Художественно - эстетическое развитие

Горнухова Анна Александровна

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной организованной образовательной

деятельности

по образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"


Тема: «Русская береза – символ России»

Цель: через загадки, музыку, стихи, картинки способствовать формированию  образа белоствольной красавицы-березы;  использование нетрадиционных техник рисования в передаче характерных особенностей  березы, ставшей символом России.

Задачи:

  • образовательные:
  1. дать представление о березе как символе России
  2. развивать умение с помощью нетрадиционных техник рисования передавать в рисунке строение дерева.
  • развивающие: развивать речь, словарный запас, коммуникативные навыки, фантазию, воображение; внимательность, усидчивость, координацию движений, мелкую моторику рук.
  • воспитательные: воспитание  любовь к природе, эмоционально – патриотического отношения к символике России.

Оборудование:  зеленая гуашь, пена для бритья, бумажные салфетки, листы черного картона, белый мел, простые карандаши, магнитная доска, проектор, ноутбук, презентация «Русская береза».

Предварительная работа: наблюдения во время прогулок за березой, беседы; чтение стихов, пословиц, поговорок о берёзе; разучивание хороводов,  чтение рассказов о березе;  рассматривание репродукций картин с изображение березы и др.

Словарь: березняк, белоствольная, изящная, красивая, нарядная, высокая, статная, стройная, пышная, тонкая, гладкая, гибкая, кудрявая, раскидистая, лиственная.

        


Ход ООД

Организационный момент.

Дети стоят вокруг  стола, у своих мест.

Воспитатель: Ребята, с каким настроением сегодня каждый из вас пришел в детский сад? (ответ детей) А давайте сделаем так, чтобы у всех было хорошее настроение - посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу, садитесь, пожалуйста.

Основная часть.

Воспитатель: ребята, внимательно послушайте мелодию и скажите, что вы услышали (звучит мелодия «шум леса»)?

Дети: шум леса.

Воспитатель: кто знает, что такое лес?

Дети: лес – это место, где растет много деревьев (показ слайда с изображением леса)

Воспитатель: ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку об одном дереве:

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

Дети: береза!

Воспитатель: правильно и сегодня мы с вами поговорим о русской  березе – символе нашей с вами больной страны -  России.  Появилась береза в России давным-давно, и полюбил ее народ за красоту. Ребята, а где можно встретить березу?

Дети: в лесу, на поляне, около дома, в парке (показ слайда)

Воспитатель: как называется лес, где растут одни березы?

Дети: березовая роща, березняк.

Воспитатель: березой можно восхищаться в любое время года (показ слайда: береза в разное время года) и о ней сложено много песен, сказок и стихов.

1 ребенок:

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,

С платочками в карманчике.

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

2 ребенок:

Березка белый сарафан надела,
Кудри завила, косы заплела,
До чего – же хороша,
Словно девица – душа!

Воспитатель: (показ слайда с изображением березы)

Я навек за туманы и росы

Полюбил у берёзы стан,

И её золотистые косы

И холщовый её сарафан.

Тугие распущены косы

И белые платья до пят.

Как будто невесты, берёзы,

Куда не посмотришь, стоят!

Воспитатель: посмотрите на березку и скажите, какая она  

Дети: красивая, нарядная, тонкая, гладкая, высокая…

Воспитатель: какой ствол у березы?
Дети: прямой, белый.
Воспитатель: если у нее белый ствол, как можно назвать ее одним словом, какая березка?
Дети: белоствольная.

Воспитатель: что еще характерно для ствола березы?

Дети: черные точки.
Воспитатель: да, это черный точки, есть даже про них стихотворение.

3 ребенок

Ливень хлещет, рвет сережки,
Может листья все сорвать,
Но полоски у березки,
Не отмыть, не отстирать.

Воспитатель: На Руси любили белоствольную красавицу-березку. Ее называли деревом счастья и считали символом девичьей нежности и красоты. На «Троицу» украшали дома и храмы березовыми ветками (показ слайда)
Береза – щедрое и доброе дерево. Как вы думаете, почему березу называют щедрым деревом? (
ответ детей)

Воспитатель: Правильно ребята, ведь береза дарит людям разные дары, внимание на экран (слайды)

  • Березовые веники. Они заряжают бодростью, прибавляют сил и здоровья.
  • Береста. Издавна люди плели из нее лапти, лукошки и туески для ягод и грибов.
  • Деготь. Он используется в медицине и парфюмерии, как противовоспалительное и антисептическое средство. В старину дегтем смазывали ступицы тележных колес для уменьшения трения.
  • Дрова. Их используют для топления печей.
  • Сок. Он используется в медицине. Очень любят сок березы птицы и звери.

Я думаю, мы убедились, что береза – очень красивое ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней.

Воспитатель: ребята, а нужно заботиться о деревьях, которые растут на территории нашего села детского сада?

Дети: да!

Воспитатель: что бы убедиться в этом - поиграем в игру: «Это я, это я, это все мои друзья». Правила игры: я буду говорить выражение, если вы с ним согласны, то отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет, тогда отвечаете так: «Это не я, это не я, это не все мои друзья».

Воспитателькто природу обожает, весной деревца сажает?

Дети: это я, это я, это все мои друзья.

Воспитателькто любит отдыхать и природу засорять?

Дети: это не я, это не я, это не все мои друзья.

Воспитателькто желает помогать, весной деревца сажать?

Дети: это я, это я, это все мои друзья.

Воспитателькто желает помогать деревца и кусты ломать?

Дети: это не я, это не я, это не все мои друзья.

Воспитателькто в любую непогоду любит матушку природу?

Дети: это я, это я, это все мои друзья.

Воспитатель: молодцы, а сейчас мы с вами попробуем нарисовать березу, но сначала представим себя деревьями.

Дети встают у столов и выполняют движения, которые необходимы по тексту.

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле (потягивания и руки в стороны).

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки (дети машут руками),

Даже толстые стволы

Наклонились до земли (наклоны вперед).

Влево - вправо, взад-вперед

Так деревья ветер гнет (наклоны вправо-влево, вперед-назад).

Он их вертит, он их крутит,

Да когда же отдых будет?

Ветер стих. Взошла луна (руки опустили, встали прямо).

Перед детьми на столах лежит белый мел, листы черного картона, одноразовые тарелочки, целлофан.

Воспитатель:

  • рисуем ствол березы мелом на черном картоне, сверху вниз;
  • простым карандашом рисуем черные пятна;
  • хотя, сейчас на улице березы еще совсем без листьев, но мы с вами нашим березкам нарисуем небольшие кроны. Рисовать кроны мы будем необычным и нетрадиционным способом – с помощью пены для бритья.
  • в тарелочке смешиваем пену для бритья с зеленой гуашью;
  • Дети берут целлофан, сминают, окунают в полученную смесь и путем примакивания рисуют крону (показ рисования кроны нетрадиционным способом идет на доске).

Заключительная часть.

Повесить рисунки на стенд и провести анализ работ.

Воспитатель: ребята, посмотрите, как много берез, целая березовая роща получилась. Скажите еще раз, как нужно вести себя в лесу?

Дети: не ломать ветки, не разводить костры, не оставлять после себя мусор.

Воспитатель: ребята, наша деятельность сегодня подошла к концу, я хочу сказать вам спасибо за то, что вы активно работали и отвечали на вопросы и все справились с практической частью. Закончить я хочу пословицей, запомните ее и рассказывайте другим:

Много леса – не руби,

Мало леса – не губи,

Нет леса – посади!

        

C:\Users\user\Documents\фото среды\IMG_2024.JPG

Березка белый сарафан надела,
Кудри завила, косы заплела,
До чего – же хороша,
Словно девица – душа!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Управление образования и молодежной политики

администрации городского округа города Бор Нижегородской области

Организованная образовательная деятельность

по художественно – эстетическому развитию – рисование

с детьми подготовительной группы

 «Осеннее дерево под ветром и дождем»

Автор:

Горнухова Анна Адександровна

воспитатель высшей категории

МАДОУ детского сада «Журавушка»                  

                                                                                                                                                   

2020г.

Тема: «Осеннее дерево под ветром и дождем»

Возрастная группа: подготовительная

Форма совместной деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Форма организации: групповая

Задачи:

Воспитывающая

Воспитывать умение видеть изменения в окружающей природе при разных погодных условиях

Развивающая:

Закреплять навыки работы с цветными карандашами (штриховка, проведение вертикальных линий, изгибистых линий с разным нажимом, расширять ствол и ветки неотрывными вертикальными линиями)

Образовательная:

Учить изображать дерево в ветреную погоду

Методические приёмы: художественное слово, вопросы, оценивание действий детей,  рассматривание, показ действий с объяснением.

Материалы и оборудование: картинки с изображением деревьев при разных погодных условиях; тонированная бумага ½ альбомных листа, цветные карандаши, образец; использование (при желании) музыкального фона.

Ход организованной  образовательной деятельности

Этап

образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность

педагога

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия

Вводная часть (организационный момент)

Воспитатель собирает детей на ковре и предлагает прослушать стихотворение.

Воспитатель (В): 

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Жёлтые, красные листья летят…

Птицы на юг улетели: гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая,

Крыльями машет в дали.

Дети подходят, встают возле педагога

Создание условий для психологического комфорта в группе: обеспечение интереса и эмоциональности детей.

Основная часть

Подготовлены картинки с изображением деревьев при разных погодных условиях.

Воспитатель обращает  внимание детей на картинку с деревом в ненастную погоду

Постановка цели. Рассматривание схем и их обсуждение.

Подготовлены ½ альбомных листов тонированной бумаги по количеству детей, цветные карандаши

В: - Дети, скажите, какое сейчас время года?

- А, осень-какая?

- Какая погода бывает поздней осенью?

- Рассмотрите картинки с изображением деревьев при разных погодных условиях.

- А теперь давайте посмотрим на картинки с изображением дерев в ненастную погоду и отгадаем загадку.

Неизвестно где живёт,

Налетит — деревья гнёт,

И его нам не видать,

Кто же это — можем отгадать?

- Правильно, ветер.

- Скажите, а если на улице ветер, то погода какая?

- Как выглядит дерево во время ветра?

- Что с кроной дерева происходит во время ветра?

- Какие проявления окружающей природы мы видим во время ненастья?

В: - Сегодня мы будем рисовать осеннее дерево под ветром и дождём.

- В рисовании вам будут помогать вот эти схемы. Давайте посмотрим, с чего мы начинаем, что сначала…

- А сейчас, давайте немного поиграем, представим, что мы деревья.

Координация речи с движением.

Руки подняли и покачали;

Это деревья в лесу;

Руки согнули и встряхнули,

Это ветер сбивает листья,

Плавно помашем — это птицы летят,

Как они сели — руки — согнули назад.

- Прежде чем приступать к работе разомнём пальчики, поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика

1,2.3,4.5, будем листья собирать. Листья берёзы, листья рябины, листики клёна, листья калины, листики дуба мы соберём, — маме осенний букет отнесём

В: А сейчас предлагаю приступить к работе.

- Ребята, я предлагаю дополнять свой рисунок деталями: тучи, дождь, птицы улетают, последние листья облетают и т. д.

Дети отвечают на вопросы. (Ветреная, пасмурная, дождливая)

Дети рассматривают картинки с изображением деревьев при разных погодных условиях.

Дети отгадывают загадку (Ветер), отвечают на вопросы

- (Ветреная)

- (ствол наклонен, ветки прижаты к стволу с одной стороны и отклонены в сторону с другой)

- (листья облетают, на дереве их остается очень мало)

- (летят листья, мусор, веточки, наклонены травинки, спешат на небе облака, льёт косой дождь)

Дети слушают, выполняют движения в соответствии с текстом игры

Дети выполняют действия согласно тексту пальчиковой гимнастики

Практическое включение в образовательную деятельность.

Создание условий для выполнения задания: доступность и свободный подход).

Эмоциональный отклик на похвалу

Эмоциональный отклик на действия взрослого, на ситуацию.

Эмоциональный отклик на ситуацию

Заключительная часть

Тем, кто закончил, предлагается убрать своё рабочее место, тихо, не мешая другим.

В: - Ребята, посмотрите на свои рисунки: у кого - то из вас получился самый сильный ветер, у кого - то слабый.

- А как мы можем с вами это определить, в чем это проявляется?

 

Дети рассматривают своим рисунки и отвечают на вопрос

Эмоциональный отклик детей на готовые работы.

Рефлексия

Размещение рисунков на стенде для рисунков

В: - Давайте вспомним,  ребята, что помогало вам в рисовании дерева? Где именно вы испытывали затруднения,  передавая образ дерева в ненастную погоду?

-Вам понравилось рисовать дерево в ненастную погоду? Что именно?

- Найдите самый лучший рисунок? Почему вы считаете его лучшим?

В: А я хочу отметить, что вы все были молодцы и постарались проявить все свои творческие способности в изображении осеннего дерева под ветром и дождём.

Общение детей с воспитателем ответы на вопрос.

Эмоциональный отклик на похвалу


Предварительный просмотр: