Формирование понятийного аппарата на уроках обществознания

Токарева Ольга Владимировна

Современный урок – это такой урок,  когда учащиеся под руководством учителя добывают и усваивают новые знания, сами исследуют факты и делают выводы. Эффективное обучение – это не просто запоминание,  а активная интеллектуальная деятельность ученика. Ведь, часто объектом проверки и оценивания становятся не только знания,  но и умения и навыки учащихся.

Современный урок невозможен без применения различных форм,  технологий,  методов,  приемов. Они делают обучение ярким,  эмоциональным, кроме того дают хорошие результаты, которые подтверждаются контрольными срезами,  итоговыми аттестациями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx42.63 КБ
Файл презентация к выступлению1.11 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление

Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор - к смерти все готово. Всего прочнее на земле печаль И долговечней - царственное слово. (А. Ахматова) Умение работать со словом, с понятием одна из метапредметных компетенций учащегося.  

Современный урок – это такой урок,  когда учащиеся под руководством учителя добывают и усваивают новые знания, сами исследуют факты и делают выводы. Эффективное обучение – это не просто запоминание,  а активная интеллектуальная деятельность ученика. Ведь, часто объектом проверки и оценивания становятся не только знания,  но и умения и навыки учащихся.

Современный урок невозможен без применения различных форм,  технологий,  методов,  приемов. Они делают обучение ярким,  эмоциональным, кроме того дают хорошие результаты, которые подтверждаются контрольными срезами,  итоговыми аттестациями.

Много,  много лет назад, когда я впервые провела тщательный анализ результатов ЕГЭ по обществознанию,  мне стал интересен вопрос, какой объем обществоведческих понятий должен быть усвоен выпускником для успешной сдачи ГИА. Проведя небольшие расчеты и проанализировав учебники, варианты ЕГЭ и ОГЭ я пришла к выводу, что выпускник должен овладеть приблизительно 1500-2000 базовых понятий. Конечно же, выучить наизусть такой объем просто невозможно, поэтому главная задача учителя сегодня сформировать базу для понятийного аппарата и научить учащихся самим формировать и формулировать базовые понятия.

Включение же в педагогическую деятельность систематической работы с понятиями помогает вести более целенаправленную работу по систематизации знаний. Ведь, без осмысления  понятий нельзя говорить о хорошем знании предмета. Поэтому важнейшей частью преподавания обществознания, да и истории  является работа над понятийным аппаратом. При этом важно отметить,  что знания понятий одновременно является целью и средством обучения, поскольку каждое новое значение базируется над предшествующем - нельзя работать над содержанием определяемого понятия без знания определяющих его терминов (новые для учащихся факты соотносятся с известными понятиями и в результате облегчается их понимание).

Формирование понятий и научных терминов одна из актуальных проблем педагогического процесса. Я считаю, что использование разнообразных форм работы, учет индивидуальных особенностей учащихся, дает возможность более эффективно формировать понимание понятий и использование их в изложении материала научным языком.      

Задача учителя состоит не просто в том, чтобы научить учеников работе с понятийным аппаратом, а заинтересовать их, пробудить у них интерес к изучению понятийного аппарата. Ведь процесс обучения - это встречный процесс. Необходимо направить усилия на формирование у учеников своей гражданской позиции по вопросам, рассматриваемым в рамках любого предмета. Ученики должны не просто ориентироваться в понятийном аппарате и многочисленных подходах к тем или иным понятиям, у них должно сформироваться свое мнение по отношению к этим понятиям.

Свою работу по формированию понятийного аппарата на уроках да и во внеурочной деятельности  строю в рамках системно-деятельностного подхода,  на следующих принципах:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений и конечно же базовых понятий

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте  общественных наук в системе наук.

4. Принцип минимакса заключается в том, что предлагаю  каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

В работах психологов понятие определяется как форма мышления, как основная логическая «клетка познания». Процесс формирования понятий рассматривается как развитие мышления, как движение от неполных, бессистемных знаний к знаниям более глубоким.

Психологами определены наиболее типичные ошибки, которые школьники допускают в процессе работы над понятиями. К ним относятся: неумение выделять все признаки понятия, стремление указать из них только один или два наиболее ярких; неумение отделить существенные признаки о несущественных; тенденция к обобщению по неполным признакам.

С целью повышения эффективности усвоении научных понятий и предупреждения возникновения типичных ошибок психологами предлагается:

- четко выделять общие и различные признаки понятий при сравнении различных исторических явлений и добиваться усвоения этого учениками (так называемый принцип «ранней дифференцировки», разработанный Д.Н. Богоявленским);

- раскрывая понятие, следует добиваться от учеников понимания и выполнения существенных и несущественных признаков, обучать их противопоставлять существенные признаки несущественным (так называемый принцип «расчлененной абстракции», выдвинутый Е.Н. Кабановой - Меллер);

- перечисляя несущественные признаки, проявить большую внимательность и сохранить только те, которые лягут в основу обобщений (метод Н.А. Менчинской);

- изучения явления начинать с самого главного, определяющего признака, того, что выражает сущность изучаемого (В.В. Давыдов).

Таким образом, учителю и ученикам в самом начале работы над понятием даются ориентиры, помогающие усвоить и осознать его сущность.

Проблема формирования понятий в начальном обучении истории рассматривались методистами И.В. Гиттис и В.Т. Карцовым. Они отмечали, что уже на начальном этапе обучения истории необходимо не только накопление фактов и образов, но и их первоначальное обобщение и систематизация.

Большое внимание в методической науке уделялось вопросу классификации \бюпонятий. В 50-е годы была предложена классификация понятий, в основу которой были положены степень обобщенности и содержания понятий.

В дальнейшем Г.М. Донской разработал таблицу категорий понятий. На этой основе Г.В. Клоковой составлена классификация исторических понятий по отдельным курсам истории (V-VII классы).

В методической литературе разрабатывались пути формирования исторических понятий. Большой вклад в решение этого вопроса внёс А.А. Вагин. Им были намечены этапы формирования понятий: создание целостной картины исторического явления, выделение существенных признаков исторического факта, определение понятия; упражнение по его использованию, выработка умений оперировать понятием, применять его для анализа и познания исторического материала. Основным путем формирования понятий А.А. Вагин считал индуктивный - от раскрытия отдельных черт и признаков понятия на конкретном историческом материале к введению определения и термина на завершающем этапе работы.

За необходимость применения дедуктивного пути формирования понятий высказывались Л.Н. Боголюбов, Н.Г. Дайри, и И.Я. Лернер. Дедукция даёт школьникам возможность проявить большую самостоятельность в умении оперировать понятием.

Исследованиями дидактов и методистов доказано, что понятия и терминологические положения в школьных курсах  обществознания и истории могут быть усвоены лишь при опоре на конкретные факты. Это очень важный вывод ещё раз подчеркивает взаимосвязь усвоения фатов и понятий.

Понятие — это форма абстрактного (логического) мышления, его фундамент, форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или его свойство. Используя понятие, ученик высказывает суждения и делает умозаключения. Понятие — суждения — умозаключение — так совершается мыслительная деятельность, без которой невозможно осознанное овладение предметом. Понятие — это ядро, базисная единица вокруг которого формируются научные знания, это одна из логических форм мышления в противоположность суждению и умозаключению, которые состоят из понятий. Суждение – мысль, не только соотносящаяся с некоторой ситуацией, но и являющаяся утверждением или отрицанием наличия этой ситуации в действительности. Суждение есть связь понятий. Умозаключение есть вывод нового знания. Суждение, умозаключение, доказательство как три формы рационального познания в их единстве образуют некоторую целостность, участвующую в развитии теоретического мышления и способствующую формированию теоретических знаний о человеке и обществе. Курс обществознания насыщен научными понятиями. Они представляют собой обобщенное знание, отражающее существенные свойства предметов или явлений в мышлении ученика.

Процесс формирования понятий – психологическое явление. Этот  процесс, как отмечал Л.С. Выготский, требует развития произвольного мышления, логической памяти, абстракции, сравнения и различия. Эти сложнейшие психические процессы не могут быть просто памятью, просто заучены и усвоены. Научные понятия могут возникнуть только на базе более низших и элементарных типов обобщений.

 Каждое понятие не изолировано, не само по себе, а находится в определенной связи с остальными. Поэтому одно из главных условий формирования мышления — это системность обучения, т. е. овладение понятиями, расположенными в определенной системе. Система понятий должна образовать структурный скелет знаний по темам и по всей учебной дисциплине в целом. Понятийный аппарат школьного курса многомерен и сложен. Определение понятия — это логическая операция, которая раскрывает его содержание. Определение понятия не должно быть двусмысленным, т. е. в нем нельзя употреблять термины в переносном значении, понятие не должно быть сложным и непонятным, не должно быть отрицательным, нельзя употреблять понятия, которые являются определяемыми. Чтобы определить понятие надо найти его смысл, выделить признаки и значение. Владеть понятийным аппаратом — значит знать содержание понятий и уметь применять их в учебной деятельности, а так как обществознание и история — информационно емкие учебные предметы, то большинство обществоведческих понятий имеют несколько смыслов. Один из вариантов запоминания, а затем и воспроизведения — создание ассоциаций. При этом учащиеся создают зрительный образ понятия, конструируют определения понятия по зрительному образу, учащиеся с преобладающим развитием правого полушария мозга, отвечающего за творчество, имеют возможность усвоить понятийный аппарат именно таким образом лучше. В процессе визуализации срабатывает непроизвольное запоминание, используется и развивается творческое нестандартное мышление. Усвоение понятий должно носить личностный смысл, для того, чтобы ученик научился правильно, кратко, но по существу, выражать свои мысли, составить речь, обращение, он должен осознанно использовать понятия и термины. Ученик должен владеть навыками работы с понятиями, которые будут применимы и для другого предмета. Учитель должен учитывать уровень обучаемости школьников и дифференцировать формы работы по уровням сложности. Эффективное развитие исторических знаний возможно только при выполнении главного методологического правила — объем изучаемого материала при изучении понятий должен увеличиваться постепенно. Развитие понятий проходит несколько этапов: раскрытие основной сути понятия; определение существенных признаков понятий; включение в содержание понятия новых элементов; умение установить место понятия в общей системе знаний.

Приемы и формы работы по формированию понятийного аппарата должны зависеть от возраста, уровня класса, методики работы, от этапа введения, закрепления или контроля. Критерием успешного усвоения понятий может быть следующее: ученик по памяти воспроизводит определение, может привести примеры, может увидеть место понятия в общей системе знаний и способен применять усвоенные знания, как в привычной ситуации, так и в новых условиях. Главное в процессе формирования понятийного аппарата — это постановка и решение учебной задачи, открытие новых способов действий, установление мотивации, важность знания понятий как основы логического продуктивного мышления. Создание ситуации незнания, заманивания в учебную задачу. Старый способ работы с понятиями по словарю в современных условиях малопродуктивен. В словарях часто встречаются разные подходы к определениям, называются разные признаки, в социальных сетях (для детей значимо) — представлены часто определения понятий, связанные с отношением автора к этому понятию. Таким образом, изучать понятия нужно осознанно. Необходимо применить более продуктивный способ запоминания, в основе его лежит обязательная самостоятельная деятельность по выделению признаков понятий. Учащиеся должны знать алгоритмы разных видов работы, в том числе и знать алгоритм составления понятия: перевод или этимология слова; определение, частью какого более широкого понятия оно является; какие существенные признаки можно выделить и какими признаками должны отличаться от других понятий; поставить признаки в логически удобной для запоминания позиции; работа в группах по закреплению алгоритма работы над понятием, помощь более сильных учеников слабым; индивидуальное представление своей работы и обязательное закрепление дома алгоритма работы по формированию и запоминанию понятий. Итак, владеть понятием — это знать его содержание, объем, а также связи и отношения с другими понятиями. И главное — уметь применять его в учебном познании. При формировании понятийного аппарата у школьников учитель должен задействовать все виды памяти — зрительную (видеть); слуховую (но не просто слушать, а воспринимать речь учителя); осязательную (прикасаться), двигательную (записывать). Особенное значение приобретает эмоциональная память (переживания), я считаю это очень важным, особенно при рассмотрении проблемной задачи. Бессмысленно заучивая понятия, школьник теряет интерес к предмету и вообще к обучению. Ученик должен самостоятельно конструировать понятие под руководством учителя.

Работа с понятиями может стать более продуктивной, если педагог будет использовать алгоритм, предложенный Э. Стоунсом (Проектирование программ развития учащихся: в Сб. материалов, Новокузнецк, ИПК, 1997).

По его убеждению, обучение учащихся какому-либо понятию состоит из трех фаз.

А - преактивная (подготовительная) фаза, где:

осуществляется анализ предстоящего урока с точки зрения задач обучения, устанавливаются ключевые аспекты, соподчиненность понятий, приводятся конкретные примеры;

оцениваются предшествующие знания учащихся, если это невозможно, то это действие переносится на следующую фазу.

В-Фаза активного взаимодействия с учащимися для обучения их намеченному понятию. Она состоит из следующих действий:

дается предварительное представление о характере нового научения;

объясняется термин, используемый для обозначения нового понятия, раскрываются его признаки, ранее усвоенные понятия связываются с вновь усваиваемыми;

для облегчения идентификации (узнавание, различие существенных признаков) приводится различные примеры с несколькими признаками;

для того, чтобы ученики легко различали существенные и несущественные признаки, характерные особенности первых усиливаются, на них делается больший акцент;

для различия существенных и несущественных признаков приводятся примеры объектов, не относящихся к усваиваемым понятиям;

учащиеся поощряются к объяснению понятий собственными словами.

С - Фаза оценки результатов обучения.

Она предлагает предъявление ученикам новых примеров с тем, чтобы те сказали, какие из них являются вновь усвоенными, а какие нет. Следует отметить, что для развития мышления учащихся при работе над понятиями целесообразно использовать специальные упражнения, разработанные психологами (Рогова Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995).

Системно-деятельностная  технология  подготовки учащихся к ЕГЭ, ГИА включает  на мой взгляд четыре взаимосвязанных и последовательных  этапа. Такая поэтапная подготовка позволяет мне  организовать учебный процесс как  самостоятельный, творческий поиск самого ученика в партнёрском взаимодействии с учителем.

1 этап  -  работа с понятиями на уроках и элективных курсах.      

 - работа со скелетными понятиями;                                                                                                -  выделение ключевых слов-маркеров;                                                                                        -  подчеркивание;                                                                                                                                                            -  работа с эссе;

2 этап  -  работа с  текстами

  • методы внимательного прочтение текста;
  • работа с маркерами, методом инсерта
  • составление плана простого и сложного;
  • составление кластеров;
  • работа по  кейс-технологии.

3 этап -   работа  с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ЕГЭ.

При введении нового понятия выстраиваю работу по следующему алгоритму:

  1. Обращение к этимологии слова.
  2. Выстраивание ассоциаций.
  3. Выделение существенного признака понятия.
  4. Установление категориальных принадлежностей.
  5. Сравнение с другими понятиями.
  6. Введение понятия.
  7. Выстраивание логических взаимосвязей.

Пример введения понятия «Экономика» в 5-7 классе: 

  1. В переводе с греческого слово «экономика» происходит от греческого oikonomia – управление домашним хозяйством. Однако в современном языке оно более многозначно.
  2. Ассоциации учащихся: натуральное хозяйство, производство, природные ресурсы.
  3. Существенный признак: хозяйство, удовлетворения потребностей.
  4. Категориальная принадлежность: тип экономической системы по форме правления: традиционная система, рыночная, командно-административная система, смешанная система.
  5. Сравнение традиционной системы и рыночной системы.
  6. Экономика — система общественного производства, осуществляющая собственно производство, распределение, обмен и потребление необходимых обществу материальных благ, включая продукты и услуги
  7.   Построение предложений, содержащих информацию о экономике

Деятельность учащихся на всех этапах  сопровождается   работой как с готовыми  с интерактивными  презентациями    с целью дальнейшего углубление знания, систематизация и классификация  знаний, так и созданием своих презентаций. Каждый ученик создаёт свою тетрадь – тренажёр, где собирает полный банк информации  блокам, разделам, темам обществознания.

Приём Скелета или каркаса

Работать с этим приёмом можно и  нужно с 5-6 классов, постепенно формируя так называемые скелетные понятия. Вопрос учащимся: Назовите основные скелетные понятия вам известные.   Например: демос, логос, тео, кратос, фило, софос, антропо и т.д.  Назовите как можно больше обществоведческих терминов  включающих в себя такие  скелетные понятия и дайте им простейшие определения.

 На основе таких скелетных понятий учащиеся легко формулируют простейшие определения обществоведческих терминов, а постепенно усложняя их могут уже работать не только в части А,В заданий ЕГЭ, но и в части С.

Прием использования маркеров - эффективный механизм формирования данной компетентности. Маркер - это сущностный, родовой смысл понятия. Маркер - это смысловой ключ к понятию,  «системная полочка», на которой находится  понятие. Чтоб было понятно,  приведём примеры маркеров  в нашем окружении. Например: стул - маркер мебель,   к  понятию – «система» – маркер – «целое».  Работая над определённым понятием в тесте,  учащийся учится находить "слово - маркер" - главное смысловое слово. Оно является ключевым в работе над заданиями теста части А

Например: (Учащиеся приводят примеры маркеров)

- понятие - "индивидуальность" - маркер - "своеобразие".

- понятие - "индивид" - маркер - "типичное, общее".

- понятие - "суверенитет" - маркер - "независимость".

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

Прием подчёркивания понятия

Данный приём ведёт к глубокому усвоению обществоведческих понятий, а также позволяет учащимся успешно справляться как  с заданиями части, так    и  части С, требующими дать определение понятия и составить два предложения, раскрывающими сущность данного понятия; перечислить признаки.

Например: при работе с термином "право" учащимся предлагается 1)сформулировать определение понятия право (письменно) и озвучить его.

  1. подчеркнуть главные слова.  Право - система общеобязательных правил поведения, принятых государством и обеспечиваемых силой государственного принуждения.
  2.    Представить,  данные слова  в виде нескольких предложений (это и есть признаки права).

Этот приём очень успешен и при работе над эссе.  При работе с высказываниями учитель обращает внимание учащихся на ключевые термины или слова. Именно их правильная интерпретация дает возможность верно определить проблему, которую поднимает автор.

        Например, в высказывании  Ж. Жубера «Лучшие законы рождаются из обычаев» (демонстрационная версия 2011г.) находим ключевые слова «закон» и «обычаи» и определяем проблему соотношения, взаимосвязи созданных людьми законов и существующих обычаев.

Приём «Гнездо понятий»

Я предлагаю сейчас в работу включиться и вам, внимательно прослушайте,  в чём сущность данного приёма, а затем по образцу выполните предложенное задание.

Полезно работать с так называемыми гнездами понятий. Например, взяв за основу одно большое понятие, мы ищем 1) более широкое понятие, которое будет включать рассматриваемое,           2) рядоположенные, совпадающие по объему и определенности признаков,  3) более частные, входящие в состав понятия, 4) конкретные понятия.

Понятие «рыночная экономика», предложить школьникам указать: («экономика», «экономическая сфера»),  («командная экономика», «традиционная экономическая система») («конкуренция», «закон стоимости»)  («бюджетный дефицит», «налоговая ставка» и др.).

Применение приёма «гнездо понятий», в котором за основу берется определенный термин или понятие (например, «социальная стратификация»).  Далее учащимся предлагается

А) назвать более  широкие по смыслу понятия (например: «социальная дифференциация);

Б) назвать более узкие по смыслу понятия  (например: социальный слой);

В) назвать частные понятия, входящие в состав понятия (например: доход, власть, привилегии, престиж);

Г) назвать понятия из других сфер жизни общества (экономической, политической и духовной), связанные с понятием (например:  образование, экономический кризис, политический режим).

Почему учащиеся утрачивают знания, приобретенные год или два назад?

Во-первых, учащийся не имел достаточной мотивации для глубокого усвоения исторической терминологии.

Во-вторых, приобретенные учащимися знания не были своевременно введены на научной основе в его терминологический арсенал, что привело к естественному результату - их выпадению из памяти, вообще.

В-третьих, если работа учителя над терминологической грамотностью была пассивной, то у учащихся вырабатывается житейско-бытовое представление о терминах. Считая это нормальным, учащийся не стремится повторно раскрыть словарь терминов.

При выявлении у учащихся уровней терминологической грамотности в ракурсе рассматриваемой причины, вызывающей необходимость постоянной работы учащихся над исторической терминологией, отмечается ряд допускаемых ошибок.

Частое смещение учащимися близких, либо сходных по внешнему звучанию, но далеких по смыслу терминов.

Например: славяне - словене - словенцы; цивилизационный - цивилизованный; оккупация - аннексия - экспансия; национализация - конфискация - экспроприация и т.д.

Смысловое различие сходных по звучанию терминов разительно.

Формальное, внешне правильное озвучивание определения, то есть правильное на слух, но не осознанное понимание.

Зная наизусть определение понятий, учащиеся не всегда разбираются в их смысле и не могут ввести их в научный оборот.

. Житейско-бытовое представление о терминах.

На этом уровне «познания» находятся многие учащиеся. Даже в нынешних условиях, когда демократию оценивают как свободу слова, «цивилизацию общества» видят в наивысшем уровне его развития, мелкая буржуазия для них не иначе как бедная буржуазия и т.д. Считая конюшего человеком, ухаживающим за лошадьми (конюхом), учащиеся приходят в недоумение, когда узнают, что в правление Фёдора Ивановича сам Борис Годунов имел чин конюшего - один из придворных чинов.

Четвертая причина - содержание отдельных терминов в зависимости от времени, исторической обстановки, места употребления может несколько или основательно меняться.

Обратимся к терминам «левые и правые». В начале XX века «левыми» считались социал-демократы, а «правыми» - сторонники самодержавия.

После октябрьской революции «левыми» стали противники большевистского режима - эсеры и меньшевики, а «правые» возглавили тоталитарный режим.

С середины 80-х годов к «правым» причисляются коммунисты. После запрета КПСС они вновь становятся «правыми».

Пятая причина - постоянное обогащение исторического языка новыми терминами.

В последнее время в употреблении появились относительно новые термины: приватизация, контркультура, ментальность, анналы, пассионарность и др. Трудность овладения этими и другими новыми словами заключается в том, что многим из них не выработаны научные определения. Нельзя их обойти, поскольку они встречаются на страницах учебников и в средствах массовой информации.

Шестая причина - выход из словарного обихода человека или редкое употребление в современной литературе терминов, широко используемых авторами древних и средних веков.

«Когда мы берем в руки рукописный документ XVI века - отмечал В.О. Ключевский, - какую-нибудь грамоту, то мы читаем её со страхом, потому что не знаем, поймём ли её; очень легко встретить термин, перед которым нам придется остановиться в недоумении…» (Ключевский В.О. Соч. - т. 6, с. 7).

Язык прошлых веков требует перевода на современный русский: история не стоит на месте.

Седьмая причина - терминологический аппарат стал ареной острейшей идеологической борьбы в современных условиях. Людям свойственно подстраиваться по нововеяния и нововведения.

Отсюда - разнообразие толкований тех или иных терминов в зависимости от идеологических, религиозных, политических и других пристрастий. Столько различных толкований вкладывается в смысл таких терминов, как общечеловеческие ценности, открытое общество, демократия, свобода слова, идейная терпимость.

Таков основные причины, которые подводят учителя и учащихся к осознанию необходимости систематической и вдумчивой работы по расширению терминологического аппарата, его отработке на научной основе. 

Несомненно, что работа над понятийным аппаратом курса должна вестись системно, начиная с 5 го класса. Изучение понятий не должно сводиться к элементарному заучиванию терминов. Для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ обучающиеся должны раскрывать основные понятия курса, прослеживать логические взаимосвязи между социальными явлениями, формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с информацией.

Приём Скелета или каркаса

Работать с этим приёмом можно и  нужно с 5-6 классов, постепенно формируя так называемые скелетные понятия. Вопрос учащимся: Назовите основные скелетные понятия вам известные.   Например: 

 .               Akite (Бумага)

  • Oikonomike (Домашние хозяйство)
  • Market (Рынок)
  • Monos (Один)
  • Poleo (Продаю)
  • Business (Дело)

  Назовите как можно больше обществоведческих терминов  включающих в себя такие  скелетные понятия и дайте им простейшие определения.

 На основе таких скелетных понятий учащиеся легко формулируют простейшие определения обществоведческих терминов, а постепенно усложняя их могут уже работать на более серьезные понятия



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование понятийного аппарата на уроках обществознания и истории.

Слайд 2

Формирование понятий требует развития произвольного мышления, логической памяти, абстракции, сравнения, неординарности в трактовке и одной памятью здесь не обойтись. Нужно идти от простого к сложного, от знакомого к незнакомому, от единичного к сложному. Л.С. Выготский

Слайд 3

Системно-деятельностный подход Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостного представления о мире Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества

Слайд 4

Эффективность усвоения четко выделять общие и различные признаки понятий при сравнении и добиваться усвоения этого учениками (так называемый принцип «ранней дифференцировки», разработанный Д.Н. Богоявленским); раскрывая понятие, следует добиваться от учеников понимания существенных и несущественных признаков, обучать их противопоставлять существенные признаки несущественным (так называемый принцип «расчлененной абстракции», выдвинутый Е.Н. Кабановой - Меллер ); перечисляя несущественные признаки, проявить большую внимательность и сохранить только те, которые лягут в основу обобщений (метод Н.А. Менчинской ); изучения явления начинать с самого главного, определяющего признака, того, что выражает сущность изучаемого (В.В. Давыдов).

Слайд 5

Методы формирования понятий Ассоциативный метод Дедуктивный метод умения проводить мыслительные операции: наблюдение, анализ, синтез, сравнение. Недостаток в том, что уровень представлений о предметах будет у учеников разным, так как представления всегда индивидуализированы и зависят от характера и психологических особенностей ученика. Однако понятия должны иметь у всех учеников одинаковые, понятные каждому определения. Задача учителя – перевести знания с уровня представлений на уровень теоретического осмысления. Когда у школьников нет начальных представлений. Это метод мышления, при котором частное положение логическим путём выводится из общего. Учитель сначала вводит понятие, оперирует понятием в изложении материала, конкретизирует его содержание. Ко времени обязательного введения понятия ученики уже знакомы с ним, что обеспечивает успех его усвоения.

Слайд 6

Понятие — это форма абстрактного (логического) мышления, его фундамент, форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или его свойство. Используя понятие, ученик высказывает суждения и делает умозаключения. Понятие — суждения — умозаключение — так совершается мыслительная деятельность

Слайд 7

три фазы усвоения понятия А - Преактивная (подготовительная) фаза В - Фаза активного взаимодействия с учащимися для обучения их намеченному понятию. С - Фаза оценки результатов обучения.

Слайд 8

Алгоритм введения понятий Обращение к этимологии слова. Выстраивание ассоциаций. Выделение существенного признака понятия. Установление категориальных принадлежностей. Сравнение с другими понятиями. Введение понятия. Выстраивание логических взаимосвязей.

Слайд 9

Приём скелета или каркаса Autarkeia ( греч .) – самоудовлетворение Autokrateia ( греч .) – самовластие Adaptatio (лат.) –приспособление Accredo (лат.) – доверяю Alter (лат.) один из двух Associatio (лат.) соединение Audito (лат) слушатель Auctio (лат) продажа Banco (итал.) лавка менялы Rotto (итал. ) сломанный Bursa (лат) кошелек Valuta ( итал ) стоимость Visus (лат.) увиденный Gilde (нем.) корпорация Grant (англ.) дотация De (лат) движение вниз Valeo (лат) стою Dumping (англ.) сбрасываю Deficit (англ.) недостаёт Dividendus (лат.) подлежащий разделу Dotatio (лат.) дар Image (лат) вид Instantia ( лат.) близость

Слайд 10

“ Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю” Маркеры

Слайд 11

Денотатный граф I этап - вычленение из текста ключевого слова или словосочетания, от которого будет составляться денотатный граф. II этап - подбор глаголов, которые будут связывать ключевое понятие и его признаки III этап – подобрать существенные признаки ключевого понятия, которые связываются с ним через выбранные глаголы. Для каждого глагола можно найти 1-3 признака. Денотатный граф составляется сверху вниз. Вначале нужно подобрать глаголы, а только потом сопоставить с ними признаки. Является опорным конспектом, по нему легко рассказать тему, закрепить материал.

Слайд 14

Гнездо понятий Понятие и к нему: более широкое понятие, которое будет включать рассматриваемое; рядоположенные , совпадающие по объему и определенности признаков; более частные, входящие в состав понятия ; конкретные понятия.

Слайд 15

Активные формы а) Составление кроссвордов, ребусов требует знания терминов, творческого процесса, умения оформлять сетку кроссворда, ребуса. При составлении или решении кроссворда, ребуса запоминается правильность написания, что встречается и в олимпиадных заданиях . Проводится урок обобщения знаний по определённой теме (урок-кроссворд), на котором каждый ученик не только решает кроссворд, подготовленный другим учеником, но и выступает в качестве проверяющего учителя. Этот вид работы имеет большое значение для развития памяти.

Слайд 16

Угадайте понятие и дайте ему определение Пример: М- - Е- - - З- - -Я Модернизация – существенное обновление в каких – либо областях. К- -Ф- - - - - М Конформизм – приспособление к существующим взглядам, мнениям.

Слайд 17

Нарисовать понятие. Этот вид задания применяется в 5 – 6 классе и с интересом воспринимается учениками. Например, на уроке в 5 классе по теме «Орудия труда первобытных людей» ученики с удовольствием рисуют примеры различных орудий труда. Затем можно обменяться рисунками в паре. Ученик подписывает название орудия труда.

Слайд 18

Конструирование понятия Из приведенных слов составить обществоведческое определение: Уровень развития, более совершенный, менее совершенный, переход ( уровень развития от менее совершенного к более совершенному - прогресс )

Слайд 19

Систематическая понятийная работа должна пронизывать весь процесс обучения . Её цель – формирование умения активно пользоваться обществоведческими понятиями, употреблять их в своей речи. В результате целенаправленной работы с понятиями и терминами успешнее решаются задачи обучения . По мере того, как речь школьников приобретает всё большую содержательность , расширяется возможность пользоваться речью как средством интеллектуальной деятельности . Обучающиеся не испытывают дискомфорта в дискуссиях , приобретают навыки написания эссе на поставленную проблему, работы с научным текстом , что важно при подготовке к ЕГЭ по обществознанию и истории.