2.3 Участие в проектировании и реализации инициатив, связанных с образованием обучающихся


Предварительный просмотр:

Проект программы внеурочной деятельности

«Час безопасности»

(социальное направление)

в рамках реализации образовательной программы

основного общего образования.

Пояснительная записка.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением в том числе и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Требования ФГОС к организации внеурочной деятельности школьников:

- на внеурочную деятельность на усмотрение и с учетом возможностей общеобразовательной организации отводится до 10 часов в неделю;

- образовательная организация вправе сама определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы;

- часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и родителей (законных представителей);

- аудиторных занятий не должно быть более 50%;

- все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Внеурочная деятельность для каждого первого класса начальной школы составляет до 10 часов и реализует программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения результатов в обучении и воспитании школьников, определенных ФГОС.

Предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, а для достижения метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает её, исходя из своих интересов, мотивов. Внеурочная деятельность ориентирована на образовательные запросы учащихся, родителей (законных представителей), общества, государства. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. В её организации используются различные источники базовых ценностей (содержание учебного материала, фольклор, художественная литература, фильмы и т. д.), организуется через согласованность деятельности различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли школы  и учёте возможностей социума в воспитании и социализации детей. 

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи:

- обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;

- оптимизирование учебной нагрузки обучающихся;

- создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

- создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества, расширение рамок общения с социумом.

Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществляется воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.

Сегодня внеурочная деятельность определяется как составная часть учебно-воспитательного процесса и одна их форм организации свободного времени учащихся, цель которой - создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора.

Внеурочная деятельность - это часть основного образования, которое нацелено на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида деятельности, сформировать учебную мотивацию.

Внеурочная деятельность - это организация педагогом различных видов деятельности учащихся во вне учебное время, обеспечивающее необходимые условия для социализации личности ребёнка.

Но я считаю, что в рамках реализации ФГОС внеурочную деятельность следует понимать, как образовательную деятельность, осуществляющую в формах, отличных от классно - урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность её организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества обучения.

Проект программы внеурочной деятельности

«Час безопасности»

(социальное направление)

в рамках реализации образовательной программы

основного общего образования.

Пояснительная записка.

Проект программы курса для учащихся I классов общеобразовательных учреждений разработан в соответствии с требованиями Федеральных законов Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об образовании», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др.

Проект программы является звеном, обеспечивающим непрерывность обучения населения, и прежде всего детей, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья условиях, при возникновении чрезвычайных ситуаций. Реализация проекта программы позволит привить детям начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизнедеятельности; позволит сформировать у них научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности; выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Проект программы построен с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся первого года обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.

Цель: развитие у детей чувства ответственности за свое поведение,  бережное отношения к своему здоровью и к окружающим, стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработки умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни, формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:

  1. Предоставить обучающимся базовое образование в рамках государственных стандартов.
  2. Сформировать у обучающихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения и личной безопасности.
  3. Отслеживать результативность работы всех участников образовательного учреждения   с помощью системы мониторинговой деятельности администрации школы.
  4. Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и во дворах.
  5. Поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.
  6. Использовать материально – технический потенциал школы и другие возможности для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.

Проект программы построен таким образом, что позволяет начинать обучение с любого года. Кроме того, обучение может быть осуществлено в образовательном учреждении любого типа, а также может быть предложено для семейного воспитания.

Проект программы курса построен по темам; их последовательность может быть изменена в зависимости от условий обучения (год обучения, уровень готовности детей к усвоению знаний, наличие учебных и методических пособий и др.).

Особенности содержания. Проект программы построен с учетом следующих принципов:

- доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особеннос -

тей познавательной деятельности детей;

- личностно-ориентированная направленность курса — актуализация знаний и умений, мотивированность  всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;

- линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;

- деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.

С учетом этих принципов выделены следующие разделы.

Обязательный объем знаний — перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.

Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях.

В результате освоения программы  формируются следующие предметные умения:

- выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

- знать организацию системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций;

- объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);

- находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

- раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

- уметь оказать само- и взаимопомощь при чрезвычайных ситуациях;

- разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Метапредметные результаты освоения программы:

- умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

- формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

- формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;

- формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

      Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 Занятия проводятся классными руководителями (предусмотрен 1 час в неделю) и контролируются ответственным за изучение ПДД, основ безопасности в школе и администрацией. Для проведения занятий, отдельных бесед, экскурсий и т.п. классный руководитель может привлекать преподавателя ОБЖ, работников дорожной полиции, водителей транспортных средств, психологов или муниципальных работников школы (медсестры, фельдшера или врача), а также родителей учащихся (профессионалов-спасателей, пожарных, представителей МВД и МЧС России).

 В процессе внеурочной деятельности демонстрируются видеофильмы, слайд-шоу, организуются КВНы, викторины, конкурсы, соревнования по безопасности движения пешеходов и велосипедистов и т.п., которые должны способствовать воспитанию у учащихся сознательного поведения на улицах и дорогах, неукоснительного выполнения правил дорожного движения.

Отдельные актуальные вопросы безопасности жизнедеятельности могут изучаться факультативно, за счет вариативной части базисного учебного плана. Выбор вопросов для изучения определяется администрацией общеобразовательных учреждений регионов самостоятельно.

Изучение программы в каждом классе целесообразно заканчивать проведением практических занятий с целью закрепления полученных знаний, умений и навыков по темам программы. Проектом программы предусмотрены обязательные практические занятия:

- работа с дидактическими материалами (в игровой форме);

- изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).

Примерное распределение учебного времени

по разделам и темам проекта программы «Час безопасности» (I класс)

№ раздела

и темы

Наименование раздела и темы

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся.

2

Ориентировка в окружающем мире.

2

Ты — пешеход. Правила безопасного поведения на

дороге.

5

Пожарная безопасность и поведение при пожарах.

2

Безопасное поведение на воде.

2

Безопасное поведение в быту, на улице, с незнакомыми людьми, когда ты дома один.

2

Ты — пассажир. Правила безопасности пассажира.

3

Безопасное поведение на природе.

1

Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения.

2

Основы медицинских знаний и  оказание первой медицинской помощи.

6

Основы здорового образа жизни.

3

Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

3

Всего часов

33

Примерное содержание  проекта программы

(I класс)

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся. 

Безопасное поведение на улицах и дорогах.

Ориентировка в окружающем мире. 

Наиболее безопасный путь в школу и домой.

Ты — пешеход. Правила безопасного поведения на дороге.

Правила перехода улиц и дорог.

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

Элементы улиц и дорог.

Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.

Пожарная безопасность и поведение при пожарах.

Пожарная безопасность и поведение при пожарах. Огонь и вода — друзья и враги.

Причина возникновения пожаров в доме. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.

Безопасное поведение на воде. Особенности состояния водоемов в разное время года.

Правила поведения при отдыхе у воды, умение плавать. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.

Безопасное поведение в быту, на улице, с незнакомыми людьми, когда ты дома один.        Безопасное поведение дома.

Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Как вести себя, когда ты дома один?

Ты — пассажир. Правила безопасности пассажира. 

Мы пассажиры, обязанности пассажира. Правила перехода улиц и дорог при высадке из транспортного средства.

Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.

Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.

Безопасное поведение на природе. Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по сезону. Погодные условия (ветер, дождь, снег) правила поведения. Правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу, понятие об ориентировке на местности.

Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения. Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.

Зеленые насаждения, их значение для очистки воздуха, бережное отношение к живой природе.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь.

Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах укусах насекомых

Как уберечься от порезов и ожогов. Первая медицинская помощь при кровотечениях, ожогах.

Укусы насекомых. Первая медицинская помощь при укусах насекомых. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами.

Первая медицинская помощь при отравлении газами.

Основы здорового образа жизни.        Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня первоклассника, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья. Умственная и физическая работоспособность, профилактика переутомления.

Основы личной гигиены. Инфекционные заболевания. Их профилактика.  

Вредные привычки, их влияние на здоровье и профилактика. Умывание и купание, забота о глазах, ушах. Как ухаживать за зубами, руками, ногами. Прививки.

Защита человека в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации.

Авария катастрофа, стихийное бедствие, вооруженный конфликт. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения. Что такое гражданская оборона, ее предназначение. Основные мероприятия ГО школы.

Простейшие средства индивидуальной защиты органов дыхания. Противопылевая тканевая маска, ватно-марлевая повязка.

Автор:                                                              Голикова С.А. , учитель начальных классов


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: