Главные вкладки
Проектная деятельность
Историю семьи должен знать каждый человек. Проекты учащегося "Родословие. История моей семьи - первые поселенцы", "Великих наград не имела, но почитаема и любима всегда..." выставлены на сайт с разрешения родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_moey_semi._supriyanov_k.docx | 1.84 МБ |
Листая страницы учительских судеб | 568.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Новосибирская область Коченевский район
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Речниковская средняя общеобразовательная школа
Районная научно-практическая конференция «Нива беззаветного служения» обучающихся образовательных организаций Коченевкого района
Тема: «Великих наград не имела, но почитаема и любима всегда! Надежда Николаевна Грамотина»
Автор:
Кудриков Гордей Алексеевич,
7 класс, 13 лет
Руководитель:
Кудрикова Екатерина Александровна, учитель истории
2021 г.
Содержание:
- Введение …………………………………………………………………. 3-5
- Основная часть
- Начало великого пути. Биографические данные ……………….. 5-6
- Трудовой подвиг в документах и воспоминаниях………………. 6-8
- «Мы всегда будем помнить учительницу первую свою…» …….8-9
- Заключение ……………………………………………………………. . 9-10
- Список литературы и источников …………………………………… 11
- Приложения …………………………………………………………… 12-19
Приложение № 1: Свидетельство о рождении
Приложение № 2: Семейные фотографии периода детства, студенчества
Приложение № 3: Диплом об образовании (копия)
Приложение № 4: Упоминание о браке в трудовой книжке
Приложение № 5: Начало трудового пути
Приложение № 6: Смена места жительства
Приложение № 7: Переезд в Коченевский район. Начало трудового пути в Речниковской школе. Уход на заслуженный отдых
Приложение № 8: Дополнительные должности
Приложение № 9: Награды. Медаль «Ветеран труда»
Приложение № 10: Воспоминания. Последний звонок самого первого класса
- Введение
«Не умрет тот, чей отклик есть в других,
Кто в этом мире жил
Не только жизнью личной»
(Н.А. Морозов)
Учитель – звучит гордо! О роли учителя в жизни каждого человека можно сказать много -это жизнь, это будущее каждого из нас. Ведь всё начинается с учителя. Именно учитель стоит у порога самостоятельной жизни человека, он осуществляет связь поколений, способствует развитию будущего страны. Учитель-наши корни в жизнь! Легко ли быть учитель? Учитель - это просто труд или призвание?!
Наше исследование мы начали с изучения педагогического состава разных лет, согласно сохранившейся в архиве МКОУ Речниковская СОШ Книге приказов по учету личного состава работников школы и Книгам приказов по Речниковской восьмилетней школе № 36. Оказалось, что учителей, отработавших не менее 20 лет в нашей школе мало. В пример можно привести Чугунову (Коршенко) Надежду Ивановну, отработавшую в нашей школе с 1957 по 1994 г, и Грамотину (Устьянцеву) Надежду Николаевну, отработавшую в школе с 1969 по 1993 г.
Хронологические рамки: 1955 – 1993 гг.
Актуальность темы очевидна. Жизнь не стоит на месте, уходят в историю многие события, люди, исчезают документы и порой мы забываем о том, что было раньше. Следовательно, в истории появляются пробелы. С каждым годом живых носителей информации становится всё меньше и меньше. Что касается образования – это сплошное белое пятно. Мало кто задумывается о том, что учителя вершат судьбы, помогают встать на путь жизненный подрастающему поколению. Знаем ли мы об их жизненном пути? А ведь именно мы, подрастающее поколение, должны сохранить свою историю, не малой частью которой являются учителя.
Объект исследования: биография и жизненный путь учителя Речниковской школы Надежды Николаевны Грамотиной.
Предмет исследования: педагогическая деятельность и трудовой путь Надежды Николаевны Грамотиной.
Гипотеза: можно предположить, что, работая в школе Надежда Николаевна имела высокие награды и была почитаема и любима учениками, пользовалась уважением коллег. Проблема исследования заключается в том, что всю свою трудовую деятельность Надежда Николаевна посвятила педагогике, её уважали в коллективе, к ней обращались за советом, но подтверждение этого факта нет документально, только лишь воспоминания коллег и учеников. Мы попробуем восстановить пробел.
Цель исследования: сбор, анализ и систематизация устных и письменных источников для изучения трудовой педагогической деятельности Н.Н. Грамотиной, сохранение исторической памяти о профессионализме учителя и преданности профессии.
Задачи исследования:
- изучить материал о жизни и деятельности Грамотиной Н.Н;
- исследовать данные семейного и школьного архивов;
- привлечь дополнительные источники для исследования трудовой педагогической деятельности;
- сравнить данные, полученные из различных источников, проанализировать и сделать выводы.
Методы исследования: эмпирические (беседа, интервьюирование), теоретические (анализ архивных документов, синтез и сравнение документов, прогнозирование)
Источники информации: наибольшую ценность для исследования представляют сохранившиеся документы: свидетельство о рождении и трудовая книжка. В работе были использованы Книга приказов по Речниковской восьмилетней школе № 36 и Книга учёта личного состава работников школы. Также источниками информации нам послужили личные архивные материалы семьи Надежды Николаевны и воспоминания родных и учеников.
Новизна исследовательской работы заключается в том, что впервые поднят вопрос о профессиональной деятельности учителей нашей школы, которые закончили свой трудовой и жизненный путь. Мы любим наших учителей, постоянно вспоминаем и говорим о них… А что мы знаем об их трудовой деятельности?! Особо ничего. А ведь мало педагогов, которые посвятили всю свою жизнь школе и были преданы профессии.
Практическое применение заключается в том, что всё исследование поможет нам лучше узнать педагогов нашей школы, а также сохранить историческую память о них. Все материалы исследования можно будет применить как при составлении книги памяти педагогического коллектива нашей школы, так и направит нас на то, чтобы провести подобное исследование педагогической деятельности других учителей, которых уже нет с нами. Кроме того, материалы исследования можно разместить в архиве и использовать при краеведении.
- Основная часть
2.1. Начало великого пути. Биографические данные
Грамотнина Надежда Николаевна, в девичестве Устьянцева, родилась 10 января 1935 года в селение Голдоба Барабинского района Новосибирской области (Приложение № 1). Интересно то, что свидетельство о рождении Надежды Николаевны было выдано 25 июля 1972 года как повторное, а родилась она в 1935 году. Можем предположить, что настоящее свидетельство о рождении было утеряно, в связи с переездами. Надежда Николаевна жила в небогатой крестьянской семье в селение Голдоба. Помимо неё в семье воспитывалось ещё двое детей. С самого детства Надежда Николаевна мечтала стать учителем, что и воплотила в жизнь, благодаря упорству и характеру. (Приложение № 2).
Своё образование Надежда Николаевна получила в Татарском педагогическом училище Новосибирской области, обучаясь там с 1951 по 1955 годы, получив квалификацию учителя начальных классов. Что нам доказывает копия диплома А №764249 (Приложение № 3). Настоящий диплом об образовании, по всей вероятности, также, как и свидетельство о рождении был утерян с связи с частыми переездами. Свидетельством постоянной смены жительства служат записи в трудовой книжке. По воспоминания дочери Надежды Николаевны, Натальи Владимировны, нам стало известно, что обучение в педучилище давалось Надежде Николаевне легко, ей всегда было интересно учиться. Именно в этой профессии она себя и видела. 25 июля 1955 года, согласно информации о браке на трудовой книжке, Надежда Николаевна вышла замуж и стала носить фамилию Грамотина (Приложение № 4). По воспоминаниям дочери (Довыденко Натальи Владимировны) и свидетельству о браке (свидетельство нам не было представлено, поскольку дочь не проживает в поселке Речник) замуж вышла в селении Голдоба, то есть по месту своего рождения и жительства. В 1969 году переехала с семьей в Речник. Умерла Надежда Николаевна 22 января 2007 года и похоронена в п. Речник.
2.2. Трудовой подвиг в документах и воспоминаниях
Из воспоминаний дочери Надежды Николаевны, Натальи Владимировны: «В 1968 году семья Грамотиных переехала из Барабинского района в село Чистополье Коченевского района, там мы прожили несколько месяцев. А в 1969 году свою трудовую деятельность мама начинает в Речниковской школе. До 1975 года преподавала русский и литературу в старших классах Речниковской школы, а с 1975 года стала преподавать в начальных классах до 1993 года». Сравним и проанализируем полученную информацию с записями в Книгах приказов и трудовой.
Согласно справке исполнительного комитета отдела народного образования Купинского района, с 15 августа 1955 года по 25 ноября 1957 года Устьянцева Надежда Николаевна (по документам еще числилась как Устьянцева, но была уже Грамотиной) работала учительницей и заведующей в В-Гривенской начальной школе Купинского района Новосибирской области. С 15 августа 1955 года и начинается её профессиональная педагогическая деятельность (Приложение № 5).
Изучая трудовую, мы задались вопросом почему менялось часто место работы? Предполагаем, что из-за переездов, о чем свидетельствуют записи в трудовой о смене места работы (Верхне-Гривенская начальная школа Купинского района, школа Барабинского совхоза, Средняя Ярковская начальная школа, Голдобинская школа, школа Шубинского совхоза, Речниковская восьмилетняя школа), а также упоминаются записи: от 18 октября 1965 года о переводе заведующей школой Шубинского совхоза «в связи с переводом мужа управляющим фермой», и от 22 августа 1969 года «Перевести в распоряжение Коченевского района (по месту работы мужа) (Приложение № 6). Это был последний переезд. С 1969 года и по 1993 год Надежда Николаевна проработала в Речниковской школе, начиная свою трудовую деятельность в 8-летней Речниковской школе учителем начальных классов. 17 ноября 1993 года была уволена с Речниковской средней школы в связи с уходом на пенсию (Приложение № 7). На протяжении всего своего трудового пути, Надежда Николаевна работала учителем начальных классов, а также совмещала с должность заведующей, воспитателя группы продленного дня и исполняющего обязанности директора школы.
Нами были изучены и проанализированы Книги приказов по восьмилетней школе п. Речник. Мы целенаправленно искали записи о трудовой деятельности Надежды Николаевны в Речниковской школе. По Книгам приказов отслеживается тенденция того, что на протяжении всей работы в Речниковской школе Надежда Николаевна работа учителем начальных классов, как и была принята, согласно приказу № 37 от 23 августа 1969 г. (Приложение № 7). Тот факт, что начальную деятельность в нашей школе начинала в роли учителя русского языка и литературы не подтвердился, хотя родные и коллеги утверждают это. Возможно это запись была сделана в другой книге или не сделана (утеряна) вовсе. Мы нашли запись в Книге приказов, датируемую 1 августа 1977 года, о том, что помимо начальных классов на Надежду Николаевну была возложена обязанность классного руководителя в 6 классе, с 30 августа 1978 г являлась воспитателем группы продлённого дня, с 3 июня 1980 года была назначена руководителем детской оздоровительной площадкой, а согласно приказу № 101 от 2 июля 1973 года о назначена исполняющей обязанности директора на период выезда директора Речниковской школы за пределы области (Приложение № 8). Этот факт доказывает, что на Надежду Николаевну можно было положиться, как на ответственного работника.
Изучая Книги приказов, мы обратили внимание, что нет упоминай о наградах Надежды Николаевны, но очень много приказов об объявлении благодарности за добросовестный труд и четкое выполнение своих должностных обязанностей. Ни одного нарекания или замечания в адрес Надежды Николаевны мы не встретили. Наоборот её работа представляется как пример для других учителей школы. Единственную запись о награде мы нашли в трудовой книжке, датируемую 15 марта 1984 года, где Надежда Николаевна была награждена медалью «Ветеран труда» (Приложение № 9).
- «Мы всегда будем помнить учительницу первую свою…»
А настолько ли важны награды?! Разве в этом состоит работа учителя? Нет. Здесь важны любовь детей, уважение коллег и родителей. Когда мы собирали материал про Надежду Николаевну, нам посыпались сообщения с воспоминаниями о любимой учительнице, преданной всей душой своей профессии. Каждый хотел высказаться, выразить слова благодарности Надежде Николаевне. Нам сразу стало ясно, как любили и до сих пор любят, и чтут этого замечательного учителя.
Из высказывания Тупициной (Мальцевой) Екатерины, одной из учениц самого первого класса Надежды Николаевны, мы сделали вывод, что Надежда Николаевна была честным, отзывчивым, трудолюбивым и заботливым человеком, вложившим в каждого ученика любовь, знания, опыт, терпение и душу.
Беседуя с Тимофеевой (Кузьминой) Натальей, мы узнали о том, как любили и ценили Надежду Николаевну её самые первые ученики нашей школы: «Надежда Николаевна начала работать в Речнике, но жила еще в Чистополье. И мы первоклашки каждое утро бегали по трассе, чтобы встретить её и донести её портфель. Зачастую она шла пешком». А самое главное, запомнились необычные и интересные уроки Надежды Николаевны.
Из воспоминаний дочери Надежды Николаевны: «Всё детство то наше прошло среди детей, которые постоянно толклись у нас дома. У нас же всегда их было очень много. И всем она была рада. И сколько я помню, тех девчонок, которые уходили из школы и шли учиться в педучилища… Они же все приходили и пользовались её наработками…».
Драгун Александр посвятил Надежде Николаевне целую статью в произведении «Горизонт», опубликованном на станице «ПРАКТИКА». Вспоминая Надежду Николаевну, Александр сказал: «…Строгий человек советской закалки с высшим пилотажем самообладания! Я задумываюсь, насколько хватало терпения у Надежды Николаевны «держать лицо» перед нашими проделками. А её строгость и самообладание не оставляли даже самым отпетым хулиганам ни одного шанса… Словно свои эмоции она ставила на какой-то невидимый предохранитель…» (Приложение № 10).
- Заключение
В процессе работы по теме «Великих наград не имела, но почитаема и любима всегда! Надежда Николаевна Грамотина» нами были изучены и проанализированы письменные и устные источники, с помощью которых были решены поставленные задачи:
1. изучены материалы о жизни и деятельности Грамотиной Надежды Николаевны. Важными источниками информации жизни и деятельности Надежды Николаевны стали для нас свидетельство о рождении, трудовая книжка, копия диплома об образовании, Книга приказов по восьмилетней Речниковской школе и Книга учета работников.
2. исследованы данные семейного и школьного архивов, где были найдены фотографии и Книги приказов, содержащие информацию о профессиональной деятельности Надежды Николаевны. Возникли противоречивые данные, подтверждение которым пока не было найдено (работа учителем русского языка и литературы).
3. с помощью дополнительных источников информации (воспоминания родных, коллег и учеников) мы смогли определить, какое отношение было к Надежде Николаевне и как сохранилась память о ней.
4. сравнили данные, полученные из различных источников, проанализировали и сделали выводы, позволившие составить биографию трудовой деятельности Грамотиной Надежды Николаевны и позволившие найти несостыковки в документах и воспоминаниях.
Гипотеза о том, что, работая в школе Надежда Николаевна имела высокие награды и была почитаема и любима учениками, пользовалась уважением коллег была частично подтверждена. Изучая материалы и беседуя с родными, мы выяснили, что на протяжении всей своей профессиональной деятельности Надежда Николаевна не получала высоких государственных наград. Но, согласно Книгам приказов, регулярно была удостоена благодарности за высокий профессионализм и добросовестное отношение к работе. Самое главное, с чем мы столкнулись, работая над исследованием- высокое уважение, любовь, почитание и добрые воспоминания, адресованные Надежде Николаевне.
Для нас данное исследование очень важно. Ведь в процессе работы мы нашли много интересных фактов, выдвинули различного рода предположения, которые нам теперь необходимо решить при продолжении работы с исследованием. А продолжение необходимо. Не все факты нам удалось подтвердить или опровергнуть. Были еще в нашей школе учителя, о которых бы хотелось узнать подробней и сохранить о них историческую память.
Больше всего нас впечатлила работа по подробному изучению и анализу трудовой книжки Надежды Николаевны и Книг приказов восьмилетней Речниковской школы. Много интересной информации предстало перед нами. Мы увидели школу и систему образования с другой стороны.
4. Список литературы и источников
Источники:
- Трудовая книжка Грамотиной Н.Н. [Оригинал]
- Копия диплома об образовании Грамотиной Н.Н. [Оригинал]
- Книги приказов по восьмилетней Речниковской школе 1967-1978 гг, 1978-1980 гг [Оригинал]
- Книга учета личного состава работников школы 1956-1975 гг[Оригинал]
- Фотографии семейного архива семьи Грамотиных
Воспоминания:
- Довыденко Натальи Владимировны (дочери Надежды Николаевны)
- Тупицыной (Мальцевой) Екатерины (первой ученицы)
- Тимофеевой (Кузьминой) Натальи (первой ученицы)
- Нужных Елены (первой ученицы)
- Драгун Александра (ученика)
- Митрякиной Клавдии Васильевны (коллеги Речниковской школы)
- Герман Ольги Владимировны (коллеги Речниковской школы, племянницы Надежды Николаевны).
Приложения