Мини-музей "Веселые шумелки"

Котова  Любовь  Александровна

Материал  для своего мини-музея "Веселые шумелки"

Проект Котовой Л.А. "Мини-музей "Веселые шумелки":https://cloud.mail.ru/public/CCQk/VHZDTcqYc

Мастер-класс для родителей "Сказки-шумелки":https://cloud.mail.ru/public/Hfrk/5M4yazKP3

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад с.Корнилово» Томского  района

Проект мини-музея

«Весёлые  шумелки»

автор

Котова  Любовь  Александровна

Музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад с.Корнилово» Томского  района

1 квалификационная категория

2017 год

Тип проекта: творческий.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники проекта: музыкальный руководитель Котова Любовь Александровна, старший воспитатель Скобелева Наталья Викторовна, дети старшей и подготовительной группы, воспитатели и родители.

                                          СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Методика организации мини - музея музыкальных инструментов в условиях ДОУ.

1.1. Фонд музея.

1.2. Формы работы.

Глава II. Обобщение опыта.

Заключение

Перечень музыкальных инструментов

Нетрадиционные музыкальные инструменты

Перечень музыкальных игрушек

Фонотека

Видеотека

Используемый практический материал

Словарь терминов

Библиография

Приложение:

Конспекты занятий, экскурсий  и развлечений;

Сказки-шумелки Е. и С.Железновых.  

Сказка-шумелка «Новый год» (видео-презентация, автор Котова Л.А.)

Введение

Сохраняя свою популярность у миллионов людей, музей в последние годы обогащает себя новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой. С первых шагов своего профессионального существования музеи выполняют педагогические функции. Там человек не просто получает знания, а учится быть человеком. Включение музея в общеобразовательный процесс способствует формированию у подрастающего поколения психологической и нравственной готовности не только жить в быстро изменяющемся мире, но и быть активным участником происходящих в нем преобразований.

Актуальность:

Сегодня во многих дошкольных образовательных учреждениях создание всевозможных музеев приобретает все большую популярность и становится неотъемлемой частью развивающей среды. Для детей дошкольного возраста это особенно актуально, так как именно в этом возрасте существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание.

Жителям отдаленных поселков, порой так не хватает этих встреч с искусством, которые помогли бы приобщить детей к миру общечеловеческих ценностей, к истории и культуре. Именно поэтому педагоги нашего дошкольного учреждения решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие, но доступные детям.

Биологическая природа человека мудра: ощущение радости и удовольствия от музицирования безошибочны. Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Игры звуками – это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не оценивают по принципу «хорошо или плохо» ты что-либо сделал. Игры звуками – это творчество-исследование. Однако главная ценность игр звуками состоит в том, что эта увлекательная для детей и взрослых форма является самым простым и самым прямым путем к импровизации и устной композиции. Творческое музицирование – это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой – опыта движения и речи; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера; опыта общения, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия. Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем – почти волшебник.

Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам.

Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и  их разнообразию,  активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой,  возникла у  меня идея данного проекта, который позволит ввести ребенка в огромный мир музыкальных инструментов!

Идея проекта: познакомить детей с  огромным миром музыкальных инструментов воспитывать в ребенка слушателя и настоящего ценителя хорошей  музыки.

В нашем детском саду создан мини – музей шумовых музыкальных инструментов «Весёлые  шумелки».

Проект «Мини-музей музыкальных инструментов» - долгосрочный, рассчитанный на весь учебный год, участниками которого являются дети старшей и подготовительной группы, их родители и педагогический коллектив дошкольного учреждения.

Организация мини-музея в  музыкальном зале, расположение всех экспонатов в вертикальной и горизонтальной плоскостях, использование ширм, стендов, позволяют эффективно строить работу, осуществлять постоянный доступ к музею в любое удобное для детей и педагогов  время.

Новизной проекта является знакомство с инструментами не только народов России, но и всего мира, что позволяет детям почувствовать и передать колорит народных мелодий.

Технология проекта предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспонатами мини-музея, но и пробуждения творческой активности у детей – желания импровизировать на музыкальных инструментах, создавать музыку самим. Поэтому образовательная роль мини-музея значительна: это не только рассматривание музыкальных инструментов, но и занимательные рассказы и театральные миниатюры об истории их происхождения; знакомство с «Паспортами музыкальных инструментов»; игра на музыкальных инструментах индивидуально и в ансамбле; проведение разнообразных развивающих и малоподвижных игр (игры-развлечения, игры-путешествия, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений), которые позволяют выполнять задания, посвященные экспозициям. Чаще всего в роли экскурсовода выступает взрослый, но иногда эту роль могут взять на себя дети подготовительной к школе группы. Для того, чтобы у детей на долго сохранилась память о том или ином музыкальном инструменте, в нашем музее можно сделать фото на память, взять «напрокат» в «Музыкальном киоске» обучающий диск, музыкальную компьютерную игру или мультипликационный фильм, а также изготовить музыкальный инструмент своими руками. После каждой экскурсии у детей есть возможность задать свои вопросы педагогу, самостоятельно рассмотреть экспонаты.

Перечислим его цели и задачи.

Цели:

1. Знакомство дошкольников с шумовыми  музыкальными инструментами и музыкальными игрушками, представленными в музее;

2. Создание условий для формирования у дошкольников чувства эмоционального удовлетворения от инструментального музицирования и формирования потребности в нем.

Задачи:

1. Развивать интеллектуальную и эмоциональную сферы, речь и воображение дошкольников посредством ознакомления с музыкальными инструментами и музыкальными игрушками – их внешним видом, устройством, тембром звучания, историей возникновения;

2. Воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам;

3. Стимулировать самостоятельную познавательную деятельность дошкольников через посещение со взрослыми мини – музея музыкальных инструментов и музыкальных игрушек.

 4.Активизировать творческое мышление в ходе творческих игр и заданий

 ( игры, кроссворды, загадки и др.)

 5.Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

7. Воспитывать интерес к музыке и музицированию, бережное отношение к музыкальным инструментам.

Принципы построения проекта

Проект отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, учитывает их психофизиологические особенности и строится на следующих принципах:

•  личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, его музыкальным возможностям и способностям;

•  учета индивидуальных особенностей детей в ходе познавательно – развивающих экскурсий;

•  системного подхода в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста;

•  интеграции разных видов художественно-творческой деятельности воспитанников;

•  ориентации на творческое осмысление музыки и музыкальной деятельности детьми дошкольного возраста, творческое самовыражение.

Сотрудничество с родителями:

В рамках проекта используются разнообразные формы сотрудничества с родителями:

•  проведения досугов (совместные развлечения, праздники, семейные концерты);

•  участие в  концертах, конкурсах, выставках;

•  «познавательное» сотрудничество (консультации, собрания, экскурсии по мини-музею музыкальных инструментов);

•  «аналитическое» сотрудничество (дни открытых дверей, анкетирование);

•  «спонсорское» сотрудничество (приобретение экспонатов для мини - музея, участие родителей в преобразовании окружающей среды).

Ожидаемый результат:

Реализация данного проекта предполагает, что к концу учебного года у старших дошкольников реализуется их естественная потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества. Овладение элементарными навыками и способами игры на музыкальных инструментах, умение играть в ансамбле и импровизировать на них будут способствовать самостоятельной деятельности детей по сочинению оркестровок знакомых песен и народных мелодий.

Критерии и показатели результативности образовательной деятельности

1.Знать названия инструментов, составляющие фонд мини-музея, определять их на слух по тембру.

2. Знать приемы и способы игры на инструментах.

3. Знать расположение высоких и низких звуков на разных инструментах.

4. Уметь четко воспроизвести ритмический рисунок, сыгранный взрослым («подыграть музыканту»).

5. Уметь импровизировать на разных музыкальных инструментах мелодии на стихотворные тексты.

Глава  1.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

1.Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы по теме проекта;

-Методическая литература для педагогов и родителей;

-Познавательная и энциклопедическая литература для детей.

2.Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, подбор онлайн-игр и онлайн-презентаций;

3.Подбор и изготовление  наглядных материалов для осуществления  проекта:

-наглядные: картины, фото, карточки с изображениями музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на них соло и/или в оркестре.

