Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Эрдыниева Аюна Дугаровна

Учитель начальных классов создает условия для проявления инициативности, самостоятельности, творческих способностей в различных видах деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по окружающему миру в 3 «б» классе.

Игра «Звёздный час» по теме: «Человек и природные сообщества»                

        Цель занятия: Обобщить и систематизировать знания учащихся о природных сообществах и о взаимодействии с ними человека;                

Планируемые результаты:

Предметные:

- закреплять понятия по теме занятия;

- распознавать природные сообщества по признакам, животному и растительному миру на таблицах, рисунках;

- описывать особенности естественных и искусственных растительных сообществ;

- сравнивать особенности жизнедеятельности растения разных природных сообществ;

- объяснять необходимость бережного отношения  человека к растениям и животным в различных природных сообществах;

Метапредметные результаты:

Обучающийся получит возможность научиться:

- формировать умения строить логические рассуждения, делать умозаключения, обосновывать правильность или ошибочность результата, умение логически рассуждать, организовывать и строить учебное сотрудничество, умение работать в группе, умение слушать партнера.

Личностные УУД:

-формировать интерес к познанию окружающего мира; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; принятие ценности природного мира, понимание красоты природы России и родного края.

Регулятивные УУД:

-действовать в учебном сотрудничестве; контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом.

Познавательные УУД:

-находить в содружестве с одноклассниками способы решения задачи; проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным критериям; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения.

Коммуникативные УУД:

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе; учитывать другое мнение.

        Ход занятия:

Вступление. Сегодня, ребята,  мы подведём итог большому разделу знаний «Человек и природные сообщества». И вот сейчас попробуем применить полученные знания в игре «Звёздный час». Начинаем игру. Поприветствуем наше жюри, в лице нашего библиотекаря школы. Она будет оценивать в баллах ваши ответы.

Итак, поприветствуем  3 команды. Соблюдайте правила игры, уважайте друг друга, играйте честно, проявляйте активность.

Начнем нашу игру. Сейчас вам необходимо придумать название своей команды, связанное с природными сообществами и выбрать капитана. (1 минута) Команда, справившаяся с этим заданием получает 1 балл. (Название команд: Водоём, Поле, Лес)

Капитаны получают  звезду-сигнал для проведения 1 конкурса.

Замечательно, команды справились.

1.конкурс «Разминка» (отгадывание загадок).

Правила конкурса: дослушав до конца загадку, капитан команды, готовый ответить, поднимает вверх звёздочку. В случае неправильного ответа ход переходит к команде, поднявшей звезду второй и т.д. За каждый правильный ответ 1 балл.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём.

Дом этот не простой,

он дремучий и густой          (Лес)

На нём растёт ромашка,

Лютик едкий, клевер, кашка!

Что ещё?  Гвоздика, смолка,

Колокольчик,

Хвощ, как ёлка.

Ещё много разных травок

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!         (Луг)

Какое море за селом

Волнует ветерок? –

В нём волны можно собирать,

Укладывать в мешок. (Поле)

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки.

Глядятся в него молодые берёзки,

Свои перед ним поправляя причёски.

И месяц и звёзды -

В нём всё отражается ...

Как это зеркало называется? ( Озеро)

Стоят столбики белены,

На них шапочки зелены. (Березы )

По какой дороге

Полгода ездят

И полгода ходят? (Река)

Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава. (Мох)

Никто ее не пугает,

А она вся дрожит. (Осина)

Красненька матрешка,

Беленько сердечко. (Малина)

Стоит Антошка

На одной ножке,

Сам маленький,

А шляпа большая. (Гриб)

Во лугах сестрички —

Золотой глазок,

Белые реснички. (Ромашка)

Не шмель

Не пчела,

А жалит. (Крапива)

Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут,

Я все терплю

И всем добром плачу. (Земля)

Устанет, день- деньской,                                                                

Летая над водой.                                                                                        

И, как на островке,                                                                        

Сидит на поплавке. (Стрекоза)        

Под водой живёт народ,                                                                

Ходит задом наперёд. (Раки)        

В жёлтой шапке набекрень                                                                

Головой вертит весь день. (Подсолнух)        

Жюри подсчитывает баллы за первый конкурс. В первом конкурсе такие результаты:…….         

2 конкурс.        «Выбери цифру»

В этом туре вы   поднимаете номер той, карточки которая верная (карточки с названиями разложены у учеников на столах)  с нужной цифрой ответа, за верный ответ получаете 1балл. После поднятия цифры менять ответ нельзя.

  • Кто из этих животных не живёт в тайге? (1.волк 2. лиса 3 жираф.)
  • Какое  растение не  является лекарственным? (1.крапива 2. синий василёк 3. тимофеевка).                                                                                
  • Какое дерево цветёт последним? (1.акация белая 2. липа 3. рябина).
  • Кого называют «королём грызунов?» (1. бобр 2. суслик 3. хомяк).
  •  Какая цепь питания соответствует болоту?

(1. жёлуди → мыши → совы

2. комар → лягушка→ цапля

3. остатки растений → дождевой червь → трясогузка)

  • Какого жука из-за его окраски называют опасным преступником? (1.майский жук 2.колорадский жук 3.жук-олень).
  • Растениями луга являются: (1. мятлик, 2. пион, 3. клевер)
  • Каких из перечисленных животных нужно уничтожать? (1. куропаток, 2. тлей, 3. капустных белянок)
  • Какое растение не относится к лекарственным? (1. вьюнок, 2.пижма, 3.подорожник)
  • Назовите естественные природные водоёмы? (1. болото, 2. канал, 3.пруд)
  • Какие растения болота являются хищными? (1. осока, 2. росянка, 3. тростник)
  • Какая ягода не растёт на болоте? (1. морошка, 2. малина, 3.клюква)
  • Из каких растений не делают ткани? (1.лён, 2. мятлик, 3. хлопчатник)
  • Кто из животных не обитает в озере? (1.стрекоза, 2. муравей, 3.головастик)

В этом конкурсе наибольший балл заработала команда…………., на 2 месте……………… и на 3 месте……..

Музыкальная пауза, внеконкурсная программа: определить по голосу разных птиц.

3 конкурс. «Угадай грибы» (презентация)

Разложить картинки на съедобные и несъедобные грибы: мухомор, подберезовик, белый гриб, лисички, маслята, ложный опенок, шампиньон, подосиновик, бледная поганка.  

И быстрее и вернее в этом конкурсе оказалась команда………………………………..

 

4 конкурс «Составь словечко» (имена существительные в единственном числе).

На листиках у команд слов «Круговорот», из которых необходимо собрать слово, имя существительное в единственном числе. Команда, составившая самое максимальное количество слов, та выиграет конкурс.

Жюри объявляет итоги этого конкурса………………………………………………………

 

5конкурс. «Вопросы на засыпку».        Вопрос каждой команде по кругу: дослушав до конца вопрос и обсудив его в своей группе, капитан команды, готовый ответить, поднимает вверх звёздочку. В случае неправильного ответа ход переходит к команде, поднявшей звезду первой и т.д. За каждый правильный ответ 2 балла.

1. Какая рыба называется именем человека? (Карп)                                        

2. Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь)                        

3. Какой город летает? ( Орёл)                                                                 

4. Какая река вытекает из Ладожского озера? ( Нева)                                

5.Какой цветок носит человеческое имя? ( Иван- да – Марья, Василёк, Роза)                

6. Растение, которое можно использовать как заменитель ваты? (сфагновый мох)

7. Растение луга, содержащее в своём названии животного леса? (лисохвост)

8. Природное вещество на болотах, которое используют как топливо и удобрение? (торф)

9. Самое глубокое и чистое озеро на Земле? (Байкал)

10. Марка автомобиля и река? (Волга)                        

                                                                

Подведение итогов игры.

Пока жюри подсчитывает очки команд, ответим на важные вопросы:

- Перечислите все природные сообщества?

- Зачем человеку нужно бережно относиться к природным сообществам?

Итоги игры: В нашем сегодняшнем празднике выигрывает команда ………, которая набрала ……  балла, на 2 месте………………………., на 3 месте…………………… Похлопаем. Команда – победительница получает раскраски. Все участники игры – поощрительные призы – яблоки.        Спасибо за игру!

                



Предварительный просмотр:

Анкетирование

Инструкция для родителей

 Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.

На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если нравится - «+»; очень нравится - «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов

Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»

1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;

2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;

3) петь, музицирвать;

4) заниматься физкультурой;

5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

8) играть с техническим конструктором;

9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;

10) самостоятельно рисовать;

11) играть в спортивные, подвижные игры;

12) руководить играми детей;

13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

14) ходить в магазин за продуктами;

15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;

16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);

21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;

22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

27) ухаживать за домашними растениями;

28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

31) участвовать в постановке спектаклей;

32) заниматься спортом в секциях и кружках;

33) помогать другим людям;

34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;

35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (плюсы и минусы).

Дата ___________        Фамилия, имя_________________

Обработка результатов

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка по следующим направлениям:

  • научная
  • творческая
  • спортивная


Предварительный просмотр:

МБОУ «Улюнская средняя общеобразовательная школа имени   С.Хамнаева»

СОГЛАСОВАНО

________________

Зам.директора по УВР

_________________

 «    » сентября 2016 г.

УТВЕРЖДЕНО

________________

Директор школы

_________________

«    » сентября 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Проектная деятельность»

1-4 класс

Составитель/ Разработчик программы

Эрдыниева Аюна Дугаровна

2016-2017гг.

 Базисный учебный план ОУ РФ является нормативным документом, основанным на Федеральных государственных образовательных стандартах  общего образования. В нем определяется объем учебной нагрузки обучающихся, состав предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяется время. Базисный план делится: на вариативный и инвариантной. Вариативная часть это внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Направления деятельности:

- спортивно-оздоровительное;

- художественно-эстетическое;

- научно-познавательное;

- военно-патриотическое;

- общественно-полезная деятельности;

- проектная деятельность.

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по данному направлению предназначена для работы с детьми 1-4 классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие всех учеников класса в познавательной деятельности.  

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Актуальность  программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Цель  программы:   Развитие  познавательной  активности  младших  школьников,  их  творческих  способностей   через  приобщение  к  проектно-исследовательской  деятельности,   создание условий для    организации   этой  деятельности  и  получения  ее  результатов.

Задачи: 1.  Сформировать  у  учащихся  стойкую   положительную  мотивацию  к  их   проектно-исследовательской  деятельности.

2.  Сформировать  позитивную  самооценку,  самоуважение.

3.  Вооружить  школьников теоретическими знаниями  и  специальной  терминологией   основ  проектно-исследовательской  деятельности.

4.  Научить   учащихся  сначала  совместно  с  учителем,  а  затем    под  его  руководством  и  самостоятельно  на  практике  выполнять проектно-исследовательские  работы .

5.  Сформировать  коммуникативную  компетентность  в  сотрудничестве (умение  вести  диалог,  координировать  свои  действия  при  работе  с самим  собой  и  с  партнерами   по  группе  и  классу,  сопереживать, быть  доброжелательными  и  чуткими, проявлять   социальную  адекватность в  поведении).

6.  Сформировать  способности  к  организации  своей  деятельности  и  деятельности  товарищей  в  группе,  классе,  научить  управлять  этой  деятельностью.

