Для родителей

Сорокина  Айслу  Шарифьяновна

В помощь кл.руководителям и родителям

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

Программа здоровья для семьи

  1. Собрать дома простейший инвентарь для занятий: санки, лыжи, коньки, гантели, обруч, скакалку, мяч, эспандер.
  2. Каждое утро начинать с гигиенической гимнастики, закаливающих процедур: обтирания, обливания, душа.
  3. В выходные дни отправляться в туристские походы, на лыжные или пешие прогулки, экскурсии.
    Игры на свежем воздухе — ежедневно!
  4. По возможности организовать занятия детей в спортивных секциях.
  5. Контролировать систематически домашние задания по физической культуре.
  6. Знать результаты тестирования физической подготовленности ребенка.
  7. Составить и соблюдать режим дня для ребенка
  8. Научить детей плавать.
  9. Участвовать в семейных соревнованиях по различным физическим упражнениям, подвижным и спортивным играм.
  10. Помогать детям в чтении учебников физической культуры, литературы о здоровом образе жизни, о самостоятельных занятиях и самоконтроле при занятиях физической культурой и спортом.
  11. Помнить, что следование в быту всем правилам здорового образа жизни — задана не на один од, а результат — здоровая семья, деятельные дети, взаимопонимание поколений.


Предварительный просмотр:

Анкета для родителей.

Для совместных действий учителя физической культуры и родителей учащихся.

1. Установлен ли для  Вашего ребенка дома режим дня? Соблюдает ли он его?    Да      Нет

2. Делаете ли Вы дома утреннюю гимнастику?  Регулярно   нерегулярно

  • Мама (да, нет)
  • Папа (да, нет)
  • Ребенок (да, нет)

3. Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию?   Да    Нет

4. Гуляет ли  Ваш ребенок после школы? Да   Нет

5. Какое физкультурное оборудование и спортивный инвентарь есть у Вас дома (для взрослых и детей)?

  • Детский спортивный комплекс;
  • Лыжи, коньки, клюшки для игры в хоккей, ролики;
  • Велосипед, самокат;
  • Мяч, скакалка, обруч, кегли, бадминтон;
  • Другое______________________________

6. Смотрите ли Вы с ребенком  по телевидению  спортивные передачи? Да  Иногда   Нет

7. Вспомните,  в какие подвижные игры Вы играли в детстве?

8. В какие подвижные игры любят  играть в Вашей семье?

9. Не тревожит ли вас уровень физического развития Вашего ребенка? Да    Нет

10. Какие трудности в физическом воспитании детей Вы испытываете?

  • Отсутствие знаний
  • Нехватка времени
  • Другое

11.  Нуждаетесь ли Вы  в повышении физкультурной грамотности? Да    Нет

12. В какой форме Вы хотели бы сотрудничать с учителем физической культуры?

  • Личная беседа;
  • Выступление учителя на собрании.
  • Другие формы работы

13. Удовлетворены ли Вы уровнем преподавания урока физической культуры?   Да    Нет

14.Удовлетворены ли Вы отношениями Вашего ребёнка с учителем? Да    Нет

15.Хотели бы Вы  посещать спортивный зал школы вместе с ребенком под руководством учителя, если бы школа предоставила такую возможность?

Анкета для родителей.

Для совместных действий учителя физической культуры и родителей учащихся.

1. Установлен ли для  Вашего ребенка дома режим дня? Соблюдает ли он его?    Да      Нет

2. Делаете ли Вы дома утреннюю гимнастику?  Регулярно   нерегулярно

  • Мама (да, нет)
  • Папа (да, нет)
  • Ребенок (да, нет)

3. Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию?   Да    Нет

4. Гуляет ли  Ваш ребенок после школы? Да   Нет

5. Какое физкультурное оборудование и спортивный инвентарь есть у Вас дома (для взрослых и детей)?

  • Детский спортивный комплекс;
  • Лыжи, коньки, клюшки для игры в хоккей, ролики;
  • Велосипед, самокат;
  • Мяч, скакалка, обруч, кегли, бадминтон;
  • Другое______________________________

6. Смотрите ли Вы с ребенком  по телевидению  спортивные передачи? Да  Иногда   Нет

7. Вспомните,  в какие подвижные игры Вы играли в детстве?

8. В какие подвижные игры любят  играть в Вашей семье?

9. Не тревожит ли вас уровень физического развития Вашего ребенка? Да    Нет

10. Какие трудности в физическом воспитании детей Вы испытываете?

  • Отсутствие знаний
  • Нехватка времени
  • Другое

11.  Нуждаетесь ли Вы  в повышении физкультурной грамотности? Да    Нет

12. В какой форме Вы хотели бы сотрудничать с учителем физической культуры?

  • Личная беседа;
  • Выступление учителя на собрании.
  • Другие формы работы

13. Удовлетворены ли Вы уровнем преподавания урока физической культуры?   Да    Нет

14.Удовлетворены ли Вы отношениями Вашего ребёнка с учителем? Да    Нет

15. Хотели бы Вы посещать спортивный зал школы вместе с ребенком под руководством учителя, если бы школа предоставила такую возможность?



Предварительный просмотр:

 

Развитие физических и специальных физических качеств  для учащихся и родителей

                                               Аннотация.

Результатам социологического опроса родителей школьников МАОУ СОШ№7 определено их отношение к физкультурно-спортивной деятельности, здоровому образу жизни, процессу физического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Описана значимость их жизненной позиции по отношению к физической культуре как основе воспитания здорового ребенка. Выявлены факторы, побуждающие родителей к занятиям физической культурой и спортом, формы физкультурно-оздоровительной деятельности, средства, используемые для сохранения здоровья, а также их роль в физическом воспитании своих детей. Установлено пассивное отношение большинства родителей к двигательной активности и физическому воспитанию детей. Сделаны выводы по результатам анкетирования и намечены пути решения проблем.

