оказывается не всегда своевременно.

Причинами позднего выявления детей с трудностями в развитии, обучении и социальной адаптации являются:

        наличие стереотипов восприятия маленького ребёнка;

        ведущая игровая деятельность дошкольника не всегда диагностична для выявления отклонений;

        отсутствие необходимых знаний у воспитателей групп;

        психологические трудности педагогов во взаимодействии с родителями детей с отклоняющимся развитием;

        отсутствие в штате учреждения дефектолога.

Также у взрослых людей существуют определенные стереотипы в восприятии дошкольников:

        ребёнок плохо говорит, потому что ленится говорить;

        ребёнок не проявляет интереса к занятиям, ничего страшного, успеет ещё, вся жизнь впереди;

        он ещё маленький, а вы его заставляете;

        вот пойдёт в школу и всё наладится, там заставят учиться и хорошо себя вести;

        мнение, что направление на ПМПК и установленный диагноз поставит клеймо на ребенка.

Поэтому я хочу подчеркнуть важность позиции педагога в деятельности по раннему выявлению детей с отклоняющимся развитием.

В нашем ДОУ функционирует 11 групп, из них 5 групп для детей младшего дошкольного возраста (2-4 года), которые посещает 123 ребенка.  А также 4 логопедические группы для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

В 2017 году  количество вновь принятых детей – 78 человек.

Как  происходит выявление детей с отклонениями в развитии в нашем ДОУ: используя анализ имеющейся на ребенка документации, а также результаты наблюдения за его поведением в различных видах деятельности, сотрудники ДОУ выделяют детей, нуждающихся в дополнительном внимании, а в некоторых случаях специальном психолого-педагогическом сопровождении.

Педагоги обращают внимание на особенности базовых проявлений активности ребенка, составляющих основу его психосоциального развития.

На основании наблюдений за реакциями ребенка на взрослых сотрудники ДОУ выявляют детей со сниженной потребностью в общении, которая иногда доходит до полного отказа от социальных контактов.

При обнаружении у ребенка, отличающегося от большинства детей поведения, сотрудники организуют более тщательное наблюдение за ним.

Пока причины проблем поведения не выяснены, педагоги строят свое взаимодействие с ребенком по принципу «не навреди».

     На первичном обследовании применяем небольшой набор методик.  Для выбора конкретных методик обследования детей того или иного возраста следует опираться на уровень «нормального» развития, который характерен для ребенка без психофизических отклонений.

Так например, в этом году из вновь поступивших детей в 1 младшую группу воспитатели обратили внимание на одного мальчика.

Егор А., 2г.6м. В ДОУ поступил из семьи, адаптация – средней тяжести.

Педагоги группы, один из которых имеет второе высшее образование «педагог-психолог»  отметили, что ребенок на занятиях часто отвлекается, с трудом концентрирует свое внимание на выполнении задания, возникают проблемы с запоминанием инструкций, соблюдением правил. Ребенок не смотрит в глаза, не вслушивается в обращенные к нему слова. Неспособен усидеть на одном месте, импульсивен в движениях, суетлив, расторможен. Познавательно-речевое развитие мальчика соответствует норме.  В медицинской карте  заключение психоневролога «здоров». Карта выдана частным медицинским центром.

Воспитатели пригласили педагога-психолога понаблюдать за поведением ребенка. Психолог ДОУ наблюдала за ребенком в разных режимных моментах продолжительное время и предположила, что у ребенка СДВГ.  Родители мальчика были приглашены на беседу в ноябре, но всегда находили причины, чтобы не явиться в назначенное время. Воспитателям группы объясняли такое поведение ребенка сложным характером и не шли на контакт.  Хочется отметить, что мама ребенка имеет педагогическое образование. И только в феврале 2018 года, после настойчивых просьб побеседовать со специалистом мама пришла на консультацию. Ее удалось убедить в том, что Егора нужно показать детскому психоневрологу для установления диагноза и получения рекомендаций для дальнейшей работы. Мы подготовили необходимые характеристики для врача. Конечно, все это  время психолог ДОУ проводила с Егором коррекционную работу.

На сегодня мы имеем: заключение от врача «СДВГ» синдром дефицита внимания и гиперактивность, ребенок проходит курс медикаментозной терапии, мама ребенка получает консультации воспитателей и психолога и охотно идет на контакт.  Воспитатели группы и специалисты также проконсультированы по вопросу взаимодействия с ребенком с СДВГ.

Но  в детский сад приходят дети и с более тяжелыми диагнозами.

В 2013 году в наш детский сад поступил мальчик Саша У., 3г 6 м. Поступил из семьи, степень адаптации средняя. В группе работал воспитатель высшей квалификационной категории с большим опытом работы, которая сразу заметила проблемы в развитии ребенка. Ребенок моторно неловок, с дискоординацией  движений. Внимание неустойчивое, имеются трудности концентрации, переключаемость высокая. Фразовая речь отсутствует. Общий уровень развития речи ниже возрастной нормы. Работоспособность снижена. Наблюдается частая смена настроения, раздражительность, двигательная расторможенность, физическая агрессия, упрямство. Не понимает дистанции в общении со взрослыми. С детьми не контактирует. Предпочитает играть в одиночестве. Общий уровень психического развития ниже возрастной нормы. Заключение невролога при поступлении в ДОУ: «задержка темпов речевого развития, гиперактивность».

Первым шагом при выявлении детей с проблемами в развитии усвоении образовательной программы ДОУ -  это сбор необходимых сведений, составление характеристик  и работа с родителями по прохождению территориальной ПМПК.

Члены ПМПК знают и понимают, что в рекомендациях обязательно нужно отразить те условия, которые необходимо организовать для обучения ребёнка с ОВЗ в ДОУ с использованием адаптированной образовательной программы  – либо основной, либо индивидуальной.

В 2014 году Саша прошел ПМПК в ЦППР «Мытищинский» и мы получили заключение "Консультация в психоневрологическом диспансере. Обучение и воспитание в ДОУ в группе для детей с ЗПР».

Родители мальчика категорически отказались от перевода ребенка в специализированный детский сад, но были готовы выполнять все наши рекомендации.

Крайне важно, чтобы родители понимали, что выбор родителей в пользу обучения детей с ОВЗ не в специализированной, а в общеразвивающей группе предполагает принятие ими на себя дополнительных обязательств по созданию и обеспечению определенных условий воспитания и развития детей в семье.

На родителей ложится ответственность за постоянный, активный и плодотворный контакт с педагогами и специалистами, выполнение всех заданий и рекомендаций по созданию развивающей микросоциальной бытовой среды, среды постоянного и полноценного общения с ребенком, за обеспечение ребёнка необходимой коррекционной помощью (занятия с логопедом, дефектологом, медикаментозное лечение).

Низкая степень родительской включенности в реализацию индивидуального маршрута сопровождения ребенка с проблемами может иметь весьма негативные последствия: ребенок может не справляться с освоением общеобразовательной программы, трудно интегрироваться и адаптироваться в социуме. Иными словами пассивная родительская позиция «потребителя образовательных услуг» может свести на нет саму идею инклюзивного образования.

Хочется отметить, что в этом случае мама ребенка принимала самое активное участие в реализации ИОМ.

Согласно статье 55 пункт 3 Закона «Об образовании» 2012 г. «…дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии».

Конечно, многие педагоги боялись этих изменений, т.к. не имели необходимых знаний и умений для работы с ребенком с ЗПР. Это был первый опыт работы с такой категорией детей. Тогда мы собрали наш консилиум, чтобы определить, как нам действовать, чем мы можем помочь ребенку.

Педагогические работники образовательного учреждения,  работающие с детьми,  имеющими нарушения развития,  должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.

Первое, что мы сделали, это организовали обучение воспитателей и специалистов ДОУ по работе с детьми с ЗПР.  Использовали для этого собственные ресурсы: в нашем детском саду методист и 2 воспитателя имеют диплом  «педагог – психолог», 1 воспитатель «учитель-дефектолог», 3  логопеда имеют  дипломы «учителя-логопеда, дефектолога»,  также есть непосредственно педагог-психолог и медицинские работники ДОУ.

         

Поэтому, мы разработали и реализовали всеобуч, т.е.  ряд семинаров по данной тематике: «Особые дети», «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы»,   «Изучение психологии воспитанников с ограниченными возможностями здоровья», «Особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью», «Консультирование родителей детей с ограниченными возможностями здоровья» и другие.

Также некоторые воспитатели взяли эту тему для самообразования.

Перед нами, как перед руководством, тоже встала проблема разработки  индивидуального образовательного маршрута. Надо отметить,  что на тот момент не было примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с задержкой психического развития.  Она появилась только недавно и размещена на сайте «ФГОС реестр. ру». Поэтому мы опирались на программу Екжановой, Е.А. «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание) / Е.А. Екжанова,  Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2003.

        Маршрут разрабатывается и проводится коллегиально и утверждается на ПМП консилиуме МБДОУ. При отсутствии в МБДОУ необходимых специалистов консультирование проводится в МБУ ЦППР и коррекции «Мытищинский», который обслуживает  МБДОУ № 44 «Светлячок».

        Содержание ИОМ отражает направления коррекционной помощи по основным сферам  развития ребенка дошкольного возраста:

1. Социально-коммуникативное развитие – реализует  педагог-психолог;

2. Познавательное развитие – реализует воспитатель;

3. Речевое развитие – учитель-логопед;

4. Художественно-эстетическое развитие – реализует  музыкальный руководитель;

5. Физическое развитие – реализует инструктор по физической культуре.

Параллельно оказывается психолого-педагогическая помощь родителям.

Обязательно нужно отслеживать динамику развития и успешности усвоения дошкольной образовательной программы. А также своевременно корректировать ИОМ при отсутствии или недостаточной динамики развития и коррекции.