7.  Сформировать  умение  решать  творческие  и  проблемные  задачи.

8.  Сформировать  умение  работать  с  информацией (сбор,  систематизация, хранение, использование). 

 Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать различную информацию по общей теме. При этом обучающиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть опыт работы учителя по этой теме, богатство разнообразных источников информации, желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

Источники информации: энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки; видеокассеты, материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии; беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч и интернет.

Формы  проведения  внеурочной деятельности,  нестандартные: игра,  диалог,  практикумы,  экскурсии, эксперимент,  опыт, экспресс-  исследование,  коллективные  и  индивидуальные  исследования,  оргдеятельностные  игры, публичная  защита  проектов  и  исследовательских  работ,  самостоятельная  работа,  мини-конференция, консультация и т.д. Возможные экскурсии: экскурсии в музеи, на действующие предприятия, администрация села  (может оказаться, что там работает кто-то из родителей).

После сбора сведений идет обсуждение проектов. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека. При разработке проектов учитываются возможности, интересы каждого ученика, планируется включение детей в разнообразные виды деятельности,  создание ситуации успеха для каждого.

При этом учащиеся учатся использовать  в  практике  деятельности  эффективные  передовые  информационно-коммуникативные  технологии,  технологию  развития  критического  мышления,  не  забывая  при  этом  про  здоровьесберегающие  технологии  на  протяжении  всего  учебного   процесса.

Содержание  Программы

Выполнение  проекта  складывается  из  трех этапов:  

-разработка  проекта;

-практическая  реализация  проекта;

-защита  проекта.

№ п/п

Наименование разделов

Основное содержание темы

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

1-2

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.

Этапы работы над проектом

Дать понятие «хобби, круг интересов, увлечения».

Участвовать в обсуждении вопросов, понимать значение слова «хобби».

3-4

Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение задачи

Самостоятельная работа учащихся

Дать понятия «проблема», «задача проекта», «решение».

Активно участвовать в обсуждении вопросов и диалоге. Понимать значение понятий «проблема», Работа над проектным понятием «задача проекта». «решение». Правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста. 

5-6

Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задач

Повторить  понятия «формулировка», «гипотеза»

Понимать значение слов  «формулировка», «гипотеза». Правильно формулировать вопросы по теме. Выступать    с сообщениями на тему «Интересные растения из энциклопедии».

7-8

Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта

Дать понятие слов «паспорт проекта».

Знакомство детей с этапами работы над учебным проектом на примере образца подобранного учителем

9-10

Требование к составлению анкет для проекта. Анкетирование

Знакомство с видами вопросов для анкет, формировать умения в составлении вопросов для анкет

Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельное ознакомление (чтение) этапов работы над учебным проектом, разбор каждого этапа под руководством учителя. Составлять вопросы для анкет.

11-12

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере

Познакомить с условиями размещения материала на постере, формировать умения в создании постера со ссылками и иллюстрациями, графическими схемами планами. Учить создавать сообщения различной природы (устные и письменные)

Запоминать толкование новых понятий.  Находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе.

Запоминать толкование новых понятий. Видеть проблему. Обозначать по-своему алгоритм решения проблемы.

13-

    14

Практическая работа. Создание мини-постера

Самостоятельная работа учащихся

15-17

 Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

 Формировать умения и навыки при работе с фотографиями, рисунками, фигурами и диаграммами.

Запоминать толкование новых понятий. Выдвигать гипотезы, сравнивать свою гипотезу с гипотезами, которые придумали одноклассники. Изучать  и осваивать  возможности программы МРР. Пробовать вставлять фотографии, рисунки, фигуры, диаграммы.

18-19

Программы МРР.        Анимация. Настройка анимации

Формировать умения настраивать анимации на слайде

Учиться работать с реальными объектами как с источниками информации, выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения. Работать в программе МРР. Настраивать анимацию на слайде

20-

23

24-25

26-27

28-29

Программа Power Point Дизайн

Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями

Требования к компьютерной презентации. Программа МРР.

 Закрепление полученных знаний, умений и навыков

Показать возможности программы  Power Point. Обучить первым шагам  составления презентации на компьютере

 Формировать умения и навыки при работе с фотографиями, рисунками, фигурами

Знать требования к составлению компьютерной презентации. Находить ошибки в готовой презентации и исправлять их.  Работать  с командами «Обрезка» и «Границы рисунка»

Изучать и осваивать возможности программы Microsoft Power Point, творчески подходить к созданию вещи.

30-31

Составление презентации по заданному тексту

Знакомство с понятием «презентация проекта». Оказание индивидуальной помощи детям по созданию презентации на бумаге.

Мини-сообщения детей подготовленные дома. Творческая работа «Моя презентация»

32-36

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка

Формирование умения оценивать свою работу и видеть в ней пробелы, развивать самокритику

Самостоятельно работать  с последующей самопроверкой проверкой, уметь  оценивать свою работу и видеть в ней пробелы, развивать самокритику.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема занятия

Примечания

1-2

05-7.09

12-14.09

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.

Этапы работы над проектом

3-4

19-21.09

26-28.09

Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение задачи

Самостоятельная работа учащихся

5-6

03-05.10

10-12.10

Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задач

7-8

17-19.10

24-27.10

Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта

9-10

07-09.11

14-16.11

Требование к составлению анкет для проекта. Анкетирование

11-12

21-23.11

23-30.11

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере

13-14

05-7.12

12-14.12

Практическая работа. Создание мини-постера

Самостоятельная работа учащихся

15-17

19-21.12

16-18.01

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

18-19

23-25.01

30-01.01

Программы МРР.  Анимация. Настройка анимации

20-23

06-08.02

13-15.02

Программа Microsoft Power Point Дизайн

24-25

20-22.02

27-01.03

Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями

26-27

06-08.03

13-14.03

Требования к компьютерной презентации. Программа МРР.

28-29

20-22.03

03-05.04

Закрепление полученных знаний, умений и навыков в работе с программой МРР

30-31

10-12.04

17-19.04

Составление презентации по заданному тексту

32-36

24-26.04

15-17.05

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка

Планируемые результаты

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определение понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить тексты собственных

 докладов;

- объяснять, доказывать и защищать

 свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших

 школьников могут быть сформированы следующие

 способности:

-Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

-Целеполагать (ставить и удерживать цели);

-Планировать (составлять план своей деятельности);

-Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

-Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

-Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Личностные результаты

-формирование у детей мотивации к обучению;

-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные: -умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;

-добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные: -учиться выполнять различные роли а группе (лидера, исполнителя, критика);      -умение координировать свои усилия с усилиями других;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению;            

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения и интересы,  стремиться к сотрудничеству, обосновывать собственную позицию.

Список литературы

1.     Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

2.     Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

3.     Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.          

4.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

  5.   Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7

6.   «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)

7. Программа «Учусь создавать проект» http://gigabaza.ru/doc/24370.html

8. Чиркова Е.Б. «Модель урока в режиме технологии проектного обучения» //Начальная   школа, 2003г. № 12.



Предварительный просмотр:

Управление образования администрации «Баргузинский район»

Научно–практическая конференция «Первые шаги в науку»

МБОУ «Улюнская общеобразовательная школа им.Сахара Хамнаева»

Тема: «Мандала – терапия»

                                                                    Работу выполнила:Баглаева Инна Владимировна,

                                                                                                     ученица 6 класса

                                                                  Научный руководитель: учитель нач. кл-в,

                                                                                                         Эрдыниева Аюна Дугаровна

2017г.

                                 СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ                                                                        

Глава 1.  1 «История появления мандал»                        

           2. «Виды мандал и их предназначение»

Глава 2. 1. «Мандала - терапия и её влияние на состояние человека»

                  2. «Как пользоваться готовой мандалой» 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  ПРИЛОЖЕНИЕ

                

                                                

                  ВВЕДЕНИЕ

        Человек в современном мире постоянно подвергается нервным перегрузкам. Негативные переживания, которые не могут быть выражены в социально приемлемой форме, приводят к напряжению нервной системы, неврозам и психосоматическим заболеваниям. Стресс оказывает влияние на все сферы жизни человека. Стрессу подвержены все и взрослые и дети. Особенно нарушение в эмоциональной сфере выражено у подростков и связано это с патологически протекающими возрастными кризисами, с нарушениями в эмоциональной сфере, неправильным воспитанием, непониманием со стороны окружающих. Поэтому данная исследовательская работа на тему «Мандала – терапия» на сегодня очень актуальна.

        Идея исследования возникла у меня, когда я наблюдала за действием моих одноклассников на уроках и переменах, беседуя с классным руководителем моего класса, психологом и учителями – предметниками нашей школы о поведении подростов, видя из телевизионных передач и читая много статей в газетах я увидела,  как часто агрессивно ведут себя подростки по отношению к людям и животным в жизни, дети часто подвержены различным эмоциональным перегрузкам, которые выражаются в нарушении общения, снижении психоэмоционального контроля, преобладании негативных эмоций и состояний. И мы вместе с учителем начальных классов решили помочь ребятам справиться с проблемами в нарушении эмоциональной сферы, используя метод изо - терапии. Ведь, как известно изобразительная деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребёнка, поскольку в процессе изображения участвует сама личность в целом.

        Целью нашей исследовательской работы стало изучение эффективности и специфики влияния мандала - терапии на эмоциональную сферу человека.

        Для реализации поставленных целей мы определили следующие задачи:

  • Узнать историю появления мандал, её виды и способы применения в жизни человека.
  • Выяснить существуют ли  мандалы в религиозных культурах.
  • Узнать о современных методиках, позволяющих использовать круговые изображения в целительских практиках.
  • Выявить уровень эмоционального состояния учащихся до применения изо-терапии и после. Сравнить результаты и оценить эффективность проделанной работы.
  • Выпустить сборник готовых мандал «Рисунок против стресса».
  • Выполнить мандалы в различных техниках и научить этому приёму других.

        В качестве объекта исследовательской работы для осуществления экспериментальной деятельности выступают методы и приёмы мандала - терапии, изображение и выполнение мандалы, которая будет положительно влиять на эмоциональную сферу человека.

        Предмет исследовательской работы – эмоциональная сфера учащихся.

        Методы исследовательской деятельности по теме:

1.        Анализ теоретических источников.

2.        Исследование по воздействию мандал на эмоциональное состояние человека.

3.        Анализ полученных результатов.

        В качестве гипотезы исследовательской работы взято предположение о том, что если правильно организовать мандала - терапию, то у детей совершенствуется не только познавательная деятельность, но так же совершенствуется эмоциональная сфера, а именно:

- воспитывается умение видеть, чувствовать, понимать прекрасное;

- развивается творческая активность, умение мыслить смело, свободно, ученик становится пытливым, эмоционально отзывчивым, наблюдательным;

-  школьник учиться ориентироваться в духовных ценностях общества;

-  даётся радость общения с товарищами, формируется умение сопереживать, кроме того происходит совершенствование двигательно-моторной сферы.

