"Работаем по ФГОС ДО"

Стеценко Ольга Юрьевна

Предварительный просмотр:

Реализация ФГОС дошкольного образования в практике работы дошкольного образовательного учреждения

На сегодняшний день перед нами (педагогами) актуальным является вопрос организации деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Перемены, которые происходят в современном обществе, требуют от нас совершенствования образовательного процесса, определения целей образования учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

ФГОС ДО - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который внёс ряд существенных изменений в систему образования Российской Федерации и, в частности, в дошкольное образование.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г.) дошкольное образование является уровнем общего образования и неотъемлемой частью системы непрерывного образования.

Основная образовательная программа дошкольного образования разрабатывается на основе ФГОС и с учетом вариативных примерных основных образовательных программ. Примерные программы должны пройти экспертизу в Министерстве образования и науки РФ и войти в единый реестр образовательных программ.

С 1 января 2014 года вступает в силу Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

• от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении

в действие федеральных государственных требований

к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

• от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года

Разработкой стандарта дошкольного образования занималась специально созданная 30 января 2013 года рабочая группа во главе с директором Федерального института развития образования Александром Григорьевичем Асмоловым.

Стандарт отражает государственные, социальные и личностные интересы и потребности.

Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе: к структуре основных образовательных программ; к условиям их реализации; и к результатам их освоения.

Цели стандарта:

• Повышение социального статуса ДО

• Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования

• Обеспечение государственных гарантий уровня

и качества образования на основе единства обязательных требований

• Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования

Задачи Стандарта:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,

в том числе их эмоционального благополучия

2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ОВЗ)

3. Обеспечение преемственности ООП ДО и НОО

4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка …

5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения…

6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности

7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм ДО, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей

8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей

9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи

и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области (направления развития и образования детей)

• Социально-коммуникативное развитие

• Познавательное развитие

• Речевое развитие

• Художественно-эстетическое развитие

• Физическое развитие

Личностное развитие проходит через все 5 образовательных областей.

В соответствии с ФГТ, образовательная программа дошкольного образования должна предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Стандарт в качестве одного из принципов дошкольного образования провозглашает содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

Задача Стандарта — объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества — перекликается с одним из принципов ФГТ: обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.

Преемственность ФГТ и ФГОС ДО мы видим также в определении структурных единиц содержания дошкольного образования. Это образовательные области, соответствующие основным направлениям развития детей.

Если мы сравним ФГТ и ФГОС то мы увидим, что в ФГТ таких образовательных областей 10, а в Стандарте — 5, но по содержанию образовательные области очень близки.

Хочется также отметить, что изменения произошли не только в образовательных областях, но так- же в документации:

- тематическое планирование;

- календарное планирование;

- сетку – расписание непосредственной образовательной деятельности;

- конспекты непосредственной образовательной деятельности;

Список литературы

1. Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Проект Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования.

3. Федина Н. В. О концептуальных подходах к разработке Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

// http://do.isiorao.ru/news/fgos_DO_Fedina.php.

4. Федина Н. В. Место и статус дошкольного образования в системе непрерывного образования России // Дошкольное воспитание. 2008. № 8. – С. 7 – 12



Предварительный просмотр:

Методическая работа образовательного учреждения как условие внедрения ФГОС в образовательную практику

Современный ритм жизни диктует определенные правила организациям и сотрудникам: информационная составляющая играет важную роль в том, чтобы быть востребованными, идти в ногу со временем. Для педагогических работников дошкольных образовательных организаций настало время серьезных перемен. Обновление нормативной базы требует от них переосмысления многих позиций.

В сентябре 2013 г. вступил в силу Федеральный
закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым дошкольное образование стало первым уровнем образовательной системы, расширились возможности получения дошкольного образования в разных формах (в детском саду, дошкольных группах при школах и комплексах, на дому).

Также  основным событием для педагогов и специалистов сферы дошкольного образования стало утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) (далее - ФГОС дошкольного образования, Стандарт).

Стандарт - это не просто новый, это первый в истории дошкольного образования нормативный документ, регулирующий отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. С учетом этого перед методическими службами ДОО стоит задача подготовить педагогические коллективы к введению ФГОС дошкольного образования.

Это длительный процесс, и начинать работу необходимо с анализа стартовых условий и уровня готовности педагогического коллектива ДОО к реализации требований Стандарта. Важно определить также соответствие имеющихся ресурсов, которые могут быть использованы в качестве базовых для обновления образовательного процесса.

Цель методической работы  в условиях внедрения ФГОС - обеспечить методическую готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.

 Давайте определим сущность понятия «методическая готовность». Методическая готовность  характеризует подобную готовность как целостное проявление свойств личности, выделяя три компонента: познавательный, эмоциональный, мотивационный. Содержание каждого компонента определено, исходя из специфики деятельности по реализации ФГОС.

Познавательный компонент:

  • знание содержания ФГОС, нормативных документов и методических материалов, сопровождающих его введение;
  •  способность классифицировать и систематизировать методические материалы, сопровождающие введение ФГОС;
  •  способность выделять методические проблемы, связанные с реализацией ФГОС, анализировать и решать их;
  • владение активными методами и формами деятельности по реализации ФГОС

Эмоциональный компонент:

  • осознание ценности знаний содержания ФГОС и методических материалов, сопровождающих его введение;
  •  удовлетворенность деятельностью по реализации ФГОС.

Мотивационный компонент:

  • наличие мотива достижения цели реализации ФГОС;
  • наличие мотивов повышения квалификации, познания, творчества в процессе реализации ФГОС.

 Таким образом, под методической готовностью педагога к реализации ФГОС понимается сложное, целостное, интегративное явление, состоящее из трех взаимосвязанных компонентов и характеризующее вооруженность педагогов необходимыми для успешной реализации ФГОС методическими знаниями и компетентностями.

В рамках методической работы рекомендуется ознакомить педагогов с данным документом. Затем необходимо приступить к составлению плана работы по введению ФГОС ДО в своей организации.

Следует напомнить, что исходя из уровня профессиональной компетентности педагогов конкретного детского сада важно включить в этот план разнообразные формы работы с педагогическими кадрами.

Допустимо использование разных описанных в научно-методической литературе форм работы с педагогами, которые можно разделить на следующие группы:

репродуктивные (практикумы, научно-практические семинары, педагогические мастерские, семинары-практикумы, тренинги);

репродуктивно-эвристические (педагогические чтения, научно-практические конференции, организационно - деятельностные игры);

эвристико-продуктивные (фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, методических разработок);

продуктивные (научные конференции, теоретические семинары).

Приступая к составлению плана работы по введению ФГОС дошкольного образования, необходимо четко представить, какие новые знания получат воспитатели, к каким выводам они придут и что поможет им совершенствовать образовательный процесс.

 Методическая работа образовательного учреждения в условиях введения ФГОС выстраивается в соответствии со следующими принципами.

1.Принцип «зоны ближайшего профессионального развития». Реализация этого принципа предполагает:

  • изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности педагога при внедрении ФГОС;
  • определение индивидуальных задач повышения педагогической квалификации;
  • составление плана профессионального роста;
  • систематическая оценку решения поставленных задач.

 В качестве «зоны ближайшего профессионального развития» выступает та зона, в которой педагог с помощью коллег, изучаемого педагогического опыта, литературы может разрешить возникшие проблемы профессиональной деятельности. «Зона ближайшего профессионального развития» для каждого педагога сугубо индивидуальна.

2.Принцип стимулирования творческого роста педагогов включает:

  • систематическое отслеживание результатов деятельности, объективную оценку профессионального роста педагогов;
  • оказание помощи педагогу в определении тех сфер деятельности, где можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать образец решения проблемы для других коллег;
  • определение системы средств, побуждающих каждого к поиску и творчеству, с учетом особенностей и возможностей педагогов;
  • поддержку, поощрение инициативы педагогов в постановке и решении профессиональных задач, целенаправленно занимающихся самообразованием.

3.Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы. Данный принцип предполагает, что каждый педагог может объединиться с коллегами или включиться в работу специально организованных групп. Способствует:

  • изучению профессиональных проблем, интересов, потребностей педагогов, их классификацию и определение наиболее распространенных запросов;
  • определению востребованной тематики и групповых форм работы;
  • предоставлению возможности каждому педагогу выбирать способы и формы повышения профессионального мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, посещать курсы, другие формы методической работы.

 4.Принцип непрерывности и преемственности, предусматривает постоянный профессиональный рост педагогов, а также учет уровня их реальной педагогической готовности к внедрению ФГОС. Означает:

  • обеспечение целостности, систематичности методической деятельности в образовательном учреждении;
  • координацию, согласованность деятельности всех субъектов внедрения ФГОС;
  • сохранение традиций ранее используемых эффективных форм методической работы, а также внедрение новых;
  • учет опыта, уровня подготовленности педагога, а также определение перспектив его профессионального роста;
  • выбор форм и методов методической работы, обеспечивающих развитие творческих способностей педагогов, предусматривающий большую самостоятельность и ответственность.

Методическая работа осуществляется по следующим направлениям:

1.Внедрение требований ФГОС в практику ОУ:

  • анализ нормативных, научных и методических источников;
  • выявление рекомендаций, соответствующих возникающим в практике проблемам;
  • оценка эффективности применения рекомендаций, разработанных на основе научно - методических исследований.

2. Текущая методическая помощь. Она предусматривает:

  • консультирование педагогов с целью оказание помощи в выборе литературы для решения педагогических задач;
  • анализ возникающих у педагогов затруднений, оказание им помощи в решении профессиональных проблем;
  • разработка текущих методических материалов для проведения с обучающимися различных занятий, мероприятий.

 Научно-методическое обеспечение введения ФГОС осуществляется через реализацию следующих мероприятий:

 1. Прохождение курсовой подготовки

 2.Организацию сети творческих и проблемных групп

 3.Обучение кадров через консультационные и практические семинары.

 Консультационный семинар систематизирует знания педагогов о стандартах, формирует мотивационную готовность к педагогической деятельности по реализации стандарта и способствует включению участников в наработку практических навыков его введения.

 Большая роль отводится методическим практикумам и занятиям. Практические занятия строятся таким образом, чтобы развивать компетентности, нацеленные на анализ, систематизацию, классификацию, структурирование, обобщение информации, способов решения конкретной практической задачи.

 Непрерывное образование учителя становится реальностью и необходимостью в условиях современного общества, характеризующегося стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей.

Федеральные государственные образовательные стандарты вносят существенные изменения, как в понимание результатов образования, так и в целевые ориентиры деятельности образовательных учреждений. Сегодня дошкольным образовательным организациям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний в прошлом. Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций. Решать современные и перспективные задачи образования может только компетентный педагог, поэтому развитие профессионального потенциала воспитателей  – ведущее направление деятельности каждого образовательной организации. Важнейшим средством повышения профессионального мастерства педагогов является методическая работа. Она стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, позволяет получить большее удовлетворение от работы. Роль методической работы ДОО значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально, оперативно и творчески использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

План основных мероприятий

по подготовке к введению федеральных государственных образовательных

стандартов дошкольного образования (ФГОС) в МБДОУ детский сад №8 «Русалочка»

Цель: создание системы  методического обеспечения по организации и введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в ДОО.

Задачи:

 Организовать методическое и информационное сопровождение реализации ФГОС.

Разработать организационно-управленческие решения, регулирующие реализацию введения ФГОС.

Наполнить нормативно-правовую базу необходимыми документами, регулирующими реализацию ФГОС.

Целевая группа участников: заведующая, старший воспитатель, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников ДОУ.

Ожидаемые результаты:

 Организовано методическое сопровождение, способствующее введению ФГОС в ДОУ.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.Организационно - методическое обеспечение внедрения ФГОС дошкольного образования.

1.1.Включение в годовой план работы ДОУ на 2014 – 2015   постоянно действующий теоретический семинар «Изучаем ФГОС ДО».

1.2  Консультации для педагогов:

  • «Что такое ФГОС дошкольного образования»
  •  «ФГОС Общие положения»
  • «ФГОС Требования к основной структуре основной образовательной программы дошкольного образования»
  • «Требования к разделам основной образовательной программы».
  • «Организационный раздел основной образовательной программы»
  • «Требования к развивающей предметно – пространственной  среде»
  •  «ФГОС Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования»
  • «Требования к материально – техническим

      условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования».

1.3. Разработка и корректировка образовательной программы ДОУ с целью приведения ее в  соответствие с ФГОС дошкольного образования  (на основе методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ, Министерства образования МО).         

1.4. Рассмотрение на итоговом педагогическом совете Положения о создании рабочей группы и выбор членов рабочей группы по разработке проекта основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.

1.6 Подведение итогов работы дорожной карты и выявление результативности изучения ФГОС ДО в ходе педагогического пробега на итоговом педсовете.

1.7 Оформление пакета документов по внедрению ФГОС в систему работы ДОУ на 2014 – 2015 год.         

2. Обеспечение профессиональной деятельности педагогов ДОУ по апробации, внедрению и реализации ФГОС дошкольного образования.

2.1 Обучение педагогов ДОУ на курсах по проблемам внедрения и реализации ФГОС дошкольного образования.

2.2 Участие в городских методических объединениях по вопросам  введения ФГОС ДО.

 

2.3 Проведение семинаров и консультаций по проблемам внедрения и реализации ФГОС дошкольного образования.

2.4 Мониторинг уровня знаний педагогов  требований ФГОС ДО.

3.Информационное сопровождение внедрения ФГОС дошкольного образования.

3.1. Информирование общественности, родителей (законных представителей) о ходе внедрения ФГОС дошкольного образования  в ДОУ  на официальном сайте учреждения.        

3.2Проведение родительских собраний и консультаций с родителями  по проблемам введения ФГОС ДО.

3.3 Подготовка публичной отчетности ДОУ о ходе и результатах введения ФГОС ДО (Включение в публичный доклад заведующей ДОУ  раздела, отражающего ход введения ФГОС ДО).

        

№        

Мероприятие        

Сроки        

Ответственные        

Результат

        

Создание рабочей группы по подготовке к введению ФГОС ДО.

Утверждение положения о рабочей группе

Приказ о создании рабочей группы по подготовке к введению ФГОС.

Положение о рабочей группе.

Разработка и утверждение плана основных мероприятий по подготовке к введению ФГОС дошкольного образования.

Приказ «Об утверждении плана мероприятий по внедрению ФГОС дошкольного образования»

Проведение инструктивно-методических совещаний по ознакомлению с нормативно-правовыми документами,

регулирующими введение ФГОС

Журнал методических

совещаний

Изучение администрацией, педагогическим коллективом материалов Министерства образования РФ по введению ФГОС дошкольного образования

Изучение требований ФГОС к структуре основных образовательных программ, к условиям реализации и результатам освоения программ

Организация работы постоянно действующего внутреннего практико-ориентированного семинара для педагогов по теме «Работаем по ФГОС».

Журнал методических

совещаний

Создание информационного стенда о введении и реализации ФГОС        

Информационный стенд с периодически обновляющимися материалами

Участие педагогов в районных методических объединения        

Программы МО

Анализ учебно-методического обеспечения образовательного процесса с позиции требований ФГОС дошкольного образования

Годовой анализ работы ДОУ

Комплектование библиотеки методического кабинета ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Выставка литературы в методическом кабинете

Создание (корректировка) графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников в связи с введением ФГОС дошкольного образования

Перспективный план курсовой подготовки по внедрению ФГОС дошкольного образования ПОИПКРО.

Реализация графика повышения квалификации педагогов по проблеме «Введение ФГОС дошкольного образования»

Повышение квалификации педагогических работников

Повышение квалификации педагогических работников через систему внутреннего обучения

Повышение квалификации педагогических работников

Размещение на сайте ДОУ информации о введении ФГОС

Обеспечение публичной отчётности о ходе подготовки к введению ФГОС

Информирование родителей (законных представителей) о введении, реализации ФГОС дошкольного образования через наглядную информацию, сайт, проведение родительских собраний

Педагоги ДОУ        

Информирование общественности о ходе и результатах внедрения ФГОС дошкольного образования

Консультирование педагогов, родителей по проблеме внедрения ФГОС дошкольного образования с целью повышения уровня их компетентности.

Планирование консультаций по запросам педагогов.

Выступления на родительских собраниях.

Анкетирование образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов ДОУ (в свете введения ФГОС ДО).

Анализ выявленных проблем и их учёт при организации методического сопровождения

Анкетирование родителей (выяснение мнения родителей о введении в РФ ФГОС ДО).

Использование полученных результатов для дальнейшей работы по знакомству родителей (законных представителей) ФГОС ДО.

Круглый стол «Результаты, проблемы первого этапа работы по подготовке введения ФГОС» с участием администрации и педагогов.

Организация изучения общественного мнения по вопросам введения ФГОС ДО и внесение возможных дополнений в содержание ООП дошкольного образования.

 Анализ работы ДОУ по введению ФГОС ДО за 2013/2014 учебный год

Обеспечение соответствия нормативной базы требованиям ФГОС дошкольного образования

Изменения и дополнения в нормативные документы ДОУ в свете введения ФГОС ДО.

Отчёт руководителя рабочей группы по организации работы по переходу на ФГОС дошкольного образования

Отчет руководителя рабочей группы, материалы работы рабочей группы.

Подготовка к проектированию и разработке основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Изучение требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и ее объему

Подведение итогов работы по подготовке к введению ФГОС за прошедший

год на педагогическом совете

Материалы работы по подготовке к введению ФГОС ДО за 2013 – 14 учебный год

Протокол педагогического совета

Организация изучения опыта внедрения ФГОС ДО в других регионах

Практико- ориентированный семинар, мастер-классы; методические материалы

Работа с информационными материалами на сайте по вопросам реализации ФГОС ДО.

Педагоги ДОУ        

Наполнение и своевременное обновление раздела «Образовательная деятельность» на сайте ДОУ.

Организация методической
работы с педагогами

на этапе введения ФГОС ДО

Современный ритм жизни диктует определенные правила организациям и сотрудникам: информационная составляющая играет важную роль в том, чтобы быть востребованными, идти в ногу со временем. Для педагогических работников дошкольных образовательных организаций настало время серьезных перемен. Обновление нормативной базы требует от них переосмысления многих позиций.

В сентябре 2013 г. вступил в силу Федеральный
закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым дошкольное образование стало первым уровнем образовательной системы, расширились возможности получения дошкольного образования в разных формах (в детском саду, дошкольных группах при школах и комплексах, на дому).

Наряду с этим утратили силу следующие приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 23.11.2009 №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

от 20.07.2011 № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

от 27.10.2011 № 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».

Но основным событием для педагогов и специалистов сферы дошкольного образования стало утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) (далее - ФГОС дошкольного образования, Стандарт).

В практике методической работы большинства дошкольных образовательных организаций имеется опыт знакомства педагогов с новыми нормативно-правовыми документами, вступающими в силу. Так, после издания приказа Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» детские сады должны были внести существенные корректировки в программы развития, годовые планы работы ДОО и планы работы педагогов. Это потребовало пересмотра, замены и даже частичной отмены намеченных планов, если они не соответствовали данному документу. В подобном режиме дошкольные образовательные организации осуществляли свою деятельность в течение двух-трех лет.

Благодаря открытому и широкому общественному обсуждению проекта ФГОС дошкольного образования педагогические коллективы имели возможность ознакомиться с текстом документа до его утверждения. Доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, директор ФГАУ «Федеральный институт развития образования», заведующий кафедрой психологии личности ФГБОУ ВПО «Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова» Александр Григорьевич Асмолов, возглавлявший рабочую группу по разработке Стандарта, регулярно давал интервью, разъясняя основные положения этого документа. Практики и специалисты могли следить за тем, как менялся проект ФГОС дошкольного образования после его научнообщественного обсуждения, вносить свои предложения с целью повышения действенности документа.

В настоящее время Стандарт на федеральном уровне определяет, какой должна быть образовательная программа дошкольной образовательной организации, какие условия необходимы для ее реализации, какое содержание необходимо реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Стандарт - это не просто новый, это первый в истории дошкольного образования нормативный документ, регулирующий отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. С учетом этого перед методическими службами ДОО стоит задача подготовить педагогические коллективы к введению ФГОС дошкольного образования.

Это длительный процесс, и начинать работу необходимо с анализа стартовых условий и уровня готовности педагогического коллектива ДОО к реализации требований Стандарта. Важно определить также соответствие имеющихся ресурсов, которые могут быть использованы в качестве базовых для обновления образовательного процесса.

Введение ФГОС дошкольного образования предполагает организацию соответствующих мероприятий не только на уровне дошкольных образовательных организаций. Об этом свидетельствует план действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (письмо Минообрнауки России и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 10.01.2014 № 08-10), которым предусмотрены мероприятия по следующим направлениям:

создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования;

организационного обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования;

кадрового обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования;

финансово-экономического обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования;

информационного обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования.

В рамках методической работы рекомендуется ознакомить педагогов с данным документом. Затем необходимо приступить к составлению плана работы по введению ФГОС ДО в своей организации.

Следует напомнить, что исходя из уровня профессиональной компетентности педагогов конкретного детского сада важно включить в этот план разнообразные формы работы с педагогическими кадрами.

Допустимо использование разных описанных в научно-методической литературе форм работы с педагогами, которые можно разделить на следующие группы:

репродуктивные (практикумы, научно-практические семинары, педагогические мастерские, се- минары-практикумы, тренинги);

репродуктивно-эвристические (педагогические чтения, научно-практические конференции, ор- ганизационно-деятельностные игры);

эвристико-продуктивные (фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, методических разработок);

продуктивные (научные конференции, теоретические семинары).

Приступая к составлению плана работы по введению ФГОС дошкольного образования, необходимо четко представить, какие новые знания получат воспитатели, к каким выводам они придут и что поможет им совершенствовать образовательный процесс.

План по введению ФГОС дошкольного образования может состоять из четырех разделов.

Раздел «Организационно-управленческая работа по созданию условий введения ФГОС дошкольного образования» предусматривает:

создание и определение функционала рабочей группы по подготовке введения Стандарта (издание приказа об утверждении рабочей группы);

разработку и утверждение плана-графика мероприятий по реализации направлений Стандарта;

организацию непрерывного повышения квалификации педагогических кадров по вопросам введения ФГОС дошкольного образования в течение учебного года;

предварительный анализ ресурсного обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования;

анализ и получение объективной информации о готовности ДОО к переходу на ФГОС дошкольного образования;

разработку плана методического сопровождения педагогов (подготовка педагогического совета, инструктивно-методического совещания и обучающих семинаров по вопросам введения ФГОС дошкольного образования);

преодоление профессиональных затруднений и уточнение смысловых понятий;

организацию процесса разработки образовательной программы ДОО в соответствии со Стандартом;

формирование сетевого взаимодействия по обеспечению преемственности начального и дошкольного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования;

мониторинг и организацию отчетности по введению ФГОС дошкольного образования.

Раздел «Кадровое обеспечение введения ФГОС дошкольного образования» включает следующие мероприятия:

создание условий для прохождения курсов повышения квалификации педагогов по вопросам перехода на ФГОС дошкольного образования;

формирование рабочих групп воспитателей для решения методических проблем, связанных с введением Стандарта и др.

Третий раздел «Создание материально-технического обеспечения введения ФГОС дошкольного образования» предусматривает мероприятия по следующим направлениям:

обновление оснащенности педагогического процесса в ДОО в соответствии с требованиями Стандарта;

обеспечение соответствия материально-технической базы реализации образовательной программы действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников ДОО;

методическое обеспечение образовательной программы печатными и электронными образовательными ресурсами;

доступ педагогических работников к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных;

доступ участников образовательных отношений к информационным образовательным ресурсам в Интернете.

И наконец, четвертый раздел «Создание организационно-информационного обеспечения введения ФГОС дошкольного образования» может включать:

размещение на сайте ДОО информации о введении Стандарта;

информирование общественности о ходе и результатах данной деятельности педагогического коллектива;

создание банка полезных ссылок, оформление странички на сайте ДОО;

обеспечение публичной отчетности ДОО о ходе и результатах введения Стандарта (включение в публичный доклад раздела, отражающего ход введения ФГОС дошкольного образования);

размещение публичного отчета на сайте ДОО;

подготовка публикаций из опыта работы ДОО и др. В качестве примера в приложении представлен

рабочий вариант плана введения Стандарта на базе одной из столичных дошкольных образовательных организаций.

Составление плана - это начало большого пути, который должен пройти каждый педагогический коллектив ради обновления образовательного процесса и решения задач, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Поиск эффективных форм работы, взаимная поддержка, взаимодействие и обмен опытом с коллегами будут способствовать повышению профессионального уровня педагогов и качества дошкольного образования в целом.



Предварительный просмотр:

Принципы дошкольного образования (ФГОС):

 

 •        Индивидуализации  дошкольного образования;

•        Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

•        Поддержки инициативыдетей в различных видах деятельности;

•        Партнерства с семьей;

•        Приобщения детей к социокультурным нормам...;

•        Формирования познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности;

•        Возрастной адекватности (соответствия условий, методов возрасту и особенностям развития).

 

Задачи:

 

 •        Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

•        Создания благоприятных условий развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала...

•        Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе социокультурных ценностей…

•        Формирование общей культуры личности, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка...

 

Программа ДО (ФГОС):

 •        направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности;

•        направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные,  социальные и деятельностные условия (сотрудничество, формы общения, доступность, разнообразие видов деятельности и др.).

•        Ключевое место в структуре требований настоящего Стандарта занимают требования к условиям реализации Программы в Организации, обеспечивающие социальную ситуацию развития личности ребенка.

(оценка качества образования?)

 

Образовательные области:                       

 Социально-коммуникативное развитие          Познавательное развитие                      Речевое развитие            Художественно-эстетическое развитие                  Физическое развитие

 

Социально-коммуникативное развитие

1.    присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

2.  развитие общения и взаимодействияребенка с взрослыми и сверстниками;

3.  становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

4.  развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

5.  формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

6.  формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

7.   формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

 

Познавательное развитие

 

•        Развитие любознательности и познавательной мотивации;

•        Формирование познавательных действий, становление сознания;

•        Развитие воображения и творческой активности;

•        Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, число, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

 

Речевое развитие

•        Владение речью как средством общения;

•        Обогащение активного словаря;

•        Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

•        Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

•        Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 

Художественно-эстетическое развитие

•        Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

•        Становление эстетического отношения к окружающему миру;

•        Формирование элементарных представлений о видах искусства;

•        Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

•        Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

•        Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

 

Физическое развитие

 

•        Приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

•        формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

•        овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)