Главные вкладки

    Мои статьи

    Козлицкая Ирина Владимировна

    Здесь размещены статьи, которые я писала, участвуя в конференциях, конкурсах  или для электронных журналов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дневник школьника – инструмент достижения

    планируемых результатов ООП НОО

    Козлицкая Ирина Владимировна,

    учитель начальных классов

     МКОУ «СОШ № 10 посёлка Каменский

    Красноармейского района Саратовской области»

    irina196107@yandex.ru.

    В современном мире каждый человек должен адекватно оценивать свои возможности. Самооценка – одно из центральных образований личности, часть её ядра. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими.

    Не случайно в Планируемых результатах ООП НОО указывается, что «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе,  во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия,  вносить  соответствующие   коррективы в  их выполнение».

    Однако самооценка не дана нам изначально. Она изменяется, формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Сензитивным периодом для становления самооценки является младший школьный возраст, поэтому нужно начинать формирование объективной самооценки именно в этом возрасте.

    Осваивая новую систему оценки и программу формирования УУД, учителя  сталкиваются с очень многими трудностями и проблемами. Большая часть из них – организационные: как  отследить продвижение ученика в режиме саморазвития, как научить самоорганизации, развить умения ставить перед собой задачу, планировать деятельность, как научить самоанализу и рефлексии.

    Учителям, работающим по ОС «Школа 2100», формировать самооценку младшего школьника помогает дневник («Личный еженедельник первоклассника», «Дневник школьника»). Он сочетает в себе элементы традиционного дневника школьника и «взрослого» еженедельника, а также дает возможность развить у детей организационные умения и умения самоконтроля и самооценки, а учителям и родителям позволяет принять участие в этом процессе.

    Цели и задачи дневника школьника:

    - продолжать формировать целостную систему деятельности и личной ответственности учащихся;

    - развивать и воспитывать интеллектуальную, творческую личность;

    - развивать организационные умения,  умения самоконтроля и самооценки;

    -учить наблюдать за природой;

    - способствовать постоянному взаимодействию с родителями.

    Основные рубрики дневника школьника:

    Инструкция по ведению дневника. Дневник второклассника  начинается с инструкции по ведению дневника. Авторы объясняют ребёнку, что главное назначение дневника  - помочь организовывать жизнь второклассника, объясняют, чем конкретно может помочь дневник: лучше понять самого себя, оценить свои успехи, выразить свои впечатления об уроке, прошедшем дне, целой неделе. Подробно описывается, как же пользоваться дневником.

    Что я хочу рассказать о себе. Наши правила  школьной жизни. Такие страницы дневника, как «Что я хочу рассказать о себе», «Что я хочу рассказать о себе», «Мои учителя», «Мой класс» заполняются вместе со взрослыми и позднее используются  для портфолио. Школьник рассказывает в дневнике о себе то, что захочется, и это помогает ему лучше понять самого себя.

    Откроем раздел «Что я хочу рассказать о себе». Там есть рубрики: «Мои любимые родственники», «Что я умею и люблю делать в школе», «Мои любимые предметы», «Что я люблю делать вне школы», «Мои любимые книги», «Чему я хочу научиться в этом учебном году», «Мои родители хотят, чтобы я научился...». С этой страничкой мы работали на классном часе  «Расскажи мне о себе». На основе страницы «Наши правила школьной жизни» провели классный час, итогом которого было вклеивание в дневник совместно выработанных правил школьной жизни.

    На каждом недельном развороте есть место для: расписания уроков и занятий на каждый день, записи домашнего задания и результатов наблюдений за погодой, переписки учителя и родителей для постоянного взаимодействия, оценки своих успехов в конце учебного дня и недели.

    Далее следуют разделы:

    • Чему я учусь на уроках по всем предметам.
    • Чему я обязательно научусь на уроках по отдельным предметам в этом учебном году (предметные умения 2 класс).
    • Дневник наблюдений за погодой.
    • Таблица требований: Мои достижения по каждому предмету.
    • Чему я научился на уроках по всем предметам в этом учебном году (общеучебные умения - УУД)
    • Сведения об успеваемости за учебный год.
    • Мои успехи в этом году.

    На странице «Мои достижения»  можно увидеть успехи ребёнка за год:  какими были его успехи в школе; каких успехов он достиг вне школы. Здесь фиксируются участие в выставках, проектах, коллективных творческих делах, концертах, акциях и т.д.

    Итогом обучения во 2 классе может быть заполнение таблицы «Мои успехи в этом году». Принять участие в её заполнении может не только ученик, но и учитель, и родители.

    Организация работы с Дневником

    Работа с дневником не относится к числу простых. Во-первых, учителю самому нужно освоить технологию оценивания учебных успехов. Во-вторых, необходимо подробно объяснить родителям и  ученикам, почему надо вести такой дневник. В-третьих,  прививать  детям умение вести записи постоянно, приучать детей к мысли, что дневник – их постоянный спутник. Работа с дневником будет более эффективной и понятной детям, если он будет использоваться с первого класса.

    Ученики работают с дневником: а) на каждом уроке; б) в начале и в конце недели; в) в конце каждого триместра; г) в начале и конце года.

    Дневник и внеклассная работа

    Начинается все на первом классном часе в 1 классе, где учитель знакомит  детей с содержанием дневника. В 1-м классе  учащиеся еще пока не высказывают в письменной форме впечатления об уроке, о прошедшем дне, о целой школьной неделе. Им не под силу еще самостоятельно планировать свои дела на весь учебный год или оценивать уровень своих достижений в конце года.

    Зато дневник помогает детям осваиваться в школе. В классе каждый ученик -  это личность со своими особенностями, интересами, возможностями и потребностями. Любой из нас — часть социума, живущего по определенным законам вежливости и уважения. Поэтому учителю каждый день нужно учить слушать и слышать одноклассников, уважать друг друга, радоваться успехам и преодолевать трудности, соблюдать правила безопасного поведения. Эта работа проводится в учебное время и во время внеклассных мероприятий.

    Уже на первом классном часе мы определили для себя правила школьной жизни с помощью ярких рисунков в рубриках «Безопасность в школе», «Мой учебный день», «Правила поведения в классе», «Культура поведения». Итогом работы  стало оформление специальной страницы дневника. Можно предложить детям несколько вариантов на выбор: перечень, рисунки или фотографии. Работа может выполняться индивидуально, в группах или коллективно.

    Расписание уроков

    Начиная с 1 класса,  дети учатся самостоятельно заполнять расписание уроков, хотя писать они ещё не могут. Авторы дневника предлагают два пути: каждый предмет обозначать рисунком-символом ( - музыка) или печатать букву-начало слова (П – письмо). Для  оказания помощи детям на обороте классной доски помещён макет  страницы дневника (расписание на 1 день). Здесь учитель с помощью магнитов крепит карточки-названия предметов рядом с цифрами – порядковыми номерами уроков. В зависимости от дня недели карточки легко переставить. Даже если ребёнок не знает букв или забыл какую-то из них, карточка поможет записать в дневнике название предмета.

    На этой же доске размещены смайлики (из бумаги или магнитики-смайлики) для самооценки урока. Учитель не расставляет их напротив предмета, чтобы не влиять на самостоятельный выбор учеников, а просто предлагает выбрать нужный, соответствующий уровню самооценки.

    Во втором классе весь первый триместр нам помогает магнитная доска с карточками-названиями уроков. Но названия предметов второклассники уже печатают или пишут полностью или сокращённо (по образцу учителя). Например, ОЗОЖ, ИЗО, Техно и т.д. К концу 1 триместра дети начинают заполнять расписание на неделю самостоятельно.

    На диске ОС «Школа 2100»: «Новые результаты и их проверка» вместе с детьми можно посмотреть анимацию (Как научиться заполнять дневник и собирать портфель).

    Самооценка  урока  и дня

    Данный дневник предлагает ребенку оценивать собственные успехи, свое отношение к урокам с самых первых дней в 1 классе.  Делать это можно с помощью условных обозначений прямо в дневнике: в конце урока напротив каждого предмета нужно закрасить пустой круг определенным цветом (цвет зависит от проделанной работы на уроке). Дети называют эти круги «смайликами» или «светофором». Разного размера и цвета они несут единую смысловую нагрузку радости, удовлетворения от проделанной работы или общения с учителем и одноклассниками.

     «Смайлики»: смайлик с улыбкой – значит,  все получилось, все хорошо; смайлик с ротиком-чёрточкой – получилось, но не всё; смайлик с опущенными уголками рта  – сегодня пока не получилось, но я буду стараться.

    «Светофор»: красный цвет – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

    Желтый цвет – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне собой доволен!

    Зеленый цвет – урок прошел удачно: я активно участвовал в работе класса,  с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой!

    Для развития самоконтроля и самооценки учитель задаёт  вопросы: Что ты узнал на уроке? Чему научился? За что себя можешь похвалить? Над чем еще надо поработать? Какие задания тебе понравились? Какие задания оказались трудными? Достиг ли ты поставленной в начале урока цели? Первоклашки отвечают на вопросы, оценивают свою работу, испытывают при этом чувство удовлетворения от результата любого уровня, честно говорят о своих ошибках, быстро находят пути их устранения – иногда сами, иногда с помощью учителя.

    Во втором классе  успехи ученика оцениваются по 5-тибалльной шкале, поэтому вводится самооценка дня, а не урока. При ведении дневника ученик ежедневно оценивает свои достижения: если всё на уроках в течение дня получалось хорошо - закрашивает кружочек зелёным цветом, если были трудности, но удалось их преодолеть, то  кружок закрашивается  в жёлтый цвет, если было больше отрицательного, то в красный цвет. Мы привыкли с 1 класса использовать смайлики.

    Таблицы  метапредметных и предметных  результатов

    Уже в начале учебного года ученики имеют возможность узнать, какими умениями они смогут овладеть на всех предметах: в дневнике специально для этого отведены страницы «Чему я научусь на уроках по всем предметам (общеучебные  умения – УУД)».  

    Родителям многих учеников  интересно то, что ребёнок должен узнать в течение года. Сейчас это доступно, так как на специальных страничках есть содержание программы по русскому языку, математике, окружающему миру и т.д.

      Также в конце дневника помещена таблица, в которой ученики отмечают самооценку  общеучебных  умений, среди которых:

    • умение организовывать свои дела;
    • умение пользоваться информацией;
    • умение оценивать то, что происходит вокруг;
    • умение общаться.

    Отметки можно выставлять двумя способами: как мы привыкли, на недельных разворотах, или в  таблицы требований по основным предметам. В 1 триместре отметки мы выставляем обычным способом. Во 2 и 3 триместрах попробуем в конце каждого триместра отмечать уровень своих достижений  по каждому конкретному предмету и умению с помощью «Таблиц требований». Предметные умения сгруппированы по линиям развития, что позволяет всем учащимся увидеть практическую значимость каждого предмета. В конце каждой четверти ученик может оценить свои достижения, таким образом  определяя, чему он научился и чему нужно учиться ещё.

    На сайте ОС «Школа 2100» в разделе «Конспекты уроков на каждый день» вместе с конспектами регулярно размещались  рекомендации по работе с «Личным еженедельником первоклассника»  в рамках технологии оценивания учебных успехов». Например:

    1. В октябре мы с вами начнём работать со стр. 118-121 «Главное, чему я научился в 1-м классе», запланировав  эту работу во время урока
    2. Декабрь был вторым рубежом, когда мы обращаемся с детьми к осмыслению «Главного, чему я научился в 1-м классе» с помощью таблицы предметных умений и УУД в Личном еженедельнике первоклассника на страницах 118–121. Дома с родителями или с учителем в классе ребята перечитывают «Умения» и по инструкции, данной на странице 121, отмечают то, чему ребенок научился за прошедшие два (ноябрь–декабрь) месяца, сравнивают с результатами октября, планируют дальнейшую совместную работу.    

    Цель  на  неделю (метапредметные умения)

    Во 2 классе ученики не только оценивают, как прошёл день, но учатся ставить перед собой цель на неделю и контролировать её выполнение. В начале каждой недели мы прописываем общую цель на специальных строчках. Под строкой, где указывается месяц, на каждой странице пропечатана специальная строка: «На этой неделе мы будем стараться…», которую ученикам необходимо продолжить. Вместе с детьми мы изучаем перечень предметных и общеучебных (метапредметных)  умений, которыми  дети должны овладеть, и выбираем одну из них, записывая в сокращении. Конечно, главная роль тут отводится учителю: просмотрев планирование и учебники, учитель видит, какие умения будут формироваться в течение недели. Его задача – подтолкнуть детей, направить их мысли. Например, в начале учебного года необходимо формировать такие умения, как «определять цель работы на уроке с помощью учителя и самостоятельно», «планировать работу на уроке». В конце 1 триместра, при освоении памятки самооценки, лучше выбрать такое умение, как «определять, успешно ли выполнено задание, в диалоге с учителем» и т.д. В конце недели  в диалоге с учителем ученики оценивают, насколько достигли цели, и отмечают смайликом уровень выполнения (рядом с целью напечатан кружок).

    Мои успехи на неделе (предметные умения)

    В конце каждой недели на специальных строчках дети учатся отмечать свои  успехи, анализируют свои достоинства и недостатки, а также ищут пути устранения последних, учатся рефлексировать свою учебную  деятельность. Эту строчку (Мои успехи на этой неделе) ученики заполняют дома, с помощью родителей. Конечно, без помощи учителя и здесь не обойтись. Родители успехи ребёнка связывают только с отметками «4» и «5», поэтому на специальном собрании, посвящённом работе с дневником, нужно объяснить мамам и папам, что успех у каждого ребёнка разный. Для одного и руку поднять, и к доске выйти – больший успех, чем для другого задачу решить. Главное, вспомнить свой самый маленький успех и отметить его. При этом вспомнить прошедшую учебную неделю, рассказать о самом интересном родителям. С детьми мы договорились пользоваться разделом дневника «Чему я обязательно научусь на уроках по отдельным предметам в этом учебном году (предметные умения)». Например, при изучении по литературному чтению темы «Сказочные человечки», ребята выбрали такие успехи: научился составлять устный рассказ о сказочном герое по плану, научился делить сказочных героев на группы, запомнил автора, заглавие и героев прочитанных произведений.

    Из записей в дневнике  видно, как ребёнок пытается проанализировать то, что умеет, анализирует свои достижения и недостатки,  ищет пути устранения последних,  старается, чтобы больше было положительных результатов. Такая работа служит и дополнительным источником мотивации ребёнка (не умею, надо научиться), и создает ситуацию успеха (не умел и научился).

    Наблюдение за погодой

    Дневник помогает  достичь планируемых результатов при формировании таких познавательных универсальных учебных действий, как: «осуществление записи (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом» (Планируемые результаты ООП НОО) с помощью Дневника наблюдений за погодой, который «встроен» в школьный дневник.  С помощью инструкции и под руководством учителя, дети  в классе ежедневно отмечают облачность  и осадки (обводят в рамочку рисунки), а дома отмечают температуру воздуха. В конце дневника отведено место для подведения итогов наблюдений за погодой. Так как итоги записываются в табличной форме, ученики постепенно учатся «понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы»  (раздел ООП НОО «Чтение. Работа с текстом»).

    Наблюдения за погодой проводятся со второго класса ежедневно за 5-10 минут  до начала уроков. Это можно делать коллективно или поручить:

    - по желанию учащегося (на определенный срок);

    - слабоуспевающему ученику (для повышения  самооценки);

    - дежурному по классу.

    В конце каждого месяца  итоги заносятся в таблицу, анализ которой позволяет детям лучше понимать сезонные изменения в природе.

    Наличие такого инструментария, как Дневник школьника,  позволяет учителю уделить должное внимание  самоорганизации,  формированию умения ставить перед собой задачу, планировать  деятельность, осуществлять самоанализ и  рефлексию детьми собственных учебных достижений.

    На своём опыте я убедилась, что  «Дневник школьника», сочетая в  себе все необходимые  элементы традиционного дневника школьника, предназначен  развивать у детей начальных классов  общеучебные (метапредметные) умения, способность  к самоорганизации, умения самоконтроля и самооценки, даёт возможность учителю и родителям принять  активное участие в этом  важном процессе, каким  является  развитие личности ребёнка.

    Отследить  результаты использования дневника школьника можно будет с помощью  диагностики Г. В. Репкиной  «Оценка уровней сформированности  компонентов учебной деятельности». Для учителей, работающих по ОС «Школа 2100», авторами  изданы пособия «Диагностика метапредметных и личностных результатов» для 1, 2, 3 и 4 классов.

    Конечно, существуют   и трудности при работе с дневником:

    – не все учащиеся осознанно определяют  уровень поставленной задачи;

    – некоторые затрудняются оценить себя правильно (завышают или занижают уровень успешности);

    – многие под влиянием родителей не могут отказаться от  стереотипа  пятибалльной системы;

    – смена целей образования (от ЗУНов – к планируемым результатам) не до конца осознана и принята  родителями, и многие из них не осознают пользу нового дневника;

     - большая нагрузка ложится на учителя: нужно самому уметь ориентироваться в дневнике, уметь использовать его возможности.

    Но авторы «Дневника школьника» предлагают учителю выбор: использовать все его возможности в полной мере  или частично, главное, чтобы работа велась систематически.

    Источники:

    1. Интернет ресурс. Режим доступа: http://www.knor.ru/cgi-bin/base.pl?b=1242101 
    2. Электронный каталог издательства «Баласс» (развороты дневника с комментариями).

    http://www.school2100.ru/izdaniya/books/6_1_Dnevnik_2_kl.html 

    Список литературы

    1. Д.Д. Данилов, Ж.И. Серова. Экспериментальная модель контроля и оценивания в Образовательной системе «Школа 2100»/ Журнал «Начальная школа Плюс до и после» № 4, 2004
    2. Т.В. Коньшина, Т.В. Панченко. Оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях введения ФГОС (1-й класс Образовательная система «Школа 2100»)/ Журнал «Начальная школа Плюс до и после» № 10 , 2012
    3. В. Л. Королькова. Дневник школьника как средство развития самоконтроля, самооценки у учащихся начальных классов/ Журнал «Начальная школа Плюс до и после» № 2, 2007   
    4. Образовательная система «Школа 2100». Личный еженедельник первоклассника. (Авторы: Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев и др.). – Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2013.
    5. Образовательная система «Школа 2100». Дневник школьника. 2 класс. (Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев и др.). – М.: Баласс, 2011.
    6. Примерная основная образовательная программа «Школа 2100», Москва, Баласс, 2011.



    Предварительный просмотр:

    Козлицкая Ирина Владимировна.

    Учитель начальных классов высшей квалификационной категории,

     «Отличник народного просвещения»

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10

     посёлка Каменский Красноармейского района Саратовской области».

    E-mail: irina196107@yandex.ru

    САЙТ-ПРОЕКТ КАК ИНСТРУМЕНТ

    ОРГАНИЗАЦИИ  ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Интернет-технология в современной школе - это не только наличие выхода в Интернет с его огромными возможностями, но и умение применять ресурсы сети Интернет в образовательном процессе. Интернет в целом и образовательный сайт в частности являются очень востребованными инструментами обучающей и развивающей деятельности 6.

    Что же такое образовательный сайт? «Это целостная, концептуально обоснованная, структурно  выстроенная система, объединяющая  в  себе  взаимосвязанные  между  собой  веб-страницы, содержание  которых  подчинено  общей  идее  и  выражено в  конкретных  целях  и  задачах» 2.  Персональный  образовательный сайт, как правило,  передаёт  официальную  информацию  о школе или демонстрирует  достижения учителей и учеников.  Форумы, блоги, «бортовые  журналы» на  сайтах способствуют организации активного общения.

    Сайт может также стать полезным  инструментом при  организации  проектной  деятельности, активизации   познавательной активности учащихся.  И тогда это будет уже сайт-проект.

    Требования к сайту-проекту таковы 4:

    сайт должен быть нацелен на интернет-поддержку учебного процесса в рамках проекта;

    сайт должен иметь удобную (обоснованную) систему навигации;

    все дизайнерские решения должны быть методически оправданы, не должно быть излишнего "украшательства", но при этом необходимо исследовать и использовать возможности наиболее удобного оформления материала;

    не должно быть технических погрешностей, опечаток, ошибок и прочего мусора;

    сайт должен быть открыт для просмотра всем членам группы (всем учащимся класса).

    Необходимо продумать  форму обратной связи с учащимися. Для обратной связи можно использовать "FAQ (вопрос/ответ)" (это разновидность форума, который является на сайте отдельной страницей) или указать свой адрес электронной почты, который учащиеся легко смогут найти.

    Обязательно нужно проверить  свой сайт на предмет соблюдения авторских прав. Иллюстративный материал должен быть подписан (как минимум, следует указать автора), текстовые цитаты должны быть снабжены ссылками на первоисточник.

    В процессе выполнения проекта на  сайт нужно добавить критерии оценивания работы (проекта). Критерии оценивания необходимо сделать предельно ясными, чтобы ученики были в состоянии  самостоятельно  оценить свою работу.  Но, в любом случае, на сайте должен присутствовать инструмент для самооценки учащихся.

    Я  хочу  познакомить  вас с сайтом-проектом «Фамильный герб».  Он  создан специально для моих учеников-третьеклассников. А начиналось всё так.

    В первом полугодии  2013 – 2014 учебного года мы работали над проектом "Моя семья": кто-то рисовал родословное древо семьи, а кто-то решил издать семейную газету.  Для связи с родителями и детьми я создала страничку "Семь Я" 3 (страничка для детей и их родителей) на своём личном сайте «Семейная летопись». Благодаря этому удалось скоординировать наши совместные действия при работе над проектом.  

    Во втором полугодии мы начали  работать над новым проектом, связанным с изучением истории своей семьи, - "Герб семьи".  И тут мне стало «тесно» на странице, потому что материал  по составлению герба  никак не хотел умещаться.

    Так появился образовательный сайт-проект «Фамильный герб» 5. Составить герб своей семьи - дело непростое, поэтому в  помощь  младшим школьникам я  решила  разместить на сайте интересные материалы:

    в разделе "Галерея" можно увидеть образцы гербов, которые выполняли ученики; гербы городов и областей (губерний); скачать шаблоны гербов;

    в разделе "Библиотека" можно прочитать о государственном гербе России, о похожем проекте, который выполняли мои ученики раньше (они учатся уже в 8 классе) и другие полезные материалы;

    в разделе "Кинозал" можно посмотреть  диафильмы, связанные с темой проекта; 

    в разделе "Родителям"  я  стараюсь объяснить взрослым,  зачем нужен этот проект, что такое проект и каковы его этапы;

    в разделе  "FAQ (вопрос/ответ)" любой ученик и родитель может задать вопросы и получить от меня (или одноклассников) ответы (при условии регистрации на сайте, конечно).

    На своём семейном сайте я также нашла материал, который будет  нужен  ученикам при составлении герба.  Это разделы "Семейные хобби", "Семейное древо", "Семейная Книга Памяти и Славы", вкладка "Герб семьи" 1

    Чего я хотела добиться, создавая сайт-проект:

    1. Создать безопасную образовательную среду для своих учеников, так как они только делают первые шаги в освоении сети Интернет.
    2. Научить детей основным приёмам поиска информации в сети Интернет.
    3. Наладить связь с учениками  и их родителями вне стен школы для оказания консультационной помощи при работе над продуктом проекта.
    4. Дать возможность детям создать качественный продукт и разместить его в сети Интернет для дальнейшего использования в образовательном процессе.
    5. Организовать совместную работу учащихся  с документами, построенную на основе сотрудничества, желании быть полезными друг другу, проявить своё творчество.
    6. Открыть возможности для достижения предметных и метапредметных результатов.

    На своём собственном опыте я убедилась, что создание сайта открывает для педагогической деятельности новую среду и новые возможности. Сайт становится рабочим инструментом учителя и постепенно начинает использоваться в учебной деятельности, для организации взаимодействия педагогов, учителей, родителей: при дистанционном обучении учащихся, при организации проектной деятельности,  для проведения опросов и телекоммуникационных мероприятий, при организации взаимодействия педагогов, учителей и  родителей.

    Библиографический список

    1. Герб семьи

    URL:  http://irina196107.ucoz.com/index/gerb_semi/0-35 (дата обращения: 25.02.2014)

    1. Образовательный сайт в деятельности учеников и педагогов: результаты дистанционного курса. Николаев Евгений Анатольевич, соискатель лаборатории методологии общего среднего образования ИСМО РАО; Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, директор Центра дистанционного образования "Эйдос", г.Москва

    URL:  http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-04.htm(дата обращения: 25.02.2014)

    1. "Семь Я" (страничка для детей и их родителей)

    URL:  http://irina196107.ucoz.com/index/quot_sem_ja_quot_stranichka_dlja_detej_i_ikh_roditelej/0-31(дата обращения: 25.02.2014)

    1. Учебный блог курса "Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе" для студентов ОЗО ИФФ

    URL:  http://ictinstuding.blogspot.ru/2013/11/3.html (дата обращения: 25.02.2014)

    1. "Фамильный герб" Сайт-проект

    URL:  http://redirina.ucoz.ru/(дата обращения: 25.02.2014)

    1. Школьный сайт как инструмент организации проектной и внеурочной деятельности  обучающихся.  Авторская педагогическая мастерская Щукиной Наталии Александровны.

    URL: http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=863&ur2=944 (дата обращения: 25.02.2014)



    Предварительный просмотр:

    Козлицкая Ирина Владимировна.

    Учитель начальных классов высшей квалификационной категории,

     «Отличник народного просвещения»

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10

     посёлка Каменский Красноармейского района Саратовской области».

    E-mail: irina196107@yandex.ru

    Роль проектной деятельности

    в духовно-нравственном воспитании младших школьников.

    Аннотация

    Реализация Программы духовно-нравственного воспитания  и развития учащихся (ДНВ) 2, 3 предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

       в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

      в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

     в специальных событиях, спроектированных с  учетом определенной ценности и смысла;

       в личном  примере ученикам.

    Организовать такую совместную деятельность результативнее всего не в виде «мероприятий» и «праздников», а в виде проектов. Об одном из таких проектов и пойдёт речь в статье.

    «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности,– это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием».

     В.А.Сухомлинский.

    Для каждого ребёнка первый шаг к познанию Родины – изучение своей семьи. Изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.

     Именно поэтому уже с учениками  2 - 3-х классов я начинаю  практическую работу по сбору материалов о знаменитых земляках, о ветеранах Великой Отечественной войны и труда,  о родословной семьи  (долгосрочный проект «Моя семья»).

    Для того чтобы такая  проектно-поисковая  деятельность не была детям и родителям в тягость, стараюсь заинтересовать и увлечь их своим собственным примером: знакомлю со своей родословной. Сначала я приносила в класс семейные альбомы с фотографиями своих предков, нарисованное  на большом листе миллиметровки родословное древо моей семьи. Потом стала показывать детям презентации по материалам семейного архива.

    В  2012 году впервые попробовала создать собственный сайт. Теперь их у меня два: «Большая перемена» (http://irina196107.narod.ru/) и «Семейная летопись»  (http://irina196107.ucoz.com/index/0-2). Их основное содержание – летопись моей большой семьи. А  самое важное место на каждом сайте занимают материалы о моих родственниках – участниках Великой Отечественной войны.

    У моих сайтов есть своя, пусть и небольшая, аудитория, в том числе и семьи моих третьеклассников. И я надеюсь, что мои  нынешние ученики  примут участие в жизни сайта: как читатели, пользователи, а может быть – и как соавторы.

    Один из проектов, реализованных моими учениками  в 2009 году, назывался «Защитники Родины в моей семье» 1

    Предмет: внеурочная деятельность, один из этапов долгосрочного проекта «Моя семья»

    Цели: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

    Задачи проекта:

    1.Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

    — умение вести диалог;

    — способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать.

    2.Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

    — воспитание целеустремленности и настойчивости;

    — формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество.

    3.Формирование умения решать творческие задачи.

    4.Формирование умения работать с информацией (сбор  и систематизация, хранение, использование).

    Аннотация проекта:

    I этап.  Целеполагание.

    Согласно плану  воспитательной работы в 3 классе тема первого  классного часа в феврале - «Экскурсия в зал Боевой Славы». Экскурсия по залу Боевой Славы, проводимая учителем на краеведческом материале, помогает определить актуальную и посильную для ребёнка задачу: собрать материал о защитниках Родины в своей семье и подготовить сообщение перед одноклассниками.

    II этап. Разработка проекта.

    Часть классного часа отводится на разработку плана деятельности по достижению намеченной цели. Так как во 2 классе дети участвовали в проекте «Воины в моей семье» (об участниках Великой отечественной войны 1941 – 1945 г.г.), то теперь ставится цель – взять интервью у пап или дедушек, которые служили в Советской (Российской) Армии. Коллективно продумываются вопросы, которые нужно задать папам (дедушкам, дядям).

    После классного часа учитель печатает анкеты и раздаёт их ученикам, даёт необходимые инструкции о проведении интервью (время, место, форма записей, памятные вещи и знаки, документы, фотографии).

    Привлечение родителей

    Привлечение родителей к участию в проектной деятельности  необходимо  для  установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой 4.

    Хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию.

    III этап. Выполнение проекта.

    К  следующему  классному  часу на тему «История одной фотографии»   ученики  приносят  в класс  альбомы  с  фотографиями родственников – военнослужащих;  предметы,  принадлежащие  им. Например:  бескозырка, гюйс, благодарность  от  командования  части,  знаки  отличия, нагрудные  значки и т.д. Дети по желанию выступают перед одноклассниками, рассказывая о защитнике Родины в своей семье.

    Учитель предлагает детям весь собранный материал использовать для создания (выпуска) классной стенгазеты ко дню Защитника Отечества. К этому дню уже готов макет газеты, учитель заранее размечает лист ватмана, печатает заголовки. Дети предлагают свои варианты оформления газеты.

    Задание на следующую неделю: на основе интервью написать короткую статью  о службе родственника в рядах Советской (Российской) Армии, спросить разрешение на использование в газете фотографий.

    Обговаривается оформление статьи: размер – половина листа формата А 4, вертикальное или горизонтальное расположение, чёткий крупный почерк без ошибок и исправлений, цветная рамка по краю листа, наличие заголовка.

    В течение недели макет газеты находится в классе в свободном доступе. Каждый готовит и приносит материал в своём темпе, самостоятельно располагает его на макете, рядом со статьёй помещает по желанию фотографию.

    Когда все материалы готовы (то есть учитель - главный редактор – статью прочитал, проверил, вернул на доработку и снова проверил), газета «верстается» (верстать – располагать набор в раме по страницам): листы со статьями  и фотографии приклеиваются на ватман, рядом делаются надписи об авторах и героях статей. Учитель заполняет сведения о составе редколлегии и дате выпуска газеты.

    Редколлегия в полном составе фотографируется на фоне выпущенной стенгазеты.

    Применение полученных знаний

    Действия при работе над проектом можно рассматривать как аналог деловой  деятельности  взрослых (профессии – журналист, редактор, корректор).

    IV этап. Подведение итогов.

    Все ученики были довольны результатом своего труда. Им понравилось быть в роли журналиста. Анкеты поместили в свои личные  папки с материалами долгосрочного проекта «Моя семья».

    Думаю, что в результате  целенаправленной поисковой работы, проводимой в течение нескольких лет,  мои дети смогут запомнить три  важных правила:

    - помни, что своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи;

    - дорожи всеми своими родственниками;

    - помни, что ты в семье помощник и продолжатель семейных традиций.

    Список источников:

    1. Козлицкая И.В. Издательский проект "Защитники Родины в моей семье".

    [Электронный ресурс]. URL:

    http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,16052/Itemid,5501278/ (дата обращения: 21.02.14).

    1. Основная образовательная программа  муниципального казённого общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа № 10 поселка Каменский Красноармейского района  Саратовской области»  на 2010 – 2014 годы.
    2. Программа  духовно-нравственного воспитания и развития учащихся МКОУ СОШ № 10 посёлка Каменский Красноармейского района Саратовской области.
    3. Технология проектной деятельности (ОС «Школа 2100»)  [Электронный ресурс]. URL:    http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/working-on-project/ (дата обращения: 21.02.14).

    Приложение

    Статьи для газеты

    Моего деда зовут Чигирёв Владимир Васильевич. Он служил в Советской Армии. Был призван в 1978 году. Ему было 18 лет. Дедушка служил в батальоне связи рядовым. Часть находилась в Забайкальском военном округе. Служба заключалась в том, что дедушка водил машину, на которой располагалась радиорелейная станция, и обеспечивал связь. Особенно  трудно было успеть вовремя в пункт назначения и обеспечивать бесперебойную связь с другими подразделениями. Деду нравилось заниматься спортом и военной подготовкой. Он служил в Советской Армии 2 года.

    Дедушка желает будущим защитникам быть смелыми, любить и защищать Родину.

    Чернецова Анастасия

    Мой папа, Оздоев Магомет Ахметович, служил в Советской Армии. Призвали его в 1983 году, служил он 2 года в Военно-Морском флоте, в городе Севастополь. Папа был старшиной, а должность его называлась вещкаптёр. Он выдавал военным одежду. Папа любил физические занятия: бегать, отжиматься. Самым трудным было во время службы – разлука с родными и близкими.

    Папа желает всем будущим защитникам Родины удачи, быть мужественными и достойными сыновьями своей Родины.

    Оздоева Залина



    Предварительный просмотр:

    ФОРМИРОВАНИЕ  КОММУНИКАТИВНОЙ          

    КОМПЕТЕНТНОСТИ  ШКОЛЬНИКОВ

    ЧЕРЕЗ  ПРОЕКТНУЮ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Аннотация: Особая роль в формировании коммуникативной  компетентности  принадлежит проектной деятельности. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Именно поэтому я предложила ученикам второго класса занятия в кружке «Мои первые проекты». 

    Внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

    «Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников: 1-й уровень – школьник  знает и понимает общественную жизнь; 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь; 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

    Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

    - формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников» [1].

    Я считаю, что особая роль в формировании вышеназванных компетентностей принадлежит проектной деятельности. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Именно поэтому я предложила ученикам второго класса занятия в кружке «Мои первые проекты». За основу взяла авторскую программу  Чечиной Е. С., учителя начальных классов МОУ «СОШ № 22» г. Набережные Челны Республики Татарстан [3].

    Основная моя задача – не столько реализация проектов, сколько обучение детей  азам проектной деятельности.

    На первых занятиях обязательна работа над понятием проект:

    • это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов,

    • это замысел для создания реального объекта, предмета, разного рода теоретического продукта

    • это всегда творческая деятельность.

    Поэтому для начала приняли участие  в наиболее лёгком виде проектов – коллективном  творческом проекте «Сказка осеннего леса» (выставка поделок из природного материала). Из обязательных составляющих проекта были использованы входная презентация учителя и памятки для родителей.

    На  следующих занятиях  подробно остановились на этапах проекта [2].

    • Проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
    • Шестое “П” проекта – его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

    Мною были подготовлены схемы-опоры «6 П проекта». Чтобы дети смогли запомнить этапы, использовали приём аналогии: пять пальцев – пять основных этапов, шестой этап – жест «здорово/класс» на второй руке.

     Далее  расширяли и углубляли представления о проекте. Например:

    Проблема может быть внешней  – в школе выставка поделок, а может быть  внутренней  – возникшие  вопросы. Например, пришивали  пуговицы на сарафаны кукол и подумали: а были пуговицы на одежде раньше?  Тут же учились создавать «Дерево вопросов».

    Планирование: во втором классе коллективное.

    Поиск информации: тоже с использованием схем-опор (подумать самостоятельно, посмотреть книги, спросить у других людей, обратиться к компьютеру и т.д.). Не перекладывала на плечи родителей этот этап, а провела детей по доступным им  этапам поиска информации. Например:

    Проект «Сказка осеннего леса» - работа с готовой информацией, подготовленной учителем.

    Проект «Наш друг Светофор» - работа с книгами и журналами в классе.

    Проект «Тайны пуговицы» - работа с избытком информации (для каждой пары лист формата А 4, из текста надо выбрать самое главное, обосновать свой выбор).

    Проект «Мне дедушка рассказывал»  (второе полугодие) -  самостоятельный поиск информации в виде анкетирования, опроса (анкету разрабатывает учитель).

    Продукт: на примере реализованных проектов познакомились с такими продуктами, как коллективная поделка, выставка кукол-скруток, книжка, сообщение.

    Презентация: этот этап, особенно в информационных проектах,  оказался самым трудным в силу разных причин (неумение выступать перед товарищами, плохая память и необязательность у части  детей). Настоящая защита проекта получилась только в январе.  Мы  пригласили  на защиту учеников 1 класса с учителем, руководителя школьного научного общества и завуча по воспитательной работе. Ко всеобщему удовольствию, защита прошла успешно.

    Портфолио  проекта: начиная со второго проекта, дети обязательно писали отчёт о результате проекта (форма утверждена в школьном Положении о проектной деятельности). В индивидуальных портфолио  учеников отведена отдельная страница «Мои первые проекты», куда дети помещают отчёты. Таким образом, в конце  года по этим отчётам каждый ученик сможет подвести итог: какова степень моего участия и уровень выполнения проектов.

    Основная задача второго полугодия: повышение уровня самостоятельности детей в поиске информации, переход от творческих и информационных проектов к  информационно-исследовательским.

    Напомню, что цель кружка «Мои первые проекты» -  формирование ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной, решения проблем.  Анализ результативности работы кружка в первом полугодии 2012 – 2013 года показал, что решены (или почти решены) такие задачи, как:

    формирование  навыков сотрудничества;

    формирование  навыков устной презентации;

    обучение  способам сбора и первичной обработки информации;

    формирование  умения составлять письменный отчёт о работе над проектом;

    формирование  умения планировать свою работу над проектом;

    формирование  умения  давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.

    Достигнутые результаты (Приложение) позволяют утверждать, что «в начальной школе проектная деятельность является альтернативой ведущей в данном возрасте игровой деятельности. Организация проектной деятельности позволяет  создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести ответственность (в частности, доводить до конца – до получения продукта – начатое дело), а также осмыслять этапы своей деятельности [4]».

                                                       

    Интернет-ресурсы и литература

    1.  Григорьев Д.В., к.пед.н.,  Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания  Института теории и истории педагогики РАО/ Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся начальной и основной школы (1 – 9-х классов). [Электронный ресурс].  URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-300059.html (дата обращения: 01.12.13).

    2.  Кашина Е.В.  Метод проектов в обучении в начальной школе. [Электронный ресурс].  URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/metod-proektov-v-obuchenii-v-nachalnoy-shkole  (дата обращения: 01.12.13).

    3. Чечина Е. С. Программа кружка  «Мои первые проекты»// Журнал «Начальная школа плюс До и После» № 7, 2011. С. 41.

    4. Чечина Е. С. Программа кружка  «Мои первые проекты»// Сайт ОС «Школа 2100» [Электронный ресурс].

    URL:  http://www.school2100.ru/pedagogam/collect/index.php?SECTION_ID=1733  (дата обращения: 01.12.13).

    Приложение.

    КТП «Мои первые проекты» (первое полугодие 2012 – 2013 уч. года)

    № п/п

    Недели

    Дата

    Название  и вид проекта

    Теория

    Продукт

    Результат

    1

    1 и 2 недели

    3, 10 сентября

    Тренировочный творческий проект

    «Сказка осеннего леса».

    Что такое творческий проект? 5 «П» проекта.

    Выставка поделок

    «Дары осени»

    I место среди 1-4 классов

    2

    3, 4 и 5 недели

    17, 24 сентября

    1 октября

    Тренировочный информационный проект «Наш  друг светофор».

    Чем творческий проект отличается от информационного?

    Как писать отчёт о работе над проектом.

    Выступление перед одноклассниками

    с сообщением.

    Участие в конкурсе «Безопасность это важно»

    II место в конкурсе «Безопасность это важно» среди учащихся 1-4 классов

    3

    6 – 7 неделя

    15, 22 октября

    Творческий проект

    «Вот моя деревня,

    вот мой дом родной»

    (на уроках технологии)

     с включением информационного подпроекта

    «История пуговицы»

    (на занятиях кружка)

    «Дерево» вопросов (проблем, тем)

    Способы  поиска информации

    (памятки-схемы)

    Выставка

     кукол-скруток

    Книжка-малышка «Тайны пуговицы»

    Открытое мероприятие

    Выступление перед учащимися 1 класса и взрослыми (учитель 1 класса, руководитель творческой группы «Проектная деятельность», завуч по ВР)

    7 грамот от школьного Научного общества

    4

    8 неделя

     29 октября

    Выбор темы проекта

    Выбор формы продукта

    Планирование содержания продукта

    5

    9, 10 недели

    12, 26 ноября.

    Оформление продукта

    План презентации продукта

    6

    11, 12, 13 недели

    3, 10, 17 декабря

    Репетиция презентации

    Презентация продукта

    Отчёт о работе над проектом



    Предварительный просмотр:

    Роль системно-деятельностного подхода

    в обучении в условиях реализации ФГОС

    В рамках реализации проекта «Образование» одним из главных вопросов является переход школ на федеральные государственные образовательные стандарты. Особенность начального образования в том, что каждый компонент его содержания является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, вносит свой вклад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию. Поэтому перед каждым учителем начальных классов стоит вопрос о том, что ему придется менять в своей работе в связи с внедрением нового Федерального государственного образовательного стандарта. Попробуем ответить на этот вопрос.

    Основа ФГОС – системно-деятельностный  подход в  обучении. Деятельностный подход основан на фундаментальном психологическом положении: личность развивается в деятельности.

    В первую очередь, мы должны понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

    Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно всё  объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

    Поэтому на этапе перехода к  новому ФГОС НОО особую значимость приобретают: во-первых, осознание  педагогами  структуры  деятельностного метода, во-вторых, апробация новых подходов к организации процесса обучения, и на основе этого -  включение школьников в самостоятельную учебно-познавательную деятельность на каждом уроке и во внеурочной деятельности.

    Сегодня трудами многих поколений российских педагогов и психологов создана целостная система организации учебной деятельности. Одной из таких систем является дидактическая система деятельностного метода, автор которой  Людмила Георгиевна  Петерсон.  (http://www.sch2000.ru/employees/  Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000 …»).

    Для того чтобы убедиться в необходимости использования деятельностного метода уже с первых уроков в начальной школе, достаточно прочитать перечень   регулятивных  УУД, которые учитель должен сформировать к концу 1 класса (ОС «Школа 2100»):

    определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

    проговаривать последовательность действий на уроке;

    – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе  работы с иллюстрацией учебника;

    – учиться работать по предложенному учителем плану;

    - учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

    - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

    Самое трудное на этапе перехода - отказаться от   практики, когда учитель «работает по учебнику»,  и перейти к  «работе на достижение ожидаемых результатов».  При этом следует иметь в виду, что главный документ учителя – это программа «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы». А учебник является лишь средством для достижения этих результатов. Почему это так важно?

    Большинство современных учебников построено по принципу минимакса, т.е. материал в них дан с избытком, что с одной стороны облегчает работу учителя (не надо искать дополнительный материал к уроку,  готовить карточки и т.д.), а с другой стороны – затрудняет, так как  при подготовке уроков по современным  учебникам учителя часто сталкиваются с проблемой нехватки времени. Одна из причин этого — неумение пользоваться принципом минимакса. На первом этапе подготовки к уроку учителю следует выделить в содержании учебника обязательный программный минимум. Для этого необходимо открыть таблицу требований в программе и найти в требованиях к знаниям и умениям на конец данного года обучения те, которые относятся к изучаемой теме.

    Это и есть минимум, который должны усвоить все ученики и который будет проверяться в контрольных и диагностических работах. Все остальные понятия учебника, которые также встречаются в тексте, но не отражены в программных требованиях, относятся к максимуму. Их не только не обязательно знать, но и не обязательно включать в материал урока. Рассчитаны они на сильных учащихся, в том числе и для организации внеурочной познавательной деятельности.

    Урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения. При подготовке к уроку любой учитель заранее планирует его содержание, включает в план такие компоненты, которые помогут максимально эффективно организовать деятельность учителя и деятельность учащихся. Как правило, ход урока в конспекте представляется в виде таблицы:

    № п/п

    Этапы урока.

    Деятельность учителя.

    Деятельность учеников.

    I.

                 Организационный момент.

    - Вот звонок нам дал сигнал:

    Поработать час настал.

    Так что время не теряем

    И работать начинаем.

    Открываем прописи на странице 31.

    Готовим к работе пенал.

    II.

    Повторение звука, изученного на уроке чтения.

    1) На полочке доски выставлено пособие «Поезд» с тремя вагонами.

    - Паровоз, паровоз, новенький, блестящий.

    Он вагоны повёз, словно настоящий.

    Рассматриваем «пассажиров» поезда:

    В 1 вагоне – несколько человечков-звуков, среди которых и новый звук [й'], во 2 вагоне – печатная буква й (пока перевёрнута обратной стороной).

     Составленный  таким образом план-конспект урока удобен для использования, поскольку по каждой части урока учитель сразу получает информацию о деятельности своей и учащихся, обеспечивает активное учение каждого школьника, при необходимости чередует  виды деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ).

    В связи с изменениями в требованиях к  результатам меняются и требования к предметным  программам, в том числе - рабочим. В них появляется обязательный раздел – «Основные виды учебной деятельности учащихся».   Для примера приведу характеристику деятельности  учащихся на уроках обучения грамоте:

    Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

    Обозначать слово схемой. Сопоставлять схемы и слова, сравнивать и различать.  Подбирать слова к заданной слогоударной схеме.

    Моделировать звуковой состав слова (в том числе в  игровых ситуациях—игра «Живые звуки») и т.д.

    Что из этого следует для учителя? Во-первых, для того чтобы организовать эти виды деятельности, учителю мало иметь под рукой демонстрационные модели звуков и схем для показа у доски. Необходимо для каждого ученика  приготовить соответствующие комплекты моделей. Во-вторых, необходимо поменять методику проведения урока: не просто читать текст, а находить информацию; не просто списывать, а учить алгоритму правильного способа списывания слова и предложения; не просто решать примеры (кто быстрее и кто больше решит), а анализировать, сравнивать выражения, делить их на группы и объяснять причину группировки.

    На заключительном  этапе урока нужно уйти от дежурных фраз «Чем занимались на уроке?» и «Понравился ли вам урок?» и  организовать  рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Цели этапа: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке (не имеются в виду отметки!); поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат; зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности; обсудить и записать домашнее задание.

    Как видим,  домашнее задание задаётся не по принципу «что не успели сделать на уроке», а с целью  повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках. При этом не только возможной, но и необходимой является дифференциация домашних заданий, которую легко организовать, имея под рукой тетради для дополнительных заданий, предусмотренные практически в любом УМК.

    В свете деятельностного подхода меняется и система заданий для контроля сформированности УУД.  Например, в программе «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования»  в разделе «Математика. Геометрические фигуры» перечисляются следующие планируемые результаты (выпускник научится): 

    «Соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур. Распознавать и называть геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг) и тела (куб, шар)».

    При проверке достижения этих результатов учащиеся не просто называют изображённые на плоскости фигуры, а исследуют объемные тела и геометрические модели.

    Например, после окончания букварного периода детям дают ряд геометрических моделей и реальных предметов, в которых можно выявить геометрические формы. Дети исследуют, покатятся ли объекты/модели или же загромоздят дорогу, сопоставляют реальные предметы и модели, выявляя подобия и различия.

    Во 2-4-х классах задание усложняется: учащиеся обводят, раскрашивают и снимают отпечатки поверхностей реальных тел и геометрических моделей. Находят плоские фигуры на поверхности геометрических моделей и т.д. Показателями достижения результата будут следующие действия: учащиеся могут сортировать, описывать, классифицировать геометрические модели по их признакам; приводить примеры реальных тел, подобных данным геометрическим формам; называть некоторые геометрические фигуры и тела.

    В связи с этим приведу цитаты из текста Стандарта НОО: «Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций …; цифрового (электронного) и традиционного измерения».

    Следовательно, чтобы на уроке каждый ученик занимался именно деятельностью, нужны и простейшие приборы для измерения массы, и модели для геометрического конструирования, и лабораторное оборудование. Иначе всё сведётся к обычному  объяснительно-иллюстративному методу обучения: учитель делает и показывает, а дети – смотрят, слушают, но – бездействуют.

    Таким образом, мы видим, что приоритет деятельностных целей требует новых подходов к организации процесса обучения, новых типов урока, новой системы взаимодействия между учителем и учеником, метода работы, который реализует поставленные цели.

    1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373
    2. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы «Школа 100» (Пособие для учителя 1-го класса). Авторы ОС «Школа 2100». Образовательный сайт www.school2100.ru
    3. http://www.sch2000.ru/employees/ Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000 …» Научный руководитель Л.Г. Петерсон

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 посёлка Каменский Красноармейского района Саратовской области». Козлицкая Ирина Владимировна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, «Отличник народного просвещения»

    E-mail: irina196107@yandex.ru   


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com