Работы учащихся

Кудрикова Екатерина Александровна

Работы учащихся представлены в виде кроссвордов. Кроссворд по православным праздникам составлен учащейся 10 класса, а кроссворд на тему выборов - учащимся 10 класса. Все работы были представлены на конкурсы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Церковные праздники

р

к

е

о

ц

2

3

в

15

1

в

к

4

ь

б

о

р

п

л

з

е

р

а

д

щ

а

г

в

е

в

о

и

н

о

в

ж

и

с

е

е

е

л

а

о

щ

н

а

б

ц

е

и

в

р

й

н

е

и

е

я

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/73/87073914_ikona5.jpg

и

е

в

б

а

  19

е

  20

а

ц

ж

5

б

о

г

о

р

о

д

и

ц

а

8

с

т

у

д

е

н

ч

е

с

т

в

о

и

у

6

к

а

з

а

н

с

к

а

я

9

у

с

п

е

н

и

е

о

р

7

в

о

з

н

е

с

е

н

и

е

  10

п

о

б

е

д

о

н

о

с

е

ц

р

д

17

 21

е

  22

А.Рублев, «Благовещение» (1405)

     18

т

с

и

е

п

е

н

и

а

м

е

е

н

с

Рождество Христово у восточных христиан

ь

ж

и

е

х

я

а

н

е

л

а

р

е

и

в

б

щ

н

я

о

о

е

о

е

л

т

г

р

п

е

оУспение Пресвятой Богородицы

пКрещение Господне (Святое Богоявление) у восточных христиан

о

р

б

11

в

с

14

п

12

13

в

о

    16

о

к

р

Церковные праздники

2

3

15

1

4

   19

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/73/87073914_ikona5.jpg

  20

5

8

6

9

7

10

17

   21

  22

А.Рублев, «Благовещение» (1405)

     18

Рождество Христово у восточных христиан

Крещение Господне (Святое Богоявление) у восточных христиан

Успение Пресвятой Богородицы

11

14

12

13

     16

Вопросы для кроссворда.

  1. Это слово в православии означает: добро, радостную  весть о том, что началось освобождение человека от греха и вечной смерти.
  2. Праздник, посвященный Животворящему Кресту  Господня. Событие произошло при императоре Константине Великом, который первым из римских императоров прекратил гонение на христиан. Что это за событие?
  3. Великий двунадесятый праздник в воспоминание Крещения Спасителя? Иначе это праздник называется Богоявление. О каком православном празднике идет речь?
  4. Вероисповедание большинства граждан Российской Федерации.
  5. Земная мать Иисуса Христа.
  6. В российском календаре имеется перечень дат, которые носят церковно-государственный характер. Праздник День народного единства неразрывно связан с православным праздником  в честь иконы Божьей Матери. О какой именно иконе идет речь?
  7. Название праздника отражает суть события – это завершение земного служения Иисуса Христа. Это событие празднуется всегда в 40-й день после Пасхи. О каком празднике идет речь?
  8. Церковь Московского Университета была освещена во имя святой мученицы Татианы.  Покровителем какого  класса граждан является мученица Татиана?
  9. Это праздник отмечается в честь кончины Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Он предваряется строгим Успенским постом и празднуется Православной церковью 28 августа.
  10. 6 мая отмечается праздник, посвященный великомученику, покровителю города Москвы. О каком великомученике идет речь?
  11. Это праздник празднуется церковью торжественно, исповедуя и прославляя соединение Божества  и человечества в лице Иисуса Христа. В народе этот день называют Вторым Спасом. О каком празднике идет речь?
  12. По преданию архангел Гавриил явился к Деве Марии с известием, что она станет Матерью Сына Божия. Пресвятая Дева приняла волю Божию. Как в древности назывался этот праздник?
  13. Как называется праздник, посвященный Спасителю, спустившемуся на землю во имя спасения падших в раю прародителей наших и всего рода человеческого?
  14. Один из больших зимних праздников, отмечаемый в день Крещения Господня. Как называется это праздник?
  15. Архитектурное сооружение, место проведения религиозных собраний. В переводе с греческого означает «храм божий». О каком сооружении идет речь?
  16. Главный осенний праздник, который отмечается Русской Церковью 14 октября. В этот день юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидели парящую в воздухе Богородицу, которая распростерла над молящимися свое белое покрывало.  Как называется этот праздник?
  17. Это праздник отмечается Украиной, Россией и Белоруссией для того, чтобы славянские народы не забывали свою историю и культуру. Так же праздник призван сплотить разные ветви славянства.
  18. Этот православный праздник иначе называют Пятидесятница, поскольку он отмечается на пятидесятый день после Пасхи.
  19. По преданию, Мария Магдалина ходила по странам и рассказывала об этом предмете. Однажды она пришла в Рим к императору Тиберию и подала ему этот предмет со словами: «Христос Воскресе!» О каком предмете идет речь?
  20. Главный символ (атрибут)  праздника, относящийся к событию входа Господня в Иерусалим.
  21. По православному церковному календарю 8 июля – день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Что является одним из главных символов праздника во имя святых Петра и Февронии?
  22. Для православных христиан это главный праздник, праздник всех праздников, ибо в этот день переживается событие, наполнившее новым содержанием взаимоотношения человека с Богом. Этот праздник установлен в честь воскресения Иисуса Христа. О каком празднике идет речь?