Саша, после проведения коррекционной работы, освоил программу ДОУ и в настоящее время успешно учится в СОШ № 24 во 2 классе.

Но в тоже время у нас есть примеры, когда ребенку очевидно необходим коррекционный детский сад, но родители категорически не хотят  отдавать туда ребенка.

В июле 2016 года в дошкольное учреждение поступил ребенок - инвалид (Степан, 5 лет). Фактически посещать ДОУ начал в ноябре 2016 года. Из медицинской карты ребенка и документов, которые предоставили родители Степана, а именно, заключение окружной ПМПК   и  справки врача психиатра:  основной диагноз: нарушение психического развития, РАС. Неврология: РДА. Диагноз логопеда: ЗРР. Данные о текущем лечении: лечение у психиатра. Диспансерное наблюдение врачей специалистов: наблюдение у психиатра. Рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей дошкольного возраста с РСА и нарушениями интеллекта.

Запрос родителей: в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида  и на основании анкеты по выявлению образовательных запросов при организации образовательных и воспитательных услуг детям-инвалидам  дошкольного возраста  родители ребенка отдали предпочтение воспитанию и обучению ребенка-инвалида на дому и кратковременному посещению дошкольного учреждения.

Нужно заметить, что изначально мама ребенка была готова к коррекционному учреждению, но попав туда с целью ознакомления, была неприятно удивлена беседой с руководителем (со слов мамы) и отказалась от сада.

Мы действовали по той же схеме. Составили ИОМ, начали реализовывать. И столкнулись с рядом проблем: во-первых, педагоги ДОУ были совершенно не готовы к ребенку с тяжелыми нарушениями. Они просто не знали как себя вести с ним.

Все наши запланированные мероприятия фактически не реализовывались, т.к. невозможно было установить контакт с ребенком. При этом родители Семена оставляли его в детском саду на весь день, т.к. им это было необходимо (оба работали полный день).  Безусловно, ребёнок с ОВЗ является проблемным в группе, и зачастую общение с его родителями со стороны воспитателя сводится к жалобам и разного рода претензиям, что естественно не располагает родителей к общению с педагогами.

Также стоит отметить, что родители других воспитанников стали жаловаться на ребенка («мешает вести занятия», «страдают наши дети», «дети не спят, т.к. Семен кричит»). Помимо работы с родителями ребёнка с нарушениями в развитии не менее важно организовать работу с родителями обычных детей, направленную на формирование толерантного отношения к особым детям и их семьям, изменение стереотипного взгляда на детей с нарушениями в развитии. К сожалению, в нашем обществе эта категория людей воспринимается как нечто необычное и инородное. Такое положение вещей складывалось годами, и изменить его за короткий срок очень трудно, но начинать все же следует.

Для нас стало совершенно очевидно, что мы не справляемся, и ребенку просто необходим коррекционный сад. Мы вызвали родителей Семена на беседу. Откровенно рассказали им о том, что мы не в состоянии оказать необходимую помощь Семену. Что наши усилия недостаточны. Нужны другие специалисты.

        

Хочу заметить,  что большую помощь нам оказала мама воспитанника той же группы, работающая дефектологом  в «Начальной школе-детский сад для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» /МБОУ НШДС ОВЗ/.

Она лично провела экскурсию по учреждению для родителей Семена, подробно объяснила, как проходит процесс обучения у них в саду, какая помощь будет оказана.

В результате родители мальчика согласились на перевод и летом 2017 года перешли в МБОУ НШДС ОВЗ. Я считаю, что это очень разумное решение во благо ребенка.

Как Вы видите, не всегда детский сад готов оказать необходимую коррекционную помощь ребенку. И очень важно правильно оценить свои силы, и суметь убедить родителей принять верное решение. Ведь потерянное для коррекции время уже не вернуть.

В нашем детском саду мы серьезно подходим к необходимости уметь работать с  категорией детей с ОВЗ и вовремя их выявлять.

На сегодняшний день я и заместитель по ВМР закончили курсы "Организация воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного и интегрированного образования (ФГОС ДО)",  «Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка как условие обеспечения качества дошкольного образования».  

Также  несколько воспитателей обучились по программе «Создание коррекционно-развивающей среды для детей различных диагностических категорий в соответствии с требованиями ФГОС», «Игровые технологии в коррекционно-воспитательной работе с детьми с речевой патологией в ДОО».

         Более того, на последнем Педагогическом Совете, было принято решение всем педагогам ДОУ до 01.09.2019 года  пройти курсы повышения квалификации, чтобы  соответствовать требованию «Профстандарта «Педагог»: «Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с детьми с особыми образовательными потребностями (аутисты,

дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями  поведения, дети с зависимостью».

Таким образом,  выявление и реабилитация детей с ограниченными возможностями – это долговременный и многокомпонентный процесс, составляющими звеньями которого являются сам ребенок, компетентные, настроенные на положительный результат родители, специалисты на всем пространстве реабилитационного воздействия.