-дидактические: карты-схемы (опорные схемы для составления рассказа о   музыкальном инструменте, таблица «Виды музыкальных инструментов»)  

-музыкально-дидактические игры, творческие игры:

«Музыкальные  инструменты»

«Музыкальные кроссворды»

«Мастерская музыкальных инструментов»  

 « Из чего сделан инструмент»

  - ИКТ (презентации  «Какие бывают инструменты», «Необыкновенный концерт», «Три  кита», и видеоролики с  музыкальными фрагментами: сказки-шумелки - «Новый год», «Три поросенка», «Заяц в лесу» и т.д.)

 4.Исследовать звуки различного происхождения, материалы, из

чего можно сделать своими руками инструмент.

5.Планирование целевых прогулок в мини-музей детского сада «Музыкальные инструменты» и Детскую школу  искусств.

 ПРОДУКТИВНЫЙ ИЛИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

1. Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ»

 -просмотр  иллюстраций, фотографий, картин и карточек с изображением муз.инструментов и музыкантами, играющих на них соло и/ или в оркестре.

-оформление альбома «Музыкальные инструменты» ( история музыкальных инструментов, инструменты разных стран и эпох);

- организация  мини-музея «Веселые  шумелки»;

-планирование цикла тематических познавательных экскурсий в мини-музей детского сада «Веселые  шумелки» и  ДШИ;

-просмотр слайд - презентаций: «Какие бывают инструменты», «Необыкновенный концерт».

 2.Образовательная область «СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНАЯ»

 -беседа с детьми: «Какие бывают музыкальные инструменты»;

-рассказ-сообщение об истории  возникновения музыкальных инструментов;

-организация и проведение творческо-речевых игр;

-загадывание и отгадывание загадок про музыкальные инструменты;

-разгадывание музыкальных кроссвордов;

-придумывание детьми загадок и стихов про музыкальные инструменты.

-оформление музыкального уголка в группе детского сада для самостоятельной музыкальной деятельности детей с музыкальными инструментами;

-проведение сюжетно-ролевых игр с использованием музыкальных инструментов:

«Идем на концерт»;

« Магазин музыкальных инструментов»;

-беседа о поведении в общественных местах (на концертах, в музее и музыкальной школе)

 3.Образовательная  область  «ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКАЯ»

-слушание аудиозаписей знакомых детям музыкальных произведений, исполненных на разных музыкальных инструментах (высокого качества);

-музыкально-дидактические игры:

«Угадай, на чем играю»;

«Оркестр»;

 «Музыкальный теремок»;

«Подбери инструмент»;

«Музыкальный кубик»;

«Кубик-оркестр»;

-разучивание  и исполнение пьесок детского оркестра музыкальных инструментов.

4. Образовательная область «РЕЧЕВАЯ»

 -чтение стихов  и сказок про музыкальные инструменты ;

 -чтение сказок, в которых встречаются музыкальные инструменты;

(«Дудочка и кувшинчик», «Бременские музыканты», «Гусли-самогуды».)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Концерт   с участием оркестра  ДМИ;

Создание Мини-музея «Веселые  шумелки».

  1. Фонд  музея

Основной фонд. Шумовые  музыкальные  инструменты, созданные  своими  руками  и музыкальные игрушки.

Вспомогательный фонд:

• Модели музыкальных инструментов – маракасы, трещетки, бубенчики, тамбурины, барабаны, деревянные ложки и др.;

• «Музыкальная азбука» (загадки про музыкальные инструменты);

• Подборка песен про музыкальные инструменты;

• Подборка игр («Кто на чем играет», «Разбросанный ветром оркестр», «Музыкальные кубики»).

• Подвижные игры про инструменты («Инструменты, собирайтесь, «Веселый оркестр», «Угадай инструмент», «Оркестр»);

• Иллюстрации и фотографии с изображением инструментов;

• Картинки музыкальных инструментов.

В музее обеспечиваются условия позитивного психоэмоционального развития детей посредством накопления у них опыта эмоциональной отзывчивости на действия с музыкальными инструментами музыкальными игрушками.

Развлечения в форме познавательно - тематических вечеров, викторин и концертов пробуждают у детей радостные чувства, поднимают их настроение и жизненный тонус, вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор. Всё это позволяет говорить о положительном влиянии работы мини – музея на эмоциональную и интеллектуальную сферы развития дошкольников.

Мини – музей музыкальных инструментов и игрушек призван стать частью предметно - развивающей среды ДОУ и помочь реализовывать художественно-эстетическое направление в воспитании детей более полно и интересно.

Разделы мини – музея, особенности использования

1. Игрушки- инструменты, издающие звук только одной высоты

2. Игрушки с фиксированной мелодией

3. Музыкальные игрушки неозвученные

4. Ударные инструменты

5. Ударно- мелодические инструменты

6. Духовые инструменты

7. Шумелки.

8. Колокольчики, бубенчики.

Библиотека

Здесь собраны загадки, стихи, музыкальные сборники, картотеки, раскраски  и авторские произведения о музыкальных инструментах, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

1.2. Формы работы.

Музыкальные инструменты могут быть использованы в процессе непосредственной образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «музыка», «познание», «коммуникация», «художественное творчество»

Руководитель мини – музея планирует, координирует, контролирует работу в мини – музее.

Коллекции мини – музея располагаются на полках  в  музыкальном зале, поэтому всегда доступны для детей.

Занятия в мини-музее в основном проводим в форме экскурсий. Чаще всего в роли экскурсовода выступает взрослый, но иногда эту роль могут взять на себя дети подготовительной к школе группы.

При знакомстве с инструментом обращаем внимании на его форму, из какого материала сделан, на что похож, рассказываем об истории возникновения. Используем тактильные ощущения, рассматриваем иллюстрации с изображением музыкального инструмента, смотрим видео о музыкальных инструментах, показываем способы звукоизвлечения и предлагаем самим извлечь звук, а также сочинить сказку об этом экспонате, о том, как он попал в наш музей, и учим детей правильному и бережному хранению инструментов, чтобы сохранить их внешний вид и звучание как можно дольше. Объясняем, что музыкальные инструменты не любят, когда с ними грубо обращаются, и отвечают на сильный удар резким, неприятным, пронзительно - громким звуком.

После каждой экскурсии у детей есть возможность задать свои вопросы педагогу, самостоятельно рассмотреть экспонаты.

Занятия, проводимые в мини –музее, могут быть также интегрированными и комплексными, и тогда на основе синтеза искусств дошкольники в разнообразных видах деятельности получают и закрепляют знания о музыкальных инструментах.

Развлечения проводятся различной содержательной направленности:

- познавательно – тематические вечера (викторины, беседы);

- концерты;

-театрализованные представления;

- музыкальная мастерская.

Дошкольники всегда с интересом ждут новых встреч с музыкальными инструментами в мини-музее. Этот интерес неиссякаем!

 Глава II. Обобщение опыта.

Воспитательно-образовательные задачи нашего ДОУ:

1. Оздоровление детей как форма развития, расширения их психо –физиологических возможностей.

2. Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций, жизнерадостности, бодрости, веры в свои возможности и силы, уважения к людям, полноты жизни и увлекательной деятельности детей.

3. Диагностика и развитие школьно-значимых психо–физиологических функций дошкольников.

4. Развитие системы методической работы, направленной на создание целостного образовательного пространства в ДОУ, стимулирующего профессиональное саморазвитие педагогов.

Влияние работы мини-музея на эмоциональную сферу дошкольников:

а) обеспечиваются условия позитивного психо - эмоционального развития детей посредством накопления у дошкольников опыта эмоциональной отзывчивости на действия с музыкальными инструментами и музыкальными игрушками;

б) развлечения в форме познавательно-тематических вечеров, викторин и концертов пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус, а также в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор.

И занятия, и развлечения проводятся в мини-музее один раз в квартал с детьми средней и старшей – подготовительной к школе групп по подгруппам (7 – 10 человек). Для этого разработаны темы и конспекты занятий и праздников. Назовем их.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В МИНИ - МУЗЕЕ:

СТАРШАЯ  ГРУППА

 I квартал:

«Путешествие по музею. Звуки окружающего мира: музыкальные и немузыкальные» (познакомить с музеем; воспитывать культуру поведения) 

«История возникновения ударных, струнных и духовых инструментов» (рассказать об истории  возникновения музыкальных инструментов, познакомить с новыми музыкальными инструментами)

II квартал:

«ПОИГРАЕМ – КА НЕМНОЖКО МЫ НА ДЕРЕВЯННЫХ ЛОЖКАХ» (рассказать о том, как ложки изготавливают, кто такие «ложкари»; воспитывать интерес к творчеству русского народа)

«ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ» (в занимательной форме рассказать об истории происхождения музыкальных инструментов)

III квартал :

«В гостях у барабана»

(дать понятие о логической связи: «барабан» - «марш» - «военный парад»)

«Солнечный оркестр» («разбудить солнце» звуками шумового оркестра; уточнить приемы звукоизвлечения из ДМИ)

                                   ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  ГРУППА

I квартал:

«Деревянные истории» и «Металлические фантазии» (рассказать об устройстве, многообразии и назначениях музыкальных инструментах)

«Профессия -  музыкант» (объяснить происхождение слова «музыкант»; сообщить об учебных заведениях, в которых учатся музыканты; заинтересовать дошкольников, рассказать им об известных исполнителях, композиторах, дирижерах)

II квартал:

«Стеклянное королевство» (привлечь внимание к особому качеству и красоте стеклянных звуков; дать им качественные определения; побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла; развивать тембровый слух.

«Знакомство со струнной группой инструментов» ( знакомить детей со струнной группой инструментов (щипковой и смычковой), приемами звукоизвлечения при игре на них, развивать тембровое чувство.

III квартал:

«Оркестр» (дать понятие «оркестр», рассказать о видах оркестра, познакомить с «представителями» народного оркестра(балалайка, трещотка, свирель, треугольник).

 «Музыкальные мастера и наша музыкальная мастерская» (научить изготовлению из «бросового материала» самодельных музыкальных инструментов)

Заключение

Внедрение данного проекта предполагает, что к концу учебного года у старших дошкольников реализуется их естественная потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества. Овладение элементарными навыками и способами игры на музыкальных инструментах, умение играть в ансамбле и импровизировать на них будут способствовать самостоятельной деятельности детей по сочинению оркестровок знакомых песен и народных мелодий.

Проект адресован педагогам-практикам, работающим с детьми: музыкальным руководителям, учителям музыки общеобразовательных школ (начальное звено), руководителям музыкальных кружков и центров эстетического развития, а также педагогам дополнительного образования.

В процессе изготовления музыкальных инструментов у детей развиваются коммуникативные, творческие способности, воображение и мышление.

 Перспективы:

- мини-музей музыкальных инструментов и игрушек стал частью пред-метно-развивающей среды нашего ДОУ и помогает реализовывать худо-жественно-эстетическое направление в воспитании детей более полно и интересно;

- -мини - музей – это своего рода информационный центр, и культурно-просветительскую работу музея действительно необходимо вести для дошкольников, проживающих в сельской местности, где отсутствуют государственные музеи.

- мини - музей открылся, но это только начало большого пути по сбору и накоплению материалов на указанную тему.

Перечень  музыкальных  инструментов:

1) аккордеон;

2) синтезатор;

3) маракасы;

4) барабаны;

5) бубены;

6) кастаньеты;

7) бубенцы;

8) треугольники;

9) трещотки;

10) деревянные ложки;

11) колокольчики;

12) ксилофон;

13) металлофоны;

14) погремушки;

15) дудочка;

16) аккордеоны детские;

17) «Музыка дождя»;

18) рубель;

19) шумелки из киндер-сюрпризов;

20) шарики «Су-Джок»;

21) палочки.

ФОНОТЕКА:

- аудиоэнциклопедии: «Народные инструменты» и «Симфонический оркестр» (издательство «ВЕСТЬ – ТДА»);

- аудиокассеты «Беседы о музыкальных инструментах» О.П. Радыновой

(«Деревянные и медные духовые инструменты», «Ударные и клавишные инструменты», «Струнные смычковые и щипковые инструменты. Ансамбль. Оркестр»);

- симфонические сказки для детей на дисках ( «Петя и волк» С. Прокофьева; «Айболит и его друзья» - музыка И. Морозова, текст Н. Сац, по мотивам сказки К. Чуковского);

- диски с р.н.мелодиями, адаптированными для детей, в исполнении р.н. инструментов («Светит месяц», «Гусельки», «Калинка –малинка», «Хоровод»;

- диск Екатерины и Сергея Железновых «Наш оркестр» (веселые песенки для музицирования);

- диск Екатерины и Сергея Железновых «Сказки-шумелки»;

- диск «Музыка, театр, дети, толпа, шаги» (звуки колокола, настройки оркестра);

- диск «Театральные шумы» (колокольные перезвоны);

- диск Т. Тютюнниковой «Из чего родилась музыка?»;

- диск Т. Тютюнниковой «Бим! Бам! Бом!»;

                                      ВИДЕОТЕКА:

- «Шишкина  школа»;

- Екатерины и Сергея Железновых «Сказки-шумелки»;

- мультфильм «Фантазия» Уолта Диснея (для занятия на тему «Оркестр и дирижер»);

- видеомультфильм «Бременские музыканты»;

- «Петя и волк» С.Прокофьев (мультфильм);

- «Музыкальные зверята» (презентация);

- авторские видео-презентации («Новый год» и т.д.)

 ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

1) книги («Кто на чем играет?», «Бринь-бринь-бринь!», В. Одоевский «Городок в табакерке», «Бременские музыканты», «Идем на концерт», «Кот - музыкант») и книги –самоделки в виде музыкальных инструментов;

2) плакат «Музыкальные инструменты. Оркестр»;

3) музыкально -дидактические игры:

«Угадай, на чем играю»;

«Оркестр»;

 «Музыкальный теремок»;

«Подбери инструмент»;

«Музыкальный кубик»;

«Кубик-оркестр»

 СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 Макет – что-либо воспроизведенное, обычно в уменьшенном виде (здание, декорации к спектаклю, книга) как пробный, предварительный образец.

 Модель – 1. Образец для какого-либо изделия.

2. Уменьшенное или в натуральную величину воспроизведение или макет чего-либо.

Музейщик – работник музея, специалист по музейному делу.

Муляж – слепок или модель предмета в натуральную величину.

Слепок – точное воспроизведение чего-нибудь, выполненное литьем или из затвердевающего материала.

Экскурсия – посещение чего-нибудь с образовательной, познавательной целью.

Библиография:

1.Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы

   детском саду»  Волгоград,2011г.

2.Картушина М.Ю. «Вокально-хоровая работа  в детском саду»  

   Скрипторий 2010г.

3.Тютюнникова Т.Э. «Сундучок с бирюльками» Москва 2009г.

4. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А.: Образовательная область

   "Музыка". Как работать по программе "Детство". 2012г.

5. Сычева М.А. «Первые уроки музыки». Учебно-методическое пособие с    элементами  ТРИЗ для музыкальных руководителей. Феникс 2009г.

6. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей»

   Ярославль 2009г.

7.Кононова Н.Г. «Музыкально-дидактические игры» Москва 2001г.

8. Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста.  Ульяновск, 1991г.

9. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год

10.Ходонович  Л.С. «Весёлые  игры  с  музыкальными  звуками  и  инструментами»

11.Картушина  М.Ю. «Мы  играем, рисуем и поем»,2009  год

12.Поплянова Е. «Палочки-скакалочки», 2008  год

13.Жакова О., Данкевич Е. «Давайте  прошумим!», 1998  год

14.Кузнецова О. «Домашний  оркестр», 1998  год

15.Тютюникова  Т.Э. «Бим! Бам! Бом!» Сто  секретов  музыки  для  детей.

16.Тютюникова  Т.Э «Весёлая  шарманка!» Шумовой  оркестр  для  детей. 2007  год

 Наглядные материалы:

1.     «Расскажите детям о музыкальных инструментах»

изд-во « Мозаика-Синтез», Москва 2011г.

2.     Музыкальные инструменты (раскраска).

спец. выпуск газеты «Талантливый малыш» № 11/2011г.

3.     Музыкальные инструменты. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром.

изд-во «Мегаполис», 2010г.

4.     «Музыкальные инструменты», обучающие карточки.

изд-во  «Проф. Пресс» 2011г.

Литература для детей

1.     «Все о музыке» С.Волков.Изд-во «Омега» , 2000г.

2.     «Музыкальные ребусы» Новикова Е.В., Новикова Н.А. Изд-во «Вик Рус» Киров 2001г.

3.      «Нотная грамота» Романец Д. Изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 2012г.

 Интернет-ресурсы:

 -  http://muzruk.net/2011/09/pasporta-muzykalnyx-instrumentov/

 -  http://buslik.net/index.php?do=cat&category=games

 -  http://www.muz-urok.ru/skazki_k_urokam3.htm

 -  http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/presentation/12967.html

 -  http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/presentation/12768.html

 -  http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/presentation/12687.html

  - http://skyclipart.ru/musik/



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспекты занятий, экскурсий  и развлечений:

Познавательно-развивающие экскурсии

Экскурсия 1. «Путешествие по музею. Звуки окружающего мира: музыкальные и немузыкальные».

Цель: познакомить со звуками окружающего мира; дать детям понятие о звуках музыкальных и немузыкальных, учить их различать.

Ход экскурсии.

Педагог приветствует детей сначала речитативом, а потом пропевая: «Здравствуйте, ребята!» (восходящее и нисходящее трезвучие). Вы сегодня попали в сказку, где живут музыкальные инструменты. Иногда они молчат, иногда разговаривают, а иногда и даже спорят между собой.

Проводится игра «Кто что услышал». Педагог предлагает детям послушать звуки окружающего мира. Можно использовать аудиокассету с записью звуков природы или города. По окончании игры дети при помощи педагога делают вывод – «нас окружают различные звуки».

Далее педагог читает стихотворение «Звук», сопровождая речь звучанием различных музыкальных и шумовых инструментов: свистульки, металлофона, ложек, барабана, тамбурина, маракасов и др. Инструменты можно предложить заранее взять детям и озвучить стихотворение, педагог выступает в роли дирижера.

Звук.

Звук это то, что мы слышим с тобой.

Он может быть звонкий (колокольчик) или глухой (ложки),

Тихий (p на колокольцах) и громкий (f на барабане),

Свистящий (свистулька), шипящий (маракас),

Нежный (металлофон) и резкий (глиссандо по гвоздям),

Поющий (фортепиано), шуршащий (бумага),

Задорный (тамбурин), напевный (голос), но не кричащий.

После этого педагог поясняет, что мир звуков делится на 2 группы: звуки шумовые и звуки музыкальные. Он просит детей воспроизвести любые звуки и определить, к какой группе они относятся (используются инструменты, которые уже находятся в руках у детей).

Затем педагог исполняет «Песенку о звуках» (музыкальное сопровождение педагог выбирает сам), воспроизводя шумовые и музыкальные звуки. Дети помогают педагогу – подпевают, активно повторяют движения и мелодию во время проигрышей.

Песенка о звуках.

Звуки – разные такие:

Есть на свете шумовые.

Вот послушай, как они звучат,

Оглушая всех ребят.

Проигрыш. Сопровождая хлопками, притопыванием, щелканьем пальцами

Звуки музыкальные – другие:

Нежные, поющие, живые.

Мы сейчас споем вам звуки эти –

Нет чудесней звуков тех на свете!

Проигрыш. Исполняется мелодия с гласными звуками на примере вокализа.

Звуки музыкальные – назовем вокальные.

Ими можно все изобразить:

Дождь, грозу, собак рычанье,

Цокот, хрюканье, мычанье,

Только очень надо полюбить ко-неч-но петь!

Весело и дружно,

Но при этом вам запомнить нужно:

Чтобы хорошо, красиво петь

Надо очень многое уметь.

Затем проводится дидактические игры «Найди похожий звук», «Шумовые коробочки». В конце занятия педагог предлагает прослушать звуки, окружающие детей дома, и попытаться их изобразить.

Экскурсия 2. «История возникновения ударных, струнных и духовых инструментов».

Цель: познакомить с историей возникновения ударных, струнных и духовых инструментов; помочь осознать пути возникновения ударного инструмента через самодельное его изготовление.

Ход экскурсии.

Мы снова с вами оказались в царстве музыкальных инструментов. А как вы думаете, откуда появились музыкальные инструменты? (ответы детей). Еще в древности люди натягивали высушенные шкуры животных на всякие пустые предметы: продырявленные колоды, скорлупы крупных плодов, глиняные горшки. Звук извлекался тоже всяческим образом: ударами пальцев, ладоней палок, бронзовых пестиков. Под звуки барабанов устраивали ритуальные пляски, заклинали духов, молились богам, ликовали на праздниках и скорбели на похоронах. В Африке хитроумно пользовались барабанами как телеграфом, передавая от одного племени к другому на большие расстояния важны сообщения. С барабаном ходили в сражения и чеканили шаг на марше (см. «Иллюстрации к беседам» №1).

А вот еще несколько историй. Воины Древнего Рима играли в походах на медных и бронзовых рогах. Рыцарский рог назывался олифан. Он делался из слоновой кости и богато украшался резьбой. Лесной рог – по-немецки «вальдхорн», от этого слова и произошло название инструмента – валторна (показывается инструмент).

Какой-то первобытный охотник, пустив стрелу, вдруг услышал, как запела тетива лука. Натянул на дугу лука несколько жил и получился многострунный щипковый инструмент (показать инструмент арфу). Но от щипка звук быстро угасал. Кому из первобытных гениев пришло в голову взять в руки два лука сразу и потереть тетиву об тетиву? Кто он, великий изобретатель смычкового струнного инструмента?! От трения звук стал тянуться, как человеческий голос. Инструмент запел!

И еще чисто охотничья идея: хорошо звучит натянутая крепкая жила животного, а трет лучше длинный волос животного – из конского хвоста или конской гривы. А если этот волос сухой смолой натереть, ему просто цены нет (показать инструмент скрипку).

Проводится игра «Музыкальные лоскутки»

Сегодня мы попробуем с вами перенестись в первобытное общество и изготовить ударный инструмент, похожий на барабан (на стаканчик из под сметаны натягивается бумага и завязывается, см. «Поделки из бросового материала»).

Затем исполняется «ритуальный» танец вокруг «костра» (песня гр. «Dr. Alban») с готовыми поделками и там-тамами.

Экскурсия 3. «Деревянные истории» и «Металлические фантазии».

Цель: познакомить детей с деревянными детскими инструментами и приемами игры на них, привлечь их внимание к богатству и разному миру звуков, издаваемых деревянными инструментами; познакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими предметами и инструментами; развивать фантазию; развивать темброво-ритмический слух; развивать тонкость и чуткость тембрового слуха.

Ход экскурсии.

В начале занятия скажите детям, что сегодня они смогут услышать необычные истории, а рассказывать их будут деревянные звуки, которые живут повсюду. Предложите им найти деревянные предметы вокруг, подойти к ним и постучать, чтобы послушать их голоса (стол, стулья, двери, пианино, оконные рамки и т. д.)

Давайте послушаем стихотворение о деревянном звуке:

Деревянный звук, какой?

Он стучащий и сухой,

Теплый и трескучий,

Тихий и гремучий.

А сейчас послушайте деревянные звуки и попытайтесь угадать, откуда они взялись?

Дети слушают аудиокассету «Окружающие нас звуки» (стук в дверь, рубка леса, а также звучания деревянных инструментов, угадывают их).

Вы уже назвали некоторые деревянные инструменты, которые услышали. А посмотрите сколько деревянных инструментов есть в нашем зале, давайте познакомимся.

Ложки, рубель, коробочки, клавесы, которые вначале были обыкновенными деревянными стиральными вещами: ложками ели, рубель служил стиральной доской, клавесы были палочками, а коробочки – шкатулками.

Педагог представляет каждый инструмент, называя его и показывая приемы игры на нем.

Я думаю, вам очень хочется сейчас что-нибудь исполнить на этих инструментах. Выбирайте и присаживайтесь поудобнее.

Подумайте и скажите, какие, по вашему мнению, выбранные инструменты могут «хохотать», а какие «тарахтеть»?

Педагог выслушивает ответы детей и предлагает им объединиться по группам: «хохотушки» и «тарахтушки».

Проводится ритмодекламация «Игрушки», по мотивам стихотворения В. Степанова.

Есть игрушки – хохотушки, (ложки)

Есть игрушки-тарахтушки (трещетки)

Хохотушки все хохочут (ложки)

Тарахтушки тарахтят (трещетки)

Вместе весело им очень, расставаться не хотят (ложки, коробочки и др.)

Тарахтушки-хохотушки заразили всех! (все)

Отовсюду, отовсюду, отовсюду смех! (все)

Озвучив стихотворение, предложите детям поиграть всем вместе под веселую РНМ «Калинка» (можно использовать оркестровую запись).

Далее педагог подробнее знакомит с инструментом ксилофоном, на котором дети в дальнейшем будут играть в ансамблях и оркестрах.

А сейчас посмотрите на сцену (на сцене расставлена кухонная посуда: ложки, кастрюли, сковородки, металлические баночки и др.). Здесь живут у нас металлические звуки. Это очень шумные «особы», они не любят разговаривать тихо; их яркий, призывной голос с кухни разносится по всей квартире. Если взять две крышки от кастрюль и стукнуть ими друг о друга, слышно будет очень далеко. Но с металлической посудой можно разговаривать вполголоса и даже шепотом. Послушайте стихотворение:

У металла гулкий звук,

Не похож совсем на стук.

Он бывает и трубящий,

И призывный и бренчащий.

Я предлагаю вам поэкспериментировать со всеми имеющимися на занятии предметами. Играть можно разными способами: стучать палочками, ладонью, пальцами, скрести пальцем.

Исполняется в «посудном оркестре» аккомпанемент к стихотворению Д. Хармса «Веселый старичок».

Жил на свете старичок маленького роста,

И смеялся старичок чрезвычайно просто.

1-я группа: Ха-ха-ха (бубенцы)

Да хе-хе-хе, (ладонью по кастрюле)

2-я группа: Хи-хи-хи (самодельные бубенцы из пробок или арфа)

Да бух-бух, (палочкой по крышке)

3-я группа: Бу-бу-бу (двумя крышками друг о друга)

Да бе-бе-бе (треугольник)

4-я группа: Динь-динь-динь (колокольчик)

Да трюх-трюх! (стукнуть по всему, что есть.

Оказывается, металлические звуки из бытовых вещей переселились сначала в самые простые музыкальные инструменты: бубен, тарелки, бубенцы, металлофон, а затем и во многие концертные. Я вам предлагаю самим поиграть, как хотите, на арфе, цимбалах, пластинах металлофона.

На металлофонах мы с вами будем исполнять очень много произведений. Нам нем нужно уметь правильно играть, бережно хранить его.

Давным-давно жил такой музыкант, Карл Орф, который специально придумал для детей такие музыкальные инструменты, чтобы им было удобно и легко играть, а звучали они как у профессиональных музыкантов. Теперь они есть в любом детском саду и играют на них почти все ребятишки. Давайте еще раз повторим названия этих инструментов и найдем в них различия: металлофон и ксилофон.

Дети находят отличия, педагог подводит итог.

Экскурсия 4. «Стеклянное королевство»

Цель: привлечь внимание к особому качеству и красоте стеклянных звуков; дать им качественные определения; побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла; развивать тембровый слух.

Ход экскурсии

Сейчас я вам загадаю загадку, и вы узнаете, в каком королевстве мы с вами окажемся:

Живая картина в раме блестит: там облако тает и клен шелестит

Там дождик бормочет, и птица поет, и каждое утро солнце встает.

Вечером светит фонарь. Тишина. А поздней ночью картина темна.

А сейчас закройте глаза и послушайте, какие красивые звуки голосов у жителей Стеклянного королевства (стеклянные звуки, аудиокассета «Звуки окружающего мира»). В нем живут очень изнеженные и капризные персоны: с ними надо быть очень осторожными.

Если стукнуть стаканами друг о друга, то они заговорят, и мы услышим прозрачный голос стекла. Но среди стеклянных звуков есть королевские особы – это звуки хрустальные. Их нежные, переливающие голоса так красивы, что их хочется долго слушать.

А сейчас мы все вместе озвучим стихотворение «Хрустальный колокольчик», В. Данько.

Дети играют палочкой по хрустальным колокольчикам различной толщины и высоты.

Хрустальный колокольчик – почти не виден он,

Но слышен отовсюду его хрустальный звон:

«Динь-дон, динь-дон, динь-дон, динь-дон, динь-дон».

Хрустальный колокольчик прозрачен как роса.

А звон его веселый, как птичьи голоса.

«Динь-дон, динь-дон, динь-дон, динь-дон, динь-дон».

Хрустальный колокольчик, хрустальный голосок,

Звенит он, точно в поле под ветром колосок.

«Динь-дон, динь-дон, динь-дон, динь-дон, динь-дон».

И осенью и летом, и в снежном серебре

Хрустальный колокольчик звенит нам о добре.

«Динь-дон, динь-дон, динь-дон, динь-дон, динь-дон».

Разучивается аккомпанемент «Вальса-шутки» Д. Шостаковича.

Слова «динь-дон» в этом случае опустить: после каждого четверостишия играйте вальс по 8 тактов, во время звучания которых ребенок играет на одном из фужеров. Дойдя до 29-35 тактов, расскажите детям про 4 легких порыва ветерка и предложите сыграть их глиссандо на металлофоне. Конец все могут импровизировать на месте.

Сегодня мы познакомимся с вами с музыкальным инструментом, звук которого очень похож на стеклянный. Этот оркестровый музыкальный инструмент называется – челеста (показать иллюстрацию).

Звучит «Танец феи Драже» П. Чайковского, а при повторном прослушивании предложите детям тихонько аккомпанировать на треугольнике, валдайских колокольчиках, хрустальных фужерах.

Это коллективное исполнение будет прощанием со Стеклянным королевством, которое вы покидаете под такую волшебную музыку.

Экскурсия 5-6. «Знакомство со струнной группой инструментов».

Цель: знакомить детей со струнной группой инструментов (щипковой и смычковой), приемами звукоизвлечения при игре на них, развивать тембровое чувство.

Ход экскурсии

5. Струнные щипковые. К струне можно прикоснуться по-разному, и звук получится разный. Вот из-за разного способа прикосновения, т. е. разного способа игры, струнные инструменты разделились еще на две группы. В первую группу - те, на которых играют щипком, и называют такие инструменты струнно-щипковыми. Их очень много и живут они в разных странах. Это русские балалайки, домры, гусли, итальянская мандолина, казахская домбра, бурятские иочин и ятаг, старинная лютня и молодой американский инструмент банджо. Все эти инструменты созданы народными умельцами и играли на них талантливые музыканты из народа ( РНП «Светит месяц» (балалайка); Н. А.Римский – Корсаков Песня Садко из оперы «Садко»; Франческо да Милано – «Канцона» (лютня)).

Конспекты занятий

Знакомство с барабаном

Цель: знакомить детей с инструментом барабаном (большим и малым), развивать тембровый слух.
Пособия и материалы: иллюстрации большого и малого барабана; детская барабанная установка, игрушечные барабанчики.
Ход беседы
Беседу можно начать с игры «Угадай, на чем играю?».
Педагог использует звучание ударных инструментов, знакомых уже детям (бубен, треугольник, металлофон, ксилофон, трещотка, барабан).
Музыкальный руководитель. Вы, конечно, угадали. Это был барабан.
Первобытные люди сопровождали свои танцы ударами камень о камень, подавали друг другу сигналы с помощью деревянных колотушек. Со временем люди заметили, что если стучать по пустому сосуду, раздается более гулкий звук, чем от стука по дереву или камню. Тогда они стали обтягивать пустые сосуды кожей, и получился барабан. Барабанной дробью предупреждали об опасности. Барабан использовали в обрядовых танцах. В настоящее время ударных инструментов очень много. Это большой и малый барабан, треугольник, трещотка, тарелки и др. инструменты, с которыми мы познакомимся позднее. Сейчас вы услышите, как звучит малый барабан, а как звучит большой.
Показывает иллюстрации, звучат произведения:

1) «Симфония №6 (гроза)» Л.Бетховена (большой барабан);

2) «Болеро» М.Равеля (малый барабан).

А сейчас предлагаю вам на слух определить звучание малого и большого барабанов.
Мы с вами уже познакомились с малым и большим барабанами. А посмотрите, сколько других барабанов находятся в нашем зале.
Дети рассматривают выставку барабанов, педагог показывает приемы звукоизвлечения и уточняет разное звучание барабанов.
Звучат они все по-разному. И играла я на них по разному: на одних - металлической щеточкой, на других – палочками, а по третьим нужно ударять колотушкой, причем не рукой, а ногой (на ударной установке).
Но посмотрите, что все они похожи по внешнему виду (рассказывает, из чего состоят барабаны).
Педагог показывает иллюстрацию марширующих солдат на параде и предлагает детям озвучить марш.

Звучит «Марш» С.Прокофьева, дети озвучивают его.

Музыкальное занятие: «На военном параде»
Цель. Дать детям представление о логической связи понятий барабан, март, военный парад.
Музыкальный руководитель. Весной мы все отмечаем очень важный праздник — День Победы. Девятого мая на Красной площади в Москве проходит военный парад. Открывается парад маршем военного оркестра. Впереди идут барабанщики. Барабаны разные по размеру - большие и поменьше (малые барабаны). Музыканты одеты в красивую военную форму. Двумя палочками они отбивают чёткий ритм.
Радостно слушать такую музыку.
Сколько в ней силы, энергии!
Равномерные удары барабана организуют, объединяют людей.
Представьте себе, что вам всем нужно построиться в шеренгу и идти в ногу.
Для этого нужно, чтобы кто-то произносил команду: «Раз-два, раз-два, раз-два!» По эту команду может давать барабан.
Музыкальный руководитель ударяет палочкой по барабану и произносит одновременно: «Раз-два, раз-два, раз-два».
Затем предлагает детям встать и маршировать на месте под звуки барабана.
Вот видите, как дружно и слаженно у вас получается. А теперь давайте смастерим барабаны. У каждого будет свой барабан, только не настоящий, а игрушечный.
Дети мастерят барабан.
В заключение дети маршируют под звуки какого-либо марша, например, «Марша деревянных солдатиков» П. Чайковского.
Кто-то из детей играет на детском барабане в такт музыке.

Сказки-шумелки Е. и С.Железновых.

Сказочки –шумелки для музицирования с детьми от 2 до 5  лет являются  весёлыми  и эффективными упражнениями для  развития мелкой моторики, слуховой памяти, внимания и фантазии, а также развития речи  детей  в условиях семьи и ДОУ.

 Выразительные детские голоса, красивая музыка и забавные звукоподражания привлекают внимание самых маленьких.

1.  ЛИСА И РЫБА  

2. ТАНЕЦ ДЛЯ МЫШКИ  

3. ТРУСЛИВЫЙ ЗАЯЦ          

4.  СТРАШНЫЙ ПЫХ  

5. ЗИМА  В  ЛЕСУ

6.  ГЛУПАЯ ЛИСИЧКА    

7. ДЕНЬ РОЖДЕНЬЯ    

8. ПРИШЛА  ВЕСНА        

9. ЧЕЙ ГОЛОС   ЛУЧШЕ          

10. ТРИ  ПОРОСЁНКА

 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Предлагаемые  фонограммы помогут педагогам и родителям

обеспечить в игровой форме разностороннее развитие детей  2-5 лет.

1. Дети  реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

2.Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.

3.Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.

4.Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.

5.Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

ВЫБОР ТЕКСТА

1.Выбирая текст, учитывайте насколько он подходят детям по сложности и объёму .                                                                                                                              2. Определите, какую педагогическую ценность имеет выбранный текст цели и задачи очередного занятия.                                                                                 3. Определите заранее смысловые акценты и паузы.

ВЫБОР ШУМОВЫХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

1. Определите, какие музыкальные или шумовые инструменты и предметы, а также звукоподражания подойдут для шумового оформления текста.

Сделайте соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.

2. Решите и, при необходимости, укажите в тексте, как именно следует играть в каждом случае: приём звукоизвлечения, громкость,         продолжительность.

3. Решите, на каком инструменте будет играть ребёнок: первое время лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения. Учитывайте, какими приёмами ребёнок уже владеет, какие должен освоить на планируемом занятии.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ  ДЕТСКИЕ  И ШУМОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

  1. металлофон  2.ксилофон  3. деревянные ложки 4. барабан 5. бубен 6.трещотка 4. треугольник 5. колокольчик  6. тон-блок /рубель

7. большая тарелка 8.маленькие тарелочки 9. коробочка (деревянная)                     10. погремушка/маракасы  11. бубенчики или колокольчик

12. целлофан 13. расчёска  14. трубка с фольгой (мирлитон)

15. платяная щётка  16. гитара или леска -струна

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Сказочки или истории должны быть выучены взрослым почти наизусть.

Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.

Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.

Если в детском учреждении или дома нет необходимых  музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.

Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей,  можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время  проверить звучание.

Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.

Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.

Во время рассказа чаще глядите детям в глаза.

Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.

Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.

Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или  заранее условленным сигналом.

Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.

Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым  поддержать  незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей,  идеи детей.

Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.

Возможно также   музицирование детей без помощи взрослых.

Учите детей бережному обращению с инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место.

 1.     ЛИСА  И  РЫБА     3 мин 08 сек.   6 шумов

Вёз  как-то дед на санях рыбы целый мешок. Лошадка бежит, копытами стучит, Бубенчиком звенит

 БУБЕНЦЫ/ КОРОБОЧКА

Видит дед – на дороге лиса лежит, обрадовался: «Вот будет моей старухе воротник на шубу!» -  Бросил он лису в сани,

БАРАБАН

 а сам пошёл впереди.

      ЦЕЛЛОФАН

Лошадка бежит, колокольчиком звенит

БУБЕНЦЫ/ КОРОБОЧКА

А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке

       КСИЛОФОН ГЛИССАНДО

Выбросила  всю рыбку и сама убежала

БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ

2. ТАНЕЦ ДЛЯ МЫШКИ   4 мин 16 сек     13 шумов

Жила-была в большом доме маленькая мышка. Сидела она на кухне за холодильником. Сидела, сидела и заскучала.

«Там в комнате - светло» - сказала мышка,

МЕТАЛЛОФОН

«там много места и можно бегать и танцевать!»

 КСИЛОФОН

 Она вылезла из норки  и побежала к знакомому Таракану.

 БОЛТАТЬ ПАЛОЧКОЙ В КОРОБОЧКЕ

Усатый Таракан сидел под большим пакетом.

 РАСЧЁСКА

Мышка спросила у Таракана: « Ты можешь сыграть или спеть? А я буду танцевать!»

 «Мне некогда, я ищу себе еду», - сказал Таракан и уполз.

РАСЧЁСКА

И побежала мышка дальше.

БОЛТАТЬ ПАЛОЧКОЙ В КОРОБОЧКЕ

Бежит мышка, бежит, а навстречу ей летит Муха.

ДУТЬ В РАСЧЁСКУ С ФОЛЬГОЙ/  МИРЛИТОН

Мышка ей и говорит: «Ты можешь сыграть  или спеть? А я буду танцевать!»  «Я устала и буду отдыхать!» - прожужжала Муха и села на стол.

 ДУТЬ В РАСЧЁСКУ С ФОЛЬГОЙ/  МИРЛИТОН

И побежала мышка дальше. Бежит она, бежит, а с потолка на паутинке спускается Паучок.

РЕЗИНОЧКИ ИЛИ ГИТАРА

Мышка ему и говорит: «Ты можешь сыграть или спеть?

А я буду танцевать!». Ничего не сказал Паучок и убежал.

РЕЗИНОЧКИ ИЛИ ГИТАРА

И побежала мышка обратно к себе домой и вдруг услышала тихую музыку.

КСИЛОФОН / КАРАНДАШИ

Мышка подошла к большим часам, а они застучали ещё громче: КСИЛОФОН / КАРАНДАШИ

«Какая красивая музыка!», - сказала мышка и стала танцевать.

СТУК ПОД ФОНОГРАММУ С ТАНЦЕВАЛЬНОЙ МУЗЫКОЙ

3. ЗАЯЦ  В  ЛЕСУ   2мин 52 сек.   9 шумов

Жил-был  в лесу  заяц-трусишка.

Вышел однажды заяц из дома, а  ёжик в кустах  вдруг как зашуршит!

ЦЕЛЛОФАН

Испугался заяц и - бежать.

ТРЕЩОТКА

Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть,

 а дятел на сосне как застучит!

КОРОБОЧКА

Бросился  заяц бежать.

 ТРЕЩОТКА

 Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а  там сова крыльями как захлопает.

ТКАНЬ

Побежал заяц из леса к речке.

БАРАБАН (быстро)

А на берегу речки лягушки сидели.

ТОН-БЛОК

Увидели они зайца – и прыг в воду.

МЕТАЛЛОФОН  

 Заяц обрадовался и говорит:

 - А звери меня, зайца, боятся!

Сказал так, и смело поскакал обратно в лес.

ПАЛЬЦАМИ    БАРАБАНИТЬ

  1.  ПЫХ       5 мин 58 сек          24   шума

Жили-были дед да бабка и была у них внучка – Машенька.

 Дед  мастерил:  молотком стучал

 БАРАБАН

 и пилой пилил.

 РУБЕЛЬ/ ТРЕЩОТКА

Бабка пол подметала

СКРЕСТИ БАРАБАН (ЩЁТКА ПО БАРАБАНУ)

 И пыль вытирала.

 ГЛАДИТЬ тряпкой БАРАБАН

А Машенька ничего не делала, только бегала и прыгала

КСИЛОФОН

Вот как-то Машенька и говорит : «Дедушка, принеси мне ягод, пожалуйста!» Дедушка и пошёл в огород: сначала по полу

 БАРАБАН

Потом по камушкам,

КСИЛОФОН

А потом по травке

ЦЕЛЛОФАН

Подошёл  дед к грядке, вокруг тихо, только пчёлки жужжат

 «ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ»

и комарики пищат «зззззззззззззз»

И только хотел дед ягодку сорвать, как кто-то  

на него как фыркнет:

ФЫРКАТЬ:  ПЫХПЫХПЫХПЫХ…

Дед испугался и домой побежал.

 КСИЛОФОН И      БАРАБАН

 Прибежал и говорит: «Я ягод  не принёс. Там, в огороде, какой - то страшный  Пых  сидит».

Тогда Машенька бабушке и говорит: «Бабушка! Принеси мне ягод, пожалуйста!». Бабушка и пошла в огород: сначала по полу

БАРАБАН

потом по камушкам,

КСИЛОФОН

а потом по травке.

ЦЕЛЛОФАН

Остановилась бабушка у грядки. Вокруг тихо, только пчёлки жужжат

 «ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ»

и комарики пищат.

 «зззззззззззззз»

И только хотела бабушка ягодку сорвать, вдруг кто-то на неё как зафыркает:

ФЫРКАТЬ

Бабушка испугалась и домой побежала.

БАРАБАН

Прибежала и говорит: «Я ягод  не принесла. Там, в огороде, какой -то страшный  Пых сидит».

Тогда Машенька говорит:

«Раз вы такие бояки, я сама  пойду!». Пошла  Машенька в огород: сначала по полу,

БАРАБАН

потом по камушкам

КСИЛОФОН

а потом по травке.

ЦЕЛЛОФАН

Остановилась Маша у грядки, и только хотела Маша ягодку сорвать, как кто-то на неё как зафыркает:

 ФЫРКАТЬ

А Маша и не испугалась. Смотрит, а в траве на грядке ёжик  маленький. Потрогала Маша  его колючки одним пальчиком.

ГИТАРА ИЛИ НАТЯНУТАЯ РЕЗИНОЧКА

Положила на землю платочек, взяла палочку и скатила его на платочек.

КСИЛОФОН

Принесла Маша ёжика в платочке домой и молоком напоила.  А  ночью  ёжик не спал и по комнате бегал.

БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ.

  1. ЗИМА В ЛЕСУ   3 мин 19 сек     10 шумов

Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирая еду на зиму.

ТРЕЩОТКА

Белочки прыгали по веткам, собирая орешки.

ЛОЖКИ

И вот  с неба стали падать снежинки.

МЕТАЛЛОФОН

Снег укрыл  землю пушистым белым одеялом.  И на снегу были видны  следы маленьких лапок.

ТРЕУГОЛЬНИК

Белочки устраивали себе гнёзда на деревьях.

Мыши попрятались в свои норки и делали себе  гнёздышки из травы.

 ШУРШАТЬ БУМАГОЙ

У всех было много еды. Белки грызли орешки,

 КСИЛОФОН

 Мышки грызли зёрнышки

  ТОН - БЛОК (рубель)

   РАСЧЁСКА / ГОФРИРОВАННЫЙ КАРТОН /  (Рубель)

В лесу   шумел холодный зимний ветер.

ДУТЬ

Но белочкам было тепло в гнёздах

ЦОКАТЬ ЯЗЫКОМ

И мышкам было  хорошо  в своих маленьких норках.

ПИЩАТЬ

 6. ГЛУПАЯ  ЛИСИЧКА    4 мин 25 сек    10  шумов

Бежала лисичка по лесу. Бежит – а  на веточке колокольчик висит и звенит.

КОЛОКОЛЬЧИК

Голосок  у тебя хороший, а сам ты плохой - сказала лисичка.

Не возьму тебя!

 И побежала лисичка дальше.

ЗВЕНЕТЬ КОЛОКОЛЬЧИКОМ

Бежит  лисичка, бежит, а на земле бутылочка лежит и   гудит.

ДУТЬ В БУТЫЛКУ

-  Напугать меня хочет! – сказала лисичка.

  А  я её  сейчас утоплю!

 Схватила лисичка бутылку и прибежала к речке.

 БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ

 Стала  лисичка бутылку топить, а  она булькает и тянет лисичку в воду.

 ДУТЬ ЧЕРЕЗ ТРУБКУ В ВОДУ?

Еле выбралась лисичка из речки на берег и дальше побежала.

КАСТАНЬЕТЫ??

Бежит лисичка, бежит и вдруг видит – а на дороге капкан.

-  Какую – то железку потеряли! – сказала лисичка.

 Посижу - ка я на ней, отдохну.

Только лисичка присела, а капкан вдруг…цап её за хвост!

ТАРЕЛКА

Уж лисичка его царапала – царапала,

ПЛАСТИК БАРАБАНА

 стучала – стучала…

СТУЧАТЬ ПО БАРАБАНУ

Еле вырвалась!

  И скорей домой побежала

 БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ

7.         ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ    4мин 46 сек    17 шумов

Однажды в курятнике, в гнезде за ящиком

кто-то тихо пискнул. Вот так:

ПИЩАТЬ

Курица -  мама  подбежала к гнезду и стала слушать:

В самом большом яйце снова кто-то пискнул, чуть – чуть громче:

ПИЩАТЬ

Курица осторожно постучала по яйцу.

ПОСТУЧАТЬ КАРАНДАШОМ ПО   СТОЛУ

Яйцо раскололось, и из него вылез маленький  цыплёнок:

ПИЩАТЬ

«С днём рожденья, малыш»,- сказала мама-курица.

«Пойдём, я покажу тебе, где можно покушать», и она пошла из курятника во двор, вот так:

 КОРОБОЧКА

А цыплёнок побежал за ней, вот так:

 КОРОБОЧКА

Курица привела своего маленького цыплёнка к кормушке с  

кашей. И они начали её клевать. Вот так:

   КСИЛОФОН

 Мама – курица сказала: «Стой здесь, я сейчас приду!», и куда-то ушла. И цыплёнок остался один. Он стоял, стоял и вдруг услышал  тихий звон.

ТРЕУГОЛЬНИК

«Как красиво звонят»,- сказал цыплёнок. «Это потому, что у меня день

рожденья?  Надо об этом всем рассказать.»  И он подошёл к  большой важной утке.

УТИНЫЙ МАНОК/ КРЯКНУТЬ

 «Слышите, как красиво звонят?» спросил цыплёнок.

ТРЕУГОЛЬНИК

«Это потому, что у меня день рожденья!». Но утка ничего ему не ответила . Тогда цыплёнок  подошёл к толстой свинье, которая  что-то ела из корыта.

ХРЮКНУТЬ

«Слышите, как красиво звонят?»

ТРЕУГОЛЬНИК

«Это потому, что у меня день рожденья!» Но свинья ничего не сказала.   Тогда цыплёнок подошёл к  чёрной кошку, которая вылизывала язычком свои лапы: «Слышите как красиво звонят?».

Кошка сказала «Мяу» и тихонько пошла к цыплёнку поближе.

ТИХОНЬКО ПОСТУЧАТЬ подушечками пальцев

Но тут прибежала мама-курица и закричала: «Ну-ка  быстро домой!» И они пошли в курятник.

ПОСТУЧАТЬ ПО КОРОБОЧКЕ

А в курятнике бегало много  маленьких цыплят:

ПИЩАТЬ

«Слышите, как красиво звонят»,- спросил цыплёнок.

ТРЕУГОЛЬНИК

«Это потому, что у нас день рожденья!»,-запищали цыплята

и захлопали крылышками. Вот так:

ПОХЛОПАТЬ В ЛАДОШИ

  1. ПРИШЛА ВЕСНА    2 мин. 35 сек.  11 шумов

Катюшу разбудили яркие солнечные лучи.

МЕТАЛЛОФОН

Ура -  обрадовалась Катя – можно идти гулять!

КСИЛОФОН

Катя вышла во двор и залезла на горку.

КСИЛОФОН

Она скатилась с горки

КСИЛОФОН

И упала.

БАРАБАН

Катя увидела дождевого червяка. Червяк выползал из земли.

КСИЛОФОН И ЩЁТКА

Катя встала на ноги и отряхнула юбочку

ЩЁТКА И ТКАНЬ

 Катя увидела большую бабочку и побежала за ней.

 КСИЛОФОН/КОРОБОЧКА

  Бабочка села на жёлтые цветы, похожие на маленькие солнышки.

ТАРЕЛОЧКИ

Мама очень любит цветочки – сказала Катюша, и она собрала

 целый букет.

МЕТАЛЛОФОН

Мама обрадовалась весенним цветам и поставила их в вазу.

ТРЕУГОЛЬНИК

9.        ЧЕЙ ГОЛОС ЛУЧШЕ       4 мин            6 шумов

Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше.

«У меня просто волшебный голос», - сказал большой хрустальный

бокал. И он зазвенел.

ТРЕУГОЛЬНИК или БОКАЛ

«У нас тоже очень приятные голоса», - сказали две чашечки. Одна из

них была побольше, а другая – поменьше, но их ставили на стол вместе

и они подружились. «Мы вместе можем сыграть песенку», - сказали чашечки и зазвенели.

ДВЕ  ЧАШКИ ИЛИ МЕТАЛЛОФОН

« Мы тоже умеем играть», -  сказали  деревянные ложки

и  сыграли что-то весёлое.

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

«Лучше послушайте меня»,- сказала баночка с крупой. «У меня тихий, но  интересный голос». И она загремела:

БАНОЧКА С КРУПОЙ ИЛИ МАРАКАСЫ

«Разве это музыка?», - закричала большая картонная коробка. «Тебя же почти не слышно! Вот как надо играть!», - и она громко застучала.

КОРОБКА  ИЛИ БАРАБАН

«Голос громкий, но не очень приятный»,- сказала большая  сковородка. «Послушайте теперь меня». И она зазвонила, как колокол:

СКОВОРОДКА  ИЛИ ТАРЕЛКА

Но тут Катенька, которая стояла под дверью и всё слышала, закричала:

«Мама, бабушка! Я нашла музыкальные инструменты! Идите на кухню!»

И она включила магнитофон, и все стали играть под музыку, а мама запела. И это был самый лучший голос.

10.        ТРИ  ПОРОСЁНКА       7 мин 19 сек.   38  шумов

Жили-были три маленьких поросёнка, три брата.

ХРЮКАТЬ

Целыми днями они бегали,

КСИЛОФОН    

прыгали  по лужам

 МЕТАЛЛОФОН

и выкапывали из земли вкусные корешки.

 СКРЕСТИ ПАЛОЧКОЙ КСИЛОФОН

Но наступила осень, и стал часто идти дождь.

 МЕТАЛЛОФОН

Поросята мокли и мёрзли.

  ГОЛОС: ВВВВВВВВВВВ

Старший брат стал себе строить домик из тяжёлых камней.

 БАРАБАН

Средний брат построил себе домик из дощечек.

  КСИЛОФОН

А младший поросёнок построил себе домик из соломы. Быстрей всех.

ЦЕЛЛОФАН

А потом  пошёл снег, и стало совсем холодно. Поросята грелись в своих домиках, а из леса слышался вой  волка.

ГОЛОС В КАРТОННУЮ? ТРУБКУ

Волку  захотелось есть, и он побежал за  младшим поросёнком.

БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ

Волк подбежал к соломенному домику и зарычал:

РЫЧАТЬ

В дверь застучал.

БАРАБАН

Волк подул!

ДУТЬ В КОРОБОЧКУ

И соломенный домик разлетелся!

 ВИЗГ

Поросёнок бросился бежать,

БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ

а волк  за ним!

БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ

Поросёнок вбежал в дом среднего брата и захлопнул дверь!

УДАР В БУБЕН

Волк подбежал к дому и зарычал,

 ГОЛОС

В дверь застучал.

БАРАБАН

Волк подул!!

 ДУТЬ

И деревянный домик развалился!

 КСИЛОФОН (глиссандо)

Поросята бросились бежать,

 БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ

 а волк за ними!

 БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ ПО БАРАБАНУ

Поросята вбежали в дом старшего брата и захлопнули дверь!

  БАРАБАН

Волк подбежал к дому и зарычал,

РЫЧАТЬ

в дверь застучал,

БАРАБАН

волк подул!

ДУТЬ

Но дом не развалился! Волк подул ещё сильней.

  ДУТЬ

Но дом даже не покачнулся. Волк подул изо всех сил!!

  ДУТЬ

Но дом стоял, как раньше. Ведь он был каменный.

 Волк полез на крышу. Поросята услышали шаги на  крыше.

  БУБЕН

Они сняли крышку с большого котла,

 ТАРЕЛКА/КРЫШКА КАСТРЮЛИ

а в котле грелся суп.

 ДУТЬ В ВОДУ ЧЕРЕЗ ТРУБКУ

Волк залез в трубу на крыше и съехал по трубе вниз!

   КСИЛОФОН ГЛИССАНДО (нисходящее)

Из трубы он упал прямо в котёл с горячим супом!

   ТАРЕЛКА/ КРЫШКИ КАСТРЮЛИ?

Волк выпрыгнул из котла!

БАРАБАН

Выскочил из дома!

КСИЛОФОН ГЛИССАНДО (восходящее)

Побежал в лес!

БАРАБАН (стук пальцами)

И поросята его больше никогда не видели!

 ХРЮКАТЬ

ШУМОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ  СКАЗОЧЕК  И РАССКАЗОВ

 В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания

в дошкольном возрасте.

  Предлагаемые нами сказочки  с шумовым оформлением являются

весёлыми  и эффективными упражнениями для слухового восприятия,    а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 6 лет.

Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:

1.Ребёнок  реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

2.Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.

3.Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.

4.Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.

5.Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.

6.Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

«Заюшкина избушка». Русская народная сказка.

Жили-были лиса да заяц.

У лисы была избенка ледяная металлофон,

у зайца — лубяная - ксилофон. 
Пришла весна красна, у  лисы  на  крыше  выросли  большие  сосульки  и  закапали –
треугольники,

 домик  у  лисы  растаял  и  утек  ручейком металлофон,

 а у зайца стоит по-старому.

Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избенки и выгнала  – бубен.

Идет дорогой зайчик, плачет треугольники.

 Ему навстречу собаки – кастаньеты  и  деревянные ложки.

— Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь? 
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная -
ксилофон, а у лисы ледяная - металлофон. 

Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала. Бубен.
— Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу. 
Подошли они к избенке  и  залаяли –
кастаньеты  и  ложки
— Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон! 
А лиса им с печи: 
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!  -
бубен.
Собаки  испугались и убежали – кастаньеты  и  ложки. 
Зайчик опять идет дорогой, плачет  и  капают  у  него  слезки – треугольники.

 Ему навстречу медведь - барабан: 
— О чем, зайчик, плачешь? 
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная -
ксилофон, а у лисы ледяная - металлофон. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала - бубен. 
— Не плачь, я твоему горю помогу. 
Барабан.
— Нет, не поможешь. Собаки гнали — не выгнали, и тебе не выгнать. 
— Нет, выгоню! 
Подошли они к избенке. Медведь как закричит: 
— Поди лиса, вон! 
Барабан.
А лиса им с печи: 
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! 
- бубен.
Медведь испугался и убежал. Барабан.
Идет опять зайчик дорогой, плачет пуще прежнего. Ему навстречу петух с косой
(музыка): 
— Ку-ка-реку! О чем, зайчик, плачешь? 
Деревянные  ложки.
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная (ксилофон), а у лисы ледяная (металлофон). Попросилась она ночевать, да меня и выгнала. Бубен.
— Пойдем, я твоему горю помогу. 
— Нет, петух, не поможешь. Собаки гнали — не выгнали, медведь гнал — не выгнал, и тебе не выгнать. 
— Нет выгоню! 
Деревянные  ложки.
Подошли они к избенке. Петух лапами затопал, крыльями забил: 
Ку-ка-ре-ку! 
Иду на пятах
, (ксилофон и ложки),
Несу косу на плечах, 
Хочу лису посечи, 
Слезай, лиса, с печи, 
Поди, лиса, вон! 
Лиса услыхала, испугалась и говорит: 
— Обуваюсь… 
Бубен
Петух опять: 
Ку-ка-ре-ку! 
Иду на пятах, 
Несу косу на плечах, 
Хочу лису посёчи, 
Слезай, лиса, с печи, 
Поди, лиса, вон! 
Лиса опять говорит: 
— Одеваюсь
…  Бубен.
Петух в третий раз: 
Ку-ка-ре-ку! 
Иду на пятах, 
Несу косу на плечах, 
Хочу лису посёчи, 
Слезай, лиса, с печи, 
Поди, лиса, вон
(Играют  все  инструменты.)
Лиса испугалась  и  убежала, только  её  и  видели
(бубен). 

И стали петушок  с зайчиком жить-поживать в лубяной избушке дружно  и  счастливо.

Оркестр.