        На уроках изобразительного искусства я узнала, что когда в душе у человека накопилось много переживаний, а проблемы кажутся не решаемыми, помочь может техника, которую называют терапией создание мандалы, или хотя бы успокоить моих одноклассников. Подобные изображения в виде сакрального круга помогают человеку осознать прошлое и смоделировать будущее. Привести в порядок и гармонию настоящее человека и помочь позитивнее воспринимать происходящие события. Услышать мелодию собственной души, расшифровать голос сознания и подсознания. Это достаточно сложный процесс выполнения, но он приносит спокойствие и уверенность любому человеку. Разукрасив мандалу, я поняла, что это поистине удивительное изображение. Оно имеет очень широкое применение, начиная духовным планом и заканчивая обустройством быта. 

        В ходе исследования я узнала, что жрецы культа Вуду чертили на земле защитные круги, дервиши кружились в трансовом танце, славяне водили хороводы вокруг огня. В буддизме круг означает просветление, озарение, совершенство человека в единстве с первоначальным принципом. В китайском символе инь — ян двойственность заключена в круг. В Средние века господствовало представление о картине мира как о расположенных друг в друге чашеобразных космических сферах в круговой проекции (что и было поэтически представлено в «Божественной комедии» Данте в форме кругов рая и ада). В качестве символа Святой Троицы часто использовались три проникающие друг в друга круга.

        В рыцарской литературе раннего Средневековья получил известность цикл романов о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. В одном из романов этого цикла волшебник Мерлин подсказывает вождю бриттов Утеру (отцу Артура) мысль создать рыцарский орден Круглого стола. Рыцари этого ордена на пирах у короля должны были сидеть за круглым столом, чтобы не было споров о лучшем и худшем месте и все рыцари чувствовали себя равными.

        В современном мире при международных совещаниях круглый стол был вызван потребностями дипломатического церемониала, стремящегося подчеркнуть равноправие совещающихся или договаривающихся сторон. Сейчас выражение «круглый стол» стало применяться ко всякому обмену мнениями, участники которого беспристрастно и терпимо знакомятся с точкой зрения любого члена совещания.

        Обращаясь к кругу, мы тем самым вольно или невольно обращаемся к мотивам целостности и интеграции в самих себе. Круг, нарисованный нами, непроизвольно воспринимается оберегом, ограждающим нас, создающим наше священное, защищённое место в мире, в котором сконцентрированы все наши жизненные силы. И поэтому методом моего исследования стала изо - терапия при помощи круговых изображений – как весьма эффективный инструмент решения глубинных психологических проблем у человека.

        При изучении данной темы я узнала, что у каждого народа существует своё понимание и терминология, своё назначение, воплощение и способы применения круговых изображений.         Большинство из них имеют культовый, сакральный, космогонический характер.

        При этом есть и то, что их всех объединяет – существо круга как символа совершенной целостности, объединённости, защищённости, зарождения нового.

        В настоящее время для обозначения любых круговых изображений чаще всего используется восточное слово «мандала».

                   

        ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ                

Глава 1. «История появления мандал»

        Мандала (в переводе с древнеиндийского «круг») — геометрический символ сложной структуры, один из основных сакральных символов в тантрических направлениях буддизма и индуизма. Элемент ее построения - круг. Мандала на древнем индийском языке обозначает мистический круг взаимосвязи духовных и материальных энергий вселенной или по-другому цветок жизни. Мандала была придумана примерно 3000 лет назад монахами на севере Индии. Первая мандала изготовлена в 8-м веке основателем был ваджраяны Падмасамбхава. Он сооружал мандалу и бесперерывно молился, в центр круга спускалось божество, исполняющее все его желания.

        В различных других традициях обозначает – колесо, венец, вращение, круговорот, хоровод, танец, кольцо, ритм, ритуал, молитва, дом для Бога. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что история возникновения рисунков мандалы связана со строительством древних мегалитов. Также существует версия, что вдохновением для изображения мандалы послужили шаманские бубны и символы, которые на них наносили.

        Понятие мандалы было внесено в западную психологию швейцарским психологом и исследователем Карлом Гюставом Юнгом. Юнг обратил внимание на то, что схематика круга в его рисунках изменялась в соответствии с его внутренним состоянием, т.е. по сути являлась его отображением. Сделал вывод, что с помощью методики мандалы можно проявить индивидуальность человека, побороть его страхи и заглянуть “внутрь” себя.

        Коренные жители Америки создавали песочные мандалы, расчерчивая поверхность необычными символами. Также они выбивали мандалы из камня. Знаменитый ацтекский календарь тоже является мандалой. Он символизирует хронометраж и религиозное мировоззрение древнего индейского народа.

        Несмотря на то, что мандалы - это обычно сложные изображения с многочисленными орнаментами и символами, знак Инь-Янь тоже является мандалой. Существует древнее тибетское искусство создания мандал из цветного песка. Это кропотливая и долгая работа, требующая фантастической выдержки и умения. Она закаляет дух и воспитывает смиренность человека. Самое невероятное то, что когда многодневная или многомесячная работа закончена, мандалу уничтожают.

        В Православии существует множество мандал. Например, иконы «Неопалимая купина», «Всевидящее око».

        Вывод: Мандала – это круг, имеющий выраженный центр. Суть мандалы глубоко психологична и символична, и именно поэтому мандалы есть во всех культурах и религиозных системах. Создавав мандалу, мы создаем символ собственной личности, который помогает нам понять, что мы из себя представляем в данный момент.

2. «Виды мандал и их предназначение»

        Мандалы бывают: природного происхождения и созданные человеком. Их можно нарисовать на бумаге и ткани, вышить или напечатать, построить из песка, глины, бетона, железа или высечь в мраморе. Мандалу можно сделать как татуировку на теле человека, разрисовать бампер автомобиля или оставить как элемент фамильного герба. Сами же мандалы разделяют на несколько видов и предназначений:

Двумерные мандалы – нарисованные на плоскости. Их рисуют на бумаге, используя краски, карандаши, фломастеры, мелки, уголь.

Объемные (рельефные) мандалы - изготовлены из дерева (паркет), металла (чеканка, ювелирные украшения), камней (архитектура и украшения (яйца Фаберже, браслеты, колье и пр.), растений (клумбы, фруктово-овощные или зерновые панно), продуктов (многослойные салаты , к примеру)

Вышитые на ткани. Вышивка по ткани (элементы национальной одежды, например, славянская «вышиванка» или индейские рубахи), выполненные с использованием ниток, бисера, кусочков дерева, камней, бахромы и т.д).

Мандалы, сделанные из ниток Плетеные или вязанные изделия (начиная с оберегов и заканчивая шапочками и шалями), мандалы, сделанные из песка и цветного порошка, мандалы, сделанные из металла. мандалы, сделанные из дерева, мандалы, высеченные на камне, мандалы, сделанные из драгоценных камней и минералов, мандалы, изображённые на потолках, стенах, полах храмов. Круги на полях. Украшения и амулеты в виде мандал.

Применяют мандалы в разных сферах жизни и для разных целей.

Постоянные изображения божества, настройка на медитацию и молитву

        При раскрашивании, созерцании или рисовании таких мандал человек переносится мысленно и энергетически в определенные временные порталы. Такие мандалы вешаются в помещении, где человек молится или медитирует, и таким образом мандала помогает настроиться на нужную волну и войти в определенное медитативное душевное состояние.

Целебные, защитные (обереги), колодцы (ловушки), мельницы (вертушки, генераторы), женские, мужские, парные. Мандалы могут влиять на растения и животных. Цветы могут активнее цвести, деревья плодоносить, животные не болеть, а вредные насекомые могут покинуть место своей дислокации.

                Применение мандал:

- Оздоровление организма, исцеление

- Зарядка энергией воды

- Очищение пространства, пищи, лекарств

- Обереги/защита

- Нейтрализация/уменьшение вреда геопатогенных зон, воздействия электроники, окружающей среды

- Работа с сознанием/подсознанием, медитация

- Способствуют открытию сердца и помогают следовать интуицию.

- Разрешение ситуации, улучшения взаимоотношений (с близкими, родными, коллективом)

- Привлечение в жизнь любви, изобилия, воплощения в жизнь мечты, проработка каких-либо качеств (устранение отрицательных и проявление положительных)

Поэтому мандалы можно использовать во всех

Глава 2. «Мандала - терапия и её влияние на состояние человека» 

        В нашем исследовательской части мы провели диагностику уровня тревожности, где показано, что 6 класс в начале количество тревожных подростков было 10, а после проведения мандала-терапию это число уменьшилось и стало 1. Я раздала разного рода мандалы: рисунки, которые спонтанно создаются учащимися. Как ни странно самый обычный рисунок может оказывать на человека поистине огромное влияние, затрагивая самые тонкие струны его души. Выражение своего чувственного опыта в круговых рисунках помогает ученикам снять напряжение и расслабится. Таким образом, происходит психоэмоциональная разгрузка, я увидела, что учащиеся становятся спокойными и уравновешенными, они начинают радоваться элементарным вещам.

Ф.И.О

Диагностика тревожности

Диагностика после мандала-терапии

Баглаева Инна  Владимировна

не тревожны

не тревожны

Бадмаев Эрдыни Георгиевич

не тревожны

не тревожны

Баяндуев Аюр Михайлович

тревожность средняя, допустимого уровня

не тревожны

Баяндуева Наталья Георгиевна

не тревожны

не тревожны

БаяндуеваОюна Михайловна

тревожность средняя, допустимого уровня

не тревожны

Баяндуева Юлия Сергеевна

тревожность средняя, допустимого уровня

не тревожны

Белокопытов Николай Олегович

не тревожны

не тревожны

Галдина Надежда Васильевна

тревожность

не тревожны

Гармаев Артем Игоревич

тревожность средняя

не тревожны

ГармаеваЭржена Станиславовна

тревожность средняя

не тревожны

Гатапова Валентина Алексеевна

тревожность средняя

не тревожны

Добрецкая Лилия Ивановна

тревожность средняя

не тревожны

Добрецкая Наталья Андреевна

не тревожны

не тревожны

Доржиева Сарюна Владимировна

не тревожны

не тревожны

ЗапалаеваБэлигма Валентиновна

не тревожны

не тревожны

Константинова Светлана Константиновна

не тревожны

не тревожны

МолоноваГэрэлмаБудаевна

не тревожны

не тревожны

Очиров БаирДоржиевич

тревожность

тревожны

Протасова Диана Вячеславовна

не тревожны

не тревожны

Раднаева Алеся Эрдэмовна

тревожны

не тревожны

Степанов Агван Анатольевич

тревожны

не тревожны

                 3. «Как пользоваться готовой мандалой»

        Поместите мандалу напротив себя на расстоянии 1.5 - 2 метра, на уровне глаз. Сядьте и просто смотрите на нее в течение 10-15 минут, стараясь ощутить ее энергию. Постарайтесь почувствовать, какая часть вашего тела особенно резонирует с ней. Держите в уме ту цель, ради которой создавалась мандала, с пониманием того, что сейчас вы получаете энергию для реализации этой цели.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Искусство мандалы не забыто. Напротив, сегодня оно переживает новый этап развития.         Я выяснила, что в процессе создания или разукрашивания цикличного рисунка мандалы находят выход глубинные эмоции человека.         

        Если в процессе разукрашивания мандалы вы почувствовали сильные эмоции, акцентируйте на этом внимание и выделите более ярким цветом ту часть, которая вызвала у вас эти чувства. Так вы построите свою персональную «психологическую диаграмму», подобно доктору Юнгу.

        Регулярная работа с мандалами приведет к тому, что вы будете находиться в гармонии с окружающим миром. Концентрация на процессе рисования мандальных узоров позволяет сосредоточиться и создает почву для разрешения внутренних конфликтов. Вследствие этого состояние человека значительно изменяется.

        Важно не просто нарисовать мандалу и забыть о ней. Повесьте готовое изображение на видное место, чтобы почаще смотреть на него. Изучайте свой рисунок, вспоминая, о чем вы думали в тот или иной этап его создания. Это закрепит благоприятный результат работы.

        Если у вас нет склонностей к рисованию, но вы хотите испытать чудодейственное влияние мандалы на себе, есть множество способов, не подразумевающих использование карандаша и бумаги. Так вы можете создавать прекрасные мандалы - мозаики, коллажи и скульптуры из природных материалов (камней, шишек, семян и т.д.), лепить узоры из полимерной глины…

        Входе исследовательской работы я увидела, что мандалы можно встретить в самых неожиданных местах, оказывая влияние на наше психику и радуя глаз своим замысловатым великолепием.

        Однажды, когда мое эмоциональное состояние было сложным, я начала раскрашивать мандалы. Моя первая раскрашенная мандала была очень тусклой, и я до сих по смотрю на нее с трудом. Но, раскрасив первую, мне буквально на следующий день захотелось раскрашивать еще. Потом еще. В конечном итоге у меня их собралось более 20 штук и я решила создать сборник мандал и назвать его «Рисунок против стресса». День ото дня мои мандалы становились ярче, радостнее, интереснее. Я однозначно прочувствовала эффект этой техники. После каждого такого сеанса я становилась умиротворенной и радостной. Рисунок мандалы меня так увлёк и понравился, что я поделилась своим впечатлениями с одноклассниками. Они тоже с удовольствием сделали себе мандалы для релаксации.

        Проведя сравнительный анализ по выявлению уровня тревожности у учащихся моего класса до рисования мандал и после я пришла к выводу, что выражение своего чувственного опыта в круговых рисунках помогает ученикам снять напряжение и расслабится. Таким образом, происходит психоэмоциональная разгрузка, я увидела, что учащиеся становятся спокойными и уравновешенными, они начинают радоваться элементарным вещам.

        Я уверена, что всем, кому нужна таблетка для души, первым делом нужно скорректировать свое состояние этим упражнением – раскрашиванием рисунка в круге.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Сайт психолога - консультанта, психотерапевта Виктора Ляшенко. Статья «О мандалах»
  2. Вилата Вознесенская. Женские мандалы. Магические круги на все случаи жизни. © ООО «Издательство АСТ»
  3. Мандала. Форма и значение цветов. © Кларисса Рай
  4. http://mob.rgo-sib.ru/book/articles/42.htm - «Мандалы древних религий, стран и народов»
  5. http://www.liveinternet.ru/users/helen1/post172242050 - «Мастер – класс по выполнению мандал из ниток»
  6. http://lubomydr.ucoz.ru/publ/vidy_mandaly/1-1-0-157 - «Виды мандал»
  7. http://smart-paradox.metdioz.ru/publ/32-1-0-310 - «Символика в мандалах»
  8. https://ru.wikipedia – определение слова «мандала»
  9. http://www.yugzone.ru/articles/mandala.htm - Мандала - способ развития памяти. Статья по теме: «Раскрашивание мандал»
  10. Рушель Блаво  «Мандалы для раскрашивания. Ты будешь здоровой и молодой». Медитации для исполнения желаний

ПРИЛОЖЕНИЕ

Значение символов и цвета при изображении»

        Для того чтобы процесс творчества был более осознанным, существуют значения символов и фигур, применяемых в рисовании мандал.

Фигуры и символы:        

i_007Круги – энергия инь, женская, гармония, целостность, цикл, цель, место сборки, символ денег, монет, проявитель правдивости помыслов и чувств.

        i_008Спираль – символ движения. Спираль, уходящая в центр, – движение втягивающее, впитывающее, подобно водовороту. Спираль, разворачивающаяся во внешний мир, – движение из центра в стороны, что-то раскрывается, освобождается, набирает обороты. Знак постоянно движущейся энергии, приход-уход и снова приход.

i_009 Ракушки – символ втягивания в себя, закупоривания, закрытия, укрытия тайны, хранилище.        

i_010Стрелы, шипы, треугольники, любые острые углы, зигзаги, молнии – мужские символы, энергия ян, активная, агрессивная, защитная и нападающая. Разрубает, указывает цель, протыкает, пугает, возбуждает, раздражает, прокладывает путь.        

i_011Глаза, овалы – символ божественного ока или всевидящего глаза, который наблюдает, охраняет, следит за порядком. Функция защиты, порядка, испуга, успокоения, заботы, опеки. Потребность в охране, защите, внимании, безопасности или строгости и наказании.

i_012Квадраты, многоугольники, ромбы – символ фундамента, прочного, основательного, статичного, зафиксированного. Закон, правда, косность, опора, системность.

i_013Цветы, узоры, плавные линии – иньская энергия. Символ покоя, плавности, текучести, нежности, медлительности, красоты, тяги к прекрасному.        

i_014Капельки – это живительная влага, возрождающая жизнь, жизнь капает и сливается в ручьи долгожданной, целительной энергии. Капельки идут в центр – поток энергии стекается из окружения в центр мандалы. Капельки направлены вовне – из мандалы или из вашей жизни растекается поток к людям.

        

                Многолучевые звезды, крылья – символ постоянного оберега ангелами -хранителями. На вашем пути всегда есть помощь высших сил, удачи, и судьбы. Путеводная звезда всегда светит вам.

Значение цвета:

        Красный цвет в мандале указывает на наличие целебного, животворного потенциала, который выступает на поверхность из глубины психики. Он отвечает за силу эмоциональных и духовных поисков, за стремление выжить, за волю к трансформации. Красная огненная корона во круг большинства традиционных малдал означает сжигание всего темного и невежественного, фальшивых представлений и ошибочных самооценок. Бросающееся в глаза отсутствие красного цвета в мандале, наоборот, может свидетельствовать о пассивности или недостатке воли и сил для самореализации.

        Оранжевый цвет является смягченной формой проэнергии красного цвета, другими словами, символизирует "границу огня". Оранжевый цвет отвечает за чувство идентичности и положительного самоутверждения.

        Жёлтый цвет символизирует способность нашего духа видеть, воспринимать и понимать. В изображении индейского лечебного колеса желтый цвет ориентирован на восток и символизирует свет прозрения. В мандале желтый цвет ассоциируется с активным мужским началом. Его появление в мандале свидетельствует о развитии индивидуальности и независимости и считается признаком начала новой жизни, полной радостных ожиданий и надежд. Заметное отсутствие жёлтого цвета в мандале говорит о поляризации света и темноты и может указывать на вытеснение "тени".

        Фиолетовый цвет (а также его тёмно-сиреневые оттенки) считается королевским цветом, объединяющим в себе мужское и женское начала и символизирующим мистическое слияние объекта и субъекта.

        В символике мандалы фиолетовый цвет означает энергию (красное), проявляющуюся на духовном уровне (голубое).

        Фиолетовый цвет означает стремление наладить "магические" связи с самим собой и с окружающим миром. При склонности к экстремальным ситуациям фиолетовый цвет может означать чрезмерный индивидуализм, эгоцентрическое поведение и поступки, а гипертрофированная образность может нарушить связь с реальным миром.

        Голубой цвет является символом бесконечности, глубины океана и высоты безоблачного неба. Он занимает важное место в религиозной символике и соотносится с местом жительства богов. В христианстве голубой цвет считается символом женского начала и прообразом материнства. В мандале голубой цвет соответственно символизирует чувство материнства, беззаветной любви и сострадания.

        Тёмные оттенки голубого могут свидетельствовать о наличии элементов тирании в материнском чувстве, как это, например, символически отображено в чёрно-голубом одеянии индийской богини Кали. Первородный хаос, возникающий при этом в ассоциациях, заключает в себе начало и конец сознания.

        Синий цвет ассоциируется с цветом темного ночного неба, бушующего моря, с отображением фаз внутренней темноты. В мандалах синий цвет соответствует интуиции и мудрости, способности взглянуть на бесконечную реальность через видимые формы, через цикл, включающий в себя начало и конец, смерть и возрождение.        

        Зелёный цвет отвечает за созидательные и целительные силы в человеке, за его стремление обновить себя. В упоминавшемся уже лечебном колесе зелёный цвет ориентирован на юг и символизирует мудрую способность воспринимать других людей, защищать их и помогать им.

        В этой связи зелёный цвет очень часто проявляется в мандале людей, чья профессия связана с оказанием помощи людям или их лечением. Кроме того, зелёный цвет является символом целостности, так как объединяет в себе жёлтый и голубой цвета, т.е. мужское и женское начала.

        Одной из разновидностей голубого цвета является бирюзовый, получивший свое название от бирюзы - драгоценного камня, который, как считается, обладает целебными свойствами и защищает своего хозяина. Комбинация зелёного и голубого цветов рождает чувство ответственности, стремление самому решать собственные проблемы, а также способность духа к самоисцелению. Бирюзовый цвет довольно часто встречается в традиционных мандалах.

        Чёрный цвет, т.е. в принципе отсутствие цвета, ассоциируется с темнотой, тайной, со всем отрицательным, со смертью и с пустотой. Чёрный цвет означает темноту, из которой появляется жизнь и сознание и в которую они со временем возвращаются, - живой хаос любого начала, символ бессознательного и потери сознания.

        Чёрный цвет может означать также и "психологическую смерть", что отчасти проявляется и в тёмно-голубом цвете, тёмную ночь.

        Серый цвет - это нейтральный цвет, состоящий из черного и белого. Он может рассматриваться как выражение равновесного состояния противоположностей.

Если в целом цвет является выражением эмоций, то серый цвет, так сказать, состояние не-цвета, может быть признаком недостатка чувств, а иногда и депрессивного состояния.

духа, предшествующую милости нового познания. В алхимических процессах чёрный цвет соответствует фазе глубоких изменений, когда важные превращения происходят незаметно.

        Чёрный цвет в мандале может указывать на чувство депрессии, потери или печали. Он может быть также свидетельством интеграции нашей "темной" стороны в самосознание.

        Белый – показывать как чистоту и тишину внутреннего мира, так и пустоту, одиночество, холод, страх и замерзание души человеческой.

        В противоположность чёрному цвету белый цвет символизирует свет, человеческое сознание, чистоту, что-то нематериальное и духовное. Если в мандале присутствует слишком много белого цвета, то это может свидетельствовать, с одной стороны, о духовной ясности, о готовности к изменениям, к трансперсональным изменениям психики, а с другой - о недостатке энергии, удалении от восприятия и потребностей тела, об угрозе завышенной самооценки, о сильных, но скрытых эмоциях.

        Цвета, корреспондирующие с семью чакрами, соответствуют семи цветам радуги. Если все они спонтанно проявляются в мандале, то это свидетельствует о наличии "ощущения радуги".

        Дождь, как оплодотворяющий элемент, и дуга, как олицетворение связи между отдельными частями, являются символом магического духовного возрождения.