9.Раздел: Республиканский конкурс «Педагогическое мастерство без границ». Номинация: «Наставничество в ДОУ».2023год.

Демахина Лариса Сергеевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

          «Детский сад общеразвивающего вида № 25 г. Лениногорска»

Муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»  

                                     Республики Татарстан                                            

        

       

                                 

Республиканский конкурс «Педагогическое мастерство без границ».

Номинация: «Наставничество в ДОУ».

Ф.И.О. автора: Демахина Лариса Сергеевна.

Место работы:Татарстан, г. Лениногорск, МБДОУ № 25.

Должность: воспитатель.

                                 

                ЭССЕ. «Наставничество в ДОУ».

ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ,

                               ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

                          1. ВСТУПЛЕНИЕ:

1. Мой девиз.

2. Личная карточка педагога-наставника.

3. Мои наставники-настоящие профессионалы.

4. Высказывания, которые помогают мне в работе.

5. Книги, которые сформировали мой внутренний мир.

                      2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

1. Наставничество в ДОУ.

   Наставничество, как форма методической   работы с    

   воспитателями ДОУ.

2. Этапы моей работы.

3. Форма педагогической компетенции-коучинг.

4. Условия в моей работе.

5. Цель моего наставничества.

6. Мои задачи в работе.

7. Описание своего опыта работы за последние три года.

    Анализ проблем и пути их преодоления.

                    3.Заключительная часть:

1. Выводы и итоги.

2. Мои достижения в наставничестве.

                 4.ПРИЛОЖЕНИЯ.

1. Диагностический инструментарий. Анкеты .

2. Публикации на сайте.

3. Презентационные материалы.

4. Фотографии.

5. Ссылки на видеоматериалы, сайты.

6. Сертификаты , грамоты , справки .

                               

                    ЭССЕ. «Наставничество в ДОУ».

         

               

                                 1.ВСТУПЛЕНИЕ.

1. Мой девиз: «Профессию свою я очень люблю. Ведь здесь сердце детям свое отдаю!»

2. Личная карточка педагога-наставника.

-Ф,И,О. Демахина Лариса Сергеевна.

-Дата рождения:23 февраля 1974 года. 

-Профессия: воспитатель .

-Электронная почта: lara2009777@yandex.ru.

-Профессиональные интересы: математика, рисование.

-Увлечения: вязание.

-Страна: Россия.

-Регион: Республика Татарстан.

-Населенный пункт: г. Лениногорск.

-Место работы: МБДОУ № 25.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего  вида №25»

г. Лениногорска Лениногорского муниципального района

Республики Татарстан.

-Звание, ученая степень: 1 квалификационная категория.

-Образование высшее, 2006 год, Казанский социально-юридический институт, квалификация по диплому «педагог-психолог» по специальности «Педагогика и психология». Диплом № ВСГ 0511535,  выдан 17 мая  2006 года;

-Среднее – специальное профессиональное образование,  1993 год, Бугульминское педагогическое училище, специальность  «Дошкольное воспитание»»,  квалификация по диплому «воспитатель в дошкольных учреждениях»;

- стаж педагогической работы (по специальности)  30 лет;

- в данной должности  30 лет;

-Имею следующие награды: Грамоту Управления образования города Лениногорска за достигнутые результаты в воспитании и обучении подрастающего поколения, многолетний плодотворный труд , г. Лениногорск, 2020 г.

-Педагогом –наставником являюсь 16 лет.

3.Мои наставники-настоящие профессионалы.

        Для меня профессия воспитатель, не случайная прихоть, а осознанный выбор. После окончания школы я очень хотела работать с детьми. Свой трудовой путь я начала в детском саду в качестве воспитателя в 1993 году.

       Я стала воспитателем, и ни грамма не жалею об этом! Но впервые приступив к работе с  детьми, которых доверили мне, с волнением думала, что всё получится. Я позитивный и коммуникабельный человек, поэтому настраивала себя на лучшее.

      Каждый из нас начиная какое-то важное дело, нуждается в советах более опытных людей. В начале моей педагогической деятельности было непросто, но мне чрезвычайно повезло. Моим наставником стал настоящий профессионал, воспитатель от Бога ,которая была моей воспитательницей - это Поленова Тамара Васильевна. Я восхищалась ею, уже в раннем детстве, как она умела организовать свою деятельность, как легко справлялась с оравой шумных малышей и в каждом ребенке видела личность.

     Также свою роль наставника, сыграла моя мама Иванова Маргарита Ильинична, которая проработала всю жизнь в школе №6, города Лениногорска. С глубокими знаниями своего дела, она помогла мне влиться в педагогический коллектив уже с раннего детства, грамотно осуществлять работу с воспитанниками, когда я стала уже работать.

     В моменты неудач, когда опускались руки, именно она поддерживала добрым словом, помогала мне «собрать волю в кулак» и идти дальше.

    Я благодарна судьбе, что именно в моей семье есть Династье педагогов. Это моя мама,бабушка,сестра.

    Сейчас я успешный, целеустремленный педагог, который стремится узнать еще больше новых методик, технологий и воплотить их на практике.

    Каждый день, приходя на работу,  я радуюсь своим воспитанникам, которые спешат поделится своими радостями и огорчениями, победами и неудачами. Вместе с детьми я не перестаю удивляться новым открытиям и достижениям.  Вместе с ними, я вижу мир другими глазами и учусь у современных  детей идти в ногу со временем.

   Сегодня я уже наставник.  И  наставником являюсь уже почти 16 лет. И в памяти всплывает образ педагога, который помог  в становлении моей педагогической деятельности. Я хочу  быть похожа на него, а это значит, что, во – первых, должна начать работу с себя, а именно проанализировать, а что я могу дать своему подопечному, выяснить, а в какой помощи или поддержки нуждается молодой педагог. Во- вторых, я, как наставник, должна обеспечить максимальные благоприятные условия, которые бы позволили моей коллеге лучше узнать себя и воспитанников, осознать цели педагогического пути и стать ответственным за их осуществление. В третьих, соединить цепочку доверительных отношений между мной (наставником), молодым воспитателем, родителями и нашими детьми.

     Видя результат своей работы: эмоции детей, отзывы благодарных родителей, благоприятную обстановку в коллективе я поняла, что не напрасно я посвятила себя профессии  педагога. Это мой выбор! Это мой путь!

     И хочется верить, что делясь опытом с коллегами, посвящая себя любимому делу,  вкладывая частицу своей души в сердца  каждого ребенка, я делаю этот мир добрее и лучше.

И  смело могу сказать: «Я ПЕДАГОГ -  СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК!»

4.Высказывания,которые помогают мне в работе.

  «Воспитателем, как и художником, нужно родиться» - писал Ф.В. Вебер.

 "Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство."-В.А.Сухомлинский.

"Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних."-Сократ.,Ф.Б.Вебер

       С чего же начинается профессия? Быть может, она начинается с мечты, способной увлечь за собой, с плана, придуманного однажды на годы, с едва ощутимого стремления двигаться вперёд и быть кем-то? В моём случае, мечта, любовь к детям продиктовала мне выбор этой профессии. Сократ писал: «Не профессия выбирает человека, а человек профессию». Но эту профессию не выбирают, выбирает скорей всего она сама. Меня она тоже выбрала. Случайных людей в профессии воспитателя быть не должно. Некоторые быстро уходят с этой профессии, поняв, что воспитатель - не их призвание. Воспитатель – это огромный труд. Именно от воспитателя зависит, каким малыш увидит мир: светлым, радостным или жестоким. Настоящие воспитатели, для кого это и жизнь, и призвание, с радостью отдают свою любовь и своё сердце детям. Они не мыслят свою жизнь без этого. Я думаю, что призвание нужно заслужить своим трудом, талантом, желанием постоянно совершенствоваться, меняться, творить, потому что жизнь детского сада не может существовать без творчества. Потребность современной образовательной системы подталкивают меня к новым творческим замыслам, к новым идеям. 

5.Книги, которые сформировали мой внутренний мир:

  "Условия успеха"Жолио-Кюри Ирен. 

   Р. Фахреддин: «Исправить ошибки, допущенные в детстве, не хватит и целой жизни. … » , из книги "Ошибки детства"

Книга Вебера

Адель Фабер Элейн Мазлиш "Как говорить, чтобы подростки слушали. Как слушать,чтобы подростки говорили.Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили."

   Если кто-то из моих воспитанников выберет для себя профессию «Воспитатель детского сада», буду только рада этому. Вот уже 30 лет, я работаю воспитателем и думаю, это не просто моя профессия, но и моё призвание, мой образ жизни. За эти годы я никогда не сожалела о том, что моя жизнь проходит среди детей. Эта профессия заставляет меня забывать все проблемы и огорчения, ощущать себя всегда здоровой, энергичной, молодой и всегда находиться в мире неповторимого, сказочного детства.

«В любой профессии любовь к ней является одним из условий успеха», писалЖолио-КюриИрен.

                                   2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1.Наставничество в ДОУ.

«Наставничество, как форма методической   работы с воспитателями ДОУ.»

     Уже почти 16 лет , я являюсь наставником молодых воспитателей, только начинающих свой педагогический путь. Я хочу рассказать о моей работе в детском саду по наставничеству.

Наставничество – форма профессионального становления и воспитания молодых педагогических работников под наблюдением наставника, направленная на совершенствование качества персональной подготовки и практических навыков, надлежащее выполнение профессиональных функций, адаптацию в трудовом коллективе.

2.Этапы моей работы.

   Я, вместе с заведующим детского сада и старшим воспитателем  разработали документы, регламентирующие деятельность наставничества и определили цель работы.

  Моя  работа по наставничеству делится на 3 этапа:

  1 этап - диагностический или организационный. Я  изучаю профессиональные умения педагога. Собираю пакет документов по наставничеству и составляю план работы. В этот период выявляю затруднения в работе. Как,наставник оказываю помощь педагогу, составляю совместно планы, также  идет совместная подготовка материалов для работы с моим молодым педагогом.

 На 2 этапе  наставник,т.е.я сама  использую следующие методы и формы работы: консультации, беседы, изучение методической литературы, взаимопосещения НОД, коллективные просмотры педагогического процесса, дискуссии, круглые столы.

На  этом этапе  я  помогаю выстроить  собственную программу педагога самосовершенствования, план самообразования. Здесь же , в зависимости от цели, определяю форму методической работы:  семинары, педсовет, конкурсы; индивидуальные (самообразование, аттестация, обобщение передового педагогического опыта). Для оказания помощи педагогам в повышении профессиональной компетентности , составляю план сотрудничества с ним.

План даёт возможность:

– повышать профессиональный уровень педагога с учётом его потребностей, затруднений, достижений;

– на основе выявленных потенциальных возможностей педагога целенаправленно планировать методическую работу;

– развивать творческий потенциал педагогов, мотивировать их участие в инновационной деятельности;

– повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;

– создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию педагога.

  3 этап - это аналитический. Это самосовершенствование и саморазвитие молодого педагога, повышение его квалификации(на протяжении 5лет). 
   Здесь в этот период, я,как наставник выполняю роль подсказчика, советчика, а так же cвоими действиями, идеями и творчеством мотивирую наставляемых на участие в инновационной деятельности, конкурсном движении, готовлю к скорой предстоящей аттестации. На этом этапе молодой воспитатель готов к созданию своего портфолио, куда вносятся педагогические находки, достижения и т.д. Это даёт возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого воспитателя в процессе наставнической деятельности.
     Портфолио может быть использовано как форма полного и разностороннего представления молодого специалиста к аттестации.

    3.Форма педагогической компетентности-коучинг.  

 В  последнее время в работе с молодыми педагогами, я использую  такую форму повышения педагогической компетентности как коучинг, который выступает в качестве мощного средства, способствующего как личностному, так и коммуникативному развитию педагогов.

   Коучинг - есть раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности.  Коучинг  означает – тренировать, наставлять, воодушевлять. В данной форме Коуч, наставник, опирается на возможности самого педагога, подводит его к самостоятельным выводам.

   4.Условие в моей работе.

      В моей работе есть главное условие - это обязательная взаимосвязь наставника, начинающего педагога, старшего воспитателя и заведующей. Совместная работа способствует поддержанию высокой степени мотивации. В этом сильном звене педагог обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег.

   К каждому молодому педагогу закрепляем наставника. Наставники назначаются заведующим  на установочном Педагогическом совете.   Определяем требования и цели, которые должны предъявляться к работе педагога-наставника. Но для того чтобы наставник мог реально соблюдать их, необходимо выяснить, какими же качественными характеристиками он должен обладать.

   Он должен быть:

- компетентным и иметь достаточный опыт работы с детьми;

- знать особенности своего образовательного учреждения, характер межличностных отношений, существующих в педагогическом коллективе;

- наставником должен быть  человек, пользующийся доверием  коллег по работе;

- уметь эффективно организовывать общение, понимать другого человека, принимать чужие позиции, ценить чужие чувства;

- иметь способность нестандартно, творчески организовывать процесс наставнической поддержки, предоставлять молодому педагогу простор для самостоятельной деятельности.

5.Цель моего наставничества.

  Целью наставничества и  наставника я считаю:
- помочь молодым педагогам в адаптации к коллективу коллег,  детей, родителей;

-  повысить их квалификацию, уровень их профессиональных знаний и умений;

-  научить их выходить из сложных ситуаций;

- развить в них уверенность в собственных силах и укрепить их в правильности решения в выборе профессии воспитателя детского сада.

 6.Мои задачи в работе.

   Я,как наставник, разрабатываю свой план и ставлю свои задачи.

В моей работе, как наставника, я ставлю следующие задачи:
1.Обеспечить теоретической, психологической, методической поддержкой молодых воспитателей. 
2. Оказать методическую и практическую помощь молодому воспитателю в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности.
3. Передать опыт в проведении  открытых занятий для воспитателей для передачи опыта работы с применением различных технологий, в том числе технологий работы с родителями.
4. Изучение и использование  приемов здоровьесберегающих технологий во время НОД и в других режимных моментах.
5. Проведение  работы молодых воспитателей во всех направлениях воспитательной и образовательной деятельности.

 

7.Описание своего опыта работы за последние три года.

Анализ проблем и пути их преодоления.

   Хочу описать свой личный опыт работы наставничества за последние три года. С 2020г. по 2023 гг. была наставником у воспитателя Леоновой Юлии Юрьевны. Задача наставника – помочь молодому педагогу адаптироваться в коллективе, сделать так, чтобы он не разочаровался в выбранном пути. Юля Юрьевна третий  год  работает в нашем детском саду . За три года она проявила себя талантливым педагогом. Она очень активная,энергичная. За любую работу берется с душой и любовью. Но  2020 год  является сложным для неё и для наставника в том плане, что  в 2020 году , у нас ясельная группа. Мы знаем,что как педагог спланирует свою работу изначально, так работа будет ладится на протяжение всех лет, начиная с ясельного возраста и заканчивая подготовительной к школе группе. Поэтому нам, и наставнику и молодому педагогу, очень повезло, что мы работаем в паре. Работая в паре, на одной группе, сразу видны результаты нашей совместной работы.

Задачи мои, как наставника :

1. Оказание методической помощи молодому педагогу в повышении уровня организации воспитательно-образовательного процесса .Здесь мы всегда беседуем, как правильно провести какоето занятие, какие лучше приемы использовать на занятиях. Совместно мы анализируем организацию воспитательно-образовательной работы в режимных моментах и отмечаем положительные моменты, которые она может использовать в своей деятельности. Мною рекомендовано при подготовке к организованной образовательной деятельности активнее использовать предварительную работу, игровые приемы .

2. Оказание помощи по работе над темой  по самообразованию.

Мы регулярно обсуждаем вопросы по теме самообразования «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста». Здесь мы вместе планируем на неделю, какие игры мы разучим с детьми, т.к два воспитателя должны одновременно закреплять ранее изученные упражнения.

3. Оказание помощи в ведении документации группы.

Здесь я рассказываю, как вести документацию по группе , были проведены консультации по  планированию; оказана помощь по организации качественной работы с документацией группы.

4. Оказание помощи в подготовке аттестации. Здесь я рассказываю молодому педагогу, что обязательно нужно участвовать в различных конкурсах, подготовить портфолио.

    Молодой педагог Леонова Ю.Ю. работает над созданием портфолио, участвует в конкурсах и викторинах как внутри ДОУ, так и на муниципальном уровне.

Мною были посещены занятия по сенсорному развитию детей по теме: «Найди желтый листок», «Большая и маленькая башни», по развитию речи детей раннего возраста:  «Кто как разговаривает?», «Кто в домике живет?». Молодому педагогу были даны рекомендации по подбору дидактического материала, его расположению при проведении занятия,  по использованию методической литературы. При подготовке к образовательному процессу Юлия Юрьевна, в свою очередь, посещала занятия, которые проводила с воспитанниками я, «В гости к Мишке-Топтыжке»,  «Большие и маленькие неваляшки». Также, мною была оказана помощь молодому педагогу в подготовке к проведению родительского собрания. Вместе выбрана форма проведения ( круглого стола), подготовлен конспект «Роль родителей в развитии речи детей раннего возраста.». Родительское собрание прошло успешно, что позволило закрепить эффективность взаимодействия между педагогом и родителями воспитанников.

При подготовке детей к осеннему празднику , совместно с молодым педагогом обсуждали вопросы по организации и проведению мероприятия (расположение атрибутов, рассаживание детей, роль педагога при проведении детского праздника, все рекомендации, которые были мной даны были реализованы, кроме того, Юля Юрьевна проявляет инициативу и творчество при организации подобных мероприятий.

