Проектная деятельность

Кудрикова Екатерина Александровна

Историю семьи должен знать каждый человек. Проекты учащегося "Родословие. История моей семьи - первые поселенцы", "Великих наград не имела, но почитаема и любима всегда..." выставлены на сайт с разрешения родителей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Новосибирская область Коченевский район

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Речниковская средняя общеобразовательная школа

Районная научно-практическая конференция «Нива беззаветного служения» обучающихся образовательных организаций Коченевкого района

Тема: «Великих наград не имела, но почитаема и любима всегда! Надежда Николаевна Грамотина»

C:\Users\Екатя\Desktop\проект учителя\018.jpgC:\Users\Екатя\Desktop\проект учителя\WhatsApp Image 2021-05-02 at 09.42.49.jpeg

Автор:

Кудриков Гордей Алексеевич,

7 класс, 13 лет

Руководитель:

Кудрикова Екатерина Александровна, учитель истории

2021 г.

Содержание:

  1. Введение …………………………………………………………………. 3-5
  2. Основная часть
  1. Начало великого пути. Биографические данные ……………….. 5-6
  2. Трудовой подвиг в документах и воспоминаниях………………. 6-8
  3. «Мы всегда будем помнить учительницу первую свою…» …….8-9
  1. Заключение ……………………………………………………………. . 9-10
  2. Список литературы и источников …………………………………… 11
  3. Приложения …………………………………………………………… 12-19

Приложение № 1: Свидетельство о рождении

Приложение № 2: Семейные фотографии периода детства, студенчества

Приложение № 3: Диплом об образовании (копия)

Приложение № 4: Упоминание о браке в трудовой книжке

Приложение № 5: Начало трудового пути

Приложение № 6: Смена места жительства 

Приложение № 7: Переезд в Коченевский район. Начало трудового пути   в Речниковской школе. Уход на заслуженный отдых

Приложение № 8: Дополнительные должности

Приложение № 9: Награды. Медаль «Ветеран труда»

Приложение № 10: Воспоминания. Последний звонок самого первого класса

  1. Введение

«Не умрет тот, чей отклик есть в других,

Кто в этом мире жил

Не только жизнью личной»

(Н.А. Морозов)

Учитель – звучит гордо! О роли учителя в жизни каждого человека можно сказать много -это жизнь, это будущее каждого из нас. Ведь всё начинается с учителя. Именно учитель стоит у порога самостоятельной жизни человека, он осуществляет связь поколений, способствует развитию будущего страны. Учитель-наши корни в жизнь! Легко ли быть учитель? Учитель - это просто труд или призвание?!

Наше исследование мы начали с изучения педагогического состава разных лет, согласно сохранившейся в архиве МКОУ Речниковская СОШ Книге приказов по учету личного состава работников школы и Книгам приказов по Речниковской восьмилетней школе № 36. Оказалось, что учителей, отработавших не менее 20 лет в нашей школе мало.  В пример можно привести Чугунову (Коршенко) Надежду Ивановну, отработавшую в нашей школе с 1957 по 1994 г, и Грамотину (Устьянцеву) Надежду Николаевну, отработавшую в школе с 1969 по 1993 г.  

Хронологические рамки: 1955 – 1993 гг.

Актуальность темы очевидна. Жизнь не стоит на месте, уходят в историю многие события, люди, исчезают документы и порой мы забываем о том, что было раньше. Следовательно, в истории появляются пробелы. С каждым годом живых носителей информации становится всё меньше и меньше. Что касается образования – это сплошное белое пятно. Мало кто задумывается о том, что учителя вершат судьбы, помогают встать на путь жизненный подрастающему поколению. Знаем ли мы об их жизненном пути? А ведь именно мы, подрастающее поколение, должны сохранить свою историю, не малой частью которой являются учителя.

Объект исследования: биография и жизненный путь учителя Речниковской школы Надежды Николаевны Грамотиной.

Предмет исследования: педагогическая деятельность и трудовой путь Надежды Николаевны Грамотиной.

Гипотеза: можно предположить, что, работая в школе Надежда Николаевна имела высокие награды и была почитаема и любима учениками, пользовалась уважением коллег. Проблема исследования заключается в том, что всю свою трудовую деятельность Надежда Николаевна посвятила педагогике, её уважали в коллективе, к ней обращались за советом, но подтверждение этого факта нет документально, только лишь воспоминания коллег и учеников. Мы попробуем восстановить пробел.