Успение Пресвятой Богородицы                                                Пятидесятница

ответы на вопросы кроссворда.А.Рублев, «Благовещение» (1405)

  1. Благовещение
  2. Воздвижение
  3. Крещение
  4. Православие
  5. Богородица
  6. Казанская
  7. Вознесение
  8. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/73/87073914_ikona5.jpgСтуденчество
  9. Успение
  10. Победоносец
  11. Преображение
  12. Воплощение
  13. Сретение
  14. Богоявление
  15. Церковь
  16. Покров
  17. Дружба
  18. Троица
  19. Яйцо
  20. Верба
  21. Семья
  22. Пасха.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

13

2

13

3

5

8

1

11

9

12

7

11

6

7

10

4

9

6

3

4

8

2

12

5

10

 «Я знаю,C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фгос\1313994164_f_4bb33a9917dc4.jpg

 что такое выборы»


                                             

Кроссворд на тему C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фгос\ЦИК_эмблема.jpg

«Я знаю, что такое выборы»

По вертикали:

  1. Деятельность в стране нескольких политических партий, конкурирующих в борьбе за голоса избирателей.
  2. Человек со сформировавшейся правовой и политической культурой.
  3. Добровольная политическая организация , объединяющая группу единомышленников, ставящая целью завоевания, удержания и использования государственной власти.
  4. Кем был подписан в августе 1905 года Манифест о создании Государственной Думы ?
  5. Орган прямой демократии на Руси, выросший на фоне народных родовых общин, которые отличались развитым самоуправлением.
  6. Выборный глава государства в странах с республиканской формой правления.
  7. Этим органом в Риме была ограничена власть. C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фгос\poster-05.jpg
  8. Всенародное голосование.
  9. Выборы проводятся путем …. голосования.
  10.  Возраст, с которого начинают голосовать.
  11. Устная, печатная или наглядная политическая деятельность, воздействующая на создание и настроение масс с целью побудить их к активности.
  12.  Народная форма правления, при которой народ облечен высшей властью и осуществляет ее непосредственно, или через своих избирательных представителей.
  13. При какой избирательной системе в парламенте занимают представители партий, которые получили на выборах количество голосов, превышающее установленный % «Барьер».

По горизонтали:

  1. При какой избирательной системе в каждом округе большинством голосов избирается один депутат.
  2. Американский документ о правах, принятый 25 сентября 1789 года.
  3. В этом документе зафиксированы права ребенка.
  4. Это цели и средства их достижения, которые направлены на проведение в жизнь через государство интересов больших групп людей.
  5. Важнейший элемент общественной организации.
  6. Как называется право быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
  7. Как называется право  избирать в органы государственной власти, в выборные органы местного самоуправления.
  8. Основной закон РФ.
  9. Яркий вождь демоса, «демагог», при котором афинская демократия достигла своего апогея.
  10. Во время этого процесса власть в буквальном смысле слова переходит к народу, идущему на избирательные участки.
  11.  Список кандидатов или партий, представленный на выборах.
  12. Права человека зафиксированы в этом международном документе.
  13.  «Органы демократии», которые первоначально были в Риме,  и  в которых собирались все взрослые мужчины для обсуждения важнейших дел.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фгос\ЦИК_эмблема.jpg



Предварительный просмотр:

Частичка района—Речник!

Ровно 90 любимому району

Отмечать мы будем в этом вот году.

Долго мы решали, долго мы гадали

Как же мы район свой будем поздравлять?

Наконец, решили сделать вам подарок,

Ручками своими, от сердца всего.

Дарим мы в подарок милому району

Маленький поселок, маленький Речник.

И хотим отметить, счастья не тая,

Мы частичка  района. Это да!

А сейчас хотим вам историю поведать,

Историю поселка нашего. О, да!

Давным – давно, а может и не очень

Собрались вместе восемь мужиков

Вот они решали, совет свой собирали

Где же им место для себя найти

Место не простое, место то жилое

Ездили, смотрели и все же, приглядели,

Место то у речки для себя нашли.

Речку ту Власихой люди нарекли.

Там и порешили дома возвести

Дружно взявшись за свои дела

К зиме поставили первые дома.

Было в той деревне восемь лишь дворов

Маленький колодец, мостик небольшой.

Так и появилась деревня моя

Называли тогда ее Громовская.

Стали переселенцы деревню заселять

И ее границы шире раздвигать.

Вот вместо деревни уже поселок стоит

Красотой своей всех он дивит,

Этот вот поселок нарекли Речник

На карте района он не зря возник.

Гордимся мы дружно своим родным селом!

Здесь многое изменилось с тех старых времен:

Прекрасная школа в центре стоит,

Садик для детишек в ней открыт,

У школы той памятник рядом стоит

О событиях прошлых он нам говорит.

Есть в поселке нашем своя красота

Здесь все цивилизовано, это да!

На  холмике привольном

На берегу реки

Стоит себе спокойно

Мой родной Речник!

 



Предварительный просмотр:

«История моей семьи в истории Новосибирской области»

Столыпинская аграрная реформа  на моей семье оставило свой отпечаток. А если быть точной, мои предки попали под политику переселения в Сибирь, проводимую Петром Аркадьевичем Столыпиным. Это очень интересная история. Она передается из поколения в поколение. И вот мой дедушка рассказал мне эту увлекательную историю из жизни моих предков. Это устное предание, которое постоянно повествуется. Прежде, хочется немного затронуть предысторию нашей семьи.

Мой прапрадедушка был родом из простого народа. Он служил водовозом в одной купеческой семье. И случилось так, что он влюбился в дочь этого купца, а она ответила взаимностью. Много пришлось испытать влюбленным, но их это не пугало. Ни то, что прапрабабушка была изгнана из купеческой семьи за непослушание, ни то, что купец грозился выслать влюбленных в Сибирь. Что он и сделал. В это время активно шла политика переселения, проводимая П.А. Столыпиным. И вот молодые влюбленные были высланы в Сибирь, а именно в Томскую губернию, Каинск – Барабинский уезд. Казалось бы, каким образом Столыпинская аграрная реформа сказалась на моих предках. Дело в том, что мои предки были отправлены в Сибирь именно как переселенцы, правда, под принуждением.

Перед тем как отправиться в Сибирь, крестьяне получали сообщение о том, куда именно их отправляют. Были экспедиции, которые, так сказать, разведывали обстановку, находили места пригодные для жилья. У крестьянина спрашивали, хочет он переехать в Сибирь или нет. Многие крестьяне шли на это, поскольку земля там выдавалась бесплатно, да и подъёмные выдавались на первое время. Но были и такие крестьяне, которых насильно отправляли в Сибирь. Это были те, кто стал « не в угоду». Такими оказались и мои предки. В 1907 году они попали под переселение. Когда крестьяне переселялись, то  они брали с собой все. Если же у крестьянина не было лошади, ему её давали, как это было с прапрадедом. Поездка была очень долгой и утомительной. Длилась она не один год, поскольку передвижение шло медленно, примерно 30 км. в день. Но не надо забывать о ночлегах и зимовье. Было очень трудно. Много испытаний легло на плечи переселенцев. Во время перемещения, семьи испытывали холод и голод. Старались двигаться группами, а не поодиночке. Передвигались в «кибитках», которые сами и сооружали. В кибитках располагались женщины, дети, старики и продукты питания. Мужчины, как правило, управляли лошадьми. Если в дороге погибал глава семьи, а такое было, можно сказать погибала вся семья. Это было страшно. Да, ещё и грабили, и убивали переселенцев местные жители – чалдоны, которые селились вдоль дороги. Женщины вынуждены были прятать зерно на себе, точнее они  подвязывали мешочки с зерном на живот, под грудь. И так можно было спасти это зерно и от грабителей, и от холодов. Везли с собой только рожь, овес и немного пшеницы, но пшеница, как потом оказалось, не прижилась в сибирских условиях, как и картофель. Везли с собой, как дедушка сказал, «курочку, гусочку».  Страшно было моим предкам ехать, хорошо, что они были не одни. С ними перемещались еще несколько семей, создалась группка переселенцев. Самое страшное было то, что местное население «охотилось» на переселенцев. Когда крестьяне останавливались спросить дорогу, местные в ходе беседы узнавали нужную для них информацию. А именно, сколько денег у крестьянина, сколько продовольствия. Если можно было поживиться, крестьян зазывали в гости, а там и, как правило, убивали.  А если нельзя было поживиться, то прогоняли прочь и даже не объясняли дороги. Моих предков прошла стороной эта участь, поскольку с них нечем было поживиться. Дедушка говорил, что местное население, в большей части, встречало переселенцев враждебно. Прапрадедушка с семьей были отправлены в Томскую губернию, в Каинско – Барабинский уезд,  а именно в Колыванскую волость. Там семьи получили распоряжение куда дальше им двигаться. И поселили моих предков на территорию современного Коченевского района в  Барабинскую степь (Барабу). В это момент Бараба осушалась для того, чтобы поселить людей на пригодные для проживания места. Селились  вдоль Московского тракта, через каждых 4 км. Правда, на этой территории были уже сформированы поселения, которым сейчас по 300 лет. Это Ново-Михайловка, Овчинниково, Крутологово, Вахрущево  -  чалдонские поселения. Самые старые поселения – Ермиловка, Епифановка, Квашнинка. Прапрадедушка с семьей был направлен в Средненку, которая на тот момент активно заселялась. Численность Средненского поселения составляла 87 дворов. Когда прапрадедушка приехал на территорию Средненки, то получил надел земельный. Как он рассказывал, когда они приехали, то пришлось сначала соорудить землянку, чтобы пожить некоторое время. Самым главным было выкопать колодец, который в глубину был 18 метров или 2 вожжи. Колодцы, а их в каждом поселении было обязательно по 2, обкладывали деревом и выстилали дно. Затем прапрадед и другие семьи срубали деревья и прямо на месте ставили срубы. Поля для посева не было. И поэтому приходилось на отведенной земле выкорчевывать пни, выжигать, а затем и распахивать. Помощи ждать не откуда было, каждый как мог, так и выживал. Многие не выдерживали – уезжали обратно или погибали. Первым делом брались за освоение пашни.  Жили все по-разному. Некоторые крестьяне, например как Хандыгины, жили очень хорошо, так как им много дали земли (у них было 6 сыновей, глава семьи, а землю давали только мужчинам).После того как освоились, переселенцы начинали строить дороги. Дороги строили вокруг полей, «через кусты», чтобы не занимать посевную площадь. Мой прапрадедушка тоже участвовал в строительстве гати. Он возил на нее землю. Вот так и осваивали сибирскую территорию. Самым страшным и тяжелым был переезд. Но мои предки сильные люди, они прошли этот не легкий путь. Правда жили они бедно, поскольку у них родился только один сын и 7 дочерей, им земли дали только на прадедушку. Прапрабабушка ничего делать не умела. Деревня сразу разделилась на зажиточных и бедных. Можно много рассказывать о моей семье, но нам был интересен только момент переселения в Сибирь. В итоге можно сказать, что переселенцам было очень тяжело.  Не «удобства» от переезда, да еще и враждебность местного населения погубили многих переселенцев. Были даже случаи того, что переселенцы друг у друга забирали документы и припасы, и присваивали их себе. Со всем этим мои родные сталкивались на протяжении всего пути. Их сильно не трогали, поскольку сразу было видно, что брать с них нечего. Несмотря на то, что прапрабабушка была купеческого рода, ничего ей отец не дал. Бедны были мои родные, бедны. Вот так политика переселения по реформе П.А. Столыпина сказалась на моей семье. Мы одни из тех, кто участвовал в формировании нашего родного Коченевского района!

 

 

 Из семейных воспоминаний

семьи Кудриковых



Предварительный просмотр:

Мини – исследование по теме

«История пионерской организации Коченёвского района 1923 -1954 гг.»

План:

  1. Введение:

- тема исследования

- актуальность исследования

- цель и задачи исследования

- характеристика архивных материалов

  1. Основная часть:

        1.  Становление пионерской  организации на территории     Новониколаевска.

2.  Становление пионерской  организации на территории Коченевского района

3.  Работа пионервожатых и пионерской организации в Коченевском районе 1923-1954 гг.

  1. Заключение .
  2. Источники.
  3. Приложение.

  1. Введение.

Темой своего мини-исследования я выбрала «Историю пионерской организации Коченёвского района 1923-1954 гг». Она мне кажется очень интересной поскольку касается моей малой Родины. Мне всегда хотелось узнать,  как, когда и для какой цели появилась пионерия? Сама пионеркой я была лишь не значительное количество времени и поэтому эта тема для меня очень актуальна.

Целью моей работы является выявление фактов образования пионерского движения в Коченёвском районе,  комплексное изучении пионерского движения района, анализ его формирования и деятельности

Отсюда вытекают следующие задачи: 1) выяснить, когда появились первые пионерские организации в Новониколаевске, а затем и в  районе; 2) проследить динамику развития пионерских организаций в первые годы их становления по отчетам и статистическим данным; 3) выявить суть создания пионерских организаций и их деятельность на территории Коченёвского района.

В ходе работы мной были исследованы следующие фонды:  № 224, № 191, № 188, которые располагаются в Государственном архиве Новосибирской области. В архиве хранится документация о пионерском движении  в Коченёвском районе с 1923 по 1954 годы. Необходимо отметить, что фонды по данной тематике содержат в большинстве своем статистические данные пионерских организаций и отчеты вожатых о проделанной работе.  В рамках моей работы детальному рассмотрению были подвергнуты два фонда – это фонд № 224 и фонд № 191, фонд № 188 был рассмотрен как дополнительная информация. Фонд № 224 содержит 7 архивных дел, фонд № 191 – 4 архивных дела, касающихся материалов, отчетов, статистических данных, писем, циркуляров и директив о пионерском движении в Коченёвском районе. Мной  были исследованы все перечисленные дела, поскольку, на мой взгляд, они отражают основные моменты формирования и развития пионерской организации в данном районе. Для моей работы я использовала следующие архивные дела данных фондов: Статистические отчеты о численном составе пионерских организаций с 1923 по 1954 годы, Отчеты старших пионервожатых о работе пионерских дружин, Директивное письмо ЦК ВЛКСМ об оздоровительной компании детей, Материалы о работе пионерских организаций Коченёвского райкома ВЛКСМ, Протокол совещания вожатых отрядов юных пионеров 1925 года, Циркуляры Сиббюро ЦК и Губкома РКСМ по работе в пионерских отрядах.

  1. Становление пионерской  организации на территории Новониколаевска.

Работа в архиве очень кропотлива, но и в то же время очень интересна. Можно узнать много нового, углубить свои знания. Я долго думала над тем, какую же мне выбрать тему для мини – исследования, потому что мне хочется узнать многое.  Но все же свой выбор я остановила на пионерском движении. В рамках изучения данной темы мной были просмотрены протоколы заседаний, отчеты пионервожатых, директивные письма, циркуляры, относящиеся к определенным временным рамкам, а именно с 1923 по 1954 годы. Но я остановилась на периоде образования и начале развития пионерских организаций района. Проанализировав данные дела, можно выявит тот факт, что пионерские организации, как организованное детское движение имело свое начало в Новониколаевске, а затем стало распространяться в деревни. Об этом нам свидетельствует «Доклад Новониколаевска»: «Отряды юных пионеров в г. Н – Николаевске начали зарождаться в конце Апреля мес.с . г. началом организации является школа инструкторов из 10 комсомольцев, часть которых была прислана из уездов. По окончании курса школа была ликвидирована, а выпущенные инструктора частью распределены по городу, часть же, возвратясь в свои уезды, приступила к организации отрядов. Райкомы г. Новониколаевска, получив задание от Губкома РКСМ вербовать ребят в отряды юных пионеров, задачу эту выполнили и имеющиеся в распоряжении Губкома инструктора – вожатые были прикреплены к звеньям. (20-Y 23 г.)  С этого числа и начинается работа в отрядах. Раннее были попытки привлечения скаутов к пионер – работе безрезультатно ввиду их несогласия с программой».[1] Из данного дела прослеживается тот факт, что детское движение до 1923 года в Новониколаевске было скаутским, то есть не имело четкой организации, и не было подвластно правительству. Общественно-политическая деятельность  была направлена на создание у советских детей и подростков внутреннего идеологического стержня, стремления расти и совершенствоваться. Пионерская организация должна была учить детей жизни в социалистическом обществе, способам сосуществования со сверстниками. И поэтому 19 мая 1922  II-я всероссийская  конференция  комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. И мы видим, что с апреля 1923 года в Новониколаевске была создана первая пионерская организация. Это нам доказывает Приказ по 1му отряду юных пионеров имени т. Ленина г. Н – Николаевск от 22 июня 1923 г. «С сего числа сформирован I отряд юных пионеров имени т. Ленина».[2] Но для того, чтобы создать организацию, необходимо было привлечь молодое поколение и объяснить суть создания пионерии. Начинается «вербовка» сначала школьников, а затем те в свою очередь должны были привлечь неорганизованных ребят. Меня сначала удивил этот факт «вербовки», не понятна была цель. Но когда я исследовала письмо И. Семенова «Юный пионер», то пришла к выводу, что комсомолу необходимы были приемники, которых  воспитывали в духе социализма. Приемники, которые продолжат дело «старых партийцев». «Переживание эпохи обостренной гигантской борьбы за классовые интересы порождают необходимость замене ее участников новыми, свежими и вполне подготовленными силами, а это возможно при  наличии хорошего резерва, откуда черпались бы силы. Дети, наше будущее – вот лозунг выброшенный старыми партийцами. И сила этого лозунга теперь еще сильней укрепилась необходимость сковывать кадры новых борцов за дело Революции.

Отсюда наша первоочередная задача – детское движение и осторожный твердый подход к психологии ребенка. А это возможно лишь по средством организованности и сплоченности детского возраста. Тогда воспитание в духе классового самосознания  и подготовленности к участию в борьбе за интересы трудящихся, будет за нами.

Все это тесно связывается с задачами всестороннего развития детской натуры, ума и характера ребенка – будущего борца.

 Основой, целей детского воспитания,  должно являться возможность развития детям принципов: 1) социального сожительства  2)общественного труда  3) стремление к классовому идеалу   4) активное участие в борьбе за этот идеал   5) стремление к знанию».[3] Изучив данный документ, я предполагаю, что это и было главной целью создания пионерской организации, а именно подготовит молодежь как резерв, в случае революционного движения в борьбе за классовые интересы, а именно за трудящихся. Акцент делался на то, чтобы втянуть школьников в общественно – политическую жизнь страны, установив связь школьников с комсомольской партией. «15 октября начнутся школьные занятия. Задача наших организаций зиму будет работать в школе. Мы должны втянуть школьников в общественно – политическую работу, наша организация должна внести в жизнь школы общественно – политическое влияние, должны втянуть детей в общественную жизнь, связать жизнь детей с политической жизнью Республики, установить связь через пионеров с Комсомольской партией и всего рабочего класса.

Пионеры – учащиеся в школах должны быть руководителями всех общественно – политических начинаний в школе, должно натягивать и вести собой остальных школьников».[4] 

Нам доказывают необходимость пионерских организаций, важность их роли во время становления советской власти. О чем я пришла к выводу, изучив Протокол № 2 «О совещании вожатых отрядов юных пионеров»: «Если мы будем брать быт наших школьников в старое время, то увидим, что из ребят старались сделать рабов не больше не меньше сейчас же товарищи как мы видим положение вещей изменилось нашим детям представляется полное право работать, а точно также организовывать всевозможные кружки самоуправления,  вот здесь перед каждым пионером в отдельности стоит вопрос об организации всей детворы вокруг этих кружков и втягивать её в активную работу отряда, а отсюда сам пионер привыкает быть организатором ибо его задача сплотить всех в одну семью…».[5]

Но не только в городе образовывались пионерские организации. Поскольку комсомолу необходимы были сподвижники и единомышленники, то их надо было вырастить и не только из среды городского населения, но и из сельского населения. Пионерия стала распространяться и в уезды.

  1. Становление пионерской  организации на территории Коченёвского района.

Мы рассмотрели причины и процесс появления  пионерских организаций в г. Новониколаевске,а также выявили  цель и необходимость существования пионерии.  Начиная с 1925 года, образование пионерских организаций начинается и в районах. Хотя можно сказать, что зачатки этого движения уже были в деревнях, но только очень слабые. Начинается рост пионерских организаций в районе, улучшается их работа по привлечению школьников в пионеры, в общественно – политическую жизнь. Это можно проследить, изучая письмо председателя Сиббюро ЮП Степанова. «Всем Губкомам РЛКСМ Сибири. Пионерское движение перекидывается и в деревню. Рост пионерских организаций продвигается вперед.

Но достижения в этой области далеко недостаточны, количество пионер – отрядов в деревне незначительно. И, кроме того, созданные в деревнях отряды в отношении состояния их работы находятся на очень низком уровне. Нет организованной оформленности отрядов, нет достаточно сильных руководителей, острейший недостаток пособий к работе и недостаток внимания к отрядам со стороны партийных  и общественных организаций деревни.

Всё это является причиной того, что пионерские отряды в деревнях работу свою ведут из рук вон плохо, зачастую занимаются только военными маршировками и т.д.»[6] Можно увидеть тот факт, что деревня не была готова к появлению пионерских организаций. Ведь не даром же говорится о том, что не было сильных руководителей, партии и общественные организации не особо обращали внимания на молодую пионерскую организацию. Может быть потому, что не видели в ней необходимость, перспективу развития.

Постепенно, начиная с 1925 года, начинается рост пионерских организаций в Коченёвском районе. О чем свидетельствует Протокол № 2 совещания вожатых отрядов юных пионеров от 22 декабря 1925 г. « …Наблюдается большой рост пионеров и здесь перед партией и комсомолом становится вопрос это направить активность и рост в правильное русло необходимо приблизить пионеров  к общественно – практической работе, а также пионерам необходимо отказаться от своей замкнутость как это было и наблюдалось, а повести работу среди неорганизованных ребят путем приглашения их на свои отрядные сборы устраивая с ними совместные собрания, а также игры, беседы, песни и только при правильной подготовке работы ЮП среди неорганизованных ребят мы сумеем увеличить свои пионерские отряды».[7] Конечно, из протокола видно, что пионерские организации начинают набирать силу и пионеров стало больше появляться, но тем не менее в пионерские организации Коченёвского района  были не многочисленны. И поэтому ставилась задача перед партией и комсомолом приблизить пионеров  к общественно – практической работе и привлечь неорганизованных ребят. Задачи ставились большие, но были и трудности. Можно сказать, что не хватало опытных кадров, в которых сильно было бы «комсомольское ядро».

«…В связи с тем, что в данный момент наблюдается большой рост пионеров, а поэтому перед партией и комсомолом встает вопрос это руководство и помощь таковым. Задача ВЛКСМ и РКП (б)  это подбирать более сильных товарищей для проведения бесед в помощь вожатому, а также и в разъяснении целей и задач пионерорганизации среди населения. Практическая работа партии и комсомола может быть хотя бы в том, что подбирать вожатых, а также подыскивать соответствующих товарищей к проведению бесед. Для большего руководства со стороны ячеек РКП (б) и РЛКСМ необходимо выделять кадр работников и заслушивать от них а также и самого вожатого периодические отчеты с проделанной ими работы и давать по ним практические указания. Далее товарищи, что неблагополучно в нашей работе это то, что слишком мало комсомольского ядра в отряде через которое бы мы могли проводить своё комсомольское влияние на пионеров, нам в этой области нужно будет заняться подготовкой более выдержанных дисциплинированных ребят и сестиматической передачей их в комсомол, а не так как это было раньше всегда передачу пионеров приурочивали к торжественным праздникам».[8] Проанализировав данные дела, можно сделать вывод о том, что трудности с формированием пионерских организаций в Коченёвском районе было больше, нежели в Новониколаевске. Не готова была «деревня» к появлению и тем более развитию пионерии, не хватало опытных кадров, недостаток пособий для вожатых, низкий уровень работы появившихся отрядов, не достаток внимания со стороны партии и общественных организаций.

  1. Работа пионервожатых и пионерской организации в Коченёвском районе 1923-1954 гг.

Очень много в документах говорилось о работе пионервожатых. Сразу видно, что быть пионервожатым не легкая работа, да ещё  возлагались определенные требования. Можно сказать, что шёл жёсткий отбор вожатых и выбирались лучшие. Тем не менее, не только требовали от вожатых, но еще и беспокоились о их материальном положении. Это четко прослеживается в «Памятке для отъезжающих уполномоченных Коченёвского Райкома ВЛКСМ по проверке состава вожатых пионерских отрядов». «Проверить знание и любовь пионерской работы вожатым. Проверить отношение комсомольской и партийной организации к вожатому ( чуткость, забота, помощь вожатому). Узнать в беседе от вожатого, чем бы он хотел заняться летом. На каждого вожатого представить характеристику. Проверить материальное положение и быт вожатого (квартиру, баню, что вожатый носит, чистота одежды, имеет ли зубной порошок, щетку и т.д.). Как вожатый повышает общеобразовательный уровень. Как посещает политучебу. Знает прорабатываемый материал. Какие выписывает газеты, журналы, какие купил художественные книги, как всё это читает и усваивает. Ходит ли в кино, клуб, какие кинокартины и пьесы смотрел и что ему больше всего понравилось».[9]

Первые пионерские организации Коченёвского района мало занимались общественно – политической и просветительской работой. Об этом было уже упомянуто в моей работе выше. В основном первые пионерорганизации занимались «военной маршировкой». Если прослеживать динамику развития пионерских организаций, то можно увидеть, что меняется образ действия организации. Пионеры стали помогать в ликвидации безграмотности, привлекались к общественно – политическим работам. «Уборочная компания: произведено отрядами: сбор колосьев, уборка школьного огорода.

Перевыборы Сельсоветов: вручение повесток избирателям, организация детских комнат, уборка, украшение помещения, писание лозунгов и т.д. Хорошо работали пионеры колхоза «Бунькова»  Катковского сельсовета, Поваренский, Чиковский, Прокудский, Ермиловский и др. Ликвидация неграмотности: из среды учащихся старших классов, занимаются с малограмотными…».[10]

Конечно нужно отметить , что детей поощряли за их труд. Учащиеся школ Коченёвского района вели активный образ жизни,  помогали совхозам района в выращивании и получении высоких урожаев овощных и злаковых культур. Их награждали «Почетными листами РК ВЛКСМ. А также за активное участие в заготовке кормов и уборке урожая».[11]

Также награждали грамотами ОБКОМА ВЛКСМ  за отличную учебу и активное участие в работе пионерской организации В.И. Ленина пионеров школ района. Об этом говорится в «Постановление Новосибирского ОБКОМа ВЛКСМ от 4 июня 1954 г. О награждении почетными грамотами ОБКОМа ВЛКСМ учащихся школ Коченёвского района».[12]

Теперь мы рассмотрим, чем же еще занимались дети в пионерской организации. Это можно проследить, исследовав отчеты старших пионервожатых о работе пионерских дружин. По отчетам прослеживается, что в пионерских организациях решались организационные вопросы (оформление пионерских уголков, подготовка к сбору отрядов, подготовка ко дню выборов в Верховный Совет СССР), занимались политико – воспитательной работой (проводили сборы на тему успеваемости, о дружбе и товариществе, «Москва – столица СССР и т.д.), изучали структуру пионерской организации и разбирали вопросы улучшения в работе пионерских отрядов, занимались культурно – массовой работой (читали газеты «Пионерская правда» и «Большевистская смена», читали книги, разучивали танцы, разыгрывали пьесы), пионеры оказывали  агитаторам большую помощь. Они помогали агитаторам, оповещали избирателей, оставались дома с маленькими детьми.[13] Кроме этого, пионеры во время зимних каникул организовывали коллективный выезд в Новосибирск, где они могли ознакомиться с театрами города, посмотреть представление. «Все пионеры включались в соц. Соревнование «Школьники в помощь сельскому хозяйству». Взят опытный участок для посадки картофеля. Одно из пионерских звеньев взяло шефство над семьей инвалида, приемная дочь которого учится в школе. Произведена переборка картофеля из ямы, оказана помощь в её посадке. Силами пионеров совместно  с рядовыми школьниками, была произведена посадка деревьев вокруг школы»[14]. Дети не только учились и трудились, но и отдыхали, так как для них организовывались оздоровительные площадки на лето. « Меню на питание и режим дня составлялись совместно с райзравом и р-оно. Питание дети были обеспечены полностью, согласно установок райкома ВЛКСМ. Для развлечения и физкультуры на площадках было следующее: волейбольная площадка, турник, городки, кегли, площадка для бега, шашки, домино и т.д. каждая площадка находилась в помещении школы, где был ночлег ребят и близкое купание.  Все ребята на площадках находились под руководством лучших комсомольцев работников педагогического и медицинского мастерства».[15] Изучив данные дела, я предположила, что семья в системе воспитания уходила далеко назад, а приоритетным была, конечно же, пионерская организация, которая и воспитывала детей, будущее комсомола.

Конечно, нужно отметить, что дисциплина была жёсткая, как отмечают очевидцы: «Дисциплина раньше была. Боялись сказать против. Устанешь, а все равно идешь и работаешь на поле совхозном. Да и самому хочется, чтобы тебя похвалили. Это же важно было. Трудились то за идею. Были, конечно, случаи, что и провинишься (опоздал, не выучил и т.д.), так как отчитают на школьной линейке, что задумаешься совершать ли еще проступки. А страшнее всего, когда выгоняли из пионерской организации. Смерти подобно. Помню, помню это время…»[16]

Действительно, трудились раньше за идею. «Мы пионеры, к борьбе за дело Ленина – Сталина, всегда готовы.- пионеры Коченёвского района».[17]

III. Заключение.

Конечно работа в архиве очень интересная. Много у меня было вариантов тем для мини – исследования, но я выбрала именно «Историю пионерских организаций Коченёвского района 1923-1954 гг». Тема очень интересная. Мне особенно интересно то, что касается моей малой Родины. На этом я не хочу останавливаться, поскольку поставила своей задачей углубить и расширить данную тему в будущем.

Целью своей  работы я ставила  выявление фактов образования пионерского движения в Коченёвском районе,  комплексное изучении пионерского движения района, анализ его формирования и деятельности

Также мой были поставлены  следующие задачи: 1) выяснить, когда появились первые пионерские организации в Новониколаевске, а затем и в  районе; 2) проследить динамику развития пионерских организаций в первые годы их становления по отчетам и статистическим данным; 3) выявить суть создания пионерских организаций и их деятельность на территории Коченёвского района. Для того, чтобы решить поставленные цели и задачи, я проанализировала следующие фонды:  № 224, № 191, № 188, которые располагаются в Государственном архиве Новосибирской области. Выяснила, что в архиве хранится документация о пионерском движении  в Коченёвском районе с 1923 по 1954 годы. В рамках своей  работы детальному рассмотрению были подвергнуты два фонда – это фонд № 224 и фонд № 191, фонд № 188 был рассмотрен как дополнительная информация. Мной  были исследованы все перечисленные дела, поскольку, на мой взгляд, они отражают основные моменты формирования и развития пионерской организации в данном районе. Для моей работы я использовала следующие архивные дела данных фондов: Статистические отчеты о численном составе пионерских организаций с 1923 по 1954 годы, Отчеты старших пионервожатых о работе пионерских дружин, Директивное письмо ЦК ВЛКСМ об оздоровительной компании детей, Материалы о работе пионерских организаций Коченёвского райкома ВЛКСМ, Протокол совещания вожатых отрядов юных пионеров 1925 года, Циркуляры Сиббюро ЦК и Губкома РКСМ по работе в пионерских отрядах.

Таким образом, проанализировав все данные дела, я пришла к следующим суждениям: первые пионерские организации (именно организованное детское движение) появились в городе Новониколаевске в апреле 1923года. Сначала это были не многочисленные организации, а точнее сказать отряды, которые со временем начинают развиваться. Эти организации имели свою программу. Вожатых выбирали из числа комсомольцев и специально обучали. Затем пионерские отряды, а затем и организации стали распространяться и в деревни. К сожалению, они были очень слабы, мало было обученных людей, не хватало пособий для работы, да и партия, видимо не особо была заинтересована в распространении пионерского движения в районе, общественные организации то же не особо сильно помогали. Тем не менее, можно проследить рост пионерских организаций в районе с 1925 года. Я считаю, что благодаря пионерским организациям дети стали более дисциплинированны, ответственны, трудолюбивее. Стала повышаться грамотность в районе. Дети трудились за идею, а не за деньги, как в современном обществе. Пионеры помогали совхозам, брали шефство над нуждающейся семьей, активны были в общественно – политической деятельности. Но не только они трудились, ещё и отдыхали. Примером тому служат оздоровительные летние лагеря. Кроме того, они еще и культурно развивались. Читали книги («Повесть о сыне», «Четвертая высота», «Повесть о настоящем человеке», «Володя Ульянов», «Молодая гвардия», Павлик Морозов» и др.), затем обсуждали их. Разыгрывали сценки. Посещали театры. Организовывали кружки, например, Драмкружок, Хореографический кружок и др. Пионерия внесла серьезный отпечаток в сознания людей, идея и стремления к идеалу, знаниям стали приоритетом.       

«За Родину, добро и справедливость – Будь готов!»  - пионер отвечает:

 «Всегда готов!».

Список источников:

  1. Статистические отчеты о численном составе пионерских организаций с 1923 по 1954 годы,
  2. Отчеты старших пионервожатых о работе пионерских дружин,
  3. Директивное письмо ЦК ВЛКСМ об оздоровительной компании детей,  
  4. Материалы о работе пионерских организаций Коченёвского райкома ВЛКСМ,
  5. Протокол совещания вожатых отрядов юных пионеров 1925 года,
  6. Циркуляры Сиббюро ЦК и Губкома РКСМ по работе в пионерских отрядах.

Приложение.

  1. ГАНО.  Ф.П.-191. Оп. 1. Д. 131. Л. 21. «Доклад Новониколаевска»
  2. ГАНО.  Ф.П. – 191. Оп. 1. Д. 131. Л.  2 «Приказ по 1му отряду юных пионеров имени т. Ленина г. Н-Николаевска от 22 июня 1923 г.»
  3. ГАНО.  Ф.П. – 191. Оп. 1. Д. 131. Л. 5
  4. ГАНО.  Ф.П. – 191. Оп. 1. Д. 217. Л.25 «Всем вожатым юных пионеров Н-Николаевского уезда
  5. ГАНО.  Ф.П – 224. Оп. 1. Д. 6. Л. 3 «О работе пионеротряда в школе»
  6. ГАНО.  Ф.П. – 191. Оп. 1  Д. 217  Л. 29 «Всем Губкомам РЛКСМ Сибири» от 1925 г.
  7. ГАНО.  Ф.П. – 224. Оп. 1. Д. 6. Л. 1 «Протокол № 2»
  8. ГАНО.  Ф.П.-224. Оп. 1. Д. 6.  Л.3 «Протокол №2»
  9. ГАНО.  Ф.П. – 224. Оп.1. Д.22. Л.7 «Материалы о работе пионерских организаций района»
  10. ГАНО.  Ф.П. – 224. Оп.1. Д.17. Л.1-2 «Отчёт о работе пионерской организации Коченёвского Райкома ВЛКСМ за период с1го сентября по 1е декабря 1934 г.»
  11. ГАНО.  Ф.П. – 224. Оп. 1. Д. 234. Л. 27 « Выписка из протокола № 20 от 29 сентября 1954 года»
  12. ГАНО.  Ф.П. – 224. Оп. 1. Д. 234. Л. 28
  13. ГАНО.  Ф.П. – 224. Оп. 1. Д. 176. Л. 63 «Отчеты старших пионервожатых о работе пионерских дружин» 1950 г.
  14. ГАНО.  Ф.П. 224. Оп. 1. Д. 129. Л. 7 «Отчет пионервожатых…»
  15. ГАНО.  Ф.П. – 224. Оп. 1. Д. 27. Л.10. «Директивное письмо ЦК ВЛКСМ об оздоровительной компании детей…»
  16. Из воспоминания жительницы Коченёвского района, д.Ермиловка.
  17. ГАНО.  Ф.П. – 224. Оп.1. Д. 22. Л.2 «Письмо Н.К. Крупской от пионерского отряда им. Ленина при Коченёвской комсомольской организации.

Вариант введения архивных материалов в школьную практику.

Архивные материалы в школьной практике можно использовать в двух направлениях»: 1) в учебной деятельности при изучении истории (если брать данную тему, то её можно включить в тему «Общественная жизнь Сибири» или в теме «Установление власти большевиков»).  Можно так же использовать материал в рамках программы работы с одаренными детьми провести исследовательскую работу на тему «Общественное движение: пионерия и современные субкультуры» , провести в рамках курса краеведения.  Целью такой формы деятельности является формирование у учащихся навыков и приемов работы с информацией, а также её отбор. Для этого необходимо провести в архиве ГАНО: выявление необходимого материала, вычленение особо важного в рамках темы, систематизация полученной информации. Данное исследование можно оформить также в виде электронной презентации. Можно сделать выставку  «Я – пионер», где используются  материалы из архива и приурочить к празднованию Дня пионерии».  

2) во внеклассной работе. Например, 19 мая наша школа отмечает «День пионерии», где проводятся классные часы по данной тематике, а затем проводится игра «Зарница» и завершением становиться сбор отряда вокруг большого пионерского костра. Особенно нравиться детям беседа с бывшими пионервожатыми или просто с пионерами нашего поселка.


[1] ГАНО. Ф.П.-191. Оп. 1. Д. 131. Л. 21. «Доклад Новониколаевска»

[2] ГАНО Ф.П. – 191. Оп. 1. Д. 131. Л. 2 «Приказ по 1му отряду юных пионеров имени т. Ленина г. Н-Николаевска от 22 июня 1923 г.»

[3] ГАНО. Ф.П. – 191. Оп. 1. Д. 131. Л. 5

[4] ГАНО. Ф.П. – 191. Оп. 1. Д. 217. Л.25 «Всем вожатым юных пионеров Н-Николаевского уезда»

[5] ГАНО. Ф.П – 224. Оп. 1. Д. 6. Л. 3 «О работе пионеротряда в школе»

[6] ГАНО. Ф.П. – 191. Оп. 1  Д. 217  Л. 29 «Всем Губкомам РЛКСМ Сибири» от 1925 г.

[7] ГАНО. Ф.П. – 224. Оп. 1. Д. 6. Л. 1 «Протокол № 2»

[8] ГАНО. Ф.П.-224. Оп. 1. Д. 6.  Л.3 «Протокол №2»

[9] ГАНО. Ф.П. – 224. Оп.1. Д.22. Л.7 «Материалы о работе пионерских организаций района»

[10] ГАНО. Ф.П. – 224. Оп.1. Д.17. Л.1-2 «Отчёт о работе пионерской организации Коченёвского Райкома ВЛКСМ за период с1го сентября по 1е декабря 1934 г.»

[11] ГАНО. Ф.П. – 224. Оп. 1. Д. 234. Л. 27 « Выписка из протокола № 20 от 29 сентября 1954 года»

[12] ГАНО. Ф.П. – 224. Оп. 1. Д. 234. Л. 28

[13] ГАНО. Ф.П. – 224. Оп. 1. Д. 176. Л. 63 «Отчеты старших пионервожатых о работе пионерских дружин» 1950 г.

[14] ГАНО. Ф.П. 224. Оп. 1. Д. 129. Л. 7 «Отчет пионервожатых…»

[15] ГАНО. Ф.П. – 224. Оп. 1. Д. 27. Л.10. «Директивное письмо ЦК ВЛКСМ об оздоровительной компании детей…»

[16] Из воспоминания жительницы Коченевского района, д.Ермиловка.

[17]ГАНО. Ф.П. – 224. Оп.1. Д. 22. Л.2 «Письмо Н.К. Крупской от пионерского отряда им. Ленина при Коченевской комсомольской организации.