Участие в конкурсе "Педагог года"

Головач Ирина Григорьевна

В 2014 году приняла участие в муниципальном конкурсе " Педагого года", в котором заняла 2 место.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                     МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

                                                       
«Ресурсный круг»

Цель: расширить знания педагогов в вопросах об использовании активной формы обучения – ресурсный круг.


Задачи: 

- донести до педагогов важность использования активной формы обучения – ресурсный круг.


- развивать коммуникативные формы поведения, способствующие самоактуализации и самоутверждению;

- способствовать содействию благоприятного психологического климата общения членов педагогического коллектива.

Оборудование: компьютер, презентация, медиапроектор, экран, 10 столов, расставленных полукругом.
                                                         
Ход мастер-класса.

«О, сколько нам открытий дивных готовит просвещенья дух...»  Уважаемые  педагоги, рада приветствовать вас на нашей встрече.

1 – й шаг. Презентация педагогического мастерства

Одним из приоритетных направлений в нашей школе является создание системы духовно-нравственного воспитания школьников. Школа должна воспитывать национальное достоинство русского человека, формировать в душах молодого поколения те качества, которые во все времена отличали русский характер: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание, благородство, благочестие и многое др.

На решение этих задач и ориентирован социокультурный курс «Истоки», преподавание которого в нашей школе началось в 2005 году. В 2010 году был введён курс ОРК и СЭ. С этого учебного года в нашей школе преподаётся курс

« Основы духовно – нравственной культуры народов России».

Образовательный и воспитательный потенциал курса реализуется через особые активные формы работы.

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу рассказать вам об одной из активных форм обучения – ресурсный круг, которая позволяет мне, как учителю, организовать учебный процесс так, что практически все учащиеся, оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе познания предполагает, что каждый вносит в него свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет переводить познавательную деятельность на более высокий уровень развития. Эту форму работы я использую и на уроках русского языка, литературы, а также во внеурочной деятельности.

Презентация

Ресурсный круг проводится как в начале урока с целью актуализации имеющихся у учащихся опыта и знаний. Так и в его заключительной части, для того чтобы воспринятая и осмысленная информация была прочувствована учениками, и у них появилась мотивация к её применению. В ресурсном круге необходимо предоставить возможность высказаться каждому ученику.

Все зависит от темы урока и фантазии учителя. Мои ученики уже привыкли   к этой форме,  работают быстро,  выполняют все задания чётко. Тем более появляется возможность свободного передвижения по классу, а это снимает усталость и напряжение.

Главная задача ресурсного круга – это  создание позитивного настроя на общение; развитие ориентации на доброе отношение друг к другу и окружающим, развитие умения договариваться и приходить к единому мнению.

А когда найдёшь  контакт с детьми, и атмосфера на уроке была доброжелательная, в такой обстановке и пойдёт весь урок.

2-й шаг. Методика ресурсного круга.

Ресурсный круг  имеет следующие этапы:

  1. Подготовительный.
  2. Диалог.
  3. Делегирование. В том случае если на занятии присутствуют родители.
  4. Рефлексия. Итоги.

1. На подготовительном этапе тренинга учитель рассказывает о предстоящей работе, раскрывает суть задания, объясняет его значимость, находит такие аспекты, которые будут интересны детям. Необходимо найти точные,  ясные выражения, вызвать прочувствованный отклик и желание выполнить задание. (Длительность не более 5минут).

Важно сформировать спокойную и доброжелательную обстановку, выразить надежду на успех.

2. Основной этап начинается с короткой паузы, в этот момент идет осмысление вопроса, поиск ответа, ребята и родители актуализируют свой опыт.

3.Далее учитель предлагает посоветоваться с родителями (диалог), предложив им свой вариант ответа. Этот диалог длится  2 -3 минуты, затем идет работа в круге: детям делегируется право высказать совместное семейное решение. Если ребенок волнуется и не может сказать сам, отвечает родитель.  Если родители не присутствуют на занятии, то ученики высказывают только свое мнение. Учитель также озвучивает свою позицию (последний).

4. Заключительный этап «Рефлексия». Учитель и ученики анализируют и оценивают результат, приобретая навыки анализа, обратной связи.

На первых порах рефлексия в круге идёт по желанию, постепенно подключаются все. При анализе акцент делается на положительных результатах, определяется то, чему предстоит научиться в будущем, выбрать то, что является  жизненно важным. Учащихся обязательно поощряют. ( Показ поощрения учеников).

 Тренинги, стимулирующие общение, очень полезны и обязательны для общего развития детей. Они учат контролировать свое поведение. Складывается мотив достижения успеха, растет ресурс успеха.

Запланировать точное русло беседы очень сложно, так как неизвестно как будут отвечать дети. Иногда занятие получается импровизированным.

Чтобы наглядно продемонстрировать эту активную форму работы, сегодня, уважаемые коллеги, я попрошу Вас побыть моими учениками. Я приглашаю вас в ресурсный круг. В кругу проще вести открытый разговор. Это еще и возможность некоторое время быть вместе, вот так глаза в глаза, рука к руке. Круг – это гарантия нашей защищенности.

3 – й шаг. Имитационная игра.

Тема: «Жизнь – это..»

  1. Подготовительный этап.

Я хочу поговорить с вами о жизни, о её горестях и радостях, о её скротечности и о смысле

- Попрошу Вас продолжить фразу: « Жизнь – это…»………………………..

- Жизнь – это богатство, которым надо дорожить

От безбожья до Бога - мгновенье одно

От нуля до итога - мгновенье одно,

Береги драгоценное это мгновенье:

Жизнь ни мало, ни много - мгновенье одно.

О.Хаям

Нам свойственно странное противоречивое отношение к жизни: с одной стороны, мы любим жизнь, с другой - не ценим её каждодневно.

  1. Основной этап

Наверняка, каждый из нас хотя бы раз в жизни задавал себе вопрос: В чём смысл жизни? В деньгах, богатстве, славе, власти? Или же в самоусовершенствовании, познании духовных аспектов, гармонии, мире? Возможно, в здоровье, любви, дружбе, детях? Может быть затем, чтобы достичь отличных результатов на Олимпиаде в Сочи, тренируясь целыми сутками напролёт?  Каждый найдёт свой ответ.

Порой человеку кажется, что нет сил жить дальше, но есть люди, которых не сломали жизненные трудности (ветераны ВОВ; люди, пережившие блокаду Ленинграда; инвалиды, которые занимаются спортом и занимают призовые места на олимпиадах)

В жизни этим людям пришлось непросто, но они не сломались, когда судьба обошлась с ними жестоко, и не стали отчаиваться, доказав всем, что нет ничего невозможного.

- Я хочу познакомить Вас с некоторыми из таких замечательных людей.

Дастин Картер подвергся ампутации рук и ног, будучи ещё ребенком, в 5-летнем возрасте, из-за редкого заболевания крови.

В восьмом классе он вступил в школьную команду по вольной борьбе, хотя никто не ожидал, что ему удастся чего-либо достичь в этой области.

И действительно, в течение долгого времени у него ничего не получалось.

Но трудолюбие и ежедневные тренировки принесли свои результаты в старших классах.

Не так давно Картер представил свою школу на первенстве по борьбе в Огайо.

Ему присудили одно из первых мест среди 16 участников в его весовой категории.

А имя этого мужественного молодого человека фигурирует среди имен лучших борцов Америки.

Примечательно, что Дастин борется с абсолютно здоровыми людьми и выигрывает у них в честной схватке.

Просмотр видеоролика

Невероятный человек - Марк Гоффни  появился на свет без рук, но всегда хотел стать музыкантом. Он начал играть на тромбоне, а свою потребность в игре на гитаре реализовал при помощи ног. Так, правой ногой зажимая аккорды, левой он перебирает струны лежащей перед ним на полу гитары. Определить на слух, что человек играет не привычным способом, но ногами, попросту невозможно.

Посмотрите сами.

Просмотр видеоролика.

Следующий человек, о котором я хочу Вам рассказать – это уникальная личность  -

«Кисточка в Божьих руках»

Безрукий художник Григорий Журавлев создавал на самарской земле свои великие творения: зажав зубами кисть, писал Божественной чистоты и красоты святые образа.

Просмотр видеоролика

Но чаще всего люди ропщут и жалуются на свою судьбу. А ведь вместе с тем, говорят, что жаловаться на жизнь – большой грех, ибо у каждого из нас свой крест и нести его нужно достойно.

Человек должен находить смысл каждый день в каждом мгновении, пусть то будет хорошая погода или улыбка родного человека! Ведь так?

Как время беспощадно, скоротечно

И, кажется, лета идут ко дну…

Но лишь учитель зажигает свечи

Когда клянут другие темноту.

И лишь учитель, честен, добр, сердечен

И предан до конца своей мечте

Он потому и зажигает свечи

Чтобы не дать пробиться темноте.

Учитель зажигает свечу

Пусть огонь надежды не погаснет никогда внутри нас, и пусть всегда в нашей жизни горят свечи Веры, Мира, Любви и, конечно, Надежды.

III. Рефлексия

Наша жизнь правда чем-то похожа на пламя свечи, потому что её также легко загасить. Поэтому сейчас мы передадим свечу как символ жизни друг другу. Передавая, будем говорить друг другу добрые слова, которые вы прочитаете.

Видеоролик.

Мы  все с вами разные: работаем в разных школах, преподаем разные предметы, у нас разный возраст. Но у нас есть нечто общее, что объединяет нас на эту минуту. Это – наши ученики. Все мы хотим их всему научить, а еще хотим видеть их добрыми, отзывчивыми – в общем, настоящими людьми. Это наша жизнь.

Дети – это наша жизнь, будущее. И о том, какой будет наша жизнь, мы будем судить по нашим ученикам, которых мы сейчас обучаем, воспитываем.

Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который даётся человеку в руки на мгновение и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям.  Это слова Бернарда Шоу

Я сегодня хочу подарить вам частичку счастья, человечности.

Раздаю цветы

"Ребенок  - это не сосуд который надо заполнить, а  факел, который нужно зажечь,» -  сказал  Франсуа Рабле

Я предлагаю вам его зажечь.

- Давайте все вместе добавим в этой горящий факел частички вашей души, творчества, умения, педагогического чутья и всего самого доброго.

Только в школе, в этом храме могут появляться прекрасные цветы — это наши дети.

А когда все школы Галичского района работают в одном направлении, то есть не только дают знания, но и содействуют развитию ребёнка: расширяют его кругозор, повышают его эрудицию, способствуют приобретению им различных творческих навыков. Вот тогда мы сила, мы одна большая команда  –  один большой горящий факел. А это здорово!

4 шаг. Заключение

В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам. Надеюсь, что все волшебное, тёплое и полезное вы унесёте сегодня с собой и обязательно поделитесь с вашими коллегами и учениками. Ведь не ново, что мы с вами сеем вечное, доброе, славное …

Я хочу подвести итог нашей встречи словами Жан-Жака Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений».


Дерзайте, мечтайте, смелее творите,

А самое главное – деток учите! 



- Всего вам доброго. До новых встреч!
- Благодарю вас за внимание и за плодотворную работу!



Предварительный просмотр:

Разговор с учащимися на тему « Что значит быть здоровым»

Цель: формирование у учащихся  потребности в здоровом образе жизни, ответственности за свое здоровье, негативного отношения к вредным привычкам.

Задачи:

  • развить знания учащихся о здоровье и здорового образа жизни;
  • продемонстрировать учащимся последствия влияния вредных привычек;
  • воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;
  • привлечение детей к здоровому образу жизни.

Форма проведения: комбинированная: беседа, тестирование, упражнения, мини - сценка, просмотр и обсуждение видеоматериала.

  1. Вступление

Учитель: Здравствуйте ребята! Я приехала к Вам из Ореховской школы, чтобы подружиться с Вами и поговорить о здоровье и здоровом образе жизни.

 Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это слово, а это, значит, они желают друг другу здоровья. Это самое дорогое богатство, что есть у человека.

Об этом еще народ говорил издавна, даже сложил пословицы:

У вас на столах слова, попробуйте составить эти пословицы.


Нет здоровья – нет счастья.

Здоровье сгубишь – новое не купишь.

Здоров будешь – все добудешь.

В здоровом теле – здоровый дух.

Здоровый человек – богатый человек.

Здоров будешь - все добудешь.

Здоровому все здорово.

Вот и мы с вами сегодня поговорим о здоровье, как сохранить его, чтобы, взрослея, вы не стали слабыми, больными и беспомощными, а были здоровыми, сильными, могли дать помощь другим, а также имели здоровую семью и были счастливыми.


Итак, тема нашего разговора « Что значит быть здоровым»

  1. Беседа.

Учитель: Как вы думаете, что значит быть здоровым?

Ответы учащихся 

(Слайд 1)

Перед Вами  картинка больного человека.

- Что вы можете сказать о его внешнем виде?

Значит, быть здоровым – это когда у тебя ничего не болит,  хорошее настроение, человек внешне привлекательный, сильный.

3. Тест «Здоровый человек»

Учитель: А сейчас проведём небольшое тестирование и ответим на вопрос: «Как выглядит здоровый человек?»

Инструкция: «У Вас на партах есть варианты ответов. Ваша задача выбрать правильный ответ и поднять карточку с таким же цветом, где написан ваш вариант».

  • бледный, сутулый, высокий, худой
  • стройный, сильный, ловкий, красивый
  • красивый, толстый, маленький, неуклюжий

Слайд 2

- Почему этот ответ Вы считаете правильным?

Учитель: Итак, чтобы быть таким стройным, сильным, ловким, красивым каждому из вас нужно выбрать правильный путь в жизни.

4. Упражнение «Правильный путь к здоровью»

Учитель: Каким он должен быть этот правильный путь? А ответ на этот вопрос мы узнаем, выполнив упражнение. 

Инструкция: у нас приготовлены воздушные шары, но не простые, а с подсказкой и ваша задача выбрать шарик, где написан правильный путь к здоровью.

Ребята выходят к доске, выбирают шарик, объясняют свой выбор и прикрепляют его на доску.

Учитель: Закаливание, чистота, спорт, зарядка, правильное питание, отказ от вредных привычек, прогулки на свежем воздухе – всё это правильный путь к здоровью 

 Всё это делает человека красивым, сильным, ловким и стройным (яркие красивые шары закрепить на доске возле надписи).

А курение, пиво, обжорство, лень, грязь – это всё вредные привычки, а значит неправильный путь к здоровью, так как они вредят нашему здоровью.

5. Упражнение «Вредные привычки»

Учитель: Давайте на примере следующего упражнения посмотрим и убедимся, как вредные привычки влияют на наш организм, и что происходит с ним, когда они закрепляются в нашей жизни. (мячи)

 
– Нужны 7 человек (
на спине закрепляются таблички): организм, курение, обжорство, пиво, грязь.

Инструкция: задача участников с вредными привычками на спине на небольшом расстоянии кидать поочередно мячи участнику с табличкой «организм», а он соответственно обратно им. Сначала, когда проходят первые пробы, организм ещё не замечает, что с ним происходят изменения в худшую сторону (мячи кидают замедленно). Пока он ещё может справиться с этими привычками. Но потом, все эти вредные вещества накапливаются, всё больше и больше (участники с вредными привычками за спиной ускоряют броски мячей).

Организм уже не успевает бороться с ними и начинает происходить сбой: иссякают силы в борьбе с вредными веществами, организм начинает быстро уставать, появляются частые различные заболевания и падает иммунитет. Представьте себе, если человек будет иметь все эти привычки, то организм дает сбой в работе ещё быстрее. Он не справляется с такой напастью вредных веществ.


Учитель: Ну, как будет такой организм здоровым?

Учащиеся: нет

Учитель: Как будет выглядеть такой человек?

Учащиеся: (усталым, бледным, сгорбленным и т.д.)

Слайд 3

Учитель: Так нужны нам такие привычки, которые вредят нашему организму?

Ответы учащихся


Учитель: А, значит, нам срочно надо их уничтожить (смять  шары с надписями вредных привычек, которые остались от предыдущего упражнения)


Итак, отказ от вредных привычек – это правильный путь к здоровью.

6. Просмотр мультфильма «Грязнуля»

или стихотворение

САША-ЗАМАРАШКА

Жил на свете мальчик Саша,

Трусил щетки, а гребня

Опасался как огня.

Позовет его мамаша,

Хочет вымыть, причесать,

Приодеть,— не тут-то было:

Как увидит Саша мыло,

Заревет и ну бежать!

Грязен сам, грязна рубашка,

Локоть продран; волоса —

Что дремучие леса.

Вот он, Саша-Замарашка...

Как ни билась с ним родня,

Выходило проку мало,—

Он боялся, как бывало,

Мыла, щетки и гребня!

Кто ж виной, судите сами,

Что немил наш мальчик всем,

Что, обросши волосами,

Стал барбоскою совсем?

Учитель:Так и хочется вспомнить слова великого детского писателя К.И.Чуйковского:

 Надо, надо умываться по утрам и вечерам. А нечистым трубочистам – стыд и срам! стыд и срам!»

Ребята, представляете в таком виде и с такими руками сядете за стол и будете кушать – все эти микробы что у вас на руках попадут внутрь, а там будут размножаться их будет все больше и больше, начнутся разные заболевания, от которых организм начнет слабеть.

 - Тогда как вы думаете, будет такой человек здоров

УчительИтак, мы смело можем сказать, что чистота – это тоже залог здоровья, а значит это правильный путь.

7. Индивидуальное задание «Ромашка»

Учитель: Также ребята, чтобы говорить о здоровье, нужно обязательно вспомнить и о спорте. Ведь без зарядки, без занятия каким-либо спортом, мы не будем иметь силу, красоту тела, а также и хорошего настроения, заряда бодрости.

Учитель: Сейчас небольшое задание: каждый из вас получит по лепесточку от ромашки, на котором вы должны написать какой вид спорта вы знаете, а мы потом соберем из ваших лепестков цветочек.

- Какие вы молодцы, как много видов спорта вы знаете, у нас ромашка получилась такая шикарная.

- Ребята, а как можно добиться успехов в спорте?

Принято считать, что здоровым человеком называют того, кто физически здоров. Но здоровым можно считать и того, кто здоров духовно. Порой человеку кажется, что нет сил жить дальше, но есть люди, которых не сломали жизненные трудности (ветераны ВОВ; люди, пережившие блокаду Ленинграда; инвалиды, которые занимаются спортом и занимают призовые места на олимпиадах)

Я хочу познакомить вас с удивительным мальчиком - Дастин Картером, который

 (Слайд 4) подвергся ампутации рук и ног, будучи ещё ребенком, в 5-летнем возрасте, из-за редкого заболевания крови. В восьмом классе он вступил в школьную команду по вольной борьбе, хотя никто не ожидал, что ему удастся чего-либо достичь в этой области. И действительно, в течение долгого времени у него ничего не получалось. Но трудолюбие и ежедневные тренировки принесли свои результаты в старших классах. Не так давно Картер представил свою школу на первенстве по борьбе в Огайо. Ему присудили одно из первых мест среди 16 участников в его весовой категории. А имя этого мужественного молодого человека фигурирует среди имен лучших борцов Америки. Примечательно, что Дастин борется с абсолютно здоровыми людьми и выигрывает у них в честной схватке.

8. Просмотр видео о чемпионе спорта

Учитель: Ребята, как можно добиться успехов в спорте. (Обсуждение просмотренного)


Учитель: Здесь мы можем смело сказать, что успехов можно добиться только систематическими тренировками, не зазнаваться, не лениться, а упорно трудиться.

- Ребята, а какие спортивные кружки, секции посещаете вы?

Учитель: Мне  очень приятно видеть вас и слышать, что вы не равнодушны к спорту. Посещаете школьные секции и другие спортивные кружки, а значит, вы выбираете правильный путь к здоровью. Я  надеюсь, что спорт для вас имеет большое значение, и вы сможете добиться хороших успехов, иметь крепкое здоровье, быть стройным, сильным, ловким, красивым.

9. Заключение

Учитель: Итак, дорогие ребята, вы вступаете в ответственную пору своего развития – пору взросления. И очень важно «правильно повзрослеть»: не приобрести вредных привычек, главное научиться управлять своим организмом, чтобы сохранить и укрепить здоровье. Ведь от этого будет зависеть ваша дальнейшая жизнь – а, именно, каким ты вырастешь, чем сможешь заниматься, какая у тебя будет семья и многое другое. Ведь быть здоровым – это здорово!

Просмотр видео « Быть здоровым это здорово»

__________________________________________________________

От того, что и как мы едим, зависит наше здоровье, настроение, самочувствие. Правильное питание - это важнейшее условие здорового образа жизни.

 Игра «Полезная десятка»

Учитель: Врачи-диетологи определили не только самые вредные продукты, но и самые полезные. Эти продукты всем нам известны. Что же это за продукты? Предлагаю вам игру. Я буду описывать свойства этих продуктов, а вы попробуйте угадать, о чём идет речь.