В современном мире существенно нарастает осознание роли физической культуры и спорта как универсальной составляющей здорового образа жизни человека. Основополагающей задачей государственной политики Российской Федерации является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получать доступ к развитой спортивной инфраструктуре. Необходимость формирования у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни закреплена в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [1] и Указе Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе „Готов к труду и обороне“» (ГТО) . Несмотря на то, что в последние годы у нас в стране наблюдается положительная динамика основных показателей развития физической культуры и спорта, они не соответствуют общему уровню социально-экономических преобразований в нашем государстве. Одной из важных проблем является недостаточное привлечение населения, в том числе детей и подростков, к регулярным занятиям физической культурой и спортом . Первичные и наиболее фундаментальные основы физического воспитания и здорового образа жизни ребенка закладываются в семье. В свое время П. Ф. Лесгафт писал: «Во время семейного периода жизни ребенка складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его существовании» . Семейное воспитание было и остается основой воспитания ребенка, в котором прежде всего необходимо отметить важность жизненной позиции родителей в понимании роли физической культуры для его развития. Родители играют кардинальную роль в создании фундамента физического, психического и нравственного здоровья своего ребенка, в организации здорового образа жизни, досуга и отдыха, развитии и совершенствовании физической, психической, интеллектуальной и функциональной подготовленности, предлагают модель поведения, позволяющую жить в гармонии с природными законами [5, 6]. Значительную роль в формировании и сохранении здоровья детей имеет взаимодействие семьи и общеобразовательных организаций, которое выступает макросоциальным институтом, обеспечивающим решение данной задачи. Именно родители совместно со школой должны вырабатывать у учащихся привычки к регулярным, обязательным занятиям физическими упражнениями и здоровому образу жизни, формировать осознанные ценностно-ориентированные установки на здоровье, здоровьесбережение, приобретение знаний и умений, методик по оздоровлению и укреплению организма. Реализация данных задач может быть только на основе полисубъективного подхода, который предусматривает в образовательном процессе взаимодействие педагогов, детей и их родителей в освоении культуры здорового образа жизни, совместную деятельность с детьми по проведению физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий. Результатом такого взаимодействия должно быть формирование здорового ребенка, так как в Законе Российской Федерации «Об образовании» указано, что здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования .Эффективность физического воспитания детей во многом зависит от того, занимаются ли сами родители физкультурой и спортом и придерживаются здорового образа жизни. Родительский пример УДК 371:796.011.3-055.52 В. Ф. Лигута ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ, ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ И ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ По результатам социологического опроса родителей школьников МАОУСОШ№7 определено их отношение к физкультурно-спортивной деятельности, здоровому образу жизни, процессу физического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Описана значимость их жизненной позиции по отношению к физической культуре как основе воспитания здорового ребенка. Выявлены факторы, побуждающие родителей к занятиям физической культурой и спортом, формы физкультурно-оздоровительной деятельности, средства, используемые для сохранения здоровья, а также их роль в физическом воспитании своих детей. Установлено пассивное отношение большинства родителей к двигательной активности и физическому воспитанию детей. Сделаны выводы по результатам анкетирования и намечены пути решения проблем. Ключевые слова: родители, физическая культура, здоровый образ жизни, школьники, физическое воспитание. В. Ф. Лигута. Отношение родителей к физической культуре, здоровому образу жизни... детей Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2016. 12 (177) — 34 — следует рассматривать как специфическую форму передачи социального опыта старшего поколения младшему. Личный пример родителей, уровень осознания ценности здоровья для себя и своего ребенка, их осведомленность в вопросах организации здорового образа жизни обеспечивают включение всех членов семьи в процесс саморазвития и самосохранения . Проблема приобщения родителей к физическому воспитанию детей является существенным компонентом формирования здорового образа жизни. Их личный пример, желание заниматься физическими упражнениями, стремление к совместным физкультурным занятиям, которые являлись бы составной частью структуры внутреннего пространства семьи, – это и есть то необходимое условие, которое может обеспечить достижение ожидаемого воспитательного эффекта .В связи с этим актуальным является изучение мнения и отношения родителей к физкультурноспортивной деятельности, здоровому образу жизни и определение их роли в физическом воспитании своих детей. Число родителей в возрасте от 26 до 37 лет составило 45,7 % (19,6 % мужчин и 26,1 % женщин), от 38–50 лет – 54,3 % (24,1 % мужчин и 30,2 % женщин). Данные о социальном статусе и уровне образования респондентов указаны в табл. 1. Таблица 1 Распределение респондентов по социальному статусу и уровню образования Респонденты Социальный статус Уровень образования Служащие Рабочие Предприниматели Высшее Среднее специальное общее Мужчины абс. 386 145 204 37 125 165 96 %* 47,7 17,9 25,2 4,6 15,4 20,4 11,9 Женщины абс. 424 223 183 18 139 216 69 % 52,3 27,5 22,6 2,2 17,2 26,6 8,5 Всего абс. 810 368 387 55 264 381 165 % 100 45,4 47,8 6,8 32,6 47,0 20,4 * От общей выборки. Выявлена низкая двигательная активность родителей. Среди всех респондентов только 28,9 % занимаются физической культурой и спортом (9,5 % мужчин и 19,4 % женщин). Однако в школьные годы физкультурно-спортивной деятельностью активно занимались 71,9 % участников анкетирования (88,7 % мужчин и 64,9 % женщин). Важными факторами, побуждающими родителей к занятиям физическими упражнениями, являются: поддержание и укрепление здоровья; улучшение своих физических данных (оптимизация веса, фигуры), улучшение настроения и общего самочувствия; снятие усталости, активизация своей деятельности (табл. 2). Таблица 2 Факторы, побуждающие родителей к занятиям физической культурой и спортом, % Варианты ответов Количество ответивших Всего Мужчины Женщины Поддержание и укрепление здоровья 58,8 36,9 42,0 Улучшение фигуры, оптимизация своего веса, похудение 7,1 31,1 23,9 Улучшение настроения, самочувствия 15,4 23,6 21,1 Снятие усталости, активизация своей деятельности 14,3 15,4 15,1 Укрепление своих волевых способностей 4,9 5,1 5,1 Общение и возможность быть среди единомышленников 4,4 4,2 4,3 Совершенствование физических способностей 3,8 4,0 3,9 Достижение высоких спортивных результатов 2,2 0,7 1,1 Основными причинами, которые препятствуют активным занятиям физической культурой, по мнению участников анкетирования, являются: недостаток свободного времени; лень, пассивное отношение; усталость на работе (табл. 3). Таблица 3 Причины, препятствующие активным занятиям физической культурой и спортом, % Варианты ответов Количество ответивших Всего Мужчины Женщины Недостаток свободного времени 64,5 39,9 46,8 Лень, хотя вижу пользу от занятий 14,2 23,3 20,6 Сильная усталость после работы 10,1 16,5 14,6 Отсутствие желания и интереса 4,1 10,3 8,5 Отсутствие секций по интересующему виду спорта 2,4 6,5 5,3 — 35 — Практически никогда не занимаются физической культурой и спортом 35,5 % респондентов (21,1 % мужчин и 41,5 % женщин), занимаются 1–3 раза в неделю – 19,9 % (21,7% мужчин и 19,1% женщин), 1–3 раза в месяц – 16,4 % (33,3 % мужчин и 9,4 % женщин), несколько раз в году – 12,9 % (9,4 % мужчин и 14,3 % женщин) и только каждый день занимаются физической культурой и спортом 9,0 % опрошенных (10,8 % мужчин и 8,3 % женщин). К основным формам своей двигательной активности участники опроса относят: физический труд дома и на даче, лыжные прогулки, пешие прогулки, рыбалку и охоту, плавание, туристические походы, спортивные и подвижные игры, аэробику (шейпинг), оздоровительный бег, утреннюю гимнастику, упражнения на тренажерах, занятия в спортивных секциях, занятия лечебной физической культурой (табл. 4). Таблица 4 Формы двигательной активности родителей, % Варианты ответов Количество ответивших Всего Мужчины Женщины Физический труд дома и на даче .Лыжные прогулки . Пешие прогулки . Рыбалка и охота .Плавание . Туристические походы . Спортивные и подвижные игры . Аэробика (шейпинг) . Оздоровительный бег . Утренняя гимнастика .Занятие на тренажерах .Занятия в спортивных секциях .Занятия лечебной физической культурой .Наиболее значимыми факторами, влияющими на сохранение и укрепление здоровья человека, участниками анкетирования отмечены следующие: нормальный психологический климат в семье и на работе, рациональное питание, систематические занятия физическими упражнениями, отказ от курения, отказ от злоупотребления алкоголем, соблюдение личной гигиены, закаливание .Рациональное питание .Систематические занятия физическими упражнениями .. Из числа средств, наиболее часто используемых для сохранения здоровья, названы следующие: работа на даче и по дому, посещение бани, парной, сауны, активный отдых, занятия физической культурой, применение лекарственных препаратов, применение разгрузочных дней, голодания, использование закаливающих процедур, соблюдение режима дня, использование массажа, профилактические посещения врачей, использование нетрадиционных методов лечения (табл. 6). Таблица 6 Средства, наиболее часто используемые для сохранения здоровья, % Варианты ответов Количество ответивших Всего Мужчины Женщины Работа на даче и дома 44,5 50,2 48,5 Посещение бани, парной, сауны 24,7 26,9 26,2 Активный отдых, занятия физической культурой 29,1 17,8 21,1 Применение лекарственных средств 5,5 15,9 12,8 Применение разгрузочных дней, голодание 2,2 12,6 9,5 Использование закаливающих процедур 11,0 7,7 8,7 Соблюдение режима дня 6,0 9,3 8,4 Использование массажа 3,3 8,4 6,9 Профилактическое посещение врачей 3,8 4,2 4,1 Использование нетрадиционных методов лечения 1,1 4,4 3,4 В. Ф. Лигута. Отношение родителей к физической культуре, здоровому образу жизни... детей Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2016. 12 (177) — 36 — Основными источниками знаний о здоровом образе жизни для родителей являются: передачи по телевидению и радио, статьи в периодической печати, личный опыт, сведения из специальной литературы, опыт друзей и знакомых, советы врачей, информация, полученная от школьных учителей (табл. 7). Таблица 7 Распределение ответов об источниках информационных знаний о здоровом образе жизни, % Варианты ответов Количество ответивших Всего Мужчины Женщины Телевидение и радио 56,0 52,3 53,4 Периодическая печать 41,2 48,6 46,4 Интернет 37,9 45,9 41,9 Личный опыт 34,1 36,2 35,6 Специальная литература 15,4 27,1 23,6 Опыт друзей и знакомых 13,7 17,8 16,6 Совет врачей 8,2 11,9 10,8 Информация, полученная от учителей и преподавателей 5,5 6,3 6,1 В ходе социологического опроса большое внимание было уделено оценке родителями состояния здоровья своих детей, их физической активности. Так 49,8 % респондентов (60,1 % мужчин и 45,9 % женщин) оценивают состояние здоровья своего ребенка как «хорошее»; 46,9 % (38,0 % мужчин и 50,4 % женщин) как «среднее» и 3,3 % (1,8 % мужчин и 3,8 % женщин) – как «плохое». При этом, по мнению 61,7 % родителей (69,8 % мужчин и 58,1% женщин), у их детей отсутствуют недостатки в физическом развитии, 26,4 % (21,4 % мужчин и 28,7 % женщин) признают это и 11,9 % (8,8 % мужчин и 13,2 % женщин) затрудняются ответить на этот вопрос. По результатам ответов в 48,0 % случаев дети занимаются физической культурой только в рамках школьной программы, 44,0 % – занимаются организованно спортом и физической культурой помимо уроков в школе и 8 % – занимаются дополнительно самостоятельно. Из числа учащихся, занимающихся дополнительно физическими упражнениями, 82,0 % посещают спортивные секции, 3,6 % – группы здоровья и 13,5 % – платные секции. В большей степени на формирование двигательной активности детей, по мнению 35,1 % респондентов (40,1 % мужчин и 32,9 % женщин), влияют родители; 35,6 % (20,3 % мужчин и 42,1 % женщин) считают, что учитель физической культуры; 12,3 % (37,0 % мужчин и 25,2 % женщин) – тренер спортивной секции; 10,0 % (9,9 % мужчин и 10,0 % женщин) – друзья и близкие; 2,5 % (2,7 % мужчин и 2,3 % женщин) – средства массовой информации. 4,3 % родителей (2,2 % мужчин и 5,1 % женщин) считают, что двигательная активность их детей формируется без внешнего влияния. Для достаточной двигательной активности ученику вне школьных занятий необходимо заниматься физической культурой и спортом 2–3 раза в неделю считают 41,5 % респондентов (41,8 % мужчин и 19,4 % женщин), больше 3 раз в неделю – 23,0 % (31,3 % мужчин и 19,4 % женщин), один раз – 28,0 % (1,6 % мужчин и 3,3 % женщин), каждый день – 29,9 % (22,5 % мужчин и 19,4 % женщин), можно вообще не заниматься – 2,8 % (2,7 % мужчин и 2,8 % женщин). По мнению родителей, на уроках физической культуры в школе необходимо уделять больше внимания развитию физических качеств школьников, подвижным играм, оздоровительным физическим упражнениям, специальным видам спорта, преподаванию основ здорового образа жизни, введению занятий ритмической гимнастикой для девочек и в меньшей степени выполнению контрольных нормативов (табл. 8). Таблица 8 Распределение ответов родителей на вопрос «Чему необходимо уделять больше внимания на уроках физической культуры в школе», % Варианты ответов Количество ответивших Всего Мужчины Женщины Развитие физических качеств 26,4 38,6 34,9 Подвижные игры 40,1 31,3 34,0 Оздоровительным физическим упражнениям 19,8 38,6 33,0 Специальные виды спорта 38,5 27,1 30,5 Преподавание основ ЗОЖ, обучение практическим жизненно важным навыкам 22,0 28,5 26,6 Введение занятий ритмической гимнастикой для девочек и атлетической гимнастики для мальчиков 17,6 24,3 22,3 В меньшей степени выполнение контрольных нормативов 4,4 10,0 8,4 Анализ анкетного опроса показал, что постоянно интересуются успеваемостью своих детей по физической культуре 62,5 % родителей (60,0 % мужчин и 63,6 % женщин), интересуются только при получении плохих оценок школьников – 22,9 % (26,9 % мужчин и 21,1 % женщин), не интересуются вовсе 5,8 % (4,6 % мужчин и 6,3 % женщин), не видят в этом смысла 8,9 % (8,6 % мужчин и 9,0% женщин). При этом значительная часть родителей – 33,3 % (39,6 % мужчин и 30,6 % женщин) – предлагают увеличить количество уроков физической культуры в неделю, увеличить интенсивность физических нагрузок и повысить требования к учащимся предлагают 7,4 % участников опроса (9,9 % мужчин и 6,3 % женщин), ввести в программу уро- — 37 — ков физкультуры виды спорта по желанию детей – 18,0 % (16,5 % мужчин и 18,7 % женщин). Противоположное мнение о переводе уроков физической культуры в школе в разряд необязательных высказали 6,7 % респондентов (9,3 % мужчин и 5,6 % женщин), снизить физические нагрузки предлагают 3,6 % родителей (6,0 % мужчин и 2,6 % женщин), снизить требования к учащимся при выполнении контрольных нормативов – 8,7 % (3,8 % мужчин и 10,7 % женщин), совсем отменить контрольные нормативы – 10,2 % (3,3 % мужчин и 13,1 % женщин). Из общего числа участников анкетирования 19,8 % (17,6 % мужчин и 20,8 % женщин) предлагают проводить уроки физической культуры отдельно для мальчиков и девочек и 27,9 % респондентов (22,0 % мужчин и 30,4 % женщин) предлагают ввести в программу по физической культуре теоретический и практический курс по здоровому образу жизни. В соответствии с полученными ответами 25,0 % учащихся средних школ по болезни пропускают до 5 учебных дней в течение года, 24,0 % – болеют до 10 дней, 14,9 % – до 20 дней, 10,1 % – до 30 дней, 2,5 % школьников по причине болезни пропускают более одного месяца учебных занятий. Только 23,2 % учащихся не болеют в течение учебного года. Регулярно выполняют утреннюю гимнастику 6,9 % учащихся, иногда – 44,0 % и практически никогда – 48,1 %. В ряде научных работ [14–16] показано, что основной формой обучения двигательной деятельности в семье является совместная физкультурная деятельность родителей и детей, в которой личный пример родителей является основой. В этой связи при проведении социологического опроса было уделено большое внимание совместным занятиям родителей и детей физической культурой. Именно деятельность такого рода в большей степени способствует формированию осознанного подхода к формированию собственного здоровья и определяет уровень физкультурной образованности родителей. Полученные данные свидетельствуют о пассивном отношении большинства родителей к физическому воспитанию и образованию детей, отсутствии у них системы регулярных совместных занятий физической культурой. Из числа всех участников опроса физической культурой и активным отдыхом вместе со своим ребенком занимаются регулярно 20,3 % родителей (21,8 % мужчин и 19,7 % женщин), иногда – 52,8 % (61,5 % мужчин и 49,2 % женщин), никогда – 26,9 % (16,8 % мужчин и 31,1 % женщин). Выяснилось, что родители, активно занимающиеся различными видами физкультурно-оздоровительной деятельности (63,6 % выполняют оздоровительные пробежки; 54,5 % занимаются дома в спортивном уголке, регулярно тренируются 45,4 % и т. п.), более активно вовлекают своих детей в систематические занятия физическими упражнениями, более осознанно подходят к вопросу двигательного режима своих детей как компонента здорового образа жизни, проявляя наибольшую активность и заинтересованность в организации совместных занятий физической культурой и спортом. Среди основных причин, препятствующих активному вовлечению родителей в процесс физического воспитания своих детей, респонденты отметили: недостаток времени – 52,5 % (56,6 % мужчин и 50,7 % женщин), финансовые трудности – 11,5 % (11,5 % мужчин и 11,4 % женщин), недостаток личной силы воли – 8,2 % (1,6 % мужчин и 11 % женщин), недостаток знаний и умений, необходимых для физического воспитания своего ребенка, – 6,1 % (3,3 % мужчин и 7,2 % женщин). Кроме этого можно утверждать, что у самих родителей не сформирована внутренняя потребность в двигательной активности, отсутствие у них интереса к регулярной физической нагрузке. Таким образом, анализ специальных литературных источников свидетельствует, что проблемы мотивированного семейного физического воспитания подрастающего поколения в современных социокультурных условиях приобретают большую значимость. Решение этой задачи возможно при условии повышения физкультурно-педагогической грамотности родителей, формирования у них личной ответственности за здоровье и физическое воспитание детей, объединения усилий родителей, направленных на привлечение школьников к активным физкультурно-оздоровительным мероприятиям в семье, и образовательно-воспитательного процесса школы, создания интеграции социальных институтов в единое физкультурно-образовательное пространство. Список литературы 1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р // Собр. законодательства Российской Федерации. 2009. № 33. Ст. 4110. 2. Сборник нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / Министерство спорта Российской Федерации. М., 2015. 218 с. 3. Социологический мониторинг: фактор планирования физической культуры и спорта на муниципальном уровне .



Предварительный просмотр:

План работы с родителями

Айслу Шарифьяновны Ибрагимовой

учителя физической культуры

на 2016-2020 учебный год

Цель: привлечение родителей к образовательному процессу, к сотрудничеству со школой, вырабатывать привычки у учащихся к систематическим занятиям спортом и усилить мотивацию для ведения здорового образа жизни.

Задачи:

  • Формирование здорового образа жизни;
  • Укрепление здоровья и правильное развитие;
  • Повышение умственной и физической работоспособности;
  • Воспитание нравственности у детей и молодежи в процессе занятий физической культурой и спортом.

Девиз: “Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями”.

Месяц

Спортивно-оздоровительные мероприятия

Класс

Сентябрь

Встречи и беседы с родителями консультативного характера, помощь при выборе вида спортивной секции, внеурочной деятельности для ребенка по физическим и индивидуальным возможностям детей, атак же с учетом их интересов.

3-7

Октябрь

Веселые старты  «Мама, папа и я – спортивная семья» -посвященные к празднованию Дня города и Дня работников нефтяной и газовой промышленности.

2-4

Ноябрь

Мини-футбол, посвященные к празднованию Дня города и Дня работников нефтяной и газовой промышленности (дружеская встреча  юношей и пап).

9

Декабрь

День Здоровья. Пионербол (дружеская встреча учащихся и родителей).

5

Январь

1.Настольный теннис с участием родителей

10

Февраль

Мероприятия, посвященные дню 23 февраля:

1.Веселые старты с учащимися и родителями.

2.Волейбол (дружеская встреча учащихся и пап).

2-4

9

Март

Мероприятия, посвященные дню 8 марта:

1.Волейбол (дружеская встреча девушек с мамами).

2.Веселые старты с участием мам.

10

5

Апрель

Участие в общешкольных спортивных мероприятиях посвященных  Всемирному дню здоровья.

1-11

Май

Эстафета, посвященная Дню победы.

9


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ Программа здоровья для семьи Учитель физической культуры Ибрагимова А.Ш.

Слайд 2

1. Собрать дома простейший инвентарь для занятий: санки, лыжи, коньки, гантели, обруч, скакалку, мяч.

Слайд 3

2. Каждое утро начинать с гигиенической гимнастики, составить и соблюдать режим дня для ребенка.

Слайд 4

3. Контролировать выполнение домашнего задания по физической культуре.

Слайд 5

4. Знать результаты тестирования физической подготовленности ребенка.

Слайд 6

5.Организовать занятия детей в спортивных секциях.

Слайд 7

«Дворец спорта » предлагает: Волейбол (дев.) - пн., вт., ср., чт., пт. с 14.00-15.30 Анна Никитична Матюшкина Карате - вт., чт. с 17.00-18.30; пн., ср. с 18.30-20.00 Александр Викторович Ситников Спортивная гимнастика - каждый день с 14.00 – 18.00 Футбол - вт ., чт., пт. с 14.00-17.00 Альберт Назирович Ахтямов Плавание Школьная секция шахмат – пн., чт. с 13.40-14.20 Мищенко Геннадий Филиппович

Слайд 8

6. Научить детей плавать.

Слайд 9

7. Помогать детям в чтении учебников физичес­кой культуры, литературы о здоровом образе жиз­ни.

Слайд 10

8. Участвовать в семейных соревнованиях по различным физическим упражнениям, подвижным и спортивным играм.

Слайд 11

9 . В выходные дни отправляться в туристские походы, на лыжные или пешие прогулки, экскурсии. Игры на свежем воздухе — ежедневно !



Предварительный просмотр:

Айслу Шарифьяновна Ибрагимова

Учитель физической культуры

МАОУ Средняя школа № 6

Открытый урок физической культуры для  родителей

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым»

Жан Жак Руссо

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте», а педагоги обязаны помочь им в этом.C:\Users\MAMA\Desktop\Родителям\IMG_5975 копия.jpg

Признание приоритета семейного воспитания требует тесных  взаимоотношений семьи и преподавателей физического воспитания, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. К сожалению,  многие родители не понимают оздоровительного значения физической культуры и спорта, не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей. Поэтому задача учителя физической культуры сформировать правильное отношение  к  двигательным занятиям,  разъяснить положительное воздействие физической культуры на состояние здоровья и физическое развитие ребенка.  

В своей практической работе я использую различные формы работы с родителями. Среди них беседы, консультации, выступления на  родительских собраниях, проведение совместных мероприятий: «Семейные старты»,  «Папа, мама, я – спортивная семья»), лыжные прогулки и т.д.

Большинство родителей проявляют живой интерес к школьной жизни своих детей, но, в то же время, многие не осознают важности правильного  двигательного режима, не знают, как связать домашнее воспитание с требованиями физического воспитания в школе. Поэтому родителям необходима и практическая помощь.

На протяжении многих лет я провожу открытые уроки физической культуры для родителей с последующим их обсуждением. Считаю, что это наиболее эффективная форма работы с родителями учащихся младшего звена, потому что это самый благодатный возраст для привития стойкого интереса к физической культуре.

Проводится урок по общепринятой структуре: вводная часть, основная и заключительная. Урок решает следующие задачи:

  1. Сформировать правильное отношение родителей   к двигательным занятиям детей.
  2. Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей.
  3. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
  4. Ознакомить родителей с показателями физического развития  учащихся

Ожидаемые результаты от открытых  уроков:

1.        Приобретение родителями знаний по организации двигательного режима школьников, формированию осанки, развитию двигательных возможностей детей.

2.        Получение конкретных рекомендаций для развития двигательных навыков детей.

3.        Ознакомление родителей с нормативными требованиями школьной программы по физической культуре.

4.        Умение контролировать домашнее задание.

5.        Анализ физической подготовленности учеников.

6.        Закрепление организации активного отдыха детей в домашнем воспитании.

7.        Формирование у детей и родителей правильного отношения к физическому воспитанию.

8.        Активное участие родителей в школьных спортивных мероприятиях.

C:\Users\MAMA\Desktop\Родителям\CIMG5310.JPG

Основная задача открытого урока для родителей первоклассников -  показать чему их дети научились за первое полугодие, познакомить с показателями физического развития, рассказать, как организовать занятия физкультурой и спортом во внеурочное время дома и спортивных секциях.

Во втором классе я знакомлю родителей с тем, какие сдвиги  в  умениях и навыках произошли со времени проведения урока в первом классе, с  динамикой показателей физического развития,  даю рекомендации, на что следует обратить внимание, чтобы по окончанию второго класса их дети  справились с нормативными требованиями программы.

Большая  проблема – домашние занятия по физической культуре. С первого класса при хорошей системе занятий и проверок формируется привычка к систематическим занятиям, поэтому особое внимание родителей обращаю на выполнение домашнего задания. Домашние задания в младших классах – это комплексы простых упражнений.   Родители должны знать объем и интенсивность заданных упражнений и контролировать их выполнение. Главное убедить родителей в необходимости выполнения и пользе этих упражнений. Разговор с родителями о домашних занятиях целесообразно продолжить рассказом о подготовке места занятий физическими упражнениями. Хотя я и объясняю учащимся, какие требования предъявляются к местам занятий, многое зависит от родителей.  Дети младшего школьного возраста еще недостаточно самостоятельны. Контроль и страховка – это не только физическая поддержка и показ правильного выполнения упражнения. Это еще и полезные советы, иногда совместные с ребенком обсуждения техники выполнения упражнения или отдельных элементов. На выполнение заданий должно отводиться не менее 15-20 минут и польза от их выполнения огромна.C:\Users\MAMA\Desktop\Родителям\CIMG5380.JPG

Во время  обсуждения я  замечаю, что немаловажное значение имеет и наблюдение  за детьми во время подвижной игры. Игра - это средство нравственного воспитания, где дети не только получают положительные эмоции, но и проявляют свои лучшие качества. Поведение детей в играх не случайно, а закономерно. Родителям нужно обратить внимание на то, как дети общаются со сверстниками, на  их игровые умения, способность подчиняться общим правилам. Многие игры родители совместно с детьми смогут организовать дома самостоятельно.

Преимущества такой формы взаимодействия с родителями очевидны.  Родители получают возможность оценить и сравнить двигательные возможности своих детей, увидеть недостатки в их физической подготовленности. Как правило, эта «наглядная» форма агитации является столь убедительной, что в большинстве случаев родители стараются выполнить все мои  указания, в том числе, и по контролю за домашними заданиями, активно участвуют в соревнованиях и мероприятиях.

Благодаря единству родительского и педагогического влияния,  к окончанию учебного года почти все учащиеся справляются с нормативными требованиями своей ступени.

ПЛАН

открытого урока  для 1 класса

Урок-диалог с родителями. Задачи урока: 1. Ознакомить родителей с подготовительными упражнениями для обучения прыжкам через скакалку. 2. Ознакомить родителей с умениями выполнять ловлю и передачу  мяча. 3.Ознакомить родителей с упражнениями, рекомендуемыми для домашнего задания.

  1. Подготовительная часть.

1. Построения, строевые упражнения на месте, ходьба, её разновидности, бег с чередованием с ходьбой, перестроения для выполнения комплекса общеразвивающих упражнений.

2. Выполнение комплекса ОРУ с мячом.  3. Упражнения в жонглировании мячом.

Обращаю внимание детей, что нужно постараться подружиться с мячом, выполняя упражнения мяч не терять. В конце разминки дети выполняют упражнения в жонглировании мячом. Жонглирование развивает  ловкость, «чувства мяча», способность контролировать и управлять мячом. Все эти упражнения можно выполнять дома самостоятельно и вместе с родителями.

Отмечаю самых ловких детей, тех, кто меньше всех терял мяч. За  хорошее выполнение разминки дети награждают себя аплодисментами.  Информация для размышления: потирать и хлопать в ладоши, полезно для здоровья. Нервные окончания пальцев рук, да и всей ладони,

широко связаны с корой больших полушарий, поэтому на руке находится много точек зон,   обладающих общим успокаивающим действием на организм. А древнегреческий философ Анаксагор говорил: «Рука у каждого человека…таит в себе чудодейственную силу излечения болезней».

Игровое упражнение на знание основных положений «Море волнуется».

  1. Основная часть.
  1. Совершенствование техники ловли и передачи мяча.

После повторения стойки игрока, правильного положения рук при передаче и ловли мяча, дети выполняют сначала передачу мяча от груди двумя руками по средней траектории,  затем передачу мяча в пол двумя руками.

  1. Прыжки через короткую скакалку.

Многие из нас считают, что прыжки через скакалку – это детская забава или есть мнения, что прыгают через скакалку только девчонки. Однако хочу заметить, что данный вид физической активности отнюдь не ребячество. Прыжки через скакалку – это очень важное упражнение для многих спортсменов. Кроме этого в мире все более популярным становится так называемый скипинг. Это более короткое название «прыжков через скакалку». Польза для здоровья от скипинга огромная. Во-первых, во время прыжков через скакалку вы задействуете огромное количество мышц (икроножные мышцы, четырехглавые мышцы, мышцы спины, а также мышцы предплечья). Во-вторых, при умеренных нагрузках скипинг благоприятно влияет на сердечнососудистую систему. В-третьих, повышает выносливость организма. 

Упражнения для обучения прыжкам.

1).  Скакалка сложена вдвое. Вращение ее сбоку от туловища держа скакалку в одной руке   (другая   рука   без   скакалки   имитирует   движение   руки,   держащей   скакалку). Выполнять поочередно, держа скакалку правой и левой рукой.

2). То же с подскоком в момент, когда скакалка касается пола (правой и левой рукой).

3). Прыжки в полной координации.

3.Демонстрация упражнений из домашнего задания: сгибание рук в упоре лёжа на полу, поднимание туловища из положения лежа на полу, ноги фиксированы. Обращаю внимание родителей на положение туловища, указываю на недостатки или ошибки, допущенные отдельными учениками.

Эстафеты с мячом.

  1. Заключительная часть

Построение. Восстановление дыхания, игровое упражнение  «Листопад». Игра на внимание «Разведчики». Подведение итогов. Рефлексия.



Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и школы: актуальные стратегии и формы

Взаимодействие семьи и школы представляет собой процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного и школьного воспитания. Ценностная основа такого взаимодействия – создание условий для успешной самореализации ребенка, его личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации. Также сотрудничество семьи и школы направлено на гармонизацию взаимоотношений между педагогами, учащимися и родителями, своевременное выявление проблем семейного воспитания, упреждение семейного неблагополучия и эффективную социально-педагогическую и психологическую поддержку семьи, повышение ответственности родителей за воспитание детей.

В реальной практике взаимодействие семьи и учреждения общего среднего образования может быть успешным, если представляет собой четко выстроенную системукоторая может включать следующие направления:

  • изучение семей учащихся, их образовательных и информационных потребностей и запросов, воспитательного и культурного потенциала;
  • использование различных форм взаимодействия, наполнение их современным содержанием;
  • создание условий для включения родителей в деятельность учреждения общего среднего образования как равноправных субъектов;
  • повышение педагогической, правовой, информационной культуры субъектов образовательного процесса;
  • организация родительского всеобуча;
  • формирование единого информационного пространства, способствующего неконфликтному взаимодействию педагогов, детей, родителей.

На современном этапе развития общего среднего образования можно выделить несколько стратегий взаимодействия школы и семьи.

Стратегия развития открытого сообщества школы и семьи предполагает организацию открытого взаимодействия, выстраивание длительных взаимоотношений, наращивание практики и опыта устойчивых педагогических традиций.

Стратегия быстрого реагирования направлена на оперативное вмешательство в жизнь ребенка и семьи, оказавшихся в социально опасном положении. Характеризуется применением поддерживающих технологий, социальной направленностью деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования. Реализуется в соответствии с принятыми в Республике Беларусь нормативными правовыми актами.

Стратегия смешанного типа включает элементы первой и второй, а также предполагает реализацию комплексного подхода к решению актуальных проблем развития личности учащегося, его ближайшего окружения.

В построении системы взаимодействия семьи и школы можно выделить три этапа.

I. Знакомство.

Определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. Наличие общих целей – важный фактор для построения взаимодействия. Большое значение имеет и определение «взаимной полезности» участников, т. е. изучение возможностей (ресурсов) друг друга, позволяющих распределить усилия сторон для достижения желаемого эффекта в совместной работе. Здесь администрации школы целесообразно актуализировать потенциал педагогического коллектива, чтобы родители знали о том, что в учреждении общего среднего образования, например, работают уникальные специалисты, что школа участвует в интересных проектах или что значительная часть ее выпускников добилась успеха в дальнейшей жизни.

В этой связи на первом этапе необходимо провести как минимум два мероприятия: мониторинг родительских запросов и ресурсов и собственный «ценностный аудит». Основным итогом первого этапа должно стать желание родителей осуществлять совместную деятельность с учреждением общего среднего образования

II. Планирование совместной деятельности.

Планирование воспитательной работы с семьей в условиях класса представляет собой совместную деятельность классного руководителя, родителей (при необходимости и учащихся), в ходе которой выявляются актуальные проблемы образования, определяется смысл и содержание взаимодействия. Такого рода сотрудничество позволяет совместными усилиями достигать поставленных целей, находить соответствующий баланс интересов и возможностей; учитывать имеющиеся ресурсы и потенциал всех заинтересованных сторон, формировать чувство разделенной ответственности семьи и школы за процесс воспитания личности учащегося.

Планирование работы с семьей в условиях учреждения образования в целом включает:

  • планирование работы родительского комитета, заседаний попечительского совета;
  • проведение общешкольных родительских собраний;
  • взаимодействие с предприятиями-шефами, общественными организациями.

Все эти обязательные компоненты годового плана реализуются с учетом актуальных проблем развития личности учащегося, условий семейного воспитания, задач образовательного процесса.

В процессе налаживания совместной деятельности особую актуальность приобретают такие понятия как «обратная связь» и «открытость каналов коммуникации». Педагогам необходимо регулярно изучать мнение родителей о качестве данного процесса и его результатах. Основным итогом второго этапа должно стать умение родителей участвовать в совместной деятельности, т. е. их определенная компетентность, основанная на доверии к учреждению общего среднего образования. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретной семьи.

III. Непосредственное взаимодействие.

Взаимодействие современных учреждений образования с семьей характеризуется широким диапазоном форм, методов, содержания школьно-семейного воспитания. В отечественной и зарубежной педагогической практике уже накоплен определенный опыт работы школы с различными категориями Он направлен на повышение психолого-педагогической и правовой культуры родителей, усвоение гуманистических ценностей и их реализацию в системе семейного воспитания, формирование семейно-педагогической общности, предупреждение семейного неблагополучия и повышение ответственности родителей за воспитание детей.

Необходимым условием партнерских отношений в системе «семья – школа» является их добровольность, которая понимается как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия. Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т. д.).

Вторым условием эффективного взаимодействия семьи и школы является долговременность отношений, т. е. нацеленность участников на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия.

Третий признак эффективных отношений – взаимная ответственность, основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности. Очень важно понимать, что не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности.

Актуальной задачей деятельности учреждений общего среднего образования является разработка и внедрение модели взаимодействия семьи и школы, основанной на современных подходах.

Структура такой модели может представлять собой сочетание четырех направлений:

  • диагностика и изучение семьи;
  • просветительская работа, обучение родителей;
  • включение родителей в воспитательный процесс;
  • подготовка учащихся к семейной жизни.

Подобная модель может быть внедрена как на уровне учреждения образования, так и на уровне класса. С ее помощью классный руководитель может компетентно осуществлять свои функциональные обязанности в отношении семьи каждого учащегося.

Очень важным направлением работы по реализации данной модели является ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА как инструментарий для выявления объективной оценки развития личности учащегося, наличия или отсутствия у педагогов, учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью учреждения общего среднего образования и результатами процесса воспитания.

С целью изучения запросов родительской общественности по организации образовательного процесса, психологического микроклимата семьи, мнения родителей об учреждении общего среднего образования могут быть использованы следующие методики:

  • выявления мнения родителей об оказании образовательных услуг;
  • педагогической поддержки и необходимого педагогического просвещения;
  • исследования удовлетворенности родителей работой школы.
  • Используя диагностический инструментарий, учреждение общего среднего образования получает возможность объективно оценить:
  • профессионализм и компетентность педагогического коллектива в сфере сотрудничества с семьей;
  • запросы родителей по психолого-педагогическому просвещению и оказанию образовательных услуг;
  • взаимоотношения взрослых и детей, семьи и учреждения образования.
  • Результаты диагностики определяют стратегию по оптимизации взаимодействия семьи и школы в течение всего периода обучения ребенка.

Важным направлением взаимодействия школы и родителей является работа педагогического коллектива по ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ.

Формирование позиции ответственного и осознанного родительства должна развиваться в процессе открытого диалога школы и семьи, участия родителей в планировании воспитательной работы класса и школы, деятельности органов самоуправления (родительского комитета, совета общественности по месту жительства), общественных клубов и ассоциаций, а также при включении в другие совместные дела.

Современным родителям не хватает навыков помощи ребенку при освоении образовательных программ; навыков эффективного общения с ребенком; правовых знаний в области образования (государственные образовательные стандарты, правила приема в учреждения общего среднего образования и вузы, формы участия родительской общественности в жизнедеятельности учреждения общего среднего образования и т. д.). В этой связи можно выделить три направления обучения родителей:

  • как воспитателя;
  • как учителя своего ребенка;
  • как союзника, партнера.

Педагогическая наука и практика накопили богатый методический арсенал по проведению работы с родителями в данных направлениях.

Родительское собрание – основная форма работы с семьей, проводится с целью просвещения, обучения, оказания индивидуальной помощи родителям. Предполагает обсуждение актуальных проблем воспитания с привлечением специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения образования, социально-педагогических центров, центров социальной защиты, учреждений здравоохранения, правоохранительных органов, представителей заинтересованной общественности.

Консультация (индивидуальная и групповая) для родителей – советы, разъяснения по какому-либо вопросу воспитания и развития личности ребенка. Могут носить психологический, педагогический, юридический, медицинский характер, сочетаться с другими формами работы с родителями.

Встреча с администрацией, учителями класса проводится ежегодно. На этой встрече педагогический коллектив знакомит родителей со своими требованиями, нормативными документами, целями и задачами воспитания. Выясняются запросы родителей и возможности сотрудничества.

День открытых дверей – открытое мероприятие в образовательном учреждении, которое позволяет родителям (друзьям, родственникам) непосредственно знакомиться с условиями образования детей в школе в ходе различных видов педагогической деятельности (проведения факультативных занятий, заседаний клубов, тренировок спортивных секциях, занятий в объединениях по интересам и др.).

Родительский день – открытое школьное мероприятие для родителей, которое часто является синонимом Дня открытых дверей. Позволяет родителям учащихся познакомиться с работой школы, поучаствовать в мастер-классах или других мероприятиях. На современном этапе развития информационного образовательного пространства действуют просветительские сайты «Родительский день», организованы страницы на сайтах учреждений образования, которые содействуют самообразованию родителей и решению актуальных проблем воспитания. Их работа позволяет родителям познакомиться с различными аспектами развития личности ребенка, а так же обсудить их с единомышленниками на форуме.

Родительский всеобуч – форма работы с широким охватом родителей, проводится с целью повышения их психолого-педагогической культуры, ответственности за воспитание детей, предупреждения или преодоления актуальных проблем воспитания в семье, обучения и развития личности учащегося. Предполагает программу системных последовательных действий (мероприятий) и применение соответствующих технологий в условиях реального или виртуального образовательного пространства (интернет-ресурсы).

Вечер вопросов и ответов - форма работы с родителями, которая проводится на основе опроса родителей, с учетом выявленных проблемы по различным аспектам воспитания учащихся.

Диспут – обсуждение педагогами и родителями в неформальной обстановке проблем воспитания детей.

Досуг родителей и детей (совместный) – форма работы, дающая возможность детям и родителям в свободное время заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору на основе перечня возможных в данном учреждении образования или предусмотренных совместным планированием. К подобным видам деятельности можно отнести семейные праздники, День именинников, День семьи, День здоровья, , спортивные состязания «Папа, мама, я – спортивная семья», , «Семейный коллаж»), конкурсы и фестивали творчества родителей и детей на различные темы («Мой роднойы край», «Добрая  суббота», «Инсценировка из жизни замечательных семей»), КВН, викторины и др.

Конференция по обмену опытом воспитания детей - тематическое мероприятие, где может обсуждаться один или несколько актуальных вопросов, а также представляться положительный опыт и традиции семейного воспитания.

Лекторий для родителей – форма педагогического просвещения, которая способствует ознакомлению с теорией и практикой воспитания на современном этапе, повышению их педагогической культуры, выработку конструктивных подходов к воспитанию детей. Лекторий проводится по специально разработанной программе. Для чтения лекций и консультаций могут привлекаться узкие специалисты и наиболее подготовленные педагоги.

Родительский университет – представляет собой системный, комплексный подход к проблеме психолого-педагогического просвещения родителей. В ходе систематических знаний участники получают разносторонние знания о развитии ребенка, особенностях воспитания и обучения. При этом организаторы должны широко использовать мультимедийные технологии (цифровые и аналоговые аудио-, видеоустройства) для просмотров видеосюжетов, фотоматериалов, презентаций, воспроизведения лекций,

Школа для родителей может объединять участников в группы в зависимости от проблем, с которыми сталкиваются родители, возраста учащихся, наличия или отсутствия опыта воспитания (школа молодых родителей, школа для родителей будущих первоклассников, школа для родителей одаренных детей, школа отцов и т.д.).

В рамках школы для родителей могут работать педагогические мастерские, которые позволяют в активной, творческой, интересной форме осваивать сложные психолого-педагогические понятия, необходимые знания, справляться с актуальной проблемой воспитания ребенка в семье.

Ток-шоу для родителей – публичное мероприятие, которое ставит своей целью привлечь педагогическую, родительскую общественность и учащихся  к обсуждению или возможному решению актуальной и общей для всех проблемы.

Клубы для родителей - объединения активных родителей по интересам с целью общения, обсуждения актуальных проблем воспитания детей в семье, организации досуга, совместной деятельности.

Круглый стол - форма обсуждения актуальных проблем воспитания учащихся. Во время таких встреч родители и педагоги на равных оказываются за общим столом. Предполагается ограниченное число наиболее активных участников, выступающих с докладом. Ведущий обеспечивает условия для эффективного диалога, сохранность смысловой конвы мероприятия в ходе обсуждения злободневных проблем; высказывание различных точек зрения, мнений, для поиск возможных путей выхода из сложных ситуаций.

Информационный бюллетень - периодическое издание, посвященное событиям, произошедшим в школе, адресованное педагогам, родителям, представителям администрации. Основными задачами издания являются: расширение информационно-образовательного пространства, информирование о возможностях и результатах участия семьи в образовательном процессе.

Виртуальная гостиная - форма дистанционного самообразования и взаимодействия с семьей, это интерактивная и креативная среда, которая является вариантом виртуализации взаимодействия школы и семьи.

Гостиные могут включать в себя ряд актуальных разделов, быть своеобразной виртуальной школой для родителей, родительским университетом, педагогической мастерской, форумом для вопросов и ответов и неформального общения, презентативной доской, виртуальной консультацией и др.

Педагогический коллектив учреждения общего среднего образования должен прикладывать большие усилия для ВКЛЮЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. Эта работа традиционно активизируется в период тематических недель (Неделя матери, Неделя семьи), накануне Дня защитников Отечества, 8 Марта. Популярны среди родителей спортландии «Папа, мама, я – спортивная семья», спортивные соревнования с участием родителей по пионерболу, мини-футболу, волейболу, настольному теннису и др. В ходе таких мероприятий учреждение общего среднего образования создает условия, когда и дети, и родители испытывают удовольствие от общения друг с другом. Таким образом обогащается и досуговая сфера семьи.

Родители – специалисты в различных областях – могут активно вовлекаться в информационно-просветительскую, профориентационную работу, например, в проведение тематических лекториев (в том числе, кинолекториев по здоровому образу жизни, правовому просвещению), привлекаться классными руководителями для проведения информационных часов и других воспитательных мероприятий.

Одним из важных направлений деятельности учреждений общего среднего образования является ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ.

Многие проблемы современной семьи связаны с ценностными ориентирами и культурой общества, отдельной личности, с уровнем образованности и воспитанности. Анализ причин кризиса молодой семьи указывает на отсутствие готовности молодых людей к ответственному выполнению обязанностей супругов и родителей, на недостаток необходимых знаний и умений для конструктивной реализации актуальных потребностей, успешного общения и совместной деятельности в ближайшем окружении. Формирование готовности молодежи к вступлению в брак и созданию семьи, формирование традиционных семейных ценностей является одной из приоритетных педагогических задач, от решения которой зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом.

С целью формирования ценностного отношения подрастающего поколения к институту брака и семьи в учреждениях общего среднего образования рекомендована для использования в образовательном процессе учебная программа факультативных занятий «Основы семейной жизни» для IX–XI классов. Содержание программы направлено на изучение правовых и нравственных основ семейной жизни, на формирование позитивного образа семьи, уважительного отношения к семье, ее духовным ценностям, родительству.

Программа факультативных занятий включает 3 раздела. В разделе «Подготовка к браку и семейной жизни» (IX класс) рассматриваются гендерные различия юношей и девушек, особенности добрачных отношений, факторы и мотивы брачного выбора, личностные качества, необходимые для семейной жизни, раскрывается понятие «готовность к браку и семейной жизни». В разделе «Семья как социальный институт» (X класс) дается характеристика основных функций семьи, раскрываются правовые основы брачно-семейных отношений, особенности ролевой структуры и динамики семьи, культура семейного общения, хозяйственно-экономическая сфера семейной жизни, семейный бюджет и эстетика быта, анализируются причины и последствия нарушения семейных отношений. В завершающем разделе «Семья и дети» (XI класс) рассматриваются такие темы, как особенности молодой семьи, планирование семьи, роль отца и матери в воспитании детей, стили семейного воспитания, семейные традиции и организация семейного досуга, социальная поддержка семьи.

В программе факультативных занятий большое внимание уделено формированию качеств личности учащихся, умений и навыков, необходимых для будущей семейной жизни. Этому способствуют практико-ориентированная направленность факультативных занятий, использование активных форм обучения - тренингов, дискуссий, круглых столов, творческих заданий, проектов и др.

Для реализации учебной программы факультативных занятий в 2020 году издано пособие для педагогов учреждений общего среднего образования «Основы семейной жизни. Подготовка к браку и семейной жизни. 9 класс» (авторы В. В. Мартынова, Е. К. Погодина). В пособии представлена модель организации занятий по учебной программе факультативных занятий «Основы семейной жизни» для учащихся IX классов, конспекты факультативных занятий, дидактические и раздаточные материалы.

В ближайшей перспективе готовятся к выпуску пособия «Основы семейной жизни. Семья как социальный институт. 10 класс», «Основы семейной жизни. Семья и дети. 11 класс».

Разностороннее развитие личности учащегося требует единства, согласованности действий семьи и школы в процессе воспитания. Актуальная задача деятельности учреждения общего среднего образования – обеспечить взаимополезный союз семьи и школы, в центре внимания которого должны находиться интересы ребенка.

 

Литература:

  1. Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году».
  2. Дорошевич В.: Семья и школа
  3. Букина И.И. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса // Материалы научно-практической конференции. - Ориенбург, 2003 
  4. Гайворонская Н.И. Взаимодействие школы и семьи в воспитании [Текст] / Н.И. Гайворонская // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012.