Цель исследования: сбор, анализ и систематизация устных и письменных источников для изучения трудовой педагогической деятельности Н.Н. Грамотиной, сохранение исторической памяти о профессионализме учителя и преданности профессии.

Задачи исследования:

- изучить материал о жизни и деятельности Грамотиной Н.Н;

- исследовать данные семейного и школьного архивов;

- привлечь дополнительные источники для исследования трудовой педагогической деятельности;

- сравнить данные, полученные из различных источников, проанализировать и сделать выводы.

Методы исследования: эмпирические (беседа, интервьюирование), теоретические (анализ архивных документов, синтез и сравнение документов, прогнозирование)

Источники информации: наибольшую ценность для исследования представляют сохранившиеся документы: свидетельство о рождении и трудовая книжка. В работе были использованы Книга приказов по Речниковской восьмилетней школе № 36 и Книга учёта личного состава работников школы. Также источниками информации нам послужили личные архивные материалы семьи Надежды Николаевны и воспоминания родных и учеников.

Новизна исследовательской работы заключается в том, что впервые поднят вопрос о профессиональной деятельности учителей нашей школы, которые закончили свой трудовой и жизненный путь. Мы любим наших учителей, постоянно вспоминаем и говорим о них… А что мы знаем об их трудовой деятельности?! Особо ничего. А ведь мало педагогов, которые посвятили всю свою жизнь школе и были преданы профессии.

Практическое применение заключается в том, что всё исследование поможет нам лучше узнать педагогов нашей школы, а также сохранить историческую память о них. Все материалы исследования можно будет применить как при составлении книги памяти педагогического коллектива нашей школы, так и направит нас на то, чтобы провести подобное исследование педагогической деятельности других учителей, которых уже нет с нами. Кроме того, материалы исследования можно разместить в архиве и использовать при краеведении.

  1. Основная часть

2.1.        Начало великого пути. Биографические данные

Грамотнина Надежда Николаевна, в девичестве Устьянцева, родилась 10 января 1935 года в селение Голдоба Барабинского района Новосибирской области (Приложение № 1). Интересно то, что свидетельство о рождении Надежды Николаевны было выдано 25 июля 1972 года как повторное, а родилась она в 1935 году. Можем предположить, что настоящее свидетельство о рождении было утеряно, в связи с переездами. Надежда Николаевна жила в небогатой крестьянской семье в селение Голдоба. Помимо неё в семье воспитывалось ещё двое детей. С самого детства Надежда Николаевна мечтала стать учителем, что и воплотила в жизнь, благодаря упорству и характеру. (Приложение № 2).

Своё образование Надежда Николаевна получила в Татарском педагогическом училище Новосибирской области, обучаясь там с 1951 по 1955 годы, получив квалификацию учителя начальных классов. Что нам доказывает копия диплома А №764249 (Приложение № 3). Настоящий диплом об образовании, по всей вероятности, также, как и свидетельство о рождении был утерян с связи с частыми переездами. Свидетельством постоянной смены жительства служат записи в трудовой книжке. По воспоминания дочери Надежды Николаевны, Натальи Владимировны, нам стало известно, что обучение в педучилище давалось Надежде Николаевне легко, ей всегда было интересно учиться. Именно в этой профессии она себя и видела. 25 июля 1955 года, согласно информации о браке на трудовой книжке, Надежда Николаевна вышла замуж и стала носить фамилию Грамотина (Приложение № 4). По воспоминаниям дочери (Довыденко  Натальи Владимировны) и свидетельству о браке (свидетельство нам не было представлено, поскольку дочь не проживает в поселке Речник) замуж вышла в селении Голдоба, то есть по месту своего рождения и жительства. В 1969 году переехала с семьей в Речник. Умерла Надежда Николаевна 22 января 2007 года и похоронена в п. Речник.

2.2.        Трудовой подвиг в документах и воспоминаниях

Из воспоминаний дочери Надежды Николаевны, Натальи Владимировны: «В 1968 году семья Грамотиных переехала из Барабинского района в село Чистополье Коченевского района, там мы прожили несколько месяцев. А в 1969 году свою трудовую деятельность мама начинает в Речниковской школе. До 1975 года преподавала русский и литературу в старших классах Речниковской школы, а с 1975 года стала преподавать в начальных классах до 1993 года». Сравним и проанализируем полученную информацию с записями в Книгах приказов и трудовой.

Согласно справке исполнительного комитета отдела народного образования Купинского района, с 15 августа 1955 года по 25 ноября 1957 года Устьянцева Надежда Николаевна (по документам еще числилась как Устьянцева, но была уже Грамотиной) работала учительницей и заведующей в В-Гривенской начальной школе Купинского района Новосибирской области. С 15 августа 1955 года и начинается её профессиональная педагогическая деятельность (Приложение № 5).

Изучая трудовую, мы задались вопросом почему менялось часто место работы? Предполагаем, что из-за переездов, о чем свидетельствуют записи в трудовой о смене места работы (Верхне-Гривенская начальная школа Купинского района, школа Барабинского совхоза, Средняя Ярковская начальная школа, Голдобинская школа, школа Шубинского совхоза, Речниковская восьмилетняя школа), а также упоминаются  записи: от 18 октября 1965 года о переводе заведующей школой Шубинского совхоза «в связи с переводом мужа управляющим фермой», и  от 22 августа 1969 года «Перевести в распоряжение Коченевского района (по месту работы мужа) (Приложение № 6). Это был последний переезд. С 1969 года и по 1993 год Надежда Николаевна проработала в Речниковской школе, начиная свою трудовую деятельность в 8-летней Речниковской школе учителем начальных классов. 17 ноября 1993 года была уволена с Речниковской средней школы в связи с уходом на пенсию (Приложение № 7). На протяжении всего своего трудового пути, Надежда Николаевна работала учителем начальных классов, а также совмещала с должность заведующей, воспитателя группы продленного дня и исполняющего обязанности директора школы.

Нами были изучены и проанализированы Книги приказов по восьмилетней школе п. Речник. Мы целенаправленно искали записи о трудовой деятельности Надежды Николаевны в Речниковской школе. По Книгам приказов отслеживается тенденция того, что на протяжении всей работы в Речниковской школе Надежда Николаевна работа учителем начальных классов, как и была принята, согласно приказу № 37 от 23 августа 1969 г. (Приложение № 7). Тот факт, что начальную деятельность в нашей школе начинала в роли учителя русского языка и литературы не подтвердился, хотя родные и коллеги утверждают это. Возможно это запись была сделана в другой книге или не сделана (утеряна) вовсе. Мы нашли запись в Книге приказов, датируемую 1 августа 1977 года, о том, что помимо начальных классов на Надежду Николаевну была возложена обязанность классного руководителя в 6 классе, с 30 августа 1978 г являлась воспитателем группы продлённого дня, с 3 июня 1980 года была назначена руководителем детской оздоровительной площадкой, а согласно приказу № 101 от 2 июля 1973 года о назначена исполняющей обязанности директора на период выезда директора Речниковской школы за пределы области (Приложение № 8). Этот факт доказывает, что на Надежду Николаевну можно было положиться, как на ответственного работника.

Изучая Книги приказов, мы обратили внимание, что нет упоминай о наградах Надежды Николаевны, но очень много приказов об объявлении благодарности за добросовестный труд и четкое выполнение своих должностных обязанностей. Ни одного нарекания или замечания в адрес Надежды Николаевны мы не встретили. Наоборот её работа представляется как пример для других учителей школы.  Единственную запись о награде мы нашли в трудовой книжке, датируемую 15 марта 1984 года, где Надежда Николаевна была награждена медалью «Ветеран труда» (Приложение № 9).

  1.  «Мы всегда будем помнить учительницу первую свою…»

А настолько ли важны награды?! Разве в этом состоит работа учителя? Нет. Здесь важны любовь детей, уважение коллег и родителей. Когда мы собирали материал про Надежду Николаевну, нам посыпались сообщения с воспоминаниями о любимой учительнице, преданной всей душой своей профессии. Каждый хотел высказаться, выразить слова благодарности Надежде Николаевне. Нам сразу стало ясно, как любили и до сих пор любят, и чтут этого замечательного учителя.

Из высказывания Тупициной (Мальцевой) Екатерины, одной из учениц самого первого класса Надежды Николаевны, мы сделали вывод, что Надежда Николаевна была честным, отзывчивым, трудолюбивым и заботливым человеком, вложившим в каждого ученика любовь, знания, опыт, терпение и душу.

Беседуя с Тимофеевой (Кузьминой) Натальей, мы узнали о том, как любили и ценили Надежду Николаевну её самые первые ученики нашей школы: «Надежда Николаевна начала работать в Речнике, но жила еще в Чистополье. И мы первоклашки каждое утро бегали по трассе, чтобы встретить её и донести её портфель. Зачастую она шла пешком». А самое главное, запомнились необычные и интересные уроки Надежды Николаевны.

Из воспоминаний дочери Надежды Николаевны: «Всё детство то наше прошло среди детей, которые постоянно толклись у нас дома. У нас же всегда их было очень много. И всем она была рада.  И сколько я помню, тех девчонок, которые уходили из школы и шли учиться в педучилища… Они же все приходили и пользовались её наработками…».

 Драгун Александр посвятил Надежде Николаевне целую статью в произведении «Горизонт», опубликованном на станице «ПРАКТИКА». Вспоминая Надежду Николаевну, Александр сказал: «…Строгий человек советской закалки с высшим пилотажем самообладания! Я задумываюсь, насколько хватало терпения у Надежды Николаевны «держать лицо» перед нашими проделками. А её строгость и самообладание не оставляли даже самым отпетым хулиганам ни одного шанса… Словно свои эмоции она ставила на какой-то невидимый предохранитель…» (Приложение № 10).

  1. Заключение

В процессе работы по теме «Великих наград не имела, но почитаема и любима всегда! Надежда Николаевна Грамотина» нами были изучены и проанализированы письменные и устные источники, с помощью которых были решены поставленные задачи:

1. изучены материалы о жизни и деятельности Грамотиной Надежды Николаевны. Важными источниками информации жизни и деятельности Надежды Николаевны стали для нас свидетельство о рождении, трудовая книжка, копия диплома об образовании, Книга приказов по восьмилетней Речниковской школе и Книга учета работников.  

2. исследованы данные семейного и школьного архивов, где были найдены фотографии и Книги приказов, содержащие информацию о профессиональной деятельности Надежды Николаевны. Возникли противоречивые данные, подтверждение которым пока не было найдено (работа учителем русского языка и литературы).

3. с помощью дополнительных источников информации (воспоминания родных, коллег и учеников) мы смогли определить, какое отношение было к Надежде Николаевне и как сохранилась память о ней.

4. сравнили данные, полученные из различных источников, проанализировали и сделали выводы, позволившие составить биографию трудовой деятельности Грамотиной Надежды Николаевны и позволившие найти несостыковки в документах и воспоминаниях.

Гипотеза о том, что, работая в школе Надежда Николаевна имела высокие награды и была почитаема и любима учениками, пользовалась уважением коллег была частично подтверждена. Изучая материалы и беседуя с родными, мы выяснили, что на протяжении всей своей профессиональной деятельности Надежда Николаевна не получала высоких государственных наград. Но, согласно Книгам приказов, регулярно была удостоена благодарности за высокий профессионализм и добросовестное отношение к работе. Самое главное, с чем мы столкнулись, работая над исследованием- высокое уважение, любовь, почитание и добрые воспоминания, адресованные Надежде Николаевне.

Для нас данное исследование очень важно. Ведь в процессе работы мы нашли много интересных фактов, выдвинули различного рода предположения, которые нам теперь необходимо решить при продолжении работы с исследованием. А продолжение необходимо. Не все факты нам удалось подтвердить или опровергнуть. Были еще в нашей школе учителя, о которых бы хотелось узнать подробней и сохранить о них историческую память.

Больше всего нас впечатлила работа по подробному изучению и анализу трудовой книжки Надежды Николаевны и Книг приказов восьмилетней Речниковской школы. Много интересной информации предстало перед нами. Мы увидели школу и систему образования с другой стороны.

4.        Список литературы и источников

Источники:

  1. Трудовая книжка Грамотиной Н.Н. [Оригинал]
  2. Копия диплома об образовании Грамотиной Н.Н. [Оригинал]
  3. Книги приказов по восьмилетней Речниковской школе 1967-1978 гг, 1978-1980 гг [Оригинал]
  4. Книга учета личного состава работников школы 1956-1975 гг[Оригинал]
  5. Фотографии семейного архива семьи Грамотиных

Воспоминания:

  1. Довыденко Натальи Владимировны (дочери Надежды Николаевны)
  2. Тупицыной (Мальцевой) Екатерины (первой ученицы)
  3. Тимофеевой (Кузьминой) Натальи (первой ученицы)
  4. Нужных Елены (первой ученицы)
  5. Драгун Александра (ученика)
  6. Митрякиной Клавдии Васильевны (коллеги Речниковской школы)
  7. Герман Ольги Владимировны (коллеги Речниковской школы, племянницы Надежды Николаевны).

Приложения