Внеурочная деятельность

Токарева Ольга Владимировна

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie_o_nou.doc33.5 КБ
Microsoft Office document icon diskussionnyy_klub_proekt.doc86.5 КБ
Microsoft Office document icon klub_molodogo_izbiratelya.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Положение  о научно- исследовательской деятельности учащихся                                  

в НОУ «Поиск»

I. Общие положения
Научно-исследовательская деятельность учащихся - процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.

Целью научно- исследовательской деятельности является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- формирование интересов, склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований;
- развитие интереса к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества т д.);
- развитие умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;
- способствование мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.

II. Организация научно-исследовательской  работы учащихся. Научными руководителями учащихся являются учителя, преподаватели ВУЗов педагоги дополнительного образования или иные работники.
Направление и содержание научно- исследовательской работы определяется учащимся совместно с научным руководителем. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления стратегии развития школы  и индивидуальные интересы учащегося и педагога. Тема утверждается научным руководителем по согласованию с МО учителей.
Научный руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики, оформления и представления результатов исследования.
Формами отчетности научно- исследовательской работы учащихся являются реферативные сообщения, доклады, статьи, стендовые отчеты, компьютерные программы, видеоматериалы, приборы, макеты и др.
Лучшие работы учащихся (по решению научного общества учащихся школы) могут быть поощрены дипломами, ценными подарками, рекомендованы к представлению на конференции, симпозиумы,  территориального, регионального уровня, могут быть направлены на конкурсы, олимпиады и т.д.

III. Виды научно- исследовательской деятельности учащихся. Основными видами научно- исследовательской деятельности учащихся являются:
проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состояний в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы (в том числе в сфере образования);
экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление  и анализ фактических знаний.

IV. Критерии научно-исследовательской деятельности

Актуальность выбранного исследования, качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.
Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы.
Владение автором специальным и научным аппаратом.
Сформулированность и аргументированность собственного мнения, практическая и теоретическая значимость исследования.
Четкость выводов, обобщающих исследований.
Грамотность оформления и защиты результатов исследования.

 



Предварительный просмотр:

Дискуссионный клуб «НА РАВНЫХ»

Обоснование актуальности создания дискуссионного клуба

В настоящее   время ведущее место в образовании занимают личностно ориентированные, развивающие технологии обучения. Одной из таких технологий является технология обучения в диалоге.  Результатом использования   этой технологии  должна стать не сумма знаний, умений и навыков, необходимая  для овладения определенными специальностями, а способность к самоформированию и саморазвитию, сформированная активная жизненная позиция.

В образовательном учреждении необходимо обеспечить создание условий для диалогового взаимодействия всех участников образовательного процесса. Это особенно важно в современных условиях, когда большое значение приобретает воспитание толерантности. Использование технологии диалогового общения   ориентировано на формирование диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма, а, следовательно, на обновление предметного содержания образовательного процесса, коррекцию форм учебной работы для обеспечения свободы выбора и стимулирование научно-исследовательской деятельности обучающихся и педагогов.

Теоретические основы деятельности дискуссионного клуба

Основу деятельности дискуссионного клуба составляет   концепция  дискуссионного диалога  М. М. Бахтина. Согласно теоретической позиции М.М.Бахтина "диалогические отношения –... почти универсальное явление, пронизывающее... все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение". М.М.Бахтиным проанализированы различные (но взаимосвязанные) уровни и формы проявления этого "универсального явления", которые можно условно обозначить как:

  • диалог в речи – наиболее простая, "внешняя" форма диалогических отношений, отношений между репликами в разговоре, одна из композиционных форм речи;
  • диалог как литературный жанр ("сократический диалог", "Мениппова сатира" и т.д.;
  • диалог в слове – "внутренняя диалогичность слова, которая не принимает внешне-композиционных форы", а заключается в предметной ориентации каждого "живого" слова в "уже сказанном" и в "установке на ответ";
  • диалог в мышлении – диалектика, "чисто логические" отношения;
  • диалог в искусстве – эстетические принципы художественного изображения человека, например, "диалогизм Достоевского";
  • диалог культур, традиций, иногда превращающийся в "непреднамеренный диалог" точек зрения, "не знающих ничего друг о друге";
  • диалог в сознании – "диалогизованный внутренний монолог"  "диалог с самим собой", который "носит вторичный и в большинстве случаев разыгранный характер";
  • диалог в межличностном общении – непосредственный диалог живых людей, "диалог на высшем уровне", где "встречаются целостные позиции, целостные личности", "диалог личностей".

В  данном дискуссионном клубе используется прежде всего личностный, высший уровень диалога который обозначают  термином межличностный диалог (МД). Кроме того, будет использоваться  ряд производных понятий:

  • диалогичность (свойство личности),
  • диалогизм (характеристика процесса общения и других социальных процессов),
  • диалогист (индивид, осознанно и последовательно стремящийся к диалогу),
  • диалогизация общения (насыщение элементами диалога).

Диалогическая позиция "утверждает самостоятельность, внутреннюю свободу, незавершенность и нерешенность" личности. И это не пассивность, граничащая с безразличием или вседозволенностью. Диалогическая позиция реализуется через активность, но активность "особого, диалогического характера", активность "в отношении чужого живого и полноправного сознания".

Цель этой активности – его участники как личности и сам диалог как высший уровень сосуществования уникальных и неповторимых личностей, который, тем не менее, может вести как к противостоянию, так и к согласию.

Диалогическое противостояние не есть просто спор, полемика – это  "благожелательное размежевание" с последующим кооперированием и "без драк на меже". В межличностном диалоге собеседники не преследуют цель опровергнуть, уничтожить чужую позицию, своеобразие иной точки зрения. Наоборот, "диалогическая взаимоориентация" подчеркивает индивидуальные особенности каждой личности, выявляет их своеобразие.

Цель и принципы  деятельности дискуссионного клуба

Деятельность дискуссионного клуба стремится прежде всего к тому, чтобы направления и содержание деятельности соответствовало современным научным концепциям, и основывает свою деятельность на базе следующих идей:

  1. Деятельность дискуссионного клуба  направлена на создание поликультурной  образовательной среды, обеспечивающей культурное развитие и саморазвитие  детей и взрослых. Итогом деятельности должна стать воспитательная система школы, способствующая адаптации, социализации и интеграции обучающихся в современное общество.
  2. Все участники образовательного процесса равноправны и имеют одинаковые права при высказывании собственного мнения.
  3. Направления и  содержание деятельности дискуссионного клуба ориентировано на интересы всех участников. Учитывая личностные потребности  в общении, организаторы стремятся сделать  содержание общения эмоционально насыщенным.

Деятельность клуба направлена на патриотическое и гражданское воспитание школьников, основанное на знаниях о лучших традициях российского народа и понимании современных социальных и политических процессов, происходящих в государстве.

Цель деятельности клуба -  создание условий для диалогового взаимодействия участников образовательного процесса, обеспечивающих развитие субъектов образования к пониманию другого человека и принятию общечеловеческих ценностей, готовности к диалогу и взаимодействию разных культур.

Задачи работы клуба:

  1. создание условий для обмена мнениями по важным вопросам современной жизни;
  2. формирование среды диалогового общения всех участников образовательного процесса, способствующей развитию управляемого самообучения;
  3. воспитание культуры демократических отношений в коллективе;
  4. формирование гражданственности, ответственного отношения к жизни, создание условий для подготовки обучающихся к участию в политической деятельности.

Деятельность дискуссионного клуба базируется на следующих фундаментальных принципах:

  • принцип добровольности в реализации интересов и потребностей участников клуба в области образования;
  • принцип развития в каждом участнике стремления к самосовершенствованию и саморазвитию через диалоговое общение;
  • принцип активной позиции всех участников;
  • принцип сотрудничества.

Описание существующей ситуации

Творческая группа педагогов школы во главе с учителем истории, приступая к работе по организации дискуссионного клуба, изучила ситуацию в сфере дополнительного образования в школе. Был также проанализирован вопрос использования в педагогической практике современных педагогических технологий, в частности технологии диалога. Таким образом удалось очертить круг проблем, которые стоят перед организаторами и участниками дискуссионного клуба. Выявлены следующие проблемы:

  1. Неоднозначная трактовка педагогическими сотрудниками понятия «обучение в диалоге», и, как следствие – неполноценное использование данной педагогической технологии;
  2. Недостаточная информированность участников образовательного процесса о возможностях использования технологии обучения в диалоге в учебной и внеучебной деятельности;
  3. Невысокий интерес обучающихся к кружковой работе, появившийся в результате использования преимущественно традиционных методов работы.
  4.  Низкий уровень культуры речи, межличностного общения.

 

Направления и содержание деятельности

Работа дискуссионного клуба строится в соответствии со следующими  направлениями.

Информационное направление предполагает:

  • создание банка данных по вопросам технологии «обучения в диалоге» путем изучения научной и методической литературы;
  • популяризация работы дискуссионного клуба с помощью  публикации материалов на школьном Интернет-сайте и в школьных периодических изданиях;
  • информирование участников образовательного процесса о деятельности дискуссионного клуба.

 

Психологическое направление нацелено на психологическое сопровождение, мониторинг и поддержку образовательного процесса, курируется психологом. Данное направление способствует саморазвитию учащихся, повышению культуры общения и опыта публичных выступлений формированию навыков самоорганизации. Деятельность психолого-педагогической службы  предполагает содействие формированию устойчивой мотивации участников дискуссионного клуба.

Риторическое направление позволяет способствовать совершенствованию уровня межличностного общения,  формировать культуру речи и публичных выступлений.

Обратная связь и оценка результатов

Оценивание результатов деятельности дискуссионного клуба предполагается производить:

  • в рамках анализа выполнения программы работы клуба,
  • посредством анкетирования участников дискуссионного клуба;
  • с помощью наблюдений педагога-психолога;
  • посредством внешней оценки;
  • путем создания  и публикации методических рекомендаций по применению технологии диалога;
  • путем создания и публикации методических разработок заседаний дискуссионного клуба.

Возможные формы представления результатов:

  • Диагностический материал
  • Творческие работы учащихся и учителей
  • Справка заместителя директора по ВР о ходе деятельности
  • Методические разработки занятий
  • Методические рекомендации
  • Выступления на семинарах
  • Аналитические справки, содержащие материалы опросов участников дискуссионного клуба.

Возможные риски и пути их преодоления:

Возможные риски

Возможные пути преодоления

Перегрузка учащихся за счет необходимости дополнительной подготовки

  • Темы заседаний планируются на учебный год, что дает возможность постепенной подготовки к заседаниям;
  • Организация групповой подготовки
  • Подготовка некоторых материалов координатором;
  • Активное участие в подготовке заседаний «старших» участников клуба, не только учеников

Недовольство родителей обсуждением некоторых тем

  • Проведение опросов всех участников клуба, предваряющих планирование заседаний и их тематику;
  • Организация «просветительских» бесед отдельно для учителей, отдельно для родителей, отдельно для учащихся

Нежелание участников обсуждать предложенные темы

  • Более тщательный подход к планированию, предварительные опрос и обсуждение с целью выяснения интересов участников

Низкая посещаемость заседаний клуба

  • Проведение занятий в вечернее время;
  • Своевременное внесение изменений в план работы клуба

Отсутствие информации о деятельности клуба, отсутствие преемственности

  • Информирование участников образовательного процесса с помощью школьной газеты, школьного Интернет-сайта
  • Формирование группы из обучающихся разного возраста
  • Проведение открытых мероприятий для школы и района

Критерии оценки деятельности дискуссионного клуба

Характеристика

Индикаторы

Ожидаемый результат

Получение дополнительных внепрограммных учебных знаний

-число учащихся, посещающих факультативные занятия,

-число учащихся назвавших нормой поведения чтение дополнительной литературы.

Увеличение количества участников, посещающих занятия;

Увеличение количества участников, использующих дополнительный материал при подготовке

Исполнение социальной роли

-число учащихся, попробовавших себя в различных ролях при организации заседаний клуба

Социализация учащихся

Самооценка значимости своей личности учениками.

число учащихся принадлежащих к различным общественным организациям, и занимающихся общественной деятельностью;

-качественные и количественные изменения в системе детского самоуправления

Дальнейшее развитие организации школьного самоуправления свобода, равноправие, независимость участников общения. 

Занятия в русле избранной профессии.

-число профессионально-ориентированных учащихся.

Осознанный выбор дальнейшего жизненного пути

Возможность принимать решения, определяющие жизнь класса и школы.

число учащихся имеющих возможность принимать решения, определяющие жизнь школы и класса.

Повышение уровня критичности, ответственности, самостоятельности в принятии решений

Комфортность пребывания в школе

-число учащихся ощущающих себя «хозяевами школы»;

Повышение уровня личной ответственности за судьбу школы; Коррекция существующих правил и норм поведения в школьном коллективе;

Улучшение психологического климата ОУ.

Возможность и интенсивность общения с внешкольными партнерами

-число учеников оценивших возможность общения.

Расширение круга общения, увеличение количества социальных партнеров

Возможность индивидуального разностороннего личностного развития.

-число учеников имеющих возможность личностного развития

Формирование осознанного отношения к обучению, стремления к самосовершенствованию и саморазвитию.

Основные направления деятельности.

Для обучения основным навыкам дебатирования в течении 3-х лет будут прведены ряд мастер-классов, и занятий клуба для учащихся.

     Мастерская «Построение кейса»

Дебатёры знакомятся с понятием "кейс", т.е. чемодан, в котором аккуратно

разложены аргументы, научатся, как его защищать и атаковать.

     

     Мастерская «Стратегии отрицания»

Здесь дебатёры учатся находить контраргументы и выстраивать линии отрицания.

     Описание: мастерская строится в форме упражнения по критическому чтению с

последующим детальным анализом и обсуждением прочитанного.

     

     Мастерская «Сравнительный анализ позиций сторон»

     Цель: научить  дебатёров сравнивать аргументы и находить в них слабые места.

Описание: мастерская строится в форме упражнения по критическому

мышлению. Учащимся выдается статья, в которой содержатся аргументы как в пользу, так и против некоторого тезиса, производится сравнение этих аргументов и оценка их убедительности в связи с тремя типичными недостатками аргументов.

     Мастерская «Перекрестные вопросы»

     Цель: научить дебатёров строить цепочки вопросов.

     Описание: мастерская строится в форме упражнения по критическому

мышлению. Дебатёры получают тему, придумывают 1-2 аргумента в утверждение или отрицание, затем они по очереди задают друг другу вопросы с целью принизить значение аргумента друг друга.

     

     Мастерская «Подготовка поддержек»

     Цель: обучить дебатёров выявлять поддержки в тексте и использовать их при подготовке речи.  Учащимся предлагается набор цитат, касающихся какой-либо проблемы, и кейс.  Необходимо указать, к какому аргументы, либо вступлению, либо заключению речи  относится каждая поддержка и как может быть применена при выступлении.

Главные принципы организации деятельности клуба.

  • интересы и добровольность;
  • единство цели;
  • самоуправление;
  • совместная деятельность;
  • сочетание различных видов деятельности (познавательной, информационной, коммуникативной, рекреационной, практической, игровой);
  • личный комфорт и доброжелательность;
  • открытость системы деятельности.



Предварительный просмотр:

Клуб молодого избирателя « Я голосую впервые»

Девиз клуба: Выбирай движение, выбирай развитие, выбирай свой путь! 

1.Общие положения.

1.1. Клуб является добровольным объединением молодежи.

1.2. Основные цели и задачи:

Целями клуба являются:   Формирование активной гражданской позиции.  Повышение правовой культуры молодых избирателей

Задачами  клуба являются:
  - реализация правовой культуры молодых избирателей;
  - реализация правовых знаний о выборах;
  - координация правовых знаний о выборах;
  - воспитание активной гражданской позиции;
  - пробуждение интереса и потребности самостоятельного решения социальных вопросов широкого круга молодых людей;
  - формирование у гимназистов чувства  своей причастности к происходящим переменам;
  - помощь молодым избирателям, впервые голосующим.

2. Основные принципы жизни и деятельности Клуба.

2.1.К основным принципам жизни и деятельности Клуба относятся:
  - уважение к интересам, достоинству и мнению каждого члена клуба;
  - коллективность в работе, коллегиальность в работе, коллегиальность в принятии решений;
  - взаимная и личная ответственность за выполнение принятых решений;
  - свобода дискуссий, полная гласность в работе всех органов Клуба;
  - уважение прав меньшинства.

3. Руководящие органы.

3.1. Высшим органом Клуба является заседание Клуба.

3.2. Руководство деятельностью Клуба в пределах своей компетенции передается Президенту Клуба.

3.3. Президент Клуба:
  - президентом Клуба может быть избран любой член Клуба на основе всеобщего прямого избирательного права тайным голосованием на 1 год.

3.4.Общее руководство деятельности Клуба осуществляется Руководителем клуба.

3.5. Заседание Клуба созывается по инициативе руководителя 4 раза в месяц или по требованию не менее 3-х членов Клуба.

4. Члены Клуба, их права и обязанности.

4.1.Членом клуба может быть человек в возрасте с 12 до 18 лет.

4.2.Член клуба имеет право:
  - проявлять инициативу, выступать с предложениями по улучшению работы Клуба.
  - обсуждать и вносить предложения, изменения и дополнения на заседаниях Клуба.
  - принимать участие в выработке решений и реализации установленных целевых программ и мероприятий;
  - каждый член клуба может быть избран Президентом.

4.3.Члены Клуба обязаны:
  - исполнять требования настоящего положения;
  - принимать участие в деятельности Клуба.

5. Прекращение деятельности.

5.1.Прекращение деятельности Клуба наступает по решению заседания Клуба не менее чем 2/3 членами Клуба.

5.2. Деятельность Клуба может быть прекращена также по решению территориальной избирательной комиссии.

Основные направления деятельности клуба:

–участие в деловой игре «Разноцветные партии»;

–ролевая игра «Я – будущий президент»;

–круглый стол «Голосует вся семья, и впервые с ними Я»

–беседы-диалога «Я иду на выборы, а ты?»;

–обзор – факт «Кому сегодня доверяют Россияне?».

–конкурс рисунков «Я голосую за будущее»;

–марафон нравственности «Человек становиться человеком»;

–изготовление и распространение закладок, листовок «Выбери сегодня свое завтра»;

–социальный опрос «Нужно ли голосовать?»;

- встречи с кандидатами, председателем городской избирательной комиссии;