Мои разработки ( уроки, презентации к урокам, проекты)

Головач Ирина Григорьевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 Тема урока:  «Милосердие. Милосердие в слове.»

Цель урока: формирование потребности в доброжелательном  отношении к окружающим;  развитие навыков проявления сострадания и    созидания;

помочь учащимся почувствовать и осознать, что такое милосердие; как милосердие проявляется в делах и словах; как милость может уживаться с гневом; поразмышлять о том, что милосердие, благотворительность остаются ценными во все времена.

Задачи урока:

  1. Знакомясь с краеведческим материалом, дать возможность учащимся задуматься над тем, что такое милосердие, сострадание, благотворительность.
  2. Поразмышлять с детьми о том, почему милосердие, сострадание, утешение, благотворительность не утратили своей ценности в наше время.
  3. Использовать визуальные и аудиальные наглядные методы, литературный и публицистический материал, способствовать развитию целостного восприятия школьников.

4. Привить школьникам нравственные понятия милосердия, доброты души,   искренности, человеколюбия.

5. Перевести данные понятия в убеждения, конкретные действия.

6. Закрепить и развить положительные тенденции в поведении.

7 Создать благоприятные условия для атмосферы доброты, сострадания,                           созидания   в коллективе   класса.

Оборудование:   

- Мультимедийный проектор, экран, листы с отпечатанной таблицей,   листы с отпечатанными пословицами.

- табличка с написанием темы, нравственных категорий, художественно-педагогической идеи урока;

- видеоматериал «Икона Божией матери «Милостивая»;

- фотографии Ф.В. Чижова, Костромского энергетического техникума, Богоявленского-Анастасииного женского монастыря, детского приюта при монастыре;

- портрет Л.Н. Толстого, отрывок из повести «Детство»;

- учебники, тетради.

Ход урока.

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок.

Урок - милосердия.  

Цель сегодняшнего нашего занятия -  узнать, что такое милосердие?

И  начать этот урок я хотела бы со стихотворения     Д. Быковицкого

«Хоть немодным прослыть рискую,

К милосердию всех зову,

Чтоб сумели, смогли боль чужую

Вы прочувствовать, будто свою                                                    

                             

 - Скажите пожалуйста к  чему призывает поэт в этих строках? ( К Милосердию)

- А как вы понимаете слово милосердие?

(Милосердие – готовность помочь кому – нибудь или простить кого – нибудь из сострадания, человеколюбия).

Милосердие (по Ожегову) — готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

- Есть и другое не менее красивое слово – милость. Что значит это слово?

Милость (по Ожегову) — доброе, человеколюбивое отношение

_ А знаете ли вы, что есть « Икона Божией Матери « Милостивая»

Просмотр видеофильма об « Иконе Божией Матери  «Милостивой»

Одно из самых красивых слов на свете – это слово милосердие. Это сердце, которое любит, милует и жалеет.

Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть  обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!

Просмотр Видеофильма «Донор»

- Скажите а вы готовы помочь  человеку в беде?

Просмотр мультфильма «Притча о добром самарянине»:

Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние».

Христос же на заданный ему вопрос ответил «притчей о добром самарянине»:

На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил, что он очень торопится, что у него впереди очень важные и очень добрые дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в больницу и оплатил его лечение.

Учитель: Так кто же оказался по -  настоящему ближним для избитого человека?

(Его родные и близкие, не увидели в нём своего ближнего и прошли мимо. А вот  незнакомый  приезжий смог усмотреть в нём своего ближнего.)

Притча Христа означает: ближний – тот, кто нуждается в твоей помощи сейчас.

Неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.

Даже если этот человек виноват лично перед тобой, был не прав, все  равно в минуту беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

Нельзя поступать по принципу: «Как ты к нам, так и  мы к тебе» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!»

- Можно ли за милосердную помощь брать плату?

- Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

- В чем может проявляться милосердие? Приведите примеры.

Выберите из этих слов те, которые относятся к милосердию?

(сопереживание, терпимость, равнодушие, чуткость, любовь, жестокость, сочувствие, доброта, безжалостность, уважение, жалость, эгоизм).

Послушайте, ребята,  притчу «Спасти звезду»

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

Учитель: А какой вывод мы можем сделать из этой притчи?

Тот, кто ждёт возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное милосердие состоит в том, чтобы быть милосердным и в мелочах.

Милосердие обязательно проявляется в делах, т.к. во все времена есть люди сострадательные.

Говоря о милосердии я не могу не затронуть тему «Сестра милосердия».  Это они  в войну ценой собственной жизни спасали солдат, вытаскивали их с поля боя, чтобы перевязать им раны. И занимались они этим не за деньги.

В России орден сестер милосердия организовала Елисавета Федоровна Романовна. Став женой московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича (дяди императора Николая II), она добровольно приняла православие.

В 1904 году после  начала  русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения.

Она организовывала детские приюты, больницы.

  В ночь с 17 на 18 июля 1918 года к зданию Напольной школы в Алапаевске подъехала конная группа рабочих и, усадив пленников в экипажи ( в  числе  пленников  была  и  Елизавета), вывезла их в лес к старой шахте. Кто  сопротивлялся,  того  расстреляли. Остальных живыми бросили в шахту. Когда сталкивали в шахту великую княгиню, она повторяла вслух молитву Спасителя: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят». Елизавета .                                                                                                                        Федоровна упала не на дно шахты, а на выступ на глубине 15 метров. Рядом с ней потом  нашли   человека   с перевязанными ранами. Великая княгиня и здесь не перестала милосердствовать и облегчать страдания других, хотя сама была с многочисленными переломами и сильнейшими ушибами головы.  Так  она  могла  откликаться  на  чужую  боль.

А сейчас мы обратимся к опыту истории нашего города и узнаем, как милосердие проявилось в делах костромичей.

1) О детском приюте имени Святого праведного Иоана Кронштадтского.

В 1993 г. на территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря города Костромы был организован детский приют, укрывший в своих стенах девочек от 4 до 12 лет, брошенных на произвол судьбы жестокими родителями. Девочки здесь учатся, помогают монахиням готовить и шить, даже осваивают компьютер. Их пение во время богослужений умиляет душу. Они научились радоваться!

2) Благотворительная деятельность Ф.В.Чижова.

Милосердие было одним из основ русской жизни XIX века. Уроженец г. Костромы Федор Васильевич Чижов все своё состояние завещал на развитие профессионально-технического образования в Костромской губернии.

На средства промышленника были открыты 5 учебных заведений в Костроме, Макарьеве, Кологриве, Чухломе.

Ученики бедного звания, неимущие могли не платить за учебу — от оплаты освобождались. Лучшим назначалась стипендия Ф.В. Чижова.

Все училища носили имя Чижова и в народе именовались просто «чижовскими».

— А как мы можем участвовать в делах милосердия?

(Перевести деньги на счет для лечения тяжелобольных детей, собрать игрушки для детей Детского дома, подать милостыню нищему, купить газету благотворительного фонда, приобрести билет на благотворительный концерт и т.д.)

А сколько создано пословиц и поговорок! У вас на столах лежат  пословицы и поговорки, давайте их прочитаем вдумаемся в их смысл.

Каждый милосердный поступок - это ступень лестницы, ведущей к небесам.

Источник зла есть тщеславие, а источник добра — милосердие…

Лучшее из возможных сочетаний — власть и милосердие; худшее — слабость и драчливость.

Кто милосердствует о нищих, тот дает взаймы Богу.

Милосердие        - всегда к стати..

Доброе дело        не забудется.

Делая добро,        не жди добра.

Если милосердие и любовь к врагам обнаружились в жизни некоего человека - христиане считают, что он получил Божию благодатную помощь. А, значит, этот человек близок с Богом и потому может даже считаться святым.

Делами милосердия можно достичь очень многого! Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло ДОБРОМ!  В духовной и моральной поддержке, в добром слове утешения отказывать никому нельзя, особенно   если человек или животное действительно в этом нуждается.

Просмотр видеофильма « Про кота»

Поделись своим хлебом с голодным,

Состраданья к нему не тая.

Человечеству будут угодны

Доброта и душевность твоя.

        Пощади бессловесного зверя,

        Дай пичуге расправить крыла,

       Постарайся в любви и доверие

      Не наделать ошибок и зла.

      Посочувствуй деревьям и рекам —

  Не мути, не уродуй, не жги…

   Помоги себе стать человеком.

  Помоги, помоги, помоги..                   (В. Марфин)

Один мудрец спросил у народа  «Скажите пожалуйста а какого цвета милосердие?»

 Люди стали гадать. Зеленое – как земля. Желтое – как солнце. Голубое – как небо.

И заканчивая сегодня наш урок я хочу подарить вам голубя – это один из символов милосердия. Раскрасьте его тем цветом, какого цвета вы считаете милосердие. И когда вы захотите сделать плохой поступок, за который вам будет потом стыдно посмотрите на голубка  и подумайте – «А стоит ли?»

Когда к вам обратятся за помощью – всегда помогайте. Ведь милосердие –это бесценный дар.

Домашнее задание: тетрадь с. 8, с.9,с.10



Предварительный просмотр:

МОУ Ореховская СОШ

 

Урок литературы в 5 классе ( 2 часа)

«Поклонимся великим тем годам»

 

 

 

Учитель русского языка и литературы

 Головач И.Г.Классный руководитель

 

 

 

 

 

 

Орехово 2016 год

 

 

 

 

Тип урока: интегрированный урок литературы и краеведения.

Цель: Дать учащимся общее представление о государственном празднике – Дне Победы, дне памяти по погибшим.

Задачи:

Образовательные:

- воспитание чувство патриотизма, гордости за свою страну и малую родину, за соотечественников;

- раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этих кровопролитных сражениях;

Воспитательные:

- воспитание уважения к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам великой Победы, чувства гордости за народ-победитель;

- показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере фактов поисково-исследовательской работы о судьбе своей семьи в военные годы;

- развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру.

Развивающие:

- развивать логическое мышление, расширять кругозор;

- развитие творческих способностей обучающихся.

Подготовительный этап

1. Экскурсия в школьный музей, знакомство с экспозицией «Военная история села Орехово».

2. Знакомство со стихотворения и песнями военных лет.

3. Распределение учащихся на творческие группы, определение тем презентаций и докладов по теме  войны.

4. Консультация по содержанию выбранных тем и по работе с презентацией.

5. Творческая работа-исследование «Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны» Касаткиной Елены

6. Творческая работа-исследование « Герои Галичского района Костромской области».

7. Творческая работа-исследование « Герои Великой Отечественной войны села Орехово»

8. Творческая работа-исследование « Учителя – фронтовики нашей Ореховской школы»

Оборудование: Оборудование: мультимедийный проектор с демонстрационным экраном,  работы учащихся,  песни «Священная война», «Журавли», «День Победы»,» Реквием Моцарта», видеоклип на песню « Эх, дороги», презентация к уроку  « Достойные награды земляки», презентация по ходу беседы.

Ход урока.

Эпиграф:

«Самое дорогое и священное, что отец передает сыну, дед внуку, одно поколение другому, - это память…»

(Из «Всероссийской книги памяти»)

План урока.

Наш народ готовится к 66 годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Самое дорогое, что одно поколение передаёт другому - это память. Память о тех, кто отдал жизнь, защищая свой народ всегда почиталась у нас.

В их честь строились арки, возводились памятники.

Память! В ней никогда не должно стереться всё то, что принес с собой фашизм. Никогда!

Мы расплатились с той войной огромной ценой. Каждый 8-ой человек  нашей страны погиб на войне. Около 27 млн. человек потеряла Россия в войне.

Тихо звучит мелодия песни «Журавли».

Показ слайдов из приложения 1. (между сменой приложений 1-6 – на экране изображение вечного огня Приложение 7)

1 ученик: (1 слайд)

Был летний воскресный день 22 июня. Ласково светило солнце, согревая землю своими лучами. Шептались друг с другом камыши. Птицы пели на все голоса. Люди просыпались, строили планы на выходной день. Ничто не предвещало беды. И вдруг …

Звучит голос Левитана – сообщение о начале войны. (слайды 2-6)

Звучит песня «Священная война». (слайды7-10)

Музыка стихает.

2 ученик:(слайды11-13)

66 лет назад отгремели последние оружейные залпы. Годы, отделяющие нас от победного дня – срок, равный жизни зрелого человека. За это время возмужали, утвердились во взрослости не только те, кто встретил войну мальчишками, но и те, кто родился во время грозного лихолетья, и даже те, кому довелось родиться на свет во вторую половину сороковых годов.

Но всех их объединяет память…

                                                           (пауза)

3 ученик:(слайды 14-18)

4 часа утра 22 июня 1941 года.

Уже сражалась Брестская крепость, уже фашисты бомбили Киев, Львов, Минск, по дорогам страны уже шла война.

Видеоклип песни « Эх, дороги»

1418 дней и ночей были яростной борьбой со злом ради торжества добра!

Сегодня мы оглядываемся на те сороковые – роковые, на трагические, огненные, горькие 4 года войны , и хочется сказать:

           Поклонимся великим тем годам!

           Поклонимся живым и мёртвым, бессмертным и бесстрашным,

и тем, кто принял бой на рассвете 22 июня 1941 года, и тем, кто, пройдя через всю войну, добил врага там, откуда война началась – в поверженном Берлине.

 

4 ученик:       (слайд 19)   

Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….

Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,

Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну.

Тем, кто навеки, безымянный канул в фашистском плену,

Тем, кто ради правого дела сердце был отдать готов,

Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.

Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается наш урок.

 

Давайте почтим память всех погибших за Родину минутой молчания.

         

( Минута молчания).

Звучит Реквием Моцарта.(слайды 20-26)

 

5 ученик (под тихую музыку): (слайды 27-31)

 

Люди!

Покуда сердца стучаться,

Помните!

Какой ценой завоёвано счастье

Помните!

Песню свою, отправляя в полёт

Помните!

О тех, кто уже никогда не споёт

Помните!

Детям своим расскажите о них,

Чтобы помнили!

Во все времена бессмертной земли

Помните!

 6 ученик: (слайды 32-35)

Я знаю никакой моей вины, в том,

Что другие не пришли с войны.

В том, что они, кто старше, кто моложе

Остались там, но не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь.

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же …

 

7 ученик: (слайды 36-40)

Вот человек, он искалечен

В рубцах лицо, но ты гляди

И взгляд испуганно при встрече

С его лица не уводи.

Он шёл к Победе, задыхаясь,

Не думал о себе в пути,

Чтобы она была такая

Взглянуть и глаз не отвести.

Слово учителя: ( слайд 41)

 Всё дальше и дальше от нас годы войны. Прошло много лет с тех пор, как отгремели последние залпы. Путь к Победе был трудным и долгим. Тысяча четыреста восемнадцать дней и ночей. И каждый из них - это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель сынов и дочерей нашей Родины, радость больших и малых побед.

Наше поколение родилось под мирным небом. И о войне мы знаем понаслышке: от дедушек, мам, да ещё из книг и фильмов.

Сообщение Касаткиной Елены о своём прадедушке.

8 ученик:

Мы не знали тех дней.

Нам об этом поведали,

Как в суровые годы самой страшной жестокой войны

Из-за парты на фронт уходили девчонки, мальчишки,

Не дождавшись своей восемнадцатой юной весны.

Мы не знали войны.

Мы увидели это с экрана:

Во весь рост над окопом поднялся безусый комбат,

На его голове кровоточила страшная рана,

Но повёл он в атаку за высотку таких же ребят.

Землю рвали снаряды, и горела она под ногами,

Раскалившийся воздух рассекал страшный дождь из свинца.

С громким криком “ура”, пролетевшим с тех пор над годами,

Шёл в атаку комбат до последней черты, до конца.

Мы не знали тех дней.

Как ликующий голос Победы,

Разлетаясь над миром, входил в каждый дом.

Мы не знали войны, -

Нам об этом поведали деды.

Мы счастливые все потому, что родились потом.

 

Слово учителя:

Война. Слово короткое, но страшное.

Невозможно и представить, что чувствуют и как живут со своими страшными воспоминаниями участники и очевидцы событий шестидесятишестилетней давности.

Великая Отечественная война. Ведь никто никогда не вправе забыть историю. Время не изгладит из памяти народа ту страшную войну,- самую тяжёлую и жестокую из всех войн в истории нашей страны. Пока живут среди нас ветераны войны, мы должны преклоняться перед их мужеством, героизмом, стойкостью. А их, к сожалению, становится всё меньше и меньше.

Война. Это страшное слово мгновенно облетело все крупные и малые селения, никого не обошло стороной. Не обошла и на районный центр – город Галич. Тринадцать человек были удостоены почётного звания Героя Советского Союза.

(Слайды

 Не обошла стороной эта весть и наше село Орехово. Война беспощадно вторгалась в детство, калечила юность, повергала в отчаяние стариков. Многие жители нашего сёла Орехово участвовали в боях на фронтах Великой Отечественной войны. С каждым годом, к сожалению, их приходит к Обелиску 9 Мая всё меньше и меньше. А скольких с нами нет, но их имена и фамилии останутся не только на мемориальных плитах, ( Слайды 56-  62))  но и в нашей памяти и в наших сердцах! Сегодня  нам Антон Дмитриев расскажет и покажет свою презентацию о своём прадедушке.

 Сообщение Дмитриева Антона о своём прадедушке- Герое Советского Союза и нашего земляка – о Суслове Алексее Николаевиче.

Сообщение Чихалова Ильи о Герое Советского Союза – Егорове Константине Александровиче.

Слово учителя:

- Ребята, а вы знаете, в какой школе вы учитесь?

Ответы учащихся.

Учитель:

- Мне посчастливилось учиться не просто у чутких, талантливых учителей, учителей с большой буквы, а у тех учителей, которые помогли приблизить Победу.

( Слайд 63) Это Кузнецов Николай Георгиевич, Яковлев Виктор Алексеевич, Захаров Леонид Иванович, Политов Леонид Павлович и Дмитриев Сергей Федорович.

Когда вы ходили на экскурсию в наш школьный музей, то экскурсоводы вам рассказывали о них подробно.

- Ребята, кто из ваших родственников был на войне?

- Что они вам рассказывали?

Рассказы Лебедева Дмитрия и Неделько Ивана.

 

Слово учителя: (слайды 66-67)

 

Родился он и подал голосок — как будто он окликнул всю планету,

И шумная волна ушла в песок, и стихло море, и застыли ветры...

И в наших лицах удивленья нет, что чудо величайшее природы,

Которому пройти огни и воды, беспомощным рождается на свет.

 

(слайды 68-69)

 

Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребенка. Ребенок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города.

Что может быть страшнее смерти ребенка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.

Дети, фотографии которых мы с вами сегодня видим, не допели и не доиграли, их улыбки были стерты бесчеловечностью и жестокостью войны в самом начале их жизни.

- Это маленькие герои большой войны!

 ( слайды 70 – 80)

Слово учителя: 

Есть события, значение которых не тускнеет от неумолимого бега времени и которые по прошествии десятилетий не стираются из памяти людей. Напротив, временной разрыв с возрастающей силой подчеркивает их величие и определяющую роль в мировой истории.

Память об этих событиях неподвластна времени - бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она переживает века: это не просто свойство человеческого сознания сохранять следы минувшего, память- это связующее звено между прошлым и будущим.

Сегодня хочется от всей души поздравить каждого и всех с шестидесятишестилетием Великой Победы. Этот день память о тех, кто пал смертью храбрых на полях брани. В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на той безжалостной, суровой войне, о тех, кто живёт рядом с нами.

 9 ученик:

Всё помнится, ничто не забыто,

Всё помнится, никто не забыт,

И днём и ночью в чаще из гранита

Святое пламя трепетно горит.

Учитель:

27 миллионов жизней унесла та война. Но эти жертвы не были напрасными, фашисты были разбиты.

9 мая 1945 года Берлин, последний оплот фашизма, пал. Все небо взорвалось салютом долгожданной победы.

 

10 ученик:

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!

 

Звучит голос Левитана – окончание войны. (слайды 81- 86)

Звучит песня «День Победы» (слайды 87- 96)

 

11 ученик (под стихающую музыку)   (слайды 97- 106 )

Болят и ноют фронтовые раны,

Которыми отметила война..

Мы с вами, дорогие ветераны!

Вам кланяется вся наша страна!

 

И та страна, где новые границы,

И та, что всё живёт у нас в сердцах…

А мы листаем памяти страницы

И вспоминаем эту боль и страх,

Что принесла война всем нашим семьям…

А вы, круша чудовище - врага,

Спасли свою страну от разрушенья…

Цена Победы… Как ты дорога!

Вы кровью за Победу заплатили.

Об этом будем помнить мы всегда!

И своим детям память мы привили

О людях, спасших наши города.

Болят и ноют раны фронтовые…

Увы, всё тяжелей ходить ногам…

Мы с вами, ветераны дорогие!

Мы снова низко кланяемся вам!

(слайды 107 - 109)

Заключительное слово учителя:

Если эта беседа заставила кого-то задуматься о смысле жизни, о людях, которые окружают, любят и берегут нас, значит, не напрасно прошло время.

Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро.

 

С праздником Великой Победы!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МОУ Ореховская  СОШ

Урок по «Истокам»

На тему: «Путь дорога. Гостеприимство. Паломники. Дорога жизни»

2 класс

Цели:

  1. социокультурное наполнение категорий «путь-дорога», «паломники», «дорога жизни»;
  2. приобщение ребенка к истокам родной культуры;
  3. развитие целостного восприятия, управленческих и коммуникативных способностей;
  4. патриотическое воспитание учащихся.

Основные понятия: путь к счастью, путь к спасению, дорога жизни, паломники, гостеприимство.

Видеоряд: фотографии из жизни Сергия Радонежского, рисунок возможного паломника, карточки пути (путь к счастью, путь к правде, фронтовая дорога, путь к спасению, уединению).

Аудиоряд: клип песни паровозика из Ромашкова

Ход урока.

1.Присоединение.

Я рада видеть вас, ребята. Вы улыбаетесь, значит, готовы продолжить свой путь по дорогам знаний.

Путь… дорога… Знакомые слова. А разве наша жизнь не похожа на путь-дорогу? Начинаем её в детстве, а заканчиваем в старости.

Мы – путники на дороге жизни. И сегодня на уроке мы попробуем разобраться куда нам пойти и какой путь для себя выбрать.

2. Ресурсный круг.

А сейчас, ребята, давайте с вами попробуем представить образы, звуки и ощущения, которые мы можем увидеть, услышать и почувствовать во время нашего путешествия. (Дети встают в круг и проговаривают я вижу…я слышу…я чувствую…)

Образы (я вижу)

Звуки (я слышу)

Ощущение (я чувствую)

Остановка

Голоса

Ожидание

Автобус

Шум мотора

Радость

Путник

Шум ветра

Усталость

Памятник герою

Взрывы снарядов

Гордость

Ребята, вы очень хорошо представили и ощутили путь по которому пошагаем дальше.

3.Чтение и анализ текста.

Ну, а о новых путях-дорожках узнаем прочитав текст на ст.46. в начале прочитаю его вам я, а вы постарайтесь внимательно слушать и после чтения текста ответьте мне на вопрос – что же это за закон гостеприимства?

Чтение учащимися и словарная работа.

  • От чего уводила людей путь-дорога?
  • Куда эта дорожка приводила избранных?
  • Для чего свой путь совершали паломники?
  • Ребята, а как вы думаете, кто такие паломники?

Ребята, вы уже много знаете о Преподобном Сергии Радонежском.

  • Куда же его привела путь-дорога? Ответ найдите в тексте.

Много лет назад Преподобный Сергий (а в миру его звали Варфоломей) после смерти родителей предложил брату Стефану уйти в дремучий лес, пустынь, и жить там отшельниками.

Много верст исходили братья по буреломам, по волчьим оврагам, пока не увидели большой холм в виде маковки. «Здесь это место, - почувствовал всем сердцем Варфоломей. – Здесь и построим обитель.»

        Помолившись, братья в два топора принялись рубить высокие ели, стиснув зубы таскать тяжелые смоляные бревна и складывать низенькую келью, а после и маленькую церковку всю уместившуюся под березой. Церковь нарекли во имя Святой Троицы.

        Но даже в дремучем лес не смог укрыться Сергий. Во все стороны разлетелись слухи о молодом, смиренном и кротком отшельнике и к нему стали приходить странники, у которых была цель – вымолить у Бога здоровье себе и другим людям. В пути паломники становились мудрее и многие из них умоляли его позволить им поселиться рядом. Когда их стало 12, они огородили свою обитель забором и срубили себе каждый кельи. Глядя на эти строения, никто не мог догадаться, что все это станет началом знаменитого на всю  Россию монастыря.

4. Активное занятие, работа в паре.

  • Путь-дорога помогает узнать человека?
  • Каким должен быть человек в пути?

У вас на партах есть карточки со словами, обозначающими черты характера человека. Работая в паре вы должны подумать, какого спутника хотелось бы встретить вам на своем пути. Ненужные слова вам нужно зачеркнуть.

доброта                                         сила

щедрость                                        лень

 трусость                                        злость

общительность                                отзывчивость

смелость                                        любознательность

5. Физминутка.

А мы продолжаем наше путешествие

Мы туристы, мы в дороге.

Веселей шагайте, ноги!

Легче выдох, глубже вдох,

Путь не близок, путь далёк.

Впереди течёт ручей,

Перепрыгнем поскорей.

У речного плёса взяли в руки вёсла.

Пусть скрипят уключины,

Мы грести научены.

Тихо к берегу пристанем

И на цыпочках привстанем.

Вверх потянемся слегка,

Станут выше облака.

Мы в дремучий лес зашли,

Ветви гнутся до земли.

Ниже, ниже поклонись.

На поляне отдохнем...

А теперь домой пойдем.

6. Беседа с элементами практической деятельности.

(Показ 1 слайда памятника фронтовых дорог)

  • Что может обозначать этот памятник?

Действительно это так в наше время обозначены фронтовые дороги, по которым шагали ваши деды и прадеды. Многие из них не вернулись, так и остались возле этих дорог, по этому люди воздвигают памятники Защитникам нашей Родины. Остановись здесь и помяни их в тишине.

(Показ слайдов летнего путешествия)

Посмотрите, ребята, как красивы леса, просторны луга, извилиста наша речка. Вглядитесь, как много потрудились руки и душа человека. Колоситься пшеница, возделывается земля, пасутся стада, белеют храмы… Это просторы твоего Отечества, нашего родного края.

Послушайте отрывок из стихотворения Юрия Левитанского «Выбор» и потом мне скажите о чём можно задуматься, слушая утверждения автора стихотворения.

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу…

Каждый выбирает по себе.

Слово для любви и для молитвы…

Каждый выбирает для себя,

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

Ребята посмотрите в разных местах класса у нас стоят таблички «Путь к счастью», «Путь к правде», «Фронтовая дорога», «Путь к спасению и уединению».Закройте глаза и вы должны сейчас мысленно представить и почувствовать какой путь вы выберите. А теперь разойтись к выбранным дорогам.

  • Почему вы пошли по этому жизненному пути?
  • С каким настроением вы отправитесь по своей дороге?

Да, ребята, мы – путники на дороге жизни. Она тоже не бывает прямой и гладкой. Нередко на ней встречаются перекрестки – приходится выбирать между добром и злом, правдой и кривдой.

Но каждый из вас уже сделал по своей дороге первые шаги – пусть же она будет счастливой, пусть твой путь будет истинным. Мне очень хочется, чтобы вы вспомнили стихотворение «Доброго пути!»

Поле большое,                                        Хорошо на свете,

Зеленый лесок,                                        Солнышко, свети,

Сколько на свете                                        Пожелай нам, ветер,

Путей и дорог?                                        Доброго пути.

                Доброго, доброго, доброго пути,

                Самого, самого доброго пути!

Слова этого стихотворения как бы пожелание, чтобы путь ваш был легким, счастливым. «Доброе слово сказать – посошок в руку дать».

И уходя сейчас с урока захватите с собой посошок со словами напутствиями («В добрый путь!», «Ангела Хранителя!», «Счастливого пути!», «С Богом!», «Хорошей дороги!»)

Спасибо вам, ребята,  за пройденный урок жизни на «Истоках».

7. Домашнее задание.

        Ст. 48 ответить на вопросы