(Учитель читает загадки, а когда дети отгадывают, он показывает этот продукт)

  1. В каждом саду можно найти эти замечательные фрукты. Они полезны во всех отношениях: в них есть кислоты, которые борются с гнилостными бактериями в желудке; в состав их входит вещество (кверцетин), которое препятствует росту раковых клеток; они очень полезны для работы сердечно-сосудистой системы. Врачи советуют каждый день есть эти фрукты на полдник, чтобы получить все необходимые микроэлементы. Что это за фрукты? (Яблоки.)

  1. Этот овощ - кладезь всех витаминов, минералов и микроэлементов и защита от всех болезней. Каждый день мы добавляем его почти во все блюда. Он улучшает работу печени, щитовидной железы, лечит простуду. В этом продукте очень много целебных веществ -фитонцидов, которые уничтожают микробы. Соком этого растения лечат насморк, а если его потереть и приложить к пяткам на ночь, то утром никакой простуды не будет. Лечебные свойства это овоща не пропадают даже при термической обработке. (Лук.)

  1. Этот овощ тоже силен в борьбе с простудой. Кроме этого он наводит порядок в желудке, убивая вредные микроорганизмы. Он очень полезен в сыром виде, но его резкий запах мешает общению с людьми. (Чеснок.)

  1. Этот оранжевый корнеплод богат витаминами и минералами. Но особенно много в нем витамина А. Очень полезен этот продукт для зрения, также он препятствует развитию рака, особенно рака кожи. Этот корнеплод лучше всего употреблять в сыром виде, потому что после приготовления он теряет много полезных веществ. (Морковь.)

  1. В очищенном виде этот продукт похож на мозг человека, поэтому считается, что он «ума, силы и памяти прибавляет». Полезен он также для сердца, для зрения, для обмена веществ. Этот продукт можно есть в сыром виде, можно его использовать в салатах, начинках для теста, в кондитерских изделиях. (Грецкий орех.)

  1. Этот продукт моря является источником ценного белка и вполне может заменить мясо. Для японцев это основной продукт питания, который и делает их чемпионами долголетия. Но кроме белка в этом продукте много фосфора, который «отвечает» за кости и почки. Больше всего этого продукта едят в Ирландии -92 кг в год. А в России - только 15 кг. (Рыба.)

  1. Этот белый напиток животного происхождения просто необходим человеку с первого дня рождения. В нем содержится белок, жир, кальций, который укрепляет кости. Из этого напитка с помощью бактерий люди научились делать сотни полезных продуктов. (Молоко.)

  1. Этот продукт - не только природный заменитель сахара, но и готовое лекарство от многих болезней. Им лечат простудные заболевания, болезни кожи, сердца. А красавицы с древних времен применяли этот продукт для ухода за кожей. (Мед.)

  1. Этот сладкий тропический фрукт обладает целебными свойствами: снимает стрессы, восполняют утраченные силы, повышает уровень гемоглобина в крови, обеспечивает мозг кислородом, улучшает работу сердца. Он содержит огромное количество витаминов А, С, В6. Но тем, кто переживает за свою талию, увлекаться этим продуктом не стоит. В нем слишком много калорий. (Бананы.)

  1.  Родина этого ароматного напитка - Китай. Именно здесь научились выращивать чудесные листья, которые дают золотистый бодрящий настой. Этот настой называют «лекарством от тьмы болезней». Он снимает усталость, улучшает работу сердца, предотвращает кариес, препятствует развитию раковых опухолей, способствует долголетию, дает эффект омоложения. Четыре тысячи лет употребляют люди этот напиток. Сотни сортов его можно встретить на прилавках. Желтый, красный, черный, белый. Но сами китайцы отдают предпочтение зеленому. Считается, что именно он самый полезный. Но только заваривать его надо в натуральном виде, из листьев, а не из пакетиков. (Зеленый чай.)

Учитель: Вот вы и угадали всю «полезную десятку». Вот она перед вами (читает). Эти продукты должны быть у всех на столе. Но это не значит, что нужно питаться только ими. В употреблении любого продукта нужно знать меру, учитывать свой возраст. Нужно также обращать внимание на качество продукта, степень его свежести. Ведь даже самым полезным продуктом можно отравиться.