Участие в работе методических объединений

Эрдыниева Аюна Дугаровна

Отчёт воспитательной работы лагеря дневного пребывания «Улюнчик» 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных УУД на уроках математики

В настоящее время перед школой стоит социальный  заказ общества - воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми. И поскольку такое взаимодействие может развиться, и сформироваться в процессе обучения начиная самого раннего детства,  то особая роль отводится  периоду обучения в начальной школе,  где в процессе учебной деятельности (ведущей деятельности в младшем школьном возрасте),  под руководством учителя формируется учебное сотрудничество. Таким образом, сотрудничество со сверстниками, умения выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины играет незаменимую роль в развитии, обучении и воспитании младших школьников. Поэтому развитие коммуникативных УУД одно из важнейших целей учителя начальных классов. Современному выпускнику школы важно не только усвоить определённый объём знаний, но и освоить универсальные учебные действия (УУД), которые дают учащемуся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.

К коммуникативным действиям относятся:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

— определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов

— инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов

– выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

— управление поведением партнера

— контроль, коррекция, оценка его действий;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Примерные приемы для развития коммуникативных УУД

1. К первому направлению  можно отнести все задания, сопровождающиеся инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй ответ»;

2. Система заданий, нацеленных  на организацию общения учеников в паре или группе (все задания, относящиеся к этапу первичного применения знаний; к работе над текстовой задачей, осуществляемой методом мозгового штурма и т.д.)

Основой развития коммуникативных умений в данном курсе математики является систематическое использование на уроках трёх видов диалога:

а) диалог и фронтальная работа (учитель – ученики);

б) диалог и группа (ученик – ученики);

в) диалог и пара (ученик – ученик).

  • Подготовь вместе с соседом по парте сообщение о различных мерах длины.
  • Составь по рисункам произведения и объясни их смысл. Расскажи соседу, что значит — умножить число а на число b? А он расскажет тебе, что значит — разделить а на b?

  •  «математическая эстафета»

Класс делится на 3 команды (можно - по вариантам). Игроки каждой команды поочередно выполняют серию однотипных заданий, которые заготавливаются на каждую команду отдельно. Задание с решением каждый игрок передает ученику, сидящему сзади, причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая.

 

  • «математическое лото»

Учителю нужно подготовить 5 – 6 больших карт, разделенных на прямоугольники с записанными в них ответами, и соответственное количество маленьких карточек с примерами. Условие – одни и те же числа или выражения в ответах повторяться не должны. Большие карты раздаются группам играющих. Учитель вынимает карточку, читает пример. Учащиеся решают его устно или письменно. Та группа, которая обнаружила на большой карте ответ и считает его правильным, забирает карточку у учителя и накрывает ею соответствующую клеточку. Выигрывает группа, которая раньше всех накрыла все клетки своей карты. Когда игра закончена, играющие переворачивают маленькие карточки и если все ответы верны, должна получиться картинка.

  • Изучение состава числа

Например, по составу чисел 6,7

4+2=6         5+1=6         6-5=1         6-4=2
        3+4=7         7-1=6          7-4=3         7-6=1
        6-1=5          6-3=3           1+5=6       6+0=6
        7-2=5          5+2=7          7-7=0        7-3=4
       6+1=7          7-5=2           1+6=7       7+0=7
       3+3=6          2+4=6          6-2=4        6-6=0

Дети получают одну карточку на двоих. Сначала «учителя» - дети первого варианта. Они читают пример, а второй вариант – «ученики» отвечают. «Учителя» диктуют два столбика примеров, затем передают карточку соседу по парте и они меняются ролями.

В результате ребята за сравнительно короткий срок запоминают таблицу сложения и вычитания в пределах десяти. Имеются карточки для устной работы в парах по темам: «Табличные случаи сложения и вычитания в пределах 20», «Табличное умножение и деление».

  • Герои учебников не только ведут на страницах учебников диалоги и служат образцами для подражания, но и позволяют ученикам включаться в диалоги. Например, герои Муравей Вопросик и  Мудрая Черепаха учатся вместе с детьми - выполняют задания, предлагают задания-ловушки, учат правила и определения.

А) Объясни, как сравнить следующие числа и запиши неравенства.

45…47 345…435

97…79 876…867

Б) Сравни числа: 23…32, 45…54, 46…40.

Объясни своему партнёру, как ты выполнял задание.

  •  «Задай вопрос» или «Ответь на вопрос»

Ученики учатся задавать вопросы по изучаемому материалу и отвечать на них.

Например:

А) посмотри внимательно на выражения и составь задание в виде вопроса.

12+12+12               89+89+89+89+89

Б) Прочитай условие задачи и придумай к нему вопрос так, чтобы решение было записано в виде одного из следующих выражений: 9+6; 15+9

В одном пучке 9 редисок, а в другом на 6 больше.

  • Работа в парах

Например:

А) По какому признаку можно разбить числа 7, 38, 50, 6, 4, 78, 87, 92, 3, 0 на две группы? Поясните свой ответ?

Б) Какое число «лишнее»? Обсудите ответ и докажите.

83,54, 49, 100, 32, 94.

  • Работа в группах

А) Каждому ученику даются пары выражений (для каждого ученика пары разные).

Например:

3×4 2×6

4×3 6×2

После того как ученики найдут результаты, заменяя произведение суммой одинаковых слагаемых, они начинают работать в группах. Ставится задача – сравнить пары выражений. Чем они похожи? Чем отличаются? Какой вывод можно сделать? Ученики каждой группы обсуждают поставленную задачу и решают, кто из них ответит на поставленный вопрос.

Далее коллективно делается вывод: от перестановки множителей значение произведения не изменяется.

  •  «Придумай задание для другой группы»

Учащиеся одной группы совместно придумывают и составляют задания для другой группы.

  • «Взаимная проверка»

Ученики обмениваются работами и проверяют друг друга, затем обсуждают всем классом, какие были допущены ошибки и в чём их причины.

  • Рефлексия

А) Прием «Благодарю…»: В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. При этом ученик себя из числа выбираемых людей для благодарности исключает. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех ребят, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Б) Прием «Телеграмма»: После завершения занятия каждому ученику учитель предлагает заполнить бланк телеграммы, придерживаясь определенной инструкции: «Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе». На следующем занятии учитель рассказывает о том, как будет строиться дальнейшая совместная работа на уроке.

В) Прием «Портфель»: Данный прием используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела или большой темы. Суть данного приема - зафиксировать продвижения в учебе конкретной группы детей. Портфель перемещается от одной группы учащихся к другой. Каждая группа не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход". 

Пример

• мы научились составлять план (алгоритм);

• у нас получилось вывести правило;

• вместе мы разобрались в такой-то теме;

• наша группа дружно работала и получила хорошие результаты.

Оценивание коммуникативных УУД по таким методикам как:

Методика «Рукавички»  или «Бабочки»

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий  в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация), умение договариваться, находить общее решение, потребность в общении с детьми.

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному шаблону крыльев бабочки и просят на общем листе составить и нарисовать бабочку раскрасить крылья одинаково.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежат два шаблона рукавичек (крыльев бабочки), вам необходимо на общем листе составить и нарисовать рукавичку (бабочку), а потом раскрасить, чтобы получилось одинаково. Вы сами можете придумать узоры, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на крыльях бабочки;
  • умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  • взаимопомощь по ходу рисования,
  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;

2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;

3) высокий уровень – крылья бабочки украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа

раскрашивания бабочек; сравнивают способы действия и координируя их, строят совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.  

Методика  «Общий рисунок»

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий  в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация), умение договариваться, находить общее решение, потребность в общении с детьми.

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному общему листу и просят на одном листе придумать и нарисовать общий рисунок.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежит лист бумаги, вам необходимо на этом листе придумать и нарисовать общий рисунок. Главное условие: вам необходимо всё обсудить, договориться между собой, какой рисунок рисовать, как его располагать, кто и что будет рисовать, а потом приступать к совместному рисованию».

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по конечному результату;
  • умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  • взаимопомощь по ходу рисования,
  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – рисунок не получился, дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;

2) средний уровень – рисунок частично не закончен, имеются отдельные недочёты, дети не во всём смогли договориться, прийти к общему мнению;

3) высокий уровень – рисунок полностью закончен, эстетичен, дети смогли договориться, прийти к общему мнению;