Мой учебный кабинет

Головач Ирина Григорьевна

 

Кабинет русского языка и литературы

МОУ Ореховской СОШ

По программе модернизации образования в 2012-2013 учебном году в нашу школу поступило новое цифровое оборудование.

В кабинете русского языка и литературы используется следующее техническое оборудование : документ-камера,

 интерактивная доска,   интерактивный планшет, персональные ноутбуки, мультимедийный  проектор, система оперативного контроля знаний. Оборудование активно используется педагогами на уроках и во внеурочной деятельности.

Информационные образовательные ресурсы: электронные приложения к учебникам, электронные наглядные пособия, электронные тренажёры и практикумы, УМК.

Программное обеспечение:

1. Системное программное обеспечение: операционная система Windows, антивирусная программа Касперского, архиваторы.

2. Прикладное программное обеспечение:

- текстовые процессоры,

- табличные процессоры;

- графические редакторы;

- система мультимедиа;

- браузеры интернета;

- почтовые программы;

- приложение общего назначения – текстовые и графические редакторы;

- тренажёры;

- программы для обучения: фонохрестоматия, электронные пособия к учебникам,

электронные учебники, репетиторы

 

 

Использование ЦО

 компьютер : для выполнения  исследовательских и проектных работ, выполнения электронных заданий, создания текстов, презентаций, докладов, сообщений.

документ-камера:   демонстрация в реальном времени мелких или существующих в единственном экземпляре текстов, например, страница книги, фотографии, иллюстрации. С помощью документ-камеры всё это становится максимально доступным, наглядным.

интерактивная доска: позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет- ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию

интерактивный планшет: используется на уроке в качестве инструмента доступа к электронным словарям и энциклопедиям ( например, для выяснения незнакомого понятия или места ударения в слове), а также для решения тестов в режиме онлайн.

персональные ноутбуки:  для выполнения  исследовательских и проектных работ, выполнения электронных заданий, создания текстов, презентаций, докладов, сообщений.

мультимедийный  проектор:  демонстрация презентаций, фильмов;

система оперативного контроля знаний: контроль знаний учащихся при помощи тестов и словарных диктантов, перфокарт.

 

1.В своей работе я использую документ – камеру.

Например, на этапе проверки письменного домашнего задания работа в тетради с домашним заданием проецируется на экран, а ученики комментируют своё решение. Это ускоряет процесс проверки, повышается мотивация к обучению, к аккуратному и правильно решенному домашнему заданию.

На этапе закрепления знаний на уроке литературы в 6 классе по басням И. А. Крылова сетку   кроссворда с вопросами проецируем на экран, а ученики отгадывают его.

2. Использую следующие формы работы с интерактивной доской:

  • работа с текстом и изображениями;
  • создание заметок с помощью электронных чернил;
  • коллективный просмотр электронных энциклопедий и хрестоматий;
  • коллективная работа с заданиями электронных образовательных программ "1С: Репетитор. Русский язык", "Фраза" и др.;
  • коллективная работа с электронными образовательными ресурсами;
  • создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;
  • демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов;
  • демонстрация презентаций, созданных учащимися;
  • использование электронных интерактивных образовательных ресурсов.

Например, урок русского языка в 5 класса по теме «Буквы О и А в корнях  -лаг-лож»

В данной работе представлены задания, которые предлагались учащимся 5-го класса на уроке по теме «Буквы О и А в корнях –лаг-лож-» с использованием интерактивной доски

Smart ПО Notebook 10 (вариант Power Point ).

 

Слайд 1. Учащиеся вспоминают, что изучает раздел языкознания «Морфемика», почему он связан с орфографией и орфоэпией. Орфоэпическая разминка.

 

Слайд 2. Словарный диктант с самопроверкой (непроверяемые безударные гласные в корне слова).

 

Слайд 3.Учащиеся вспоминают, что безударные гласные в корне слова бывают трех видов и знакомятся на примере опорных слов с правилом написания корней –лаг-лож-. Используется анимация. Закрепляется правило словарной работой «О или А?» Используется анимация.

 

Слайд 4.Составить и записать словосочетания. Используется функция движения объектов и утилита множественного клонирования.

 

Слайд 5. Проверка объяснительного диктанта. Используется функция движения объектов и утилита множественного клонирования ( запятая ).

 

Слайды 6-7. Творческая работа с текстом, создание собственного текста по аналогии (предварительный пунктуационный и орфографический анализ ).

Благодарность за работу на уроке. Используются шторки (убираются).

 

3. Сферы применения планшета и его преимущества

Для образования  интерактивный планшет является отличным решением для проведения уроков, лекций, семинаров. Портативность обеспечивает свободное перемещение в помещении, не прерывая выступление. Работа с ним позволяет организовать работу в любой точке класса. В любой удобный момент устройство может быть передано другому участнику, который может, не вставая с места, внести дополнения к материалу. Использование планшета стимулирует активность группы и обеспечивает общее участие и вовлеченность в динамичный процесс. Кроме всего прочего, на дисплей планшета могут быть выведены результаты проведенных опросов и тестов с помощью системы интерактивного голосования.

С помощью планшета можно выполнять презентации и тренинги.Можно организовать индивидуальную или групповую работу с презентацией. По окончанию работы все файлы можно сохранять на электронных носителях и каждый участник сможет получить копию и самостоятельно использовать и анализировать данную информацию.

 

4. Очень часто провожу свои уроки с   помощью мультимедийного проектора: демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point.

 Использование данной технологии позволяет:
1. Значительно сэкономить время на уроке .
2. Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Использование презентаций позволяют учащимся полнее окунуться в атмосферу изучаемого времени, понять личность писателя, художника, общественного деятеля. 
 

5. Я по-разному применяю компьютер или ноутбук в работе: на уроках, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по предметам, в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты и т. д. Компьютер использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу), наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций), индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля.

Я применяю компьютер на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащение словарного запаса, овладение нормами литературного языка, знание лингвистических и литературоведческих терминов, формирование общеучебных умений и навыков.

Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающегося. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний.


Методика преподавания русского языка и литературы с использованием компьютера как технического средства обучения, позволяет интенсифицировать процесс обучения: 
 

·         повысить темп урока; 

·         увеличить долю самостоятельной работы учащихся; 

·         проверить усвоение теоретических знаний у всех учащихся; 

·         углубить степень отработки практических умений и навыков; 

·         вести дифференцированную работу с каждым учеником; 

·         выявить пробелы в его грамотности; 

·         выработать умение составлять алгоритмы. 


С помощью компьютера я  организую выполнение всех известных типов упражнений (вставка орфограмм, постановка знаков препинания, редактирование текстов и др.). Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля над усвоением знаний и формированием навыков учащихся.

Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:

1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point); 

2) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы); 


3) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", «Фраза», энциклопедии, развивающие программы); 


4) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий; 


5) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.). 

При помощи компьютера или ноутбука на уроках можно выполнить:

Творческие проекты: совместная газета; сочинение; видеофильм; драматическая постановка; праздник; статья; альманах; альбом; мультимедийный компьютерный проект.


Практико-ориентированные (прикладные) проекты: справочный материал; словарь;  наглядное пособие.


Исследовательские проекты: выявление и постановка проблемы исследования; формулирование гипотезы; планирование и разработка исследовательских действий; сбор данных; сопоставление данных и умозаключений, их проверка; подготовка и написание (оформление) сообщения; выступление с подготовленным сообщением; переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы; построение выводов, заключений; оформление результатов.

 

6. В своей деятельности я использую следующие виды оперативного контроля:

- выступление с опорой на мультимедиа презентацию;

- компьютерное тестирование;

- использование электронных образовательных ресурсов.