Зачетные работы

Токарева Ольга Владимировна

Система промежуточной аттестации. Зачетные работы созданные в системе решу ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachet_obshchestvo.docx392.17 КБ
Файл zachet_istoriya.docx2.72 МБ
Файл zachet_istoriya_11_2016.docx1.71 МБ
Файл zachet_obshchestvo_11_2016.docx232.59 КБ

Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ 1

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

https://soc-ege.sdamgia.ru/get_file?id=23900

2.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

демократияреспубликаформа государстваконфедерациямонархия

3. Ниже приведён перечень качеств, присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) особенности внешности

2) любознательность

3) темперамент

4) ответственность

5) трудолюбие

6) самоотверженность

4. Найдите в приведённом списке проявления тенденции гуманизации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.

1)        увеличение количества учебных предметов

2)        сокращение времени изучения естественных наук

3)        ориентация на интересы и склонности ученика        

4)        применение технологий, сберегающих здоровье

5)        особое внимание нравственному воспитанию        

6)        компьютеризация образовательного процесса

5. Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ

 

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

А) постепенное истощение запасов нефти и металлов

Б) активизация деятельности экстремистских групп (захват заложников, подготовка и проведение взрывов в местах массового скопления людей)

В) быстрый рост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки

Г) увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами  Стран.

Д) рост заболеваний, вызванных отходами вредных производств

 

1) угроза мирового терроризма

2) угроза экологического

 кризиса

3)Проблема Север — Юг»

6. В стране Z происходит быстрое развитие электронных средств массовой коммуникации. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна начала развиваться как общество постиндустриального типа?

1)        Происходит рост городского населения.

2)        Ведущее положение в обществе занимает наука.

3)        Главным фактором производства становятся знания и информация.

4)        Распространяется механизированный труд.

5)        Преобладают семьи патриархального типа.

6)        Наряду с промышленностью развивается сельское хозяйство.

7. В структуре экономики страны Z в равной мере представлены промышленность и сельское хозяйство. Какие признаки позволяют сделать вывод о том, что в стране Z командная (плановая) экономика? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) преобладание интенсивных факторов экономического роста

2) директивное ценообразование

3) государственная собственность на большинство средств производства

4) развитая инфраструктура

5) необходимость решать проблему ограниченности ресурсов

6) централизованное управление экономикой

8. Установите соответствие между проявлениями развития и путями экономического роста: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

 

ПУТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

A) открытие месторождений полезных ископаемых

Б) научная организация труда

B) рост профессионального мастерства работников

Г) использование более совершенного оборудования

Д) привлечение дополнительных работников

 

1) экстенсивный путь

2) интенсивный путь

9. В стране А во время экономического кризиса многие граждане потеряли работу. Длительное время не могут её найти и перебиваются временными, случайными заработками. Выберите из приведённого ниже списка характеристики безработицы в стране А и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) открытая  2) сезонная  3) циклическая

4) структурная   5) застойная   6) фрикционная

10. https://soc-ege.sdamgia.ru/get_file?id=20938На графике отражено изменение спроса на бытовые товары длительного пользования на соответствующем рынке: линия спроса D переместилась в положение D1 (Р — цена товара, Q — количество товара). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) повышение ставки подоходного налога

2) появление бытовой техники нового поколения

3) монополизация в отраслях, производящих бытовую технику

4) рост благосостояния населения

5) создание условий для развития малого бизнеса

11. Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальные нормы могут существовать исключительно в письменной форме.

2) Социальные нормы регулируют как действия отдельных людей, так и целых социальных групп.

3) Социальные нормы регулируют как взаимоотношения между людьми, так и обращение людей с техническими объектами.

4) Социальные нормы позволяют не только контролировать, но и оценивать действия людей.

5) Одна из функций социальных норм – включение человека в систему общественных отношений.

12. На диаграмме отражена динамика уровней брачности, разводимости и бедности в стране Z в 2005–2007 гг.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В указанный период снижение уровня бедности сопровождалось снижением уровня разводимости.

2) В указанный период уровень разводимости в абсолютном выражении изменился меньше, чем уровень бедности и уровень брачности.

3) В указанный период повышение уровня брачности сопровождалось повышением уровня разводимости.

4) В указанный период снижение уровня бедности сопровождалось повышением уровня брачности.

5) В указанный период число супружеских пар с доходами ниже уровня бедности повысилось.

https://soc-ege.sdamgia.ru/get_file?id=23774

13. Выберите верные суждения о политике и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Внешняя политика является продолжением внутренней, ибо она определяется целями и задачами внутреннего развития.

2) Политика в обществе не определяет и не может определять общих коллективных устремлений и целей.

3) Политики нередко оказываются перед дилеммой: либо принимать непопулярные меры, либо, отказавшись от этого, еще более ухудшить ситуацию в стране.

4) Государство является одним из основных субъектов политики.

5) Политика — это сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти исключительно внутри государства.

14. Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ

 

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

А) объявляет амнистию

Б) осуществляет управление федеральной собственностью

В) принимает федеральные законы

Г) разрешает споры о компетенции между субъектами государственной власти РФ и субъектов РФ

Д) осуществляет исполнительную власть в РФ

 

1) Правительство РФ

2) Государственная Дума

3) Конституционный Суд РФ

15. Найдите в приведенном списке положения, характеризующие парламентскую республику. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) формирование правительства парламентом

2) прямое всенародное избрание президента

3) отсутствие у президента права роспуска парламента

         4) ответственность правительства перед парламентом

         5) наделение президента представительскими полномичиями

16. Что из перечисленного относится к группе политических прав гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на доступ к любым государственным должностям

2) право избирать и быть избранным

3) право на защиту чести и доброго имени

4) право на свободу и личную неприкосновенность

5) право обращаться в органы государственной власти

17. Найдите в приведенном ниже списке примеры гражданского правонарушения и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) невыполнение издательством условий договора с автором романа

2) захват заложников в здании школы

3) курение студентами в здании университета

4) нарушение правил пожарной безопасности

5) сброс отходов производства в реку

6) невыплата кредита банку

18. Установите соответствие между примерами и основаниями прекращения трудового договора в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

 

ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА В РФ

  А) Аттестационная комиссия подтвердила отсутствие у Марка Г. достаточного уровня квалификации для занимаемой должности.

Б) Виктор П. неоднократно не исполнял без уважительных причин трудовые обязанности, имел несколько дисциплинарных взысканий.

В) 24-летний Роман В. был направлен на военную службу по призыву.

Г) Ирина А. вышла замуж и переезжает в другой город.

Д) По истечению срока трудового договора Пётр М. не был избран на ранее занимаемую им должность заведующего кафедрой философии.

 

1)Инициатива работодателя

2) Инициатива работника

3) Обстоятельства, не зависящие от воли сторон

19. В районном суде рассматривается иск гражданки Р. об установлении отцовства гражданина П. в отношении несовершеннолетних детей гражданки Р. Найдите в приведённом списке термины, которые могут быть использованы при характеристике данного судебного разбирательства, и запишите цифры, под которыми они указаны. 

1) ответчик

2) арбитраж

3) истец

4) гражданский процесс

5) обвиняемый

6) Трудовой кодекс РФ

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Современное общество отличается высоким уровнем ________ (А), в нём каждый имеет множество возможностей переменить свое положение: можно переселиться из города в деревню, из маленького городка — в огромный мегаполис, сменить место работы или профессию.

Важнейшую роль в достижении ________ (Б) имеет уровень образования, профессионализма. Без глубоких знаний невозможно найти стабильную, хорошо оплачиваемую работу, занять ________ (В), стать незаменимым для коллег.

В процессе рыночных реформ, происходящих в нашей стране в 1990-е годы, российское общество резко разделилось по _______ (Г). В настоящее время сохраняется существенный разрыв между небольшим количеством сверхбогатых людей, активно скупающих недвижимость за рубежом, возводящих особняки, и значительной массой населения страны, живущей чуть выше или на уровне _______ (Д). А вот «_______ (Е)», который представляет собой стабилизирующую силу общества в развитых странах, у нас находится только на стадии становления».

 

1) стратификация

2) образование

3) черта бедности

4) социальная мобильность

5) учреждение

6) социальный

статус

7) престижная должность

8) уровень доходов

9) средний класс

 

21. Найдите в приведённом тексте два авторских определения сущности этики ненасилия.

 Жизнь человека постоянно связана с насилием. Способ решения государственных, межличностных, национальных проблем с позиции силы, можно сказать, стал традиционным. Сильная воля, сильная власть, сильная рука — сила всегда имеет в нашем сознании позитивную окраску: сильный — значит достойный уважения. Иное дело насилие. Насиловать, принуждать, неволить — «действие обидное, незаконное, своевольное» (В. Даль), т. е. действие, понуждающее поступать кого-то вопреки своей воле, желанию, потребности. Но ведь насилие — это только применение силы. А сила обнаруживает себя исключительно в процессе приложения. Провести границу между «ненасильственным» применением силы и собственно насилием не представляется возможным.

Существование насилия как средства приобретения и сохранения прав и привилегий, экономического и политического господства — это общеизвестный факт. Этика ненасилия возникает именно тогда, когда само насилие уже правит миром, творит беззаконие. Идеалом для этики ненасилия стал принцип человеколюбия — универсальный, основополагающий моральный закон. Этика ненасилия — это обоснование таких принципов и методов решения проблем и конфликтов, которые исключают применение насилия над личностью (морального и физического).

Еще раз мы сталкиваемся с парадоксом или с кажущейся несообразностью: прощать должен пострадавший, причём прощать охотно и добровольно, и не в ответ на покаяние, а до всякого покаяния. Механизм «обижен — прости» должен срабатывать почти автоматически.

К жизни оказалось вызванным тихое, но стойкое сопротивление — несогласие, неповиновение, невоздаяние злом за зло. Человек, поставленный в безвыходное положение, униженный и бесправный, находит ненасильственное средство борьбы и освобождения (прежде всего внутреннее). Он как бы принимает на себя ответственность за зло, творимое другими, и искупает его своей неотдачей зла. Он ставит заслон злу, своим добром, своей любовью   закрывая мир от разрушительного влияния ненависти. Тот, кто следует этой тактике, стремится открыть причину противоречия, противостояния, противоборства и воздействовать на неё, снять её остроту, а сам конфликт разрешить с наименьшими потерями для конфликтующих сторон. Этика ненасилия — это образ жизни, в соответствии с которым человек строит свои отношения с людьми, относится ко всему живому, к природе.

22.  В чём, согласно автору, заключается действие этого механизма? (Приведите три авторских объяснения.)

23. Автор пишет, что существование насилия как средства приобретения и сохранения прав и привилегий, экономического и политического господства — это общеизвестный факт. Опираясь на обществоведческие знания и факты социальной жизни, приведите три примера, подтверждающие мысль автора.

24. Автор пишет: «Провести границу между «ненасильственным» применением силы и собственно насилием не представляется возможным». Согласны ли Вы с этим утверждением? Приведите три аргумента в обоснование своей позиции.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах эмпирического познания, и одно предложение, раскрывающее сущность рационального познания.

26. Приведите примеры изменений макроэкономических показателей в стране, которые происходят на разных фазах экономического цикла. Назовите три фазы цикла и три примера соответствующих изменений макроэкономических показателей.

27. Статья 5 Конституции СССР 1936 года гласила: «Социалистическая собственность в СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений)».

 Назовите три формы собственности, которые закреплены действующим законодательством. С чем связаны произошедшие в законодательстве изменения?

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политические режимы». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

С9.1. Философия «Религия, искусство и наука — это ветви одного и того же дерева» (А. Эйнштейн).

С9.2.Социальная психология «Общего у людей только одно: все они разные» (Р. Зенд).

С9.3. Экономика «Капитал — это часть богатства, которой мы жертвуем, чтобы умножить своё богатство» (А. Маршалл).

С9.4. Социология «Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорождённые, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было лет» (Ф. Ларошфуко).

С9.5. Политология «Политическая свобода является высшим развитием свободы личной» (Б. Н. Чичерин).

С9.6. Правоведение «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными» (Цицерон


ВАРИАНТ 2

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

https://soc-ege.sdamgia.ru/get_file?id=3208

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 Земля; деньги; валюта; объекты собственности; ценные бумаги.

3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «безработица». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) рынок труда

2) занятость

3) фондовая биржа

4) трудовые ресурсы

5) пособие

6) коммерческий банк

4. Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны. 

1) возрастные и половые различия

2) темперамент

3) особенности нервной системы

4) самооценка

5) опыт

6) особенности мировоззрения

5. Установите соответствие между характеристиками и уровнями общего образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

УРОВЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

А) овладение чтением, письмом, счётом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления

Б) освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся

В) основано на индивидуализации и профессиональной ориентации содержания образования

Г) к обучению не допускаются учащиеся, не освоившие основной образовательной программы предшествующего уровня общего образования

Д) формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей

 

1) дошкольное образование

2) среднее общее образование

3) начальное общее образование

6. Страна 2 с населением в 50 млн человек расположена в Юго-Восточной Азии. Какие черты позволяют судить о принадлежности этой страны к индустриальному обществу? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Женщины активно вовлекаются в процесс производства.

2) Рабочие составляют значительную часть населения.

3) В стране сложилось крупное машинное производство.

4) Компьютерные технологии используются во многих областях.

5) Государство имеет федеративное устройство.

6) Большинство семей имеют трёх и более детей.

7. Найдите в приведенном списке характеристики, присущие любому налогу.

1) обязательность уплаты

2) безвозмездность

3) пропорциональность

 доходу

4) возвратный характер

5) законодательное установление

8. Установите соответствие между функциями и осуществляющими их банками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИ

 

БАНКИ

А) осуществляют кредитование юридических лиц

Б) проводят эмиссию банкнот и монет

В) проводят государственную валютную политику

Г) регулируют деятельность кредитных институтов

Д) осуществляют кредитование физических лиц

 

1) центральные банки

2) коммерческие банки

9. На рынке представлен только один производи тель электроэнергии, поставляющий её фирмам и в жилой сектор области Z. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) олигополия

2) рынок услуг

3) региональный рынок

4) рынок товаров

5) монополия

6) рыночный дефицит

10. Аналитический центр Министерства экономического развития страны Н. провёл сравнительное исследование структуры мировой экономики и экономики национальной. В фокусе внимания исследователей было выявление доли различных отраслей в структуре обеих экономик.

 Результаты проведённого исследования были обобщены и представлены на диаграмме.

 Сравнение структуры мировой экономики и экономики страны Н.

https://soc-ege.sdamgia.ru/get_file?id=6687

Какой вывод непосредственно следует из приведённой информации?

 

1) В лидерах развития в мировой экономике - энергетическая отрасль.

2) Для экономики страны Н. характерно приоритетное внедрение наукоёмких технологий.

3) Страна Н. поставляет на мировой рынок топливные ресурсы и сырьё мировой экономики.

4) Финансы и отрасли хайтек - ведущие в структуре экономики страны Н.

5) В лидерах развития в мировой экономике - хайтек.

11. Найдите в приведённом ниже списке демографические группы. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) молодёжь

2) мужчины

3) спортсмены

4) москвичи

5) матери-одиночки

6) французы

12. В стране 2 социологи изучали степень популярности в обществе телевизионных программ новостей. Ниже приведены результаты ответа на вопрос: «Зачем Вы смотрите программы новостей, транслируемые по телевидению?»

 https://soc-ege.sdamgia.ru/get_file?id=21098

 

Какие выводы можно сделать на основе приведенных данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) Подавляющее большинство опрошенных страны 2 не смотрит новостные программы.

2) Около половины опрошенных стремятся знать, что происходит в стране и в мире.

3) Четверть опрошенных смотрит программы новостей в силу привычки.

4) Четверть опрошенных указала на то, что новости помогают им отвлечься от рабочих проблем.

5) Группы телезрителей, которым новости важны для работы и которые смотрят их в силу привычки, примерно одинаковы по численности.

13. Найдите в приведенном ниже списке черты, характеризующие политические партии по составу, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) консервативная

2) массовая

3) кадровая

4) коммунистическая

5) нелегальная

6) социал-демократическая

14. Установите соответствие между функциями и осуществляющими их органами государственной власти: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

 

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

А) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации

Б) назначение выборов Президента Российской Федерации

В) назначение на должность судей Конституционного Суда

Г) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации

Д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка

 

 

1) Совет Федерации

2) Государственная Дума РФ

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

15. В государстве Z президент избирается членами обеих палат парламента. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что государство Z является парламентской республикой? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Парламент является постоянно действующим органом.

2) Парламент может отправить правительство в отставку.

3) Правительство несет ответственность перед президентом.

4) Главой правительства становится лидер победившей на выборах в парламент партии.

5) Парламент избирается на основе всеобщего и равного избирательного права.

6) Главной функцией правительства является разработка и принятие законов.

16. Найдите в приведённом списке основные конституционные обязанности гражданина РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) забота о памятниках истории и культуры

2) получение основного общего образования

3) получение социального обеспечения по возрасту

4) уплата законно установленных налогов и сборов

5) участие в выборах в органы местного самоуправления

17. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) формулируется и поддерживается государством

2) существует как в устной, так и в письменной форме

3) за нарушение правовых норм следуют меры общественного воздействия (выговор, бойкот и др.)

4) относится к нормативной системе общества

5) определяет границы должного поведения людей

18. Установите соответствие между проступками и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОСТУПКИ

 

ВИДЫ ПРОСТУПКОВ

А) переход дороги в неположенном месте

Б) порча чужого имущества

В) прогул работы

Г) нарушение договора мены

Д) нарушение правил пожарной безопасности

 

1) гражданский

2) административный

3) дисциплинарный

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

19. Марине 13 лет. Найдите в приведённом списке права, отражающие её правовой статус, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) быть заслушанной в ходе судебного разбирательства по определению места жительства при разводе родителей

2) вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими

3) зарегистрировать на своё имя юридическое лицо

4) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами

5) совершать мелкие бытовые сделки

6) заключать трудовой договор (работа курьера) с согласия родителей

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 «Американский политолог М.Г. Херманн предприняла попытку выделить факторы, которые влияют на характер политического ____(А). К ним относятся: политические ____(Б), реакция на давление и стресс, ___(В), стиль, предшествующий опыт, обстоятельства, при которых человек оказался в положении руководителя. Изучение названных факторов позволяет дать относительно полную характеристику политика.

В общественном сознании складывается определённый ___(Г) того или иного политического деятеля, называемый его имиджем. Он может возникать ____(Д), без специальных усилий деятеля или его сторонников. Однако, нередко создаётся ____(Е) усилиями политика и поддерживающей его группы. При этом привлекается внимание к тем качествам личности, которые соответствуют ожиданиям масс, и маскируются те её черты, которые могут быть восприняты негативно».

 Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 Список терминов:

 

1) мотив

2) образ

3) лидер

4) авторитет

5) целенаправленно

6) стихийно

7) убеждения

8) имидж

9) престиж

 В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

21. Автор привёл проявления нескольких несовершенств рынка. Используя обществоведческие знания, назовите любые два проявления и для каждого из них приведите соответствующий фрагмент текста.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Мы должны смотреть на систему цен как на механизм передачи информации, если хотим понять её действительную функцию – функцию, которую, разумеется, она выполняет тем менее совершенно, чем более жёсткими становятся цены. Наиболее важно в этой системе то, с какой экономией знаний она функционирует, или как мало надо знать отдельным участникам, чтобы иметь возможность предпринять правильные действия. В сжатой, своего рода символической, форме передаётся только самая существенная информация и только тем, кого это касается… С её помощью стало возможным не только разделение труда, но и скоординированное употребление ресурсов, основанное на равномерно разделённом знании…

Хотя нашей главной заботой должно быть заставить рынок работать везде, где он может работать, нам не следует, конечно, забывать о следующем: в современном обществе есть значительное число необходимых служб, как, например, в санитарии и здравоохранении, деятельность которых, вероятно, не мог бы обеспечить рынок по той очевидной причине, что никакой цены с получателей их услуг взимать невозможно или, точнее, невозможно ограничить получение их услуг только теми, кто готов или может за это платить…

Есть ещё два ряда проблем, которые я должен упомянуть... Во-первых, это вопрос о том, какая денежная и финансовая политика требуется для обеспечения надлежащей экономической стабильности. Мы все, вероятно, согласны с тем, что любое смягчение циклической безработицы зависит, по крайней мере частично, от денежной политики. Когда мы обратимся к этим проблемам, одной из наших главных забот должно будет стать то, насколько возможно, связав управление денежной сферой твёрдыми правилами, вновь сделать его автоматическим или по меньшей мере предсказуемым. Вторая крупная проблема, по которой нам придётся дать какой-то ясный ответ, не вдаваясь пока в детали, состоит в следующем: в современном обществе мы должны считать само собой разумеющейся определённую поддержку безработных и не способных найти работу бедняков. Интерес здесь представляет не вопрос, желательна ли такая поддержка или нет, но лишь то, в какой форме она будет меньше всего мешать функционированию рынка.

 (Ф. А. фон Хайек)

22. Какую функцию рыночного механизма цен рассмотрел автор? Какие две возможности, по мнению автора, открыл обществу рыночный механизм цен?

23. Автор утверждает, что «государство закрепляет права личности не произвольно, оно юридически оформляет естественные права человека, а также набор прав, для осуществления которых сформировались социально-политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений». Опираясь на текст, знание обществоведческого курса и знания, полученные из других общественных дисциплин, назовите три социально-политические предпосылки, необходимые для юридического оформления естественных прав человека.

Прочитайте текст и выполните задания С1—С4.

 Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме — в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Взаимосвязи государства и индивида требуют четкой урегулированности и упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования. <...> Правовой статус состоит из субъективных, в том числе и процессуальных прав: на обращение в государственные органы с жалобами и петициями, на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, на обращение в суд, в межгосударственные органы защиты и другие. Государство закрепляет права личности не произвольно, оно юридически оформляет естественные права человека, а также набор прав, для осуществления которых сформировались социально-политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. <...> Общество и государство далеко не безразлично относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является важным условием развития демократического общества. <...> Конституция РФ провозглашает, что в РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам и нормам международного права». Это положение Конституции дает основания понимать правовой статус человека и гражданина России как единый комплекс внутригосударственных и международных норм, содержащих права и свободы граждан.

 

24. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три способа государственной поддержки безработных граждан.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политических партиях.

26. В любой экономической системе необходимо решать три главных вопроса экономики. Назовите эти вопросы и приведите три примера соответствующих решений этих вопросов в условиях рыночной экономики.

27. Современный мир называют сетевым. Многие ученые отмечают, что символами современного мира и человека стали компьютер и Интернет. Сформулируйте свою точку зрения на роль компьютера и Всемирной паутины в жизни современного общества. Приведите два аргумента в её обоснование.

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Гражданские права и свободы граждан и механизмы их обеспечения». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также

факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

 

С9.1 Философия: «Жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаём». (Т. Уайлдер)

С9.2 Экономика: «Надо, чтобы сами условия труда, а не управляющие и руководители заставляли людей

работать». (Р. Хасимото)

С9.3 Социология, социальная психология: «Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет». (Боэций)

С9.4 Политология: «Современная политика представляет собой борьбу не между людьми, а между общественными силами». (Г. Адаме)

С9.5 Правоведение : «Возможность украсть создаёт вора». (Ф. Бэкон)


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Вариант № 1

1. Задание 1 . Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

 

НАЗВАНИЕ НАУКИ

ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ

...

Изучает поведение человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания

Социология

Изучает взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальную структуру общества

2. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

объекты деятельности

результаты деятельности

мотивы деятельности

цели деятельности

структура деятельности

3. Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключением двух, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) биологические

2) физиологические

3) социальные

4) органические

5) естественные

6) эстетические

4. Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Критерием истины может быть её признание авторитетными лицами.

2) Критерием истины может быть её соответствие ранее открытым законам науки.

3) Истину нельзя установить голосованием, она может быть и на стороне меньшинства.

4) Истинным признается утверждение, проверенное практикой и опытом многих поколений.

5) Истиной не является элемент знаний, который в будущем может быть опровергнут.

5. Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ

 

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

А) показ многосерийного телевизионного фильма

Б) проведение фестиваля фольклорных коллективов

В) празднование масленицы

Г) завершение экспедиции по записи обрядовых песен

Д) концерт эстрадной музыки

 

1) народная

2) массовая

6. Старшеклассники рассматривали проблему общественного прогресса. На уроке возник спор о его критериях и проявлениях. Какие явления и факты служат проявлениями общественного прогресса? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) совершенствование техники

2) культурная унификация

3) рост влияния транснациональных корпораций

4) повышение уровня образованности населения

5) расширение рынка рекламы

6) рост продолжительности жизни людей

7. Выберите верные суждения о сбережениях потребителя и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Росту сбережений потребителей способствует увеличение его доходов.

2) Увеличить сбережения помогает отсутствие дефицита товаров.

3) Сохранить сбережения потребителя позволяет улучшение качества товаров и услуг.

4) Росту сбережений способствует увеличение подоходного налога.

5) К росту сбережений приводит рост потребительских расходов.

8. Как известно, при подсчете ВВП по методу расходов учитываются расходы потребителей, расходы фирм (инвестиции) и расходы государства, а также чистый экспорт (разность между экспортом и импортом). Установите соответствие между видами расходов и приведенными ниже ситуациями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СИТУАЦИЯ

 

ВИДЫ РАСХОДОВ

А) Семья получает пособие на рождение ребенка

Б) Жильцы платят коммунальные платежи

В) Муниципалитет строит новый стадион

Г) Семья покупает бытовую технику

Д) Завод покупает новые станки

 

1) расходы потребителей

2) инвестиции

3) расходы государства

4) не учитывается при подсчете

 ВВП

9. Найдите в приведённом ниже списке примеры функционирования рынка капитала. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Исходя из объёма клиентских заказов, автомобильный рынок должен сохранить стабильность.

2) Пациенты готовы платить большую цену, чтобы получить медицинскую помощь лучшего качества.

3) В условиях финансового кризиса произошло снижение курса акций крупных компаний.

4) За достаточно короткий промежуток времени сложился современный рынок образовательных услуг.

5) Пяти банкам запретили продажу облигаций в евро и выпуск акций в пользу европейских инвесторов.

6) Снижение рынка традиционной телефонной связи компенсируют доходы от услуг мобильной связи и передачи данных.

10. http://soc-ege.sdamgia.ru/get_file?id=3310На рисунке отражены изменения спроса на легковые автомобили на соответствующем рынке (линия спроса D переместилась в новое положение Dl). (P — цена товара, Q — количество товара.)

Это перемещение связано, в первую очередь, с

1) совершенствованием технологии производства автомобилей

2) уменьшением издержек произ водителей автомобилей

3) увеличением объёма услуг обще ственного транспорта

4) увеличением доходов населения

11. Найдите в приведённом списке этнические общности, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) молодёжь

2) россияне

3) трудящиеся

4) украинцы

5) парижане

6) русские

12. В ходе социологического опроса 30-летних и 55-летних граждан страны Z, им задавали вопрос: «В какой организации Вы работаете (бюджетной/государственной или частной/негосударственной)?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

 

http://soc-ege.sdamgia.ru/get_file?id=21926

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Более половины опрошенных 30-летних работают в частной/негосударственной организации.

2) Среди опрошенных 55-летних тех, кто работает в бюджетной/государственной организации, больше тех, кто работает в частной/негосударственной организации.

3) Среди опрошенных 30-летних тех, кто работает на себя, больше, чем тех, кто работает в бюджетной/государственной организации.

4) Равные доли опрошенных каждой группы работают на себя.

5) Доля тех, кто затруднился ответить, среди 55-летних больше, чем среди 30-летних.

13. В стране Z правительство формируется блоком партий, победивших на парламентских выборах. Выберите в приведённом ниже списке черты, свидетельствующие, что в стране Z парламентские выборы проходят по пропорциональной системе, и запишите цифры, под которыми эти черты указаны.

1) Голосование проводится по спискам политических партий.

2) Существует возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов.

3) Победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах.

4) Предусмотрено голосование по одномандатным округам.

5) Граждане голосуют прежде всего за программы партий, а не за конкретных людей.

6) Количество мест, полученных партией в парламенте, зависит от процента голосов, поданных за партию на выборах.

14. Установите соответствие между субъектами государственной власти РФ и функциями, которые они исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПОЛНОМОЧИЯ И ФУНКЦИИ

 

СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ

А) разрешает споры о компетенции между органами государственной власти

Б) утверждает военную доктрину страны

В) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил

Г) обеспечивает проведение в стране единой финансовой и денежной политики

Д) осуществляет управление государственной собственностью

 

1) Президент РФ

2) Правительство РФ

3) Конституционный Суд

15. В государстве Z существует частичный запрет на деятельность оппозиции. Какие из приведенных признаков свидетельствуют о том, что в государстве Z установился авторитарный политический режим? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) проявляется слабость гражданского общества

2) власть носит публичный характер

3) парламент контролирует деятельность правительства

4) допускается использование силовых структур для удержания власти

5) все стороны жизни подчинены единой идеологии

6) контроль над экономикой полностью централизован

16. Что из перечисленного согласно Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов Федерации? Запишите цифры, под которыми эти положения указаны.

1) федеративное устройство и территория РФ

2) установление правовых основ единого рынка

3) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями

4) общие вопросы воспитания, образования

5) оборона и безопасность

6) уголовное законодательство

17. Установите соответствие между видами правонарушений и признаками, которые их характеризуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

 

ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

A) противоправность

Б) наличие деяния, выражающегося в действии или бездействии

B) присутствие вины

Г) запрещается уголовным законом

Д) наличие опасности для всего общества

 

1) проступок и преступление

2) только преступление

18. Гражданка М. должна была лететь на переговоры, целью которых было получение инвестиций на развитие принадлежащей ей фирмы. Однако рейс был задержан без уважительной причины, и инвесторы заключили договор с конкурентами. Гражданка М. подала в суд с намерением заставить авиакомпанию возместить ущерб, полученный в результате утраченной выгоды. Нормы какой отрасли права станут основой для рассмотрения дела в суде?

1) уголовного права

2) административного права

3) гражданского права

4) налогового права

19. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Несколько энергетических компаний заявили о своём слиянии. (Б) Курс акций большинства из этих компаний вырос. (В) Акция – это ценная бумага, закрепляющая права её владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов. (Г) Однако вряд ли в условиях нестабильности цен на углеводородное топливо на мировом рынке рост курса акций будет иметь устойчивый характер. (Д) Акции нефтяных компаний становятся «локомотивами» фондового рынка.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков

«Социальная мобильность может быть ____________(А), когда статус человека повышается или понижается, и горизонтальной, когда человек перемещается, например, на другую должность без повышения или понижения ___________ (Б). Вертикальная мобильность предполагает, как выше отмечалось, изменение статуса человека на более высокий или низкий. В соответствии с этим выделяют восходящую и нисходящую ________________(В). Эти изменения могут выражаться в назначении на новую должность, увольнении и т. д. Горизонтальная мобильность предполагает изменение не статуса, а социальной группы, в которой находится _______________(Г). Примером может служить смена религии, профессии, места жительства. Разновидностью горизонтальной мобильности является ________________(Д) мобильность. Она выражается в перемещении из одного региона в другой. Переезд человека из одного региона в другой, перемена места жительства также может быть названа ________________(Е).»

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) социализация

2) индивид

3) вертикальная

4) географическая

5) статус

6) социальная мобильность

7) социальный лифт

8) стратификация

9) миграция

21. С1. Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности человека.

Прочитайте текст и выполните задания CI—С4.

Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. (...) машина не цель. Самолет — не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг.

(...) Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу — прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям. (...)

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека — создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий (...). Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным — уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития — это уже почти не машина.

Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина — пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.

(А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей»)

22. Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.

23. Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин назвать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.

24. Что является конечной целью преобразовательной деятельности человека по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «разделение труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах разделения труда, и одно предложение, содержащее информацию о роли разделения труда в процессе производства.

26. Правомерное действие предполагает добровольное выполнение гражданами юридически закрепленных обязанностей. Приведите три примера правомерных действий.

27. В газете была опубликована заметка о том, что группа российских учёных – химиков, получив грант на исследование, в результате сложной работы под руководством известного академика синтезировала в лаборатории вакцину от опасного вируса.

Назовите и подтвердите ссылками на информацию, содержащуюся в публикации, три признака науки как социального института.

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политическая элита в жизни общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

29. Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных ниже высказываний (С9.1—С9.3). Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

С9.1 «Размеры — самый ненадежный критерий величия человека или государства». (Дж. Неру)

С9.2 «Будьте осторожны с мелкими расходами: самая небольшая течь может потопить большой корабль». (Б. Франклин)

С9.3 «Самый несчастный человек — это тот, для кого в мире не нашлось работы». (Т. Карлейль)

Вариант № 2

1 . Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ВИД НАЛОГА

СУЩНОСТЬ

Таможенная пошлина

Налог, взимаемый с владельца товара при пересечении границы (экспорте или импорте товара)

...

Налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров, устанавливаемый обычно в процентах от цены этого товара

2. Задание 2 . Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

жизнь

личная неприкосновенность

деловая репутация

нематериальные блага

свобода передвижения

3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются характеристикой факторов формирования предложения. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) мода

2) уровень налогов

3) цены на сырье и комплектующие

4) количество продавцов на рынке

5) доходы потребителей

6) уровень технологий

7) рост производительности труда

4. Найдите в приведённом ниже списке особенности реформы как формы социальных изменений и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) существенные преобразования, вводимые законным путём

2) смена правящей группировки при сохранении существующих общественных отношений

3) постепенное изменение в различных сферах общества, происходящее под влиянием объективных факторов

4) крупные преобразования, проводимые по инициативе властей

5) масштабные преобразования, не затрагивающие фундаментальных основ жизни общества

5. Установите соответствие между отличительными признаками и формами культур, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК

 

ФОРМА КУЛЬТУРЫ

А) выполнение, прежде всего, компенсаторной функции

Б) высокая сложность выражения и содержания

В) сохранение исторической преемственности

Г) удовлетворение сиюминутных потребностей людей

Д) ориентация на узкий круг высокообразованной публики

 

1) массовая

2) народная

3) элитарная

 6. В стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны 

1) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.

2) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.

3) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

4) Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами.

5) В структуре населения возрастает удельный вес групп, занятых в непроизводственной сфере.

6) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

7. Найдите в приведённом ниже списке меры, способствующие снижению инфляции, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) увеличение расходов государства на социальные программы

2) закрытие убыточных предприятий

3) изъятие «лишних» денег центральным банком

4) отказ от повышения зарплат и пенсий

5) переход на натуральный обмен вместо денежного

8. Установите соответствие между необходимыми условиями функционирования экономической системы и её типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

 

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СИСТЕМЫ

A) преобладание (господство) государственной собственности

Б) свободное ценообразование

B)контроль государства за производством и распределением

Г) экономическая самостоятельность производителей

Д) конкуренция производителей

Е) централизованное планирование производства

 

1) командно-административная

2) рыночная

9. Чтобы не уступить рынок японским производителям, американские автомобильные компании «Дженерал Моторс», «Форд» и «Крайслер» стали усиленно работать над повышением качества своих машин. Какие экономические явления могут быть проиллюстрированы данной ситуацией? Запишите цифры в порядке возрастания, под которыми эти явления указаны.

1) факторы производства

2) конкуренция

3) монополизация

4) специализация

5) инфляция

6) стагнация

10. Производители женской одежды в ряде стран ориентируются на предписания ислама. Поэтому модельный ряд существенно отличается от того, что предлагается в магазинах Европы. Какие факторы, влияющий на предложение, проявились в данной ситуации?

1) сезонность

2) стоимость факторов производства

3) религиозные традиции

4) уровень доходов населения

5) культурные традиции

11. Найдите в приведённом списке этнические общности, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) молодёжь

2) россияне

3) трудящиеся

4) украинцы

5) парижане

6) русские

12. В начале 1990-х гг. в стране Z началась судебная реформа, в частности был введён институт присяжных заседателей. В 1995 г. и в 2015 г. в стране Z социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Как Вы оцениваете введение суда присяжных?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.

http://soc-ege.sdamgia.ru/get_file?id=21929

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В 1995 г. четверть опрошенных оценили судебную реформу отрицательно.

2) В 2015 г. около двух третей опрошенных отрицательно оценили судебную реформу.

3) За 20 лет процент положительных оценок судебной реформы уменьшился.

4) К 2015 г. возросла доля граждан, затрудняющихся однозначно оценить введение суда присяжных.

5) Как в 1995 г., так и в 2015 г. большинство опрошенных в целом положительно оценивают судебную реформу.

13. Выберите верные суждения о пропорциональной избирательной системе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Избиратели голосуют по партийным спискам.

2) Граждане наделяются правом самовыдвижения в кандидаты.

3) Правом выдвижения кандидатов наделяются политические партии.

4) Для избрания кандидату необходимо получить большинство голосов участвовавших в голосовании избирателей.

5) Партия получает число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за её кандидатов на выборах.

14. Установите соответствие между палатами Федерального Собрания и их функциями и полномочиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ

 

ПАЛАТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

A) принимать федеральные законы

Б) изменять границы между субъектами РФ

B) назначать на должность Генерального прокурора РФ

Г) объявлять амнистию

Д) назначать выборы Президента РФ

 

1) Государственная Дума РФ

2) Совет Федерации

15. Раскрывая роль государства в жизни общества, учёные-политологи характеризуют его как центральный институт политической системы. Какие из перечисленных признаков подтверждают это суждение?

1) обладает наивысшей концентрацией власти

2) устанавливает общеобязательные нормы

3) его деятельность регулируется определёнными нормами

4) выполняет определённые общественные функции

5) регулирует деятельность граждан и организаций на определённой территории

6) возникло раньше других социальных институтов

16. Статья 14 Конституции РФ объявляет Российскую Федерацию светским государством. Это означает, что

1) признаны права и свободы человека и гражданина

2) устанавливается равная защита собственности любой формы (государственной, частной, муниципальной)

3) отсутствует государственная религия

4) ни одно вероучение не признается обязательным или предпочтительным

5) в стране узаконена многопартийность

6) признан и обеспечивается суверенитет народа

17. Установите соответствие между примерами правонарушений и отраслями права, нормы которых определяют за них ответственность: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

 

ОТРАСЛИ ПРАВА

      A) езда на автомобиле с превышением скоростного режима

Б) нарушение договора поставки

B) ограбление вещевого склада

Г) незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня

Д) публикация в СМИ заведомо ложных сведений, подрывающих деловую репутацию

 

1) гражданское

2) административное

3) уголовное

18. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) формулируется и поддерживается государством

2) существует как в устной, так и в письменной форме

3) за нарушение правовых норм следуют меры общественного воздействия (выговор, бойкот и др.)

4) относится к нормативной системе общества

5) определяет границы должного поведения людей

19. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(А) Понятие прогресса выражает идею совершенствования, перехода к более высоким ступеням развития, преодоления устарелого, отжившего, победы нового, передового. (Б) Социальный прогресс, то есть прогресс в развитии общества, имеет, на наш взгляд, аналогичное значение. (В) Идея социального прогресса, то есть поступательного движения общества, является, вне всякого сомнения, революционной идеей. (Г) Она означает развитие общества по восходящей линии, другими словами, обязательную смену устаревших и отживших свой век институтов новыми, молодыми и растущими. (Д) Идея общественного прогресса зародилась в философии на основе объективных наблюдений социально-культурных преобразований человеческого общества.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В самом широком смысле культура — это процесс и продукт______(А) общества. Культура как __________(Б) представлена совокупностью институтов, областей, норм и принципов. Основополагающие принципы, образцы, _______(В) устойчиво сохраняются в динамике культуры и характерны для всех культурных форм. Это позволяет рассматривать культуру как специфический механизм преемственности различных________(Г) развития общества. Тогда индивид выступает в роли связующего звена различных элементов социума. Вне культурной среды невозможны ни межличностное общение, ни социализация, ни само существование__________(Д).

Широко распространённое разделение на материальную и духовную культуру при ближайшем рассмотрении обнаруживает свою _________(Е). Культура есть неразрывное единство материальной и идеальной, субъективной и объективной сторон».

  

Список терминов:

1) общественный прогресс

2) потребление

3) социализация

4) нормы

5) противоречивость

6) система

7) общество

8) этапы

9) деятельность

 

21. Какова, по мнению автора, роль ценностей в обществе? Укажите две позиции.

Прочитайте текст и выполните задания С1—С4.

Ценности в жизни человека и развитии общества

Одним из компонентов социокультурных форм выступают ценности. В ходе развития общества формируются идеи, которые выделяются и которым приписывается особая ценность. Они усваиваются субъектом в опыте и переживаниях удовольствия и неудовольствия, радости и негодования, т.е. посредством эмоций. На основе ценностей формируются критерии оценок, регулирующих отношение людей к объектам удовлетворения человеческих потребностей. В процессе жизнедеятельности у человека складывается восприятие одних объектов как ценных, а других — не ценных и даже «антиценных»...

 

Ценности могут быть индивидуальными, групповыми, общечеловеческими. Индивидуальные ценности определяют деятельность конкретного человека и могут иметь приходящий характер, различаться, например, в зависимости от возраста индивида. Групповые ценности (имеется в виду группа в широком смысле — как социальная общность, тип общества) носят более общий характер: они определяются как принятые в данной общности представления о желательном типе социокультурной формы. Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что имеют непреходящий характер, являются ориентирами для большинства людей вне зависимости от их пола, возраста, исторической эпохи, в которой они живут. Число таких ценностей ограничено. К ним, например, относят истину, красоту, добро

Воспринятые и закрепившиеся ценности превращаются в социальные нормы, с помощью которых поддерживаются, воспроизводятся, регулируются формы деятельности людей.

 

И. Г. Петров

22.. Назовите два фактора, которые, на взгляд автора, способствуют формированию ценностей.

23. Какие три группы ценностей выделяет автор? К какой из этих групп вы бы отнесли принцип равенства граждан перед законом?

24. Какие функции автор отводит социальным нормам? Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите две основные группы социальных норм. Приведите два примера норм, относящихся к каждой из этих групп.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «вертикальная социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о каналах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее действие любого из каналов социальной мобильности.

26. Назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них.

27. В газете была опубликована заметка о том, что группа российских учёных – химиков, получив грант на исследование, в результате сложной работы под руководством известного академика синтезировала в лаборатории вакцину от опасного вируса.

Назовите и подтвердите ссылками на информацию, содержащуюся в публикации, три признака науки как социального института.

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Гражданско-правовая ответственность и её виды». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также

факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

 

С9.1 Философия: «Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию». (К.Д. Ушинский)

С9.2 Экономика: «Индивидуум, движимый только жаждой денег, явно болен. То же, я полагаю, можно сказать о компании, единственная цель которой – прибыль». (Р. Хэйан)

С9.3 Социология, социальная психология: «Наши социальные роли определяются ожиданиями других людей». (Н. Смелзер)

С9.4 Политология: «Тоталитаризм – образ правления, при котором мораль входит в компетенцию власти». (А.Н. Круглов)

С9.5 Правоведение : «Времена меняются, и законы меняются вместе с ними». (Латинское юридическое изречение)

Ключ вариант1

№ п/п

№ задания

Ответ

1

2692

психология

2

990

структурадеятельности

3

133

36|63

4

8064

234

5

800

21112

6

8039

146

7

8075

13|31

8

763

41312

9

8096

35|53

10

1451

4

11

5312

46|64

12

8370

125

13

5894

156

14

8166

31122

15

8182

14|41

16

7883

34|43

17

8205

11122

18

4241

3

19

6390

11322

20

3580

356249

Ключ вариант2

№ п/п

№ задания

Ответ

1

4095

акциз

2

4326

нематериальныеблага

3

1650

15|51

4

4359

145

5

8246

13213

6

5816

125

7

1134

34|43

8

4245

121221

9

7935

234

10

1412

35|53

11

5312

46|64

12

8373

345

13

8154

15|51

14

7969

12212

15

4325

125

16

7875

34|43

17

8206

21323

18

838

145

19

2602

32231

20

4546

964875