8 Раздел:Моя работа по наставничеству. с 2007-по 2023гг

Демахина Лариса Сергеевна

Демахина Лариса Сергеевна,

 воспитатель,

                                

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 25 г.Лениногорска»

Муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»

Республики Татарстан                                                                                                             

                                                                                                гЛениногорск

 

 

                                                  Наставничество,
                            как форма методической работы с воспитателями ДОУ.

 

     Уже почти 5 лет,  я являюсь наставником молодых воспитателей, только начинающих свой педагогический путь. Я хочу рассказать о нашей работе в детском саду по наставничеству.

Наставничество – форма профессионального становления и воспитания молодых педагогических работников под наблюдением наставника, направленная на совершенствование качества персональной подготовки и практических навыков, надлежащее выполнение профессиональных функций, адаптацию в трудовом коллективе.

    Вместе с заведующим детского сада и старшим воспитателем мы разработали документы, регламентирующие деятельность наставничества и определили цель работы.

  Работа по наставничеству делится на 3 этапа:

1 этап - диагностический или организационный. Наставник  изучает профессиональные умения педагога. Собирается пакет документов по наставничеству и составляется план работы. В этот период выявляются затруднения в работе. Наставник оказывает помощь педагогу, составляют совместно планы, также  идет совместная подготовка материалов для работы. На 2 этапе  наставники используют следующие методы и формы работы: консультации, беседы, изучение методической литературы, взаимопосещения НОД, коллективные просмотры педагогического процесса, дискуссии, круглые столы.На  этом этапе  наставник помогает выстроить  собственную программу педагога самосовершенствования, план самообразования. Здесь же наставником, в зависимости от цели, определяется форма методической работы:  семинары, педсовет, конкурсы; индивидуальные (самообразование, аттестация, обобщение передового педагогического опыта). Для оказания помощи педагогам в повышении профессиональной компетентности наставник составляет план сотрудничества с ним.

План даёт возможность:

– повышать профессиональный уровень педагога с учётом его потребностей, затруднений, достижений;

– на основе выявленных потенциальных возможностей педагога целенаправленно планировать методическую работу;

– развивать творческий потенциал педагогов, мотивировать их участие в инновационной деятельности;

– повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;

– создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию педагога.

  3 этап - это аналитический. Это самосовершенствование и саморазвитие молодого педагога, повышение его квалификации(на протяжении 5лет). 
      Наставник в этот период выполняет роль подсказчика, советчика, а так же cвоими действиями, идеями и творчеством мотивирует наставляемых на участие в инновационной деятельности, конкурсном движении, готовит к скорой предстоящей аттестации. На этом этапе молодой воспитатель готов к созданию своего портфолио, куда вносятся педагогические находки, достижения и т.д. Это даёт возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого воспитателя в процессе наставническойдеятельности.
         Портфолио может быть использовано как форма полного и разностороннего представления молодого специалиста к аттестации.

  В  последнее время в работе с молодыми педагогами, мы используем  такую форму повышения педагогической компетентности как коучинг, который выступает в качестве мощного средства, способствующего как личностному, так и коммуникативному развитию педагогов.

Коучинг - есть раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности.  Коучинг  означает – тренировать, наставлять, воодушевлять. В данной форме Коуч, наставник, опирается на возможности самого педагога, подводит его к самостоятельным выводам.

 В нашей работе есть главное условие - это обязательная взаимосвязь наставников, начинающего педагога, старшего воспитателя и заведующей. Совместная работа способствует поддержанию высокой степени мотивации. В этом сильном звене педагог обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег.

 К каждому молодому педагогу закрепляем наставника. Наставники назначаются заведующим  на установочном Педагогическом совете.   Определяем требования и цели, которые должны предъявляться к работе педагога-наставника. Но для того чтобы наставник мог реально соблюдать их, необходимо выяснить, какими же качественными характеристиками он должен обладать.

Он должен быть:

- компетентным и иметь достаточный опыт работы с детьми;

- знать особенности своего образовательного учреждения, характер межличностных отношений, существующих в педагогическом коллективе;

- наставником должен быть  человек, пользующийся доверием  коллег по работе;

- уметь эффективно организовывать общение, понимать другого человека, принимать чужие позиции, ценить чужие чувства;

- иметь способность нестандартно, творчески организовывать процесс наставнической поддержки, предоставлять молодому педагогу простор для самостоятельной деятельности.

Целью наставничества и  наставников мы считаем:
- помочь молодым педагогам в адаптации к коллективу коллег,  детей, родителей;

-  повысить их квалификацию, уровень их профессиональных знаний и умений;

-  научить их выходить из сложных ситуаций;

- развить в них уверенность в собственных силах и укрепить их в правильности решения в выборе профессии воспитателя детского сада.

 Каждый наставник разработал свой план и поставил свои задачи.

В моей работе, как наставника, я ставлю следующие задачи:
1.Обеспечить теоретической, психологической, методической поддержкой молодых воспитателей. 
2. Оказать методическую и практическую помощь молодому воспитателю в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности.
3. Передать опыт в проведении  открытых занятий для воспитателей для передачи опыта работы с применением различных технологий, в том числе технологий работы с родителями.
4. Изучение и использование  приемов здоровьесберегающих технологий во время НОД и в других режимных моментах.
5. Проведение  работы молодых воспитателей во всех направлениях воспитательной и образовательной деятельности. 

 Подводя итоги, можно отметить, что работа с воспитателями помогает мне и другим наставникам  согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции, укрепляет дружеские связи с коллегами, делает меня  и моих коллег владельцем секретов мастерства и накопленного опыта педагогами нашего дошкольного учреждения.
Мои коллеги, начинающие воспитатели,  в свою очередь привносят в мои профессиональные знания свои новые взгляды на воспитание и развитие детей, а также стимулируют меня к повышению уровня педагогической компетентности.

 

 

 

Список литературы.

 

1. Баранова С. В. Основные положения духовно-нравственного наставничества; Новая реальность - Москва, 2011. - 176 c.
2. Вагин И.О. Наставничество; Студия АРДИС - Москва, 2014.
3. Максвелл Джон Наставничество 101; Попурри - Мн., 2009. - 160 c.
4. Савочка Филипп Воспитание лидера. Наставничество-3; Киев - Москва, 2003.
5. Савочка Филипп От новообращенного к победителю. Наставничество II; - Л., 2000. - 112 c.

 

 

 

 

Телефон для справок: 89869062662

Демахина Лариса Сергеевна-   воспитатель МБДОУ № 25,г.Лениногорска.