Методическая работа

Стеценко Ольга Юрьевна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему "Разработка системы непрерывных наблюдений за объектами живой и неживой природы в группе старшего возраста в течении сентября месяца" в рамках каскадной модели повышения квалификации «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОСДО»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему "Разработка системы непрерывных наблюдений

за объектами живой и неживой природы в группе старшего возраста в течении сентября месяца" в рамках каскадной модели повышения квалификации

«Актуальные проблемы дошкольного образования

в условиях введения ФГОСДО»

Стеценко Ольга Юрьевна

воспитатель

МБДОУ №8

группа (старшая  группа)

Кстовский район

Нижний Новгород

2015

Содержание

  1. Актуализация выбранной темы…………………………………………….....3
  2. Описание разработки (мотив, цель, средства и способы решения поставленных целей,  итог (рефлексия)) ...………………………………….4-5
  3. Приложение.........................................................................................................6-7
  4. Список литературы………………………………………………………….....8

Актуальность

Природа – это источник, который может иссякнуть, если его не оберегать и не заботиться о нем. Именно поэтому экологическое воспитание детей начинается с раннего детства, когда они начинают  знакомиться с травкой, цветочками, насекомыми, птицами, животными, с различными природными явлениями. При этом взрослые должны обращать их внимание на красоту, привлекательность и занимаемое место в природе. Уже тогда необходимо объяснять детям, что природу нужно беречь, любить и заботиться о ней, так как в природе все взаимосвязано.

Конечно, дети в силу своего возраста не всегда понимают, что значит, и как нужно беречь природу. В этом и заключается задача нас - взрослых, в частности родителей и педагогов ДОУ, объяснить и научить всему наших детей, что знаем и умеем сами, в силу своих возможностей и навыков.

В настоящее время наблюдается процесс отчуждения детей от природы. Многие дети живут практически в искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами. Дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Но никакой фильм о природе не заменит живого общения с природой. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево. Самостоятельно открыть тайны природы.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности и начинать эту работу необходимо с детских лет, именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе.

Тема экологического воспитания детей актуальна, так как в средствах массовой информации, с телеэкранов мы слышим и читаем о том, что нашей планете грозит экологическая катастрофа. На протяжении многих лет данная тема имеет все большую популярность среди педагогов школ и дошкольных учреждений в целом. Ведь именно там идет начальное обучение элементарным экологическим представлениям. Многие дошкольные учреждения берут программу экологического воспитания как приоритетное направление обучения и воспитания детей.

Последнее десятилетие ХХI века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством.

За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства – системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся.

В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Система непрерывных наблюдений за природными объектами

в течении месяца в осенний период

с детьми старшего дошкольного возраста.

Форма наблюдения

Тема

Цель

Методы и

приёмы

Словарная

работа

1.Наблюдение

«Что цветет в сентябре на нашем участке»

Цель: Закрепить знания детей о цветущих растениях участка (однолетних, многолетних, дикорастущих) помочь запомнить их названия. Показать красоту цветущих растений, бережно к ним относиться.

Беседа с детьми.

Художественное слово:стихи,

загадки.

Задание: Понаблюдать за срезанными цветами,: какие цветы дольше будут жить: в вазе или на клумбе.

Многолетние, однолетние, дикорастущие, подорожник, пижма, лопух.

2.Наблюдение

«Какие они цветущие растения. Их строение»

Цель: Закреплять знания детей о цветущих растениях цветника. Выделить части растения и объяснить их назначение, роль в жизни растения. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Беседа с детьми.

Художественное слово:стихи,

загадки.

Что происходит с растениями, когда солнце ярко и долго светит?

Поглощать свет, поглощать питательные вещества из земли, погибнет, завянет.

3. Наблюдение

«Соберем семена цветущих садовых растений»

Цель: Учить детей  правильно собирать семена.

Беседа с детьми.

Художественное слово: стихи,

загадки. Отдельно собираем семена ноготков и семена космеии, договориться, кто какие семена будет собирать.

Семена, космии, толщина стебля, окраска и форма.

4.Наблюдение

«Что было до цветка. Что будет потом».

Цель: Систематизировать знания детей о росте и развитии растения от семени до семени.

Воспитывать желание у детей сажать цветы, создавать красоту вокруг себя.

Беседа с детьми.

Художественное слово:стихи,

Загадки,  рассматривание  иллюстраций.

Прорастет, корень, стебелек, бутон.

5.Наблюдение

«Нужно ли собирать семена дикорастущих растений».

Цель: Показать детям приспособленность дикорастущих растений к распространению семян – как они сами заселяют землю. Учить детей не губить растения, если они не мешают человеку.

Беседа с детьми, рассматривание.

Художественное слово:стихи,

загадки.

Культурные, дикие, лопух, мать - и- мачеха, в метелке, крапива, череда.

6.Наблюдение

«Лекарственные растения вокруг нас».

Цель: Познакомить детей с лекарственными травами, растущими на территории детского сада, рассказать. Воспитывать бережное отношение

К травам.

Беседа с детьми,

рассматривание растений.

Художественное слово:стихи, загадки.

Задание: Вместе с родителями подготовить рисунок по теме «Растения - мои друзья».

Ландыш, употребляют, витаминный корм.

Рефлексия: проведенной работой удовлетворена, т.к. у детей сохранялся интерес в течение всех наблюдений; пополнился активный словарный запас- это позволяет детям в течение года овладеть конкретной системой знаний об этих объектах и правилах ухода за ними.

                                          Занятие

Воспитатель в ходе беседы с детьми выясняет, помнят ли дети, что они сажали и сеяли, что выросло. (Зеленый лук, овес, зеленые листья салата.) «Сегодня мы опять будем сеять семена и у нас вырастут не только зеленые листья, но и цветы. Вот такие как  на картинке (показываю). Смотрите, какие они яркие, красивые. Называются «ноготки», а это их семена, посмотрите какие они(изогнутые, серые), посмотрите как нужно сеять семена ноготков. Каждый из вас будет сеять по 3 семечка.  Нужно взять палочку воткнуть ее в землю не глубоко и сделать небольшую лунку (показываю), рядом, но не очень близко, нужно сделать вторую лунку, а за ней третью, чтобы они все уместились и были не очень близко друг от друга. Когда сделаете лунки, в каждую положите по 1 семечку, после чего поднимите руки, я проверю, как вы сделали. Потом легко двумя пальцами закройте семена землей, вот так. (Показываю) Что нужно сделать потом, чтобы семена проросли? (полить их)

Входе работы воспитатель, проверяет, как дети справляются с заданием и при необходимости оказывает им помощь.

Приложение

Стихи

Скромна, но мила и красива

Трехцветная в поле  фиалка.

С пчелами трудолюбивыми

Солнцу открытая жаркому,

А в городах на газонах

Одетые, словно в сказке,

Дочки ее законные

Цветут – анютины глазки.

                                    (А. Бунин)

Одуванчик молодой,
Был, как солнце золотой, 
Не боялся никого, 
Даже ветра самого!
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой.
А как только посидел,
Вместе с ветром улетел.

На лугу синеют колокольчики.
Рядом с колокольчиком, с ромашкою
Клевер весело цветет,
И его «шмелиной кашкою»
Называют наш народ.
                                     (В. Рождественский.)

Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики – цветы
Очень вежливы…
А ты?
                                     (Е. Серова.)

«Одуванчик» 

Носит одуванчик
Желтый сарафанчик
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное, 
Ветерку послушное.
                                      (Е. Серова.)

«Подорожник».
Есть множество цветов
Красивых, осторожных, 
Но мне приятней всех
Обычный подорожник.
Ему, быть может,
И трудней расти,
И все же он с людьми
Находится в пути!
                                      (С. Баруздин.)

Загадки

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают.

                                   (цветы)

Был тугим он кулачком,

А разжался- стал цветком.

                                      (бутон)

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый,

Потом померк.

Потух и превратился в пух.

С этих шариков пушистых

Полетят парашютисты.

                                   (одуванчик)

Лег пластом у дороги

Разметал руки, ноги.

Его бьют сапогом.

Ему все нипочем.

Хоть ударькирпичом.

                             (подорожник)

Стоит кудряшка-белая рубашка.

Сердечко золотое, что это такое? (ромашка)

Список литературы

1.Зенина Т. Н. «Цикл наблюдений за объектами природы. Старший дошкольный возраст.» Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2009.-96 с.

2. http://allforchildren.ru/poetry/index_autumn.php

3.http://сезоны-года.рф/стихи%20про%20осень.html

4.Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателей дет. Сада- 2-е издание, дораб.-М.: Просвещение, 1989.-144с.:ил.

5. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А.Михайлова  и др.-ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2011.-528с.



Предварительный просмотр:

СХЕМА  ПРИМЕРНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПАСПОРТА УЧАСТКА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

                                                            Составила воспитатель МБДОУ Д/с №8

                                                                                     Стеценко Ольга Юрьевна 

Растительный мир. На территории участка подготовительной группы представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения, что дает воспитателям возможность проводить разнообразные занятия по ознакомлению детей с природой. Видовой состав деревьев: береза, рябина, липа, клен, туя. Кустарники: сирень обыкновенная. Культурные травянистые растения малочисленны и вытесняются сорными видами. Сорные же растения распространены практически по всей территории участка. Сорные травянистые растения: подорожник большой, одуванчик лекарственный,  мать - и – мачеха.

Деревья: Береза. «Берёзка». П.Воронько. У красы-берёзки Платье серебрится. У красы-берёзки Зелены косицы. Со двора к берёзке, выскочили козы. Стали грызть берёзку, А березка – в слёзы. Защищать берёзку Стали мы гурьбою.

 Клен. «Клены» Осень-художница дерево кистью красит и красит влюблённо: жёлтые листья, красные листья - разные листья у клена. Ю. Нахимович

Липа. Загадка. С моего цветка берет пчелка самый вкусный мед. А меня все ж обижают шкуру тонкую сдирают. Ответ: Липа

Туя. Посадил в саду я тую, Туя выросла большая. И красуется та туя, меж сараем и мульчей. Я ту тую поливаю. Я ту тую удобряю. Пусть растёт она большей, меж сараем и мульчей. А соседка увидала мою тую у меня, говорит "Такую тую, посажу возле крыльца. Но сосед, который справа, косо смотрит на меня, у него ведь нету туи, нет ни туи, ни туя. Мне, конечно, жаль соседа, что нет туи у него, подарю отросток туи, чтоб порадовать его. В. Кондрашов Рябина И.Токмакова Красненькую ягодку мне дала рябина. Думал я, что сладкую, А она – как хина. То ли эта ягодка просто не дозрела, то ль рябина хитрая. Подшутить хотела?

 Ель. «Ели». И.Токмакова Ели на опушке – до небес макушки – слушают, молчат, смотрят на внучат. А внучата-ёлочки, тонкие иголочки, - у лесных ворот, водят хоровод.

Сирень. Загадка куста чудесней нет, он славит день весенний, пахуч и нежен цвет Красавицы... Ответ: Сирень Мать-и-мачеха Л. Акиньшина Мать-и-мачехи цветки, Словно солнца огоньки. На пригорочке растут, Прям из снега - и цветут! Одуванчик. Носит одуванчик жёлтый сарафанчик. Подрастёт нарядиться. В беленькое платьице. Серова

Подорожник Юлия Воронова, Что за листик - подорожник? Странная трава! Что лечиться ею можно - Знает детвора! Если вдруг неосторожно Пальчик ты поранил, Каждый знает - Листик можно. Положить на рану. Не успеешь даже охнуть Быстро пальчик заживёт. Ну и, кстати, подорожник. Очень много где растёт. На полянке, в огороде, У дороги там и тут - Потому-то его люди Подорожником зовут! Животный мир.

 На территории детского сада встречаются: вороны, галки, воробьи, трясогузки, снегири, воробьи. Свиристели, различные виды насекомых бабочек и жуков, в том числе божьи коровки, жужелицы, а также мухи, комары, осы, шмели, пчелы, муравьи и пауки. Перечень обитателей не полный. Животный мир требует дополнительных исследований. Трясогузка, трясогузка Полосатенькая блузка! Я тебя всю зиму жду - Поселись в моем саду! И за ставенкой резной. Свей гнездо свое весной. Свиристель. Батый Ирина «СВИРИСТЕЛИ ПРИЛЕТЕЛИ» Опять к нам Свиристели зимою прилетели. И пели, и свистели наперекор метели. Кружились Свиристели подобно карусели. Им кланялись ели, а подпевать не смели. Умели Свиристели такие выдать трели! И в стужу, и в метели о чём-то нежном пели. Скворец. С. Газин Скворец поменьше, чем ворона, Зато побольше воробья - Он из скворечни как с балкона, Поёт не хуже соловья! Синица. М. Бирюкова Весёлая синица Морозов не боится. Даже в минус двадцать пять. Любит песни распевать! Снегирь .А. Игнатова Летом, честно говоря, Трудно встретить снегиря. А зимою - благодать! - За версту его видать! Воробей. Прыгал воробьишка. В коричневом пальтишке, Ростом мал, да боевой, Нелегко ему зимой. Прыгает он у крыльца - Покормите молодца. В. Марясова Дятел. «Д Я Т Е Л». В лесу круглый год под корою деревьев. Ищет ДЯТЕЛ жуков - короедов. Для завтраков, ужинов и обедов ДЯТЛУ жуков искать не лень. - Он клювом стучит по стволу целый день. Если услышишь в лесу: « Тук-тук-тук!", - Знай, что ДЯТЕЛ тут как тут. Голубь М. Пиудунен Протянула я ладошку - На ладони хлеба крошки. Прилетали голубки, Смело брали хлеб с руки. Ласточка В. Храмцова Под крышей дома целый день мелькает быстрой птицы тень. Весёлых ласточек семья. Домишко строит для себя. Ворона. Н. Берестовая Ворона -Каррр! Кричит ворона. Каррр! Улетаю на базар! Воронята, Не деритесь! И меня в гнезде дождитесь! Сорока. В.Черняева Не избавится сорока От ужасного порока Ищет мелочи везде, Прячет в собственном гнезде. Галка. На заборе снег мохнатый толстой грядочкой лежит. Налетели вмиг галчата.… Ух, какой серьезный вид! Ходят боком вдоль забора, головенки, изогнув, И друг дружку скоро-скоро клювом цапают за клюв. Что вы ссоритесь, пичужки? Мало ль места вам кругом - На березовой макушке, на крыльце и под крыльцом. Эх, когда б я сам был галкой - через форточку б махнул. И веселою нырялкой в синем небе потонул… Саша Черный Грач. Е. Шендрик. Ходит полем без галош, Черный и блестящий; На галошу сам похож Грач - веселый дачник.

 Насекомые.  Насекомые самый многочисленный класс живых существ на Земле.  Насекомые играют большую роль в природе, ведь они занимают 80% все животных на планете. Более чем 75% растений опыляется насекомыми. Растения привлекают их своими формами, ароматами, нектаром, пыльцой. В почвообразовании насекомые тоже участвуют, они разрыхляют почву. Божья коровка. О. Ребрикова Божью Коровку можно поймать, Черные точки пересчитать. Раз, два, три... Не успела! Божья коровка моя улетела Улитка. Е. Николаева Вот с трудом ползёт улитка, Сдвинув домик на бочок. Брать с собой везде привыкла Круглый домик - рюкзачок. Дождевые черви. Татьяна Корниенко. Про дождевого червяка. У дождевого червяка Жизнь не особенно легка. Ни головы, ни лапок нет. Земля на завтрак, на обед, И вновь земля на ужин. Не ужин – просто ужас! Зато и вечером и днём Он может ползать под дождём. Он может с другом– червяком Забраться в лужу целиком! А их за это даже. Ни капли не накажут. Вот это жизнь у червяка! Кто говорил, что нелегка? Бабочки. Т. Нестерова Дотронуться хотела я руками До самого красивого цветка. А он, взмахнув своими лепестками, Вспорхнул и улетел под облака! Павлиний глаз Е. Жданова Мы видели бабочку Павлиний глаз, И бабочка тоже видела нас! Теперь всем расскажет про Вовку, Как поймал он Божью коровку, И потом отпустил её в небо, Но за это потребовал хлеба, - «Черного и белого, Только не горелого!» Расскажет, расскажет, расскажет!.. И лапкой на Вовку укажет. Крапивница Н. Радченко Бабочка проснулась, Солнцу улыбнулась, Села на цветок Выпить сладкий сок. И легко порхая, Над травой кружит - Так звезда ночная. На волне дрожит. Махаон. С. Богдан Бабочка - красавица, В ярком, цветном платьице, Покружилась, полетала, Села на цветок, устала… - Не для отдыха я села, Я нектар цветочный ела. Перламутровка. Р. Эйдельман Мама, мама посмотри, Бабочка какая, У нее большие глазки, Крылья желтые, как в сказке, У нее полосочки И на крыльях точечки. Мы дадим ей червячка, Не спугнуть бы полчаса, Побегу за красками, Нарисую глазки ей. Стрекоза Н. Губская Ах, какая стрекоза! Только крылья да глаза! В воздухе трепещет. И на солнце блещет. Мухи. А. Кропотин Мне на локоть села муха. Видно, нет у мухи слуха! Говорю ей: - Кыш отсюда, Или я ругаться буду! Муравей. Е. Николаева Долго дом из хворостинок Собирали для семьи, Не жалея ног и спинок, Непоседы муравьи. Пчелы. О. Конаева - Ты куда спешишь, пчела? - Извините, ждут дела! Каждый маленький цветочек ждёт меня с утра до ночи Кузнечик. М. Петров Жил кузнечик у ростка И любил чесать бока. Щеткой водит он слегка, А выходит музыка. Майский жук. Я. Сысоева Рано утром у пенька Повстречались два жука. Два известных хулигана, Драчуна и грубияна. Пауки. Л. Вишня Сеть большую сплел паук У него ведь восемь рук. У меня всего лишь две, Не сплести так ловко мне. Комары А.Мармазов Хоть и "точным" был удар, Но смеется злой комар. Я ладонь ушиб вчера. Об такого комара! Шмели. А. Малаев Шмель заранее проснулся, Встрепенулся, отряхнулся... Лепестков открытие. Для шмелей событие! Спасибо всем за внимание! Интернет ресурсы: http://www.numama.ru/ http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0 %B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D0%B5http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0 %B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D0%B5 http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1 %86%D1%8B%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BEhttp://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1 %86%D1%8B%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0 %B5%D0%B2%D1%8C%D1%8F%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%B Ehttp://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0 %B5%D0%B2%D1%8C%D1%8F%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%B E http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0 %BE%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B 8%D1%8F



Предварительный просмотр:

Картотека игр для развития эмоциональной сферы детей

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации педагогам и родителям необходимо объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.

Игра «Детский сад»

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

Выбираются два участника игры, остальные дети – зрители. Участникам предлагается разыграть следующую ситуацию – за ребенком в детский сад пришли родители. Ребенок выходит к ним с выражением определенного эмоционального состояния. Зрители должны отгадать, какое состояние изображает участник игры, родители должны выяснить, что произошло с их ребенком, а ребенок рассказать причину своего состояния.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, распознавание различных эмоций.

Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным:

-радость, добродушие, отзывчивость, жадность;

-грусть, обида, вина, радость;

-трудолюбие, лень, жадность, зависть;

-жадность, злость, зависть, отзывчивость.

Игра «Что было бы, если бы»

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д.?

Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются.

Игра «Выражение эмоций»

Цель: Развивать умение выразить мимикой лица удивление, восторг, испуг, радость, грусть. Закрепить знание русских народных сказок. Вызвать у детей положительные эмоции.

Педагог читает отрывок из русской сказки «Баба Яга»:

«Баба Яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем он не выцарапал девочке глаза».

Дети выражают жалость

Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:

«Алёнушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет… »

Дети выражают грусть (печаль).

Педагог зачитывает отрывок из сказки «Гуси-лебеди»:

«И они прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли».

Дети выражают мимикой лица – радость.

Отрывок из сказки «Царевна-змея»:

«Оглянулся казак, смотрит – стог сена горит, а в огне красная девица стоит и говорит громким голосом: - Казак, добрый человек! Избавь меня от смерти».

Дети выражают удивление.

Педагог читает отрывок из сказки «Репка»:

«Тянут – потянут, вытащили репку».

Дети выражают восторг.

Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»:

«Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу… »

Дети выражают испуг.

Отрывок из русской народной сказки «Курочка Ряба»:

«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут».

Дети выражают мимикой лица печаль.

В конце игры отметить тех детей, которые были более эмоциональными.

«Крошка Енот»

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

Один ребенок – Крошка Енот, а остальные его отражение («Тот, который живет в реке».) Они сидят свободно на ковре или стоят в шеренге. Енот подходит к «реке» и изображает разные чувства (испуга, интереса, радости, а дети точно отражают их с помощью жестов и мимики. Затем на роль Енота поочередно выбираются другие дети. Игра заканчивается песней «От улыбки, станет всем теплей».

Картотека игр и упражнений

ЭМОЦИЯ ГНЕВ

Гнев, злость

Гнев – одна из важнейших эмоций человека, и в тоже время одна из самых неприятных.

Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но одновременно и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Поэтому наша задача помочь ребенку избавиться от накопившегося гнева конструктивными методами, т. е. мы должны научить дошкольника доступным способам выражения гнева, не причиняющим вреда окружающим.

Игра «Ласковые лапки»

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.

Ход игры: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть: взрослый объясняет, что по руке будет ходить зверек и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой зверек прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

Упражнение “Злюка”.

Цель: развивать способность распознавать  различные эмоции с помощью мимики и пантомимики.

Детям предлагается представить, что в одного из ребенка “вселились” злости и гнев и превратили его в Злюку. Дети становятся в круг, в центре которого стоит Злюка. Все вместе читают небольшое стихотворение:

-Жил (а) - был (а) маленький (ая) мальчик (девочка).

-Маленький (ая) мальчик (девочка) сердит (а) был (а).

-Ребенок, выполняющий роль Злюки, должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние (сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками). При повторении упражнения всем детям предлагается повторить движения и мимику сердитого ребенка.

Упражнение «Закончи предложение»

«Злость – это когда… »

«Я злюсь, когда… »

«Мама злится, когда… »

«Воспитатель злится, когда… »

«А теперь закроем глаза и найдем на теле место, где у вас живет злость. Какое это чувство? Какого оно цвета? Перед вами стоят стаканы с водой и краски, окрасьте воду в цвет злости. Дальше, на контуре человека найдите место, глее живет злость, и закрасьте это место цветом злости».

Картотека игр и упражнений

Эмоция Удивления

Удивление — это самая кратковременная эмоция. Удивление возникает внезапно. Если у вас есть время подумать о событии и порассуждать, о том, удивляет вас произошедшее или нет, значит, вы не испытали удивления. Вы не можете удивляться долго, если только поразившее вас событие не открывается для вас своими новыми неожиданными гранями. Удивление никогда не растягивается. Когда вы перестаете испытывать удивление, то оно исчезает зачастую так же быстро, как и возникло.

Упражнение «Закончи предложение».

«Удивление – это, когда… »

«Я удивляюсь, когда… »

«Мама удивляется, когда… »

«Воспитатель удивляется, когда… »

Игра "Фантазии".

Предлагается детям продолжить начало удивительных приключений:

К нам пришел слон.

Мы оказались на другой планете.

Внезапно исчезли все взрослые.

Волшебник ночью поменял все вывески на магазинах.

Картотека игр и упражнений

Эмоция Страх

Страх

Это одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец; связана с ощущением опасности. Уже в первые месяцы жизни ребенок начинает пугаться, сначала резких звуков, затем незнакомой обстановки, чужих людей. С ростом ребенка часто вместе с ним растут и его страхи. Чем больше расширяются знания малыша, и развивается фантазия, тем больше он замечает опасностей, которые подстерегают каждого человека. Грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой, но в любом случае страхи мешают ребенку жить. Они его тревожат и могут вызвать невротические расстройства, которые проявляются в виде тиков, навязчивых движений, заикания, плохого сна, раздражительности, агрессивности, плохом контакте с окружающими, дефиците внимания. Это далеко не полный перечень неприятных последствий, к которым приводит не преодоленный детский страх.

Страхам особенно подвержены ранимые, чувствительные, повышено самолюбивые дети. Самые распространенные страхи у дошкольников – это страх темноты, ночных кошмаров, одиночества, сказочных хулиганов, бандитов, войны, катастроф, уколов, боли, врачей.

Помочь ребенку преодолеть появившиеся страхи должны взрослые, и в первую очередь, родители.

Упражнение «Азбука настроений».

Цель: научить детей находить конструктивный выход из ситуации, ощущать эмоциональное состояние своего персонажа.

«Посмотрите, какие картинки я вам принесла (кошка, собака, лягушка). Все они испытывают чувство страха. Подумайте и решите, кого из героев сможете показать каждый из вас. При этом надо сказать о том, чего боится ваш герой и чего надо сделать, чтобы его страх пропал.

Упражнение «Конкурс боюсек».

Цель: предоставить детям возможность актуализировать свой страх поговорить о нем.

Дети быстро передают мяч по кругу и заканчивают предложение: «Дети боятся… ». Кто не сможет придумать страх, выбывает из игры. Повторяться нельзя. В конце определяется победитель конкурса «боюсек».

Упражнение «Рыбаки и рыбка».

Цель: снятие психомышечного напряжения, страха прикосновения.

Выбирается две рыбки. Остальные участники встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки – образуя собой «сеть». Ведущий объясняет детям, что маленькая рыбка случайно попалась в сеть и очень хочет выбраться. Рыбка знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом задевают ее по спине, слегка поглаживают, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они вместе берутся за руки и становятся сетью.

Упражнение «Воспитай свой страх».

Цель: коррекция эмоции страха.

Дети вместе с педагогом придумывают, как воспитать страх, чтобы сделать страшилку доброй, пририсовать ей воздушные шары, нарисовать улыбку, или сделать страшилку – смешной. Если ребенок боится темноты, нарисовать свечку и т. д.

Упражнение «Мусорное ведро».

Цель: снятие страхов.

Ведущий предлагает рисунки страхов разорвать на мелкие кусочки и выбросить в мусорное ведро, тем самым, избавляясь от своих страхов.

Картотека игр и упражнений

Эмоция Радость

Радость

Фактором, отражающим эмоциональное благополучие ребенка, является состояние удовольствия и радости. Радость характеризуется как приятное, желанное, позитивное чувство. При переживании этой эмоции ребенок не испытывает ни психологического, ни физического дискомфорта, он беззаботен, чувствует себя легко и свободно, даже движения его становятся легче, сами по себе принося ему радость.

В детские годы эмоция радости может быть вызвана вполне определенными видами стимуляции. Ее источником для ребенка является ежедневное общение с близкими взрослыми, проявляющими внимание и заботу, в игровом взаимодействии с родителями и сверстниками. Эмоция радости выполняет важную функцию в формировании чувства привязанности и взаимного доверия между людьми.

Для знакомства с эмоцией радости используются различные упражнения.

Упражнение на разыгрывание историй.

Цель: развитие выразительных движений, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать собственное.

«Сейчас я расскажу вам несколько историй, и мы попробуем их разыграть, как настоящие актеры».

История 1 «Хорошее настроение»

«Мама послала сына в магазин: «Купи, пожалуйста, печенье и конфеты, - сказала она, - мы попьем чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение».

Выразительные движения: походка - быстрый шаг, иногда вприпрыжку, улыбка.

История 2 «Умка».

«Жила - была дружная медвежья семья: папа медведь, мама медведь и их маленький сыночек - медвежонок Умка. Каждый вечер мама с папой укладывали Умку спать. Медведица его нежно обнимала и с улыбкой пела колыбельную песенку, покачиваясь в такт мелодии. Папа стоял рядом и улыбался, а потом, начиная подпевать маме мелодию».

Выразительные движения: улыбка, плавные покачивания.

Упражнение «Изобрази… »

Цель: закрепление у детей полученных знаний о чувстве радости. «Давайте поиграем в игру, я назову по имени одного из вас, брошу ему мяч и попрошу, например, «… изобрази радостного зайчика».

Тот из вас кого я назову, должен поймать мяч, изображая зайчика, говорит следующие слова: «Я – зайчик. Я радуюсь, когда… »


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 8  «РУСАЛОЧКА»

г. Кстово 3 микрорайон дом 27 телефон 2-11-93, 2-27-16, 2-17-31

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМОРАЗВИТИЯ

Воспитатель: МБДОУ д/с№8

 Стеценко Ольга Юрьевна

                               

                                  г. Кстово

                                        2015-2016г.

Научно-методическая

и профессионально-педагогическая деятельность

Тема: Система работы педагога ДОУ в формировании правил безопасности дорожного движения у детей средней группы.

Цель: Оптимизировать работу педагога, направленную на закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения.

Задачи:

  1. Расширить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения;
  2. Активизировать знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах города, в городском транспорте;
  3. Стимулировать сотрудничество родителей с педагогами детского сада

по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения;

4.  Обогащать и активизировать словарь  детей по дорожной лексике;

5.  Воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения.

Этапы работы:

I этап - сбор информации из различных источников по данной теме; диагностика знаний детей на начало года;

II этап - разработка  перспективного плана работы по обучению детей безопасному поведению на улице в рамках реализации задач образовательной области «Безопасность» в контексте ФГОС;

III этап-оценка уровня знаний детей по данной теме; проведение диагностики с целью выявления положительной динамики.

Сроки выполнения каждого этапа:

I этап- 2 месяца (сентябрь, октябрь);

II этап-6 месяцев (ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель);

III этап-1 месяц (май).

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

  1. Изучение литературы:

Хабибуллина Е. Я. Дорожная азбука в детском саду. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2011.

Алексеев А. П. Правила дорожного движения с иллюстрациями. – М.:Изд-во «Эксмо», 2008.

Дзюба П. П. Дидактическая копилка воспитателя детского сада. – М., Изд-во «Феникс», 2008

Воронова Е. А. Красный. Жёлтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе. – М., Изд-во «Феникс», 2008.

Коган М. С. Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с дошколятами и школьниками. – «Сибирское университетское издательство», 2007.

Микляева Н. В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. – М., Изд-во «Айрис-пресс», 2008.

Кобзева Т. Г. правила Дорожного движения. – Волгоград, «Учитель»., 2010

Старцева О. Ю. Школа дорожных наук. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – М., «Сфера», 2010

Маркин Н. И. Спасибо светофор - М., «Энас-класс», 2007

Васюкова Н. Е. Пираты на большой дороге. Правила дорожного движения. Знакомство с окружающим миром – «Карапуз», 2007

  1. Разработать перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению улице;
  2. Разработать и изготовить авторскую дидактическую игру по ПДД для детей младшего и среднего дошкольного возраста;
  3. Подготовить и провести консультацию для родителей «Учим правила дорожного движения»;
  4. Подготовить презентацию для детей «Школа светофорика»;
  5. Подбор дидактических и наглядных пособий для обучения, закрепления знаний о ПДД;
  6. Подготовка сообщения на педагогическом совете «Проект по реализации задач образовательной области «Безопасность»;
  7. Изготовление пальчикового театра «Светофорик».

Способ демонстрации результата проделанной работы:

  1. Изготовление буклета (календаря) вместе с родителями и детьми группы с использованием авторских детских рисунков;
  2. Подготовить (провести) консультацию для педагогов «Опыт применения «метода проектов» в ознакомлении детей с правилами дорожного движения»;

Форма отчета по проделанной работе:

  1. Подготовка (показ) НОД «Мы едем, едем, едем…»;
  2. Отчет о проделанной работе за учебный год;

Перспективный план работы

по обучению детей безопасному поведению на улице

в средней группе

Сентябрь

Планируемые результаты развития интегративных качеств

Художественное творчество: выполнить рисунок и аппликацию «Разноцветный светофорик».

Чтение: прочитать и выучить стихотворение А. Усачева «Домик у перехода».

Коммуникация: рассуждать и обмениваться мнениями на темы: «Один на улице», учить анализировать конкретные ситуации и составлять небольшой рассказ по картинке.

Физическая культура: учить соблюдать ПДД во время подвижной игры «Цветные автомобили».

Задачи:

1.Закреплять знания детей о светофоре и назначении его цветов в игровых ситуациях;

2.Продолжить работу по ознакомлению детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре;

3.Закреплять знания о том, что улица делится на две части: тротуар и проезжую часть;

4.Развивать наблюдательность к дорожным знакам и работе светофора.

  • Просмотр мультипликационных фильмов «Азбука безопасности. Смешарики»;
  • Чтение стихотворения А. Дорохова «Зеленый, желтый, красный»;
  •  Игра «Приключение светофорика»;
  • НОД «Наш друг светофор».

Октябрь

Планируемые результаты развития интегративных качеств

Социализация: учить противостоять трудностям и взаимодействовать с детьми во время игры «Правильно-неправильно».

Коммуникация: развивать умение поддерживать беседу.

Художественное творчество: «Мой любимый дорожный знак».

Задачи:

1.Расширять представления об улицах города.

2.Закрепить знания пользования телефоном 01,02,03.

3.Закреплять знания о назначении дорожного знака

4.Формировать понятие о том, что движение машин бывает односторонним и двухсторонним.

5.Дать представление о таком знаке, как «Подземный переход»

  • Дидактические игры «Подбери по цвету», «Пешеходы и транспорт»;
  • Игры-имитации «Я шофер», «Я машина»;
  • Чтение стихотворения про транспорт В.И. Мирясовой;
  • Музыкально-дидактическая ига «Слушаем улицу».
  • Подвижная игра «По дороге».
  • НОД «Три цвета светофора».

Ноябрь

Планируемые результаты развития интегративных качеств

Коммуникация: учить составлять рассказ на тему: «Как правильно вести себя на дороге».

Музыка: учить распознавать звуки транспорта.

Художественное творчество: формировать умение использовать строительные детали во время конструирования «Гараж для моей машины».

Чтение: прочитать и выучить С. Маршака «Светофор».

Задачи:

1.Продолжать работу по формированию знаний о поведении пешеходов на дороге.

2.Закреплять знания о том, что по городу можно ездить на транспорте: автобусе, троллейбусе, трамвае.

3. Закреплять знание о назначении светофора на дороге и всех его цветов.

  • Дидактическая игра «Знай и выполняй правила движения»;
  • Игровая ситуация «Помоги Самоделкину»;
  • Чтение стихотворения А. Усачева «Дорожная песенка»;
  • Презентация проекта «Выставка рисунков»;
  • Сюжетно-ролевая игра «Автобус»;
  • Режиссерская игра «Мы едем, едем, едем…»;
  • НОД «Помощники на дороге».

Декабрь

Планируемые результаты развития интегративных качеств

Художественное творчество: аппликация «Автобус на нашей улице»

Музыка: учить выполнять движения, соответствующие характеру в музыкальной игре - имитации «Я машина»,

Чтение: прочитать стихотворения С. Михалкова «Скверная история»

Конструирование: «Наша улица»

Задачи:

1.Формировать знания о труде водителя.

2.Расширять знания о назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Дети».

3.Закреплять знания о работе светофора.

  • Дидактическая игра «Правила поведения»;
  • Сюжетно-ролевая игра «Я шофер»;
  • Рассматривание картин, изображающих дорожное движение в зимний период;
  • Чтение В. Клименко «Кто важнее всех на свете»;
  • НОД «Пешеходы и водители».

Январь

Планируемые результаты развития интегративных качеств

Художественное творчество: выполнить рисунок совместно с родителями «По дороге с мамой», аппликация «Отгадай, вырежи и наклей грузовик».

Чтение: прочитать стихотворение А. Дороховой «Зеленый, желтый, красный».

Социализация: формировать навык ролевого соподчинения и умение вести диалоги в спектакле пальчикового театра «Светофор».

Познание: организовать наблюдение за движением машин по зимней дороге.

Задачи:

1.Расширять знания о назначении дорожных знаков: «пешеходный переход», «подземный переход» и «осторожно, дети».

2.Закреплять представления о назначении дорожных знаков и «островка безопасности».

3.Формировать навык безопасного поведения на дороге во время гололеда.

  • Дидактическая игра «Расположи правильно дорожные знаки»;
  • Игровая ситуация «Мы переходим улицу»;
  • Конкурс загадок о дорожных знаках;
  • НОД «Осторожно, зимняя дорога».

Февраль

Планируемые результаты развития интегративных качеств

Художественное творчество: выполнить аппликацию «Колеса для машины».

Чтение: прочитать стихотворение Т. Александровой «Светофорчик».

Физическая культура: «Что такое перекресток?».

Задачи:

1.Продолжать работу по ознакомлению детей с дорожными знаками.

2.Закреплять знания о работе светофора.

3.Учить использовать свои знания ПДД на практике.

4.Продолжать работу по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на улице города.

  • Сюжетно-ролевая игра «Шофер»;
  • Игровая ситуация «Кто самый грамотный пешеход»;
  • Беседа «Если ты потерялся на улице»;
  • Авторская дидактическая игра «Прятки с дорожными знаками»;
  • НОД «Я грамотный пешеход».

Март

Планируемые результаты развития интегративных качеств

Художественное творчество: выполнить рисунок «Дорога и тротуар», аппликацию «Мой любимый вид транспорта».

Чтение: прочитать и пересказать стихотворение В. Головко «Правила движения».

Коммуникация: обсуждение темы: «Как машины помогают людям».

Социализация: режиссерская игра «Приключение Светофорика на перекрестке».

Задачи:

1. Дать представления о том, что место пересечения улиц называется перекрестком.

2.Знакомить с особенностями движения общественного транспорта на перекрестке.

3. Расширять знания о назначении дорожных знаков.

4. Развивать умение наблюдать за движением транспорта по проезжей части.

  • Выставка рисунков «Машины нашего города»;
  • Игровая ситуация «Как я с мамой перехожу дорогу»;
  • Конструирование «Улица города»;
  • Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы и водители»;
  • НОД «Осторожно, перекресток».

Апрель

Планируемые результаты развития интегративных качеств

Художественное творчество: выполнить рисунок «Как я иду в детский сад».

Коммуникация: обсуждать и обмениваться мнениями на тему «Как правильно кататься на велосипеде».

Чтение: прочитать стихотворение В. Кожевникова «Светофор».

Музыка: развлечение «На лесном перекрестке».

Социализация: прогулка детей к перекрестку, ситуация общения.

Задачи:

  1. Формировать представления о безопасном пути от дома к детскому саду.
  2. Закреплять представления о дорожных знаках.
  3. Учить использовать свои знания о дорожных знаках на практике.
  4. Побуждать детей к обсуждению темы, анализу конкретной ситуации.
  • Дидактическая игра «Говорящие дорожные знаки»;
  • Режиссерская игра «Приключение сказочных героев в городе»;
  • Чтение стихотворения А. Усачева «Дорожная песенка»;
  • Подвижная игра «Путешествие на машинах»;
  • НОД «Дорога домой. Препятствия и опасности».

Май

Планируемые результаты развития интегративных качеств

Художественное творчество: изготовление моделей светофоров вместе с родителями.

Коммуникация: обсудить тему: «Мы на улице», поощрять высказывания детей.

Чтение: прочитать стихотворение А. Усачева «Футбольный мяч»

Задачи:

  1. Закреплять знание правил безопасного поведения на улицах города.
  2. Закреплять умение ориентироваться на дороге, используя ПДД в различных практических ситуациях.
  3. Продолжат знакомить с правилам передвижения пешеходов.
  4. Закреплять правила катания на велосипеде.
  •  Выставка совместных работ детей и родителей «Наш светофорик»;
  •  Физкультурное развлечение на улице «Дорога препятствий»;
  • Дидактическая игра «Собери светофор»;
  • Игровая ситуация «Как правильно перейти дорогу».



Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в средней группе

Тема: «Зимушка-зима»

Интеграция образовательных областей:

 «Познание» (познавательно - исследовательская)

«Коммуникация»

«Художественное творчество» (аппликация)

«Социализация»

«Чтение художественной литературы»

«ФЭМП»

Тип: интегрированное

Возраст детей: 4-5 лет

Формы организации детей: группа

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить накопленные детьми представления о зиме;

- Обогащать представления детей о природе;

Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение ко всему живому;

- Воспитывать аккуратность во время работы;

Развивающие:

- Развивать познавательный интерес к окружающему миру природы;

- Развивать внимание, память;

- Развивать словарный запас детей;

- Развивать мелкую моторику рук и координацию движений

- Совершенствовать приемы наклеивания.

Словарь: снежная, снег, снежинка, Новый год.

Предварительная работа

- Наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой;

- Беседы о характерных признаках зимы;

- Чтение стихов о зиме.

Материалы и оборудование:

- Картины по теме «Зима» и «Зимний лес»;

- Кукла Буратино;

- Снежинки из бумаги;

- Зимняя одежда (шубка, шапка, валенки, варежки, шарф) картинки;

- Белый картон, цветная бумага (зеленая и коричневая, клей - карандаш, салфетки по количеству детей.

Содержание непосредственно – образовательной деятельности детей.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Да, правильно, наступила зима. Она принесла нам холод, снег, ветер.

Кто стучится к нам в дверь? Смотрите, к нам в гости пришел наш друг Буратино!

Поздороваемся с ним!

Дети: Здравствуй, Буратино!

Воспитатель: Дети, посмотрите – по погоде одет Буратино?

Дети: Нет не по погоде.

Воспитатель: сейчас на улице холодно!

Дети имитируют процесс одевания по схеме.

Воспитатель: Буратино, дети, а мы оказались в «зимнем лесу»! Как тихо вокруг! Постаралась Волшебница зима и укутала лес в снежное покрывало. Заснул лес, не слышно пения Птиц! Какие деревья вы знаете? Дети: Береза, дуб, клен, сосна, ель.

Воспитатель: А каких зимующих птиц вы знаете?

Дети: синица, воробей, снегирь, ворона.

2. Дидактическая игра «Зимние слова».

Буратино: Ребята, вы замерзли? Давайте поиграем в интересную игру! Какие «зимние» слова вы знаете?

Дети: (хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой)

Буратино: (читает текст)

Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, варежки, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи.

2. Игра «Отгадай что это? »

Воспитатель: Ребята, Буратино, на улице снегопад и, видимо, оттуда к нам попали вот эти снежинки! (на полу лежат бумажные снежинки, на них написаны загадки)

Буратино: Я знаю, это Дед Мороз хочет узнать: умеют ли дети отгадывать загадки!

Дети: Умеем!

Воспитатель: (Поднимает по одной снежинке и читает)

1. Все его зимой боятся – больно может он кусаться, прячьте уши, щеки, нос, ведь на улице…

(мороз)

2. С неба он летит зимой, не ходи теперь босой знает каждый человек, что всегда холодный…

(снег)

3. Под ногами у меня деревянные друзья. Я на них лечу стрелой, но не летом, а зимой?

(санки)

4. Он из снега одного, из морковки нос его, чуть тепло заплачет вмиг, и растает…

(снеговик)

5. Он когда – то был водой, но сменил, вдруг облик свой, и теперь под Новый год на реке мы видим…. (лед)

6. Он и добрый, он и строгий, бородой до глаз зарос красноносый, краснощекий, наш любимый… (Дед Мороз)

Буратино: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали – выполнили задание Деда Мороза!

3. Физкультминутка «Буратино»

Воспитатель: Засиделся наш, Буратино, хочет поиграть! Вставайте с ним вместе!

Буратино потянулся - потянутся

Раз нагнулся, два нагнулся - наклоны в стороны

Руки в стороны развел - руки в стороны

Видно ключик не нашел - повороты в стороны

Чтобы ключик нам достать - руки вверх

Нужно на носочки встать! - подняться на носочки

4. Продуктивная деятельность.

Воспитатель: Ребята, а какой праздник мы ждем в этом месяце?

Дети: Новый год!

Воспитатель: Правильно! Новый год – праздник, который отмечают многие народы. По календарю Новый год наступает, когда заканчивается последний день года и начинается первый день следующего года.

Буратино: А я знаю еще одну загадку! Отгадайте её!

Стоит, колючая как еж, зимою в платье летнем.

А к нам придет под Новый год – ребята будут рады!

Хлопот веселых полон рот: готовят ей наряды! Что это?

Дети: Елочка!

Воспитатель: Правильно, ребята!

Приглашаю вас в мастерскую Деда Мороза! Ему нужно много елочек для

Праздника! Поможем ему!

Дети: Да!

(Дети выполняют аппликацию «елочка», путем обрывания и наклеивания цветной бумаги).

Воспитатель: Буратино, посмотри, какие елочки получились у деток! Понравятся они Деду Морозу, как думаешь?

Буратино: Думаю …., да…., конечно понравятся! Они такие красивые!



Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Художественное творчество», лепка в средней группе

Тема: «Снежинка»

Цели: Продолжать учить скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона). Совершенствовать умение понимать и анализировать содержание стихотворения. Развивать мелкую моторику пальцев, глазомер и воображение. Воспитывать аккуратность.

Предварительная работа: рассматривание картин с зимними пейзажами, знакомство со свойствами снега.

Раздаточный материал. Круги из голубого картона диаметром примерно 12—15 см по количеству детей, белый пластилин, стеки, музыкальное сопровождение «Зимушка-зима»

Дети располагаются на ковре вместе с воспитателем. В группу залетела «снежинка» - письмо. Чтение детям письма.

«Здравствуйте, ребята! Я совсем маленькая девочка – Снежинка. Я недавно появилась на свет. Но я знаю, что моя мама – это Матушка-Водица. У нас большая семья. Есть сыновья у Матушки – Водицы, мои братья – Туман, Дождь, Лёд и мы дочки – Роса и Снежинки. У всех детей разные характеры: все мы любим разные времена года (кто весну и лето, кто осень, кто зиму). Сейчас на улице зима, а зиму любим мы – Снежинки и мой братец Лёд. Моего братца вы сегодня видели. Лёд приходил к вам в гости. А вот сестриц своих я потеряла! Пока мы опускались с неба, подул сильный Ветер, все мои сестрицы разлетелись! Мне очень грустно одной, помогите мне, пожалуйста, найти моих сестриц! Ваша Снежинка.

- Еще Снежинка оставила нам описание свих сестриц, давайте послушаем!

Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения К. Бальмонта:

Светло-пушистая

Снежинка белая.

Какая чистая,

Какая смелая!

Воспитатель:

- Какая снежинка в стихотворении? (Смелая, чистая, белая.)

- Как еще можно описать снежинку? (Холодная, колючая, блестящая и т. д.)

- А давайте немножко поиграем с нашей Снежинкой? (Давайте)

Физминутка

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок –

Получается снежок.

- Ребята, но мы же совсем забыли, что у нашей Снежинки несчастье! Поможем, ребята, найти сестриц, Снежинке? - (Да)

- Давайте мы с вами сделаем вот таких сестричек для нашей Снежинки (показ образца)

- Проходи к своим местам.

Дети проходят к своим рабочим местам. Играет мелодия «Зимушка-зима»

Лепка:

Скатываем несколько шариков одинакового размера и раскатываем их в тоненькие колбаски. Воспитатель показывает детям, как на круглом картоне составить из пересекающихся в центре колбасок снежинку и украсить ее короткими колбасками или другим способом.

Итог занятия:

Ребята, посмотрите какие красивые сестрицы Снежинки у нас получились! Теперь нашей Снежинке не будет так грустно! Все вы большие молодцы!



Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по основам безопасности жизнедеятельности детей

(средняя группа)

Тема: «Приключения домовёнка Кузи». Чрезвычайные ситуации

Программное содержание:

Закрепить представление детей о некоторых опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми дети встречаются дома, на улице.

Дать знания о значении этих предметов для людей; о правилах пользования этими предметами.

Предостеречь детей о неприятностях, связанных с контактами с незнакомыми людьми. Продолжать обучать детей элементарным правилам безопасности и умении ориентироваться в чрезвычайной ситуации.

Развивать внимание, речь, мышление при решении проблемных ситуаций. Расширить словарный запас детей

Воспитывать бережное отношение к себе и к окружающим людям; взаимопомощь и взаимовыручку.

Материал: игрушка «Кузя», картинки с изображением опасных ситуаций, схемы, лабиринт «Кто играет в опасные предметы? », мяч, каска, 2 телефона, мешок с игрушками и с опасными предметами, игольница, коробка, книга «Как вести себя в чрезвычайных ситуациях».

Ход занятия:

Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель:

Рада видеть всех сейчас

Ведь давно ждала я Вас

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

- Давайте посмотрим друг на друга, на наших гостей. Улыбнемся, чтобы у нас было хорошее настроение, и начнем наше занятие. Раздается стук в дверь

Воспитатель:- Даша! Сходи, узнай, кто пришел?

(ребенок подходит к двери, спрашивает: «Кто там? », возвращается и говорит, что пришел

домовенок Кузя.

Воспитатель:

-Ребята! Скажите, правильно Даша поступила, что не открыла дверь? Почему? (ответы детей).

Посидите! Я пойду, открою и узнаю, что случилось с Кузей. (Воспитатель открывает дверь, «заходит» Кузя - лохматый, взъерошенный, с мешком) .

В: - Кузя, здравствуй. Заходи скорее! Что случилось? Почему ты бежал?

К: - Здравствуйте, ребята! Я еле-еле убежал от Бабы-Яги.

В:- А почему?

К: - Моя мама ушла в магазин и оставила меня одного. Я собрал игрушки в мешок и хотел поиграть. Но вдруг кто-то позвонил в дверь. Я побежал к двери, спросил: Кто там? Мне ответили, что пришел врач из поликлиники. Я открыл дверь и увидел Бабу-Ягу. Она хотела схватить меня. Но я вырвался, захлопнул дверь и прибежал к вам. Помогите! Я боюсь!

В:- Ох! Кузя! Кузя! Что же ты натворил? Садись на стульчик, успокойся!

Ребята! А давайте расскажем Кузе, что он сделал не правильно! А ты Кузя, слушай и запоминай!

Воспитатель вместе с детьми разбирает ситуацию «Один дома». Почему нельзя открывать дверь незнакомым людям? Вопросы:

1. Можно ли детям открывать дверь посторонним, если дома нет взрослых?

2 Что лучше, сразу открыть дверь или спросить «Кто там? »

3. Перед кем нужно открывать дверь: перед слесарем, почтальоном, врачом? (ответы детей)

Вывод: Никому нельзя открывать дверь! (схема)

В: - Кузя, а что ты будешь делать, если потеряешься? К: - Ой! Я не знаю!

В: - А вы ребята, что будете делать? (ответы детей)

(Не надо плакать и убегать. Мама тебя найдет. Нужно обратиться за помощью к милиционеру, охраннику. Он поможет. Надо назвать домашний адрес и телефон, фамилию, имя и отчество мамы и папы.)

В: - А если к Вам подойдет незнакомый человек и скажет: «поедем со мной, я тебе котенка подарю», что надо делать?

Кричать: «Помогите, это не мой папа! »; не садиться к незнакомым людям в машину, не брать конфеты и т. д. (картинка, схема)

Вывод:

Если дядя незнакомый, хочет проводить до дома, или дать тебе конфет, ты ответить должен: НЕТ!

В: - Молодцы, ребята! Запомнил Кузя! Всегда выполняй эти правила!

Физкультминутка.

В: - Кузя, а что лежит у тебя в мешке. Давай посмотрим.

(воспитатель достает из мешка: спички, мяч, машинку, куклу, иголки, нитки, ножницы, булавки, книги, самолетик, кнопки.)

В: - Как вы думаете, в какие предметы можно играть, а в какие нет? (Ответы детей) Дети вместе с воспитателем убирают все предметы по своим местам.

1. Разбор ситуации «Спички детям не игрушка». Зачем нужны спички? Спичкой разжигают огонь.

А какую пользу приносит огонь? Он хороший или плохой? Хороший - помогает готовить пищу. Но если с огнем неосторожно обращаться, может случиться беда! Что может произойти от неосторожного обращения с огнем?

Какой вред приносит огонь? Что делать, если начался пожар? (ответы детей) Игровая ситуация «Ребенок-пожарный», (воспитатель - пожарный, ребенок звонит по телефону и сообщает, что у него начался пожар)

 Вывод:

Кто с огнем неосторожен, У того пожар возможен, Ребята! Помните о том, Что нельзя шутить с огнем! (схема)

2. Разбор ситуации «Каждому опасному предмету свое место».

(картинка)

В доме есть полезные предметы, но очень опасные. Ими нельзя пользоваться без разрешения взрослых, разбрасывать их по комнате. Что может случиться? Можно уколоться, порезаться, отравиться.

Нельзя: брать иголки в рот, бегать с ножницами по квартире, разбрасывать кнопки по комнате. Необходимо убирать все опасные предметы на место: кнопки в коробку, иголки в игольницу, работать с опасными предметами только за столом.

 Вывод: Опасные предметы очень нужны, но если пользоваться ими неправильно или брать без разрешения взрослых, может случиться беда. Всем опасным предметам свое место, (схема)

Игра-лабиринт «Кто играет в опасные предметы! »

К: - Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли! Я все запомнил! Я знаю теперь, где, что лежит, и буду аккуратно пользоваться опасными предметами

В: - Кузя! Какой красивый самолетик! Ты сам его сделал?

К: - Да! Я принес его ребятам. Мы сейчас будем его запускать! Надо открыть окно, встать на подоконник и пустить самолетик вниз.

В: - Как вы, думаете, ребята, Кузя правильно говорит? Почему? (ответы детей) Правильно, очень опасно вставать на подоконник и высовываться из окна - можно упасть и разбиться. Очень опасно облокачиваться на стекло. Почему? Стекло хрупкое, оно может разбиться, а ребенок больно пораниться.

Кузя, мы обязательно поиграем с тобой в самолетик, но только на улице.

(схема)

В: - Ребята! А теперь давайте поиграем с Кузей в игру.

Игра «Можно - нельзя» (дети встают в круг, «Кузя» берет мяч и играет с ними.) А теперь я вас проверю, И игру для вас затею, Вам задам сейчас вопросы, Отвечать на них не просто. Вопросы:

1. Можно играть спичками?

2. Можно если ты один дома, кому можно открывать дверь почтальону или слесарю?

3. Можно играть в кубики?

4. Можно брать у незнакомых людей конфеты?

5. Можно при пожаре звонить 01?

6. Можно залезать на подоконник?

7. Можно брать иголки в рот?

8. Можно убирать игрушки на место?

9. Можно помогать маме?

10. Можно при пожаре прятаться под кровать?

11. Если потеряешься, надо звать маму? и т. д. В: - Молодцы! Чтоб опасностей избежать

Будем правильно поступать. Дети на прощание дарят Кузе книгу о правилах безопасного поведения. Кузя благодарит. Уходит. Занятие окончено.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по аппликации в старшей группе детского сада

Тема: «Сказочная птица»

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ.

1. Продолжить учить детей приклеивать заранее приготовленные детали по заданному образцу, работать с клеем, бумагой,

2. Продолжить развивать пространственное и образное мышление, зрительно – двигательную координацию.

3. Продолжить расширять кругозор детей, пополнять их словарный состав.

4. Вспомнить и познакомить детей с названиями птиц и частями их тела .

5. Продолжить воспитывать доброе отношение к природе и бережное отношение к ней.

ОБОРУДОВАНИЕ.

-Иллюстрации с изображением разных птиц,

- диск со звуком птичьих голосов,

- маски с изображением птиц,

- образец аппликации «Сказочная птица»,

- лист картона голубого цвета А – 4,

- комплект всех деталей «птицы» (туловище, голова – желтого цвета; хвост, два крыла, хохолок на голову, клюв – красного цвета; разноцветные блестящие полоски из самоклеящейся бумаги),

- «волшебная палочка»,

- клей, клеенка, салфетки, фломастеры .

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Чтение русских народных сказок «Жар – птица и Василиса – царевна», «Сказка об Иване – царевиче, жар – птице и о сером волке», и сказки П. П. Ершова «Конек – горбунок», проведение занятия по рисованию на тему «Жар – птица».

ХОД ЗАНЯТИЯ.

В.: Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие по аппликации будет необычным, оно будет сказочное. Но для того, чтобы нам попасть в сказку, я возьму волшебную палочку и произнесу заклинание:

«Сказка – сказочка, приди,

Наших деток удиви! »

В.: Закройте глаза! (Включается диск со звуками голосов птиц).

В.: А теперь откройте глазки.

Ребята, мы с вами очутились в сказочном лесу, где живут самые разные птицы : и те, которых вы знаете и видите каждый день на улице, и те, которых вы никогда не встречали.

(Детям демонстрируются птицы : воробей, ворона, голубь, кукушка, дятел, снегирь и др.).

В.: Ребята, давайте посмотрим на птичек. Каких из них вы знаете? (Ответы детей).

(Если дети не знают воспитатель называет птицу и дети повторяют ее название).

В.: Ребята, а на самой дальней сказочной поляне волшебного леса живут необычные птицы, некоторых из них вы знаете и, возможно, видели в зоопарке или по телевизору, а некоторых из них никогда не встречали, потому что они живут в далеких – далеких странах. Но сегодня у вас есть возможность познакомиться и с ними.

(Демонстрируются фотографии с изображением птиц : фламинго, орел, цапля, пеликан, пингвин, журавль, ястреб, какаду, лебедь, колибри, страус и др.).

В.: А еще есть такие птицы, которые живут только в сказках, например, Жар – птица, о которой мы с вами недавно читали сказки. Вспомните, в каких сказках встречалась это птица? (Ответы детей).

В. : Но не смотря на то, что все эти птицы разные : по размеру (какие - то очень большие, а какие – то маленькие, по окраске оперения (какие – то из них красивые и яркие, а какие – то серенькие и незаметные). Но все равно у всех этих птиц есть общее – они состоят из одних и тех же частей тела. Давайте посмотрим на птичку и скажем, из каких частей тела она состоит? (Ответы детей).

В.: Ребята, в нашем сказочном лесу мы увидели много разных птиц, но здесь нет Птицы Счастья. А ведь люди с еще давних времен верили, что есть такая птица, приносящая на своих крыльях счастье. Именно поэтому мы сегодня с вами сделаем такую Птицу Счастья, чтобы были счастливы и вы, и ваши родные, и все люди на земле. Давайте мы с вами сейчас пофантазируем и попробуем сказать, какой вы себе представляете Птицу Счастья. (Ответы детей).

В. : Прежде чем мы с вами приступим к работе, давайте немного поиграем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

(Детям раздаются и надеваются маски с изображением птиц, воспитатель проговаривает стихотворение, а дети выполняют движения согласно текста три раза).

- Маленькие птички

Высоко летали

(Дети машут руками, как птицы крыльями).

- К вечеру у птичек

Крылышки устали.

(Дети опускают руки).

- На деревья птички

Сели отдохнуть

(Дети садятся на корточки).

- А к утру отправились

Снова птички в путь.

(Дети встают).

В.: Молодцы, ребята! Хорошие птички из вас получились! Ну, а теперь давайте приступим к изготовлению Птицы Счастья.

(Перед детьми ставится образец аппликации «Сказочная птица»).

Порядок действия:

- детям раздаются листы картона голубого цвета (А – 4, комплект деталей, клей и фломастеры;

- по образцу располагаем на голубом картоне все детали «птицы»;

- приклеиваем «туловище» птицы;

- справа от него наклеиваем «голову» птицы;

- слева от «туловища» располагаем «хвост» птицы;

- свержу и снизу к «туловищу» наклеиваем два «крыла» птицы;

- сверху на «голову» приклеиваем «хохолок»;

- справа к «голове» прикрепляем «клюв» птицы;

- украшаем блестящими полосками из самоклеющейся бумаги «хвост», «крылья» и «хохолок»;

- рисуем фломастером «глаза» птице.

В.: Молодцы, ребята! Глядя на ваши замечательные работы, хочу вам прочитать стихотворение про счастье.

Что такое счастье? Это солнце

Светит ласково над головой!

Что такое счастье? Это ветер,

Что играет весело с тобой!

Что такое счастье? Это мама

Нежно обнимает и целует!

Что такое счастье? Это жизнь,

Которая порою не балует!

В.: Ребята, а что для вас счастье? (Ответы детей).

В.: У нас получилась целая стая Птиц Счастья, и поэтому мы с вами и все люди на земле теперь обязательно должны быть счастливы!

(Выставка детских работ).

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

В.: Вот и подошло к концу наше сказочное занятие. Давайте вспомним, что нового и интересного вы сегодня узнали и что делали на занятии. (Ответы детей).

Вы все молодцы, очень хорошо справились с трудной задачей – сделать саму Птицу Счастья! Но нам пора возвращаться из сказочного леса, и поэтому вы закроете глаза, а я тем временем снова возьму «волшебную палочку» и произнесу волшебное заклинание, которое нам поможет вернуться:

«Сказка – сказочка, прощай!

Мы уходим, не скучай! »

В.: Откройте глазки, ребята, вот мы снова в нашей любимой группе!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию в средней группе.

Тема: «Зайчик зимой». (Рисование тычком)

Цель: учить детей делать тычок жесткой полусухой кистью по контуру и внутри контура;

Задачи:

Образовательные:

-формировать умения рисовать гуашью используя тычок;

-наносить рисунок по всей поверхности;

-передавать в рисунке особенности внешнего вида зайца

Развивающие:

- развивать воображение и восприятие окружающего мира,

-познавательных способностей;

-способствовать развитию любознательности.

Воспитательные:

-воспитывать заботливое отношение к живой природе;

-воспитывать аккуратность во время работы.

Предварительная работа: рассматривание с детьми картинок с изображением зайца. Чтение рассказа Н. Сладкова «Листопадничек »,

Оборудование и материал:

Картинки с изображением зайца, сундучок, жесткие кисточки №6, тонкие беличьи кисточки №2, лист бумаги формат А4, гуашь, простой карандаш, тряпочки, подставки для кисточек, стаканчики для воды.

Ход занятия:

Воспитатель вносит в группу сундучок.

- Ребята, хотите узнать, кто у меня здесь спрятался?

Давайте с вами вспомним загадку, которая поможет нам отгадать нашего гостя.

«Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку» (Заяц)

Вы думаете, у меня в сундучке спрятался зайчик? Сейчас мы подойдем к сундучку и посмотрим, правильно ли мы с вами отгадали.

Воспитатель достает картинку с изображением зайца.

Какая у зайца шубка? (пушистая)

Каким она цветом? (зимой белая, летом серая)

Воспитатель: Молодцы! Чтобы и у нашего зайчика была правильная шубка, соответствующая времени года, предлагаю нарисовать шубку методом тычка. Но сначала мы попробуем сделать это без краски.

Напомнить и показать детям, как правильно держать кисточку.

Выполнить упражнение – разминку с кисточкой.

Кисточку вот так возьмем - (тремя пальцами, но выше металлической части кисточки.)

И стучать сейчас начнем.

Контур наш мы обведем (тычок по контуру без краски)

К голове опять придем. (Тычком разукрашиваем голову)

Разукрасим мы тычком,

Зайку нашего кругом. (Тычок по всему рисунку)

Еще раз воспитатель показывает и объясняет. Дети сначала обводят контур зайца пальцем, затем выполняют тычки кисточкой с жесткой щетиной без краски по контуру. Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части, кисточка ставится вертикально листу бумаги и сверху опускается вниз, ритмично повторяются движения. Дети повторяют за воспитателем. Предложит детям начать самостоятельно рисовать тычками. Сначала по контуру, делая тычки рядом друг с другом, не оставляя промежутка между тычками. Затем произвольными тычками закрашивать поверхность внутри контура зайца.

Физ. минутка

Дети приседают вокруг своих столиков, держа ладони возле ушек, то сжимают их, то распрямляют.

Потом «зайчикам» предлагается погреть ножки, выполняя движения по тексту, перепрыгивая с ноги на ногу.

«Серый Зайчик сел и ждет, быстро ушками стрижет,

Скучно Зайчику стоять, лучше весело скакать.

Скок-скок, скок-скок,

Мы попрыгаем, играя,

словно Зайчик, отдыхая. »

Когда краска высохнет мягкой кистью рисуют глаза, нос, усики, и т. д.

В конце занятия подводятся итоги.

Воспитатель Ребята, кто у нас сегодня побывал в гостях? (зайчик)

Какая у него шубка? (белая, мягкая, пушистая)

Молодцы! Посмотрите, какие красивые и пушистые у вас получились зайчики.