Рекомендации. 1 сентября 2012 г. "Уроки семьи и семейных ценностей"

Союз Творческих Учителей

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов предложил провести 1 сентября «Уроки семьи и семейных ценностей».
Особое внимание при организации уроков необходимо уделять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, для которых такие мероприятия имеют особое значение для восстановления нарушенного права жить и воспитываться в семье. Также на уроках посвященных началу нового учебного года, будут принимать участие дети с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их особых потребностей. Такие занятия помогут детям социально адаптироваться в будущей жизни.
Министерство образования планирует привлечь многодетные семьи, известных и авторитетных граждан, готовых поделиться с дошкольниками и школьниками опытом бережного отношения к семейным ценностям и традициям. Также планируется создать на сайтах общеобразовательных учреждений страницы «Семья и семейные ценности».

Начальник управления                                                                 Н.Е. Астафьева

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_5.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему "Моя семья"

Цель: формирование у детей отношения к семье, как к ценности.

Задачи:

  1. способствовать укреплению авторитета семьи;
  2. формировать у учащихся базовые семейные ценности: любовь к родителям, уважение старших, послушание, забота о близких и т.п.;
  3. способствовать возникновению у детей интереса к истории семьи и истории государства;
  4. воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе;
  5. способствовать активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся;
  6. способствовать расширению словарного запаса учащихся.

Предварительная работа: сбор детских фотографий, выяснить историю происхождения фамилий детей.

Оборудование: парты и стулья расставлены группами, на столах: листы бумаги, фломастеры, анкета на каждого ребёнка (Приложение 2), лист с генеалогическим деревом на каждого ребёнка (Приложение 3).

Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор, акустическая система (колонки), экран.

Программные средства: компьютерная презентация Microsoft Power Point (Приложение 1) со звуковым сопровождением, проигрыватель Windows Media.

Ход занятия

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 

Приветствие. Проверка готовности к занятию.

Дети рассаживаются за столы, готовят все необходимые предметы.

2

-Кто из вас знает, какой идёт год? Показ слайда (Приложение 1).

Постановка цели:

-Хотели бы вы больше узнать о своей семье?

Ответы на вопрос учителя.

Чтение информации со слайда.

Что мы называем семьёй? Проверка ответов. Обращение к словарю. Гиперссылка. Щелкнуть по картинке с книгами. Возвращение назад по слову, которое объясняли.

Читают определение семьи из словаря.

Проводит интерактивную игру "Семья". Условия игры:

-Сначала дети свободно передвигаются по классу. По команде учителя они должны быстро образовать группу-семью.

"Семья из 2 человек", "Семья из 4 человек", "Семья из 10 человек": "Семья из 5 человек".

Слушают и выполняют команды ведущего, образуя группы. По окончании игры дети садятся за столы группами по 5 человек.

3

-Знаете ли вы какие-либо интересные семьи?

-Познакомимся с некоторыми из них.

Учитель рассказывает, чем интересна каждая семья.

- Пётр и Феврония Муромские.

- Семья императора Александра II. Его прозвали в народе Освободителем.

- Семья последнего российского императора Николая II причислена к лику святых.

- Семья великого русского писателя и мыслителя, создателя школы для бедных детей, Л.Н.Толстого.

- Семья мецената, гражданина г. Иванова, Д.Г.Бурылина.

- Семья известного детского писателя, автора гимна России, С.В.Михалкова.

- Телевизионная многодетная семья Васнецовых.

- Семья Шишкиных, в которой 20 собственных детей.

- Семьи близнецов Григоращуков.

- Семьи бывшего и действующего президента России.

-С какими интересными семьями вы познакомились?

Дети смотрят на экран, рассматривают фотографии, слушают комментарии учителя, отвечают на поставленные вопросы.

4

Учитель знакомит детей с главными героями занятия - семьёй дяди Фёдора, созданной Э.Успенским.

Настрой учащихся на работу.

5

-Вспомним сюжет мультфильма про дядю Фёдора. Не всегда семья была такой дружной, случались и конфликты. Почему они возникали?

Вспоминают сюжет мультфильма.

По иллюстрациям вспоминают, почему возник тот или иной конфликт.

Учитель даёт задание для групповой работы:

-Найти выход из создавшейся ситуации.

Работа в группах. Каждая группа обсуждает свою ситуацию.

Слушает ответы детей. Делает вывод о том, что проблемные ситуации в семье можно разрешить.

Предлагают пути решения конфликта.

6

Предлагает вопрос для "Мозгового штурма":

-Чем крепка семья?

Дети высказывают своё мнение по вопросу, по одному не повторяясь.

Проверка ответов на слайде.

Сопоставляют свои ответы, дополняют свои знания.

-Оцените, есть ли эти качества у вашей семьи. Заполните анкету (Приложение 2). Поставьте напротив каждого качества слова "да" или "нет".

Заполняют анкету. Выясняют, крепкая ли у них семья.

7

-Прочитайте диалог между дядей Фёдором и Матроскиным.

-Что такое фамилия? (Гиперссылка на словарик)

-Как появилась фамилия Матроскин?

Читают, отвечают на поставленный вопрос, делают вывод о том, как образовалась фамилия.

8

Беседа о том, как появляются фамилии.

Слушают, смотрят, отвечают на вопросы учителя.

Учитель даёт задание для работы в группах:

-Выяснить, как образовались фамилии детей из вашей группы.

Обсуждают. Сталкиваются с проблемой: в группах есть такие фамилии, происхождение которых трудно объяснить.

С помощью книги "Первое наследство" учитель объясняет происхождение фамилий.

Слушают, запоминают.

-Придумайте фамилию для своей группы. Напишите её на табличке.

Придумывают фамилию, оформляют табличку.

9

-Прочитайте вопрос со слайда. Почему мама так удивилась? Кого мы называем родственниками? (Гиперссылка на словарик)

Внимание на экран.

Читают, высказывают своё мнение.

10-11-12

Рассказ учителя с опорой на знания детей.

Слушают, помогают заполнить схемы родственных связей, вспоминают, как кого в семье называют.

-Распределите роли в своей группе. Кто каким членом семьи будет.

Распределяют роли.

Интерактивная игра "Родственники" Учитель объясняет условия игры.

Дети встают лицом в круг. В кругу стоит водящий. Он называет любого родственника, в это время, дети, выполняющие эту роль в группе должны поменяться местами. Водящий стремится занять освободившееся место. Если ему это удаётся, то водящим становится тот, кому не хватило места.

Дети слушают условия игры, а затем выполняют их.

13

-Прочитайте вопрос дяди Фёдора.

-Кто знает, что такое родословная? Определение понятия, гиперссылка на словарик.

Внимание на экран.

Ответы детей.

14

Рассказ учителя.

Слушают, запоминают принцип построения родословной.

15

-Дядя Фёдор сделал для себя схему-опору "Как составить родовое дерево семьи" Рассмотрите её. Попробуйте дома вместе с родителями составить свою родословную, подставляя в рисунок имена, отчества и фамилии своих родных. Учитель выдаёт листы для составления генеалогического дерева семьи (Приложение 3).

Внимание на экран.

16

-Шарик приготовил вам сюрприз - альбом с вашими фотографиями.

Просмотр видеофильма.

 

Подведение итогов. Ресурсный круг.

-Встаньте в круг. Вы передаёте друг другу мячик и продолжаете фразу, не повторяясь: "Сегодня на занятии я увидел:"- 1 ребёнок; " Я услышал:"-2 ребёнок; "Я почувствовал:"- 3 ребёнок. 4 ребёнок начинает с первой фразы и т.д. по кругу.

Дети встают в круг, передают друг другу мячик и продолжают свою фразу.

 

Ресурсы

  1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М., 1999
  2. Первое наследство, Иваново,1992
  3. Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. 3 кл.: Кн. для учителя, М., 1999
  4. Успенский Э. Дядя Фёдор, пёс и кот, М., 2005
  5. www.cwer.ru
  6. www.adventist.kz
  7. www.animator.ru