Методическая система учителя истории и обществознания "От проектной задачи к проекту и учебному исследованию"

Токарева Ольга Владимировна

Требования ФГОС, мой многолетний педагогический опыт, требования,  предъявляемые к выпускнику гимназии, социальный запрос общества,  да и самого выпускника -  все это во многом и  определило цель моей методической системы проектирование педагогической деятельности с целью  создания  условий для формирования и развития исследовательских умений  учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности, необходимых для развитие социально успешной личности

В методической системе представлен опыт работы педагога за последние 5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая система51.26 КБ

Предварительный просмотр:

Токарева Ольга Владимировна,

 учитель истории и обществознания

МОАУГ №8 г.Райчихинск

Методическая система  «От проектной задачи к проекту и учебному исследованию»

Цель современного образования – усвоение обучающимися определенной суммы знаний, развитие его личности, его познавательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию ученика. Формирование социально успешной личности, способной  быть востребованной, социализированной в обществе.

Одной из сложных  задачей реализации ФГОС является организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.  Результатом учебного процесса должно стать «формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности»

 Основные педагогические задачи, стоящие перед педагогическим сообществом в свете требований ФГОС логично соотносятся с критериями социальной успешности:

  1. научить учиться, то есть научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;
  2. научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи;
  3. научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни;
  4. научить ориентировать в мире духовных ценностей;
  5. научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей;  научить решать проблемы, общие для различных видов деятельности;
  6. научить решать проблемы профессионального выбора.

Требования ФГОС, мой многолетний педагогический опыт, требования,  предъявляемые к выпускнику гимназии, социальный запрос общества,  да и самого выпускника -  все это во многом и  определило цель моей методической системы проектирование педагогической деятельности с целью  создания  условий для формирования и развития исследовательских умений  учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности, необходимых для развитие социально успешной личности.

Методическая система актуальна и соответствует основным требованиям ФГОС, главным положениям  Историко-культурного стандарта, является логическим продолжением всей моей системы работы на протяжении последних 10 лет.

В соответствии с целью методической системы были определены следующие задачи:

1) провести диагностику готовности учащихся  к исследовательской деятельности и проектированию;

2) внедрить в практику своей работы инновационные методы и приемы организации проектирования, исследовательской деятельности;

3) формировать и развивать навыки учебно-исследовательской деятельности;

4) сформировать авторский банк методов и приемов (методическая копилка учителя) организации проектной исследовательской деятельности, которые были бы полезны как учащимся, так и моим коллегам;

6) помочь обучающимся определиться с выбором  профиля обучения, а в последующим и с выбором профессии;

7) подготовить обучающихся к успешной сдаче ГИА по истории и обществознанию для  выстраивания траектории дальнейшего развития.

В трудах А. Н. Поддъякова, А. И. Савенкова, А. С. Обухова, А. В. Леонтовича разработаны методологические основы  организации  исследовательской деятельности. Они говорят о выстраивании исследовательской деятельности учащихся вне урока. Однако для реализации требований, обозначенных в новых ФГОС, нужно спроектировать целостный учебный процесс, в котором все учащиеся систематично и последовательно включаются в исследовательскую деятельность, в первую очередь на уроке, а также во внеурочных формах. Соответственно, мне необходимо было  разработать свою модель проектирования и организации исследовательской деятельности в учебном процессе, которая бы была результативной. В своей системе я выделяю 4 основных компонента проектирования и организации исследовательской деятельности:

I. Мониторинг готовности к проектированию и участию в исследовательской, проектной деятельности.

II.Проектирование урока и организация исследовательской деятельности в виде элементов урока или отдельных уроков по защите мини-проектов.

III.Организация внеурочной деятельности, по формированию исследовательской компетенции.

IV. Создание индивидуальных, исследовательских  проектов, в рамках научного общества учащихся (НОУ «Поиск»).

I. Мониторинг готовности к проектированию и участию в исследовательской, проектной деятельности.

Мною был проведен анализ всех исследовательских работ за предыдущие 10 лет. Таких работ оказалось более 20. Все 100% работ выходили за рамки школьной программы курсов истории и обществознания.

50% выполненных работ были ориентированы на предметную область, основой выбора был интерес к предмету.

33% работ были основаны на профессиональном интересе,  и в приоритете здесь была будущая профессия. В основном это работы правового характера и социологического.

12% выполненных работ были выполнены на основе личностной самореализации и хоть и находились в рамках предметной области,  были метапредметными.

Общий анализ показал,  что учащиеся владеют исследовательскими методами,  но не всегда способны успешно перенести эти навыки за рамки школьной программы. Чаще готовы действовать и даже самостоятельно проектировать в сфере интересующих предметов (60%) но менее готовы к осознанию жизненых целей и решению жизненных задач и проблем (40%)

II. Проектирование урока и организация исследовательской деятельности в рамках урока.

Особенность проектирования педагогической деятельности по сравнению с планом в том, что его результаты вероятностны не только в смысле достижения -  недостижения, но и в смысле изменения по сравнению с первоначальным замыслом в зависимости от того  или иного сценария его развертывания. А тот или иной сценарий возникает и реализуется как совместное творчество всех участников проекта – и учащихся и преподавателя, которое основано на инсайте, озарении, что наверняка точно спрогнозировать, спланировать, организовать невозможно.

Проект предполагает создание педагогического события, в результате проживания которого личности, участвующие в нем, изменятся. План же – осуществление мероприятий, результатом которого   должно стать овладение, чаще всего запоминание, учащимися нормативных знаний, умений и навыков.      Проект имеет в основе внутреннюю рефлексию и саморазвитие, а план лишь внешнее изменение. Поэтому проектирование  принадлежит к инструментам именно вариативного и личностно ориентированного образования,  

Из чего складывается проектирование урока? При подготовке к уроку главенствующими вопросами были и остаются для меня:

  • Для чего учить?
  • Чему именно учить?
  • Как учить?

        При современном подходе к уроку как к элементу в более крупной единице, предназначенной для изучения темы,  оказывается неизбежным вопрос: зачем в структуре изучения темы нужен именно этот урок? Поэтому проектирование урока начинаю с того, чтобы выяснить, какую роль в структуре изучения темы он играет.

Определение типа урока – первый этап проектирования урока

Тип урока – это не штамп, не шаблон, не какая-то застывшая форма организации учебной работы, которую можно механически подставить под ту или иную учебную ситуацию.

Наиболее перспективной с точки зрения уроков  деятельностной напрвленности  для меня является следующая кассета типов уроков:

  1. Урок открытия  новых знаний;
  2.  Урок построения системы знаний;
  3.  Урок рефлексии;
  4.  Урок развивающего контроля;

Для себя выделяю еще один тип урока, это урок-исследование. Этот тип урока позволяет мне   индивидуализировать учебный процесс, дает возможность моим ученикам проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Однако самостоятельно учащиеся не могут овладеть  методами исследования. И тут я, как инициатор, организатор и равный участник проекта играю важную роль на всех этапах деятельности. Я анализирует ситуацию, выдвигаю идеи, консультирую. У учеников возникают трудности в постановке целей и задач, при осуществлении выбора и его аргументации, при сравнении полученного результата с задуманным, при оценке результатов своей деятельности. Таким образом, на каждом этапе детям необходима поддержка, регулярное консультирование, помощь в систематизации и обобщении материала и при проведении анализа проделанной работы и тут я для них помощник, тьютор.

Второй этап  проектирования урока: постановка целей урока

Принципиально важный момент – выделение ведущей цели, которая определит всю логику будущего урока. В последнее время  я все чаще понимаю, что для уроков закрепления и в некоторых случаях для уроков изучения нового материала цели могут быть разными для разных учащихся в классе.  

Целеполагание в процессе проектирования

ПОМНЮ: цели не рождаются по звонку! Процесс целеполагания – процесс трудоемкий и времяемкий. Поэтому главная задача – это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование, а при необходимости, трансформация наших целей в их цели. Согласование целей в том и состоит, что учитель умеет переводить учебные цели в цели деятельности ученика.

Если учитель поставит перед собой цель урока или цель исследовательской работы, не посвящая в нее учеников или не согласуя ее с ними, то ученики превратятся в средство ее достижения, в материал, который преобразуют для достижения заранее спланированного учителем результата. Чтобы избежать этого, важно продумывать различные приемы сообщения целей: устно, с помощью записи на доске, в опосредованной ненавязчивой форме в ходе диалога. При этом цели, проектируемые учителем, должны быть таковы, «как будто ученик»

  • сам себе их поставил
  • они понятны ему
  • очевидны
  • с интересом и охотой усвояемы». (С.И.Гессен)

Для того чтобы цели учителя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания. Все приемы целеполагания классифицирую на:

1. Визуальные:

  • Тема-вопрос
  • Работа над понятием
  • Ситуация яркого пятна
  • Исключение
  • Домысливание
  • Проблемная ситуация

2. Аудиальные:

  • Подводящий диалог
  • Собери слово
  • Исключение
  • Проблема предыдущего урока.

Приемы целеполагания в проектировании

Тема-вопрос

Тема урока или тема исследования формулируется в виде вопроса. Я предлагаю учащимся построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководство  процессом отбора могу взять на себя, или делегировать выбранному  ученику, а я в этом случае могу  лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока "Крещение Руси?" построили план действий:

1. Повторить что такое язычество . 2. Определить, какие минусы языческих верований затрудняли развитие государства. 3. Сравнить несколько религий . 4. Определить закономерность принятия христианства, сделать вывод.

Это помогает сформулировать  конкретные учебные цели. Или определять проблемы исследования.

Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока. Работа с понятием важнейший аспект моей работы. Я делилась с коллегами своими приемами работы со словом и в рамках МО, проводила мастер-класс по этой теме, делилась в рамках ВКС

Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
       Исключение

Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.

Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Например: Прослушайте и запомните ряд слов. Что общего во всех словах? 
 Что  лишнее в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.

Домысливание

Предлагается тема урока и слова "помощники":

Повторим…Изучим…Узнаем…Проверим

Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Например,  на уроках можно употребить множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и  т.д.). Вот некоторые из таких приемов целеполагания.

«На запоминание и воспроизведение»:

Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Отсроченная отгадка

«На понимание и синтез»:

-Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо  историческому герою; сочинить письмо одного современника к другому; представить, что встретились с героями; рассказать от лица кого-то.

«На понимание и применение»:

Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить понятийные  знания.

Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным.

Сформулированные цели урока необходимо представить в виде задач. Ориентиром здесь должен служить образовательный стандарт (что должен знать, уметь ученик, о чем должен иметь представление). Примеры формулировок целей урока я представляла на мастер-классе, а так же в рамках ВКС по теме «Проектирование современного урока»

Планирование результатов обучения – третий этап проектирования урока -  представление целей системой задач.

          Задачи, отвечающие ведущей цели урока, называют главными задачами, задачи – это шаги, при помощи которых идут и приходят к цели, формируются УУД.

Теперь,  исходя из  поставленных главных задач, я подбираю методы обучения, адекватный этим задачам.

Выбор метода обучения – четвертый этап проектирования урока

При выборе метода мы не должны забывать о психологических характеристиках учащихся. На этом этапе для меня очень важным подспорьем является, теоррия множественных интеллектов Ховарда Гарднера:

  • визуалу (зрительный) и кинестетику (осязательный) не годятся долгие и эмоциональные повествования,
  • но аудиалу (слуховой)  именно они дадут максимум эффекта;
  • кинестетику и аудиалу  бессмысленно что-либо предъявлять в виде сложных схем или опорных конспектов, но визуалу как раз подобная методика легка и приятна;
  • визуалу и аудиалу с трудом даются работы с объемными макетами,
  • а кинестетик только в них и может получить наиболее адекватное  для него понимание информации.   И исходя из этого, определяю главные методы обучения!

Эта же теория используется мной и при организации исследования. Я очень внимательно присматриваюсь к ребятам, чтоб определить психотип и в соответствии с этим предложить каждому свой тип исследования.                                                                          

Пятый этап проектирования урока - отбор подходящей организационной формы обучения

 Под организационной формой я понимаю организационную форму урока и формы организации деятельности учащихся  на данном уроке. Форм организации урока сегодня огромное количество, мной наиболее часто используются:

  • Лекция;
  • Семинар;
  • Диспут;
  • Практическое занятие;
  • Создание мини-проекта;
  • Практикум;
  • Игра (педагогическая или дидактическая);
  • Экскурсия;
  • Конференция;
  • Зачет;
  • Контрольная работа;
  • Консультации;
  • Интегрированный урок (бинарный урок, урок-триада, урок-квартет, интеллект - урок)

В гимназии мы проводим большие интеллект – уроки, которые являются нашим нововведением, результатом нашего творчества. На этих уроках задействованы сразу 5-6 педагогов и они носят метапредметный характер! Опыт проведения таких уроков мы неоднократно представляли в рамках Федеральной стажировочной площадки,  Дня открытых дверей.

Если тема урока позволяет мне создать мини проект на уроке, я обязательно использую эту форму. Чаще всего это работа двух-трех уроков. Например,  для  уроков по культуре это одна из самых приемлемых форм.

В ходе таких уроков  совместно с учащимися соблюдаем определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
  • выдвижение гипотез их решения;
  • обсуждение методов исследования (способов поиска информации, статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Шестой важнейший этап – разработка структуры урока содержательное наполнение урока.

На этом этапе будущий урок оформляется в виде документа, плана или схемы. На данном этапе идет самая активная работа по созданию технологической карты урока, наполнение её конкретным содержанием различных видов деятельности

Здесь мы определяем:

  • Что расскажем учащимся;
  • Что потребуем изучить самостоятельно;
  • Какие зададим вопросы;
  • Какие задачи предложим на разных этапах деятельности для коллективной, групповой, индивидуальной работы;
  • Какие задания дадим на длительные сроки (домашние, проектные задания и так далее);
  • Какую часть материала учащиеся могут освоить сами;
  • Где потребуется помощь преподавателя;
  • Что необходимо прочно запомнить
  • Что использовать только для иллюстрации;
  • Как закрепить вновь изученное;
  • Что будет интересным и легким;
  • А что трудным;
  • Какие приемы проверки успешности учащихся применить;
  • Как будет проходить контроль и коррекция их  учебной деятельности
  • Каким образом будут достигнуты воспитывающие и развивающие аспекты
  • Как будем работать с понятиями (моя система работы по формированию понятийного мышления уже обобщалась и является востребованной, представлена в методической копилке)

Во всех случаях в плане или схеме, технологической карте будущего урока я расставляю значки, показывающие время и характер применения выбранных средств.  На этом завершается седьмой этап проектирования урока – отбор средств обучения.

Восьмой этап урока – способы рефлексии учебной деятельности на уроке.

В чем особенность этого этапа.

Его место очень сложно определить! В начале урока традиционно может проводиться рефлексия эмоционального состояния и настроения, место этого вида рефлексии обусловлено установлением необходимого эмоционального контакта с классом. Часто этот вид рефлексии используется и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода. Инструментарием для меня в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств – картины, музыка, разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций.

Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Часто используется такая рефлексия на этапе актуализации знаний, умений, навыков. В конце урока также весьма продуктивен этот вид рефлексии, он позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока.

Ещё один вид – рефлексия содержания учебного материала. Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта. Он может быть на любом этапе!

Девятый этап связан  с имиджем урока.  Это творчество самого учителя. Возможно, следует внести изменения в интерьер учебного помещения: переставит мебель, изменить оформление стендов, иначе повесить шторы, по-другому аранжировать цветы, сделать подсветку, свечи зажечь и т.д. тут только моя фантазия и творчество. Конечно, это сложно делать на каждом уроке, но иногда один предмет может в корне изменить атмосферу урока.

Частью проекта урок является внешний облик преподавателя – от  костюма до косметики и выражения лица. Психотехники очень советуют придумать уроку девиз или эпиграф, временные атрибуты, носимые значки или эмблемы. Очень часто пользуюсь этим советом, особенно при проведении нетрадиционных уроков, открытых уроков.

Завершаюший этап для педагога мастера это виденье  и стремление получить образовательный продукт, который раскроет новые возможности для учителя и учеников

Благодаря работе по проектированию урока и формированию у учащихся исследовательских навыков, у меня появляется возможность организации проектной и исследовательской деятельности на более высоком и серьезном уровне.

III. Организация внеурочной деятельности по формированию исследовательской компетенции

Внеурочная деятельность строится  на основе участии учащихся в традиционных предметных неделях, мероприятиях, посвящённых знаменательным датам и т.п., позволяющих реализовать на практике исследовательские навыки и групповую деятельность. Использование нетрадиционных форм позволяет в большей степени реализовать исследовательский  метод обучения, стимулирует к углублению навыков переноса усвоенных компетенций с одного направления деятельности на другой, и позволяет активнее и более творчески использовать в процессе подготовки ресурсы единого информационного пространства. В рамках реализации гимназического и городского проекта «Одаренные дети» обучающиеся участвуют в олимпиадах разного уровня, академических чтениях, конференциях. Мой опыт подготовки обучающихся к академическим чтениям  составляет более десяти лет. За это время я апробировала разные способы работы и пришла к выводу, что репродуктивные методы малоэффективны. Для одаренного ребенка, который отличается своеобразным мышлением, самым важным является выработка собственного знания собственным оригинальным путем. Результатом такой работы является ежегодное участие моих учащихся в разного уровня конференциях, академических чтениях. Результаты  такого участие положительные и находятся в динамике.

Элективные курсы позволяют реализовывать профильные модули, имеющие предметную и профессиональную направленность. Неотъемлемой составляющей элективных курсов,  является выполнение учащимися мини-проектов.  С целью повышения мотивации  профессионального самоопределения обучающихся, мною разработаны и апробированы элективные курсы для обучающихся  9-11-х классов.  

Элективный учебный предмет «Актуальные вопросы современных наук об обществе» (11 класс), элективного курса  «Право в современном мире» (9класс) Все программы элективных курсов прошли экспертизу на НМС гимназии и в рамках заседания Городской творческой мастерской учителей истории и обществознания. Обе программы рецензированы и признаны педагогическим сообществом учителей обществознания г.Райчихинска.  Учащиеся профильных классов имеют высокий результат поступления в ВУЗы. Моя система подготовки к ЕГЭ, ОГЭ рекомендована учителям города.  

Внеурочная деятельность даёт возможность выходить за рамки предметной области и заниматься освоением современных телекоммуникационных технологий. Результативность подобной деятельности находит своё выражение в увеличении интереса к созданию информационных продуктов по различным предметным областям и размещения их для широкого доступа через Сеть Интернета как на моем сайте так и в других социальных сетях.

     

IV. Создание индивидуальных , исследовательских  проектов, в рамках научного общества учащихся (НОУ «Поиск»)      

Формирование и развитие основ исследовательской и проектной деятельности учащихся гимназии проводится не только в урочное и во внеурочное время, но и через работу научного общества учащихся (НОУ)  гимназии.

В НОУ эрудит участвует более 200 учащийся гимназии. Они принимают участие в работе   следующих секций:  

1)        Биология-экология-химия «ЭКО» (рук. Дубовицкая А.Н.)

2)        Физика «Квант» (рук. Гурьянова В.Н.)

3)        Информатика «Логос»  (рук. Косенко Р.В.)

4)        География  «Меридиан» (рук. Максачева О.И.)

5)        История и обществознание «Поиск» (рук. Токарева О.В.)

6)        Технология и искусство (Войтишина Л.В.)

7)        Математика (Скокова А.В., Желнова Т.А.)

8)        Русская филология (Родимова Л.М.)

9)        Иностранная филология «Idea» ( Гвоздева М.В.)

         10) Научный клуб младших школьников «Импульс» (Логинова Н.В.  )

Работу  НОУ «Поиск» организую   в виде технологической цепочки, каждый элемент которой призван решать четкие задачи. Исходя из практического опыта деятельности,  выделяю 4 основных  этапа.

1 этап. Немалую роль на первом этапе играет сам факт выявления учеников желающих работать в Исследовательском обществе. Ведущая роль здесь отводится учителю-предметнику, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только разглядеть "искру" исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу. Важно, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его использования (выступление на уроке, использование работы другими учащимися для подготовки домашних заданий, докладов, ответов на выпускных и переводных экзаменах).

2 этап. После постановки проблемы важна мотивация учащихся. И здесь моя главная задача найти эти точки интереса.  Учащиеся должны  осознать  значимость выполняемой работы, между учеником и мной должна возникнуть  атмосфера сотрудничества, я должна помочь своему ученику увидеть перспективу его работы.    Нередко может возникать ситуация, когда предполагаемая тема проекта находится на стыке нескольких дисциплин, либо требует оказания консультационной помощи. В этом случае определяется кто из специалистов-консультантов (работающих в гимназии, либо представителей других учреждений) будет курировать работу. После завершения первых двух этапов начинается непосредственная работа самого ученика над проектом под руководством учителя и при помощи консультантов.

3 этап – Выполнение проекта строю на основе реализации следующих этапов, где четко определен функционал как ученика так и учителя.

Стадии работы над проектом

Содержание работы на этой стадии

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка

Определение темы и целей проекта

Обсуждают предмет с учителем и получают дополнительную информацию. Устанавливают цели

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Планирование

Определение источников информации; определение способов ее сбора и анализа.

Определение способа представления результатов (формы отчета). Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта. Распределение заданий и обязанностей

Вырабатывают план действий

Формулируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предложения

Исследование

Сбор информации

Решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью

Анализ и обобщение

Анализ информации,

Оформление результатов, формулировка выводов

Анализируют информацию

Обобщают результаты

Наблюдает, советует

Представление или отчет

Возможные формы представления результатов: устный, письменный отчеты

Отчитываются, обсуждают

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника

4 этап. Итогом исследовательской работы является обязательная защита, проводимая в конце каждого учебного года в виде работы секций.. Наиболее интересные творческие работы представляются для участия в разного рода конференциях. Проведение Открытых Академических Чтений стало одной из традиций гимназии , на неё приглашаются учащиеся и педагоги из образовательных учреждений города и области.  В качестве почётных гостей в конференции участвуют выпускники прошлых лет, родители учеников, что имеет немалое воспитательное значение. В ходе пленарных заседаний заслушиваются выступления докладчиков, их ответы на вопросы оппонентов, звучат мнения рецензентов на представленные работы. По результатам обсуждения работ жюри подводит итоги и определяет победителей по каждой из номинаций. Победители награждаются почётными дипломами.  Возможен вопрос: "Не слишком ли длинна технологическая цепочка исследовательской работы?" Опыт показывает, что нет. Главное здесь заключается в чёткой организации самого процесса, умелой координации на протяжении всех этапов, а также в наличии коллектива учителей и учеников, увлечённых общей идеей сотворчества.

Работа НОУ имеет огромное практическое значение. Во-первых, мои ученики приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы; во-вторых, у них появляется возможность наиболее интересные из работ представить на конференциях,  опубликовать; в-третьих, работая в тесном контакте с консультантами, выезжая на конференции,  учащиеся имеют возможность познакомиться с вузами, выбрать свой профессиональный путь.

Итогом исследовательской деятельностью для нас является творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

Собственная методическая система складывалась в течение более чем 10  лет, она востребована профессиональным сообществом. Подтверждением наличия собственной методической системы, практической значимости и ее востребованности в педагогическом сообществе считаю следующие показатели: 1. Авторские публикации (размещены на Персональной  странице учителя истории и обществознания Токаревой Ольги Владимировны в социальной сети работников образования и на сайтах педагогических сообществ учителей.) 2. Публичное представление собственного опыта происходило на разных уровнях и перед разными категориями педагогов.
3.  Ежегодное наличие победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, победителей разного уровня научно-практических конференций. 4. Признание  моих результатов (участие во многих профессиональных конкурсах,   победа в ПНПО в 2008 и 2012 годах, представление к отраслевой награде) и многое другое.
Опыт МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ воспроизводим и технологичен, что подтверждается размещением материалов на сайтах разного уровня, положительными результатами экспертизы сообществ учителей, количеством скачиваний системы авторских методических материалов.