Модульная технология

Эрдыниева Аюна Дугаровна

Из множества образовательных технологий  (развивающее обучение,  проблемное обучение, проектное обучение, информационные технологии, дифференцированное обучение). Меня привлекла технология модульного обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modulnaya_tehnologiya_na_urokah.doc52.5 КБ
Файл algoritm_urokov_chteniya_po_modulyu.docx32.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Модульная технология на уроках»

Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что учащийся самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе.

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Отличия модульного обучения от других систем:

1) содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающегося и имеет указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровне его усвоения. Учащийся получает от преподавателя совет в письменной форме, как рационально действовать;

2) изменяется форма общения преподавателя с учащимися. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего;

3) учащийся работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;

4) отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся.

Цель модульного обучения — содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Исходные научные идеи

1. Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий обучающегося, причем не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, преподаватель опирается на состав учения, ориентирует школьников на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая, таким образом, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.

2. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью преподавателя или одноклассников (подбадривание, указание ориентира и т.п.), он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, учащийся переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.

В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи учащемуся, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).

3. В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность обучающегося, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль — эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.

4. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.

Система действий преподавателя и учащегося заключается в последовательности

 При разработке модулей следует исходить из принципов:

• частные дидактические цели учебных элементов в своей совокупности обеспечивают достижение интегрированной цели модуля; реализация интегрированных целей всех модулей в свою очередь приводит к комплексной дидактической цели модульной программы;

• реализованная обратная связь — основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний. При этом входной и выходной контроль более жесткий, осуществляется преподавателем, а текущий и промежуточный (на стыке учебных элементов) - мягкий, проходит в виде само- и взаимоконтроля учащихся;

• учебный и дидактический материал излагается доступно, конкретно, выразительно, в диалоговой форме;

• при построении модуля соблюдается логика усвоения учащимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация;

• структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа.

Деятельность учащегося проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность рационально распределять время; реализует рефлексивные способности учащегося на каждом занятии.

Изменяется принципиально деятельность преподавателя. Его главная задача — разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т.е., используя потенциал модульного обучения, осуществляет рефлексивное управление обучением.

Недостатки модульной технологии

1. Уровень готовности обучающихся к выполнению самостоятельной учебной деятельности.

2. Материальные возможности образовательного учреждения (мультимедийный проектор)

3. Включение в модуль очень большого объема содержания деятельности, что создает дефицит времени.

Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную классно-урочную систему (технология объяснительно-иллюстративного обучения) с модульной.

В выборе технологии модульного обучения привлекательным стало то, что данная технология базируется на деятельностном и личностно ориентированном подходе, опирается на теорию развивающего обучения. Модульное занятие позволяет использовать весь арсенал методов и форм обучения, накопленных школьной практикой, т.к. модульное обучение является интегративной технологией.

Ребята учатся работать самостоятельно, учатся целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю, учатся общаться и помогать друг другу. Эффективность обучения будет намного выше, если ученик сможет овладевать знаниями сам, а учитель управлять этим процессом - мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Мотивация обучения повышает интерес к предмету.

В своей работе можно использовать элементы модульной технологии при изучении отдельных тем школьного курса, формируя у них тем самым навыки самостоятельной  работы. Первые уроки по модульной технологии лучше проводить на уроках систематизации и обобщения. Если эта работа понравится и пойдёт гладко, можно использовать модули и при изучении нового материала. Модульная технология предполагает использование мультимедийной презентации для постоянного самоконтроля ученика

Очень важный аспект блочно-модульного обучения – это дифференциация.

Блочно-модульное обучение делает акцент на овладение ключевыми компетенциями – ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, позволяет осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи, интегрировать учебное содержание, формируя его в логике ведущего учебного предмета, она является здоровьесберегающей технологией.

Психологи и педагоги-практики, которые в течение многих лет проводили исследования этой технологии, утверждают, что применение блочно-модульной педагогической технологии создаёт телесное, сенсорное и психомоторное раскрепощение учащихся в учебном процессе для сохранения их психического и физического здоровья. Уроки, построенные по блочно-модульной технологии, вызывают у них гораздо меньшее напряжение и беспокойство, а степень понимания изучаемого материала выше, чем на традиционных уроках. Всё это способствует сохранению уравновешенного психического состояния учащихся, делает данную технологию здоровьесберегающей.

Так как модуль – это «блок информации, функциональная система», то всю программу по русскому языку  можно представить в виде модулей.

Программа состоит из ведущих тем: «Лексика», «Фразеология», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Причастие», «Деепричастие», «Имя числительное», «Местоимение». 9 ведущих тем – это 9 блоков информации,9 ведущих модулей.

Рассмотрим в качестве примера структуру ведущего модуля «Глагол». Он состоит из нескольких подтем: «Глагол как часть речи», «Времена глагола», «Не с глаголами» и т. д.

Эти подтемы - рубежные модули.

Рубежный модуль «Не с глаголами» изучается на разных типах уроков: усвоение новых знаний, закрепление, комплексное применение и т. д.

Типы уроков - это уроки-модули.

Урок – модуль «Усвоение новых знаний» состоит из нескольких этапов: организационный, проверка домашнего задания, подготовка к активной познавательной деятельности и т.д. Каждый этап урока – это учебный модуль. На каждом этапе учащимся предлагаются учебные задания – учебные элементы (УЭ). Каждое задание в УЭ решает какую – то учебную задачу, т. е. это единица усвоения.

Такова структура модуля.

Технология модульного обучения может применяться на разных типах уроков. Применение ее на уроках обобщения и систематизации наиболее эффективно, так как часто бывает проблематично за 1-2 урока проработать материал, изучавшийся на протяжении 15 уроков и опросить всех учащихся по всем контрольным моментам темы, а на модульном уроке такая возможность появляется.

Учитель предлагает ученику вариант, с которым, по его мнению, ученик справится. Но учащийся имеет возможность выбрать свою траекторию образования на данном уроке: в каждом учебном модуле выбирать задания из разных вариантов. Так создается ситуация успеха для каждого ученика, к тому же он получает навыки самостоятельного управления процессом обучения. Учащиеся чувствуют себя самостоятельной личностью, имеют право выбора, возможность оценить степень трудности материала и выбирать задание по силам, а, выполняя задания 6 и 7 модулей, при помощи рефлексии оценить свой уровень подготовки и скорректировать знания.

Например блок на уроках чтения:

1.​ даю первые строки стихотворения и предлагаю написать продолжение.

2.​ предлагаю придумать свое продолжение строкам стихотворений известных поэтов.

3.​ предлагаю составить афоризмы на заданную тему,

4.​ проинсценировать произведение,

5.​ предлагаю ученикам написать рассказ, сказку, стихотворение в прозе, стихотворение на заданную тему, балладу, былину.

Главное правило - каждый ребенок талантлив: если ему не дается тот или иной вид деятельности - еще не значит, что у него не получится что- то … другое; и ребенок обязательно становится успешным. А успешный, талантливый ученик- это успешный, талантливый человек, будущий гражданин страны, носитель языковой культуры. Нет неталантливых учеников, есть слепые педагоги!

Таким образом, использование технологии модульного обучения дает возможность увеличивать объем самостоятельной познавательной деятельности, усложнять содержание в соответствии с психологическими особенностями детей, создавать атмосферу заинтересованности и непринужденности, сокращать долю помощи учителя, что создает условия для формирования у учащихся уверенности и самостоятельности как черты личности.

Список используемой литературы

  1. Сибирская М.П. Концепция педагогической технологии // Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Под ред. С.Я. Батышева. – М., 1998.
  2. Тимофеева Ю.Ф. Роль модульной системы высшего образования в формировании творческой личности педагога – менеджера//Высшее образование в России. №4 – 1993 – с. 119-125.
  3. Третьяков Б.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография/ Под ред. П.И. Третьякова. – М.: Новая школа, 1997.
  4. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе, М., Новая школа, 2001.
  5. Тряпицына А.П. Организация творческой учебно - познавательной деятельности школьников: Учебное пособие. – Л.: издательство ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989.


Предварительный просмотр:

Алгоритм уроков чтения

Модуль 1

Подготовка к проверке домашнего задания

  1. Открой учебник на странице... (если это стихотворение, повтори его).
  2. Прочитай 1/3, страницы (стихотворение расскажи соседу по парте).
  3. Расскажи, о чем говорится в отрывке, что особенно запомнилось и почему.
  4. Оцени себя, выслушай оценку товарища.

Модуль 2

Разминка

1.        Упражнение на дыхание: «надуй шарик», «остуди чай», «одуванчик», «сдуй пылинку», « задуй свечу».

2.        Звуковая разминка: артикуляция звуков, скороговорки, мини-стихотворения, их чтение: тихо, громко, медленно, быстро, про себя, с ударением на каждом слове, хором (орфографическое чтение), с поучительной интонацией, на память (по желанию).

Модуль 3

Чтение-спринт. Начни по команде учителя «Начали»

  1. Плотно сожми губы.
  2. Читай только глазами.
  3. Читай как можно быстрее, подчеркивай непонятные слова.
  4. Ответь на вопросы к тексту.
  5. обсуди свой ответ с товарищем, посоветуйся.
  6. Прими участие в общем обсуждении.

Модуль 4

  1. Интенсивные упражнения в навыках беглого чтения
  2. Чтение за диктором (вполголоса).
  3. Чтение под ритмичный стук.
  4. Чтение с отрывом взгляда от текста.
  5. Чтение с убыстрением.
  6. Чтение в парах.
  7. Чтение в темпе скороговорки.
  8. Жужжащее чтение.
  9. Чтение про себя, только глазами.
  10. Чтение-спринт.
  11. Чтение-разведка.
  12. Чтение-буксир.

Модуль 5

Памятка

  1. Правильно ставь ударение.
  2. Соблюдай паузы.
  3. Выбери силу голоса (тихо, громко).
  4. Определи темп (быстро, медленно).
  5. Читай эмоционально.
  6. Покажи интонацией свое отношение к произведению.

Модуль 6

  1. Работа в творческих тетрадях (задания по выбору).
  2. Подведение итогов - научись высказывать свои мысли, вести
    диалог - используй эмоционально-оценочную лексику.

Памятка имеется у каждого ученика.

Развивать умение пользоваться  алгоритмическими предписаниями  следует постепенно, останавливаясь на каждом модуле основательно.

Выполнение упражнений, развивающих речевой аппарат и упражнений на дыхание /Модуль 2/ хорошо знакомо ученикам 1 класса. Эти упражнения полезны и для развития оперативной памяти, расширяют поле зрения.

После того, как ученики приобретут устойчивые навыки самостоятельной работы по предписаниям алгоритма, можно переходить к более сложному алгоритму, в котором уже четко определены цели  каждого модуля.

Чтение(модульное обучение)

Номер модуля

Номер задания

Учебный материал с указанием задания

Методические

указания

Цель урока: совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения; развивать монологическую речь, творчество и воображение; обогащать словарный запас; воспитывать положительные качества в

процессе работы в парах, группах.

Модуль 1

Цель - научиться четко произносить звуки, читать целыми словами. Освоение данного модуля поможет развить зрительную память, внимание, речь, расширить словарный запас.

1

Подготовься к звуковой разминке, к игре "Фотоглаз".

1.   Звуковая разминка.

2.   Упражнение на дыхание.

  1. Упражнение "Фотоглаз".
  2. Словарная работа (слова из коробочки).

Готовность покажи красным сигналом.

Смотри на доску

2

Подготовься к проверке домашнего задания.

Цель - проверить свои навыки: правильность; беглость; осознанность; выразительноть.

  1. Открой учебник на странице... (Если это стихотворение, повтори его.)
  2.  Прочитай 1/3 страницы. (Стихотворение расскажи соседу по парте.)
  3.  Расскажи, о чем говорится в этом отрывке, что особенно запомнилось и почему.
  4.  Найди ответ на вопрос к тексту.
  5. Оцени себя.
  6. Выслушай оценку товарища.

Работай в паре

Смотри в верхний правый угол доски

3

Прими участие в общеклассной беседе.

Цель — подвести итоги.

Как ты подготовился к уроку? (Улучшил ли ты свои навыки?)

Над чем еще чадо работать? Какие качества характера надо в себе воспитывать? усидчивость; терпеливость; настойчивость; упорство и др.

Приготовь сигналы: красный — 5; зеленый — 4; желтый — 3

Модуль 2

Цель — узнай, о чем говорится в новом произведении.

Освоение, данного модуля поможет осознать прочитанное.

1

Прослушай объяснение учителя, прими участие в беседе.

Цель - научиться воспринимать и перерабатывать содержание материала.

Какие произведения этого автора ты читал?

О чем он пишет?

2

Открой учебник на странице ...

  1. Чтение-спринт начни по команде учителя: "Начали!" Памятка.
  1. Плотно сожми губы и зубы.
  2. 2. Читай только глазами.
  3.  Читай как можно быстрей, читай все.
  4. Ответь на вопросы к тексту. Ответь па вопросы после команды учителя: "Стоп!"
  1. Продолжи чтение текста шепотом. Непонятные слова подчеркни или выпиши на листок.
  2.  Ответь на вопросы к тексту.

Обсуди свой ответ на вопросы с товарищем, посоветуйся.

Поделись своими чувствами о прочитанном. Спроси о значении непонятных слов.

Прими участие в общеклассной беседе.

Цель - подвести итоги.

Что нового ты узнал из этого произведения? Все ли ты понял? Сделай вывод: необходимо ли еще раз прочитать произведение?

Смотри в верхний правый угол доски

Смотри на доску

Работай в паре

Модуль 3

Цель - научиться читать бегло.

Освоение данного модуля поможет тебе более быстро читать книги, газеты, журналы, титры в кино, по телевизору.

1

Подготовься к выполнению интенсивного упражнения в навыках беглости.

1.Чтение за диктором (вполголоса).

2. Чтение под ритмический стук.

3. Чтение с отрывом взгляда от текста.

4. Чтение с убыстрением.

5. Чтение в парах.

6. Чтение с переходом на незнакомый текст.

7. Чтение в темпе скороговорки.

8. Жужжащее чтение.

9. Чтение текста, перекрытого полосками.

10. Чтение про себя (только глазами).

11. Замер скорости чтения.

Слушай команды учителя: "Начали!", "Стоп!"

Выслушай и оцени соседа по парте. Запиши результат в тетрадь

2

Прими участие в общеклассной беседе.

Цель - подвести итоги.

1. Оцени свое чтение: выше нормы, без ошибок — "5"; по норме, 1-2 ошибки — "4"; ниже нормы, 3-5 ошибок — "3".

2. Сделай вывод: прочитай цель модуля; подумай, достиг ли ты цели; если цели не достиг, вернись опять к работе по данному модулю.

Смотри нормы в своей тетради (па доске)

(Можно дома.) Сделай запись домашнего задания в дневнике

Модуль 4

Цель - научиться читать правильно, выразительно.

Освоение данного модуля поможет тебе в общении с людьми.

1

Выбери отрывок по своему желанию.

При подготовке пользуйся памяткой:

1. Правильно ставь ударения.

2. Соблюдай паузы.

3. Выбери силу голоса (громко, тихо).

4. Определи темп (быстро, медленно).

5. Читай эмоционально.

6.Покажи интонацией свое отношение к произведению.

2

Прочитай подготовленный отрывок вполголоса соседу по парте. Выслушай его оценку.

Работа в паре

3

Прочитай отрывок еще раз с учетом замечаний.

4

Прими участие в общеклассной беседе.

Цель - подвести итоги.

1. Оцени свое выразительное чтение. Все ли пункты памятки ты выполнил?

Выполнил все - "5";

1 - 2 не выполнил - "4";

3 - 4 не выполнил - "3".

2. Прими участие в конкурсе дикторов. Определи победителя с учетом всех пунктов памятки.

Покажи сигнал

3. Сделай вывод: достиг ли ты цели? Если цели не достиг, вернись опять к работе по данному модулю.

Модуль 5

Цель - научиться выделять мысли, пересказывать содержание прочитанного, вести диалог. Освоение данного модуля будет способствовать развитию речи, памяти.

1

Прочитай соседу (партнеру) по парте один абзац.

2

Партнер надает тебе вопросы для того, чтобы ты понял значение слов, словосочетаний, уловил смысл абзаца.

3

Обсуди с партнером возможные варианты заголовков, выбери наилучший. Учти: заглавие выражает смысл абзаца.

Запиши заглавие в тетрадь

4

Перескажи содержание первого абзаца.

5

Работай с партнером  по его заданию.

6

Работай над вторым абзацем и далее, как над первым.

7

Дай партнеру свою тетрадь для выставления отметки. Поблагодари партнера за совместную работу.

8

По окончании работы над текстом подготовься к выступлению в группе. Помни: тебе помогут передать содержание записанные в тетради заголовки.                

9

После выступления в группе работа над пересказом закончена.

10

Прими участие в общеклассной беседе.

Цель - подвести итоги.

Прочитай цель модуля; подумай, достиг ли ты цели; если цели не достиг или достиг частично, вернись к работе по данному модулю дома.

Сделай запись в дневнике

Модуль 6

1

Проверь свои знания. Ответь на контрольные вопросы. Найди подходящее предложение для надписи над иллюстрацией. Нарисуй картинки (словесно) к диафильму. Опиши герои, понравившийся эпизод, природу. Чтение отрывка по ролям. Оцени партнера. Дай свою тетрадь партнеру для записи отметки. Поблагодари партнера за совместную работу. Подведи итоги работы на уроке. Что нового узнал? Чему научился? Спасибо за работу на уроке!

Работа в группе

Хорошо известно, что только целенаправленная самостоятельная деятельность приведет к устойчивым знаниям и учебным навыкам.

Кроме предписаний модулей ученики имеют на партах папки с памятками по организации работы. Так в основе заданий, рассчитанных на самостоятельное выполнение сразу после первичного чтения текста лежит работа по анализу прочитанного или ответы на вопросы по содержанию прочитанного.