Разработки уроков

Долгашова Наталья Николаевна

Здесь вы найдете полезные материалы для работы учителя и обучения школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ «Основная школа п.Большевик»-«Ст.-Ахматовская основная школа»

Разработка урока русского языка (5 класс)

                                                                                           Учитель русского языка и литературы  Долгашова Наталья Николаевна

УМК:  под редакцией  Т.А. Ладыженской и др. Русский язык.  5 класс                                          

Тема урока:  Имя существительное (обобщение и систематизация знаний).   (1 час)

Тип урока:  Урок « обобщения» знаний

Цели урока:

Организация повторения по теме «Имя существительное» .

Организация обобщения и систематизации знаний по теме.

 Определение морфологических признаков .

 Синтаксическая роль в предложении.

Знание орфограмм

Задачи урока:

  -закрепить умения  опознавать существительные в речи   по морфологическим признакам;

- развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;

- закрепить знания о существительном как о части речи;

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель  урока. Искать пути её решения.  Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.  

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.

Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, учебник,  карточки, жетоны.

ХОД   УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу.

 

 

  Приветственное слово учителя. Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность.

- Добрый день, ребята! Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. (Запись даты в тетради)

 Приветствие,

запись даты.

УУД: познавательные (извлечение информации из текста);

коммуникативные (формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества)

2. Постановка учебной задачи.

Цель: поставить цель учебной деятельности  и на этой основе  выбрать способ и средства её  реализации 

Слово учителя.

- прослушайте стихотворение,  в нем «спряталась» тема урока:

Школа, дом, трава, земля.
Любой предмет обозначаю я.
Кто? Учитель, врач, сосед.
Что? Диван, велосипед.
Бываю разного я рода:
Тротуар, окно, природа.
Изменяюсь по числам, по падежам.
Спешу я в гости к ученикам.
Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь я…

- Какова тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы поставим перед собой?

- С чего мы начнем работу?

(Повторение теории, синтаксическая пятиминутка, анализ текста, физминутка, работа в тетрадях)

Учащиеся отвечают на вопросы с места.

 УУД: познавательные (пытаются решить задачу известным способом. Самостоятельное выделение и формирование цели);

регулятивные (принимают и сохраняют учебную задачу)

3.Актуализация знаний

Цель: подготовить мышление учащихся  и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий  

 

 

Слово учителя.

- Продолжается наше путешествие по стране Имя Существительное, чтобы войти в эту страну и увидеть её, надо знать пароль. А пароль этот - правильное определение всех признаков существительного. Вы получали на дом задание, которое поможет нам в этом. Итак, начнем.

 

I. Тезис.

   Слово … - имя существительное. Докажем это.

II. Доказательства.

  1. Во-первых, оно обозначает предмет, т.к. к нему можно задать вопрос что? (кто?)
  2. Во-вторых, слово … относится к одному из трех родов, а именно к … : (примеры).
  3. В-третьих, слово … склоняется, т.е. изменяется по падежам: … .
  4. В-четвертых, изменяется по числам: ед.ч. (мн.ч.)
  5. В-пятых, в словосочетании с прилагательным слово … является главным.
  6. В-шестых, в предложении слово … бывает чаще всего подлежащим или дополнением, но может быть и обстоятельством, сказуемым, определением (примеры).

III. Вывод:

- Таким образом, мы доказали, что слово … - имя существительное, так как обладает всеми признаками данной части речи.

Учащиеся отвечают на вопросы с места.

УУД: познавательные (извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ);

коммуникативные (формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога);

регулятивные (выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения)

4. Организация проверки знаний на практике.

Цель: построить новый способ действия и сформировать умение применять его  как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

 

1.Синтаксическая пятиминутка.

Составьте предложение.

- из предложения «Чистая вода - для хвори беда.»

возьмите прилагательное, образуйте от него имя существительное в и. п. ед. ч.;

 - из предложения «Они отдали залог.»

возьмите дополнение  ;

- из предложения  «Здоровье - всему голова, всего дороже.»

 возьмите подлежащее, поставьте в р.п. ед.ч.  

Чистота-залог здоровья!

 - Как вы понимаете смысл пословицы.

- Объясните постановку тире.

- Подберите синонимы к слову

   «Здоровье».

  1. Анализ текста.

Среди бескрайней волнистой равнины раскинулось старинное русское село Большое Болдино. Живописно  расположенное по возвышенному берегу речки Азанки, летом

оно тонет в зелени,  сквозь которую  обычно видны ветряки и мелководная речка, но необычное чувство охватывает вас при

въезде в это село: здесь жил Пушкин, здесь создал он многие из своих бессмертных произведений. 

Наряду с Михайловским, Болдино навсегда останется для нашего народа одним из самых дорогих и памятных мест.

- К какому стилю относится данный текст?

- Определите тип текста.

- Какова основная мысль текста?  

- Выпишите из текста существительные,

   определите их число.

- Почему  некоторые слова в тексте

  пишутся с заглавной буквы?

 

3. Физминутка

Представьте, что нам необходимо отыскать существительные (встают). Возьмите в руки бинокли (делают из кистей рук и прикладывают к глазам). Посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, вдаль. Какие  существительные отыскали? Приведите примеры.

 

5. Определение падежа и склонений существительных.

 Спишите , вставляя пропущенные буквы, определите падеж и склонение имён существительных (текст  распечатан  на листах).

 

Приех..ла к..р..левна во дв..рец. Выбеж..ли к ней навстречу нян..ки и мамки п..дхватили её под руки и ув..ли в расп..сны.. п..латы. А птич..ка (м..лин..вка) п..рхнула в сад выбр..ла пр.екрасн..е дер..во, что как ра(з, с) ст..яло под окном к..р..левн..ной спал..н.., усел..с.. на вет..ч..к.. и н..ч..ла пет., так х..р..шо да жал..бно что к..р..левна целую ноч.. и гла(з, с) (не) смыкала — всё слуш..ла.

6.Работа с учебником

Выполните упражнение № 561

Записывают полученное предложение, записывают синонимы к слову «здоровье». Устно отвечают на вопрос.

Чтение текста.

Отвечают на вопросы. Выписывают сущ., определяя их число.

Делают упражнения

Работа в тетрадях. Списывают текст, вставляют пропущенные буквы, объясняя правилом.

Работа у доски и в тетрадях.

УУД: познавательные (анализ, сравнение, классификация; осознанное построение речевого высказывания; поиск и выделение необходимой информации; );

коммуникативные (адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью);

регулятивные (контроль, самооценка, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения)

5. Заключительная часть

Цель: оценить учащимися собственную учебную деятельность , осознать  методы построения и границы применения  нового способа действий

1.Рефлексия.

 

- Ребята, продолжите предложения:

- Сегодня на уроке я узнал …

- Мне было интересно….

- Особенно понравилось….

- Вызывало затруднение…

- Какую оценку вы поставили бы себе?

2.Подведение итогов учителем.

 - Какое настроение  у вас в конце урока?

2.Домашнее задание  (разные уровни):

1.Написать мини сочинение;

2.  нарисовать рисунок;

3.  приготовить сообщение;

4.сделать мультимедийную презентацию;

 Анализируют свою деятельность, отвечая на вопросы. Слушают высказывания одноклассников.

 Слушают задание на дом. Выбирают вариант заданий по сложности.

УУД: познавательные (анализ, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности);

коммуникативные (внутренняя оценка деятельности учащихся);

регулятивные (самооценка на основе критерия успешности; самоопределение)



Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ «Основная школа п.Большевик»-«Ст.-Ахматовская основная школа»

Разработка урока литературы (6 класс)

                                                                                 Учитель русского языка и литературы  Долгашова Наталья Николаевна

УМК:  Литература. 6класс: учеб. Для общеобразоват. организаций/

(В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин). – М., Просвещение, 2015.

Тема урока:  «Уроки мужества и доброты» по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского».   (1 час)

Тип урока:  Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Цель урока: создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы.

Задачи урока :

-создать условия для активизации знаний обучающихся о нравственности, духовности на основе рассказа «Урока французского»;

-развивать речь как показатель интеллектуального и общего развития через представление собственных достижений на уроке; способствовать развитию мышления, умения анализировать полученные знания, выделять главное, работать в группе, отстаивать свои взгляды;

-воспитывать чувство уважения к старшему поколению, воспитывать коммуникабельную личность, способную к креативному мышлению, аргументированной точке зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска ,учебник,  иллюстрации.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1












2.

Орг.момент.










Формулирование целей, задач и проблемного задания урока:

Слайд №1 презентации - тема

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Эпиграф урока: Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи. В.Г. Распутин

Настраиваются на урок

1мин

Слайд №2

Сегодня мы проводим итоговое занятие по изучению его рассказа «Уроки французского».Это произведение о прекрасном педагоге, смелом и человечном, это слово о школе, произнесенное для всего человечества так, чтобы изменить его сознание,обсудим основные нравственные проблемы, поставленные автором в рассказе.

Вы говорили мне, что рассказ понравился, но читать его нелегко: он повествует о трудном времени, об одиночестве, жестокости, голоде, о таком голоде, «что хотелось есть даже во сне».

Ученики работают в парах или группах, сравнивают свои результаты

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

Коммуникативные УУД

Погружаются в тему

1 мин

  • провести итоговый урок по анализу рассказа
  • раскрыть душевный мир главных героев рассказа;
  • показать автобиографический характер рассказа «Уроки французского»;
  • обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе;
  • работать над усвоением таких литературоведческих понятий, как главные и второстепенные герои, сюжет, эпитет, антитеза, пейзаж, портрет ;
  • воспитывать чувство уважения к старшему поколению, нравственные качества в учениках.

Как вы думаете, о чем мы с вами будем беседовать на уроке, который я назвала «Уроки мужества и доброты»?

Регулятивные УУД

Формулируют проблемный вопрос урока.

3.

Открытие нового знания.

Слайд 3

3. Начнем разговор с личности самого автора. Ребята, расскажите о детских годах В. Распутина.

Регулятивные УУД

1Некоторые ученики выступают с сообщениями по биографии писателя, класс воспринимает новую информацию, осуществляет познавательную и личностную рефлексию.

2. Искать пути решения проблемы.

Познавательные УУД

1. Выделять главное, свёртывать информацию.

2. Смысловое чтение.

3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую(составлять схему)

Коммуникативные УУД

1. Осуществлять речевой самоконтроль.

2. Использовать ИКТ(если будут использоваться ЭОР) как инструмент достижения целей.Ученик №1.

Детство частично совпало с войной: в первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошел в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь была трудной, временами полуголодной. Здесь, в Аталанке, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Библиотека начальной школы была очень маленькой – всего две полки книг. «Свое знакомство с книгами я начал с воровства. Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанные и брали новые» - вспоминал автор.

Ученик №2.

Распутин хотел продолжить учебу, но в Аталанке не мог этого сделать, так как в начальной школе было всего 4 класса Школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась в 50 км от родной деревни. Необходимо было перебраться туда жить одному.

Ученик №3.

Детство Распутина было трудным. Время было голодное (мать с оказией передавала ему раз в неделю хлеб и картошку, но их всегда не хватало). Распутин учился хорошо. «Что мне оставалось? – затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было.… Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок» - вспоминал писатель. Главная трудность в учебе- французский язык

7 мин

4.

Развитие аналитических, речевых умений, а также отработка навыков выразительного чтения

Использование ресурсов

Интернета

Слайд 4,5

Послушаем куплет песни «Куда уходит детство»

4.1 Скажите, а как отразилось детство на творчестве

В.Г. Распутина?

Обобщение учителя: Да, прототипом главного героя рассказа является сам В.Г. Распутин. Все события, которые произошли с героем, были в жизни писателя. Одиннадцатилетний герой впервые волею обстоятельств оторван от семьи, он понимает, что на него  возложены  надежды не только родных и всей деревни: ведь он, по  единодушному мнению сельчан, призван быть «ученым человеком Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.

Конечно, детство писателя не могло не отразиться в его книгах. Во всех своих произведениях писатель бездумному, суетному существованию противопоставляет мудрое, бережное отношение к миру, к природе, к людям. Распутин относится к беспокойным и совестливым писателям.

Учитель: Кому был посвящен рассказ («Уроки французского») и какое место занимает в детстве писателя?

Как сам автор относится к своим героям? Вспомним сюжет рассказа ( У мальчика было малокровие, он постоянно голодал. Пятиклассник научился выигрывать «в чику» и на эти деньги покупал молоко. Сверстники избили его за то, что он выигрывал. Молодая учительница увидела и настоящую гордость, и недетское мужество в поступках мальчика)Как вы думаете, к кому - взрослым или детям - обращен этот рассказ?

4.2 А теперь вспомним действующих лиц рассказа. На экране цитаты из текста. Опираясь на них, назовите главных и второстепенных героев

Беседа по прочитанному рассказу:

Коммуникативные УУД

Использовать ИКТ как инструмент достижения целей.

Познавательные УУД

4. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

5. Анализировать, делать самостоятельно выводы сравнивать, применять полученные знания на практике.

Регулятивные УУД

1.формулировка своего мнения по предложенному вопросу, анализируют открытое ими знание;

2.отработка навыков выразительного чтения текста, представленного на слайде

Коммуникативные УУД

1.использование ИКТ как инструмент достижения целей;

2. отработка навыка пересказа

ученик кратко пересказывает рассказ/.

ученик выразительно читает текст, представленный на слайде 4,5

Коммуникативные УУД. Излагать свое мнение.

Познавательные УУД

Выделять главное,анализировать полученную при чтении информацию.

3 мин

1 мин

5 мин

5

6

6.

Проверка домашнего задания в форме анализа текста

Анализ пейзажных зарисовок

5. Исследование текста

Образ учительницы

Объяснение понятий

Итог урока.

Домашнее задание

Слайд 6,7

Слайд№8

Таблица «Роль пейзажа в произведении»

Слайд9





























Слайд11



1. О каком времени пишет писатель? (послевоенные годы: начало действия относится к1948году)

2. Почему так рано, в 11лет, началась самостоятельная жизнь самого писателя и его героя? (в первые послевоенные годы, неустроенные, полуголодные, людям рано приходилось взрослеть)

4.3 Было предложено дома подобрать цитаты для ответа на вопросы.


- Почему мальчик, герой рассказа, оказался в райцентре?

-- Каковы были успехи героя рассказа в школе

-- Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги?

-- Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами?

--Каково было отношение мальчика к учительнице?



4.4 Найдите в тексте описание пейзажа, сделайте вывод о роли эпитетов в роль в данных отрывках текста? (указать на место действия, характеризовать состояние персонажа, создать настроение )



Как вы объясните понятие «внутренний мир героя»? Постарайтесь ответить на вопросы, анализируя состояние мальчика.

1. Почему мальчик стал играть в «чику» (потому что сначала не понял нечестного характера игры, он хотел хотелось проявить ловкость, он ведь понял, что , потренировавшись, он может выигрывать деньги и покупать молоко)


2. Почему Вадик и Птаха избили героя? (Герой очень быстро понял, Вадик хитрит в игре Игра на деньги не может быть честной).


3. А теперь, обратившись к образу учительницы французского, проанализируем, какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика.

  • Какой запомнилась учительница главному герою? Найдите в тексте описание портрета Лидии Михайловны; что особенного отмечено в нем?
  • Какой художественный прием использует писатель, рисуя портреты героев?
  • Выделите эпитеты. Какую роль они играют в создании образа?
  • Какая сцена, на ваш взгляд, является самой важной в рассказе?



Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик?

Почему Лидия Михайловна решила послать посылку мальчику и почему эта затея не  удалась? Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости? (Она предложила играть на деньга в «пристенок»);

Обобщение учителя

Лидия Михайловна идет на рискованный шаг, играя с учениками на деньги, из человеческого сострадания: мальчик крайне истощен, а от помощи отказывается. Кроме того, она рассмотрела в своем ученике хорошие способности и готова любыми способами помочь им развиваться.

Учитель:   
- На экране записан эпиграф к уроку: «Истинное….». А какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»?

- Сегодня мы много говорили о нравственности. А что такое «нравственность»? Найдем значение этого слова  в школьном толковом словаре

Слово учителя.  Играя на деньги со своим учеником, Лидия Михайловна, с  точки зрения педагогики, совершила поступок безнравственный. «Но что стоит за этим поступком?» – спрашивает автор. Видя, что её ученик в голодные, послевоенные годы недоедает, она старалась ему помочь: под видом дополнительных занятий приглашала домой, чтобы подкормить, присылала посылку, будто от матери. Но мальчик от всего отказался. И учительница решается играть с учеником на деньги, подыгрывая ему. Она идет на обман, но счастлива, потому что ей это удается.

Доброта – вот что привлекает всех читателей в героях рассказа.

А какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, учитель?. Какие же нравственные качества привлекают вас больше всего?


Вывод: Учительница французского учила ребенка доброте, отзывчивости, любви. Это и есть духовные ценности. Посмотрим на предисловие  к рассказу. В нем выражены мысли взрослого человека, его духовная память. Он назвал «Уроки французского» «уроками доброты». В.Г. Распутин говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно. Добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку. Доброта и сострадание играют большую в жизни человека.

  • Подведение итогов

-Какой же урок получил мальчик?

  • Какие уроки получили вы?
  • Оцените свою работу на уроке

Ответы детей:

1.(послевоенные годы: начало действия относится к1948году)

2.(в первые послевоенные годы, неустроенные, полуголодные, людям рано приходилось взрослеть)

Коммуникативные УУД

1Излагать свое мнение

2использовать ИКТ как инструмент для достижения целей:

2 Читают в качестве ответов на вопросы найденные дома цитаты:

-«Чтобы учиться дальше….Мне пришлось снаряжаться в райцентр»)..
-(по всем предметам, кроме французского, держались пятерки).
- («Так было мне плохо, горько и постыло! – хуже всякой болезни».).
(Был болен, покупал на эти деньги на базаре баночку молока).
(«Они били меня по очереди… не было в тот день… человека несчастнее меня»).

Коммуникативные УУД

1.использование ИКТ как инструмента достижения целей Работа с таблицей и с описанием пейзажа

2.работа с текстом рассказа;

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материал, получить новое знание

2. Анализировать текст, делать самостоятельно выводы сравнивать, применять полученные знания на практике.

Коммуникативные УУД

1использование ИКТ как инструмента достижения целей

2 отработка навыков выразительного чтения текста

«Лидии Михайловны тогда было….»;

«В лице ее не было жестокости…»; «Она сидела передо мной аккуратная вся…»)

–антитеза

-(Она относилась к нему с пониманием и сочувствием, ценила его целеустремленность. В связи с этим учительница начала заниматься с героем дополнительно, рассчитывая его дома покормить);

- (Она хотела помочь ему, но наполнила посылку «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять подарок);

использование таблицы как инструмента достижения целей


(«Я пугался и терялся…. Она представлялась мне человеком необыкновенным»)

Коммуникативные УУД

1. Излагать свое мнение.

Ребята называют качества:

-  понимание;
- человеколюбие;
- отзывчивость;
- гуманность;
- доброта;
- справедливость;
- честность;
- сострадание.

Ученица читает наизусть стихотворение Вероники Тушновой

Коммуникативные УУД

1.использование ИКТ как инструмента достижения целей

2. Излагать свое мнение

3выразительное чтение наизусть

4.олтработка сценических навыков

Коммуникативные УУД

1выполнить тест

2 оценка своего труда

3Понимать позицию другого, корректируя свое мнение.

3 мин

5мин

10 мин

4мин

2мин

1мин

2мин

2мин


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в город Причастинск Причастинск

Слайд 2

Цель урока : - систематизация знаний о причастии; умение находить причастие и определять его грамматические признаки; находить орфограммы в причастии; выделять причастный оборот.

Слайд 3

Задачи : - выявление степени усвоения учебного материала и пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся по пройденному материалу; -активизирование познавательной деятельности учащихся, стимулирование и развитие мыслительных процессов через индивидуальную работу.

Слайд 4

Оборудование: интерактивная доска, ручка, тетрадь, учебник Тип урока: повторительно-обобщающий урок Виды деятельности: - устная и письменная - индивидуальная -мыслительная деятельность -речевая

Слайд 5

План урока: Беседа по вопросам учебника. Вопросы и задания, составленные учениками по данной теме. 2.Синтаксический разбор предложения. 3.Морфологический разбор причастия. 4. Работа по развитию речи. 5.Тест. 6.Определение орфограмм в суффиксах и окончаниях причастий. 7.-Не- с причастиями. 8.Итог урока. 9.Домашнее задание.

Слайд 6

Станция «Проверка домашнего задания.» Задание: обобщить изученный теоретический материал по теме «Причастие». Примерный план ответа: Причастие как часть речи: 1) Общее значение. 2) Признаки глагола у причастия. 3) Признаки прилагательного у причастия. Действительные и страдательные причастия. Склонение причастий. Образование причастий. Синтаксическая роль в предложении.

Слайд 7

Станция «Синтаксическая» Синтаксический разбор предложения Стены были украшены великолепными картинами, изображавшими диковинных животных.

Слайд 8

Станция «Морфологическая» Задание: выполнить морфологический разбор причастия План разбора. I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано. II. Морфологические признаки. 1. Начальная форма (имен. падеж, ед. число, муж. род). 2. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное, б) время, в) вид, г) возвратность. 3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (у страд. прич.), б) падеж (у причастий в полной форме), в) число, г) род (в ед. ч.). III. Синтаксическая роль.

Слайд 9

Станция «Речевая» Задание: исправьте речевые ошибки в предложениях: Выглянувшее солнце из-за тучи осветило лес. Деревья, колеблющие ветром, тихо шелестели. В лесу дрожали от холода березы, осыпавшие сусальной позолотой. Материал, объясняющийся учителем, был очень трудным. Кем-то обиденный мальчик горько плакал.

Слайд 10

Станция «Тестовая» 1 . Укажите словосочетание с причастием. 1) серебряный колокольчик 3) смотрящий в окно 2) отсутствовать на уроке 4) утренняя роса 2. Укажите причастие с окончанием -ей . 1) бушующ... океан 3) в прочитанн... книге 2) за взбиравш...ся альпинистом 4) по извивающ....ся тропинке 3. Укажите словосочетание со страдательным причастием. 1) белеющий парус 3) сломанные стулья 2) разрушившийся дом 4) лечащий врач 4. Укажите суффиксы действительных причастий настоящего времени. 1) -вш-, -ш- 3) -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ- 2) -им-, -ем-, -ом- 4) -енн-, -нн-, -т- 5 . Укажите причастие с суффиксом -ящ-. 1) стро... щийся стадион 3) на пестре... щем лугу 2) се…щий рожь 4) пиш…щий письмо 6 . Укажите, в каком примере на месте пропуска пишется буква е . 1) слыш...вший шорох 3) отта...вшая земля 2) ненавид...вший врагов 4) встрет…вший друга

Слайд 11

Станция «Орфографическая» Задание : спишите словосочетания, вставляя пропущенные окончания причастий О приближающ_ся урагане, по осыпающ_ся ступенькам, в наступивш_ тишине, в окруженн_ садиком домике, на пролетающ_ журавлей, из тающ_ снега, в расстилавш_ся тумане.

Слайд 12

Задание: вставьте суффиксы причастий Скач…щий конь, стел…щийся можжевельник, вид…щий сквозь стены, плач…щий смайлик, грохоч…щий танк, завис…щий от погоды, пляш…щий человечек, хохоч…щий до слёз, ре…щие ласточки, та…щее мороженое, пил…щие движения, кат…щийся шарик, бре…щий полёт, терп…щий бедствие, ла…щий кашель, мел…щий муку.

Слайд 13

Станция «Не с причастиями» Задание: спишите, раскрывая скобки; распространите причастия зависимыми словами; запишите по образцу. Образец. Непрочитанная книга — не прочитанная мною книга (не) выполненная работа — (не) выспавшийся ребёнок — (не) опубликованный очерк — (не) состоявшееся выступление — (не) греющее солнце — (не) замерзающий ручей — (не) выполненное задание — (не) построенный дом — (не) прочитанное письмо —

Слайд 14

Станция «Итоговая» Сегодня на уроке я повторил(а) … . Подведём итоги урока! Закончите предложение:

Слайд 15

Станция «Домашнее задание» Повторить § 9-25

Слайд 16

Спасибо за работу на уроке!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Уроки мужества и доброты» по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского».

Слайд 2

Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи. В.Г. Распутин

Слайд 3

«Уроки французского»-это произведение о прекрасном педагоге, смелом и человечном, это слово о школе, произнесенное для всего человечества так, чтобы изменить его сознание, обсудим основные нравственные проблемы, поставленные автором в рассказе.

Слайд 4

Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в посёлке Усть-Уда Иркутской области. Уже в раннем детстве Валентин выказал огромную тягу к знаниям. Рано пристрастился к чтению, с жадностью читал всё, что можно, — газеты, журналы, книги... Мы жили вместе с бабушкой. Бедно жили... Вся деревня жила бедно. Но выручали тайга и река... Я пропадал целыми днями на реке...» В Аталанке Валентин Распутин отучился в четырёхлетней школе, для продолжения учёбы его отправили в Усть-Удинскую среднюю школу. Он окончил школу с отличием в 1954 году. Позже события этих лет станут основой рассказа «Уроки французского». Детские годы В. Распутина.

Слайд 5

Кому был посвящен рассказ «Уроки французского» и какое место занимает в детстве писателя? Как сам автор относится к своим героям? О сюжете рассказа

Слайд 6

Беседа по прочитанному рассказу: -О каком времени пишет писатель? - Почему так рано, в 11лет, началась самостоятельная жизнь самого писателя и его героя? - Почему мальчик, герой рассказа, оказался в райцентре? -- Каковы были успехи героя рассказа в школе -- Что заставило мальчика играть в « чику » на деньги? -- Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами? --Каково было отношение мальчика к учительнице?

Слайд 7

« Роль пейзажа в произведении» Природа как бы соответствует настроению героя. Она передает его радость и удовольствие, и вместе с тем автор отдельными штрихами настораживает читателя, как бы предупреждает его, что что-то должно случиться: «Небо синело по-летнему, но стало словно бы уже.....», «горьковатый, дурманящий запах сухой полыни».

Слайд 8

«Внутренний мир героя» Почему мальчик стал играть в « чику »? 2. Почему Вадик и Птаха избили героя?

Слайд 9

Образ учительницы французского

Слайд 10

Итог урока . -Какой же урок получил мальчик? Какие уроки получили вы?

Слайд 11

Спасибо за урок!