   Юлию Юрьевну интересует всегда  всё новое, она  осваивает и применяет в образовательном процессе новые технологии: разрабатывает тематические презентации, проекты и наглядный материал. Отмечены желание молодого педагога к самосовершенствованию, повышению уровня своего профессионального мастерства.

  Над чем нам нужно ещё работать  вместе:

-углублённо изучить новые нетрадиционные приемы для проведения совместной деятельности детей и родителей,

-овладеть новыми образовательными технологиями и методами работы с детьми в использовании предметно-пространственной среды, способствующими повышению профессиональной компетентности педагога,

-создание предметно-развивающей среды в группе.

                    3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1.Выводы и итоги.

  Подводя итоги, можно отметить, что работа с воспитателями помогает мне и другим наставникам  согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции, укрепляет дружеские связи с коллегами, делает меня  и моих коллег владельцем секретов мастерства и накопленного опыта педагогами нашего дошкольного учреждения.
  Мои коллеги, начинающие воспитатели,  в свою очередь приносят в мои профессиональные знания свои новые взгляды на воспитание и развитие детей, а также стимулируют меня к повышению уровня педагогической компетентности.

2.Мои достижения в наставничестве.

  -Презентация из опыта работы в рамках выездного совещания руководителей  ДОУ «ЛМР» по теме «От профессионализма педагога к качеству дошкольного образования» на базе: МБДОУ №25, г.Лениногорск РТ.

Тема выступления: « Наставничество, как форма методической работы с воспитателями ДОУ» , 2019год.(Муниципальный).

-Участие в работе круглого стола на зональном семинаре для педагогов дошкольных образовательных организаций «Современные педагогические технологии как инструмент повышения качества дошкольного образования», на базе МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №45, г. Нижнекамск.

Тема выступления: « Наставничество, как форма методической работы с воспитателями ДОУ», сертификат,2021год.(Республиканский).

-Статья «Наставничество, как форма методической работы с воспитателями ДОУ», 2 страницы .Сертификат о публикации в сборнике методических материалов зонального семинара для педагогов дошкольного образования «Современные педагогические технологии как инструмент повышения качества дошкольного образования», МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №45» НМР РТ,2021год.(Республиканский).

-Муниципальный конкурс «Лучший образовательный сайт». Грамота Начальника МКУ «Управление образования» ИК МО «ЛМР» РТ за 2 место. Приказ от28.05.2021г. №662,2021год. (Муниципальный).

-Распространение опыта работы в музее образования г. Нижнекамска по теме: «Наставничество, как форма методической работы с воспитателями ДОУ  », справка от 22.01.2019г. №903; справка от 23.08.2022г. №917.

-Сертификат участнику заседания центра методической помощи сельским педагогам дошкольных образовательных учреждений Лениногорского муниципального района на тему: « Планирование карьеры педагога как условие его профессиональной самореализации». выступление из опыта работы «Наставничество, как форма методической работы с педагогами ДОУ» на базе МБДОУ «Детский сад № 25 г. Лениногорска» МО «ЛМР» РТ, 06.04.2023г.

      Являюсь участником создания личного учительского сайта «Инфоурок». Ссылка на мой сайт: http://infourok.ru/user/demahina-larisa-sergeevna, участник создания сайта на международном педагогическом портале МААМ.ru,  cертификат 2015 год.;  участник создания сайта  воспитателя дошкольной образовательной организации-социальная сеть работников образования  http://nsportal.ru

 Ссылка на мой сайт:

 Мой сайт воспитателя дошкольной образовательной организации

                         4.ПРИЛОЖЕНИЯ.(прилагаются).

1. Диагностический инструментарий. Анкеты .

2. Публикации на сайте.

3. Презентационные материалы.

4. Фотографии.

5. Ссылки на видеоматериалы, сайты.

6. Сертификаты , грамоты , справки .


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ «МОИ САЙТЫ».

Моя электронная почта.

Воспитатель МБДОУ № 25,г.Лениногорск, Демахина Лариса Сергеевна,

тел:2-17-12.

Ссылка на мой сайт:

Мой http://nsportal.ru/larisa-s-d" > сайт воспитателя дошкольной образовательной организации

-Являюсь участником создания личного учительского сайта «Инфоурок». Ссылка на мой сайт: http://infourok.ru/user/demahina-larisa-sergeevna.

-Являюсь  участником сайта Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Ссылка на мой сайт:  /http://festival.1september.ru/.

-создания сайта на международном педагогическом портале МААМ.ru, cертификат 2015 год.

ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА:lara2009777@yandex.ru


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: