Участие детей в Научно-практической конференции

Эрдыниева Аюна Дугаровна

НПК на тему "Мандалы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk_mandaly.docx79.26 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации «Баргузинский район»

Научно–практическая конференция «Первые шаги в науку»

МБОУ «Улюнская общеобразовательная школа им.Сахара Хамнаева»

Тема: «Мандала – терапия»

                                                                    Работу выполнила:Баглаева Инна Владимировна,

                                                                                                     ученица 6 класса

                                                                  Научный руководитель: учитель нач. кл-в,

                                                                                                         Эрдыниева Аюна Дугаровна

2017г.

                                 СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ                                                                        

Глава 1.  1 «История появления мандал»                        

           2. «Виды мандал и их предназначение»

Глава 2. 1. «Мандала - терапия и её влияние на состояние человека»

                  2. «Как пользоваться готовой мандалой» 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  ПРИЛОЖЕНИЕ

                

                                                

                  ВВЕДЕНИЕ

        Человек в современном мире постоянно подвергается нервным перегрузкам. Негативные переживания, которые не могут быть выражены в социально приемлемой форме, приводят к напряжению нервной системы, неврозам и психосоматическим заболеваниям. Стресс оказывает влияние на все сферы жизни человека. Стрессу подвержены все и взрослые и дети. Особенно нарушение в эмоциональной сфере выражено у подростков и связано это с патологически протекающими возрастными кризисами, с нарушениями в эмоциональной сфере, неправильным воспитанием, непониманием со стороны окружающих. Поэтому данная исследовательская работа на тему «Мандала – терапия» на сегодня очень актуальна.

        Идея исследования возникла у меня, когда я наблюдала за действием моих одноклассников на уроках и переменах, беседуя с классным руководителем моего класса, психологом и учителями – предметниками нашей школы о поведении подростов, видя из телевизионных передач и читая много статей в газетах я увидела,  как часто агрессивно ведут себя подростки по отношению к людям и животным в жизни, дети часто подвержены различным эмоциональным перегрузкам, которые выражаются в нарушении общения, снижении психоэмоционального контроля, преобладании негативных эмоций и состояний. И мы вместе с учителем начальных классов решили помочь ребятам справиться с проблемами в нарушении эмоциональной сферы, используя метод изо - терапии. Ведь, как известно изобразительная деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребёнка, поскольку в процессе изображения участвует сама личность в целом.

        Целью нашей исследовательской работы стало изучение эффективности и специфики влияния мандала - терапии на эмоциональную сферу человека.

        Для реализации поставленных целей мы определили следующие задачи:

  • Узнать историю появления мандал, её виды и способы применения в жизни человека.
  • Выяснить существуют ли  мандалы в религиозных культурах.
  • Узнать о современных методиках, позволяющих использовать круговые изображения в целительских практиках.
  • Выявить уровень эмоционального состояния учащихся до применения изо-терапии и после. Сравнить результаты и оценить эффективность проделанной работы.
  • Выпустить сборник готовых мандал «Рисунок против стресса».
  • Выполнить мандалы в различных техниках и научить этому приёму других.

        В качестве объекта исследовательской работы для осуществления экспериментальной деятельности выступают методы и приёмы мандала - терапии, изображение и выполнение мандалы, которая будет положительно влиять на эмоциональную сферу человека.

        Предмет исследовательской работы – эмоциональная сфера учащихся.

        Методы исследовательской деятельности по теме:

1.        Анализ теоретических источников.

2.        Исследование по воздействию мандал на эмоциональное состояние человека.

3.        Анализ полученных результатов.

        В качестве гипотезы исследовательской работы взято предположение о том, что если правильно организовать мандала - терапию, то у детей совершенствуется не только познавательная деятельность, но так же совершенствуется эмоциональная сфера, а именно:

- воспитывается умение видеть, чувствовать, понимать прекрасное;

- развивается творческая активность, умение мыслить смело, свободно, ученик становится пытливым, эмоционально отзывчивым, наблюдательным;

-  школьник учиться ориентироваться в духовных ценностях общества;

-  даётся радость общения с товарищами, формируется умение сопереживать, кроме того происходит совершенствование двигательно-моторной сферы.

        На уроках изобразительного искусства я узнала, что когда в душе у человека накопилось много переживаний, а проблемы кажутся не решаемыми, помочь может техника, которую называют терапией создание мандалы, или хотя бы успокоить моих одноклассников. Подобные изображения в виде сакрального круга помогают человеку осознать прошлое и смоделировать будущее. Привести в порядок и гармонию настоящее человека и помочь позитивнее воспринимать происходящие события. Услышать мелодию собственной души, расшифровать голос сознания и подсознания. Это достаточно сложный процесс выполнения, но он приносит спокойствие и уверенность любому человеку. Разукрасив мандалу, я поняла, что это поистине удивительное изображение. Оно имеет очень широкое применение, начиная духовным планом и заканчивая обустройством быта. 

        В ходе исследования я узнала, что жрецы культа Вуду чертили на земле защитные круги, дервиши кружились в трансовом танце, славяне водили хороводы вокруг огня. В буддизме круг означает просветление, озарение, совершенство человека в единстве с первоначальным принципом. В китайском символе инь — ян двойственность заключена в круг. В Средние века господствовало представление о картине мира как о расположенных друг в друге чашеобразных космических сферах в круговой проекции (что и было поэтически представлено в «Божественной комедии» Данте в форме кругов рая и ада). В качестве символа Святой Троицы часто использовались три проникающие друг в друга круга.

        В рыцарской литературе раннего Средневековья получил известность цикл романов о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. В одном из романов этого цикла волшебник Мерлин подсказывает вождю бриттов Утеру (отцу Артура) мысль создать рыцарский орден Круглого стола. Рыцари этого ордена на пирах у короля должны были сидеть за круглым столом, чтобы не было споров о лучшем и худшем месте и все рыцари чувствовали себя равными.

        В современном мире при международных совещаниях круглый стол был вызван потребностями дипломатического церемониала, стремящегося подчеркнуть равноправие совещающихся или договаривающихся сторон. Сейчас выражение «круглый стол» стало применяться ко всякому обмену мнениями, участники которого беспристрастно и терпимо знакомятся с точкой зрения любого члена совещания.

        Обращаясь к кругу, мы тем самым вольно или невольно обращаемся к мотивам целостности и интеграции в самих себе. Круг, нарисованный нами, непроизвольно воспринимается оберегом, ограждающим нас, создающим наше священное, защищённое место в мире, в котором сконцентрированы все наши жизненные силы. И поэтому методом моего исследования стала изо - терапия при помощи круговых изображений – как весьма эффективный инструмент решения глубинных психологических проблем у человека.

        При изучении данной темы я узнала, что у каждого народа существует своё понимание и терминология, своё назначение, воплощение и способы применения круговых изображений.         Большинство из них имеют культовый, сакральный, космогонический характер.

        При этом есть и то, что их всех объединяет – существо круга как символа совершенной целостности, объединённости, защищённости, зарождения нового.

        В настоящее время для обозначения любых круговых изображений чаще всего используется восточное слово «мандала».

                   

        ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ                

Глава 1. «История появления мандал»

        Мандала (в переводе с древнеиндийского «круг») — геометрический символ сложной структуры, один из основных сакральных символов в тантрических направлениях буддизма и индуизма. Элемент ее построения - круг. Мандала на древнем индийском языке обозначает мистический круг взаимосвязи духовных и материальных энергий вселенной или по-другому цветок жизни. Мандала была придумана примерно 3000 лет назад монахами на севере Индии. Первая мандала изготовлена в 8-м веке основателем был ваджраяны Падмасамбхава. Он сооружал мандалу и бесперерывно молился, в центр круга спускалось божество, исполняющее все его желания.

        В различных других традициях обозначает – колесо, венец, вращение, круговорот, хоровод, танец, кольцо, ритм, ритуал, молитва, дом для Бога. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что история возникновения рисунков мандалы связана со строительством древних мегалитов. Также существует версия, что вдохновением для изображения мандалы послужили шаманские бубны и символы, которые на них наносили.

        Понятие мандалы было внесено в западную психологию швейцарским психологом и исследователем Карлом Гюставом Юнгом. Юнг обратил внимание на то, что схематика круга в его рисунках изменялась в соответствии с его внутренним состоянием, т.е. по сути являлась его отображением. Сделал вывод, что с помощью методики мандалы можно проявить индивидуальность человека, побороть его страхи и заглянуть “внутрь” себя.

        Коренные жители Америки создавали песочные мандалы, расчерчивая поверхность необычными символами. Также они выбивали мандалы из камня. Знаменитый ацтекский календарь тоже является мандалой. Он символизирует хронометраж и религиозное мировоззрение древнего индейского народа.

        Несмотря на то, что мандалы - это обычно сложные изображения с многочисленными орнаментами и символами, знак Инь-Янь тоже является мандалой. Существует древнее тибетское искусство создания мандал из цветного песка. Это кропотливая и долгая работа, требующая фантастической выдержки и умения. Она закаляет дух и воспитывает смиренность человека. Самое невероятное то, что когда многодневная или многомесячная работа закончена, мандалу уничтожают.

        В Православии существует множество мандал. Например, иконы «Неопалимая купина», «Всевидящее око».

        Вывод: Мандала – это круг, имеющий выраженный центр. Суть мандалы глубоко психологична и символична, и именно поэтому мандалы есть во всех культурах и религиозных системах. Создавав мандалу, мы создаем символ собственной личности, который помогает нам понять, что мы из себя представляем в данный момент.

2. «Виды мандал и их предназначение»

        Мандалы бывают: природного происхождения и созданные человеком. Их можно нарисовать на бумаге и ткани, вышить или напечатать, построить из песка, глины, бетона, железа или высечь в мраморе. Мандалу можно сделать как татуировку на теле человека, разрисовать бампер автомобиля или оставить как элемент фамильного герба. Сами же мандалы разделяют на несколько видов и предназначений:

Двумерные мандалы – нарисованные на плоскости. Их рисуют на бумаге, используя краски, карандаши, фломастеры, мелки, уголь.

Объемные (рельефные) мандалы - изготовлены из дерева (паркет), металла (чеканка, ювелирные украшения), камней (архитектура и украшения (яйца Фаберже, браслеты, колье и пр.), растений (клумбы, фруктово-овощные или зерновые панно), продуктов (многослойные салаты , к примеру)

Вышитые на ткани. Вышивка по ткани (элементы национальной одежды, например, славянская «вышиванка» или индейские рубахи), выполненные с использованием ниток, бисера, кусочков дерева, камней, бахромы и т.д).

Мандалы, сделанные из ниток Плетеные или вязанные изделия (начиная с оберегов и заканчивая шапочками и шалями), мандалы, сделанные из песка и цветного порошка, мандалы, сделанные из металла. мандалы, сделанные из дерева, мандалы, высеченные на камне, мандалы, сделанные из драгоценных камней и минералов, мандалы, изображённые на потолках, стенах, полах храмов. Круги на полях. Украшения и амулеты в виде мандал.

Применяют мандалы в разных сферах жизни и для разных целей.

Постоянные изображения божества, настройка на медитацию и молитву

        При раскрашивании, созерцании или рисовании таких мандал человек переносится мысленно и энергетически в определенные временные порталы. Такие мандалы вешаются в помещении, где человек молится или медитирует, и таким образом мандала помогает настроиться на нужную волну и войти в определенное медитативное душевное состояние.

Целебные, защитные (обереги), колодцы (ловушки), мельницы (вертушки, генераторы), женские, мужские, парные. Мандалы могут влиять на растения и животных. Цветы могут активнее цвести, деревья плодоносить, животные не болеть, а вредные насекомые могут покинуть место своей дислокации.

                Применение мандал:

- Оздоровление организма, исцеление

- Зарядка энергией воды

- Очищение пространства, пищи, лекарств

- Обереги/защита

- Нейтрализация/уменьшение вреда геопатогенных зон, воздействия электроники, окружающей среды

- Работа с сознанием/подсознанием, медитация

- Способствуют открытию сердца и помогают следовать интуицию.

- Разрешение ситуации, улучшения взаимоотношений (с близкими, родными, коллективом)

- Привлечение в жизнь любви, изобилия, воплощения в жизнь мечты, проработка каких-либо качеств (устранение отрицательных и проявление положительных)

Поэтому мандалы можно использовать во всех

Глава 2. «Мандала - терапия и её влияние на состояние человека» 

        В нашем исследовательской части мы провели диагностику уровня тревожности, где показано, что 6 класс в начале количество тревожных подростков было 10, а после проведения мандала-терапию это число уменьшилось и стало 1. Я раздала разного рода мандалы: рисунки, которые спонтанно создаются учащимися. Как ни странно самый обычный рисунок может оказывать на человека поистине огромное влияние, затрагивая самые тонкие струны его души. Выражение своего чувственного опыта в круговых рисунках помогает ученикам снять напряжение и расслабится. Таким образом, происходит психоэмоциональная разгрузка, я увидела, что учащиеся становятся спокойными и уравновешенными, они начинают радоваться элементарным вещам.

Ф.И.О

Диагностика тревожности

Диагностика после мандала-терапии

Баглаева Инна  Владимировна

не тревожны

не тревожны

Бадмаев Эрдыни Георгиевич

не тревожны

не тревожны

Баяндуев Аюр Михайлович

тревожность средняя, допустимого уровня

не тревожны

Баяндуева Наталья Георгиевна

не тревожны

не тревожны

БаяндуеваОюна Михайловна

тревожность средняя, допустимого уровня

не тревожны

Баяндуева Юлия Сергеевна

тревожность средняя, допустимого уровня

не тревожны

Белокопытов Николай Олегович

не тревожны

не тревожны

Галдина Надежда Васильевна

тревожность

не тревожны

Гармаев Артем Игоревич

тревожность средняя

не тревожны

ГармаеваЭржена Станиславовна

тревожность средняя

не тревожны

Гатапова Валентина Алексеевна

тревожность средняя

не тревожны

Добрецкая Лилия Ивановна

тревожность средняя

не тревожны

Добрецкая Наталья Андреевна

не тревожны

не тревожны

Доржиева Сарюна Владимировна

не тревожны

не тревожны

ЗапалаеваБэлигма Валентиновна

не тревожны

не тревожны

Константинова Светлана Константиновна

не тревожны

не тревожны

МолоноваГэрэлмаБудаевна

не тревожны

не тревожны

Очиров БаирДоржиевич

тревожность

тревожны

Протасова Диана Вячеславовна

не тревожны

не тревожны

Раднаева Алеся Эрдэмовна

тревожны

не тревожны

Степанов Агван Анатольевич

тревожны

не тревожны

                 3. «Как пользоваться готовой мандалой»

        Поместите мандалу напротив себя на расстоянии 1.5 - 2 метра, на уровне глаз. Сядьте и просто смотрите на нее в течение 10-15 минут, стараясь ощутить ее энергию. Постарайтесь почувствовать, какая часть вашего тела особенно резонирует с ней. Держите в уме ту цель, ради которой создавалась мандала, с пониманием того, что сейчас вы получаете энергию для реализации этой цели.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Искусство мандалы не забыто. Напротив, сегодня оно переживает новый этап развития.         Я выяснила, что в процессе создания или разукрашивания цикличного рисунка мандалы находят выход глубинные эмоции человека.         

        Если в процессе разукрашивания мандалы вы почувствовали сильные эмоции, акцентируйте на этом внимание и выделите более ярким цветом ту часть, которая вызвала у вас эти чувства. Так вы построите свою персональную «психологическую диаграмму», подобно доктору Юнгу.

        Регулярная работа с мандалами приведет к тому, что вы будете находиться в гармонии с окружающим миром. Концентрация на процессе рисования мандальных узоров позволяет сосредоточиться и создает почву для разрешения внутренних конфликтов. Вследствие этого состояние человека значительно изменяется.

        Важно не просто нарисовать мандалу и забыть о ней. Повесьте готовое изображение на видное место, чтобы почаще смотреть на него. Изучайте свой рисунок, вспоминая, о чем вы думали в тот или иной этап его создания. Это закрепит благоприятный результат работы.

        Если у вас нет склонностей к рисованию, но вы хотите испытать чудодейственное влияние мандалы на себе, есть множество способов, не подразумевающих использование карандаша и бумаги. Так вы можете создавать прекрасные мандалы - мозаики, коллажи и скульптуры из природных материалов (камней, шишек, семян и т.д.), лепить узоры из полимерной глины…

        Входе исследовательской работы я увидела, что мандалы можно встретить в самых неожиданных местах, оказывая влияние на наше психику и радуя глаз своим замысловатым великолепием.

        Однажды, когда мое эмоциональное состояние было сложным, я начала раскрашивать мандалы. Моя первая раскрашенная мандала была очень тусклой, и я до сих по смотрю на нее с трудом. Но, раскрасив первую, мне буквально на следующий день захотелось раскрашивать еще. Потом еще. В конечном итоге у меня их собралось более 20 штук и я решила создать сборник мандал и назвать его «Рисунок против стресса». День ото дня мои мандалы становились ярче, радостнее, интереснее. Я однозначно прочувствовала эффект этой техники. После каждого такого сеанса я становилась умиротворенной и радостной. Рисунок мандалы меня так увлёк и понравился, что я поделилась своим впечатлениями с одноклассниками. Они тоже с удовольствием сделали себе мандалы для релаксации.

        Проведя сравнительный анализ по выявлению уровня тревожности у учащихся моего класса до рисования мандал и после я пришла к выводу, что выражение своего чувственного опыта в круговых рисунках помогает ученикам снять напряжение и расслабится. Таким образом, происходит психоэмоциональная разгрузка, я увидела, что учащиеся становятся спокойными и уравновешенными, они начинают радоваться элементарным вещам.

        Я уверена, что всем, кому нужна таблетка для души, первым делом нужно скорректировать свое состояние этим упражнением – раскрашиванием рисунка в круге.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Сайт психолога - консультанта, психотерапевта Виктора Ляшенко. Статья «О мандалах»
  2. Вилата Вознесенская. Женские мандалы. Магические круги на все случаи жизни. © ООО «Издательство АСТ»
  3. Мандала. Форма и значение цветов. © Кларисса Рай
  4. http://mob.rgo-sib.ru/book/articles/42.htm - «Мандалы древних религий, стран и народов»
  5. http://www.liveinternet.ru/users/helen1/post172242050 - «Мастер – класс по выполнению мандал из ниток»
  6. http://lubomydr.ucoz.ru/publ/vidy_mandaly/1-1-0-157 - «Виды мандал»
  7. http://smart-paradox.metdioz.ru/publ/32-1-0-310 - «Символика в мандалах»
  8. https://ru.wikipedia – определение слова «мандала»
  9. http://www.yugzone.ru/articles/mandala.htm - Мандала - способ развития памяти. Статья по теме: «Раскрашивание мандал»
  10. Рушель Блаво  «Мандалы для раскрашивания. Ты будешь здоровой и молодой». Медитации для исполнения желаний

ПРИЛОЖЕНИЕ

Значение символов и цвета при изображении»

        Для того чтобы процесс творчества был более осознанным, существуют значения символов и фигур, применяемых в рисовании мандал.

Фигуры и символы:        

i_007Круги – энергия инь, женская, гармония, целостность, цикл, цель, место сборки, символ денег, монет, проявитель правдивости помыслов и чувств.

        i_008Спираль – символ движения. Спираль, уходящая в центр, – движение втягивающее, впитывающее, подобно водовороту. Спираль, разворачивающаяся во внешний мир, – движение из центра в стороны, что-то раскрывается, освобождается, набирает обороты. Знак постоянно движущейся энергии, приход-уход и снова приход.

i_009 Ракушки – символ втягивания в себя, закупоривания, закрытия, укрытия тайны, хранилище.        

i_010Стрелы, шипы, треугольники, любые острые углы, зигзаги, молнии – мужские символы, энергия ян, активная, агрессивная, защитная и нападающая. Разрубает, указывает цель, протыкает, пугает, возбуждает, раздражает, прокладывает путь.        

i_011Глаза, овалы – символ божественного ока или всевидящего глаза, который наблюдает, охраняет, следит за порядком. Функция защиты, порядка, испуга, успокоения, заботы, опеки. Потребность в охране, защите, внимании, безопасности или строгости и наказании.

i_012Квадраты, многоугольники, ромбы – символ фундамента, прочного, основательного, статичного, зафиксированного. Закон, правда, косность, опора, системность.

i_013Цветы, узоры, плавные линии – иньская энергия. Символ покоя, плавности, текучести, нежности, медлительности, красоты, тяги к прекрасному.        

i_014Капельки – это живительная влага, возрождающая жизнь, жизнь капает и сливается в ручьи долгожданной, целительной энергии. Капельки идут в центр – поток энергии стекается из окружения в центр мандалы. Капельки направлены вовне – из мандалы или из вашей жизни растекается поток к людям.

        

                Многолучевые звезды, крылья – символ постоянного оберега ангелами -хранителями. На вашем пути всегда есть помощь высших сил, удачи, и судьбы. Путеводная звезда всегда светит вам.

Значение цвета:

        Красный цвет в мандале указывает на наличие целебного, животворного потенциала, который выступает на поверхность из глубины психики. Он отвечает за силу эмоциональных и духовных поисков, за стремление выжить, за волю к трансформации. Красная огненная корона во круг большинства традиционных малдал означает сжигание всего темного и невежественного, фальшивых представлений и ошибочных самооценок. Бросающееся в глаза отсутствие красного цвета в мандале, наоборот, может свидетельствовать о пассивности или недостатке воли и сил для самореализации.

        Оранжевый цвет является смягченной формой проэнергии красного цвета, другими словами, символизирует "границу огня". Оранжевый цвет отвечает за чувство идентичности и положительного самоутверждения.

        Жёлтый цвет символизирует способность нашего духа видеть, воспринимать и понимать. В изображении индейского лечебного колеса желтый цвет ориентирован на восток и символизирует свет прозрения. В мандале желтый цвет ассоциируется с активным мужским началом. Его появление в мандале свидетельствует о развитии индивидуальности и независимости и считается признаком начала новой жизни, полной радостных ожиданий и надежд. Заметное отсутствие жёлтого цвета в мандале говорит о поляризации света и темноты и может указывать на вытеснение "тени".

        Фиолетовый цвет (а также его тёмно-сиреневые оттенки) считается королевским цветом, объединяющим в себе мужское и женское начала и символизирующим мистическое слияние объекта и субъекта.

        В символике мандалы фиолетовый цвет означает энергию (красное), проявляющуюся на духовном уровне (голубое).

        Фиолетовый цвет означает стремление наладить "магические" связи с самим собой и с окружающим миром. При склонности к экстремальным ситуациям фиолетовый цвет может означать чрезмерный индивидуализм, эгоцентрическое поведение и поступки, а гипертрофированная образность может нарушить связь с реальным миром.

        Голубой цвет является символом бесконечности, глубины океана и высоты безоблачного неба. Он занимает важное место в религиозной символике и соотносится с местом жительства богов. В христианстве голубой цвет считается символом женского начала и прообразом материнства. В мандале голубой цвет соответственно символизирует чувство материнства, беззаветной любви и сострадания.

        Тёмные оттенки голубого могут свидетельствовать о наличии элементов тирании в материнском чувстве, как это, например, символически отображено в чёрно-голубом одеянии индийской богини Кали. Первородный хаос, возникающий при этом в ассоциациях, заключает в себе начало и конец сознания.

        Синий цвет ассоциируется с цветом темного ночного неба, бушующего моря, с отображением фаз внутренней темноты. В мандалах синий цвет соответствует интуиции и мудрости, способности взглянуть на бесконечную реальность через видимые формы, через цикл, включающий в себя начало и конец, смерть и возрождение.        

        Зелёный цвет отвечает за созидательные и целительные силы в человеке, за его стремление обновить себя. В упоминавшемся уже лечебном колесе зелёный цвет ориентирован на юг и символизирует мудрую способность воспринимать других людей, защищать их и помогать им.

        В этой связи зелёный цвет очень часто проявляется в мандале людей, чья профессия связана с оказанием помощи людям или их лечением. Кроме того, зелёный цвет является символом целостности, так как объединяет в себе жёлтый и голубой цвета, т.е. мужское и женское начала.

        Одной из разновидностей голубого цвета является бирюзовый, получивший свое название от бирюзы - драгоценного камня, который, как считается, обладает целебными свойствами и защищает своего хозяина. Комбинация зелёного и голубого цветов рождает чувство ответственности, стремление самому решать собственные проблемы, а также способность духа к самоисцелению. Бирюзовый цвет довольно часто встречается в традиционных мандалах.

        Чёрный цвет, т.е. в принципе отсутствие цвета, ассоциируется с темнотой, тайной, со всем отрицательным, со смертью и с пустотой. Чёрный цвет означает темноту, из которой появляется жизнь и сознание и в которую они со временем возвращаются, - живой хаос любого начала, символ бессознательного и потери сознания.

        Чёрный цвет может означать также и "психологическую смерть", что отчасти проявляется и в тёмно-голубом цвете, тёмную ночь.

        Серый цвет - это нейтральный цвет, состоящий из черного и белого. Он может рассматриваться как выражение равновесного состояния противоположностей.

Если в целом цвет является выражением эмоций, то серый цвет, так сказать, состояние не-цвета, может быть признаком недостатка чувств, а иногда и депрессивного состояния.

духа, предшествующую милости нового познания. В алхимических процессах чёрный цвет соответствует фазе глубоких изменений, когда важные превращения происходят незаметно.

        Чёрный цвет в мандале может указывать на чувство депрессии, потери или печали. Он может быть также свидетельством интеграции нашей "темной" стороны в самосознание.

        Белый – показывать как чистоту и тишину внутреннего мира, так и пустоту, одиночество, холод, страх и замерзание души человеческой.

        В противоположность чёрному цвету белый цвет символизирует свет, человеческое сознание, чистоту, что-то нематериальное и духовное. Если в мандале присутствует слишком много белого цвета, то это может свидетельствовать, с одной стороны, о духовной ясности, о готовности к изменениям, к трансперсональным изменениям психики, а с другой - о недостатке энергии, удалении от восприятия и потребностей тела, об угрозе завышенной самооценки, о сильных, но скрытых эмоциях.

        Цвета, корреспондирующие с семью чакрами, соответствуют семи цветам радуги. Если все они спонтанно проявляются в мандале, то это свидетельствует о наличии "ощущения радуги".

        Дождь, как оплодотворяющий элемент, и дуга, как олицетворение связи между отдельными частями, являются символом магического духовного возрождения.